Самосвал БелАЗ-7555: технические характеристики и руководство по эксплуатации

Карьерный самосвал БелАЗ-7555 обладает грузоподъёмностью в 55 тонн. Его предназначение – перевозка масс грунта и руды при разработке разнообразных месторождений полезных ископаемых открытым способом, в глубоких карьерах. Может использоваться при сооружении крупных промышленных, дорожно-транспортных и гидротехнических объектов. Автомобиль адаптирован для работы на технологических дорогах, в самом широком спектре природно-климатических условий, в диапазоне температур от -50 до +50 градусов.

Технические характеристики

БелАЗ-7555 — технические характеристики агрегата:

Максимальная грузоподъемность55 000 кг
Модель силового агрегатаЯМЗ-845.10
Мощность двигателя730 лошадиных сил
Размер шин24.00-35
Наибольшая скорость движения55 км/ч
Габаритный радиус поворота55 м
Объем рабочего органа6 м³
Максимальная нагрузка на задний мост35 000 кг
Количество передач6
Задний ходЕсть
Удельный расход топливной жидкости216 г/кВтч
Ход поршневой части цилиндра подвесного механизма30 см
Допустимая нагрузка на переднюю ось20 000 кг
Количество посадочных мест в кабине1
Диаметр цилиндрических элементов30 см
Тип тормозовСухие, фрикционные
Колесный механизмПневматический
Полная масса95 500 кг
Габаритные параметрыДлина — 8 890 ммШирина — 5 240 мм
Высота — 4 610 мм
Вес40 500 кг
Подвесной механизмНезависимого типа, оборудованный амортизаторами
Наибольший крутящий момент3000 Нм
Частота вращения коленчатого вала1400 оборотов в минуту
Номинальное напряжение аккумуляторов24 В

Грузовик

7555B

Технические показатели модификации 7555В:

Масса автомобиля без груза40 200 кг
Полная масса95 200 кг
Максимальный вес поднимаемого груза55 000 кг
Нагрузка, оказываемая на передний ведущий мост20 500 кг
Нагрузка на заднюю телегу19 700 кг
Колесная база4 000 мм
Колея по передним колесам3 700 мм
Колея по задним колесам3 730 мм
Наибольший габаритный радиус поворота9 000 мм
Скорость движения55 км/ч
Объем бака для топливной жидкости230 л
Тип используемого топливаДизель
Емкость для смазочного вещества заднего моста108 л
Объем жидкостной системы охлаждения205 л
Подъем грузовой платформы15 с
Опускание платформы14 с
Давление в системе17 МПа
Степень фильтрации10 мкм
Количество цилиндров6
Рабочий объем мотора18,9 л
Мощность силового агрегата710 лошадиных сил
Крутящий момент2731 Нм
Частота вращения коленвала1400 оборотов в минуту
Диаметр цилиндров15,9 см
Ход поршня15,9 см
Расход топливной жидкости209 г/кВтч
Система запуска двигателяЭлектрический стартер
Угол поворота управляемых колес41°
Габариты8,89*4,74*4,56 м

Модель В

7555D

Параметры и показатели модели 7555Д:

Модель мотораCummins KTTA 19-C
Мощность710 лошадиных сил
Наибольший крутящий момент2731 Нм
Количество передач6
РеверсЕсть
Тип коробки передачАвтоматическая
Объем кузова50 м³
Снаряженная масса автомобиля41 500 кг
Вес транспортного средства вместе с грузом96 500 кг
Грузоподъемность55 000 кг
Длина8,89 м
Ширина5,08 м
Высота4,63 м
Колесная формула4*2
ТормозаОднодисковые, сухие
Тип подвесного механизмаПневмогидравлический
Размер шин24.00-R35
Наибольшая скорость движения55 км/ч
Удельный расход дизельного топлива209 г/кВтч
Гидравлический привод передних колесЕсть
Габаритный радиус поворота9 м
Тип стояночного тормозного устройстваКолодочный
Частота вращения коленчатого вала2340 оборотов в минуту
Количество цилиндров6
Диаметр цилиндрических элементов16 см
Ход поршневой части16 см
Количество посадочных мест1
Материал, из которого выполнена опорная рамаСталь
Колесная база4 000 мм
Напряжение аккумулятора24 В
Количество аккумуляторных батарей2

Модель D

Другие модификации

Технические характеристики и показатели модификации 7555Е:

Масса автомобиля без груза44 000 кг
Полная масса104 000 кг
Максимальный вес поднимаемого груза60 000 кг
Нагрузка, оказываемая на передний ведущий мост22 300 кг
Нагрузка на заднюю телегу21 700 кг
Колесная база4 000 мм
Колея по передним колесам3,7 м
Колея по задним колесам3,7 м
Наибольший габаритный радиус поворота9 000 мм
Скорость движения55 км/ч
Объем бака для топливной жидкости735 л
Тип используемого топливаДизель
Емкость для смазочного вещества заднего моста108 л
Объем жидкостной системы охлаждения210 л
Подъем грузовой платформы16 с
Опускание платформы15 с
Давление в системе18 МПа
Степень фильтрации11 мкм
Количество цилиндров6
Рабочий объем мотора19 л
Мощность силового агрегата715 лошадиных сил
Крутящий момент2700 Нм
Частота вращения коленвала2325 оборотов в минуту
Диаметр цилиндров16 см
Ход поршня16 см
Расход топливной жидкости175 л на 100 км
Система запуска двигателяЭлектрический стартер
Габариты8,89*5,3*3,63 м

Под сильным давлениемКарьерные самосвалы БелАЗ

В. Перелыгин, к.т.н., горный инженер

Если рассматривать весь производимый парк автосамосвалов Белорусского автозавода, следует указать, что более половины парка работает в карьерах по добыче руд черных и цветных металлов, где условия эксплуатации наиболее сложные. Значительное число машин используется на угольных разрезах, в карьерах по добыче горно-химического сырья, нерудных ископаемых, на строительстве гидротехнических и ирригационных сооружений, т. е. практически везде, где требуется транспортировать большие объемы горной массы.

Перед другими видами транспорта автосамосвалы имеют ряд преимуществ:

  • относительно высокая маневренность машин, возможность работы на относительно тесных площадках, в труднодоступных забоях;
  • меньшие затраты на строительство и поддержание временных дорог по сравнению с железнодорожным транспортом;
  • высокая производительность в комплексе с одноковшовыми экскаваторами;
  • высокая мобильность парка как такового.

Здесь могут работать только автосамосвалы

Подвижность и маневренность самосвалов способствуют эффективному проведению селективной выемки, усреднению руд непосредственно в карьере.

Основной недостаток автомобильного транспорта – более высокая по сравнению с железнодорожным транспортом стоимость транспортировки горной массы. Применение автосамосвалов наиболее целесообразно при небольшой дальности перевозок, в условиях сложного рельефа, в глубоких карьерах и т. д.

Родоначальник семейства карьерных самосвалов БелАЗ-540

Карьерный автотранспорт эксплуатируется в самых разнообразных климатических, горно-геологических и дорожных условиях. Большинство горных предприятий России расположено в зонах резкоконтинентального климата: низкая, до –40 °С и ниже, температура зимой с сильным ветром и высокая температура летом (до +40 °С). В горной местности самосвалы работают при пониженном атмосферном давлении, что снижает мощность двигателей, увеличивает расход топлива. Для карьерного автотранспорта характерны небольшие расстояния перевозки – от 1 до 5 км, дороги с переменным профилем и большим числом поворотов, множество временных дорог с неудовлетворительным покрытием. Продольный профиль карьерных дорог представляет собой чередование подъемов и спусков разной величины и длины. Продольные уклоны дорог достигают 10…12%, а на отдельных коротких участках и больше.
Серия БелАЗ-7540

Модель7540A7540B7540D7540E
Грузоподъемность, т30303030
Масса, т22,522,522,522,5
Габаритные размеры, мм7110х3860х39307280х3900х x3900
Радиус поворота, м8,78,78,78,7
Вместимость платформы стандартная геометрическая, м315,115,115,124,7
То же стандартная «с шапкой» 2:1, м319,219,219,228,2
ДвигательЯМЗ-240ПМ2ЯМЗ-240М2-1Deutz BF 8M 1015ЯМЗ-240М2-1
Мощность, кВт (л.с.)309 (420)265 (360)290 (395)265 (360)
ТрансмиссияГМП (5+2)ГМП (3+1)ГМП (5+2)ГМП (3+1)
Шины18.00-25
Максимальная скорость, км/ч50

На карьерных самосвалах применяют два типа трансмиссии – гидромеханическую (ГМП) и электромеханическую (ЭМТ). Как показывает практика, при уклонах в пределах 12…15% предпочтительней использовать самосвалы с ГМП, у них лучше динамические характеристики. К.п.д. гидромеханической трансмиссии выше, а значит, выше скорость самосвала и его производительность на единицу сжигаемого топлива. В свою очередь применение ЭМТ позволяет изменить компоновку самосвала, упростить кинематическую схему, применить индивидуальный привод на каждое колесо (мотор-колесо).

Создание тяжелых самосвалов с ГМП связано с целым рядом конструктивных проблем. Передача больших крутящих моментов требует значительного усложнения конструкции агрегатов трансмиссии и их утяжеления, вызывает удорожание машины, в том числе в процессе эксплуатации.

Для удовлетворения потребностей многочисленных карьеров средней и малой мощности Белорусский автозавод выпускает гамму автосамосвалов с гидромеханической трансмиссией и грузоподъемностью (г/п) до 90 т. Более тяжелые машины традиционно выпускают с ЭМТ (самый тяжелый – БелАЗ-75306 г/п 220 т). Однако такие мировые лидеры, как компании Caterpillar и Komatsu, производят ряд тяжелых самосвалов с гидромеханической трансмиссией (самый тяжелый – модель CAT 797В г/ п 380 т), которые успешно используют на многих предприятиях. В России наиболее распространенными являются самосвалы серии БелАЗ-7540 г/п 30 т, в том числе предшественники этой серии – модели БелАЗ-7522, БелАЗ-7526, а также ветеран БелАЗ-540.

ЭКГ-5А грузит горную массу в БелАЗ-7540

Началом славного семейства карьерных самосвалов стал 27-тонный БелАЗ-540, первый образец которого создан в сентябре 1961 г. на Белорусском автомобильном заводе. Серийно выпускать его начали с сентября 1965 г. и оснащали дизелем Д-12А (38,8 л, 375 л.с.), автоматической гидромеханической трехступенчатой коробкой передач (КП), колесными планетарными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма. Его оснастили самой прогрессивной по тем временам гидропневматической подвеской и объединенной гидравлической системой.

С 1967 г. выпускали модернизированный вариант БелАЗ-540А с новым дизелем ЯМЗ-240 (22,3 л, 360 л.с.). Самосвал с колесной базой 3550 мм развивал максимальную скорость 55 км/ч. БелАЗ-540А соответствовал мировому уровню и первым в СССР был удостоен почетного в те времена Знака качества. Автомобиль получился очень удачным и, по заверениям представителей Caterpillar, стал конкурентно трудным и для их продукции.

Самосвалы работают в комплексе не только с механическими лопатами. На снимке – погрузка комбайном послойного фрезерования в БелАЗ-7547

С 1972 г. начался выпуск северного и тропического (экспортного) вариантов – соответственно 540С и 540Т. Седельный тягач 540В работал в составе 45-тонного самосвального автопоезда. Одновременно с ними Белорусский автомобильный завод предлагал самосвал-углевоз модели 7510, геометрическая вместимость кузова которого была увеличена с 15 до 19 м3. Самосвалы моделей 540 и 7510 предназначались для работы с экскаватором ЭКГ-4,6Б, а позднее и с ЭКГ-5А.

В 1980-е годы на смену «540-му» пришел усовершенствованный вариант БелАЗ-7522 г/ п 30 т с более экономичным двигателем мощностью 360 л.с., новой трансмиссией с увеличенным к.п.д. гидротрансформатора и модернизированной тормозной системой. Варианту углевоза присвоили индекс 7526. С 1981 г. выпускали также БелАЗ-7540 г/п 40 т для вывоза скальной породы из глубоких карьеров, оборудованный 425-сильным дизелем ЯМЗ-240ПМ2 с турбонаддувом. Сегодня автозавод предлагает серию современных 30-тонных самосвалов БелАЗ-7540.

БелАЗ-7547

Серия БелАЗ-7547

Модель7547754737547D
Грузоподъемность, т454545
Масса, т333333
Габаритные размеры, мм8090х4135х43908390х4135х43908090х4110х4390
Радиус поворота, м10,210,210,2
Вместимость платформы стандартная геометрическая, м321,519,821,5
То же стандартная «с шапкой» 2:1, м326,526,526,5
ДвигательЯМЗ-240НМ2КТА 19-СDeutz BF 8M 1015C
Мощность, кВт (л.с.)368 (500)448 (600)400 (544)
ТрансмиссияГМП (5+2)
Шины21.00-35
Максимальная скорость, км/ч50

Основой более тяжелого семейства самосвалов с ГМП стал двухосный БелАЗ-548А г/п 40 т с базой 4200 мм и кузовом вместимостью 21 м3, производство которого начато в 1967 г. Предназначался он для работы с новыми экскаваторами ЭКГ-8И и модификациями ЭКГ-6,3УС и ЭКГ-4У. Автомобиль оснащали дизелем ЯМЗ-240Н с турбонаддувом мощностью 500 л. с., а в остальном его конструкция повторяла предыдущее семейство БелАЗ-540. В 1972 г. БелАЗ-548А стали собирать в северном исполнении. Назывался он БелАЗ-548С, с 27-кубовым кузовом (углевоз обозначали как БелАЗ-7525, как седельный тягач – БелАЗ-548В для работы с самосвальными полуприцепами г/п 65 т. В начале 1980-х начался выпуск модернизированного варианта «548-й» модели г/ п 42 т, получившего обозначение БелАЗ-7523 (его углевозный вариант – БелАЗ-7527).

Один из самых тяжелонагруженных элементов трансмиссии самосвала с ГМП – редуктор заднего моста

На смену БелАЗ-7548, снятому с производства в 2002 г., создан БелАЗ-7547 увеличенной грузоподъемности – 45 т. С 1995 г. началось производство самосвала нового поколения – 55-тонного БелАЗ-7555, для которого на выбор предлагают дизели ЯМЗ или Cummins мощностью 525…730 л. с., ГМП собственного изготовления или американскую Allison, гидропневматическую подвеску колес с 35-дюймовыми шинами. Эту модель сразу полюбили угольщики, поскольку она по параметрам более всего подходит для совместной работы с экскаваторами ЭКГ-8И и ЭКГ-10 – основными механическими лопатами на добычных работах угольных разрезов.

Очень интересны современные разработки автозавода, например шарнирно-сочлененный самосвал БелАЗ-7528 (6х6) г/п 36 т с двигателем MTU серии S-60 мощностью 550 л.с., ГМП (5+2), шинами 29,5R25. Масса его – 42,3 т, геометрическая вместимость платформы – 16,3 м3, с «шапкой» – 22 м3. Модель предназначена для перевозки насыпных грузов и рассчитана на эксплуатацию в разных климатических зонах как по специальным технологическим дорогам, так и в условиях бездорожья на грунтах с низкой несущей способностью. Применение компоновки с шарнирным сочленением рам позволяет получить более высокую маневренность автомобиля, полный привод повышает тяговые характеристики (больше суммарное сцепление). Самосвал способен преодолевать большие уклоны, менее восприимчив к качеству дорог, незаменим на горных работах при транспортировке пород с глубоких горизонтов с повышенным водопритоком.

Передачи 5 2

Белорусский завод предлагает и новую серию тяжелых самосвалов г/п 90 т с ГМП – БелАЗ-7557. Мощность двигателя QST 30-C – 1065 л. с., трансмиссия – ГМП 6+1, шины – 27.00R49, масса автомобиля – 73 т, геометрическая вместимость платформы – 37,3 м3, «с шапкой» – 53,3 м3. Самосвал предназначен для работы с экскаваторами с ковшами вместимостью 12,5…15,0 м3 и будет востребован в ГОКах с глубокими карьерами.

Опыт эксплуатации самосвалов БелАЗ с ГМП показывает, что в целом машины названных серий надежны, достаточно «живучи» и в определенной степени удовлетворяют условиям эксплуатации на горных работах. Ремонтные службы, привычные к продукции Белорусского автозавода, в большинстве случаев самостоятельно проводят восстановительный ремонт агрегатов, в том числе ГМП и редукторов. Специализированные ремонтные предприятия широко привлекаются лишь для проведения капитального ремонта двигателей. В условиях завода проводится ремонт с возможной заменой коленчатого вала или блока цилиндров, что продлевает остаточный ресурс. Кроме этого цены на запчасти к самосвалам БелАЗ ощутимо ниже по сравнению с ценами на запчасти к импортным машинам, что делает эксплуатацию автомобилей автозавода заметно экономичней. Такие факторы способствуют поддержанию стабильного спроса на продукцию БелАЗа, и не только на постсоветском пространстве.

На практике величина пробега самосвалов БелАЗ г/п 27…45 т до списания составляет в среднем: до 225 тыс. км для районов Крайнего Севера; до 210…220 тыс. км для глубоких (более 200 м) карьеров; около 320 тыс. км на строительных работах (нормативный пробег – 270 тыс. км, или 6 лет службы). Годовой пробег в большинстве карьеров составляет 5…40 тыс. км. Оборудование самосвалов импортными двигателями позволяет в определенной степени продлить ресурс и увеличить межремонтный интервал, но приводит к удорожанию техобслуживания.

БелАЗ-7555B

Серия БелАЗ-7555

Модель7555B7555D7555E
Грузоподъемность, т555555
Масса, т40,241,544
Габаритные размеры, мм8890х4740х46209200х5080х46308890х4740х4555
Радиус поворота, м999
Вместимость платформы стандартная геометрическая, м322,15028
То же стандартная «с шапкой» 2:1, м331,357,937,3
ДвигательКТТА-19СКТТА-19СQSK 19-C
Мощность, кВт (л.с.)522 (709)522 (709)559 (760)
ТрансмиссияГМП (6+1)
Шины24.00-35
Максимальная скорость, км/ч55

Сложный продольный профиль карьерных дорог значительно утяжеляет режим работы ГМП. Чередование подъемов и спусков, иногда затяжных с работой замедлителя на спусках, вызывает перегрев агрегата, особенно в летние месяцы, приводит к «свариванию» фрикционов передач, выходу из строя масляных радиаторов. Своя специфика присутствует и при работе на Крайнем Севере, где из-за экстремальных холодов резко снижается надежность оборудования, поэтому возникает потребность проводить специальные мероприятия, чтобы обеспечить нормальную работу машин (прогрев, применение специальных масел, хладостойких материалов, в том числе морозостойкой резины, и т. д.).

Следует отметить, что, поддерживая правильный режим работы автосамосвала, можно исключить многие инциденты, например выход из строя ГМП из-за перегрева. Стиль вождения в значительной степени определяет режим работы систем, поэтому подготовка водителей должна проводиться ответственно и качественно. Однако кадровая проблема в последние годы лишь обостряется, и не только в отношении подготовки водителей, но и в отношении подготовки грамотных специалистов механиков-ремонтников. Плохие кадры способны, не напрягаясь, «порешить» высокотехнологичные дорогие машины от Caterpillar или любого другого производителя с мировым именем и безупречной репутацией. Хорошие кадры способны поддержать родные и многотерпеливые БелАЗы, к которым традиционно простое отношение.

Сегодня Белорусский автозавод как никогда испытывает сильное давление со стороны конкурентов, предлагающих высококлассную технику. Быстро развиваются дилерские и сервисные центры фирм-производителей. Пока соотношение цена/ качество позволяет БелАЗу успешно конкурировать с мировыми лидерами, но насколько долго данная ситуация будет выигрышной для завода, спрогнозировать сложно. Повышение интенсивности ведения горных и строительных работ как прямое следствие вхождения членов СНГ в мировой рынок потребует применения новых, высокоэффективных комплексов оборудования. Сегодня важно не упустить время, чтобы в будущем не попасть в группу аутсайдеров. Приоритетным направлением деятельности завода должно стать обновление производства, внедрение новейших технологий, создание новых серий высокопроизводительных самосвалов.

Двигатель

Дизельный двигатель китайского производства, от корпорации Камминз – с системой электронного управления и центральной крыльчаткой системы охлаждения.Это обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость самосвала на подъёмах, а также топливную экономичность.

Для облегчения запуска двигателя в условиях предельно низких температур карьерные самосвалы БелАЗ-7555В оборудуются предпусковыми подогревателями охлаждающей жидкости и дизтоплива для двигателя. Этоделает легче его запуск и гарантирует стабильно устойчивую работу в суровых климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Двигатель «БелАЗ-7555В»-01

Марка двигателя БелАЗ-7555В – Cummins KTTA 19-C. Это дизельный, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха мотор. Он имеет следующие технические параметры: суммарная масса – 1 975 кг; максимальная мощность – 522 кВт; рабочий объем камеры сгорания – 19 000 см3; суммарное количество рабочих цилиндров – 6 шт.; цилиндры расположены в ряд; имеется турбонаддув (двойной).

  • Количество цилиндров – 6.
  • Рабочий объём цилиндров – 18,9 литров.
  • Номинальная мощность (при 2100 об/мин) –522 кВт, или 710 лошадиных сил.
  • Максимальный крутящий момент (при 1400 об/мин) – 2731 Н.м.
  • Диаметр цилиндра – 159 мм; ход поршня – 159 мм.
  • Удельный расход топлива при номинальной мощности – 209 г/кВт ч.
  • Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – 750 об/мин.
  • Максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – 2325 об/мин.

Очистка воздуха для мотора производится трёхступенчатым фильтром с активными элементами сухого типа. Система смазки — смешанная, выполненная по принципу «мокрого кар­тера. Система охлаждения — жидкостная, с организацией принудительной циркуляции, и объединением с системой охлаждения гидромеханической трансмис­сией. Охлаждение масла гидромеханической трансмиссии производится водома­сляным теплообменником. Система пуска — электростартерная. Напряжение в системе электрооборудования составляет 24 Вольта.

Рабочие показатели

Все эти самосвалы имеют общие параметры в таких узлах:

  • Трансмиссия – 7556-1700004 ГМП (6+1).
  • Величина максимальной скорости – 55 км/ч.
  • Расход топлива – 211 г/кВт*ч.
  • Общий вес без и со вспомогательным оборудованием – 44/104 тонны.

БелАЗ-7555B и 7555D оснащены мотором типа KTTA 19-C мощностью 522 кВт и имеют грузоподъемность 55 тонн. В свою очередь, БелАЗ-7555E и 7555F имеют мотор QSK 19-C мощностью 559 кВт и способны перевозить 60 тонн груза.

Трансмиссия

БелАЗ-7555В оснащён гидромеханической передачей с шестью автоматическими ступенями переднего хода и одной ступенью заднего хода. Она позволяет выбирать самый оптимальный тягово-скоростной режим движения самосвала, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения необходимой безопасности движения.

Гидромеханическая трансмиссия БелАЗ-7555В состоит из следующих основных составных частей: гидротрансформатор; четырёхвальная коробка передач с фрикционными муфтами; микропроцессорная система (для защиты от перегрузок и управления механизмами); система аварийного управления. Привод управления переключением передач – электрогидравлический. Тормоз-замедлитель – гидродинамический, лопастного типа.

Трансмиссия

Комплексный четырёхколёсный гидротрансформатор с автоматической блокировкой способствует снижению динамических нагрузок в трансмиссии, обеспечивая стабильность и устойчивую работу двигателя при изменении этих нагрузок.

Система автоматического управления ГМП (САУ ГМП) улучшает эксплуатационные характеристики карьерного самосвала, увеличивает ресурс и надёжность, за счёт поддержания оптимальных рабочих режимов.

Общая информация и назначение

Данный карьерный самосвал эксплуатируется для транспортирования грузов, имеющих сыпучую консистенцию, и различных горных масс. Также БелАз-7555 просто незаменим во время строительства сложных с технической точки зрения, крупных объектов промышленности. За счет продуманной конструкции машина превосходно зарекомендовала себя как в сложных дорожных условиях, так и в суровых климатических зонах.

белаз 7555

Тормозное управление

Несмотря на то, что трансмиссия автоматическая, в кабине присутствуют три педали. Третья педаль – это не сцепление, а дополнительный тормоз. Хотя его можно назвать и основным. Стандартная дисковая тормозная система передних колёс (средняя педаль) используется преимущественно на ровной поверхности и при пустом кузове. Но когда в кузове БелАЗа груз – свыше 50-ти тонн и он едет с уклона, обычных тормозов будет недостаточно. Они не только до конца не остановят едущую с горы машину, но и трение колодок о диски может привести к пожару.

Поэтому – крайняя левая педаль регулирует многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес. Поскольку тормозные диски находятся в охлаждаемом масле, они не перегреваются. Многодисковые тормозные механизмы увеличивают на 10…20% среднетехническую скорость при движении на уклонах за счёт повышенной эффективности ММОТ и принудительной системы охлаждения; повышают надёжность и безопасность движения.

Тормозная система БелАЗ-7555В соответствует международным нормам безопасности «СТБ ИСО 3450». Она оборудована рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозными системами. В рабочей системе–сухие однодисковые тормозные механизмы для передних и задних колёс. Привод — гидравлический, раздельный для колёс передних и задних. В стояночной системе– колодочный тормозной механизм, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи. Привод — пружинный, управление гидравлическое.

Вспомогательная система – гидродинамический тормоз-замедлитель на ведущем валу коробки передач, с ускоренным временем срабатывания, управление – электрогидравлическое. В запасной системе использованы стояночный и исправный контуры рабочих тормозов.

Рулевое управление

Конструкция гидрообъёмного привода обеспечивает надёжность в эксплуатации рулевого управления и исключает обратную механическую связь. Рулевая колонка отличается возможностью регулирования по углу и высоте, небольшим усилием на рулевом колесе, эргономичным, травмобезопасным, удобным управлением, и гарантирует водителю достойный уровень комфорта. Высокая маневренность самосвалов БелАЗ-7555В поддерживается малым радиусом поворота в сочетании с их короткой колёсной базой.

Рулевое управление

Управляемыми колёсами являются передние. Угол поворота управляемых колёс составляет 41 градус. Радиус поворота – 9 метров. Габаритный диаметр поворота составляет 20,5 метров. Рулевое управление БелАЗ-7555В соответствует требованиям международного стандарта ИСО-5010.

Подвеска и ходовая часть

Самосвал БелАЗ-7555В оборудован подвеской пневмогидравлического типа со встроенным гидравлическим амортизатором. В сочетании с зависимой системой направляющего аппарата это обеспечивает высокую плавность хода, производительность, техническую скорость, устойчивость от боковых кренов, долговечность узлов самосвала и комфортные условия для работы водителя. Зависимая для передней оси и ведущего моста, подвеска снабжена продольными рычага­ми, центральными шарнирами и поперечными штангами.

По два пневмогидравлических цилиндра предусмотрено на каждую переднюю ось и задний мост (масло и азот). Ход поршня цилиндра составляет – переднего 300 мм; заднего – 270 мм. БелАЗ-7555В оснащён задним ведущим мостом, который состоит из следующих основных составных частей: коническая одноступенчатая передача; конический дифференциал с четырьмя сателлитами; планетарные передачи колёсного типа с цилиндрическими прямозубыми шестернями; карданная передача. Карданная передача состоит из карданных валов (открытого типа); подшипников (игольчатого типа); защитного ограждения; упругой муфты.

Подвеска и ходовая часть

Два карданных вала открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках, соединяют гидромеханическую передачу с двигателем и ведущим мостом. Между передним карданным валом и дизелем установлена упругая муфта. Предусмотрено защитное ограждение переднего карданного вала. Передаточные числа: главной передачи – 2,73; колёсной передачи – 7,62; общее ведущего моста – 20,8.

Передняя ось – не ведущая, управляемая, коробчатого сечения. Колёса – бездисковые, с бортовыми, замочными и посадочными кольцами. Шины на БелАЗ-7555В установлены бескамерные, пневматические, с специальным карьерным рисунком протектора. Их размер 24.00R35, обозначение «24.00-35 HC42/24.00R35»; номинальное внутреннее давление – 0,65 МПа. С данными шинами используется обод, имеющий размера 17.00-35/3.5.

Гидравлическая система

Объединённая (для опрокидывающего механизма кузова, рулевого управления и привода тормозов) гидросистема БелАЗ-7555В построена на унифицированных элементах, обладает конструктивной простотой и минимальными потерями в мощности. Обеспечивает необходимое охлаждение масла без использования радиатора в конструкции.

Основными рабочими частями гидравлического оборудования самосвала являются масляные насосы шестерёночного типа; а также гидроцилиндры, которые непосредственно осуществляют подъём кузова. Цилиндры подъёма грузовой платформы — телескопические, двухступенчатые, с одной ступенью двойного действия. Марка насосов: НШ-100А3, или НШ-50М-4.

Гидравлическая система

Система гидропривода имеет следующие временные рабочие параметры: подъём платформы до верхней точки происходит за 15 секунд; опускание платформы осуществляется за 14 секунд; максимально возможное давление в системе, создаваемое насосами, составляет 17 МПа; а максимальная производительность насосов, при 2100 об/мин– 342 дм3/мин. Степень фильтрации составляет 10 мкм.

Размеры

Характеристика БелАза-7555 будет неполной, если не указать его массу и габариты:

  • Длина машины от края переднего бампера до конца погрузочной платформы – 8890 мм.
  • Ширина самосвала (измеряется от краев протекторов между правым и левым колесом) – 4740 мм.
  • Высота грузовика от подстилающей поверхности до верхней точки водительской кабины – 4560 мм.

Такие колоссальные габариты объясняются внушительной грузоподъёмностью самосвала, которая может достигать 60 тонн (машина модификации Е).

Что касается модификации D, то ее длина составляет 8890 мм, ширина 5080 мм, а высота 4630 мм.

Грузовики класса B и F обладают сухой эксплуатационной массой (без груза и ёмкостей топлива) 40500 килограмм. Самая большая модификация – Е, которая весит порядка 44100 кг.

белаз 7555 технические характеристики

Устройство

Сварная рама БелАЗ 7555 сделана из низколегированной марки. Поперечины соединяют продольные лонжероны переменной высоты. В точках повышенной нагрузки используются литые элементы, при этом вся рама цельнолитой не является. Специальные секции присоединяются к средней основе посредством болтовых соединений и сварки. Рама также имеет дополнительные крепления для установки оборудования. Кузов автомобиля занимает почти 70% всей площади, кабина и моторный отсек располагаются в передней части. Справа от платформы находятся 3 сигнальные лампы, показывающие уровень загрузки. Белый свет сообщает о резерве грузоподъемности, желтый – о нормальной загрузке, красный – о перегрузке.

БелАЗ 7555 оснащается пневмогидравлической подвеской с гидравлическими амортизаторами. Вместе с зависимым механизмом направляющего аппарата она увеличивает плавность хода и устойчивость машины. Зависимая передняя подвеска оборудована продольными рычагами, поперечными штангами и центральными шарнирами. Задний ведущий мост представлен одноступенчатой конической передачей, карданной передачей, планетарными передачами с шестернями и коническим дифференциалом. 2 карданных вала соединяют гидромеханическую трансмиссию с агрегатом и ведущим мостом. Для автомобиля используются бездисковые колеса с бескамерными шинами (24.00R35).

Управление автомобилем осуществляется посредством гидромеханической трансмиссии с 6 автоматическими передними скоростями и 1 задней скоростью. В ее состав входят 4-вальная КП с фрикционными муфтами, механизм аварийного управления, гидротрансформатор и микропроцессорная система. Переключение передач выполняется с использованием электрогидравлического привода управления.

В БелАЗ 7555 применяется объединенная гидравлическая система с унифицированными элементами и простой конструкцией. Охлаждение масла выполняется без применения радиатора. В основе гидросистемы лежат шестеренчатые насосы НШ-100А3 (НШ-50М-4) и гидроцилиндры, выполняющие подъем кузова. Система гидропривода позволяет поднимать платформу за 15 секунд, опускать – за 14 секунд.

В кабине БелАЗ 7555 присутствуют 3 педали, несмотря на автоматическую трансмиссию. Третья педаль – дополнительный тормоз. Средняя педаль используется при снаряженной массе и на ровной дороге. При полной загрузке и движении на уклоне задействуется 3 педаль, регулирующая многодисковые тормоза на задних колесах. Тормозные диски располагаются в охлаждаемом масле и не перегреваются.

Кабина БелАЗ 7555 соответствует европейским стандартам. Уровень вибрации не превышает 8 дБ, потому водитель не устает даже при длительной работе. Кабина имеет 2 двери и 2 места. Водительское пневмо-подрессоренное кресло имеет набор регулировок, как и рулевая колонка. Кабина соответствует требованиям безопасности RОPS и стандарту СТБ ЕН 474-6. На основной панели установлен современный экран с набором лампочек, дублирующим показания.

Кабина

Кабина водителя довольно комфортная. Она полностью соответствует актуальным европейским стандартам качества, применяемым к тяжёлой технике подобного рода. Уровень вибрации, присутствующей в кабине, не превышает восьмидесяти дециБелл. Уровень общей вибрации составляет до 115-ти дБ. Нахождение в кабине позволяет не испытывать усталости даже при условии очень продолжительной работы.

То, что посадка тут высока, очевидно и для тех, кто ни разу не имел дела «БелАЗом». Есть строгое правило: подниматься по лестнице в кабину необходимо только лицом к машине, чтобы избежать падения. Имеется специальная лампа, освещающая лестницу, – на те случаи, когда работа завершается после заката. Включается/выключается она кнопкой, что скрыта в переднем бампере.

Кабина «БелАЗ-7555В»

Кабина БелАЗ-7555В двухместная и двухдверная, с пневмо-подрессоренным регулируемым сиденьем для водителя, с дополнительным, простым жёстким, сиденьем для пассажира, рулевой колонкой с набором регулировок. Кабина отвечает требованиям системы безопасности «RОPS»; требованиям стандартов «ЕН 474-1» и «СТБ ЕН 474-6», которые устанавливают допустимые уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха внутри кабины.

Кабина снабжена солнцезащитными шторками и современным дисплеем на основной панели приборов представляет собой современный дисплей, соседству с набором лампочек, что дублируют показания. Тут выведены шкалы рабочего давления в коробке передач, температуры в системе охлаждения, скорости, давления масла в двигателе, нагрева мотора, числа оборотов в минуту. В углу – особенный одометр: он демонстрирует, через сколько моточасов машине потребуется плановая диагностика.

Рукоятку, которая связана с педалью газа, можно назвать «круиз-контролем». Он также выполняет функции ускорения, стабилизации подъёма и опускание платформы. На самой платформе, кстати, также предусмотрено несколько датчиков. Один не даёт развивать большой скорости при незакрытом до конца кузове. Другой заставляет «крышку» опускаться в автоматическом режиме, если водитель уже начал движение и забыл про неё. Имеется и кнопка блокировки.

Водители БелАЗ-7555В первых годов выпуска жаловались на сильный удар при опускании грузовой платформы. К этому прислушались на заводе, и теперь механизм работает намного плавнее и мягче – подобно доводчику двери, не нарушая комфорта в кабине.

Заправочные емкости

Рассматриваемый карьерный грузовик оснащается довольно мощным двигателем с отличными техническими характеристиками, что видно не только при его разборе. Как следствие, количество заправочных емкостей его очень велико:

  • объем бака для заправки топлива – 740 л;
  • гидробак – 230 л;
  • количество смазочного материала в заднем мосту – 108 л;
  • подвеска: передние цилиндры – 15 л (в каждый), задние цилиндры – 15,8 л (в каждый);
  • передача гидромеханическая – 90 л;
  • система жидкостного охлаждения двигателя – 205 л.

Суммарный объем заправочных емкостей составляет почти полторы тонны.

Специализированное оборудование и дополнительные опции

БелАЗ-7555 оснащается множеством различных опций и специализированных систем, которые делают эксплуатацию его очень простой и удобной:

  • система кондиционирования кабины водителя;
  • система, осуществляющая тушение пожара в кабине водителя;
  • устройство для предпускового подогрева двигателя;
  • централизованная смазочная система;
  • индикаторы загрузки и количества топлива;
  • индикаторы, регистрирующие величину давления в шинах в режиме реального времени;
  • диагностическая система, позволяющая максимально быстро определить причину возникновения неисправности.

Также при необходимости заводом-изготовителем могут быть разработаны какие-либо специализированные опции по заказу покупателя.

Специальное оборудование и вспомогательные опции

Нормальная эксплуатация БелАз-7555 просто невозможна без наличия узкоспециализированных технических средств, среди которых:

  • Система, обеспечивающая кондиционирование воздуха в кабине водителя.
  • Система пожаротушения водительской кабины.
  • Предпусковой подогрев двигателя.
  • Централизованная и автоматизированная система смазки.
  • Индикаторы, сигнализирующие о загрузке машины и количестве топлива.
  • Датчики, осуществляющие беспрерывный мониторинг давления в колесах машины в режиме онлайн.
  • Система диагностики, предоставляющая возможность очень быстро и четко определять причины возникновения каких-либо технических неисправностей.

Эксплуатация

Руководство по эксплуатации содержит следующие рекомендации:

  1. Во время внезапной остановки мотора нельзя переводить рукоятку управления гидромеханической передачи в нейтральное положение до полной остановки транспортного средства.
  2. Если транспорт остановился на уклоне, необходимо предотвратить самопроизвольное движение автомобиля, затормозить стояночный тормозной механизм.
  3. Запрещено выходить из кабины, если педаль зафиксирована.
  4. Во время проведения работ по техническому обслуживанию транспортного средства грузовую платформу приподнимают и фиксируют в этом положении при помощи специальных стопорных тросов.
  5. Во время подъема платформы нельзя находиться рядом с самосвалом.
  6. Загрузка транспорта осуществляется только сбоку и сзади.
  7. Нельзя использовать разгрузочные площадки с мягким покрытием, чтобы не спровоцировать опрокидывание самосвального грузовика во время разгрузки.

Машина в работе

Инструкция по эксплуатации включает в себя следующие разделы:

  1. Общие сведения о транспорте.
  2. Меры безопасности во время эксплуатации и ремонта автомобиля.
  3. Полное описание всех основных узлов и механизмов БелАЗа.
  4. Рекомендации по обкатке.
  5. Периодичность проведения технического обслуживания.
  6. Разгрузка и монтаж самосвала.
  7. Правила хранения и транспортировки БелАЗа.

Виды и модификации БелАЗ 7555

Максимальная грузоподъемность составляет 60 т, что является хорошим показателем. Стоит грамотно подбирать модификации грузовых машин, чтобы достичь следующих преимуществ:

  • обширная область применения;
  • срок эксплуатации;
  • легкость обслуживания;
  • приобретение качественных компонентов для проведения ремонта;
  • приемлемая стоимость.

Дабы сделать правильный выбор, стоит ознакомиться с техническими характеристиками оборудования БелАЗ 7555, инструкция по эксплуатации также полезна.

Т 150 трактор: технические характеристики, описание, цены и видео.

Трактор Т 25 технические характеристики и описание читайте по ссылке.

Ремонт

Руководство по ремонту БелАЗа:

  1. Если в системе отсутствует давление масляной жидкости гидравлической линии, значит, необходимо провести внешний осмотр датчика на наличие повреждений и дефектов, долить масло в систему до требуемой отметки, осмотреть и при необходимости заменить насосный элемент.
  2. Низкий уровень давления может быть связан с неисправностью манометра, засорением фильтрующих деталей маслозаборного механизма, заклиниванием толкателя. В этом случае рекомендуется осмотреть все эти механизмы на износ, при обнаружении неисправностей заменить их на новые.
  3. При резко возросшем уровне давления масляной жидкости следует разобрать коробку передач и заменить вышедшие из строя элементы и уплотнительные кольца.
  4. Если не включается ступень коробки передач, нужно заменить вставку, устранить обрыв цепи, заменить пульт управления.
  5. Если транспорт продолжает двигаться даже при нахождении рычага в нейтральном положении, необходимо убедиться в исправности электрического магнита, разобрать узел и промыть все детали, заменить фрикцион и проверить уровень давления масла в системе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: