Брызговик облицовки радиатора правый ЗиЛ-130 (АМО ЗИЛ)

ЗИЛ 4502 – грузовой двухосный автомобиль с цельнометаллическим кузовом. Машина пользовалась большим спросом у потребителей и была широко распространена на территории СССР. Несмотря на то, что производство ЗИЛ 4502 завершилось довольно давно, встретить на дорогах страны данную технику можно и сегодня.

ЗИЛ 130 был широко распространен в середине 20 века. Линейка продуктов завода имени Лихачева стремительно росла за счет появления новых версий на базе данного автомобиля. ЗИЛ 4502 также базировался на шасси ЗИЛ 130 и представлял собой его укороченную версию. Производство модели началось в 1975 году на Мытищинском машиностроительном заводе. Техника быстро завоевала популярность благодаря высокой проходимости и надежности. В линейке бренда автомобиль просуществовал до 1994 года. Наибольшее применение модель нашла в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности.

Модификации

Дебютная партия ЗИЛ 4502 сошла с конвейера в декабре 1975 года. Спустя месяц стартовало серийное производство машины. Наряду с модернизацией серии ЗИЛ 130 менялся и ЗИЛ 4502. Машина последовательно производилась на шасси ЗИЛ 130Д1-66, ЗИЛ 130Д1-76 и ЗИЛ 495810. При этом менялись характеристики автомобиля:

  • грузоподъемность на шасси ЗИЛ 130Д1-66 (январь 1975 года – апрель 1977 года) – 5000 кг;
  • грузоподъемность на шасси ЗИЛ 130Д1-76 (апрель 1977 года – декабрь 1980 года) – 5250 кг;
  • грузоподъемность на шасси ЗИЛ 130Д1-76 (декабрь 1980 года – январь 1986 года) – 5800 кг;
  • грузоподъемность на шасси ЗИЛ 495810 (январь 1986 года – 1994 год) – 6000 кг;

ЗИЛ 4502 предлагался в 2 основных версиях:

  • ЗИЛ 45021 – модификация, не предназначенная для работы с прицепом;
  • ЗИЛ 45022 – модель с буксирующим устройством и возможностью подключения системы приводов прицепа (гидравлических, электрических, пневматических). Данный самосвал также комплектовался системой гидрораспределения и тормозным краном комбинированного типа.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 5500 мм;
  • ширина – 2400 мм;
  • высота – 2500 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • передняя колея – 1800 мм;
  • задняя колея – 1790 мм.

ЗИЛ 4502 оснащался прямобортным металлическим кузовом с открывающим задним бортом. Автомобиль имел козырек, защищающий кабину и запоры, регулируемые в ручном и автоматическом режимах.

Характеристики кузова:

  • длина – 2600 мм;
  • ширина – 2300 мм;
  • высота – 635 мм;
  • объем кузова без надставных бортов (с надставными бортами) – 3,8 (5,1) куб.м;
  • угол подъема кузова – 5,1 куб.м;
  • время подъема загруженного кузова – 15 сек;
  • время опускания пустого кузова – 20 сек;
  • вместимость – 16 чел.

В зависимости от модификации грузоподъемность ЗИЛ 4502 составляет от 5000 до 6000 кг. В снаряженном состоянии машина весит 4750-4825 кг. Полная масса ЗИЛ 45021/ЗИЛ 45022 – 9975/10300 кг. При максимальный загрузке автомобиль может разгоняться до 90 км/час.

Новые отзывы об организациях города Москва

  • А
    Артем об организации Автотатик, 22 июня 2020, 12:22 Покупал здесь запчасти. Помогли с выбором, все в срок. Спасибо!
  • И

    Иван об организации Mystore1, 22 июня 2020, 12:21 Регулярно покупаю в этом магазине запчасти. Уровень цен и сроки доставки устраивают полностью. Оценка отлично.

Популярные компании
Техком Куликовская улица, дом 12 +7 4.1 оценок: 8

Планета железяка Осташковская улица, дом 22 +7 4.0 оценок: 3

Двигатель

Первые модели ЗИЛ 4502 комплектовались бензиновым мотором с 2-камерным карбюратором. Агрегат имел следующие характеристики:

  • рабочий объем – 5,2 л;
  • номинальная мощность – 135 л.с.;
  • число цилиндров – 6 (V-образное расположение).

Мощности мотора не всегда хватало для стабильной работы, потому вскоре данный мотор заменили более тяговитым двигателем ЗИЛ-508.10. Конструкция силовой установки была дополнена механическим насосом и экономайзером. Смазка осуществлялась по комбинированной схеме. Смазочное вещество распределялось разбрызгиванием и под давлением, предварительно пройдя через глубокую очистку с применением элемента, состоящего из тонких стальных пластин. Обдув выполнялся закрытым методом, очистка воздуха – фильтром ВМ-16. Принудительная подпитка двигателя осуществлялась при помощи топливного насоса с 2 впускными и 1 выпускным клапаном.

Характеристики агрегата ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • число цилиндров – 8;
  • среднее потребление топлива – 28 л/100 км.

Автомобиль оснащался топливным баком на 125 л. Рекомендуемый тип горючего – бензин АИ-76.

СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Наибольшую долю в структуре продаж завода (42,3% в 2005 году) занимают автомобили семейства 433360: 6-тонная бортовая модель ЗИЛ-433360, имеющая колесную базу 3800 мм; шасси ЗИЛ-433362 с полезной нагрузкой 6830 кг под установку надстроек, пожарное шасси ЗИЛ-433362 с двухрядной семиместной кабиной и тягач ЗИЛ-442160 с нагрузкой на седло до 6400 кг. Все они до сих пор оснащаются архаичным карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. Таким же мотором оборудуются: самосвальное шасси ЗИЛ-434560 с увеличенной до 7060 кг грузоподъемностью, бортовой 6-тонный грузовик ЗИЛ-433310 и 7,5-тонное шасси ЗИЛ-433312. Последние два образца имеют колесную базу 4500 мм. Все упомянутые модели оснащены механическими 5-ступенчатыми коробками передач и ведущими гипоидными мостами. В дальнейшем комплектацию грузовиков ЗИЛ-432930 расширит применение рулевых механизмов С-З00V и С-500V немецкой фирмы RBL с переменным передаточным отношением. Кроме того, проведен комплекс доводочных работ по совершенствованию серийного гидроусилителя рулевого управления. Выпуск автомобилей грузоподъемностью 6 т с бензиновыми двигателями уменьшится, а к 2008 году прекратится совсем. Машины будут комплектоваться дизельными двигателями (такими, как Д-245.9Е2), являющимися принадлежностью универсального шасси ЗИЛ-433332, бортового автомобиля ЗИЛ-433330 и самосвального шасси ЗИЛ497442. Предполагается использовать минский дизель мощностью 155 л.с., карданную передачу повышенной надежности, а также новую 6-ступенчатую коробку передач Смоленского автоагрегатного завода, выдерживающую крутящий момент до 780 Н·м. Кроме того, зиловские среднетоннажники планируется комплектовать 6-ступенчатыми коробками передач китайского производства, а также дизелями Cummins с 6-ступенчатыми агрегатами ZF.
Особую группу составляют среднетоннажные грузовики ЗИЛ-5302АР с колесной формулой 6×2, полной массой до 9 т. Силовая передача включает дизель Д-245.9Е2, механическую 5-ступенчатую коробку передач и средний ведущий гипоидный мост. Третья ось является подкатной. Передняя подвеска — рессорная, задняя — рессорнобалансирная. Колесная база 4250 + 900 мм обеспечивает большую длину грузового отсека. На этом шасси выпускаются три разновидности эвакуаторов грузоподъемностью от 3 до 5 т. Одна из версий снабжена неподвижной платформой с двумя перегибами в задней части, механической реверсивной лебедкой и выдвижными аппарелями, другая — платформой с ровным полом, краном-манипулятором и устройством, позволяющим эвакуировать поврежденную технику методом частичной погрузки, третья — сдвижной платформой с лебедкой и краном-манипулятором.

Новинкой 2006 года является среднетоннажный бортовой автомобиль ЗИЛ4329МО «Кентавр» грузоподъемностью 6 т. Его главной особенностью является бескапотная компоновка. Расположенная над двигателем трехместная кабина ранее использовалась на среднетоннажных грузовиках MAN L2000, а после прекращения их производства выпускается по лицензии одной из индийских фирм. Это, кстати, первый случай, когда АМО «ЗИЛ» на своих грузовиках решил установить кабину стороннего изготовителя. В подкапотном пространстве разместился форсированный до 155 л.с. турбодизель Д-245.30ЕЗ-784 (Евро-3). Отличительными особенностями двигателя являются электронная система топливоподачи и педаль подачи топлива с электронной связью. Применение новой кабины потребовало изменить компоновку вентилятора системы охлаждения, который теперь установлен на коленчатом вале с соответствующей корректировкой места расположения радиатора системы охлаждения двигателя и охладителей наддувочного воздуха. Изменено также положение маслозаливной горловины — ее крышка выведена за кабину.

Модернизирована система питания: воздушный фильтр перенесен на лонжерон под правую подножку кабины. По-другому, в сравнении с серийным ЗИЛом-432930, проложены трассы воздуховодов и системы промежуточного охлаждения воздуха. Напряжение в бортовой сети ЗИЛ-4329МО составляет 24 В, в кабине установлен центральный монтажный блок, а электродатчики на шасси и двигателе, обеспечивающие контроль параметров по приборам, позволили отказаться от троса спидометра и трубок контроля давления тормозных контуров. На электронное табло в кабине выводятся режимы и параметры автомобиля. Силовой агрегат комплектуется диафрагменным сцеплением и механической 5-ступенчатой коробкой передач. В связи с применением дистанционного управления коробкой передач, она снабжена боковым механизмом переключения. Рычаг переключения установлен на кронштейне, закрепленном на двигателе. Одноступенчатый гипоидный мост имеет передаточное число главной передачи 6,33. Автомобиль оборудован рулевым механизмом С-З00У фирмы RBL со встроенным гидравлическим усилителем. Остальные агрегаты и системы автомобиля заимствованы от модели ЗИЛ-432930.

Маркетинговые исследования стали основанием для появления в производственной программе предприятия среднетоннажных низкорамных городских машин грузоподъемностью 4,5 — 5,0 т. В 2006 году завод выпустил опытно-промышленную партию автомобилей ЗИЛ-4362СО грузоподъемностью 4,5 т, которая разрабатывалась совместными усилиями специалистов АМО «ЗИЛ» и латвийской компании АS Ferrus. Приняв за основу ранее созданный грузовик ЗИЛ-4362, инженеры определили состав агрегатов шасси, отвечающих определенным требованиям по экологии и шуму. Они представлены рядным 4-цилиндровым 150-сильным дизелем Сummins ISB 150 30 (Евро-3) рабочим объемом 3,9 л, сцеплением Sachs модели МF 362, а также механической 5-ступенчатой коробкой передач ZF S5-42. В конструкции грузовика нашли применение усиленный задний мост с гипоидной главной передачей, передняя балка с колеей, расширенной на 178 мм по сравнению с ЗИЛ-5301, передние рессоры длиной 1650 мм, дисковые тормоза на всех колесах, 8-шпилечные 17,5-дюймовые колеса. Более прочная несущая рама и повышенные тяговые возможности позволяют буксировать 5-тонный прицеп. Колесная база грузовика составляет 4505 мм, погрузочная высота — 1060 мм. Стеклопластиковое оперение (такое же, как на модернизированном ЗИЛ-5301ВЕ) изготовлено из Набережных Челнов. Улучшен интерьер трехместной кабины. Этот двухсторонний проект предусматривает создание в Латвии предприятия по производству автомобилей грузоподъемностью 4,5 т. Уже началась разработка проекта по совместному строительству завода в Елгаве, мощность которого составит 1 000 машин в год.

Такой же кабиной, как на ЗИЛе-4329МО, оснащен опытный бортовой автомобиль ЗИЛ-4362МО «Кентавр» грузоподъемностью 4,5 т. Базовой для него стала модель ЗИЛ-4362, от которой перешли заготовки лонжеронов рамы, балка передней оси, подвеска ведущего моста, тормозная аппаратура и колеса. В связи с возросшей нагрузкой на ось переднюю подвеску усилили, установили доработанные рулевые тяги, выпускную систему, изменили комплектацию двигателя, вентилятор и диффузор. Оригинальными стали система освещения, пучки проводов, приводы управления коробкой передач, подачей топлива и сцеплением, кронштейны крепления кабины и откидывающего механизма. В качестве силовой установки применен 136-сильный дизель Д-245.30ЕЗ-783 (Евро-3), который передает свою мощность на механическую 5-ступенчатую коробку передач и усиленный ведущий гипоидный мост с блокировкой межколесного дифференциала. Грузовик оснащен рулевым механизмом фирмы RBL с встроенным гидроусилителем и двухконтурным пневмогидравлическим тормозным приводом с антиблокировочной системой тормозов в пневматической части привода. В пневмоприводе имеется вывод на прицеп с использованием клапана управления тормозами прицепа. Кроме того, грузовик оборудован дисковыми тормозными механизмами на всех колесах одинаковой размерности с увеличенной по сравнению с ЗИЛом-5301ВЕ площадью и толщиной тормозных накладок. Напряжение бортовой сети — 24 В.

Бортовой грузовик ЗИЛ-433180 грузоподъемностью 8 т (колесная база — 4500 мм) стал основой для выпуска многоцелевого шасси ЗИЛ-433182 и самосвального шасси ЗИЛ-494582. Возросшая до 14,5 т полная масса этих моделей стала причиной установки рядного 6-цилиндрового турбодизеля ММЗ Д-260.11Е2 (Евро-2) рабочим объемом 7,12 л и мощностью 178 л.с., а также механической 9-ступенчатой коробкой передач собственного производства.

Не исключено, что дальнейшим развитием ЗИЛа-433180 станет модель «Тапир», впервые показанная в 2006 году. Обновленный 8-тонный бортовой грузовик отличается от своего предшественника более эффектным по дизайну интегральным оперением, выполненным из стеклопластика (его изготовила ). Под капотом автомобиля находится рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Д-260.11Е3 (Евро-3). Силовой агрегат снабжен однодисковым сцеплением и механической 9-ступенчатой коробкой передач с задним планетарным демультипликатором.

Платформа грузовика — металлическая, с откидными бортами, каркасом и тентом. Эта модель может трансформироваться в различные варианты: седельный тягач, самосвал и т. п.

Автомобили данного семейства в дальнейшем планируется выпускать с рядными и V-образными 6-цилиндровыми двигателями. Вместе с тем основная масса грузовиков будет оснащаться дизелем Д-260Е2, мощность которого возрастет до 200–220 л. с. Для этих грузовиков на Смоленском автоагрегатном заводе спроектированы механические 6-ступенчатые коробки передач, работающие в диапазоне крутящего момента 830–880 Н·м.

На шасси среднетоннажных моделей выпускаются пожарные машины ЗИЛ-433114 и ЗИЛ-433104. Первый имеет две модификации: одна с цистерной емкостью 2500 л оснащена двигателем ЗИЛ-508.10, другая, имеющая цистерну на 3200 л, снабжена 7-литровым карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 175 л.с. В свою очередь, ЗИЛ-433104 является обладателем дизеля Д-260.11Е2. У всех образцов емкость пенобака составляет 200 л.

Устройство

ЗИЛ 4502 имеет задний привод. Колесная формула 4 на 2 позволяет передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по сельской местности и бездорожью. Автомобиль оснащается зависимой рессорной подвеской.

Трансмиссия ЗИЛ 4502 представлена механической коробкой передач с 5 ступенями и постоянной зацепкой шестерни скоростей (за исключением задней и первой скорости). 2 синхронизатора установлены на всех передач, кроме первой. Вентиляция трансмиссии осуществляется при помощи специальной трубки. Большинство элементов смазаны особой пастой, обеспечивающей дополнительную защиту. Картер КПП выполнен из чугуна, что увеличивает ресурс работы трансмиссии. Передача крутящего момента осуществляется при помощи однодискового сцепления сухого типа и карданного вала. ЗИЛ 4502 имеет укороченную базу, потому в конструкции присутствует 1 вал без промежуточной опоры. Для ведомого вала предусмотрено оснащение передним подшипником.

На всех колесах машины установлены барабанные тормоза, функционирующие при помощи пневмосистемы. Постоянное давление в воздушном резервуаре системы тормозов поддерживается механическим компрессором, работающим от шкива водяного насоса. Охлаждающая система состоит из 2 баллонов по 20 л. Тормозная система также включает стояночный тормоз, который применяется для удержания автомобиля на наклонной поверхности. В активном состоянии стояночный тормоз блокирует карданный вал.

В ЗИЛ 4502 используется стандартная электрическая система с напряжением в сети 12 В. Питание осуществляется при помощи аккумулятора и генератора.

Автомобиль комплектуется большой металлической кабиной с рамной конструкцией и 2 дверьми. Салон рассчитан на 3 человек, включая водителя. Расположение руля – левое. Для облегчения поворота машина оснащается гидроусилителем руля.

Самосвальный механизм ЗИЛ 4502 включает платформу, надрамник и гидравлический опрокидывающий механизм. Сварная прямобортная цельнометаллическая платформа оснащается защитным козырьком и откидывающимся задним бортом. Надставные борта позволяют увеличить емкость кузова. Управление запорами борта выполняется в автоматическом и ручном режимах. Сварной надрамник монтируется на лонжероны рамы на деревянных брусьях. Опрокидывающее устройство состоит из 1-скоростной коробки отбора мощности, работающей совместно с плунжерным краном управления и шестеренчатым масляным насосом марки НШ-32У.

АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

На автомобилях повышенной проходимости семейства ЗИЛ-4327 с колесной формулой 4×4 установлены: дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е2, механическая 5-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей, 2-ступенчатые ведущие мосты. Механизмы отбора мощности превращают вседорожники в универсальные транспортно-технологические средства. Два варианта колесных баз (3340 и 4140 мм) позволяют применять кузова разных типоразмеров. Кабины устанавливаются двух разновидностей: короткая трехместная и двухрядная семиместная. Грузоподъемность шасси составляет 3370 кг, бортовой машины — 3000 кг. По заказу устанавливаются лебедка и система регулирования давления воздуха в шинах. Автомобили снабжены облегченными передними и задними рессорами, пневматической тормозной системой с энергоаккумуляторами на заднем мосту.
Автомобили повышенной проходимости семейства ЗИЛ-4334 (6×6) при движении по твердому грунту без прицепа преодолевают подъем крутизной до 35° и брод глубиной до 1,4 м. Бортовая машина ЗИЛ-433440 и шасси ЗИЛ-433442 грузоподъемностью соответственно 3750 и 4450 кг комплектуются бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10.

В то же время их аналоги ЗИЛ-43344В1 и ЗИЛ-43344В2 оборудуются 155-сильным дизелем ММЗ Д-245.11Е2. Трехосные грузовики могут оснащаться системой регулирования давления воздуха в шинах и лебедкой с усилием 5 т. На вседорожниках установлены: усиленная 5-ступенчатая коробка передач, модернизированная раздаточная коробка, оригинальная рама с лонжеронами толщиной 8 мм. Помимо уже выпускающихся образцов будет разработан автомобиль с повышенной до 5 т грузоподъемностью и 170-сильным дизелем. Модернизация ходовой части и трансмиссии этих машин предусмотрена за счет агрегатов собственного производства.

Построен опытный образец пожарного автомобиля ЗИЛ-433474 (6×6), оборудованный бензиновым 175-сильным двигателем ЗИЛ-509.10, цистерной емкостью 2500 л и 160-литровым пенобаком.

На все полноприводные ЗИЛы устанавливается раздаточная коробка ЗИЛ-131 с отключаемым приводом переднего моста. Для перспективных грузовиков с постоянным приводом всех ведущих колес предполагается использовать новую раздаточную коробку с дифференциальным приводом, прошедшую полный цикл испытаний. К достоинствам ее конструкции относится возможность получения различных модификаций агрегата по передаточным числам и типу применяемого дифференциала с минимальными изменениями сопряженных деталей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: