БелАЗ Самосвал повышенной проходимости МоАЗ 75281


Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

Новейший БелАЗ-75710 претендует на звание самого мощного грузовика в мире. И хотя получить заветный сертификат от Книги рекордов Гиннесса белорусскому производителю пока не удалось, это не мешает нам ознакомиться с историей и интереснейшими конструктивными особенностями его самосвалов

Начнем с того, что сегодня создать карьерную технику столь высокой грузоподъемности без применения электрической трансмиссии просто невозможно: слишком велики нагрузки, достаточно высоки крутящие моменты, передаваемые от двигателя на колеса.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

170-тонник БелАЗ-75211 был главным шоу-стоппером грандиозной советской выставки АВТОПРОМ-84

Именно поэтому и нынешний рекордсмен имеет подобную трансмиссию. Специально для автомобильного гиганта разработала оригинальную систему тягового электропривода (ТЭП) переменного тока MMT500. Эта система включает в себя четыре тяговых электромотора мощностью 1200 кВт, два тяговых генератора, три вентилятора обдува, установку вентиляции тормозных резисторов и шкаф управления с двумя инвертерами ELFA.

Проект был реализован в сравнительно короткие сроки: на разработку с момента заказа до ввода в эксплуатацию ушло менее двух лет. Новая машина была представлена еще в конце 2013 года.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

Самый «маленький» жодинский самосвал с электротрансмиссией, БелАЗ-7555, имеет грузоподъемность 55 т.

Самосвал БелАЗ-75710 — первая модель в новом классе с особо большой грузоподъемностью (450 т). Полная масса гиганта достигает 810 тонн. Длина самосвала более 20 метров, ширина около 10 метров, а высота — свыше 8 метров. Диаметр поворота составляет около 20 метров. В качестве энергетической установки задействовано два дизеля MTU DD 16V4000 по 1715 кВт каждый. Максимальная скорость машины может составлять до 64 км/ч. БелАЗ-75710 востребован в горной промышленности и для работы на угольных месторождениях.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

450-тонник БелАЗ-75710 — флагман мировой карьерной флотилии и самый грузоподъемный самосвал мира

Впервые же на БелАЗе приступили к созданию карьерных самосвалов с электрической трансмиссией в середине 1960-х годов. Так в феврале 1966 года Научно-технический совет Министерства автомобильной промышленности СССР рассмотрел и одобрил технические проекты 65-тонного самосвала БелАЗ-549 и создаваемого на его базе автопоезда БелАЗ-549В-5275 грузоподъемностью 110–120 тонн. Уже в следующем году началось производство компонентов, необходимых для создания опытных образцов.

Из воспоминаний работников , тяговым генератором постоянного тока ГПА-600 мощностью 630 кВт и надуваемым блоком тормозных резисторов.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

75-тонник БелАЗ-549 стал первым самосвалом из Жодино, на котором применили электротрансмиссию. Чудо техники 1970-х годов

Лабораторно-дорожные испытания опытного образца в 1969 году проводились на заводе. Одновременно была закончена разработка документации и изготовлен опытный образец автопоезда БелАЗ-549В-5275 с задней разгрузкой колесной формулы 6х4 грузоподъемностью 120 т.

На тягач был установлен тяговый генератор постоянного тока, но большей мощности — 800 кВт, тяговые двигатели той же мощности 360 кВт, но четыре штуки: два на задних колесах тягача и два — для колес полуприцепа».

Следует заметить, что в качестве энергетической установки на БелАЗ-549В-5275 была применена 1200-сильная газовая турбина. Благодаря ей можно было значительно уменьшить массу, упростить конструкцию, снизить трудоемкость технического обслуживания машины, обеспечить полное сгорание топлива и тем самым устранить надобность в сложных по конструкции нейтрализаторах отработавших газов. Однако применение газовых турбин сдерживалось их большим расходом топлива, нежели у дизелей.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

Современный 130-тонник БелАЗ-75131 — одна из самых популярных моделей завода

Возможно, по этой причине следующий автопоезд-углевоз — БелАЗ-7420-9590 представлял собой седельный тягач на базе 75-тонного БелАЗ-549 с полуприцепом, имеющим емкость 107 м3 и донную разгрузку. Полуприцеп, как и тягач, был снабжен электромотор-колесами, заимствованными у тягача. Вместе с тем «белазовцы» еще раз попробуют оснастить свой самосвал газовой турбиной. Это будет в 1975 году. Подопытным станет БелАЗ-549Г грузоподъемностью 75 тонн с ГТД мощностью 1100 л. с. Далее завод стал планомерно наращивать выпуск как серийных, так и экспериментальных карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности, снабженных электрической трансмиссией. Так, в 1977 году заводом были собраны первые два опытных самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 тонн. Эта модель впоследствии дала дорогу таким серийным машинам, как БелАЗ-7512 и БелАЗ-75145 грузоподъемностью 120 т. Кстати, последний в 2001 году был отмечен в числе лучших товаров Республики Беларусь, реализуемых в РФ.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

«Промежуточный» 110-тонный сегмент БелАЗ «перекрыл» в 1989 году моделью 7519

1979 год ознаменовался изготовлением опытного образца самосвала БелАЗ-7521 с двигателем 12ЧН21/21 грузоподъемностью 180 тонн. Спустя четыре года, в 1983-м, предприятие приступит к его серийному производству (БелАЗ-75221, г.п. 170 т). В 1984 году на юбилейной выставке советского автопрома самосвал станет настоящим «гвоздем» экспозиции.

1990 год стал годом рождения уникального карьерного самосвала БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. Самосвал имел шарнирносочлененную раму, спаренные колеса передней оси, естественно, электрическую трансмиссию, причем с мотор-колесами на каждой «спарке». На самосвал поперечно устанавливались дизель Коломенского тепловозостроительного завода и тяговый генератор переменного тока.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

130-тонник в углевозной версии с платформой увеличенного объема

Однако 200-тонный рубеж окончательно преодолевают серийные машины БелАЗ-7530 (1992 г.). Это самосвалы четвертого поколения с новейшими системами электронного управления, регулирования и диагностики. К тому же из соображений конкурентоспособности на машинах по заказу станут применяться дизельные двигатели зарубежного производства.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

Сегодня модернизированные тяжеловозы семейства 7530 «берут» 220 т и являются, пожалуй, самыми массовыми самосвалами мира в своем сегменте грузоподъемности

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

БелАЗ-7530D грузоподъемностью 225 т. Эксперимент с облегченной платформой новой формы

На этом завод не останавливается. В 2005 году по заказу ОАО «Кузбассразрезуголь» изготавливается опытный карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн. Машина оснащается дизельным двигателем мощностью 3500 л. с. и электрической трансмиссией переменного тока на шинах размерностью 55/80R63.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

320-тонник БелАЗ-75600 появился в 2005 году и на тот момент был флагманом завода

Естественно, не создай всего этого БелАЗ в прошлом, вряд ли сейчас получился бы новый супергигант.

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

280-тонный БелАЗ-75501, построенный в 1990 году, стал самым тяжелым БелАЗом, построенным при существовании СССР

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

180-тонник БелАЗ-75214 в компании своих собратьев по объединению «БелавтоМАЗ». 1992 год

Самосвалы БелАЗ: белорусские великаны

Таганрогский автозавод (ТагАЗ) в ближайшее время расширит свою производственную программу. Предприятием уже приобретены права на выпуск трех моделей внедорожников SsangYong. Речь идет о передаче на ТагАЗ производственных линий по выпуску моделей Korando, Musso и Musso Sports.

Автомобили, о которых идет речь, представляют популярный в России класс внедорожников. Они используют лицензионную агрегатную базу Mercedes (двигатель и трансмиссия) и имеют классическую для внедорожников компоновку и оснащение: кузов на лонжеронной раме, подключаемый полный привод с понижающей передачей.

На автомобили SsangYong устанавливаются бензиновые двигатели 2,3 и 3,2 л мощностью 140 л.с. и 220 л.с., а также турбодизельный мотор рабочим объемом 2,9 л мощностью 120 л.с. Для двух последних будут предложены комплектации с автоматической коробкой передач. В базовое оснащение новых моделей будут входить: полный электропакет, гидроусилитель руля и регулируемую рулевую колонку, ABS, подушку безопасности водителя, кондиционер и аудиосистему.

По согласованию с компанией SsangYong внедорожники Korando, Musso и Musso Sports, реализуемые в РФ, получат новые торговые названия: Tager, Road Partner и Road Partner P400.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Технические характеристики

Все семейство машин построено на основе унифицированной рамы, изготовленной из низколегированной стали. Элементы соединены между собой дуговой сваркой, боковые лонжероны имеют коробчатую структуру. Внутренние пустоты используются для хранения запаса сжатого воздуха. На самосвалах применяется сварной кузов, имеющий защитный козырек. На оси установлен механизм фиксации в поднятом виде, внутри имеются отбойники и выталкиватели крупных кусков породы.

Кабина водителя

Рабочее место водителя расположено в 1-местной кабине, установленной со смещением относительно продольной оси автомобиля. Сидение оснащено пневматической опорой. В стандартную комплектацию кабины входит жидкостный обогреватель. Возможна установка климатической системы, пылевого фильтра, автоматизированных систем пожаротушения.

На машинах используется гидромеханическая трансмиссия, в состав которой входит согласующая гитара, состоящая из 3 валов. Между силовым агрегатом и гитарой расположена карданная передача, оснащенная резиновой муфтой на месте переднего шарнира. На картере узла расположены люки, служащие для подключения редукторов отбора мощности. От гитары крутящий момент передается на 1-ступенчатый гидротрансформатор, способный работать в режиме гидравлической муфты.

После трансформатора расположена 4-вальная 5-ступенчатая коробка передач, оснащенная фрикционными муфтами и электрогидравлическими приводами переключения. На части машин устанавливается упрощенный агрегат, имеющий 3 передачи переднего хода. В конструкции узла установлено специальное колесо с лопастями, которое является дополнительным тормозом-замедлителем. Управление работой тормозного механизма осуществляется электрическим приводом.

Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными редукторами в ступицах. В конструкции главной передачи имеется дифференциал конической схемы.

Техническое описание тормозных систем грузовика:

Тормозная система

  1. Рабочие механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Замедление обеспечивается 2 колодками, которые прижимаются при помощи пневматического привода. Для переднего и заднего моста установлены индивидуальные тормозные краны и емкости для сжатого воздуха.
  2. Резервная система, которая включается при выходе из строя любого из рабочих контуров. Замедление обеспечивается оставшимся участком и дополняется стояночной системой.
  3. Для удержания грузовика на стоянке используется отдельный ленточный механизм, установленный на выходном валу коробки скоростей. Узел включается рычагом в кабине, исполнительные приводы оснащены пневматическими цилиндрами.

Габариты и технические характеристики самосвала:

Технические характеристики

  • длина — 7110 мм;
  • колесная база — 3550 мм;
  • ширина (с учетом вылета зеркал) — 4560 мм;
  • высота (до верхней плоскости козырька) — 3930 мм;
  • радиус поворота — 8,7 м;
  • запас топлива — 420 л;
  • масса снаряженного — 22600 кг;
  • максимальная скорость (с нагрузкой) — 50 км/ч.

Расход топлива БелАЗ-7540 зависит от технического состояния силового агрегата и режимов эксплуатации. Нормативами установлено значение 115 л на 100 км пробега (при скорости 40 км/ч и полной загрузке).

Двигатель

Для семейства БелАЗ 7540 предусмотрено несколько вариантов силовых установок:

  • ЯМЗ-240ПМ2 (БелАЗ 7540A);
  • ЯМЗ-240М2-1 (БелАЗ 7540B/БелАЗ 7540E);
  • DEUTZ BF 8M 1015 (БелАЗ 7540D);
  • Cummins QSM11-C (БелАЗ 7540К).

V-образный дизель ЯМЗ-240ПМ2 считается базовым двигателем семейства. 12-цилиндровый мотор с непосредственным впрыском, турбонаддувом и жидкостным охлаждением демонстрирует неплохую отдачу в любых условиях.

Характеристики агрегата ЯМЗ-240ПМ2:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • номинальная мощность – 309 (420) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1491 Нм;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

ЯМЗ-240М2-1 конструктивно аналогичен мотору ЯМЗ-240ПМ2, но отличается от него отсутствием турбонаддува и меньшей производительностью.

Характеристики агрегата ЯМЗ-240М2-1:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • номинальная мощность – 265 (360) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1275 Нм;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

Иностранный мотор DEUTZ BF 8M 1015 – 4-тактная «восьмерка» с двойным турбонаддувом, водяным охлаждением и непосредственным впрыском. Агрегат обеспечивает повышенные тяговые показатели.

Характеристики двигателя DEUTZ BF 8M 1015:

  • рабочий объем – 15,87 л;
  • номинальная мощность – 290 (395) л.с.

Cummins QSM11-C характеризуется 6-цилиндровой конструкцией рядного типа, интеллектуальным непосредственным впрыском и мокрым картером. Агрегат ставится в более дорогие версии БелАЗ 7540.

Характеристики мотора Cummins QSM11-C:

  • рабочий объем – 10,8 л;
  • номинальная мощность – 298 (400) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1898 Нм.

Автомобиль показывает высокую экономичность. Для версий БелАЗ 7540A, БелАЗ 7540B, БелАЗ 7540E средний расход составляет 55,3 л/час, для модели БелАЗ 7540D – 60,89 л/час, для модификации БелАЗ 7540К – 59,77 л/час.

Все вариации семейства комплектуются одинаковым топливным баком емкостью 420 л.

Коробка передач

Коробка передач белорусского самосвала БелАЗ 7540 4-вальная с многодисковыми муфтами. Коробка передач оснащена 4 ступенями переднего хода, и 12 – заднего. Переключается скорость благодаря блокировке шестерен с валами.

Шасси

Для каждого моста, подвеска зависима. В подвеске имеются пневмогидравлические цилиндры, которые заполняются маслом и азотом. Подвеска устойчива, поэтому автомобиль может работать в любых условиях.

Ход цилиндра:

  • заднего – 265 мм.;
  • переднего – 205 мм.

Тормозная система – колодочные механизмы. Установлен пневматический привод для передних и задних колес. Управление тормозами – электрическое.

Радиус поворота рулевого управления – 8,7 метров. Машина обладает гидрообъемным рулевым управлением. Диаметр полного поворота – 20 метров.

Электросхема

На самосвалах применена 1-проводная схема электрооборудования с рабочим напряжением 24В. Отрицательные выводы источников тока и потребителей присоединены к элементам кузова и картерам агрегатов. На машине установлена передняя и задняя светотехника. По отдельному заказу возможно применение кондиционера воздуха с электронным управлением и системы обогрева зеркал заднего вида.

Электросхема грузовика

БелАЗ-75601: к новым рекордам

БелАЗ-75601

Грузовик, созданный к 50-летию конструкторского бюро завода в 2010 году, удерживал пальму первенства на олимпе крупнейших карьерных самосвалов на протяжении трёх лет. Несмотря на появление более мощной модели 75710, БелАЗ-75601 всё ещё находится в серии и успешно экспортируется в десятки стран ближнего и дальнего зарубежья.

Этот самосвал, оснащённый мощной силовой установкой в 3807 л.с., может перевозить до 360 тонн груза, развивая скорость до 64 км/ч. Успешно эксплуатируется в разных регионах РФ, в том числе за Полярным кругом.

Опытно-промышленные

Исследовательские и конструкторские разработки на предприятии ведутся постоянно. Накануне юбилея была собрана опытно-промышленная партия карьерных самосвалов БелАЗ-7555 H с гидромеханической передачей и планетарной КП, маслоохлаждаемыми тормозами и новым ведущим мостом с увеличенным ресурсом.

Карьерный самосвал БелАЗ-7555 H грузоподъёмностью 55 т с планетарной коробкой передач

Модельный ряд набирающих популярность карьерных самосвалов серии БелАЗ-7558 грузоподъёмностью 90 т пополнился новинкой – БелАЗ-75585. На самосвале этой модификации применена новая трансмиссия переменного тока концерна «Русэлпром».

Модернизированы карьерные самосвалы грузоподъёмностью 136, 220 т с трансмиссией переменно-постоянного тока. В составе техники применена инновация ОАО «БЕЛАЗ» – бесконтакторный шкаф управления трансмиссией, основанный на работе полупроводниковых приборов. Первая машина с этим узлом БелАЗ-75306 успешно эксплуатируется на Бачатском разрезе (Кемеровская область).

Карьерный самосвал БелАЗ-75585 грузоподъёмностью 90 т

В перспективе разработка позволит значительно снизить затраты на техническое обслуживание самосвалов с трансмиссией переменно-постоянного тока, повысить надёжность их работы.

Семейство карьерных самосвалов грузоподъёмностью 240 т пополнилось новыми моделями, которые были впервые представлены к 70-летию завода. В конце 2020 года разработана конструкторская документация на карьерный самосвал БелАЗ-75313 с электромеханической трансмиссией производства ПАО «Силовые машины» и двигателем Cummins QSK-60C.

После долгого перерыва ОАО «БЕЛАЗ» возобновило сотрудничество с ведущим российским машиностроительным предприятием по выпуску дизелей и дизель-генераторов ООО «Уральский дизель-моторный завод». В результате изготовлен 240-тонный карьерный самосвал БелАЗ-75319 с двигателем 12ДМ-185А производства ООО «УДМЗ» и электромеханической трансмиссией переменного тока производства ПАО «Силовые машины».

Карьерный самосвал БелАЗ-75319 грузоподъёмностью 240 т с двигателем 12ДМ-185А производства ООО «УДМЗ»

В стандартную комплектацию самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 входят:

  • предпусковой подогреватель жидкости;
  • кондиционерный и отопительный блок;
  • система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением;
  • автоматическая централизованная система смазки;
  • система контроля загрузки и топлива;
  • система контроля телеметрическая давления в шинах;
  • система видео обзора;
  • система предупреждения приближения к высоковольтным линиям.

По заказу потребителя возможна комплектация различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут поставляться с футерованными днищами, защищенными от износа при перевозке горных пород с высокими абразивными свойствами. В перспективе на карьерные самосвалы предусматривается вариант установки двигателя внутреннего сгорания другого производителя, а также двигателей, работающих на альтернативных источниках энергии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: