«НЕФТЕКАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «НЕФАЗ»


ПАО «НЕФАЗ»

ТипПубличная компания
Листинг на бирже MCX: [moex.com/ru/issue.aspx?code=NFAZ NFAZ

]

Основание 1972
Расположение Россия Россия Башкортостан Башкортостан, Нефтекамск
Ключевые фигуры Сергей Зуйков (генеральный директор)[1]
Отрасль Автомобильная промышленность (МСОК: 2910

)

Продукция автобусы, самосвалы, автоцистерны, прицепы, полуприцепы, сельхозтехника
Оборот ▲8,661 млрд руб. (2015)
Число сотрудников 6000 (на 11.05.2016 года)
Материнская компания ПАО «КАМАЗ»
Сайт [www.nefaz.ru/ www.nefaz.ru]

К:Компании, основанные в 1972 году
Публичное акционерное общество «НЕФАЗ»

— автомобилестроительная компания, входящая в группу предприятий ПАО «КАМАЗ» и являющаяся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля КАМАЗ. В декабре 2000 года заводом был представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299». Расположен завод в городе Нефтекамске (Башкортостан).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура предприятия
  • 3 Основные акционеры
  • 4 Продукция
  • 5 Достижения 5.1 2001 год
  • 5.2 2002 год
  • 5.3 2003 год
  • 5.4 2004 год
  • 5.5 2005 год
  • 5.6 2006 год
  • 5.7 2007 год
  • 5.8 2008 год
  • 5.9 2009 год
  • 5.10 2010 год
  • 5.11 2011 год
  • 5.12 2012 год
  • 5.13 2013 год
  • 5.14 2014 год
  • 5.15 2020 год
  • 6 Кризис
  • 7 Автобусы НЕФАЗ
      7.1 Модели автобусов 7.1.1 НЕФАЗ-4208
  • 7.1.2 НЕФАЗ-5299
  • 7.1.3 НЕФАЗ-3299
  • 7.1.4 НЕФАЗ-Daimler-42997
  • 7.1.5 VDL-НЕФАЗ
  • 7.1.6 Bravis
  • 7.2 Drive Electro — НЕФАЗ 52992 Электробус
  • 8 Галерея
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • См. также

    • Медиафайлы на Викискладе
    • КамАЗ
      1. ПАО «НЕФАЗ»: На НЕФАЗе — новый генеральный директор
      2. 1234
        https://www.nefaz.ru/shareholders/financial_statements/
      3. СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии // ria.ru, 20.12.2012
      4. Электробус НЕФАЗ сертифицирован (неопр.)
        (недоступная ссылка). Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
      5. ОАО «НЕФАЗ» начинает процедуру сокращения штата: минус 130 (неопр.)
        . Дата обращения 11 июля 2009.
      6. СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии. Риа-новости. 20.12.2012
      7. В России сертифицирован первый электробус (рус.). За рулём (16 октября 2012). Дата обращения 6 ноября 2020.

    История

    17 декабря 1970 года Совет министров СССР издал постановление «О строительстве и реконструкции заводов Министерства автомобильной промышленности для обеспечения Камского автомобильного завода запасными частями и комплектующими деталями». В те годы шло строительство КАМАЗа, и было решено строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда необходимую комплектацию.

    25 декабря 1970 года Государственный комитет Совета министров по делам строительства издал приказ № 65 «О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок» в городе Нефтекамске Башкирской АССР. Подобный же приказ № 4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР.

    13 июля 1972 года началось строительство завода.

    15 апреля 1977 собран первый десятитонный автосамосвал «КАМАЗ-5511».

    11 октября 1977 года состоялся пуск главного конвейера. Начался серийный выпуск автосамосвалов «КАМАЗ-5511».

    31 октября 1977 года был утвержден акт Государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию первой очереди Нефтекамского завода по производству автосамосвалов.

    В 1981 году сдана в эксплуатацию первая очередь производства вахтовых автобусов. Мощность производства — 3000 вахтовых автобусов в год.

    19 мая 1982 года выпущен 100-тысячный самосвал «КАМАЗ-5511».

    В 1993 году завод стал Открытым акционерным обществом «Нефтекамский автозавод».

    В августе 2000 года началась разработка городского автобуса первого класса (по международной классификации) большой вместимости.

    6 декабря 2000 года представлен первый автобус городского типа «НЕФАЗ-5299».

    В середине 2006 года заводом заинтересовался голландско-бельгийский концерн VDL, и с начала января 2007 года они совместно с НЕФАЗом начали производство новых пассажирских автобусов.

    В конце 2012 года совместное предприятие КАМАЗа и бразильской Marcopolo S.A. «КАМАЗ-Марко», расположенное на территории завода НЕФАЗ приступило к сборке автобусов малого класса Bravis

    . Автобус разработан на шасси «КАМАЗа» и имеет 25 мест.[2]

    28 августа 2012 года сертифицирован электрический автобус (электробус) НЕФАЗ-52992. Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 км.[3]

    В 2020 году Открытое акционерное общество «НЕФАЗ» переименовано в Публичное акционерное общество «НЕФАЗ».

    Автобусы и автомобили «НЕФАЗ» с завода

    На первых порах (1977-1981 гг.) предприятие производило автосамосвалы на шасси КАМАЗ. С 1981 года запущена линия сборки вахтовых автобусов «НЕФАЗ». В дальнейшем линейка автобусов значительно расширилась. В 2012 году в ней появились даже электробусы. Сейчас автоперевозчики могут купить недорого различные виды автобусной техники, в том числе вахтовые автобусы. Модельный ряд включает «НЕФАЗ»-3297 и «НЕФАЗ»-5299 в различных модификациях. Автобусы предназначены для перевозки детей, работы на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Купить дешевле эти модели можно, обратившись в службу сбыта компании.

    Достаточно широкий выбор «НЕФАЗ» предлагает в сегменте автотехники. В каталоге есть следующие позиции: — автоцистерны; — прицепы; — полуприцепы; — пожарная техника; — сельскохозяйственные агрегаты; — самосвалы. Клиенты могут подобрать и купить недорого оригинальные запчасти «НЕФАЗ». Широкая сервисная сеть компании позволяет проводить комплексное обслуживание техники. Информация о том, как купить дешевле продукцию, и адреса дилерских центров размещены на сайте.

    Продукция

    В состав НЕФАЗа входят три основных корпуса: корпус автосамосвалов, корпус вахтовых автомобилей и цистерн, корпус автобусного производства и вспомогательные цеха. Предприятие выпускает:

    • автосамосвалы,
    • вахтовые автобусы,
    • автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,
    • тентовые прицепы и полуприцепы
    • пассажирские автобусы,
    • сельхозмашины,
    • другую технику

    НЕФАЗ занимает около 30 % рынка автобусов России. В 2005 году НЕФАЗ продал 1156 автобусов.

    Совместно с DAF и VDL (Нидерланды) разрабатываются 15-метровые низкопольные городские автобусы.

    В 2012 году выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила 10 млрд. 59 млн рублей, уровень выполнения бизнес-плана 2012 года составил 102,3 процента (к предыдущему году — 111,1 процента). В том числе отгружены:

    • самосвальные установки — 11 783 ед.
    • вахтовые автомобили — 880 ед.
    • пассажирские автобусы — 740 ед.
    • ёмкостно-наливная техника — 1 351 ед.
    • грузовая прицепная техника — 3 837 ед.
    • запасные части — на сумму 468 млн руб.

    Как и было предусмотрено бизнес-планом, на реализацию инвестиционной программы направлены средства в сумме 200 млн рублей.

    Экономический эффект от реализации мероприятий «Производственной системы» составил 356 млн рублей.

    По итогам основной деятельности за 2012 год прибыль от продаж составила 509,5 млн рублей (фин.планом было предусмотрено получение 352,8 млн рублей). Чистая прибыль за 2012 год составила 52,5 млн рублей.

    Ос­новной показатель, заложенный в бизнес-плане на 2013 год, — обеспечение объема выручки от реализации продукции, товаров и услуг на сумму не менее 10 млрд 98 млн рублей.

    Вакансии в ПАО «НЕФАЗ»

    Высокая зарплата, социальные гарантии, ряд льгот – это основные позиции, которые обеспечивает ПАО «НЕФАЗ» членам трудового коллектива. Вакансии предприятия востребованы, они недолго остаются открытыми. На производстве отсутствует текучесть. В отдел кадров ПАО «НЕФАЗ»обращаются не только жители г. Нефтекамска, но и специалисты со всего Башкортостана, желающие получить вакансию. Их привлекает стабильная работа, конкурентоспособная зарплата, бонусы. Список вакансий публикуется на сайте «НЕФАЗ». Ознакомиться с предложениями по трудоустройству можно также в отделе кадров предприятия.

    Достижения

    Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
    Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

    2001 год

    Автобус городского типа «НЕФАЗ-5299» стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России».

    За создание конструкции, технологии и организацию производства пассажирских автобусов Государственной премии Республики Башкортостан 2001 года в области науки и техники удостоены генеральный директор Нефтекамского автозавода Р. С. Маликов, технический директор В. М. Сюткин и начальник экспериментального цеха З. А. Гарипов.

    Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)

    2002 год

    Пригородный автобус «НЕФАЗ-5299-01» также стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

    2003 год

    Междугородный автобус «НЕФАЗ-5299-10» получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

    2004 год

    Почетный Диплом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Лучший российский экспортер 2004 года».

    2005 год

    Туристический автобус «НЕФАЗ-52991» завоевал Диплом лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и Программы «100 лучших товаров России».

    2006 год

    Автобус для перевозки инвалидов «НЕФАЗ-52-99-10-15» стал Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2007 год

    Городской полунизкопольный автобус «НЕФАЗ-VDL-52997» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2008 год

    Туристический автобус «НЕФАЗ-VDL-52999» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2009 год

    Междугородный автобус «НЕФАЗ-VDL-52996» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2010 год

    Трехосный 15-метровый автобус «НЕФАЗ-VDL-52998» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2011 год

    Пассажирский автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»

    Диплом и Кубок Правительства РБ «За вклад в развитие экономики Республики Башкортостан» по итогам 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годов

    Диплом победителя пятого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России» «За эффективную деятельность, высокие достижения и стабильную работу» в 2004 и 2005 годах.

    Диплом «Лучшая промышленная компания Республики Башкортостан» 2006 и 2007 годов.

    2012 год

    НЕФАЗ – победитель конкурса «Лучший экспортер года».

    Автобус «НЕФАЗ-52994» – победитель конкурса «Лучшие товары Башкортостана».

    Автобус «НЕФАЗ-52994» признан Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»

    Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в 2012 году в номинации «Перспектива года».

    2013 год

    Новая цистерна НЕФАЗ – лауреат конкурса «100 лучших товаров Башкортостана».

    Выпущен 10-тысячный пассажирский автобус НЕФАЗ.

    Новая цистерна НЕФАЗ – в числе «100 лучших товаров России».

    2014 год

    Нефтекамский автозавод удостоен Диплома I степени премии Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) за 2013 год.

    Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в ежегодном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Грузовик года». Церемония награждения прошла в Москве во время Международной специализированной выставки грузовой техники AUTOTRANS-2014.

    Первые 10000 км пробега появились на одометре российского электробуса большого класса «НЕФАЗ-52992», который используется в парке корпоративного транспорта Новосибирского завода химконцентратов, крупнейшего предприятия ядерного топливного цикла, входящего в корпорацию «ТВЭЛ».

    14 ноября в Уфе на республиканской конференции, посвященной Всемирному дню качества, состоялась церемония награждения победителей 17-го Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2014 года.

    Диплом Лауреата конкурса завоевал и Нефтекамский автозавод. На конкурс был представлен полуприцеп транспортный «НЕФАЗ-93341-08», предназначенный для перевозки различных грузов по общей сети дорог.

    2015 год

    3 июня подведены итоги республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана». Дипломом лауреата удостоен автомобиль пожарный АЦ 3,0-40 (43502) производства Нефтекамского автозавода.

    Нефтекамский автозавод в общегосударственном рейтинге предприятий РФ в сфере внешнеэкономической деятельности «Экспортер года/Импортер года» по итогам 2013-2014 года занимает передовые позиции. По сумме четырех показателей внешнеэкономической деятельности Нефтекамский автозавод находится в золотом рейтинге «Экспортер года» в товарной группе «Средства наземного транспорта». Предприятию вручены официальный международный сертификат и медаль «Экспортер года 2015».

    Достижения[источник не указан 783 дня][править | править код]

    Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

    Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

    2001 год[править | править код]

    Автобус городского типа «НЕФАЗ-5299» стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России».

    За создание конструкции, технологии и организацию производства пассажирских автобусов Государственной премии Республики Башкортостан 2001 года в области науки и техники удостоены генеральный директор Нефтекамского автозавода Р. С. Маликов, технический директор В. М. Сюткин и начальник экспериментального цеха З. А. Гарипов.

    Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)

    2002 год[править | править код]

    Пригородный автобус «НЕФАЗ-5299-01» также стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

    2003 год[править | править код]

    Междугородный автобус «НЕФАЗ-5299-10» получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

    2004 год[править | править код]

    Почетный Диплом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Лучший российский экспортер 2004 года».

    2005 год[править | править код]

    Туристический автобус «НЕФАЗ-52991» завоевал Диплом лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и Программы «100 лучших товаров России».

    2006 год[править | править код]

    Автобус для перевозки инвалидов «НЕФАЗ-52-99-10-15» стал Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2007 год[править | править код]

    Городской полунизкопольный автобус «НЕФАЗ-VDL-52997» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2008 год[править | править код]

    Туристический автобус «НЕФАЗ-VDL-52999» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2009 год[править | править код]

    Междугородный автобус «НЕФАЗ-VDL-52996» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2010 год[править | править код]

    Трехосный 15-метровый автобус «НЕФАЗ-VDL-52998» признан Лауреатом Программы «100 лучших товаров России».

    2011 год[править | править код]

    Пассажирский автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»

    Диплом и Кубок Правительства РБ «За вклад в развитие экономики Республики Башкортостан» по итогам 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годов

    Диплом победителя пятого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России» «За эффективную деятельность, высокие достижения и стабильную работу» в 2004 и 2005 годах.

    Диплом «Лучшая промышленная компания Республики Башкортостан» 2006 и 2007 годов.

    2012 год[править | править код]

    НЕФАЗ – победитель конкурса «Лучший экспортер года».

    Автобус «НЕФАЗ-52994» – победитель конкурса «Лучшие товары Башкортостана».

    Автобус «НЕФАЗ-52994» признан Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»

    Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в 2012 году в номинации «Перспектива года».

    2013 год[править | править код]

    Новая цистерна НЕФАЗ – лауреат конкурса «100 лучших товаров Башкортостана».

    Выпущен 10-тысячный пассажирский автобус НЕФАЗ.

    Новая цистерна НЕФАЗ – в числе «100 лучших товаров России».

    2014 год[править | править код]

    Нефтекамский автозавод удостоен Диплома I степени премии Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг) за 2013 год.

    Магистральный тягач КАМАЗ М1842 (5490) победил в ежегодном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Грузовик года». Церемония награждения прошла в Москве во время Международной специализированной выставки грузовой техники AUTOTRANS-2014.

    Первые 10000 км пробега появились на одометре российского электробуса большого класса «НЕФАЗ-52992», который используется в парке корпоративного транспорта Новосибирского завода химконцентратов, крупнейшего предприятия ядерного топливного цикла, входящего в корпорацию «ТВЭЛ».

    14 ноября в Уфе на республиканской конференции, посвященной Всемирному дню качества, состоялась церемония награждения победителей 17-го Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2014 года.

    Диплом Лауреата конкурса завоевал и Нефтекамский автозавод. На конкурс был представлен полуприцеп транспортный «НЕФАЗ-93341-08», предназначенный для перевозки различных грузов по общей сети дорог.

    2015 год[править | править код]

    3 июня подведены итоги республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана». Дипломом лауреата удостоен автомобиль пожарный АЦ 3,0-40 (43502) производства Нефтекамского автозавода.

    Нефтекамский автозавод в общегосударственном рейтинге предприятий РФ в сфере внешнеэкономической деятельности «Экспортер года/Импортер года» по итогам 2013-2014 года занимает передовые позиции. По сумме четырех показателей внешнеэкономической деятельности Нефтекамский автозавод находится в золотом рейтинге «Экспортер года» в товарной группе «Средства наземного транспорта». Предприятию вручены официальный международный сертификат и медаль «Экспортер года 2015».

    2018 год[править | править код]

    С 2020 года по сегодняшний день завод является производителем электробусов для Мосгортранса . Интересный факт ещё и в том,что первый отечественный электромобиль серийного назван хоть и в честь своего родного Нефтекамска , но само название Нефтекамска происходит от слова «Нефть» , то есть это оказался первый электромобиль названный в честь нефти .

    Автобусы НЕФАЗ

    Модели автобусов

    НЕФАЗ-4208

    Первый, ставший основным, вахтовый автобус НЕФАЗ-4208/4951 полной массой 9900 кг создан на шасси КАМАЗ-43101/43114 (6х6) с дизельным двигателем КАМАЗ-740 в 220—260 л.с. Он оборудован остеклённым металлическим кузовом с усиленной термоизоляцией и одной боковой дверью, рассчитанным на 29 посадочных мест плюс ещё 2 места в отдельной кабине водителя. Его максимальная скорость 85 км/ч. Аналогичный вахтовый автобус НЕФАЗ-4211 базируется на 240-сильном шасси КАМАЗ-4326 (4х4) и снабжён облегчённым на 1150 кг 2-дверным кузовом с 26 посадочными местами.

    НЕФАЗ-5299

    Основная статья: НефАЗ-5299

    Автобус НЕФАЗ серии 5299 встречается в виде моделей для компьютерных игр: автобусного симулятора OMSI в городской и пригородной версиях, в игре Grand Theft Auto IV в тех же версиях, и в игре Grand Theft Auto: San Andreas во всех трех версиях — в городской, пригородной и междугородней. Также, в штучных экземплярах выпускаются модели этого автобуса, одна из которых в масштабе 1:35 была представлена на одной из конференций в Уфе.

    НЕФАЗ-3299

    Автобус малого класса, который в перспективе можно использовать на малых коммерческих маршрутах вместо ПАЗов, ГАЗЕлей. Разработан в двух вариантах: городской и междугородный. После выпуска порядка 40 малых автобусов их производство было приостановлено.

    НЕФАЗ-Daimler-42997

    Выпущен опытный экземпляр городского автобуса среднего класса, который на производство пока не поставлен.

    VDL-НЕФАЗ

    См. также: VDL-НефАЗ-52998 и VDL-НефАЗ-52997

    • VDL-НЕФАЗ-52995 — опытный низкопольный сочленённый автобус особо большого класса выпущен в нескольких экземплярах, которые проходят испытания на заводе и в Уфе.
    • VDL-НЕФАЗ-52996 — междугородный автобус высокого класса, В 2009 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России».
    • VDL-НЕФАЗ-52997 — городской частично низкопольный автобус. В 2007 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России».
    • VDL-НЕФАЗ-52998 — городской трёхосный частично низкопольный автобус.
    • VDL-НЕФАЗ-52999 — туристический автобус высокого класса

    Bravis

    . Модель соответствует нормам «Евро-4» и имеет комплектующие крупнейших мировых фирм: двигатель Cummins, коробка передач , ось и мост Daimler, тормозная система Knorr-Bremse. К 2020 году планируется выйти на производство 3 000 автобусов в год и поставлять их в регионы России и страны СНГ.[5]

    Drive Electro — НЕФАЗ 52992 Электробус

    В 2011 году инжиниринговая компания Drive Electro (бывш. НИИКЭУ) совместно с компанией НЕФАЗ создали первый российский электробус. В 2012 году электробус получил сертификат безопасности транспортного средства и был введен в эксплуатацию в Новосибирске[6]. Запас хода при полной загруженности — 250 км. В 2014 году пробег первого российского электробуса превысил 10 000 км.Так же рассматривается возможность подзарядки от троллейбуса.

    Автобусы НЕФАЗ[ | ]

    Модели автобусов[ | ]

    НЕФАЗ-4208[ | ]

    Первый, ставший основным, вахтовый автобус НЕФАЗ-4208/4951 полной массой 9900 кг создан на шасси КАМАЗ-43101/43114 (6х6) с дизельным двигателем КАМАЗ-740 в 220—260 л.с. Он оборудован остеклённым металлическим кузовом с усиленной термоизоляцией и одной боковой дверью, рассчитанным на 29 посадочных мест плюс ещё 2 места в отдельной кабине водителя. Его максимальная скорость 85 км/ч. Аналогичный вахтовый автобус НЕФАЗ-4211 базируется на 240-сильном шасси КАМАЗ-4326 (4х4) и снабжён облегчённым на 1150 кг 2-дверным кузовом с 26 посадочными местами.

    НЕФАЗ-5299[ | ]

    Основная статья: НефАЗ-5299

    НефАЗ-5299, работающий на метане

    Автобус большого класса. Выполнен на отечественном автобусном шасси КАМАЗ-5297. Модификации: городские высокопольные, низкопольные и полунизкопольные; пригородные; междугородние; туристические. В настоящее время является одним из самых покупаемых в России автобусов.

    Автобус НЕФАЗ серии 5299 встречается в виде моделей для компьютерных игр: автобусного симулятора OMSI в городской и пригородной версиях, в игре Grand Theft Auto IV в тех же версиях, и в игре Grand Theft Auto: San Andreas во всех трех версиях — в городской, пригородной и междугородней. Также, в штучных экземплярах выпускаются модели этого автобуса, одна из которых в масштабе 1:35 была представлена на одной из конференций в Уфе.

    НЕФАЗ-3299[ | ]

    Автобус малого класса, который в перспективе можно использовать на малых коммерческих маршрутах вместо ПАЗов, ГАЗЕлей. Разработан в двух вариантах: городской и междугородный. После выпуска порядка 40 малых автобусов их производство было приостановлено.

    НЕФАЗ-Daimler-42997[ | ]

    Выпущен опытный экземпляр городского автобуса среднего класса, который на производство пока не поставлен.

    VDL-НЕФАЗ[ | ]

    См. также: VDL-НефАЗ-52998 и VDL-НефАЗ-52997

    Низкопольный автобус Нефаз-VDL в Уфе

    Автобусы данной модели появились в 2007 году в результате совместной работы концернов НЕФАЗ и VDL. Результатом работы стала серия автобусов VDL-НЕФАЗ различных моделей:

    • VDL-НЕФАЗ-52995 — опытный низкопольный сочленённый автобус особо большого класса выпущен в нескольких экземплярах, которые проходят испытания на заводе и в Уфе.
    • VDL-НЕФАЗ-52996 — междугородный автобус высокого класса. В 2009 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России»[источник не указан 450 дней
      ].
    • VDL-НЕФАЗ-52997 — городской частично низкопольный автобус. В 2007 году признан лауреатом программы «100 лучших товаров России»[источник не указан 450 дней
      ].
    • VDL-НЕФАЗ-52998 — городской трёхосный частично низкопольный автобус.
    • VDL-НЕФАЗ-52999 — туристический автобус высокого класса

    Bravis[ | ]

    Marcopolo Bravis сборки Нефтекамского автозавода
    В декабре 2012 г. на территории Нефтекамского автозавода совместное предприятие ПАО КАМАЗ и крупнейшего мирового производителя автобусов бразильского Marcopolo S.A. — СП «КАМАЗ-Марко» — приступило к сборке на шасси, сконструированном в ПАО «КАМАЗ», автобусов малого класса Bravis

    . Модель соответствует нормам «Евро-4» и имеет комплектующие крупнейших мировых фирм: двигатель Cummins, коробка передач , ось и мост Daimler, тормозная система Knorr-Bremse. К 2020 году планируется выйти на производство 3 000 автобусов в год и поставлять их в регионы России и страны СНГ[6].

    Drive Electro — НЕФАЗ 52992 Электробус[ | ]

    В 2011 году инжиниринговая компания Drive Electro (бывш. НИИКЭУ) совместно с компанией НЕФАЗ создали первый российский электробус. В 2012 году электробус получил сертификат безопасности транспортного средства и был введен в эксплуатацию в Новосибирске[7]. Запас хода при полной загруженности — 250 км. В 2014 году пробег первого российского электробуса превысил 10 000 км.Так же рассматривается возможность подзарядки от троллейбуса.

    Галерея

    • Belgorod bus 17.jpg

      НефАЗ в Белгороде

    • Nefaz in Yekaterinburg.jpg

      НефАЗ на улицах Екатеринбурга

    • Nefaz 5299.jpg

      Маршрутный автобус НефАЗ в Казани

    • Belgorod bus 16.JPG

      НефАЗ-5299 с двигателем на газовом топливе

    • Innoprom 2013 007.jpg

      Городской автобус НефАЗ-5299 на выставке Иннопром-2013

    • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

      Салон НефАЗа-52994

    • NefAZ 4208 truckbus based on KAMAZ truck.jpg

      Вахтовый автобус НефАЗ-4208/4951

    • НефАЗ-БТЗ-52765.jpeg

      Троллейбус БТЗ-52765, созданный на базе кузова НефАЗ-5299Т

    • НефАЗ-5299-37-33.jpg

      Междугородный НефАЗ-5299-37-33, работающий на метане

    • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

      Нефаз-52994

    Примечания

    1. [www.nefaz.ru/news/na-nefaze-novyy-generalnyy-direktor/ ПАО «НЕФАЗ»: На НЕФАЗе — новый генеральный директор]
    2. [mfd.ru/news/view/?id=1765073&companyId=284 СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии] // ria.ru, 20.12.2012
    3. [www.nefaz.ru/news_detail-208.html Электробус НЕФАЗ сертифицирован]
    4. [neftekamsk.info/index.php?news=978 ОАО «НЕФАЗ» начинает процедуру сокращения штата: минус 130]. Проверено 11 июля 2009. [www.webcitation.org/65Zv75lHR Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012].
    5. [mfd.ru/news/view/?id=1765073&companyId=284 СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии. Риа-новости. 20.12.2012]
    6. За рулем.ру.
      [www.zr.ru/content/news/482802-v_rossii_sertificirovan_pervyj_elektrobus/ В России сертифицирован первый электробус] (16 Октябрь 2012 г).

    Примечания[ | ]

    1. ПАО «НЕФАЗ»: На НЕФАЗе — новый генеральный директор
    2. 1234
      https://www.nefaz.ru/shareholders/financial_statements/
    3. СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии // ria.ru, 20.12.2012
    4. Электробус НЕФАЗ сертифицирован (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 19 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
    5. ОАО «НЕФАЗ» начинает процедуру сокращения штата: минус 130 (неопр.)
      . Дата обращения 11 июля 2009.
    6. СП КАМАЗа и бразильской Marcopolo начало производство автобусов Bravis в Башкирии. Риа-новости. 20.12.2012
    7. В России сертифицирован первый электробус (рус.). За рулём (16 октября 2012). Дата обращения 6 ноября 2020.

    Ссылки

    • На Викискладе есть медиафайлы по теме НефАЗ
    • Армения ЕрАЗ¹
      Белоруссия 140-й ремонтный завод • АМАЗ • Амкодор • БАРЗ • БелАЗ • БелДжи • Белкоммунмаш • ГАРЗ • ГЗТО¹ • МАЗ • МАЗ-MAN • МЗКТ • МоАЗ • Неман • Форд-Юнион¹ • Юнисон¹
      Грузия Дельта • КАЗ¹ • ТТРЗ
      Казахстан Азия Авто • АгромашХолдинг • АРКЗ¹ • KPI • СарыаркаАвтоПром
      Киргизия БАСЗ • ТАвЗ²
      Латвия AMO Plant • Dartz Motorz • Ford-Vairogs² • OSC • RAF¹ • REAF¹ • РОМЗ¹ • Руссо-Балт¹ • Baltijas Džips Ltd.¹
      Литва KAG¹ • VFTS¹
      Молдавия Днестр-Авто²
      Россия 101 ЦАРЗ² • 172 ЦАРЗ • АвтоВАЗ • АвтоКубань¹ • Автоспецоборудование • Автотор • Альтерна • АМЗ • АМУР (УАМЗ) • Аремкуз¹ • АТУЛ¹ • BAW-RUS Motor Corporation • БАЗ • БЗКТ • БРМЗ² • ВИС • ВАРЗ • ВЗМО² • Волжанин • ГАЗ • ГЗСА • ГолАЗ • Дервейс • ЕлАЗ • ё-Авто¹ • ЗИЛ • ЗМА • ИжАвто • Ижорский завод • ИАСЗ • КАТАСИ¹ • КАвЗ • КАМАЗ • Комацу-Рус • КЗКТ¹ • Красный Путиловец • Лессельмаш² • ЛиАЗ • МАДИ • МАРЗ • Маруся Моторс¹ • МЗСА • ММЗ • Москвич¹ • НАМИ • НефАЗ • ОЗТП • ПАЗ • Псковавто • Рено Россия • РИАТ² • РоАЗ² • РАСЗ • РосЛада • РМЗ • САЗ • СеАЗ² • СемАР • Соллерс • ТагАЗ • Тонар • ТМЗ • УАЗ • УралАЗ • Уралец² • ЦАРМ¹ • ЧебАРЗ • Чеченавто • ЯМЗ • Яровит
      Таджикистан ЧАЗ² • Худжанд-ЗИЛ²
      Туркменистан не имеется
      Узбекистан GM Powertrans Uzbekistan • GM Uzbekistan • GM Uzbekistan Khorezm • Land Rover Uzbekistan¹ • MAN Auto-Uzbekistan • Ravon • SamAuto • UzAutoSanoat • UzDaewoo²
      Украина Авиакон² • Автомаш² • Автотехника • Автотехнология • Анто-Рус¹ • Богдан • БАЗ • ВЕПР • Випос² • ВОЭЗ² • ГалАЗ • ГАРЗ • ДАБ² • ДАЗ • Доброта² • ДУАЦ • ЕАРЗ² • Еврокар • ЗАЗ • ЗЛК • ЖБТЗ • ЗЭЗТС² • ИВЕКО-Мотор Сич² • ИВЕКО-Украина² • ИЗАА² • КамМотор¹ • КАРЗ МОУ² • КБТЗ • КЗЭТ² • КМЗ² • КрАЗ • КрАСЗ¹ • ЛАЗ² • ЛАСЗ¹ • ЛБТЗ • ЛуАЗ • ЛЭК¹ • МеМЗ • НБТЗ • ОдАЗ¹ • Практика • Реформ • САРБ² • СБМ • СЗМ² • Скиф¹ • СКЭМ • Стасюлевич¹ • Стрый Авто² • Укравтобуспром • Украинская бронетехника • Фотон¹ • ХАДИ • ХАСЗ¹ • ХАРЗ • ХЗСМ • ХЗТМ • ХКБМ • Черкасский автобус • ЧАЗ² • ЧЗСА² • ЧРЗ² • Электронтранс • ЮМЗ²
      Эстония Combat Armoring Group • Esttec¹ • TARK¹ • TARTS² • VIHUR¹
      ¹ не функционируют, ² производство автомобилей прекращено

    Отрывок, характеризующий Нефтекамский автозавод

    Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил. Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом. Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино. От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута. Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали. Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом. Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним. Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения. Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад. С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья. Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы. Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы. Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления. Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию. – Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!» – Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu’il n’est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…] Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей. Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения. В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию. Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его. – Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне. Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения. – Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами. – Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант. – Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j’ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его. – Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны. Наполеон утвердительно кивнул головой. Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению. – Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он. Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал. Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d’enfer [адский огонь], от которого тает французское войско. Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле. Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать. – Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он. Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать. – Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам. Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает. Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно. Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск. Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d’aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками. Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска. Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: