Признаки проблем в работе раздаточной коробки КАМАЗа и причины их возникновения

КАМАЗ 43118 – грузовой автомобиль с высокой проходимостью, оснащенный сложным механизмом передачи вращающего момента на оси. Потому как эти машины предназначены для длинных поездок по низкосортному дорожному покрытию и даже бездорожью, их оснащают сразу несколькими ведущими мостами для увеличения проходимости, но это в свою очередь усложняет систему передачи вращения.

Для грамотного распределения и согласования в нужных пропорциях вращающего момента между передней, задней осью и двигателем используется раздаточная коробка. Именно об этом важном механизме автомобиля будет наша статья и о том, как проводится качественный ремонт раздаточной коробки КАМАЗ 43118.

Внутренние детали

Прежде чем рассказывать о поэтапном ремонте раздатки КАМАЗа 43118 (схема самого устройства находится ниже), давайте рассмотрим подробнее этот элемент. В конструкции КАМАЗа 43118 идет раздаточная коробка с двухступенчатой конструкцией, которая оснащена специальным электропневматическим блокиратором. Помимо него в состав входят следующие запчасти:

  • Ведущий вал и приводные валы мостов.
  • Передачи зубчатые, а также передача понижающая.
  • Дифференциал межосевой.
  • Корпус (еще называют – картер) литый из металла с заполненным смазочным составом.

Сама раздатка устанавливается в грузовике позади коробки передач, с одной стороны, находится на лонжероне рамы машины, а другой – на расположенной между поперечинами балке. Процесс блокировки происходит благодаря пневматической системе, ее привод управления расположен непосредственно в кабине КАМАЗа 43118. Кран управления трехходовой делится на три позиции:

  1. Нейтральная.
  2. Первая передача.
  3. Вторая передача.

В металлическом корпусе есть монтажный люк для установки коробки отбора мощности, масло в него заливается посредством специального отверстия, которое потом плотно закрывается пробкой. На шлицы выходного вала установлен механизм лебедки.

Управление раздаточной коробкой

Раздаточная коробка управляется пневмокраном, рукоятка которой расположена на дополнительной панели под панелью приборов (см. рис. Рукоятка крана переключения передач раздаточной коробки).

Рукоятка крана переключения передач раздаточной коробки

Рукоятка крана переключения передач имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует передача раздаточной коробки: Н – нейтраль. Мосты отключены. I — рукоятка повернута вправо, включена первая (низшая) передача. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа включения понижающей передачи . Первую (низшую) передачу включать перед движением по труднопроходимым участкам пути, а также на длительных стоянках автомобиля. II – рукоятка повернута влево — включена вторая (высшая) передача. Вторую (высшую) передачу включать перед движением по дорогам с твердым покрытием.

Внимание! Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач в коробке передач. Включение нейтрали в раздаточной коробке при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач запрещается.

При отказе пневмосистемы возможно принудительное переключение передач в раздаточной коробке (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).

Управление блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки пневматическое, осуществляется рукояткой, находящейся на дополнительной панели под панелью приборов. Блокировку следует включать непосредственно перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия, скользкая грязная дорога).

Внимание! Включение межосевого дифференциала раздаточной коробки допускается только после полной остановки автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач в коробке передач. Блокировка межосевого дифференциала раздаточной коробки должна быть отключена сразу при выезде на твердую сухую дорогу, так как движение с включенной блокировкой по твердой дороге может привести к поломке деталей раздаточной коробки.

Рукоятка крана управления блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки

Рукоятка крана имеет два фиксированных положения:

  • блокировка включена — правое положение 1;
  • блокировка выключена — левое положение 2.

При включении блокировки на панели приборов загорается контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки и горит, пока дифференциал заблокирован. Если контрольная лампа не загорелась, необходимо:

  • выключить блокировку, установив рукоятку крана управления блокировкой межосевого дифференциала в положение 2;
  • осторожно подать автомобиль вперед на 0,5-1 метр. При отсутствии сцепления с дорогой, провернуть ведущие колеса;
  • включить блокировку, установив рукоятку крана в положение 1. Далее трогание с места осуществлять плавно, без рывков, для уменьшения износа зубьев муфты блокировки.

Внимание! Движение автомобиля с включенной блокировкой межосевого дифференциала раздаточной коробки допускается только при горящей контрольной лампе

Первые симптомы неполадок

Для того чтобы понять нужен ли ремонт раздатки КАМАЗа 43118 важно следить за появлениями следующих признаков:

  • Постоянно или с периодичностью возникают стуки, шумы и другие звуки во время движения, которые предупреждают о проблемах в штатном рабочем режиме.
  • Передачи стали самостоятельно выключаться. Это результат износа, таких деталей как муфта, шестерни, вилки переключений.
  • Появились сложности в переключении передач – «заедает», не срабатывает, «клинит».
  • Корпус или элементы крепежа подвергались механическому воздействию.

Все вышесказанные негативные явления бывают у различных модификаций грузовиков. Если вы заметили один или сразу несколько симптомов, то требуется срочное назначение ремонта раздаточной коробки КАМАЗа 43118. Устройство может вскоре совсем выйти из строя и подвергнуть вашу жизнь опасности!

Вопросы и ответы про раздатку КАМАЗ

Здравствуйте! Подскажите, возможно ли установить раздаточную коробку 6511 на КамАЗ 6522, вместо заводской ZF. Да, это возможно, но для этого потребуется провести ряд несложных манипуляций. Отдельно стоит отметить то, что на раздаточную коробку 6522-1800020 устанавливают универсальные крепления, которые подходят к нескольким моделям РК:

VG 1600/300;

VG 2000/300.

Процесс замены раздаточной коробки проходит в несколько этапов:

отключить трубки пневмопривода;

выкрутить болты крепления РК и демонтировать ее;

заменить кронштейны РК 6522-1800020 на заводские от модели 6511. Болты стоит оставить без изменений (они имеют крупный шаг, и могут отличаться);

отключить воздуховодную трубку от крана управления пневмоприводом. После необходимо заглушить отверстие при помощи пробки М10х1 (артикул-870899);

установить РК на автомобиль; подключить трубки управления пневматической системой. Трубка включения повышенной передачи находиться на корпусе механизма, а трубка пониженной передачи находиться непосредственно крышке корпуса. Проверить правильность подключения крайне просто. При переключении управляющего крана в одной из трубок будет создаваться давление.

Также, при необходимости вы можете удлинить шланги подвода воздуха с помощью фитингов D6580 6-S (артикул — 4510468000019), а также полиамидной трубки диаметром 6 мм.

Отдельно стоит отметить, что на некоторых старых авто, раздаточная коробка может упираться в кронштейны крепления топливного бака. Проблему легко решить при помощи проставки или втулки.
Нужна раздаточная коробка КАМАЗ?
Какие фланцы установлены на раздаточной коробке 43114-1800120-00? А так же устанавливается и на него КОМ?

Добрый день, по поводу первого вопроса, вам стоит обратиться к специалисту компании для уточнения информации, или позвонить по справочному номеру.

На модели 43114-1800120-00 устанавливается КОМ привода лебедки, но иногда встречаются модели и без коробки отбора мощности (43114-1800120-10).

Можно ли установить раздаточную коробку 65111-1800020-32 на КамАЗ 43114. Модель РК 43114-1800120-70 (номер шасси -ХТС 53228RA2375131).

Модель 65111-1800020-32 оборудована сапуном и несменными шестернями привода спидометра, что усложняет ее установку. Для установки данного узла потребуются переделки. Наиболее подходящий для вас вариантом станет установка РК 65111-1800020-02, она практически идентична по конструкции и техническим характеристикам, а также имеет адаптивные детали для установки на шасси вашего типа.

Взаимозаменяема ли раздаточная коробка ZF VG 2000/300 с РК ZQC2000-69A. Автомобиль КамАЗ 6560 (Номер кузова -XTC 656003C1252104).

Да заменить узлы возможно (без доработок), у агрегатов идентичные габариты и типы креплений. Но на вашей VG 2000/300 (артикул — 45104180006390) установлен дополнительный насос гидроусилителя, а также установлены другие шестерни (артикул 5849.105.147). Но в остальном агрегаты идентичны. Если вы хотите узнать больше об отличиях раздаточных коробок, обратитесь к специалистам компании ZF-Кама.

Подскажите модель раздаточной коробки на автомобиле. Номер шасси — ХТС 43114R72496557.

РК с коробкой отбора мощности(КОМ) модель — 65111-1800020-01 (герметичного исполнения).

Подскажите устанавливаться ли на КамАЗ 6520 раздаточные коробки без дифференциала? Есть ли такие РК у ZF.

По словам специалистов компании КамАЗ, на автомобили модели 6520 устанавливаются раздаточные коробки только с дифференциалом(передний мост постоянно подключен). У компании ZF существует ряд раздаточных коробок без дифференциала, но они не устанавливаются на автомобили КамАЗ.

Добрый день, в чем заключаются различия между раздаточными коробками автомобилей КамАЗ 65111 и 6522?

На эти автомобили устанавливаются две абсолютно разные РК. Между собой узлы различаются размерами, передаточным крутящим моментом, а также другими техническими характеристиками. Агрегаты невзаимозаменяемые. Детали узла (шестерни, валы и прочее) также различаются и невзаимозаменяемые.

Можно ли заменить раздаточную коробку ZF VG 2000/300 (артикул — 5849.051.007) на РК ZQC 2000-69A без значительных переделок?

Да, возможно. Данные узлы взаимозаменяемы. Крепежные элементы и технические характеристики узлов практически идентичны.

Добрый день, возможно ли установить на КамАЗ вездеход 43118 раздаточную коробку с автомобиля 43105?

Агрегаты различаются по присоединительным кронштейнам. Также различаются номинальный крутящий момент. Автомобиль 43118 имеет большую грузоподъемность. Во многом все зависит от того какая РК у вас установлена сейчас. На автомобиль устанавливались несколько РК, в зависимости от годов выпуска и модификаций.

Причины поломок

  • Сломались зубья шестерни.
  • Подшипники износились, и давно требуется замена на новые.
  • Образовались заусеницы на шлицах.
  • Ползуны погнулись.
  • Герметичность диафрагм пневматических камер повреждена.
  • Ослабла прочность установки муфт.

Ошибки и порча деталей может быть обнаружена лишь при эксплуатации грузового автомобиля, потому как, во время техобслуживания и ремонтирования, визуальный осмотр лишь минимально может оценить размер поломки. Мастер обнаружит проблему, если заметит трещины, слабину крепежа, но основные «очаги заболевания» проявляются лишь при непосредственном функционировании всего механизма. Поэтому важно следить за «поведением» КАМАЗа на дороге.

Процесс ремонта

  1. Снимается само устройство.
  2. Отворачивается пробка слива, выливается масло.
  3. На полу платформы демонтируются щиты.
  4. Главный карданный вал отсоединяется.
  5. Карданные валы промежуточного и переднего моста разъединяются.
  6. Провода освещения и массы, спидометр отключаются.
  7. Шланги пневматики отсоединяются.
  8. Раздатка цепляется на тросы подъемника при помощи специальных проушин.
  9. Откручивается самоконтрящиеся гайки в количестве четырёх штук.
  10. С помощью подъемника раздаточная коробка тихонько опускается на специальную тележку для транспортировки на ремонтный участок.
  11. Проводится ремонт неисправностей, заменяются вышедшие из строя элементы на новые аналогичные детали, кривые ползуны выравниваются, заусенцы шлифуются, подгоняется и настраивается весь комплект движущихся запчастей.

Этапы данных работ строго регламентированы инструкциями, нормами безопасности и техническими требованиями.

Как осуществить обратную сборку

Процесс сборки проводится в обратном порядке вышеописанного демонтажа:

  • Раздатка возвращается на установочный участок и подъемником приподнимается на прежнюю высоту.
  • Совмещаются отверстия РК и опорной конструкции, чтобы ввинтить болты и гайки обратно на место.
  • Шланги пневматики присоединяются.
  • Провод массы и провода контрольного освещения подключаются.
  • Штекер спидометра, карданные валы присоединяется.

Обратите внимание, что при установке карданных валов необходимо выполнить затяжку самостопорящихся гаек по нужным величинам моментов согласно инструкции, применять для этого нужно специальные динамометрические ключи. Когда раздаточная коробка установлена, через отверстие заливается обратно масло в корпус. Показатель масла обязан соответствовать положению нижней контрольной пробки.

Как понять, что необходим ремонт раздатки?

Если раздаточная коробка исправна, то требуется только своевременное техническое обслуживание, заключающееся в смазке деталей маслом. Одновременно потребуется залить масло в картер – достаточно 5 л жидкости. При нормальной работе вы не услышите посторонних звуков, не увидите механических повреждений на комплектующих, не заметите, что РК включается в работу с задержкой. Если все это наблюдается, то необходимо самостоятельно перебрать раздаточную коробку или обратиться в автосервис. Мастера проведут нужные диагностические работы и установят оригинальные комплектующие взамен тех, что пришли в негодность.

ЗВОНИТЕ +7

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: