Трактора Т-150 и Т-150 К — характеристики, область применения

История трактора

В середине-конце 50-х годов XX в. ВГТЗ массово производил трактора ДТ-54. Это были хотя и многофункциональные, но технически и морально устаревающие машины, наследовавшие конструктивные решения еще довоенных времен. Советскому государству нужна была новая сельхозтехника, создание которой поручили Волгоградскому (тогда еще Сталинградскому) Тракторному Заводу.

ДТ 75 архив

Изначально предполагалось, что на смену «пятьдесят четвертому» придет модель ДТ-56. Ее закончили прорабатывать к 1958 году, но модель провалила государственные испытания и не была рекомендована к серийному выпуску.

Разработка совершенно нового трактора началась с приходом на ВГТЗ конструктора М. А. Шарова. Устроившись работать на крупнейшее тракторостроительное предприятие советского государства, Шаров поставил амбициозную задачу – разработать и начать выпуск новых тракторов, глубоко модернизировав имеющиеся образцы пахотной техники.

Пробные модели ДТ-75 были собраны 16 июля 1959 г. То, какие имеет трактор ДТ 75 характеристики, удовлетворило проверяющих, машины показали серьезное превосходство над зарубежными гусеничными аналогами. Отмечался вес новинки: масса трактора ДТ 75 позволяет ему работать на мягких или заболоченных грунтах. И к маю 1960 г. руководство ВГТЗ распорядилось о начале модернизации производства для переподготовки линий к ДТ-75. Массовый выпуск наладили к 1963, 30 декабря этого года конвейер покинул последний ДТ-54, а вслед за ним – «первенец» ДТ-75, собранный на главном конвейере. С этого момента началась долгая история этого трактора, продолжающаяся и сегодня. По данным 2009 года завод изготовил более 2 млн 741 тыс. экземпляров ДТ 75.

Архивное фото ДТ 75 первого поколения:

ДТ 75 первого поколения

Интересно: с 1965 года машины поставлялись на экспорт в некоторые страны соцблока, на Кубу и ряд африканских государств. Это как способствовало развитию их сельского хозяйство, так и повышало авторитет отечественного машиностроения.

Машина пережила несколько модернизаций и делалась в нескольких модификациях. К 2009 году трактор прошел через очередное обновление и рестайлинг: его снабдили новым финским ДВС Sisu, производимым на моторо-тракторном заводе во Владимире, и современной кабиной. Индекс трактора поменялся, он выпускается с торговым названием «Агромаш 90 ТГ».

Важно: нельзя путать рассматриваемый трактор с машиной Харьковского тракторного завода, выпускавшейся со схожим индексом. Трактор Т 75 от ХТЗ был модернизацией ДТ-54.

Т 75 от ХТЗ

Модельный ряд

Поколения тракторов

История ДТ-75 различает три поколения машин:

  • первое – 1963-1978 гг.;
  • второе – с 1978 по 2009 гг.;
  • третье – с 2014 г.

Трактор первого поколения:

первого поколения

Второе:

Второе поколение

Как видно, их визуально отличает конструкция кабины. В первом таковая была заимствована от автомобиля ГАЗ-51, очертания узнаваемы. Второе поколение уже оснащалось новой кабиной с панорамным обзором, увеличенной и подрессоренной. Также для комфорта машиниста в модифицированной модели предусматривалась система вентиляции.

Еще одно отличие – топливный бак. У базовой версии ДТ-75 он располагался сзади, у обновленной (с индексом М) – сбоку от кабины. За такое размещение трактористы иронично называли машину «почтальоном» (бак напоминал почтовую сумку), шутливое имя прижилось. В дальнейшем топливная емкость переместили на место позади кабины. Так же можете прочитать про Минитрактор Русич Т-12, 15, 18, 21. Обзор моделей.

Интересно: после запуска в производство второго поколения на завод со всего СССР приходили письма с требованиями оставить в производстве первое, настолько хорошую имел репутацию и высокое доверие дорестайлинговый, как сказали бы сейчас, трактор.

Имелись отличия и в силовых агрегатах.

ПоколениеДвигатель
ПервоеДизель СМ-14, 75 л.с., и модификации
ВтороеДизели А-41, А-41СИ, 90 л.с.
Турбодизель (ТД) СМД-18Н, 95 л.с.
Дизель Д-440-21 (на трактора, выпущенные в Павлодаре)
Дизель СМД-66, 170 л.с.
Дизель РМ-120, 100 л.с.

Третье поколение претерпело дополнительные изменения:

  • усиленный круглой трубой капот;
  • боковые листы из пластика заменены на металлические;
  • газовые фиксаторы капота усилены;
  • изменена система запуска/остановки двигателя с кнопки;
  • прочие модификации.

Строение двигателя СМД-22 / 22а

Моторы рядные 4-тактные, 4-цилиндровые с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Цилиндры с рабочим объёмом 6,3 л, имеют диаметр 120 миллиметров. Поршень имеет ход 140 мм.

Устройства состоят из:

  • блока-картера;
  • головки цилиндров;
  • кривошипно-шатунного механизма;
  • механизма газораспределения;
  • сборочных единиц систем питания топливом и воздухом;
  • системы охлаждения, смазки и выпуска;
  • пускового устройства.

ДТ-75К

Модель с этим индексом предназначалась для условий крутых склонов – операции на горнорудных разработках и т. п. 75к оснащался специальной системой предотвращения опрокидывания. Еще одно любопытное отличие – конструкция кабины: сиденья располагались друг напротив друга, что, вкупе с рядом других технических особенностей (наличие реверс-редуктора, пары навесок, организация управления прямым и задним ходом с помощью одних и тех же контрольных органов), позволяло работать «челночным» способом. Производился с 1972 г.

ДТ-75К

На трактор ставился дизельный ДВС СМД-14 НГ с жидкостной охлаждающей системой. От базовой модели трактор отличался многими элементами:

  • сиденьями;
  • конструкцией рамы;
  • тормозами на заднем мосту;
  • организацией управления;
  • узлами гидросистемы и маслопроводами;
  • электрической схемой;
  • конструкцией гусениц, и др.

Для работ в затрудненных условиях трактор дополнительно комплектовался особыми ведущими колесами, пригодными к установке болотоходных гусениц, как на ДТ-75Б. Так же можете прочитать про Трактор Камаз – Модельный ряд.

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.

Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Агромаш 90-ТГ

Агромаш 90-ТГ

Как отмечает сам производитель, с формальной точки зрения это лишь глубокий рестайлинг «семьдесят пятого». Но это не совсем верно, несмотря на то, что трактор наследует многие идеи от заслуженного предка. Серьезному изменению, например, подвергся внешний вид. Кабина звуко- вибро- и шумоизолирована, оснащена калорифером и кондиционером.

Важное изменение коснулось рабочих органов. Если у предшественников управление было гидравлическим, новый трактор работает на пневмоприводах, благодаря чему аппарат легче управляется, а тракторист меньше устает. Также 90-ТГ лишен педалей остановочного тормоза, они стали не нужны после внедрения сблокированного управления поворотным механизмом.

Интересно: приборная панель снабжена индикаторным блоком, куда выводится информация о состоянии узлов трактора, их наработке, также система сообщает о необходимости технического обслуживания.

Пневмокомпрессор дает еще одно важное преимущество: машинист может воздушным потоком очищать воздушные фильтры, радиатор и т. д., или, например, подкачивать шины сельскохозяйственной техники, работающей в связке.

Была значительно доработана ходовая система: ее снабдили балансирной подвеской, благодаря которой трактор стал двигаться плавнее и ровнее. Заказчику доступны два типа гусениц:

  • с ОМШ – открытыми металлическими шарнирами;
  • резиноармированные (РАГ).

Последние делают трактор менее шумным, снижают вибрацию и негативное влияние на почву, легче в обслуживании. Кроме того, они позволяют машине легче двигаться по асфальту и другим твердым покрытиям, не повреждая их.

Коды тракторов и оборудования

Производитель классифицирует актуальные трактора линейки ДТ-75 по следующим типам:

ОбозначениеТип двигателя
ДТ-75ДА-41
ДТ-75ЛМД-245.25
ДТ-75НСМД-18Н
ДТ-75РМРМ-120

Как становится понятно, Д обозначает силовой агрегат А-41 от «Алтайского моторного завода. В букве М зашифрован дизель «Минского моторного завода».

Технические характеристики

ДТ-75 – тяжелая машина третьего тягового класса. Технические характеристики модификаций тракторов ДТ-75 зависят от возможностей базовой платформы, комплектации, поколения и дополнительного оборудования. Основные параметры представлены в таблице ниже:

ПараметрЗначение
Силовая установкаА-41
Класс3 тяговый класс
Мощность (эксплуатационная)95 л.с.
Передачи переднего хода7 (базовая поставка)
23 (с ходоуменьшителем)
14 (с реверс-редуктором)
Задние передачи1 (в базе)
5 – (с ХУ)
7 (с РР)
СкоростьДо 11.2 км/ч, в зависимости от модели и комплектации
Длина продольной базы1.612 м.
Колея1.33 м.
Клиренс38 см.
Ширина гусениц38-47 см.
Габариты (длина-ширина-высота), м.4.4-1.85-2.71
Сколько весит трактор ДТ 756.95 т.
Грузоподъемность (по осям шарниров)2.6 т.

Каталог СМД-109А

Главная \ Каталог СМД-109А

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГОМ

Каталог содержит основную номенклатуру сборочных единиц и деталей дробилки щековой СМД-109 А — Р (с ручным регулированием щели), которые могут быть заказаны как запасные части для нужд эксплуатации и ремонта.

Сборочные единицы с входящими в них деталями изображены на рисунках (иллюстрациях); все детали обозначены номерами позиций в возрастающем порядке.

В спецификациях, относящихся к каждому рисунку, приведены номера позиций, обозначение, наименования сборочных единиц и количество их на сборочную единицу.

Общие виды сложных сборочных единиц изображены на нескольких листах (иллюстрациях).

При оформлении заказов на запасные части необходимо указать:

  1. Модель изделия и его заводской номер.
  2. Обозначение, наименование детали или сборочной единицы по каталогу и требуемое количество.
  3. ТУ 4843-11-05805263-2005

*- на чертеже не показано.

ПЕРЕЧЕНЬ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ

Обозначение Наименование № рисунка
104900000000 Дробилка щековая с приводом модели СМД-109А-Р в сборе 1
104901200020 Дробилка щековая СМД-109А-Р 2,3
104901100000 Станина 4
104900200010 Щека в сборе 5,6,7
104890500000 Механизм регулирования щели 8
484490500000 Привод 9

Рис.1 104900000000 Дробилка щековая с приводом СМД-109 А-Р

Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг
1 484480800000 Бункер 1 102,00
2 Болт М20 6gх70.46.019

ГОСТ 7796

6 0,219
3 104901200000 Дробилка щековая ЩДС-I-4х9 1 10920,00
4 Ремень С(В)-5000.0

ГОСТ-1284.1

7 1,5
5 484490500000 Привод 1 600,00
6 484491000000 Ограждение привода 1 123,00
7 484490700000 Ограждение маховика 1 78,7
8 Болт 1.2 М16х300 ст3кп2

ГОСТ 4379.1

10 0,54
9 Гайка М16-6Н.5.019

ГОСТ 5915

20 0,037
10 Шайба С20.02Ст3кп.019

ГОСТ 11371

6 0,016
11 Гайка М20-6Н.5.019

ГОСТ 5915

6 0,035
12 Болт 1.2М36х1250

ГОСТ 24379.1

4 10,72
13 Гайка М36-6Н.5.019

ГОСТ 5915

8 0,416
14 Болт 1.2 М20х400 ГОСТ 24379.1 4 1,12
15 Гайка М20-6Н.5.019 ГОСТ 5915 8 0,035
* 104901610000 Шкаф управления СМД-109 А-Р 1 66,00


Рис.2,3 104901200020 Дробилка щековая СМД-109 А-Р
Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг
1 481480000800 Шайба 2 0,8
2 Гайка М24-6Н.5.019

ГОСТ 5915

4 0,055
3 484490000400 Клин верхний правый 1 60,00
4 481480000700 Болт специальный 2 0,60
5 481680000200 Клин нижний правый 1 18,00
6 104901100000 Станина 1 3393,83
7 484490000500 Клин верхний левый 1 60,00
8 481680000300 Клин нижний левый 1 18,00
9 484490000200 Плита дробящая неподвижная 1 488,00
10 Ось 6- 30h12х100 1 0,016
11 482200000600 Сухарь к тяге 1 0,9
12 Шплинт 6,3х40.019 ГОСТ 397 3 0,037
13 0.40951400114 Винт 1 0,6
14 Гайка М16-6Н5.019

ГОСТ 5915

2 0,037
15 Шайба 16.65Г.019

ГОСТ 6402

2 0,008
16 Болт М16-6gх80.46.019

ГОСТ 7796

2 0,152
17 482540070000 Ограждение пружины 1 16,2
18 Гайка М24-6Н.5.019 ГОСТ 5915 2 0,122
19 Шайба С30.02Ст3сп3.019

ГОСТ 11371

1 0,0504
20 482540020000 Тяга пружины 1 17,5
21 484490000600 Плита распорная 1 140,0
22 484480010000 Звено распорное 1 10,0
23 482540050000 Трещетка 1 4,05
24 482440000600 Пружина 1 29,9
25 104890500000 Механизм регулирования щели 1 312,45
26 482540002100 Тарелка пружины 1 3,3
27 104900200010 Щека в сборе 1 5632,00

Рис.4 104901100000 Станина

Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг
1 Рым-болт М16.019

ГОСТ 4751

2 0,31
2 Шплинт 8х90.019

ГОСТ 397

8 0,04
3 Гайка М48х3-6Н.8.019

ГОСТ 5918

4 0,0143
4 Шпилька М48х3

ГОСТ 397

4 7,8
5 481620104400 Гайка 4 0,856

Рис.5,6,7 104900200010 Щека в сборе

Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг., м
1 482200202800 Клин правый 1 19,00
2 482200203500 Клин левый 1 19,00
3 0.409511002-07 Болт 4 0,6
4 104900201600 Прокладка 85х250х3 6 0,5
5 484490201600 Плита дробящая 1 520
6 104900200200 Щека 1 2000
7 Пробка G ¾-В 7 0,17
8 Шайба 27/35 7 0,02
9 484480203100 Гайка 4 1,1
10 485600200400 Пружина 4 2,32
11 Болт М12-6gх25.46.019

ГОСТ 7796

5 0,034
12 482200204700 Планка 1 1,05
13 481620201700 Фартук 1 2,4
14 484480202900 Сухарь 1 14,00
15 Болт 3М20-6х50.46.019

ГОСТ 7796

6 0,219
16 484480202300 Планка 2 1,5
17 Болт М20-6gх50.66.019 ГОСТ 7796 36 0,219
18 483570300800 Стопор 24 0,04
19 483570300900 Шайба отгибная 24 0,04
20 Масленка 1.2 Ц6хр 2 0,01
21 104900200610 Крышка щеки 2 37,0
22 0.305.321.00119 Манжета 1.2-270х320 4 0,15
23 104900200700 Прокладка 2 0,06
24 104890200700 Втулка 2 9,7
25 Подшипник 3002244КМ ГОСТ 520 2 120,00
26 482540201400 Кольцо упорное 2 2,5
27 104900200100 Вал эксцентриковый 1 535,00
28 Штифт 2.20х40 2 0,197
29 Тавотница ТРГ-3/8” 4 0,028
30 Проволока 2,0-I 3 м 0,24
31 482440302800 Шайба концевая 2 5,3
32 104900201100 Шкив 1 715,00
33 484490201400 Втулка 2 6,5
34 Шайба 20 65Г.019 ГОСТ 6402 12 0,002
35 104900200400 Крышка стакана 2 35,00
36 0.305.321.00117 Манжета 1.2-220х260 4 0,136
37 Гайка М180х3-6Н.06.06.019

ГОСТ 11871

2 3,546
38 Шайба Н180.02Ст3кп 2 1,9
39 104900200500 Прокладка 2 0,045
40 Подшипник 13636 АМН ГОСТ 520 2 106,00
41 484490201100 Кольцо 2 8,05
42 104900210000 Стакан левый 1 126,00
43 482540200900 Кольцо резиновое 2 0,42
44 104900220000 Стакан правый 1 127,00
45 482540800400 Маховик 1 750,00
46 482540800600 Шпонка тангенциальная 2 0,8
47 483640401400 Шпонка тангенциальная 2 0,87
48 Болт 3М30-6qх70.46.019 6 0,557


Рис.8 104890500000 Механизм регулирования щели
Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг
1 Болт М16-6qх40.46.019 ГОСТ 7796 12 0,152
2 Шайба 16.65Г.019 ГОСТ 6402 12 0,008
3 Шайба С16.02Ст3кп.019 ГОСТ 11371 12 0,04
4 481680003600 Гайка левая 1 3,2
5 104890501100 Винт 1 19,4
6 104890300500 Планка 1 18,6
7 481680003500 Гайка правая 1 3,2
8 104890540010 Крышка в сборе 1 7,7
9 Масленка 1.2 Ц6хр ГОСТ 19853 2 0,01
10 104890540000 Крышка в сборе 1 7,7
11 0.403.14100620 Кольцо 2 0,122
12 104890300900 Клин регулировочный 2 54,0
13 104890300700 Фартук 2 0,1
14 Болт М10-6qх25.46.019 ГОСТ 7796 4 0,0436
15 104890330000 Ползун 1 128,00
16 Штифт 2.20х40 ГОСТ3128 1 0,197
17 484480202900 Сухарь 1 14,00
18 Шайба С10.02 Ст3кп.019

ГОСТ 11371

4 0,003
19 Гайка М10-6Н.5.019 ГОСТ 5915 4 0,001

Рис.9 484490500000 Привод

Номер позиции Обозначение Наименование сборочных единиц, деталей Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу Масса, ед., кг, м
1 А250S6Т1 Электродвигатель N=45 кВт, n=1000 об/мин, U=220/380 В, f=50 Гц 1 440,00
2 482280003000 Упор 2 0,22
3 Гайка М20-6Н.5.019

ГОСТ 5915

16 0,071
4 4817212002000 Болт крепежный 4 0,603
5 Винт натяжной М24х220.019 2 0,5
6 482270105800 Упор 2 1,2
7 484490500100 Шкив 1 67,00
8 Шайба концевая 90 1 0,4
9 Болт 3М12-6gх30.46.019

ГОСТ 7796

2 0,038
10 Проволока 2,0-I

ГОСТ 3282

0,5 м 0,24
11 482270105400 Палец 2 0,75
12 484490510000 Салазки 1 38,0

Конструктивные особенности

Инженеры защитили двигатель трактора от неизбежных при работе, особенно в сложных условиях, пыли и прочих загрязнений: функцию защиты выполняет капот, прикрывающий силовой агрегат со всех сторон. Спереди под капотом расположены масляный и водяной радиатор, прикрытые дополнительно брезентовой шторкой. Задняя часть двигателя содержит механизм передач вместе с муфтой сцепления, КПП, карданную передачу, увеличитель крутящего момента и задний мост. Все эти компоненты упакованы в одном литом корпусе. Если комплектация подразумевает наличие ВОМ, он монтируется рядом с этим узлом.

Схема коробки ДТ-75:

коробки ДТ-75

Узел во вскрытом виде:

Узел вскрытый

Для облегчения пуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Трактор оснащается планетарным механизмом увеличения момента тяги, благодаря чему общее тяговое усилие на любой передаче вырастает на четверть (следует отметить, что платой за это становится снижение максимальной скорости). Такая система позволяет трактору без понижения передачи преодолевать сложные участки поверхности.

КПП ДТ-75 механическая, имеет по умолчанию 7 передних передач и одну реверсивную (то, какой имеет трактор ДТ 75 диапазон скоростей, зависит от комплектации). Планетарный поворотный механизм встроен в конструкцию заднего моста, и весь узел, как уже упоминалось, собран единым узлом: это обеспечило дополнительную жесткость каркаса, попутно дополнительно защитив чувствительную к чистоте трансмиссию от грязи.

ВОМ вращается от редуктора, монтируемого на задней стенке корпуса трансмиссии. Для активации вала машинисту можно не покидать кабину трактора, рычаг ВОМ входит в число органов управления на месте водителя.

Регулировка клапанов в двигателе СМД-60/62

Опыт эксплуатации

Количество выпущенных тракторов серии ДТ-75, приведенное в начале статьи, говорит само за себя: потребитель охотно пользуется этой техникой, и спрос на нее был и остается стабильно высоким.

Владельцы тракторов отмечают большое число модификаций под самые разные типы – от обычных сельхозработ до операций в тяжелых условиях – на торфяниках, болотах и т. д. Трактора могут быть бульдозерами, тягачами, работать с навесной сельскохозяйственной техникой и т.д.

Отдельно отмечают их исключительную надежность. Люди с опытом работы на ДТ-75 награждают его многими приятными эпитетами: неприхотливый, ремонтопригодный, многофункциональный, выносливый. Говорят про него даже, что он «неубиваем». После модификаций и рестайлинга трактористы утверждают, что машине улучшили характеристики, добавили комфорта, управляемости и маневренности.

Это действительно так, особенно в плане надежности: при должном уходе ДТ-75 будет верно служить десятилетиями. Ключевое слово здесь – «при должном уходе», без надлежащего обслуживания и при наплевательском отношении даже эта техника, наследующая опыт советских конструкторов, может отказать.

Заброшенный ДТ-75:

Заброшенный ДТ

Еще один плюс – относительно небольшой вес трактора ДТ 75. То, сколько весит ДТ 75 трактор, обеспечивает ему малое давление на грунт и позволяет успешно работать на мягких почвах, для которых непригодны более тяжелые машины.

Из минусов иногда говорят о недостаточно мощном для выполнения современных задач двигателе, не дающем требуемой мощности. Кроме того, трактор за те годы, что конструкция оставалась без изменений, просто устарел и морально, и технически. С ним сложно сопрягать новую сельхозтехнику, условия работы тракториста уже не соответствуют актуальным нормам. Именно поэтому ВГТЗ провел глубокую переработку изначальной идеи, выпустив «Агромащ-90 ТГ».

Другие типичные недостатки, выделяемые владельцами:

  • частые поломки гидронасоса;
  • не самый надежный генератор;
  • характерная для всей сельхозтехники времен СССР проблема утечки смазки через сальники.

Часть этих проблем решается кустарными доработками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: