МАЗ-541: самый большой седан в истории автомобилестроения! (7 фото)

Назначение и особенности машины

Агрегат грузоподъемностью 27 т и емкостью кузовной платформы 15,3 м3 разрабатывался как замена грузовому самосвалу МАЗ-525.

Машина проектировалась для перемещения загруженной 3-4-кубовым ковшом экскаватора горной массы в тяжелых условиях технологических дорог карьеров. Серийно БелАЗ-540 и его модификации производились с 1965 по 1975 г.

Узнать технические характеристики МАЗ-64229 можно из подготовленной для вас статьи. А тут мы рассмотрели 4 разновидности «карьерника» БелАЗ-7555.

Особенностями машины являются:

  1. Совокупность технических решений для эффективной работы в тяжелых условиях горного производства.
  2. Плавность хода в загруженном и порожнем состоянии, обеспеченная подвеской пневмогидравлического типа.
  3. Впервые примененная для серийных машин гидромеханическая передача.
  4. Компоновка кабины рядом с двигателем дала возможность уменьшить колесную базу и габаритные размеры машины, что позволило обеспечить высокие параметры устойчивости и маневренности грузовика.
  5. Ковшового вида грузовая платформа существенно понизила параметры центра тяжести устройства, обеспечила устойчивость к опрокидыванию, а также удобство погрузочных работ.
  6. Найденные конструкторами решения по управлению машиной, компоновке узлов, организации силового привода, системы тормозов, обогрева кузова выхлопом двигателя позволили использовать агрегат как базу для развития крупнотоннажной линейки грузовиков БелАЗ.

Замена предшественнику

Серийное производство БелАЗ 540 было начато в конце 1965 года. Основная особенность автомобиля – умение транспортировать до 27 т груза (или 15 м3). На то время – это была просто невообразимая цифра. Предшественник грузовика – МАЗ 525 поднимал «на борт» всего на 2 т меньше, но машина была намного прожорливее, имела «неудобные» для работы в карьерах габариты – длинная рама не позволяла эффективно маневрировать на коротких участках. Но новая уплотненная компоновка позволила укоротить самосвал на метр, в отличии от МАЗ-525, благодаря чему радиус поворота машины с 12 м ужался до 8,3 м.

Все остальные габариты тоже выгодно отличались от мазовских: длина/ширина/высота — 7250/3480/3580 мм, база — 3550 мм, клиренс – 475 мм, размер шин — 18.00-25 (26-ти слойная конструкция ). Колея передних колес составляла 2800 мм, задних – 2400 мм, радиус поворота машины – 8,7 м. Масса (снаряженная) – 20925 кг, полная – 48000 кг.

Сам МАЗ 525 был отличной машиной для строительства, но не для работы в карьере, чем и была вызвана необходимость создать тяжеловес. БелАЗ 540 получился более мощным, маневренным, скоростным и производительным: на 1 т перевозимой продукции приходилось 0,8 т снаряженной масы машины, что повысило эффективность нового самосвала на 70%.

За неполных 10 лет, к 1976 г. было произведено 25 тыс. БелАЗов 540 и 540А. Столько карьерных грузовиков в то время не производил в мире никто. К середине 80-х годов завод выпускал до 6000 таких машин в год: это составляло половину мирового производства подобной техники. А вообще объемы производства БелАЗов, как и всех грузовых автомобилей в Советском Союзе, были засекречены: чтобы враг не мог оценить объем производимых ими работ или военный потенциал страны-производителя.

Технико-эксплуатационные параметры

Технические характеристики машины следующие:

Индекс модели 540 540А
Годы выпуска С 1965 по 1975 гг. С 1967 по 1975 гг.
Собраны Белорусский автозавод
Назначение Большегрузный карьерный самосвал
Геометрические параметры по крайним точкам ДхШхВ, м 7,25х3,48х3,58
Перевозимый груз, т 27
Вес готового к эксплуатации автомобиля, т 21
Вес загруженного автомобиля, т 48
База колес, м 3,550
Клиренс, мм 475
Размерность шин колес 18,00-25
Потребление горючего на пробег в 100 км, л 100
Скоростной параметр, км/ч 55
Силовой агрегат Д-12А ЯМЗ-240
Литраж цилиндровой группы, л 38,88 22,3
Параметр мощности при номинальных оборотах, л. с. 375 360
Сжатие смеси, степень 16,5 16,5
Разворот на диаметре, м 16
Объем бака для горючего, л 400

Силовая установка

540-я модель комплектовалась 12-цилиндровым четырехтактным дизельным мотором Д-12А (танковый В-2).

Основные преимущества 12-ти цилиндрового мотора БелАЗа-540

С 1967 г. на модели 540А появился четырехтактный V-образный агрегат Ярославского моторного завода ЯМЗ-240. Безнаддувный с 12-ю цилиндрами объемом 22,3 л, с системой питания из насосных агрегатов низкого и высокого давления.

Расход горючего сократился со 125 литров до 100 на пробег в 100 км, существенно уменьшилось потребление смазочных материалов. Унификация с ярославскими моторами 236 и 238 моделей создала условия более эффективной эксплуатации ЯМЗ-240.

Система охлаждения дизеля, работающего в нагруженном режиме, состоит из водяного и масляного радиаторов шестирядной конструкции, обдуваемых двумя производительными вентиляторами.

Белаз 540: технические характеристики

Люди старшего поколения хорошо помнят, что такое Знак качества. Присваивался он и автомобилям. А многие ли помнят, какой именно автомобиль первым удостоился этого знака? Это был карьерный самосвал БелАЗ-540А. Наверное, неслучайно знаменитая серия из коллекции “За рулём” началась в январе 1973 года именно с этого автомобиля. Немного истории. Грузовые автомобили с опрокидывающимися кузовами (самосвалы) начали строить на Ярославском автозаводе в 1935 году (ЯС-1). Для строек они были просто незаменимы. Их доля в общем производстве грузовиков значительна. Несколько особняком среди них стоят карьерные самосвалы, представителем которых и является БелАЗ-540.

Они имеют очень большие габариты, грузоподъёмность и не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Их среда обитания – карьеры. Чтобы управлять таким автомобилем, нужно иметь водительское удостоверение с обычной категорией С. Ведь это одиночный грузовой автомобиль с полной массой более 3500 килограмм. Но этого недостаточно. Необходим опыт безаварийной работы и специальная стажировка. Интересно, что, например, в Канаде доверяют водить 180-ти тонные самосвалы… девушкам. Считается, что в силу присущей им особой женской аккуратности они более бдительно следят за показаниями приборов, которых немало, и при малейших отклонениях сообщают об этом механику. В СССР первый карьерный самосвал появился в 1951 году. Это был предшественник БелАЗа – МАЗ-525. Индекс 525, видимо, выбран неслучайно.

Грузоподъёмность составляла 25 тонн. Несколько слов о нём. На нём впервые появились 12-ти цилиндровый дизель, гидроусилитель руля, планетарные редукторы в ступицах задних колёс. Между двигателем и сцеплением была установлена гидромуфта (как на ЗИМе). Задние колёса диаметром 1,72 метра крепились к кузову жёстко, без подвески. Эти самосвалы с 1951-го по 1959-й год выпускали на Минском автозаводе, затем, до 1967-го, на БелАЗе. В 1965 году на Белорусском автозаводе в Жодино начался выпуск принципиально нового карьерного самосвала с передовым для того времени дизайном – БелАЗ-540. Этот автомобиль, первый обладатель Знака качества, заслуживает того, чтобы рассказать о нём подробнее.

Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъёмностью 27 тонн предназначен для массовой транспортировки грунта, скальных пород и других материалов на карьерных работах при использовании в комплексе с экскаватором с ковшом объёмом 3-4 мз. Ёмкость кузова – 15,3 мз. Кузов установлен на раме на резиновых амортизаторах. Для предотвращения примерзания грунта предусмотрен обогрев днища отработавшими газами. Одноместная кабина смещена влево и расположена рядом с двигателем. Снаряженная масса автомобиля – 21 тонна. Максимальная скорость – 55 км/ч.

Что же представлял собой этот самосвал в конструктивном плане? Начнём с двигателя. На первых БелАЗах, как и на МАЗ-525, устанавливали 12-ти цилиндровый четырёхтактный дизель Д-12А рабочим объёмом 38,88 литров и мощностью 375 л.с. (у МАЗ-525 мощность составляла 300 л.с.). Это была модификация знаменитого танкового дизеля В-2. В 1967 году он уступил место ярославскому 12-ти цилиндровому дизелю ЯМЗ-240, и автомобиль получил индекс 540А. Фактически это два двигателя ЯМЗ-236. Мощность – 360 “лошадок” При этом расход топлива сократился со 125 до 100л/100км. Уменьшился и расход масла. Двигатель широко унифицирован по основным деталям с известными ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что существенно облегчает его эксплуатацию. На БелАЗе установлены два шестирядных радиатора – масляный и водяной, которые обдуваются двумя вентиляторами.

Очень интересна по своему устройству силовая передача автомобиля. Она состоит из промежуточного трёхвального повышающего редуктора (это необходимо для работы гидротрансформатора), гидротрансформатора, гидромеханической коробки передач, карданной передачи и заднего ведущего моста. Гидротрансформатор – одноступенчатый, с двумя реакторными колёсами, коэффициент трансформации – 3,5. Колёса с лопатками отлиты из алюминиевого сплава. Коробка передач, как и у ЛиаЗ-677, не является планетарной. Она трёхступенчатая, двухвальная, с фрикционным переключением передач.

Для включения какой-либо передачи масло от насоса с помощью золотникового управления, имеющего механический привод из кабины водителя, направляется к соответствующим фрикционам. Управление переключением передач осуществляется с помощью рычага, расположенного на рулевой колонке, через золотниковый механизм. Наличие гидротрансформатора в трансмиссии способствует смягчению динамических нагрузок и повышает долговечность трансмиссии. Гидромеханическая трансмиссия такого же типа с двигателями Д-12А применялась и на восьмиколёсных тягачах МАЗ-535, 537, 543. Задний мост автомобиля с планетарными колёсными редукторами и одинарной главной передачей достаточно традиционен.

Зато интересна по конструкции подвеска. Она гидропневматическая. Сразу вспоминается подвеска “Ситроена”… Основным элементом такой подвески является гидропневматический телескопический цилиндр, представляющий собой пневматический упругий элемент поршневого типа в сочетании с гидравлическим амортизатором и плунжерным насосом для перекачки жидкости. В качестве направляющих используются реактивные штанги. Боковые силы в передней подвеске воспринимаются поперечной штангой, в задней – двумя продольными рычагами.

Гидропневматическая подвеска обеспечивает огромному самосвалу отменную плавность хода. Шины – 26-ти слойные, размером 18,00х25 дюймов. Давление – 5кГ/см2. Рулевое управление – с гидроусилителем. Гидроусилитель – разделённого типа. Насос гидроусилителя руля питается от тех же насосов, что и подъёмник кузова. В случае внезапной остановки двигателя предусмотрена возможность привода насосов от ведущих колёс автомобиля. Тормозная система автомобиля включает в себя колёсные барабанные колодочные тормоза с пневмоприводом, центральный барабанно-ленточный тормоз, установленный на ведомом валу коробки передач, и аварийный привод к задним колёсам.

Кроме того, двигатель снабжён тормозом-замедлителем с двумя заслонками в выпускных трубах. В этой связи не могу не вспомнить один фильм (к сожалению, забыл название). В этом фильме водитель БелАЗа жаловался на то, что клинит тормоз переднего колеса. По его мнению, следовало изменить конструкцию… Электрооборудование. У БелАЗ-540 оно 24-х вольтовое. А его предшественник МАЗ-525 имел 12-ти вольтовое элекрооборудование с 24-вольтовым стартером (как МАЗ-200). Мощность стартера у обоих самосвалов составляла 15 лошадиных сил.

На базе БелАЗ-540 была создана 40-тонная модификация – БелАЗ-548. Внешне они очень похожи. Двигатель ЯМЗ получил турбонаддув, и мощность повысилась до 500 “лошадей” (на первых выпусках стояла модификация Д-12А мощностью 525 л.с.). Карьерные самосвалы, в отличие от их младших собратьев, нечастые гости телеэкранов. Помимо вышеупомянутого фильма, БелАЗ-540 можно увидеть в фильме “Королева бензоколонки”. Она там залила в его бак 370 литров солярки. Да, бак БелАЗа вмещал 400 литров… Ещё помню фильм “Сибирячка” с В.Заклунной. В нём мелькнул МАЗ-525.

В дальнейшем на Белорусском автозаводе были созданы новые модели самосвалов грузоподъёмностью до 220 тонн. Модификации грузоподъёмностью 80 тонн и выше оснащаются электрической трасмиссией. Лет 40 назад были попытки оснастить БелАЗ газовой турбиной. Завод в г.Жодино успешно работает и сейчас. Это уникальное предприятие. Фирмы, которые изготавливают карьерные самосвалы грузоподъёмностью свыше 30 тонн, во всём мире можно пересчитать по пальцам. Но только на Белорусском автозаводе их собирают на конвейере. БелАЗы пользуются хорошим спросом во многих странах. Знак качества первому БелАЗу был присвоен не зря…

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: (1 голос, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Силовая передача

Вращение вала дизеля через редуктор трехвального исполнения, гидротрансформатор, гидромеханическую КПП, карданную передачу передается на задний мост.

Конструкторы выбрали схему гидротрансформатора в одну ступень с парой изготовленных из алюминия реакторных колес, которая обеспечивает коэффициент трансформирования, равный 3,5.

КПП на три режима, набор шестерен смонтирован на двух валах, переключение передач фрикционным механизмом с приводом от гидравлики. Управление коробкой осуществляется через золотниковое устройство, открывающее и перекрывающее давление масла на исполнительные устройства фрикционов.

Использование механогидравлической схемы силовой передачи позволило снизить динамические нагрузки на ее элементы, существенно увеличить параметры надежности и долговечности механизма.

Карданная передача

Трансмиссионный карданный вал соединяет силовую установку и повышающий редуктор. Механизм компенсирует осевое перемещение трансмиссии и двигателя.

Конструктивно выполнен как эластичное крепежное сочленение, карданный шарнир на подшипниках игольчатого типа, шлицевое устройство из двух скользящих фланцев. Карданное устройство моста состоит из пары шарниров, связанных шлицевым соединением. Вал меняется по длине при перемещении моста относительно основной рамы.

Подвеска

Обеспечивает плавное передвижение и достаточную управляемость грузовой платформы на технологических дорогах разреза.

Обе подвески (передняя и задняя) собраны по гидропневматической схеме. В основе ее работы – устройство, сочетающее в себе упругий пневматический узел поршневого типа, гидроамортизатор и насос с плунжерами.

В подвесках установлены по два гидропневмоамортизатора.

Мы подготовили для вас обзор технических характеристик БелАЗа-75710 — одного из самых габаритных и грузоподъемных карьерных самосвалов в мире. По данному адресу: https://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/kaz/608-kolhida-opisanie-osnovnyie-rabochie-parametryi.html вы найдете статью о КАЗ-608 «Колхида».

В этом обзоре мы рассмотрели преимущества грузовика МАЗ-5551 и его основные технические характеристики.

МАЗ-543М

Самым совершенным вариантом данного четырёхосного грузовика стало шасси МАЗ-543М, разработанное в 1974 году. От двух предшествующих модификаций его отличало наличие одной кабины (размещённой с левой стороны) и увеличенная до 22,2 тонн грузоподъёмность. Также существенным конструктивным изменением можно назвать установку двух топливных баков емкостью по 370 литров, дополнительно оборудованных центробежными подкачивающими насосами. Основная же конструкция существенным изменениям подвергнута не была.

Помимо установки военного оборудования, на заводе решено было оснастить автомобиль МАЗ-543М цельнометаллической платформой, которая позволяла перевозить всевозможные грузы и солдат. Данный вариант модели вошёл в историю всерьёз и надолго. Его оснащали самым современным и мощным вооружением, а также многочисленными специальными надстройками, также, прежде всего, военного назначения.

Грузовики МАЗ-543М перевозили боевые установки «Смерч», береговые комплексы «Берег», ракетные комплекс «Рубеж», несколько типов зенитных установок – комплексов ПВО С-300, командно-штабные машины (защищённые машины для пунктов управления войсками «Редут»), автономные мастерские и электростанции, автокраны КС-5571 грузоподъёмностью 25 т с гидроприводом и телескопической стрелой, и многое другое.

Таких автомобилей было выпущено больше всего в данном семействе: 4,5 тысячи экземпляров шасси МАЗ-543М. После распада Советского Союза серийный выпуск был остановлен, однако Минский автомобильный завод продолжал выпуск специальных партий данный грузовиков по государственным заказам. К середине 2000-х годов общее число собранных на заводе машин семейства МАЗ-543 достигло 11-ти тысяч единиц.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: