Лесовоз (сортиментовоз) volvo с гидроманипулятором

Одно из основных достоинств лесовоза Volvo — машина не боится морозов и прекрасно чувствует себя в суровых российских условиях.

Лесовозная техника это не просто ряд техническх особенностей, но и дополнительные ограничения законодательства, под которые обязаны подстраиваться производители. Один из примеров успешного использования характеристик в рамках разрешённых в нашей стране габаритов и массы (40 метров и 20 тонн) — лесовоз Вольво.

На базе большинства тягачей Volvo можно собрать полноценный лесовоз, что и предлагает сделать компания. Однако в каталоге шведского автопроизводителя имеются готовые решения, предназначенные для транспортировки сортимента в любых погодных условиях по нашим, далеко не идеальным, дорогам. Речь идёт о серии Volvo FH, некоторые из моделей которой задумывались в контексте сортиментовоза изначально. Другие, как например модифицированный Volvo FH12, — лесовоз, используемый чаще как магистральный тягач, в качестве которого и создавался.

Достоинства лесовозов Volvo

Как уже говорилось выше, Россия имеет свои ограничения на тяжеловесную технику, при этом ограничения в нашей стране в полтора раза жёстче, чем за границей. Ввиду этого большинство подобных машин в нашей стране не до конца могут раскрыть свой потенциал или подталкивают владельцев к даче взяток. Каталог шведской компании позволяет боле или мене обходить этот нюанс, и одна из причин купить Вольво — лесовозы этой компании в чистом виде не существуют в природе.

Каждая серия тягачей представляет собой своеобразный конструктор (выбор шасси, манипулятора, кабины, двигателя и пр.) из которого можно собрать как лесовоз, так и магистральный тягач. Подобная многовариантность означает, что владелец может приобрести машину, в которой нет лишней массы, лишних лошадей и ньютон-метров, а габариты будут вписываться в нужные нормативы.

Лесовоз Volvo FM в сравнении с конкурентами.

Вторая причина приобрести лесовоз Volvo — шведская компания, по мнению Минпромторга, является отечественным производителем, поскольку всю сборку производит на территории России. Цена у собранного на открытом в 2009 году Калужском заводе сортиментовоза Volvo действительно ниже. Volvo Group инвестировала в этот проект больше 100 млн евро и теперь здорово экономит на импортных пошлинах, правда цена лесовозов Volvo для большинства отечественных лесозаготовщиков по прежнему остаётся как минимум заоблачной.

Если опустить тех. характеристики, о которых ниже, типичный лесовоз Вольво имеет ещё один козырь перед конкурентами. Давнее сотрудничество Volvo Group и компании Alucar, занимающейся проектированием и производством надстроек и манипуляторов, сегодня даёт прекрасные плоды. Инженеры Alucar работают не только над КМУ, но принимают участие и в разработке конструкции машины, что выливается в ряд достоинств сортиментовоза Volvo:

  • Крепление крана предусмотрено в конструкции FMX, Volvo FH12, лесовоза FH16. Возможна установка жёсткого кронштейна и съёмной конструкции.
  • Надрамник и общая конструкция шасси оптимизированы под установку манипуляторов. Лесовоз Вольво испытывался с установленным краном на лесных дорогах Швеции.
  • В результате таких испытания было принято решение использовать в качестве материала надрамника алюминиевый сплав, что привело к облегчению конструкции. Для преодоления высоких, специфических нагрузок была скорректирована а форма надрамника.
  • Помимо лесовозной надстройки Alucar инженеры Volvo проработали возможность установки КМУ от компаний KeslaForesteri и Loglift, в том числе специализированных вариантов.
  • Лесовоз Volvo может быть оснащён различными видами ложемента (коники тягача и роспуска). Ни один из них не требует специального облуживания, поскольку выполняется из прочной стали, сплава стали и алюминия, чистого алюминия. Предусмотрены поворотные и откидные коники.
  • Готовое оборудование для лесовозов.
  • Соединение коника с платформой усиливается специальной пластиной.

Фото лесовоза Volvo на ровной дороге.

MAN TGS

Если в баке закончится жидкость AdBlue, мотор не потеряет мощности и момента.
Если в баке закончится жидкость AdBlue, мотор не потеряет мощности и момента.

Лесовозные надстройки отнюдь не дешевые. Хороший гидроманипулятор обойдется в 30–40 тысяч евро, импортная платформа с кониками и передней стенкой (только для автомобиля) — это еще 30–40 тысяч евро, за лесовозный прицеп придется отдать от 40 до 70 тысяч. А цена собственно шасси MAN TGS — от 110 тысяч евро с НДС. Дорого, но овчинка стоит выделки.

предлагает тягачи-лесовозы на шасси MAN TGS 33.480 6×4 BB-WW и MAN TGS 33.480 6×6 BB-WW. Вне дорог общего пользования полная масса автопоезда может доходить до 90 тонн — это уже практически «танковоз»

.

Фото: Александр Батыру.

Лесовозы MAN TGS: кто в лес?

Недостатки лесовозов Volvo

Главный и возможно единственный недостаток автомобилей шведской компании — невозможность купить у Вольво лесовоз по адекватной цене. Вторияный рынок предлагает множество вариантов приобрести Вольво лесовоз, цена на который варьируется от 1 до 2.3 млн рублей, если речь идёт о шасси серии FH или FMX. На карьерные самосвалы Volvo A-series, часто используемых в качестве серьёзной лесовозной техники, цена значительно выше — 8-12 млн рублей, в зависимости от состояния.

В начале производства, в 2012 году базовые модели Volvo FH продавались по цене в 4 млн рублей. Однако самый первый грузовик третьего поколения был продан за 6.55 млн рублей, поскольку для его продажи компания Volvo устроила специальный аукцион на интернет-рынке Ebay. Все деньги, полученные от этой сделки, были отправлены на благотворительность.

Достоинства вторичного рынка в том, что часто можно приобрести лесовоз Вольво с манипулятором и с прочим оборудованием в комплекте. При этом цены на б/у лесовоз Volvo остаются на уровне основного конкурента шведов в РФ — лесовозов Scania, хотя в последнем случае речь идёт о новых машинах. Ещё больше разница в цене ощущается, при сравнении с продукцией российского производства МАЗ, УРАЛ и пр.

Патент на систему выравнивания нагрузки на ось.

Основные модели лесовозов Volvo

Volvo FH16

В качестве лесовоза может использоваться любая модель серии FH, поскольку все машины серии имеют усиление на задней части шасси, для компенсации нагрузки от манипулятора или прицепа. Хорошо показывает себя и скошенный задний свес, создающий пространство при стыковке дышла прицепа.

Ещё по теме: Made in USSR: история ГАЗ-51

Не подвергаются сомнению и вездеходные качества FH, ведь стандартный лесовоз Вольво FH (для колёсных прицепов) позволяет из кабины блокировать тормоза прицепа (задний мост). При этом на приборной панели обладатель лесовоза Volvo может найти отдельный переключатель для блокировки всех колёс автомобиля. При плохом освещении на помощь приходят фонари, устанавливаемые в стандартной комплектации на задних кронштейнах, передних крыльях и непосредственно на кране.

Дизель D16E, способен выдавать от 540 до 660 л.с. Но главное достоинство двигателя не в мощности, а в отличном крутящем моменте, максимум которого составляет 2600, 2800 и невероятные 3100 Н·м. Удивительно, но 90% этих цифр дизель способен показать уже на второй секунде после начала движения и поддерживать на широком диапазоне оборотов.

Новое поколение FH

Новые FH (третьего поколения, т.е. выпущенные после 2012-го года) имеют мало общего со своими предшественниками. Разнообразие предлагаемых шасси дополняется двумя сериями двигателями Euro5 (D13C 420 — 540 л.с., и D16G 540-750 л.с.) и двумя сериями, удовлетворяющими Euro6 с теми же силовыми характеристиками. Таким образом всего лесовоз Volvo FH имеет 9 основных вариантов установки силового агрегата.

D13KD16K
Нормативы CO2 Евро 6
Рабочий объём мотора12.8 литров16.1 литров
Ход поршня158 мм165 мм
Коэффициент сжатия топлива17 к 116 к 1
Диапазон оборотов, с минимальным потреблением топлива900-1400 мин−11000-1300 мин−1
Усиление на тормозах при дросселировании выхлопа200 000 Вт (при 2300 мин−1)230 000 Вт (при 2200 мин−1)
Усиление на тормозах при установленной системе VEB+375 000 Вт (при 2300 мин−1)470 000 Вт (при 2200 мин−1)
Фильтры для маслаДва полнопоточных фильтра и один неполнопоточный
Объем масляной жидкости, расходуемый при замене33 л (включая фильтр)42 л (включая фильтр)
Объём жидкости в системе охлаждения38 дм³48 дм³

Процесс погрузки сортимента на Volvo FH

Стандартные вариации седельно-сцепного устройства допускают нагрузку в 36 тонн, При этом высота опорно-сцепного механизма всего лишь 1.4 м (над уровнем шасси), однако к нему прилагаются датчик подключения и встроенная система смазки. На передний мост допускается нагрузка в 8-9 тонн, в зависимости от уровня шасси. Третье поколение FH выпускается в огромном количестве вариаций шасси, среди которых по высоте можно выделить четыре основных типоразмера:

  • 1 м — уровень High (с рессорной подвеской допустима нагрузка в 10 тонн на передний мост);
  • 0.9 м — уровень Medium;
  • 0.85 м — уровень Low;
  • 0.81 м — Ultra-low.

Среди особенностей машины отметим возможность выбора между мостами (одноступенчатый редуктор) с одинарной и с разнесенной двойной главной передачей (с колесными редукторами). Возможность установки системы VEB, богатый выбор КПП, среди которых последние версии АККП Powertronic и I-Shift.

Отзывы о лесовозах FH свидетельствуют о надёжности всех узлов машины, повышенной за счёт применения 5-тиэтапной линии штамповочных прессов и внедрения в производство роботов-автоматов. Кабины оцениваются водителями как очень удобные. Предлагается несколько основных вариантов:

  • Стандартные односпальные кабины различных модификаций;
  • Модель Globetrotter- двуспальная кабина с большой высотой;
  • GlobetrotterXL – кабина на двух человек максимального размера, укомплектованная по типу «всё включено».

Volvo FMX

По замыслу создателей FMX предназначался для карьерной работы, однако возможности модификации, огромный выбор шасси и платформы позволяют использовать эту машину в качестве лесовоза: Volvo предлагает готовые решения и в этом направлении. Главное отличие от других моделей состоит в серьёзных укреплениях всех узлов в расчёте на тяжёлые нагрузки.

Баки для топлива имеют объём в 570 литров (как опция предлагаются баки в 900 л) и сделаны из алюминиевого сплава, что приходится очень кстати для производительных моторов, устанавливаемых на эту серию. На Volvo FMX ставятся двигатели D11 и D13, дающие выбор мощности в диапазоне 330-500 л.с. В остальном, оснащение машины принципиально от серии FH не отличается. Предлагаются те же КПП, комбинации привода и коробки отбора мощности, седельно-сцепные устройства.

Задний мост поддерживающий, имеет возможность самоуправления и активное управление из кабины, поставляется с двойной и одинарной усиленной ошинковкой. Отметим максимально усиленные буксировочные поперечины. Балки имеют несколько вариаций крепления, по желанию заказчика устанавливаются с минимальным шагом 25 мм.

MAN TGS

По конструкции рамы и подвески лесовозный тягач — тот же самосвал. Но у лесовозов длиннее колесная база — такова специфика груза. А еще нужно место под гидроманипулятор. Поэтому и рама должна быть прочнее самосвальной. Между тем на машинах MAN TGS не применяется «лонжерон в лонжероне», но есть локальные усилители. Для уверенной езды по колдобинам зимников лесовоз должен иметь особую подвеску. На TGS сочетаются легкие трехлистовые параболические рессоры спереди и толстый пакет полуэллиптических рессор балансира. Задние мосты — 13‑тонные. Ступицы балансира работают на мощных сайлент-блоках. На TGS 6×4 передний мост — со спрямленной балкой, выдерживает девять тонн. Если передний мост ведущий, он тоже девятитонный.

Предпочтительнее барабанные тормоза — они лучше защищены от грязи. Из-за особенностей эксплуатации перевозчики хотят энергоаккумуляторы и на передних осях, а не только на задней тележке.

Для передней оси оптимальны широкие полуприцепные шины 385/65 R22,5: они меньше «режут» зимнюю дорогу, не набивают глубокую колею. Впрочем, лесовозных дорог вовсе без колеи не бывает.

Не снижая мощности

Отзыв владельца лесовоза Volvo

Олег, Финляндия-Россия. Автомобиль Volvo FH12, лесовоз с пробегом 700 тыс. км.

У нас в парке есть Вольво ФХ, второго поколения. Покупали с пробегом в 390 тыс. км. Изначально машина как лесовоз не использовалась, на стандартные крепления ставили разные отечественные КМУ, благо умельцев переделывать и подгонять у нас в стране достаточно. По большей части машина работает в России и заливается продукцией Лукойл и Роснефть. Уверен, что насос-форсунки вышли из строя именно по этой причине. Поменять можно только целиком, так что приходится либо терпеть повышенный расход топлива (обычный расход, кстати, 28-32 литра), либо выкладывать 25 тыс. рублей (цена за штуку).

Ещё 15 тыс. пришлось выложить за новый топливный насос. Уплотнительная резинка дала течь и в поддоне картера мы обнаружили много масла. Попутно пришлось поменять все три фильтра. Смазку шприцевали (пресс-маслёнка) каждые два месяца. Никаких проблем не было, хотя приходилось иногда работать в пыльных условиях. Водитель, пользовавшийся машиной рекомендовал также постоянно следить компрессором и регулярно удалять конденсат из ресиверов компрессора лесовоза. По-моему отличная практика, хотя сейчас мы её не поддерживаем.

Часто лесовоз работал под перегрузом, за что спасибо двухдисковому сцеплению. Благодаря ему можно компенсировать подмерзание тормозной системы, правда повысится расход. Практически любой лесовоз Вольво заводится в самый жестокий мороз и наш не исключение. Оцениваю машину на четвёрку с плюсом, минус только из-за цены и цены на ремонт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: