Современный и производительный бульдозер Б-100 завода Дормаш (г. Орел)


Технические характеристики Т-130, масса

Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.

Масса конструкционная 12 720 кг
Тяговый класс 10
Мощность двигателя 140-160 л.с. (в зависимости от модели)
Удельное давление на грунт 0,05 МПа
Гидравлическая система 100 л

Кабина бульдозера Б12

Кабина бульдозера соответствует международным стандартам безопасности ROPS/FOPS: оборудована каркасом безопасности и аварийно-вентиляционным люком в крыше. Кабина, также как и двигатель, установлена на амортизаторах, имеет удовлетворительную степень герметичности, шумо- и виброзащиты. Стёкла в кабине – двойные (стеклопакеты), пол укрыт тепло- и шумоизолирующим ковриком.

Кабина бульдозера Б12

Сиденье механизатора – подрессоренное, снабжённое набором регулировок. Стеклоомыватели имеются как на переднем, так и на заднем стекле кабины. Система освещения представлена 4-мя передними и 2-мя задними фарами.

Габариты

Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).

Длина 5 193 мм
Ширина 2 475 мм
Высота 3 085 мм
Дорожный просвет 415 мм
База 2 478 мм
Колея 1 880 мм

Рабочее оборудование бульдозера Б12

Бульдозер ЧТЗ Б12 оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой. Используемый в её составе гидронасос «НШ-100А-3Л» шестерённого типа имеет производительность 180 литров, при оборотах 1800 об/мин и давлении 20 МПа.

Рабочее оборудование бульдозера Б12

Бульдозеры Б12 комплектуются двумя видами бульдозерного оборудования: Отвалом полусферического типа (Е), либо прямого типа (В). Рыхлители на данную технику монтируются также двух видов – однозубый (Н) или трёхзубый (Р).

Технические значения Е-отвала: ширина 3,750 м, высота 1,575 м, объём призмы волочения 7,5 кубических метров, максимальный подъём – 1,220 м, максимальное заглубление – 0,52 м.

Технические значения В-отвала: ширина 3,880 м, высота 1,440 м, объём призмы волочения 5,5 кубических метров, максимальный подъём – 1,220 м, максимальное заглубление – 0,52 м.

Масса бульдозерного оборудования Е-отвала составляет 3,57 т; В-отвала равняется 2,85 т.

Рабочее оборудование бульдозера Б12 (2)

Однозубый Н-рыхлитель обеспечивает максимальное заглубление на 0,65 м и имеет общую массу рыхлительного оборудования 1,55 т; трёхзубый Р-рыхлитель заглубляется на 0,5 м, имеет вес рыхлительного оборудования 2,23 т.

Двигатель Т-130

Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.

Более поздние модели бульдозеров Т-130 оснащались двигателем Д-160

Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.

Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.

Марка двигателя Д-130
Диаметр цилиндра 145 мм
Ход поршня 205 мм
Удельный расход топлива 244,3 г/кВт*ч
Топливный бак 290 л
Система смазки двигателя 32 л
Система охлаждения 60 л

Трансмиссия бульдозера ЧТЗ Б12

Трактора Т12 оснащаются ГМТ – гидромеханической трансмиссией, реверсивной,обеспечивающей три передачи для движения вперёд и три передачи назад заднего направления. Трёхколесный гидротрансформатор имеет активный диаметр 410 мм и повышенный до 2,95 (по сравнению с 2,2 – у тракторов с двигателями«Д-180») коэффициентом трансформации.

Гидротрансформатор выполнен в одном корпусе с редуктором, который обеспечивает привод гидронасосов систем бульдозера, плюс функцию независимого отбора мощности на всевозможные агрегаты (к примеру, тяговую лебёдку).

По своей конструкции коробка передач бульдозера Б12 – планетарная, пятирядная. Она соединена карданом с ведомым валом гидротрансформатора и закреплена на передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Устройство планетарной коробки передач в целом является идентичным применяемому на бульдозерахБ10 и Б10М. Совместная работа силовой установки с мотором «ЯМЗ-236» и новым гидротрансформатором была опробована на нескольких партиях тяжёлых промышленных тракторов Т10М.

Сочетание характеристик узлов моторно-силовой установки было предусмотрено таким образом, что увеличенные тяговые усилия бульдозера при необходимых значениях скоростей движения на рабочем ходе, во время выполнения бульдозерно-рыхлительных работ, могут выполняться на первой передаче с высоким значением коэффициента полезного действия (КПД гидротрансформатора составляет не меньше 0,8).

По большей части период рабочего хода агрегата производится на первой передаче. Силовая передача обладает автоматической приспособляемостью к внешним нагрузкам самого широкого диапазона значений. Механизатор фактически освобождён от необходимости выполнения переключений передач в период рабочего хода агрегата.

Техническое обслуживание

Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.

Фото Уралтрак Т-130 с двигателем

Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.

Основные параметры трактора Т12 и навесного оборудования

Показатель

Бульдозерное оборудование с полусферическим отвалом (Е)Бульдозерное оборудование с прямым отвалом (В)
Ширина отвала А, мм37303700
Высота отвала В, мм15001345
Объем призмы волочения, куб.м.7,54,75
Максимальный подъем D, мм11901240
Максимальное заглубление N, мм550520
Максимальный перекос К(К’), мм (град)648 (10)
Масса бульдозерного оборудования, кг31002850
Трехзубый рыхлитель (Р)Однозубый рыхлитель (Н)
Максимальное заглубление Н, мм500650
Максимальный подъем зуба над опорной поверхностью Q, мм715780
Количество установок зуба по высоте23
Масса рыхлительного оборудования, кг21901550
.
Длина трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием, Р, мм74907148
Масса эксплуатационная, кг:
— трактора18960
— трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием2452023630

Модификации

Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства «ЧТЗ-Уралтрак» стала модель Т-170 (главное отличие — увеличенная до 174 л.с. мощность).

Длина бульдозера Т-130 составляла 5,2 метра

Покупателям предлагалось две версии бульдозера т 130: стандартная и болотоходная (Т-130Б) с более широкими гусеницами. Кроме этого, после оснащения соответствующим оборудованием базовый трактор использовался в качестве трубоукладчика, свайного копра, буровой установки и проч. Также была доступна версия для сельскохозяйственной отрасли (Т-170МГС).

Ходовая часть, управление

Бульдозер ЧТЗ Б12 построен на несущей рамной конструкции, усиленной лонжеронами коробчатого сечения. Бульдозер оснащается 3-х точечными подвесками тележек, которые соединены между собою балансирной балкой. В качестве механизмов поворота трактора работают постоянно замкнутые боковые фрикционы и ленточные тормоза, укомплектованные элементами трения высокой износостойкости.

Ходовая часть, управление

Гусеничные тележки сделаны с подшипниковыми опорами под вынесенную ось прокачки и устройством крепления поперечной балки. Опорный катков – 7. Направляющие колеса смонтированы на подшипниках скольжения, с уплотнениями марки DuoCone. Предусмотрено по 2консольных поддерживающих катка с данным уплотнением. Балка балансирная соединена шарнирно с тележками и объединяет их в единую систему, повышая надёжность и отдельных частей, и осей качания тележек.Механизмами поворота трактора выступают постоянно замкнутые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с элементами трения значительной износостойкости, сервированные по усилиям.

Длина опорной поверхности составляет 3,182 м; колея – 2,080 м; ширина гусеницы – 56 или 69 см. Бортовые редукторы сделаны как самостоятельные модули, которые целиком, в сборе, монтируются на раму трактора Т12. Эти редукторы являются двухступенчатыми механизмами. Роль первой ступени выполняет цилиндрическая пара шестерён; второй – планетарный ряд.

Ходовая часть, управление-01

По сравнению с Б10, у бортовых редукторов Б12 повышено с 14,79 до 19,63 передаточное число. Это обеспечивает увеличение тягового усилия, с одновременным снижением нагрузок, воздействующих на все составляющие силовой передачи (коническую передачу, бортовые фрикционы, тормоз). Колёса ведущие выполнены с секторами, которые можно при износе заменить, без необходимости разборки трактора.

Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, даёт возможность устранения раскосов тележек; лёгкого монтажа-демонтажа бортового редуктора; исключения передачи на них нагрузок от навесного оборудования при взрезаниии перемещении грунтов, укрепляя надёжность данных важных узлов трансмиссии. Уплотнение также достигается самоподжимными шайбами DuoCone.

Отзывы о бульдозере Б12

Отзывов людей, реально имевших опыт эксплуатации бульдозера ЧТЗ Б12, можно найти немного. В них отмечается, что гидромеханическая трансмиссия, которой оснащён данный промышленный трактор – это несомненный плюс. Но вот качество исполнения и сборки Б12 оставляет желать много лучшего. Кабина не соответствует современным представлениям о комфорте механизатора на рабочем месте и, в целом, её оснащение остаётся на уровне 80-х годов ХХ века. «Эргономики нет никакой. Рычаги установлены вровень с плечами, пользоваться ими, мягко говоря, неудобно. Они ещё и перетирались. Раз хотел переключить передачу, а рычаг остался в руке. Пришлось варить. Сиденье – одно название. После рабочего дня спина отваливалась. Отопитель был, но всё равно работали в верхней одежде».

Поломки, по словам того же механизатора, случались с Б12 более чем регулярно. Часто приходилось возиться с бортовыми, ходовой частью, лентами. Фрикционы периодически приходилось менять, словно это какие-то расходники.

Отзывы о бульдозере Б12

Похожий отзыв имеется от бульдозериста из другого региона. Ходовка быстро вытянулась на 50-60%, сегменты на ведущем колесе постоянно ослабевали, вся задняя часть трактора постоянно в масле, с самого новья. Недовольство вызывает работа гидравлики: рычаг управления очень тяжёлый, поднимает медленно, приходится газа давать. Кабина также характеризуется как шумная, а отопитель – слабый и ненадёжный.

Третий Б12, о котором удалось найти реальный отзыв, задал своим новым владельцам задачку сразу же после привоза на место:«на трале стоял сутки, не мог съехать: горела лампочка давления масла в коробке (она до сих пор горит). Чистили фильтр, чистили датчик задирали кабину и всё без толку, так и ездит».

Положительных отзывов найти не удалось. Видимо, когда бульдозер работает исправно, рассказать о нём особенно нечего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: