Ярославский моторный завод представил новинки среди двигателей ЯМЗ

Запрос «ЯМЗ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

У этого термина существуют и другие значения, см. ЯАЗ.

Запрос «Автодизель» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Не следует путать с Яхромский автобусный завод.

ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод)
Типпубличное акционерное общество
Год основания1916
Прежние названиядо 1918 — Автомобильный
до 1926 —
Первый государственный авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ)
до 1933 —
Ярославский государственный автомобильный завод № 3 (ЯГАЗ)
до 1958 —
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
до 1971 —
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)
до 1993 —
Головное предприятие ПО «Автодизель»
ОснователиВ. А. Лебедев
РасположениеРоссия Россия: Ярославль
Ключевые фигурыМатюшин Андрей Александрович (генеральный директор)
Отрасльмашиностроение
Продукциядизельные автомобильные двигатели, электростанции
Материнская компанияГруппа ГАЗ
Награды
СайтОфициальный сайт
Ярославский моторный завод на Викискладе

ПАО «Автоди́зель» (Яросла́вский мото́рный заво́д), ЯМЗ

— советское и российское машиностроительное предприятие в городе Ярославле. Выпускает дизельные двигатели.

История

Завод основан в 1916 году русским промышленником В. А. Лебедевым в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Было организовано акционерное общество по выпуску автомобилей по лицензии британской . Планировалось выпускать по 750 грузовых и легковых автомобилей в год с 4-цилиндровым мотором объёмом 4478 см³. Есть сведения, что зарубежную конструкцию планировалось усовершенствовать. До 1917 года завод так и не заработал — имеется информация о выпуске лишь одного автомобиля — «Лебедь» («Лебедь-А»), причём возможно, что построен он был в Великобритании.[1]

Первые советские тяжёлые грузовики Я-3 перед испытательным пробегом. 5-тонный грузовик Я-5.

После революции это был Первый государственный авторемонтный завод. В 1925 году начато производство грузовиков с моторами АМО-Ф-15.[1] В 1926 году завод преобразован в Ярославский государственный автомобильный завод № 3.

В годы Первой пятилетки была проведена реконструкция: построены новые цеха, число работников увеличилось в 5 раз. Завод первым в стране освоил производство большегрузных самосвалов. С 1933 года его название — Ярославский автомобильный завод. В 1935 году он выпустил свой 10-тысячный грузовой автомобиль.

Восстановленный ЯТБ-1 в Санкт-Петербурге

Основная продукция завода в 1925—1942 годы — большегрузные автомобили грузоподъемностью от 3 до 7 т Я-3 (1925, 3 т), Я-4, Я-5, ЯГ-3 (1932, 5 т), ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯГ-10 (1931, 8 т), ЯГ-12 (1932, 8 т); самосвалы ЯС-1 (1935, 4 т), ЯС-2, ЯС-3; троллейбусы одноэтажные ЯТБ-1 (1936), ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3; автобусы ЯА-1, ЯА-2 (1932, 100 пассажиров); шасси для автобусов и троллейбусов. В 1933 году совместно с ОКБ ОГПУ изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу».

Артиллерийский тягач Я-12. Установлен как памятник на территории ЯМЗ.

В годы войны завод выпускал гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 (1943, гусеничный артиллерийский тягач), Я-13. В 1943—1947 годах было разработано производство серии автомобилей ЯАЗ-200 (4×2) грузоподъёмностью 7 т. В 1948—1950 годах было разработано производство трёхосных автомобилей серии ЯАЗ-210 (6×4) грузоподъёмностью 12 т.

В 1947—1951 годах впервые в СССР освоен серийный выпуск двухтактных автомобильных дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью 110—220 л. с. для автомобилей ЯАЗ, МАЗ, специализированных транспортных средств, автобусов ЗИС-154, насосных агрегатов и др. За разработку этих двигателей в 1949 году была получена Сталинская премия.

В 1951 году производство двухосных автомобилей ЯАЗ-200, ЯАЗ-205, ЯАЗ-225 передано на Минский автозавод. В 1958 году Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). С этого времени завод специализируется на разработке и производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения мощностью 180—800 л. с., коробок передач, сцеплений, дизельных электроагрегатов.

В 1961—1965 годах вёлся выпуск разработанных в 1958—1961 годы 4-тактных дизель-моторов мощностью 180—500 л. с. ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, в 1972 году за их разработку присуждена Государственная премия СССР. В 1966 году завод награждён орденом Ленина. В 1968—1971 годах разработан силовой агрегат ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 для Камского автозавода.

В 1971 году Ярославский моторный завод стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель», в которое помимо него вошли ЯЗТА, ЯЗДА, ТМЗ, Ростовский агрегатный завод, строительно-монтажный трест и совхоз «Революция», а позднее и ТЭРЗ. В 1973—1980 годах создано семейство дизельных двигателей ЯМЗ-840. В 1975 году завод награждён орденом Октябрьской Революции. В 1976 году присуждена Ленинская премия за создание и освоение производства двигателей для тракторов «Кировец» К-700 и К-701. В 1977—1979 годах создан силовой агрегат ЯМЗ-642 для Кутаисского автозавода.

С 1970 года «Автодизель» становится ведущим предприятием советского дизелестроения. Потребителями продукции являются МАЗ, КрАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ, ИЗ, Ростсельмаш, Красноярский комбайновый, Воронежский, Ковровский экскаваторные, Муромский, Людиновский тепловозостроительные, Ивановский крановый заводы, Челябинский завод дорожных машин и другие предприятия.

С 1993 года завод осуществляет свою деятельность как ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод). В 1991—1998 годах созданы двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического комплекса «Тополь М». В 1994—2005 годах создано производство силовых стационарных установок и электрогенераторов. В 1995—2003 годах освоено производство двигателей экологических классов: 1995 — Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и ЯМЗ-238БЕ/ДЕ), 1997 — Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 — Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658). Серийный выпуск этих двигателей начался в 2007—2008 годах. В 1995—2002 и 2005—2008 годах разработаны рядные дизель-моторы семейства ЯМЗ-530 (Евро-4). В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии. В 2016 году на Международном форуме «Армия-2016» был представлен новый двигатель ЯМЗ-780.

В 2001 году ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) вошло в состав ООО «РусПромАвто», преобразованное впоследствии в «Группу ГАЗ».

Производство автомобилей (1924−1941)

В 1924 году конструкторы завода совместно с конструкторской группой Московского завода АМО спроектировали грузовик Я-З и в 1925 году в день 8-й годовщины Октября в демонстрации впервые участвовали два грузовика, выпущенные Ярославским заводом. Так было положено начало отечественному автомобилестроению.

6 февраля 1926 года заводу присваивается наименование «Ярославский государственный автомобильный завод».

В период проведения в жизнь плана индустриализации страны заводу были отпущены средства на реконструкцию и расширение, а также на строительство жилищно-бытовых зданий. Реконструкция и расширение завода позволили увеличить выпуск автомашин. В 1931 году был спроектирован и изготовлен трехосный, восьмитонный грузовой автомобиль ЯГ-10, а в 1932 году автоцистерны, шасси для автобуса. Все машины, выпущенные заводом в это время, получили высокую оценку Наркома обороны К. Е. Ворошилова.

Продукция

Двигатель ЯМЗ-240М. Музей ОАО «Докучаевский флюсо-доломитный комбинат»
Продукцией завода являются:

  • дизельные силовые агрегаты;
  • дизельные электроагрегаты;
  • капотированные силовые установки.

Двигатели ЯМЗ устанавливаются на более 300 моделей транспортных средств, производимых в Белоруссии, России и Украине. Основные потребители: ОАО «Автомобильный », ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», РУПП «БелАЗ», ОАО «Электроагрегат», ООО «Слобожанская промышленная компания». Кроме того, двигатели ЯМЗ нередко устанавливаются на поставляемые в бывший СССР микроавтобусы «Mercedes-Benz».

Организация производства дизельмоторов (1945−1957)

Через месяц после окончания войны завод уже демонстрировал образец нового дизельного семитонного автомобиля ЯАЗ-200, над проектированием которого конструкторы завода начали работать еще в 1943 году. 26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны своим решением о восстановлении и развитии автомобильной промышленности постановил превратить Ярославский автомобильный завод в мощную производственную базу страны по выпуску большегрузных автомобилей с дизельмоторами собственного производства. В качестве базовых объектов производства были приняты: четырехцилиндровый дизельмотор ЯАЗ-204 мощностью 110 лошадиных сил и 7-тонный грузовой автомобиль ЯАЗ-200.

В феврале 1947 года были собраны первые пять дизельмоторов. Страна получила советский быстроходный четырехцилиндровый двигатель-дизельмотор мощностью 110 лошадиных сил — ЯАЗ-204. Большегрузные машины ЯАЗ-200 были пущены в серийное производство. За разработку конструкции и внедрение в производство дизельмотора и машины ЯАЗ-200 группе работников завода была присуждена государственная премия.

В этом же году были созданы трехосный автомобиль ЯАЗ-210А с мощной лебедкой для перевозки неделимых грузов, автомобили-тягачи ЯАЗ-210Г и 210Д. Трехосные автомобили и тягачи обладали большим запасом мощности, имели большую скорость, высокую проходимость, экономичность. Эти автомобили изготовлялись для разных нужд народного хозяйства, для массовых транспортных перевозок по автомагистралям страны.

Создав модели трехосных грузовых автомобилей и дизельмоторов, завод перевел от серийного на поточное производство, внедрил передовую технологию, резко увеличил производственные мощности и площади и стал предприятием тяжелого автостроения.

В 1957 году завод выпустил стотысячный дизельмотор и десятитысячный трехосный грузовой автомобиль. Отработанную конструкцию двухосных тяжелых грузовых автомобилей вместе с инструментальной оснасткой, завод передал Минскому автозаводу для их дальнейшего производства, поставляя ему дизельмоторы.

Руководство и собственники

В разные годы директорами предприятия были:

  • В. А. Еленин (1931—1937),
  • А. А. Никаноров (1940—1945),
  • И. П. Гусев (1945—1950),
  • Е. А. Башинджагян (1958),
  • А. М. Добрынин (1961—1982),
  • В. А. Долецкий (1982—1997),
  • В. Е. Савельев (1997—2002),
  • А. Н. Петров (2003—2005),
  • Н. А. Александрычев (2006—2007),
  • В. С. Кадылкин (2007—2013),
  • А. К. Коренков (2013—2014),
  • А. А. Матюшин (2014 — н. в.).

100 % ПАО «Автодизель» принадлежит Департаменту Имущественных и Земельных Отношений Ярославской Области.

Примечания

  1. 12
    [slovari.yandex.ru/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2/ Лебедев](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1424 дня)) //
    Канунников С. В.
    Отечественные легковые автомобили. 1896—2000 гг.. — М.: За рулём, 2007. — 496 с.
  2. Эйсмонт М.
    [www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/07/01/239136 Гражданское общество: Путин и одиночки] // Ведомости, № 119 (2637), 1 июня 2010.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: