ТОНАР-7501: в России представили новый карьерный самосвал

Карьерный современник

Даниил Минаев, фото автора и Юрия Петрова

Модель:Карьерный самосвал ТОНАР-4525-0000010
Начало продаж в России:2014 г.
Цена:4 700 000 руб.

Что подтолкнуло конструкторский коллектив машиностроительного создать самосвал такого класса? Игра мускулами, работа на перспективу, может быть, потенциальные заказчики из далёких восточных регионов? Вот и не угадали! Правильный ответ – бум дорожного строительства в родном Орехово-Зуевском районе Подмосковья.

По разным данным сегодня в Московской области действует от 7 до 10 карьеров, и простая, но грузоподъёмная самосвальная техника востребована буквально «за забором» завода-изготовителя из посёлка Губино.

Почему жёсткая рама?

При такой высоте кабины посадка на рабочее место обещает борьбу с лишним весом и ожирением

Казалось бы, можно было закупить десяток шарнирно-сочленённых самосвалов ADT (articulated dump truck). Выписали десяток пропусков на дороги общего пользования, и дело в шляпе! Но ADT очень дороги, сложны в ремонте и рассчитаны на внедорожные условия эксплуатации. Поэтому их используют лишь на передовых фронтах работ, где условиями не предполагается использование обустроенных дорог – на подвозе грунтов для прокладки дорог, вывозе шлака на металлургических заводах, в гидротехническом и мелиоративном строительстве, на нулевых циклах разработок, разработке карьеров с малыми объёмами производства, а также транспортировке грузов на участках, не предполагающих дальнейшее использование дороги.

В Губино ситуация обратная. Cейчас растёт потребность в самосвалах, рассчитанных на движение по дорогам общего пользования, поскольку чаще всего строительство располагается вблизи промышленных анклавов. Необходимость использования специализированных и дорогих внедорожных ADT в таких случаях может быть сведена к минимуму – проще подготовить технологическую дорогу из подручных, а точнее «подножных» пород и пустить тяжёлый самосвал с жёсткой рамой. Тем более, что последние стройки обычно подразумевают развитие дорожной инфраструктуры и, как правило, дальнейшую эксплуатацию (например, Казань-2013 или Сочи-2014). На них карьерные мастодонты будут чувствовать себя как рыба в воде, а шарнирно-сочленённые ADT, увы… станут обременительным неликвидом.

Тогда возникает другой вопрос: а как будет чувствовать себя водитель карьерника полной массой 67 т на этих дорогах? Нам попалась уже известная машина. «Тонар-4525» выпущен в пяти экземплярах, и тут возникает свобода выбора. Выбор пал на стандартный вариант с 25-кубометровым кузовом, но уже с российским двигателем.

При обзоре слева информативность нижнего зеркала почти нулевая из-за горизонтальной стойки. Здесь нужна регулировка под рост водителя. Но зеркала справа на удалении двух метров просто теряются из глаз

При обзоре слева информативность нижнего зеркала почти нулевая из-за горизонтальной стойки. Здесь нужна регулировка под рост водителя. Но зеркала справа на удалении двух метров просто теряются из глаз

Клавиши управления подвеской и геометрией сиденья

В дальнобой за 10 км

Работа начинается с посадки. Для того чтобы забраться в узкую одноместную кабину, засучив рукава, нахожу почти незаметные поручни, и, использовав целый каскад ступенек, оказываюсь на рабочем месте. К своему удивлению, я не обнаружил какие-либо необычные органы управления и прочую экзотику, разве только счётчик моточасов, притаившийся в левом нижнем углу панели приборов. Напротив, если пространство сбоку увеличить примерно вдвое, то может показаться, что сидишь в кабине обычного грузовика. А так присутствует эффект «аквариума», но зато обзорность без нареканий.

Ощущение правой стенки кабины обманчиво. Работая на стандартном грузовике, водитель точно знает, что стенки кабины определяют габаритную ширину, за неё (стенку) могут выступать лишь стойки с зеркалами заднего вида. Здесь же правый зеркальный блок тоже на стойке, но далеко за правым окном! При этом надо учесть, что машина шириной три метра, и на дорогах общего пользования двигаться в рамках своей полосы приходится осторожно и захватывать часть обочины. Особенно когда на тебя летит междугородный лайнер!

На рабочем месте новой машины нашлось место не только счётчику моточасов, но и подстаканнику

В кабине всё просто и бесхитростно. Невольную улыбку у меня вызвали карнизы с фибровыми синими шторами, позволяющими скрыть от любопытных глаз манипуляции и имущество водителя на стоянке. Странно! Здесь всего лишь одно рабочее место, без каких-либо полок и пространства, как в кабине башенного крана, вытянуться и подремать здесь просто негде! Неиссякаем страх чужого подсматривания? Однако шторки имеют практическое применение. Солнечные лучи на открытой местности особенно зимой здорово утомляют, и только эти забавные занавески помогают отбить солнечные атаки.

Остальное вполне привычно: классическая информативная комбинация приборов, рулевая колонка механически регулируется по углу наклона, полностью подвесной педальный узел и кондиционер, входящий в базовую комплектацию. По правую руку обычный рычаг КП с «флажком» делителя и кран стояночного тормоза. Имеется даже специально закреплённый на панели подстаканник. Вот только плоские стёкла кабины в ясную погоду сильно бликуют, но это можно простить, так как длина плеча в этом рейсе всего около десятка километров.

Прежде, чем отправиться в карьер, стоит потренироваться на обычной грунтовке.

Подвесные педали разнесены, как на внедорожных машинах

Особенности эксплуатации

При разработке этой модели, конструкторы постарались сделать условия работы водителя самосвала такого объема максимально комфортными.

Хорошо продумана эргономика органов управления, кабина оборудована кондиционером (удобной кабиной оборудован самосвал FORD CARGO 3536D DC). Для работы в темное время суток или при неблагоприятных погодных условиях есть соответствующее электрооборудование:

  • Фары – ближний/дальний свет, противотуманные (как в модели ACTROS 4141K);
  • Передние указатели поворотов – оранжевый рассеиватель;
  • Задние фонари – трех и односекционные;
  • Стеклоочиститель – двухщеточный с программным управлением;

Одноместная кабина, выполненная из толстой листовой стали, обеспечивает дополнительную безопасность водителя. Подъем кабины осуществляется гидроцилиндром на 50° (как и в самосвале FAW CA 3250 P66K2T1E4). Вся конструкция самосвала способствует минимизации усталости водителя, а значит и повышению производительности проводимых работ в целом.

Гусеничный автокран LTR 1060 от компании Liebherr

Технологический транспорт

Передаточное отношение главной передачи задних мостов – 12,87, максимальная скорость – 41 км/ч, а в коробке у меня на выбор 9 передач! Куда мне столько?

Муки выбора сводятся к тому, что я страдаю где-то между пониженной и очень пониженной, чтобы потом переключиться на пониженную совсем… Думаю, это пока кузов пустой.

Оптика проста и бесхитростна, зато при ремонте проблем не возникнет

Однако, к моему удивлению, ситуацию принципиально не изменили несколько ковшей щебня, которыми меня щедро одарил работавший по соседству экскаватор. Одним словом, тяги просто море во всём диапазоне оборотов, а вот скорости нет никакой. Ничего не поделаешь – это технологический транспорт, ему и номеров-то полноценных не положено. Ещё нужно приспосабливаться к габаритам. Лишние полметра в ширину от привычного габарита 2,5 м, заставляют думать, что ты управляешь большой избой на колёсах. К этому добавляется сонное запаздывание рулевого механизма.

Зато у водителей дни работы жаркие, на бои похожие. Но за рулём этого самосвала они проходят в монотонном, неспешном и непрерывном темпе. Благо, на таких скоростях передать смену напарнику можно прямо на ходу, как, впрочем, и пообедать, и вздремнуть. Нет, спать на работе всё же не следует.

Даже на ровной дороге и прямой передаче хотелось подстегнуть самосвал вожжами

Трансмиссия очень короткая. Звукоизоляция – скажем так – вполне приемлемая. Пока я ездил по площадке, не смог уловить момент подхвата турбины. Однако со стороны присвист от включения турбины был слышен уже при 500–700 оборотах коленвала, отчего машина даже приобретала некоторую прыть.

Дебют внедорожного самосвала ТОНАР-7501 на угольных разрезах Кузбасса

С июля на разрезе «Шестаки» проходит испытание новый внедорожный автосамосвал ТОНАР-7501 грузоподъемностью 60 тонн. Это первый и единственный отечественный самосвал подобного класса. уже ни первый год сотрудничает с ООО МЗ «ТОНАР», так как в компании не понаслышке знают, что отечественная техника может составить достойную конкуренцию импортной карьерной технике.

Когда МЗ «ТОНАР» выпустил первый 45-тонный самосвал ТОНАР-4525 для горнодобывающей промышленности, пессимисты утверждали, что завод потерпит крах со своей идеей. Но прошло совсем немного времени, и даже ярые скептики признали, что завод выпустил простой и надежный в эксплуатации внедорожный самосвал. Сейчас спрос на технику постоянно растет, а следом растет и объем ее выпуска.

В 2020 году инженеры завода пошли дальше и спроектировали внедорожный самосвал Тонар-7501 грузоподъемностью 60 тонн и полной массой 88 тонн. Модель второго поколения объединила все наработки и новинки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения.

Кемеровская область не случайно была выбрана для испытания нового автосамосвала. Кузбасс – лидер угледобывающей отрасли страны, где подобная техника крайне востребована. ЗАО «Стройсервис» – крупнейший покупатель техники ТОНАР. Здесь уже давно работают 25 внедорожных карьерных самосвалов первого поколения грузоподъемностью 45 тонн. Техническое задание на первые машины инженеры завода составляли вместе с высокопрофессиональными специалистами ЗАО «Стройсервис». По результатам эксплуатации карьерных самосвалов ТОНАР на предприятиях ЗАО «Стройсервис» удалось усовершенствовать и внести положительные конструктивные изменения в отечественную технику.

  • При движении по прямой с загрузкой 60 тонн на 6 передаче скорость автомобиля составляет 40 км/ч; обороты ДВС 1 300 об/мин.
  • При подъеме из забоя на уклоне в 6° с грузом при скорости 10 км/ч автомобиль двигается на 2-й передаче; обороты ДВС 1800-2000 об/мин. На данном участке срабатывает гидромуфта Lock up (механическая блокировка муфты АКПП).

Технические характеристики

Технические характеристики ТОНАРА-7501 полностью соответствуют задаче, которую должна выполнять такая машина. Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Она позволяет машине иметь солидный запас грузоподъемности, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность в диапазоне от -60 ºС до +50 ºС. Такой «температурный запас» крайне важен для погодных реалий Кемеровской области.

Такая схема подвески позволяет надежно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трехкратный запас прочности.

В качестве силового агрегата на новом самосвале установлен 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л. с. (при 2 100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2 344 Н·м при 1 400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт·ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче Тонар-45252. Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.

В трансмиссии применены межколесные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 18.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,

Система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т.д.

Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъема кузова оснащен системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.

Импортозамещение – в приоритете

Поддержка государственной программы импортозамещения имеет большое значение для ЗАО «Стройсервис». Компания социально и экономически ориентирована на поддержку российской экономики прежде всего. «Стройсервис» заинтересован в том, чтобы машиностроение в России крепло и развивалось. Именно поэтому и была предоставлена возможность ООО МЗ «ТОНАР» испытать внедорожный самосвал в реальных условиях на одном из угольных карьеров компании. Благодаря техническим характеристикам, таким как небольшой расход топлива относительно техники конкурентов, использование нового 60-тонного самосвала ТОНАР-7501 позволяют значительно снизить себестоимость перевозок угля.

Сотрудничество с отечественным производителем позволит компании существенно снизить затраты на покупку карьерных самосвалов, на перевозку угля, щебня, песка и подобных грузов, что в итоге положительно скажется на конечной стоимости продукта и экономике предприятия.

ЗАО «Стройсервис» – группа предприятий, объединяющая предприятия по добыче и обогащению угля, выпуску кокса, сбыту продукции на российском рынке и на экспорт. Занимает 6-е место в РФ по добыче коксующегося угля. Общая численность работников компании – более 11 200 человек.

В корпоративном управлении ЗАО «Стройсервис» находятся:

Угледобывающие предприятия: ООО «Разрез «Березовский», ООО «Разрез Пермяковский», ООО «СП «Барзасское товарищество», АО разрез «Шестаки», ООO «Шахта N12» и 4 обогатительные фабрики;

Коксо-химический ;

Железнодорожное предприятие ООО «Беловопромжелдортранс», авторемонтное ООО «Белтранс».

ЗАО «Стройсервис» – показатели 2020 года

Объем добычи угля в 2020 году – 13,07 млн тонн (рост на 24,5% в сравнении с 2020 годом).

Потребителям отгружено 11,9 млн тонн угля, что на 21,1% больше, чем годом ранее. В том числе экспортные поставки выросли на 8% – до 3,5 млн тонн угля, реализация угля на внутреннем рынке увеличилась на 25% – до 8,4 млн тонн угля. Обогатительные фабрики компании переработали свыше 7 млн тонн угля, дробильно-сортировочные комплексы – 4 млн тонн угля (рост на 12,2%). Объем вскрышных работ увеличился на 18,5% к уровню 2020 года и превысил 220 млн кубометров.

По существующим планам в 2020 году планируется добыть 15,7 млн тонн угля.

Без узкой специализации

Представленный 45-тонный карьерный самосвал с жёсткой рамой внешне не навевал ассоциации с монополистическими в СССР знаменитыми БелАЗами и МоАЗами, хотя и у нас подобные разработки были! В активе у новой модели двухосная ведущая балансирная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы, доходящий до 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках, да и просто на обледенелых технологических дорогах – типич-ной среде обитания такой техники. И в этом «Тонар» выглядит более предпочтительным, чем белорусские БелАЗ-7540, -7547 и -7548.

Сидя на рабочем месте самосвальщика, я задумался вот о чём. Подобные машины производят малыми сериями, увидеть их на обычной дороге – что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машины изготовляют строго на заказ. А у меня редкая возможность её изучить. И что я вижу. Оказывается «малотоннажный» карьерный самосвал (67 т полной массы для «карьерника» на самом деле немного) по набору конструкторских решений похож на серийный грузовик гигантских размеров, который как будто мультивитаминов объелся… Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике. А здесь этого нет! Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Тонар-7501: груз 60 тонн взят!

На ежегодной встрече с потенциальными покупателями МЗ «Тонар» представил новый 60-тонный самосвал капотной компоновки. Машина предназначена для перевозки угля.

Новый трехосный технологический самосвал с колесной формулой 6х4 получил двухместную алюминиевую кабину на пневмоподвеске. Чтобы обеспечить дополнительный комфорт водителю, применена пневматика и в подвеске его кресла.

Тонар-7501: груз 60 тонн взят!

Силовая установка Тонар-7501 — это 15-ти литровый 6-цилиндровый дизель Cummins QSX-15 мощностью 540 л.с., агрегатированный с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison 4700 с встроенным тормозом замедлителем. Модель грузоподъемностью 60 тонн оснастили кузовом в 48 м3 и внедрили новую более мощную систему его обогрева, где часть газовых каналов изготовили из нержавеющей стали. К слову, новую систему обогрева применяют теперь и на младших версиях (например, Тонар-45251). Новинка имеет более массивную и длинную раму, а передняя ось и ведущие мосты (китайской компании Hande), рассчитаны на большую нагрузку: 17,5 и 35 тонн соответственно. Используются шины китайского производства 16,00R25. Подвеска самосвала – передняя рессорная в сочетании с пневматическими элементами, а задняя — на резиновых упругих элементах.

Тонар-7501: груз 60 тонн взят!

Уже вскоре новинка отправится в Кемеровскую область, где будет проходить ресурсные испытания на одном из угольных разрезов Кузбасса.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: