САМЫЙ ДЛИННЫЙ АВТОПОЕЗД в МИРЕ / самый длинный грузовик

Автомобильный поезд
в Австралии.
Автопоезд
из трамвая с вагоном ГМу и платформами, на параде трамваев, 9 мая 2020 года.

Автомоби́льный по́езд (Автопо́езд)

— поезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд), комбинированное многозвенное транспортное средство.

Автомобильные поезда могут формироваться из грузовых, пассажирских и легковых транспортных средств.

В пассажирском движении в качестве автомобильных поездов используются прицепные (многовагонные) и сочленённые (многосекционные) автобусы, троллейбусы и трамваи. В сочленённых автомобильных поездах в качестве полуприцепов используются отдельные секции, соединённые с головной секцией-тягачом гибким сочленением так, что автомобильный поезд имеет общий пассажирский салон. Прицепной автомобильный поезд формируется из отдельных непроходных вагонов, управляемых из одной кабины головного вагона по системе многих единиц (СМЕ).

Официальное российское толкование

Российские правила дорожного движения[1] трактуют автопоезд как «механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами)». Далее, механическое транспортное средство определяется как «транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины», прицеп — «транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски».

Под определение автомобильного поезда трамвай с прицепным вагоном (иногда двумя) не попадает, т.к. прицепные вагоны имеют свои двигатели, работающие совместно и синхронно с двигателями первого вагона, и, соответственно, прицепные вагоны прицепами не являются.

Автобусы-трейлеры

Автобусы, а также троллейбусы, с прицепными вагонами использовались и используются в некоторых странах. В СССР были созданы опытные образцы автобусных поездов ЗИС-155. Шофер Ставропольской автотранспортной конторы Куйбышевского областного автотранспортного треста С.А. Чмерев предложил использовать списанные корпуса автобусов ЗИЛ-155 как автобусные прицепы. Сцепку тягача с автоприцепом спроектировали преподаватель кафедры эксплуатации автотранспорта Саратовского политехнического института С.М. Грибенко и студенты 5 курса О. Каерлепп и А. Игнатов.[3].

В эксплуатации поезда из автобусов ЗИЛ-158 с прицепами ЗИС-155 или ЛАЗ-695 находились в Одессе. С 1968 года системы из автобусов ЗИЛ-158 активно использовались Петрозаводским автобусным парком на пригородных маршрутах. Для прицепного автобуса использовались списанные и капитально отремонтированные машины со снятым двигателем и перегородкой кабины водителя. В автобусе с прицепом помещалось около 70 человек. На пригородных линиях Петрозаводска работало не менее 3 автобусов с прицепами [4][5].

В соответствии с письмом от «Калифорнийского отдела автомашин», автобус-трейлер в США является трейлером или полуприцепом, используемым для транспортировки больше чем 15 человек, включая водителя, и включает трейлер и буксирующую автомашину, которая является грузовиком, или автобусом. Однако, в США такие автобусные поезда на городских маршрутах более-менее широко использовались только до Второй Мировой войны.

В более бедных странах как Куба и Индия автобусные компании иногда используют автобусы-трейлеры. Они более экономичны, так как используют обычные грузовики в качестве тягача, который в другое время также может использоваться для грузовых перевозок. Однако это означает, что второй член экипажа — проводник должен присутствовать в транспортном средстве, чтобы продавать и проверять билеты. В западных странах заработная плата слишком высока, и поэтому эта форма общественного транспорта не распространена.

Однако, во многих странах автобусные поезда нередко продолжают использоваться в качестве туристических между городами. При этом, например, в США это чаще всего грузовой тягач с автобусным полуприцепом, а в Японии — два сцепленных автобусных вагона, в первом из которых устроен обычный пассажирский салон, а второй содержит пенальные спальные места для стояночных ночёвок и служебно-сервисные отсеки (кухня, туалет, багаж).

Страна шоссейных гигантов: Австралийские автопоезда

«Самая одинокая должность в мире» — таково известное определение должности президента США, который на этом посту неизбежно отдаляется от друзей и родных. Говорят, Уильям Говард Тафт, передавая власть Вудро Вильсону, заявил примерно следующее: «Я оставляю эту работу с радостью — это самое безлюдное место в мире». Но есть на свете люди, которые могли бы поспорить с американским президентом на тему «Что есть одиночество». Это австралийские водители-дальнобойщики, которые проводят в кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки, лишь изредка общаясь с родными и друзьями по мобильному телефону.

автобусная остановка

Австралия — страна дорожных поездов (Road Trains). В австралийской глубинке, где на сотни километров вокруг вам встретится лишь пара-другая скотоводческих ферм, или «станций», как их там называют, автопоезда — жизненная необходимость. Ведь для того чтобы доставить свой товар по назначению железнодорожным составом, владельцу, например, овцеводческой станции пришлось бы добираться со своим живым грузом до ближайшей железной дороги сотни километров. Автопоезда — мощные тягачи, за которыми тянется по два, три (а подчас и больше) огромных прицепа, способны за считанные дни пересечь Зеленый континент, соединяя штаты и территории страны.

Современные автопоезда, давно ставшие здесь хозяевами дорог, вполне комфортабельны. У большинства водителей в кабине есть кондиционер (что не так уж плохо в сорокаградусную жару), маленький холодильник и спальное место. Жизнь за рулем примитивно сводится к трем вещам: есть, спать и крутить баранку. В пути действует лишь одно главное правило: как можно меньше спать, как можно быстрее прибыть в пункт назначения. «Единственное, что тебя волнует, — как бы не заснуть за рулем», — говорит Иен Конвэй, которому немало пришлось колесить по Австралии в кабине грузовика.

Репутацию обители шоссейных гигантов в Австралии заслужил округ Северная Территория. Жизнь здесь практически полностью зависит от огромных автодорожных составов, которые способны перевозить по 115 т груза. Если повезет, в этой части страны можно встретить «диплодоков» автомобильного мира — автопоезда, состоящие из семи прицепов, в которых можно перевозить до 190 т груза.

Нелегко сохранить самообладание когда навстречу движется такое чудовище. А для того чтобы решиться на обгон уж точно понадобятся стальные нервы..jpg

Нелегко сохранить самообладание когда навстречу движется такое чудовище. А для того чтобы решиться на обгон уж точно понадобятся стальные нервы.

Даже после того, как было открыто железнодорожное сообщение между городами Элис-Спрингз и Дарвин, автопоезда остаются основным средством сообщения между крупными городами на юге страны, соединяя также Дарвин и остальную часть Северной Территории. Поэтому безопасность на дорогах — одна из главных проблем для местной администрации.

Одно из последних нововведений — программа Coffee Brake — Stay Awake! («Делай перерыв на кофе и бодрствуй!»). Так как на бескрайних просторах Австралии много мест, где не работает мобильный телефон, у каждого водителя всегда под рукой карта, на которой указаны все заправочные станции и придорожные закусочные на пути следования автопоезда, где водителя ждет бесплатная чашка кофе. В последнее время такие «кофейные» метки появились в навигаторах дальнобойщиков.

Другая примета местных дорог — время от времени на обочине можно увидеть специальную погрузочную рампу с уложенными на ней «стопкой» пустыми прицепами. Такие рампы — обычное явление на крупных дорогах, ну а в глубинке их часто заменяет простая насыпь из земли или гравия. На обочине шоссе также частенько можно увидеть одиноко стоящие пустые прицепы. Такой трейлер ждет, когда его снова подцепят к грузовику на обратном пути, а пока что не стоит за него волноваться, никто его не угонит и не украдет.

Короткая остановка, и снова в путь. Кабина грузовика Kenworth, бесспорного хозяина австралийских пустынь, вздрагивает, мотор издает такое рычание, что кажется, вот-вот лопнут барабанные перепонки. Грузовик трогается с места и скрывается в клубах красной пыли, вновь наматывая километр за километром пустынную бесконечную дорогу.

Чаще всего на дорогах можно увидеть американские грузовики фирмы Kenworth, которые несомненно являются лидером австралийского рынка. У этих грузовиков есть лишь один серьезный конкурент — это Мack — также американская фирма, которая уже более сорока лет обслуживает австралийский рынок. В то же время здесь можно увидеть на дорогах и многие другие марки, такие как Ford, канадская Western Star, европейские Volvo, Scania, Renault и некоторые другие. Однако их доля на австралийском рынке грузовых автомобилей невелика. Постоянная серьезная конкуренция наблюдается лишь между Kenworth и Мack. «Это все равно что сравнивать Сидней и Мельбурн, которые без конца соперничают между собой», — замечает Иен на мой вопрос, какая марка более популярна в Австралии.

А вообще, австралийские тягачи отличаются от всех других в мире, даже если у них одна и та же марка. Здешние Kenworth и Мack — местной конструкции и сборки. «Американцы» просто не приспособлены к работе в австралийском режиме, рассчитаны на другие нагрузки и долго здесь не протянули бы. Помимо того что австралийские тягачи Mack и Kenworth отличаются от американских прародителей «правым» рулем, они комплектуются наиболее мощными двигателями (как правило, от 450 л.с.), имеют упрочненную раму. Поскольку тягачи обычно ездят сразу с несколькими прицепами, у них также удвоенное число резервуаров для сжатого воздуха, который необходим для работы тормозной системы тягача и прицепов. Да и стоят австралийские тягачи дороже всех остальных в мире.

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, особенно пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Но они и не нужны — ведь топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения еще острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие — это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100−110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м — чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и еще 75 м — с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

Иногда случается нагнать негабаритный, суперогромный грузовой транспорт. Он всегда движется в сопровождении эскорта, машины которого также оборудованы рацией. Водитель машины сопровождения, с которой вы поравнялись, переговорив с идущими далеко впереди участниками каравана и убедившись в безопасности маневра, даст вам сигнал начинать обгон. Иначе невозможно без риска для жизни обогнать этот огромный неповоротливый караван.

Поделиться

Троллейбусные поезда

Поезд из двух троллейбусов Škoda 9Tr соединенных по системе Владимира Веклича[6] с усовершенствованным поворотно-сцепным устройством[7] в Киеве (1986 год)
В сентябре 1966 года Владимир Веклич[8] в Киеве успешно внедрил[9] первый в мировой практике[10] троллейбусный поезд.[6] Он состоял из двух троллейбусов МТБ-82 соединенных между собой по системе Владимира Веклича[11]. В отличие от большинства автопоездов (транспортное средство с одним прицепом и более) троллейбусные поезда[12] состоят из двух одинаковых единиц подвижного состава[13] и управляются по системе многих единиц[14]. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах бывшего СССР[15] (только в Киеве — 296 поездов, что составило 55 процентов от всего троллейбусного парка города)[16]. С помощью троллейбусов соединенных по системе Владимира Веклича на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении[17]. В составе поездов эксплуатировались троллейбусы МТБ-82, Киев-2, Киев-4, Škoda 9Tr и ЗиУ-9. Города СССР, где эксплуатировались троллейбусные поезда, их количество и тип подвижного состава представлен в таблице «Города СССР, где работали поезда из троллейбусов, соединенных по системе Владимира Веклича».

Уникальная техника прошлого

Самый длинный автопоезд в мире супер машина – LeTourneau TC-497. Она была создана американцами в 50-е годы прошлого века. Общие характеристики:

  • габариты (в метрах): длина – 173, высота кабины – 9; шина – 3,5;
  • максимальная нагрузка – свыше 400 тонн;
  • число колес – 54 шт.;
  • двигатель: количество – 4 шт., общая мощность – 5 тыс. л. с.;

Каждое колесо оснащено электромотором, генераторной установкой которого служил газотурбинный двигатель.

самый длинный грузовик в мире равен 1 км

Состав автопоезда – 8 — 12 прицепов, которые служили перевозным инструментом для оборудования тяжестью до 150 тон. Загруженный состав весил примерно 450 тонн.

Помимо грузов были прицепы жилого назначения, в которых свободно могли разместиться до 6 человек. Домик на колесах был оборудован спальными местами, канализацией, комнатой для приема пищи и автономной прачечной.

Габариты автосостава создавали трудности в управлении. Разработчики решили эту проблему путем установки на транспортном средстве электронной системы управления. В итоге супертягач без труда мог преодолевать различного рода препятствия.

Пустыня в Аризоне с 1962 по 1969 год стала местом испытаний. Автопоезд показал запас хода в 600 км. Разогнать грузовик удалось до 35 км в час.

Передвигаться гигант мог как по трассе, так и по бездорожью в любых климатических условиях. По завершении испытаний проект был закрыт по финансовой причине. Сейчас тягач восстановили и сделали частью экспозиции.

Примечания

  1. Правила дорожного движения России, общие положения
  2. Популярная механика: Страна шоссейных гигантов: Австралийские автопоезда
  3. Пассажирский автопоезд // Ленинская Правда. 1960. 21 сентября.
  4. Автобус с прицепом // Ленинская правда. 1968. 28 июля.
  5. 12Фонова М.
    «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
  6. Веклич В. Ф. Зуев С. Ф.
    Поворотно-сцепное устройство для троллейбусного поезда // Городское хозяйство Украины. — 1973. — № 1. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  7. Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
  8. Крат В. И.
    Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
  9. Брамский К. А.
    Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — С. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  10. Веклич В. Ф.
    Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  11. Козлов К, Машкевич С.
    Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3 (укр.) (англ.)
  12. Брамский К. А.
    Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
  13. Веклич В. Ф.
    Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 С. 16-20
  14. Веклич В. Ф.
    Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 6
  15. С. П. Бейкул К. А. Брамский
    Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 33 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1 (укр.)
  16. Веклич В. Ф.
    Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.

Гигант нашего времени

Самый длинный КамАЗ в мире создали в Словении. Компания ETF Mining разработала карьерный самосвал по инновационной модульной схеме. Особенностью гиганта стала комплектация моторными колесами и дополнительными аккумуляторами. Для этого понадобится всего 15 минут. Водительская кабина может трансформироваться в прицеп.

автопоезд супермашина

Характеристики КамАЗа:

  • Грузоподъемность – 760 тонн.
  • Длина варьируется от 12,5 до 29 метров.
  • Ширина дороги, необходимая для передвижения, 24 м.
  • Количество осей: 2 — 8 шт.; двухосная секция с радиусом разворота – 20,7 м, на 8 осей – 40,9 м.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: