История трактора
В середине-конце 50-х годов XX в. ВГТЗ массово производил трактора ДТ-54. Это были хотя и многофункциональные, но технически и морально устаревающие машины, наследовавшие конструктивные решения еще довоенных времен. Советскому государству нужна была новая сельхозтехника, создание которой поручили Волгоградскому (тогда еще Сталинградскому) Тракторному Заводу.
Изначально предполагалось, что на смену «пятьдесят четвертому» придет модель ДТ-56. Ее закончили прорабатывать к 1958 году, но модель провалила государственные испытания и не была рекомендована к серийному выпуску.
Разработка совершенно нового трактора началась с приходом на ВГТЗ конструктора М. А. Шарова. Устроившись работать на крупнейшее тракторостроительное предприятие советского государства, Шаров поставил амбициозную задачу – разработать и начать выпуск новых тракторов, глубоко модернизировав имеющиеся образцы пахотной техники.
Пробные модели ДТ-75 были собраны 16 июля 1959 г. То, какие имеет трактор ДТ 75 характеристики, удовлетворило проверяющих, машины показали серьезное превосходство над зарубежными гусеничными аналогами. Отмечался вес новинки: масса трактора ДТ 75 позволяет ему работать на мягких или заболоченных грунтах. И к маю 1960 г. руководство ВГТЗ распорядилось о начале модернизации производства для переподготовки линий к ДТ-75. Массовый выпуск наладили к 1963, 30 декабря этого года конвейер покинул последний ДТ-54, а вслед за ним – «первенец» ДТ-75, собранный на главном конвейере. С этого момента началась долгая история этого трактора, продолжающаяся и сегодня. По данным 2009 года завод изготовил более 2 млн 741 тыс. экземпляров ДТ 75.
Архивное фото ДТ 75 первого поколения:
Интересно: с 1965 года машины поставлялись на экспорт в некоторые страны соцблока, на Кубу и ряд африканских государств. Это как способствовало развитию их сельского хозяйство, так и повышало авторитет отечественного машиностроения.
Машина пережила несколько модернизаций и делалась в нескольких модификациях. К 2009 году трактор прошел через очередное обновление и рестайлинг: его снабдили новым финским ДВС Sisu, производимым на моторо-тракторном заводе во Владимире, и современной кабиной. Индекс трактора поменялся, он выпускается с торговым названием «Агромаш 90 ТГ».
Важно: нельзя путать рассматриваемый трактор с машиной Харьковского тракторного завода, выпускавшейся со схожим индексом. Трактор Т 75 от ХТЗ был модернизацией ДТ-54.
Модельный ряд
Поколения тракторов
История ДТ-75 различает три поколения машин:
- первое – 1963-1978 гг.;
- второе – с 1978 по 2009 гг.;
- третье – с 2014 г.
Трактор первого поколения:
Второе:
Как видно, их визуально отличает конструкция кабины. В первом таковая была заимствована от автомобиля ГАЗ-51, очертания узнаваемы. Второе поколение уже оснащалось новой кабиной с панорамным обзором, увеличенной и подрессоренной. Также для комфорта машиниста в модифицированной модели предусматривалась система вентиляции.
Еще одно отличие – топливный бак. У базовой версии ДТ-75 он располагался сзади, у обновленной (с индексом М) – сбоку от кабины. За такое размещение трактористы иронично называли машину «почтальоном» (бак напоминал почтовую сумку), шутливое имя прижилось. В дальнейшем топливная емкость переместили на место позади кабины. Так же можете прочитать про Минитрактор Русич Т-12, 15, 18, 21. Обзор моделей.
Интересно: после запуска в производство второго поколения на завод со всего СССР приходили письма с требованиями оставить в производстве первое, настолько хорошую имел репутацию и высокое доверие дорестайлинговый, как сказали бы сейчас, трактор.
Имелись отличия и в силовых агрегатах.
Поколение | Двигатель |
Первое | Дизель СМ-14, 75 л.с., и модификации |
Второе | Дизели А-41, А-41СИ, 90 л.с. |
Турбодизель (ТД) СМД-18Н, 95 л.с. | |
Дизель Д-440-21 (на трактора, выпущенные в Павлодаре) | |
Дизель СМД-66, 170 л.с. | |
Дизель РМ-120, 100 л.с. |
Третье поколение претерпело дополнительные изменения:
- усиленный круглой трубой капот;
- боковые листы из пластика заменены на металлические;
- газовые фиксаторы капота усилены;
- изменена система запуска/остановки двигателя с кнопки;
- прочие модификации.
Строение двигателя СМД-22 / 22а
Моторы рядные 4-тактные, 4-цилиндровые с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Цилиндры с рабочим объёмом 6,3 л, имеют диаметр 120 миллиметров. Поршень имеет ход 140 мм.
Устройства состоят из:
- блока-картера;
- головки цилиндров;
- кривошипно-шатунного механизма;
- механизма газораспределения;
- сборочных единиц систем питания топливом и воздухом;
- системы охлаждения, смазки и выпуска;
- пускового устройства.
ДТ-75К
Модель с этим индексом предназначалась для условий крутых склонов – операции на горнорудных разработках и т. п. 75к оснащался специальной системой предотвращения опрокидывания. Еще одно любопытное отличие – конструкция кабины: сиденья располагались друг напротив друга, что, вкупе с рядом других технических особенностей (наличие реверс-редуктора, пары навесок, организация управления прямым и задним ходом с помощью одних и тех же контрольных органов), позволяло работать «челночным» способом. Производился с 1972 г.
На трактор ставился дизельный ДВС СМД-14 НГ с жидкостной охлаждающей системой. От базовой модели трактор отличался многими элементами:
- сиденьями;
- конструкцией рамы;
- тормозами на заднем мосту;
- организацией управления;
- узлами гидросистемы и маслопроводами;
- электрической схемой;
- конструкцией гусениц, и др.
Для работ в затрудненных условиях трактор дополнительно комплектовался особыми ведущими колесами, пригодными к установке болотоходных гусениц, как на ДТ-75Б. Так же можете прочитать про Трактор Камаз – Модельный ряд.
Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей
Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.
Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.
Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.
Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.
Агромаш 90-ТГ
Как отмечает сам производитель, с формальной точки зрения это лишь глубокий рестайлинг «семьдесят пятого». Но это не совсем верно, несмотря на то, что трактор наследует многие идеи от заслуженного предка. Серьезному изменению, например, подвергся внешний вид. Кабина звуко- вибро- и шумоизолирована, оснащена калорифером и кондиционером.
Важное изменение коснулось рабочих органов. Если у предшественников управление было гидравлическим, новый трактор работает на пневмоприводах, благодаря чему аппарат легче управляется, а тракторист меньше устает. Также 90-ТГ лишен педалей остановочного тормоза, они стали не нужны после внедрения сблокированного управления поворотным механизмом.
Интересно: приборная панель снабжена индикаторным блоком, куда выводится информация о состоянии узлов трактора, их наработке, также система сообщает о необходимости технического обслуживания.
Пневмокомпрессор дает еще одно важное преимущество: машинист может воздушным потоком очищать воздушные фильтры, радиатор и т. д., или, например, подкачивать шины сельскохозяйственной техники, работающей в связке.
Была значительно доработана ходовая система: ее снабдили балансирной подвеской, благодаря которой трактор стал двигаться плавнее и ровнее. Заказчику доступны два типа гусениц:
- с ОМШ – открытыми металлическими шарнирами;
- резиноармированные (РАГ).
Последние делают трактор менее шумным, снижают вибрацию и негативное влияние на почву, легче в обслуживании. Кроме того, они позволяют машине легче двигаться по асфальту и другим твердым покрытиям, не повреждая их.
Коды тракторов и оборудования
Производитель классифицирует актуальные трактора линейки ДТ-75 по следующим типам:
Обозначение | Тип двигателя |
ДТ-75Д | А-41 |
ДТ-75ЛМ | Д-245.25 |
ДТ-75Н | СМД-18Н |
ДТ-75РМ | РМ-120 |
Как становится понятно, Д обозначает силовой агрегат А-41 от «Алтайского моторного завода. В букве М зашифрован дизель «Минского моторного завода».
Технические характеристики
ДТ-75 – тяжелая машина третьего тягового класса. Технические характеристики модификаций тракторов ДТ-75 зависят от возможностей базовой платформы, комплектации, поколения и дополнительного оборудования. Основные параметры представлены в таблице ниже:
Параметр | Значение |
Силовая установка | А-41 |
Класс | 3 тяговый класс |
Мощность (эксплуатационная) | 95 л.с. |
Передачи переднего хода | 7 (базовая поставка) |
23 (с ходоуменьшителем) | |
14 (с реверс-редуктором) | |
Задние передачи | 1 (в базе) |
5 – (с ХУ) | |
7 (с РР) | |
Скорость | До 11.2 км/ч, в зависимости от модели и комплектации |
Длина продольной базы | 1.612 м. |
Колея | 1.33 м. |
Клиренс | 38 см. |
Ширина гусениц | 38-47 см. |
Габариты (длина-ширина-высота), м. | 4.4-1.85-2.71 |
Сколько весит трактор ДТ 75 | 6.95 т. |
Грузоподъемность (по осям шарниров) | 2.6 т. |
Каталог СМД-109А
Главная \ Каталог СМД-109А
ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГОМ
Каталог содержит основную номенклатуру сборочных единиц и деталей дробилки щековой СМД-109 А — Р (с ручным регулированием щели), которые могут быть заказаны как запасные части для нужд эксплуатации и ремонта.
Сборочные единицы с входящими в них деталями изображены на рисунках (иллюстрациях); все детали обозначены номерами позиций в возрастающем порядке.
В спецификациях, относящихся к каждому рисунку, приведены номера позиций, обозначение, наименования сборочных единиц и количество их на сборочную единицу.
Общие виды сложных сборочных единиц изображены на нескольких листах (иллюстрациях).
При оформлении заказов на запасные части необходимо указать:
- Модель изделия и его заводской номер.
- Обозначение, наименование детали или сборочной единицы по каталогу и требуемое количество.
- ТУ 4843-11-05805263-2005
*- на чертеже не показано.
ПЕРЕЧЕНЬ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
Обозначение | Наименование | № рисунка |
104900000000 | Дробилка щековая с приводом модели СМД-109А-Р в сборе | 1 |
104901200020 | Дробилка щековая СМД-109А-Р | 2,3 |
104901100000 | Станина | 4 |
104900200010 | Щека в сборе | 5,6,7 |
104890500000 | Механизм регулирования щели | 8 |
484490500000 | Привод | 9 |
Рис.1 104900000000 Дробилка щековая с приводом СМД-109 А-Р
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг |
1 | 484480800000 | Бункер | 1 | 102,00 |
2 | Болт М20 6gх70.46.019 ГОСТ 7796 | 6 | 0,219 | |
3 | 104901200000 | Дробилка щековая ЩДС-I-4х9 | 1 | 10920,00 |
4 | Ремень С(В)-5000.0 ГОСТ-1284.1 | 7 | 1,5 | |
5 | 484490500000 | Привод | 1 | 600,00 |
6 | 484491000000 | Ограждение привода | 1 | 123,00 |
7 | 484490700000 | Ограждение маховика | 1 | 78,7 |
8 | Болт 1.2 М16х300 ст3кп2 ГОСТ 4379.1 | 10 | 0,54 | |
9 | Гайка М16-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 20 | 0,037 | |
10 | Шайба С20.02Ст3кп.019 ГОСТ 11371 | 6 | 0,016 | |
11 | Гайка М20-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 6 | 0,035 | |
12 | Болт 1.2М36х1250 ГОСТ 24379.1 | 4 | 10,72 | |
13 | Гайка М36-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 8 | 0,416 | |
14 | Болт 1.2 М20х400 ГОСТ 24379.1 | 4 | 1,12 | |
15 | Гайка М20-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 8 | 0,035 | |
* | 104901610000 | Шкаф управления СМД-109 А-Р | 1 | 66,00 |
Рис.2,3 104901200020 Дробилка щековая СМД-109 А-Р
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг |
1 | 481480000800 | Шайба | 2 | 0,8 |
2 | Гайка М24-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 4 | 0,055 | |
3 | 484490000400 | Клин верхний правый | 1 | 60,00 |
4 | 481480000700 | Болт специальный | 2 | 0,60 |
5 | 481680000200 | Клин нижний правый | 1 | 18,00 |
6 | 104901100000 | Станина | 1 | 3393,83 |
7 | 484490000500 | Клин верхний левый | 1 | 60,00 |
8 | 481680000300 | Клин нижний левый | 1 | 18,00 |
9 | 484490000200 | Плита дробящая неподвижная | 1 | 488,00 |
10 | Ось 6- 30h12х100 | 1 | 0,016 | |
11 | 482200000600 | Сухарь к тяге | 1 | 0,9 |
12 | Шплинт 6,3х40.019 ГОСТ 397 | 3 | 0,037 | |
13 | 0.40951400114 | Винт | 1 | 0,6 |
14 | Гайка М16-6Н5.019 ГОСТ 5915 | 2 | 0,037 | |
15 | Шайба 16.65Г.019 ГОСТ 6402 | 2 | 0,008 | |
16 | Болт М16-6gх80.46.019 ГОСТ 7796 | 2 | 0,152 | |
17 | 482540070000 | Ограждение пружины | 1 | 16,2 |
18 | Гайка М24-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 2 | 0,122 | |
19 | Шайба С30.02Ст3сп3.019 ГОСТ 11371 | 1 | 0,0504 | |
20 | 482540020000 | Тяга пружины | 1 | 17,5 |
21 | 484490000600 | Плита распорная | 1 | 140,0 |
22 | 484480010000 | Звено распорное | 1 | 10,0 |
23 | 482540050000 | Трещетка | 1 | 4,05 |
24 | 482440000600 | Пружина | 1 | 29,9 |
25 | 104890500000 | Механизм регулирования щели | 1 | 312,45 |
26 | 482540002100 | Тарелка пружины | 1 | 3,3 |
27 | 104900200010 | Щека в сборе | 1 | 5632,00 |
Рис.4 104901100000 Станина
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг |
1 | Рым-болт М16.019 ГОСТ 4751 | 2 | 0,31 | |
2 | Шплинт 8х90.019 ГОСТ 397 | 8 | 0,04 | |
3 | Гайка М48х3-6Н.8.019 ГОСТ 5918 | 4 | 0,0143 | |
4 | Шпилька М48х3 ГОСТ 397 | 4 | 7,8 | |
5 | 481620104400 | Гайка | 4 | 0,856 |
Рис.5,6,7 104900200010 Щека в сборе
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг., м |
1 | 482200202800 | Клин правый | 1 | 19,00 |
2 | 482200203500 | Клин левый | 1 | 19,00 |
3 | 0.409511002-07 | Болт | 4 | 0,6 |
4 | 104900201600 | Прокладка 85х250х3 | 6 | 0,5 |
5 | 484490201600 | Плита дробящая | 1 | 520 |
6 | 104900200200 | Щека | 1 | 2000 |
7 | Пробка G ¾-В | 7 | 0,17 | |
8 | Шайба 27/35 | 7 | 0,02 | |
9 | 484480203100 | Гайка | 4 | 1,1 |
10 | 485600200400 | Пружина | 4 | 2,32 |
11 | Болт М12-6gх25.46.019 ГОСТ 7796 | 5 | 0,034 | |
12 | 482200204700 | Планка | 1 | 1,05 |
13 | 481620201700 | Фартук | 1 | 2,4 |
14 | 484480202900 | Сухарь | 1 | 14,00 |
15 | Болт 3М20-6х50.46.019 ГОСТ 7796 | 6 | 0,219 | |
16 | 484480202300 | Планка | 2 | 1,5 |
17 | Болт М20-6gх50.66.019 ГОСТ 7796 | 36 | 0,219 | |
18 | 483570300800 | Стопор | 24 | 0,04 |
19 | 483570300900 | Шайба отгибная | 24 | 0,04 |
20 | Масленка 1.2 Ц6хр | 2 | 0,01 | |
21 | 104900200610 | Крышка щеки | 2 | 37,0 |
22 | 0.305.321.00119 | Манжета 1.2-270х320 | 4 | 0,15 |
23 | 104900200700 | Прокладка | 2 | 0,06 |
24 | 104890200700 | Втулка | 2 | 9,7 |
25 | Подшипник 3002244КМ ГОСТ 520 | 2 | 120,00 | |
26 | 482540201400 | Кольцо упорное | 2 | 2,5 |
27 | 104900200100 | Вал эксцентриковый | 1 | 535,00 |
28 | Штифт 2.20х40 | 2 | 0,197 | |
29 | Тавотница ТРГ-3/8” | 4 | 0,028 | |
30 | Проволока 2,0-I | 3 м | 0,24 | |
31 | 482440302800 | Шайба концевая | 2 | 5,3 |
32 | 104900201100 | Шкив | 1 | 715,00 |
33 | 484490201400 | Втулка | 2 | 6,5 |
34 | Шайба 20 65Г.019 ГОСТ 6402 | 12 | 0,002 | |
35 | 104900200400 | Крышка стакана | 2 | 35,00 |
36 | 0.305.321.00117 | Манжета 1.2-220х260 | 4 | 0,136 |
37 | Гайка М180х3-6Н.06.06.019 ГОСТ 11871 | 2 | 3,546 | |
38 | Шайба Н180.02Ст3кп | 2 | 1,9 | |
39 | 104900200500 | Прокладка | 2 | 0,045 |
40 | Подшипник 13636 АМН ГОСТ 520 | 2 | 106,00 | |
41 | 484490201100 | Кольцо | 2 | 8,05 |
42 | 104900210000 | Стакан левый | 1 | 126,00 |
43 | 482540200900 | Кольцо резиновое | 2 | 0,42 |
44 | 104900220000 | Стакан правый | 1 | 127,00 |
45 | 482540800400 | Маховик | 1 | 750,00 |
46 | 482540800600 | Шпонка тангенциальная | 2 | 0,8 |
47 | 483640401400 | Шпонка тангенциальная | 2 | 0,87 |
48 | Болт 3М30-6qх70.46.019 | 6 | 0,557 |
Рис.8 104890500000 Механизм регулирования щели
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг |
1 | Болт М16-6qх40.46.019 ГОСТ 7796 | 12 | 0,152 | |
2 | Шайба 16.65Г.019 ГОСТ 6402 | 12 | 0,008 | |
3 | Шайба С16.02Ст3кп.019 ГОСТ 11371 | 12 | 0,04 | |
4 | 481680003600 | Гайка левая | 1 | 3,2 |
5 | 104890501100 | Винт | 1 | 19,4 |
6 | 104890300500 | Планка | 1 | 18,6 |
7 | 481680003500 | Гайка правая | 1 | 3,2 |
8 | 104890540010 | Крышка в сборе | 1 | 7,7 |
9 | Масленка 1.2 Ц6хр ГОСТ 19853 | 2 | 0,01 | |
10 | 104890540000 | Крышка в сборе | 1 | 7,7 |
11 | 0.403.14100620 | Кольцо | 2 | 0,122 |
12 | 104890300900 | Клин регулировочный | 2 | 54,0 |
13 | 104890300700 | Фартук | 2 | 0,1 |
14 | Болт М10-6qх25.46.019 ГОСТ 7796 | 4 | 0,0436 | |
15 | 104890330000 | Ползун | 1 | 128,00 |
16 | Штифт 2.20х40 ГОСТ3128 | 1 | 0,197 | |
17 | 484480202900 | Сухарь | 1 | 14,00 |
18 | Шайба С10.02 Ст3кп.019 ГОСТ 11371 | 4 | 0,003 | |
19 | Гайка М10-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 4 | 0,001 |
Рис.9 484490500000 Привод
Номер позиции | Обозначение | Наименование сборочных единиц, деталей | Количество сборочных единиц, деталей на сборочную единицу | Масса, ед., кг, м |
1 | А250S6Т1 | Электродвигатель N=45 кВт, n=1000 об/мин, U=220/380 В, f=50 Гц | 1 | 440,00 |
2 | 482280003000 | Упор | 2 | 0,22 |
3 | Гайка М20-6Н.5.019 ГОСТ 5915 | 16 | 0,071 | |
4 | 4817212002000 | Болт крепежный | 4 | 0,603 |
5 | Винт натяжной М24х220.019 | 2 | 0,5 | |
6 | 482270105800 | Упор | 2 | 1,2 |
7 | 484490500100 | Шкив | 1 | 67,00 |
8 | Шайба концевая 90 | 1 | 0,4 | |
9 | Болт 3М12-6gх30.46.019 ГОСТ 7796 | 2 | 0,038 | |
10 | Проволока 2,0-I ГОСТ 3282 | 0,5 м | 0,24 | |
11 | 482270105400 | Палец | 2 | 0,75 |
12 | 484490510000 | Салазки | 1 | 38,0 |
Конструктивные особенности
Инженеры защитили двигатель трактора от неизбежных при работе, особенно в сложных условиях, пыли и прочих загрязнений: функцию защиты выполняет капот, прикрывающий силовой агрегат со всех сторон. Спереди под капотом расположены масляный и водяной радиатор, прикрытые дополнительно брезентовой шторкой. Задняя часть двигателя содержит механизм передач вместе с муфтой сцепления, КПП, карданную передачу, увеличитель крутящего момента и задний мост. Все эти компоненты упакованы в одном литом корпусе. Если комплектация подразумевает наличие ВОМ, он монтируется рядом с этим узлом.
Схема коробки ДТ-75:
Узел во вскрытом виде:
Для облегчения пуска предусмотрен предпусковой подогреватель.
Трактор оснащается планетарным механизмом увеличения момента тяги, благодаря чему общее тяговое усилие на любой передаче вырастает на четверть (следует отметить, что платой за это становится снижение максимальной скорости). Такая система позволяет трактору без понижения передачи преодолевать сложные участки поверхности.
КПП ДТ-75 механическая, имеет по умолчанию 7 передних передач и одну реверсивную (то, какой имеет трактор ДТ 75 диапазон скоростей, зависит от комплектации). Планетарный поворотный механизм встроен в конструкцию заднего моста, и весь узел, как уже упоминалось, собран единым узлом: это обеспечило дополнительную жесткость каркаса, попутно дополнительно защитив чувствительную к чистоте трансмиссию от грязи.
ВОМ вращается от редуктора, монтируемого на задней стенке корпуса трансмиссии. Для активации вала машинисту можно не покидать кабину трактора, рычаг ВОМ входит в число органов управления на месте водителя.
Регулировка клапанов в двигателе СМД-60/62
Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактора Т-150): сначала устанавливается поршень 1 цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, необходимо следить за движением клапанов первого цилиндра; после того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика, и продолжают вращать коленчатый вал, пока стержень указателя попадет в лунку на маховике. Коленчатый вал прокручивают при помощи дублирующего механизма пуска. Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ». Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4».
Щупом проверяют зазор между бойком коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора; щуп должен плотно входить в зазор. После затяжки контргайки проверяют (рукой) плавность вращения штанги и величину зазора (щупом). Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения метки с цифрами «2» и «5» с концом стрелки, аналогично регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров. Затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки и метки с цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров. Следует иметь в виду, что при повороте коленчатого вала от метки «1»—«4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»— «6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя. После регулировки клапанов колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить за правильностью установки резиновой прокладки, а также не следует перетягивать гайки крепления колпаков, чтобы избежать появления течи масла из-под колпака. На двигателях СМД-60 выпуска 1971—1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2— 5—3—6 (рис. 40). Зазоры в клапанах регулируются по каждому цилиндру отдельно: в положении ВМТ — в клапанах первого цилиндра, потом проворачивается коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой «4» и регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно в 2—5—3—6 цилиндрах.
Опыт эксплуатации
Количество выпущенных тракторов серии ДТ-75, приведенное в начале статьи, говорит само за себя: потребитель охотно пользуется этой техникой, и спрос на нее был и остается стабильно высоким.
Владельцы тракторов отмечают большое число модификаций под самые разные типы – от обычных сельхозработ до операций в тяжелых условиях – на торфяниках, болотах и т. д. Трактора могут быть бульдозерами, тягачами, работать с навесной сельскохозяйственной техникой и т.д.
Отдельно отмечают их исключительную надежность. Люди с опытом работы на ДТ-75 награждают его многими приятными эпитетами: неприхотливый, ремонтопригодный, многофункциональный, выносливый. Говорят про него даже, что он «неубиваем». После модификаций и рестайлинга трактористы утверждают, что машине улучшили характеристики, добавили комфорта, управляемости и маневренности.
Это действительно так, особенно в плане надежности: при должном уходе ДТ-75 будет верно служить десятилетиями. Ключевое слово здесь – «при должном уходе», без надлежащего обслуживания и при наплевательском отношении даже эта техника, наследующая опыт советских конструкторов, может отказать.
Заброшенный ДТ-75:
Еще один плюс – относительно небольшой вес трактора ДТ 75. То, сколько весит ДТ 75 трактор, обеспечивает ему малое давление на грунт и позволяет успешно работать на мягких почвах, для которых непригодны более тяжелые машины.
Из минусов иногда говорят о недостаточно мощном для выполнения современных задач двигателе, не дающем требуемой мощности. Кроме того, трактор за те годы, что конструкция оставалась без изменений, просто устарел и морально, и технически. С ним сложно сопрягать новую сельхозтехнику, условия работы тракториста уже не соответствуют актуальным нормам. Именно поэтому ВГТЗ провел глубокую переработку изначальной идеи, выпустив «Агромащ-90 ТГ».
Другие типичные недостатки, выделяемые владельцами:
- частые поломки гидронасоса;
- не самый надежный генератор;
- характерная для всей сельхозтехники времен СССР проблема утечки смазки через сальники.
Часть этих проблем решается кустарными доработками.