Технические характеристики Т-130, масса
Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.
Масса конструкционная | 12 720 кг |
Тяговый класс | 10 |
Мощность двигателя | 140-160 л.с. (в зависимости от модели) |
Удельное давление на грунт | 0,05 МПа |
Гидравлическая система | 100 л |
Кабина бульдозера Б12
Кабина бульдозера соответствует международным стандартам безопасности ROPS/FOPS: оборудована каркасом безопасности и аварийно-вентиляционным люком в крыше. Кабина, также как и двигатель, установлена на амортизаторах, имеет удовлетворительную степень герметичности, шумо- и виброзащиты. Стёкла в кабине – двойные (стеклопакеты), пол укрыт тепло- и шумоизолирующим ковриком.
Сиденье механизатора – подрессоренное, снабжённое набором регулировок. Стеклоомыватели имеются как на переднем, так и на заднем стекле кабины. Система освещения представлена 4-мя передними и 2-мя задними фарами.
Габариты
Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).
Длина | 5 193 мм |
Ширина | 2 475 мм |
Высота | 3 085 мм |
Дорожный просвет | 415 мм |
База | 2 478 мм |
Колея | 1 880 мм |
Рабочее оборудование бульдозера Б12
Бульдозер ЧТЗ Б12 оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой. Используемый в её составе гидронасос «НШ-100А-3Л» шестерённого типа имеет производительность 180 литров, при оборотах 1800 об/мин и давлении 20 МПа.
Бульдозеры Б12 комплектуются двумя видами бульдозерного оборудования: Отвалом полусферического типа (Е), либо прямого типа (В). Рыхлители на данную технику монтируются также двух видов – однозубый (Н) или трёхзубый (Р).
Технические значения Е-отвала: ширина 3,750 м, высота 1,575 м, объём призмы волочения 7,5 кубических метров, максимальный подъём – 1,220 м, максимальное заглубление – 0,52 м.
Технические значения В-отвала: ширина 3,880 м, высота 1,440 м, объём призмы волочения 5,5 кубических метров, максимальный подъём – 1,220 м, максимальное заглубление – 0,52 м.
Масса бульдозерного оборудования Е-отвала составляет 3,57 т; В-отвала равняется 2,85 т.
Однозубый Н-рыхлитель обеспечивает максимальное заглубление на 0,65 м и имеет общую массу рыхлительного оборудования 1,55 т; трёхзубый Р-рыхлитель заглубляется на 0,5 м, имеет вес рыхлительного оборудования 2,23 т.
Двигатель Т-130
Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.
Источник фото: techstory.ruБолее поздние модели бульдозеров Т-130 оснащались двигателем Д-160
Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.
Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.
Марка двигателя | Д-130 |
Диаметр цилиндра | 145 мм |
Ход поршня | 205 мм |
Удельный расход топлива | 244,3 г/кВт*ч |
Топливный бак | 290 л |
Система смазки двигателя | 32 л |
Система охлаждения | 60 л |
Трансмиссия бульдозера ЧТЗ Б12
Трактора Т12 оснащаются ГМТ – гидромеханической трансмиссией, реверсивной,обеспечивающей три передачи для движения вперёд и три передачи назад заднего направления. Трёхколесный гидротрансформатор имеет активный диаметр 410 мм и повышенный до 2,95 (по сравнению с 2,2 – у тракторов с двигателями«Д-180») коэффициентом трансформации.
Гидротрансформатор выполнен в одном корпусе с редуктором, который обеспечивает привод гидронасосов систем бульдозера, плюс функцию независимого отбора мощности на всевозможные агрегаты (к примеру, тяговую лебёдку).
По своей конструкции коробка передач бульдозера Б12 – планетарная, пятирядная. Она соединена карданом с ведомым валом гидротрансформатора и закреплена на передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Устройство планетарной коробки передач в целом является идентичным применяемому на бульдозерахБ10 и Б10М. Совместная работа силовой установки с мотором «ЯМЗ-236» и новым гидротрансформатором была опробована на нескольких партиях тяжёлых промышленных тракторов Т10М.
Сочетание характеристик узлов моторно-силовой установки было предусмотрено таким образом, что увеличенные тяговые усилия бульдозера при необходимых значениях скоростей движения на рабочем ходе, во время выполнения бульдозерно-рыхлительных работ, могут выполняться на первой передаче с высоким значением коэффициента полезного действия (КПД гидротрансформатора составляет не меньше 0,8).
По большей части период рабочего хода агрегата производится на первой передаче. Силовая передача обладает автоматической приспособляемостью к внешним нагрузкам самого широкого диапазона значений. Механизатор фактически освобождён от необходимости выполнения переключений передач в период рабочего хода агрегата.
Техническое обслуживание
Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.
Источник фото: techstory.ruФото Уралтрак Т-130 с двигателем
Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.
Основные параметры трактора Т12 и навесного оборудования
Показатель
Бульдозерное оборудование с полусферическим отвалом (Е) | Бульдозерное оборудование с прямым отвалом (В) | |
Ширина отвала А, мм | 3730 | 3700 |
Высота отвала В, мм | 1500 | 1345 |
Объем призмы волочения, куб.м. | 7,5 | 4,75 |
Максимальный подъем D, мм | 1190 | 1240 |
Максимальное заглубление N, мм | 550 | 520 |
Максимальный перекос К(К’), мм (град) | 648 (10) | |
Масса бульдозерного оборудования, кг | 3100 | 2850 |
Трехзубый рыхлитель (Р) | Однозубый рыхлитель (Н) | |
Максимальное заглубление Н, мм | 500 | 650 |
Максимальный подъем зуба над опорной поверхностью Q, мм | 715 | 780 |
Количество установок зуба по высоте | 2 | 3 |
Масса рыхлительного оборудования, кг | 2190 | 1550 |
. | ||
Длина трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием, Р, мм | 7490 | 7148 |
Масса эксплуатационная, кг: | ||
— трактора | 18960 | |
— трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием | 24520 | 23630 |
Модификации
Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства «ЧТЗ-Уралтрак» стала модель Т-170 (главное отличие — увеличенная до 174 л.с. мощность).
Источник фото: ru.wikipedia.orgДлина бульдозера Т-130 составляла 5,2 метра
Покупателям предлагалось две версии бульдозера т 130: стандартная и болотоходная (Т-130Б) с более широкими гусеницами. Кроме этого, после оснащения соответствующим оборудованием базовый трактор использовался в качестве трубоукладчика, свайного копра, буровой установки и проч. Также была доступна версия для сельскохозяйственной отрасли (Т-170МГС).
Ходовая часть, управление
Бульдозер ЧТЗ Б12 построен на несущей рамной конструкции, усиленной лонжеронами коробчатого сечения. Бульдозер оснащается 3-х точечными подвесками тележек, которые соединены между собою балансирной балкой. В качестве механизмов поворота трактора работают постоянно замкнутые боковые фрикционы и ленточные тормоза, укомплектованные элементами трения высокой износостойкости.
Гусеничные тележки сделаны с подшипниковыми опорами под вынесенную ось прокачки и устройством крепления поперечной балки. Опорный катков – 7. Направляющие колеса смонтированы на подшипниках скольжения, с уплотнениями марки DuoCone. Предусмотрено по 2консольных поддерживающих катка с данным уплотнением. Балка балансирная соединена шарнирно с тележками и объединяет их в единую систему, повышая надёжность и отдельных частей, и осей качания тележек.Механизмами поворота трактора выступают постоянно замкнутые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с элементами трения значительной износостойкости, сервированные по усилиям.
Длина опорной поверхности составляет 3,182 м; колея – 2,080 м; ширина гусеницы – 56 или 69 см. Бортовые редукторы сделаны как самостоятельные модули, которые целиком, в сборе, монтируются на раму трактора Т12. Эти редукторы являются двухступенчатыми механизмами. Роль первой ступени выполняет цилиндрическая пара шестерён; второй – планетарный ряд.
По сравнению с Б10, у бортовых редукторов Б12 повышено с 14,79 до 19,63 передаточное число. Это обеспечивает увеличение тягового усилия, с одновременным снижением нагрузок, воздействующих на все составляющие силовой передачи (коническую передачу, бортовые фрикционы, тормоз). Колёса ведущие выполнены с секторами, которые можно при износе заменить, без необходимости разборки трактора.
Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, даёт возможность устранения раскосов тележек; лёгкого монтажа-демонтажа бортового редуктора; исключения передачи на них нагрузок от навесного оборудования при взрезаниии перемещении грунтов, укрепляя надёжность данных важных узлов трансмиссии. Уплотнение также достигается самоподжимными шайбами DuoCone.
Отзывы о бульдозере Б12
Отзывов людей, реально имевших опыт эксплуатации бульдозера ЧТЗ Б12, можно найти немного. В них отмечается, что гидромеханическая трансмиссия, которой оснащён данный промышленный трактор – это несомненный плюс. Но вот качество исполнения и сборки Б12 оставляет желать много лучшего. Кабина не соответствует современным представлениям о комфорте механизатора на рабочем месте и, в целом, её оснащение остаётся на уровне 80-х годов ХХ века. «Эргономики нет никакой. Рычаги установлены вровень с плечами, пользоваться ими, мягко говоря, неудобно. Они ещё и перетирались. Раз хотел переключить передачу, а рычаг остался в руке. Пришлось варить. Сиденье – одно название. После рабочего дня спина отваливалась. Отопитель был, но всё равно работали в верхней одежде».
Поломки, по словам того же механизатора, случались с Б12 более чем регулярно. Часто приходилось возиться с бортовыми, ходовой частью, лентами. Фрикционы периодически приходилось менять, словно это какие-то расходники.
Похожий отзыв имеется от бульдозериста из другого региона. Ходовка быстро вытянулась на 50-60%, сегменты на ведущем колесе постоянно ослабевали, вся задняя часть трактора постоянно в масле, с самого новья. Недовольство вызывает работа гидравлики: рычаг управления очень тяжёлый, поднимает медленно, приходится газа давать. Кабина также характеризуется как шумная, а отопитель – слабый и ненадёжный.
Третий Б12, о котором удалось найти реальный отзыв, задал своим новым владельцам задачку сразу же после привоза на место:«на трале стоял сутки, не мог съехать: горела лампочка давления масла в коробке (она до сих пор горит). Чистили фильтр, чистили датчик задирали кабину и всё без толку, так и ездит».
Положительных отзывов найти не удалось. Видимо, когда бульдозер работает исправно, рассказать о нём особенно нечего.