Автобетоносмеситель СБ-92-1А — качественный бетон, изготовленный в пути

Технические характеристики, устройство и принцип работы автобетоносмесителя СБ-92-1А

Возить готовый бетон в открытом кузове самосвала вполне возможно, но достаточно хлопотно. Перевозимая смесь может подсохнуть в жару, а также подпортиться от дождя или ветра. Гораздо удобнее использовать бетоносмеситель СБ-92-1А, в барабан которого засыпаются сухие компоненты и заливается вода. Он доставит на стройку свежий и качественный бетон, изготовленный прямо в пути.

Автобетоносмеситель СБ-92-1А

Этот специализированный автомобиль поставлен на серьезное и устойчивое шасси КамАЗ-5511, которое выпускалось на Камском автомобильном заводе с семидесятых годов прошлого века. Тогда же в Славянске, на заводе строительных машин, стали производить модель СБ-92-1А. Она стала модификацией модели СБ-92, которая имела в качестве основания шасси КрАЗа.

Закрепленный на раме под пятнадцатиградусным углом смесительный барабан выполнен в виде двух соединенных конусов, обращенных острыми углами наружу. У него имеется два люка – смотровой и аварийный. Барабан оснащен собственным дизельным двигателем мощностью 40 ватт.

При изготовлении смеси из сухих составляющих с добавлением воды получается до пяти кубометров бетона. Если же заливать бетонный раствор в готовом виде, то в барабан его помещается чуть меньше — до четырех кубометров.

Назначение

Такая машина пригодится, если нужно доставить на стройку свежий раствор, смешанный во время движения или прямо на месте. Загрузку нужных для этого сухих компонентов можно осуществить как на заводе, так и с помощью специальной передвижной установки. Кроме того, возможно при необходимости залить готовый раствор жидкого бетона. Здесь функция перемешивания тоже часто не лишняя – это позволяет избежать комочков и расслоения.

Отметим, что работать автобетоносмеситель может только при плюсовых температурах. Если температура воздуха падает ниже нуля, то следует воздержаться от применения бетоносмесителя. Наиболее подходящие климатические условия – умеренные.

Плюсы и минусы

Достоинства:

  • Устойчивое шасси, крепкая рама, высокая проходимость.
  • Большая удобная кабина с неплохим обзором.
  • Вместительный барабан удобной конструкции для смешивания раствора.
  • Небольшой угол наклона барабана (15 градусов) позволяет ускорить разгрузочный темп.

Недостатки:

  • Наличие у шасси жесткой подвески – из-за нее автомобиль иногда трясет.
  • Невозможность работать при отрицательных температурах на улице.

Фото автобеносмесителя СБ-92-1А

Преимущества, недостатки и назначение автобетоносмесителей СБ-92-1А

ИЗ ИСТОРИИ: советский бетоносмеситель с иностранным акцентом

Главная > Архив статей нашей рассылки >
Выпуск №3. Статья №1.

Версия для печати >>

АО «Михневский РМЗ» СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ЛИЗИНГОВЫЕ СХЕМЫ ПРОДАЖ
Баровые машины на базе МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-170 Зимние и летние цепи Трубоукладчики и ремонтно-строительные машины на базе ДТ-75, Т-170, Т-150К Дорожные фрезы МДФ и ФДН на базе МТЗ-80/82
Водоотливные установки на базе ДТ-75, МТЗ-80/82 Мобильные сварочные установки на базе МТЗ-80/82 и ДТ-75 Подметально- уборочные машины на базе МТЗ-80/82

В наше время автобетоносмесители настолько плотно и органично влились в технологический процесс строительства, что кажется — они были всегда. Теперь ни один мало-мальски значимый объект не обходится без этого аппарата. Однако менее полувека назад миксер на колесах был диковинкой в нашей стране.

Cобственно, автобетоносмеситель отчасти обязан своим рождением появлению автомобиля. На начало прошлого века пришлись первые опыты по доставке на строительные объекты свежеприготовленной бетонной смеси не просто в кузове автомобиля, а в специальном устройстве, позволяющем привозить эту самую смесь в надлежащем виде, а именно сохраняющей требуемую пластичность и однородность, что в конечном итоге влияет на прочность затвердевшего бетона. Более того, индустриальные методы строительства дали толчок к созданию автомобилей-смесителей, которые способны приготовлять бетонную смесь в процессе транспортировки из заранее отдозированных компонентов.

Советские конструкторы, создававшие первые автобетоносмесители, опирались на зарубежный опыт. Большое влияние на отечественную бетоно-транспортную технику оказали американские машины. Уже в начале прошлого века в США уделяли большое внимание вопросу транспортировки бетонной смеси без снижения ее качественных показателей. Первоначально выпускавшиеся в Соединенных Штатах многообразные устройства для перевозки готовой бетонной смеси и отдельно для приготовления бетонной смеси из загруженных компонентов в пути, к середине 30-х

годов получили унифицированное оформление. Для этого американские фирмы — производители оборудования для механизации строительных работ стали устанавливать на шасси грузовиков герметически закрываемые горизонтальные барабаны, вращающиеся вокруг своей оси. Внутрь барабана загружалась бетонная смесь, которая перемешивалась при помощи лопастей внутри барабана.
В 1935-1936 гг
. в США начали выпускать унифицированные машины, как их тогда называли, автобетономешалки-развозки, предназначенные не просто для транспортировки смеси, но и для ее приготовления в пути.

В 1935 году в СССР по инициативе треста «Союзстроймеханизация» была развернута техническая подготовка производства автобетономешалок и автобетоноразвозок. Ленинградский институт механизации строительства изготовил проекты двух машин, из которых одна была специализирована для перевозки готового бетона, а другая — для приготовления в пути. В 1936 и 1937 гг. серия этих машин в количестве 15 штук была изготовлена и пущена в эксплуатацию. Конструктивные недостатки и низкое качество изготовления, вкупе с отсутствием базы для производства таких машин, вынудили трест «Союзстроймеханизация» прекратить их выпуск.

К 1937 году

в США четко определилась тенденция к унификации в одной машине обоих видов ее назначения: для перевозки и для приготовления бетонной смеси. Эти обстоятельства побудили трест «Союзстроймеханизация» поставить производство унифицированных машин более совершенной конструкции.

Первый советский серийный автобетоносмесиель СССМ-738/С-49 на шасси ЯГ-6 Версия бетоносмесителя на базе ЗИС-6

В 1938 году
, после двухгодичной подготовительной работы, на Киевском Главстроймаша начался серийный выпуск унифицированных автобетономешалок-развозок (далее — автобетоносмесителей)
модели СССМ-738/С-49
на шасси автомобиля ЯГ-6. Первый советский серийный автобетоносмеситель имел смесительный барабан полезной емкостью 1,5 м3, бак для воды на 240 + 40 л (соответственно, для приготовления бетонной смеси и промывки барабана), привод барабана осуществлялся от коробки отбора мощности базового автомобиля. Заметим, что из двух первых экземпляров автобетоносмесители, изготовленных на «Красном экскаваторе», один был на шасси ЯГ-6, другой — на ЗИС-6. Органы управления реверсивной муфтой, муфтой переключения редукции трансмиссии и включением фрикциона были вынесены на отдельный пост управления у разгрузочного отверстия барабана. Включение коробки отбора мощности, а также включение фрикциона могли осуществляться непосредственно из кабины на ходу, так же как и управление краном водяного бака.

При всех своих достоинствах, в первую очередь это доставка однородной бетонной смеси на объект, новинка оказалась не без недостатков. Главным изъяном являлось отсутствие индивидуального приводного двигателя для смесительного барабана. Мощности 73-сильного мотора ЗИС-5, установленного на базовом автомобиле ЯГ-6, не хватало для обеспечения должного режима вращения барабана, при подключении которого автомобиль терял скорость и динамику разгона. Да и перемешивание происходило неравномерно, скорость вращения барабана напрямую зависела от степени открытия дроссельной заслонки карбюратора. А блокировка двух сцеплений одной педалью требовала от водителя недюжинной силы. И это далеко не полный перечень минусов, количество которых явно перевешивало имеющиеся плюсы. По сравнению с американским аналогом , который принимал участие в сравнительных испытаниях, наш автобетоносмеситель показал худшее качество перемешивания за большее время. Также он оказался более тяжелым, хотя первоначальный вес надстройки и удалось снизить с 2450 до 1840 кг. Оборудование на зарубежных машинах такой же емкости весило на 300-500 кг меньше. При сравнении производительности и экономичности отечественных самосвалов и автобетоносмесителей, последние по этим параметрам проигрывали

Кроме автобетоносмесителя СССМ-738, выпускавшегося , в тот период существовала еще одна модель, изготавливавшаяся в Ленинграде совместными усилиями Ленинградского института механизации строительства и 16-го Стройтреста. Автобетоносмеситель АБ-38 базировался на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. Несмотря на то, что ЗИС-6 обладал меньшей грузоподъемностью, чем ЯГ-6, на нем устанавливался смесительный барабан большего объема (полный — 4 м3, полезный — 2,2 м3). По отзывам эксплуатационников, конструкция АБ-38 оказалась лучше, чем СССМ-738. Основной недостаток этой машины — пониженная скорость передвижения, что обусловлено перегрузкой шасси.

Следующий этап развития

конструкций отечественных автобетоносмесителей пришелся на послевоенный период.

Послевоенный С-269 на шасси ЗИС-150 Первый отечественный автобетоносмеситель С-224 с автономным двигателем на базе ЯАЗ-200

В конце 40-х годов
ВНИИстройдормаш разработал проект
автобетоносмесителя С-269
на шасси грузовика ЗИС-150. Опытный образец машины изготовил московский . В отличие от довоенных конструкций, новинка имела ряд принципиальных отличий: смесительный барабан был не цилиндрическим, а грушевидной формы, и устанавливался не горизонтально, а под углом 17° к горизонту. Его полезная емкость была чуть выше, чем у предшественника СССМ-738, — 1,6 м3 водяной бак также увеличенной вместимости: 270 + 80 л. Неизменным остался тип привода барабана, как и прежде, он осуществлялся от коробки отбора мощности базового автомобиля, что являлось существенным недостатком. По сравнению с СССМ-738, автобетоносмеситель С-269 прибавил в весе почти на полтонны, его надстройка весила 2308 кг. Правда, после доработки машина стала более легкой, масса модернизированного варианта С-306 равнялась 2185 кг.

Тем же предприятием был выпущен более тяжелый автобетоносмеситель С-224

на шасси ЯАЗ-200. Конструкция барабана, загрузочных и разгрузочных устройств, а также водяных коммуникаций была аналогична машине С-269. Полезная емкость смесительного барабана по выходу готовой смеси при загрузке сухими материалами составляла 2 м3, а по загрузке готовой бетонной смесью — 2,4 м3. Несколько большее значение имел угол наклона барабана к горизонту — 20 °. Принципиальным отличием от С-269 был индивидуальный привод барабана от двигателя ГАЗ-МК мощностью 30 л.с. Неудобство состояло в том, что мотор базового автомобиля был дизельным, а приводного — бензиновым.

К сожалению, история не донесла до нас сведений о том, насколько велик был выпуск автобетоносмесителей на базе автомобилей ЗИС-150 и ЯАЗ-200, и вообще изготовлялись ли они серийно. Лишь в конце 60-х годов отечественная промышленность освоила серийное производство автобетоносмесителей.

Во второй половине 60-х годов

ВНИИстройдормаш разработал проекты двух
автобетоносмесителей — С-942 (СБ-58) на шасси КрАЗ-258 и С-1036 (СБ-69) на шасси МАЗ-505Б
, выпуск которых был налажен в 1968-1969 гг. Славянским заводом строительных машин.

С-942 — третье поколение советских автобетоносмесителей Ранняя версия С-1036 на шасси МАЗ-503Б (слева) и более поздний вариант С-1036Б на шасси МАЗ-5549

На новых машинах в целом сохранились компоновочные решения, принятые на отечественных моделях, разработанных в конце 40-х годов, которые соответствовали устоявшимся мировым тенденциям. Однако, в кинематике было существенное отличие — на всех предыдущих машинах зубчатый венец барабана получал вращение непосредственно от шестерни выходного вала редуктора, на новинках передача была цепной. Смесительный барабан у обеих машин приводился в действие от дизельного двигателя Д-37МСЗ, мощностью 40 л.с. Соответственно грузоподъемности базового шасси, полезная вместимость смесительного барабана С-942 равнялась 3,2 м3, С-1036 — 2-2,5 м3. Автобетоносмеситель С-1036, в отличие от С-942, имел более широкие возможности, обусловленные конструкцией смесительного барабана: он мог приготавливать не только подвижные бетонные смеси, но и жесткие.
Советские конструкторы не останавливались на достигнутом. Уже в начале 70-х годов

ВНИИстройдормаш разработал усовершенствованные
автобетоносмесители СБ-92
емкостью 4 м3 на базе КрАЗа и СБ-83 емкостью 4,5-5 м3 — на полуприцепе к автомобилю МАЗ-504.

СБ-92 характеризовался повышенной скоростью разгрузки бетонной смеси СБ-92В-1 — модификация на базе КамАЗа

В 1972 году СБ-92 был принят к производству Славянским заводом строительных машин. От С-942 его отличала большая вместимость смесительного барабана, более мощный 50-сильный приводной мотор Д-37С-1, а также конструкция барабана. Для повышения темпа разгрузки бетонной смеси угол наклона оси барабана к горизонту уменьшили с 18° до 15°. Внутреннее оперение барабана получило винтовые лопасти плоского профиля, расположенные перпендикулярно к коническим поверхностям барабана. С освоением автомобильной промышленностью во второй половине 70-х годов автомобиля КамАЗ-5511, Славянский завод начал выпуск на его базе модификации бетоносмесителя СБ-92-1 вместимостью 4 м3.
В середине 70-х годов

ежегодный объем производства автобетоносмесителей в СССР составлял несколько сотен, например, в 1973 году было изготовлено 253 машины, в 1974 году — 340. Однако, строительная отрасль требовала гораздо большего количества. На тот момент единственным производителем такой техники в Советском Союзе являлся Славянский завод строительных машин, мощностей которого явно недоставало. Поэтому советским правительством в 1973 году было принято решение о строительстве нового завода автобетоновозов в городе Туймазы Башкирской АССР. Строительство началось весной 1976 года. Параллельно строился Туймазинский опытно-экспериментальный завод строительных машин, где 5 ноября 1977 года был выпущен первый опытный образец автобетоновоза СБ-113. 28 января 1980 года вышел приказ Минстройдоркоммаша о слиянии двух заводов. Эта дата считается официальной точкой отсчета истории Туймазинского завода автобетоновозов. Только за первый год работы заводчане выпустили 81 автобетоносмеситель СБ-92, 15 автобетононасосов СБ-126 и 166 авторастворовозов СБ-89. Техника, выпускаемая Туймазинским заводом, поставлялась как отечественным, так и зарубежным потребителям: в Болгарию, Кубу, Анголу, Вьетнам, Сирию, Венгрию, Китай, Индию.

Плод совместного сотрудничества и Каменского опытного механического завода На СБ-159 использовался гидравлический привод барабана (на снимке модификация СБ-159В)

Бурное развитие производства автобетоносмесителей в Советском Союзе пришлось на 80-е годы
, благодаря вводу Туймазинского завода автобетоновозов и началу лицензионного выпуска техники немецкой на Каменском опытном механическом заводе в 1979 году и на Пушкинском ремонтно-механическом заводе в 1980 году. Правда, основная масса техники, производимой Каменским и Пушкинским заводами, отправлялась за рубеж. В ФРГ советские предприятия поставляли металлоконструкции смесительной установки, а для местного рынка в сравнительно небольшом количестве выпускались комплектные автобетоносмесители. Например, Каменский завод в ту пору выпускал порядка 1000 комплектов установок для зарубежного рынка и 200 машин для нужд советских строителей.

Тем временем советские конструкторы продолжали создавать собственные разработки. В 1980-1981гг. Славянский завод строительных машин по проекту ВНИИстройдормаш создал автобетоносмеситель СБ-130 и унифицированный с ним автобетоновоз СБ-132 на шасси полуприцепа, работающего в паре с тягачом КамАЗ-5410. Барабан имел внушительный объем — 8 м3 и привод от собственного дизеля Д-145Т. Но главное отличие от всех предыдущих машин заключалось в использовании гидравлического привода барабана вместо тяжелой и сложной механической трансмиссии. Новая приводная схема нашла применение на дальнейших отечественных разработках — 6-кубовом автобетоносмесителе СБ-127 на шасси КрАЗ-6505 (1982 г.), 5-кубовом СБ-159

на шасси КамАЗ-5511 (1983 г.), а также на более поздних машинах.

По материалам специализированного журнала «Строительная техника и технологии».
С разрешения редакции использованы материалы статьи «Советский автобетоносмеситель с иностранным акцентом», В. Новоселов, № 2(36)2005

Устройство

Шасси

У трехосного камазовского шасси двигатель работает на дизельном топливе. Его восемь цилиндров с V-образным размещением выдают 210 лошадиных сил. Турбонаддува у мотора нет, охлаждение – жидкостное, принудительного типа.

Мостов здесь три, из них промежуточный и задний – ведущие. Передачи у них зубчатые, с двумя ступенями. На переднем ведомом мосту расположена рулевая трапеция. Имеется гидравлическое усиление руля. Используется сцепление с двумя дисками сухого типа и механическая трансмиссия с пятиступенчатой КПП.

Педальные пневматические тормоза основной системы с двумя контурами (действуют на все колеса) дополняются стояночными и запасными, которые останавливают только задние колеса. Для плавного торможения служит газодинамический механизм.

Кабина приспособлена для двоих, благодаря наличию рессор снижены тряска и вибрация. Прочные тройные стекла и дополнительная изоляция добавляют герметичности. Имеется отопительная система. Напряжение в сети составляет 24 вольта.

Бетоносмеситель

Дизельный мотор крутит привод барабана смесительного устройства. Передача вращения осуществляется через реверсивный редуктор посредством передачи цепного типа. Сам барабан имеет трехточечное крепление: впереди он стоит на круглом подшипнике, а сзади – на двух роликах. Также в задней части имеется стопор, который фиксируют при передвижении машины.

Для загрузки и разгрузки используется специальное устройство. Оно включает в себя два лотка (приемный и подающий), отклоняющий механизм и бункер для загрузки сыпучих компонентов. Вода, необходимая для производства бетона, заливается в специальный резервуар. Лоток для разгрузки можно регулировать по наклону с помощью винтового устройства, а также наращивать. Благодаря шарнирному креплению во время движения он складывается.

Схема автобетоносмесителя СБ-92-1А

Конструктивные особенности и принцип работы автобетоносмесителя СБ-92-1А

Технические характеристики

АБС различаются следующими показателями:

  • Максимальный объем бетонной смеси.
  • Максимальная масса бетонной смеси (с полным баком для воды).
  • Масса снаряженного автобетоносмесителя, в том числе:
  • нагрузка на переднюю ось (оси);

    нагрузка на заднюю ось (тележку).

  • Полная масса АБС, в том числе:
  • нагрузка на переднюю ось (оси);
  • нагрузка на заднюю ось (тележку);

    емкость бака для воды.

В составе современного модельного ряда АБС представлены девять типов машин с объемом барабанов 4,5,6,…,11,12 кубических метров.

На заказ выпускаются автомобили, способные вместить до 15 кубометров бетона, однако рядовыми покупателями приобретаются в основном автобетоносмесители с объемом барабана 5,7 и 9 кубических метров.

К основному модельному ряду АБС применимо множество различных модификаций. Изменения относятся к гидравлической трансмиссии, установке водяных баков разной вместимости.

Возможно изменение смесительных барабанов и системы управления бетономешалкой, а также усовершенствование автономных двигателей и подачи воды.

Технологическое оборудование может монтироваться на шасси транспортного средства отечественного производства и автомобилей зарубежной сборки.

Наиболее популярными российскими марками считаются:

  • КАМАЗ;
  • Урал;
  • МАЗ;
  • КрАЗ.

Чаще всего автобетоносмеситель размещают на базе КамАЗ-6520, технические характеристики которого подходят для данной установки.

Зарубежные машины:

  • MAN;
  • Volvo;
  • Scania;
  • Mercedes-Benz;
  • Iveco;
  • Renault;
  • Ford.

Гусеничный вездеход ТМ-140 с модулем мастерской (ТМ140-сб2-02)

Модуль-мастерская для вездехода ТМ-140 предназначен для проведения аварийно-восстановительных работ, слесарных и электрогазосварочных работ со сложными климатическими условиями при температуре окружающего воздуха от -40ºC до +40ºС.

Специализированное оборудование, расположенное в модуле, позволяет проводить обслуживание и ремонт нефтегазопроводов, линий электропередач, строительство вахтовых поселков и обустройство месторождений

Габаритные размеры модуля
  • длина 2710 мм
  • ширина 2650 мм
  • высота 2190 мм
Масса модуля
  • 1600 кг с оборудованием
Система отопления
Состоит из двух независимых контуров:
  • автономный контур – тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры марки AIRTRONIK L-D5 24 V;
  • зависимый контур – от системы охлаждения транспортной машины (2 тепловентилятора).
Система вентиляции
  • вентиляционный (аварийный) люк с защитной сеткой от насекомых;
  • вентилятор-пылеотделитель.
Электрооборудование
  • от бортовой сети с номинальным рабочим напряжением 24 В.
Модуль оснащен:
  • автономной системой отопления марки AIRTRONIK L-D5 24 V;
  • комплектом газосварщика и электросварщика;
  • однопостовым сварочным агрегатом постоянного тока (400А, 33Вт) марки ГД – 4004 У2;
  • сварочными кабелями (20 м);
  • емкостью кислородного баллона с кислородным редуктором (50 л);
  • емкостью пропанового баллона с пропановым редуктором (40 л);
  • шлангами кислородными и пропановыми (20 м.);
  • переносным дизель-генератором (220 В);
  • переносной сушильной камерой «Электрод» (220 В);
  • фарой выносной наружного освещения с кабелями для их подключения (20 м);
  • двумя светильниками местного освещения;
  • двумя слесарными верстакам и тисами;
  • ящиками для оборудования и инструмента (суммарный объем 0.2 м3);
  • двумя сидениями (одно выносное);
  • дверь, фиксирующаяся в открытом и закрытом положениях и запирающаяся на замок;
  • умывальником с емкостью для воды объемом 10 л;
  • огнетушителем.

Модуль снаружи оборудован верхним люком, внутри люками для обслуживания трансмиссии вездехода.

По желанию заказчика модуль-мастерская может быть доукомплектован в соответствии с техническим заданием заказчика.

Технические характеристики вездехода ТМ-140

Параметры Значение
Тип машины гусеничная, плавающая
Эксплуатационная масс, кг 11200
Грузоподъемность с сохранением плавучести, кг 4000
Вместимость кабины, чел. 7
Спальных мест 3
Габаритные размеры, мм длина/ширина/высота 7800/3100/3105
Размеры грузовой платформы, мм длина/ширина 3575/2700
Среднее удельное давление на грунт, кгс/см⁰ 0,22-0,26
Дорожный просвет, мм 450
Ширина гусеницы, мм 800
Максимальная скорость на шоссе, км/ч 45
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5
Тип двигателя Дизельный, с турбонаддувом
Марка двигателя ЯМЗ-236Б-2
Мощность двигателя 184 (250) кВт (л.с.)
Система предпускового подогрева комбинированная с подогревом ОЖ
Трансмиссия гидромеханическая, 6-ти ступенчатая
Переключение передач электрогидравлическое
Запас хода (на основных баках), км 550
Емкость основных баков, км 630
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]