Автопарк пожарной части КрАЗа пополнился автомобилем порошкового тушения


Конструктивные особенности ПА на шасси КамАЗ

Благодаря широкому модельному ряду производитель может предложить МЧС автомобили различных категорий, адаптировав их под конкретные условия эксплуатации. Самыми популярными на сегодняшний момент считаются пожарные автомобили на шасси КамАЗ 43118 и 43253, которые оборудуют под автоцистерны. Можно выделить следующие преимущества этой марки:

  • широкий диапазон колесной базы, полноприводные и переднеприводные варианты;
  • увеличенная грузоподъемность в пределах 7-30 тонн;
  • вариативная длина рамы от 470 до 810 см;
  • комплектация высокоэкономичными двигателями мощностью 180-400 л.с.;
  • установка цистерны емкостью 3-12 тонн;
  • увеличенный пенобак 180-600 литров;
  • большой вес машины 14-24 тонны.

Основу ПТВ пожарного автомобиля КамАЗ составляет насос. На машины этой марки чаще всего устанавливают НЦПН 40/100 или НЦПК 40/100-4/400. В зависимости от вида автомобиля в комплект входит телескопическая лестница. Ручной пожарный инструмент и инвентарь хранится в отдельных отсеках за «шторными» или панельными дверьми.

КрАЗы ИЗ СССР

История Кременчугского автозавода началась в 1930-е годы, когда в Полтавской области развернулось строительство авиазавода. Но начавшаяся война не позволила реализовать задуманного и осенью 1945-го на этой площадке приступили к возведению завода мостовых конструкций. Но и в этом качестве предприятие просуществовало недолго.

В 1956-м завод полностью перепрофилировали, нацелив его сначала на выпуск сельскохозяйственных комбайнов, а через два года – большегрузных автомобилей. При этом основное оборудование и оснастку перевезли с ярославского автозавода, оставив за ЯАЗом лишь изготовление силовых установок (двигателей).

В апреле 1959 года собрали первые два самосвала КрАЗ-222, использовав ярославские детали кузова, но рамы изготовили в Кременчуге. Именно эти машины в 1959 году начали перекрывать реку Днепр при строительстве Кременчугской ГЭС.

Бортовые КрАЗы с деревянной кабиной, обшитой стальным листом, а по сути ЯАЗ-214 с ведущими задними колесами, но со своим капотом, завод выпускал восемь лет под обозначением КрАЗ-214Б.

В 1967 году кременчугские автомобилестроители освоили выпуск полноприводного варианта машины трехосного вездехода КрАЗ-255Б. Внешне он мало чем отличался от предшественника, разве что широкопрофильными шинами.

Предшественник КрАЗа грузовик Ярославского автозавода ЯАЗ-214

Но если заглянуть под капот, то там можно было обнаружить новый силовой агрегат с V-образным четырехтактным восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ-238. При этом машина словно преобразилась. На 15 км/ч возросла скорость, а сократившийся со 120 до 70 литров на 100 километров расход топлива снизил себестоимость грузоперевозок и повысил дальность хода. На полтонны возросла грузоподъемность и улучшилась проходимость автомобиля.

Кроме этого на машине внедрили централизованную систему регулирования давления шин. Например, снизив давление в шинах с 3,8 до 1 атмосферы, автомобиль мог двигаться по глубокому снегу или пустыни.

На базе КрАЗ-255Б был создан седельный тягач КрАЗ-255В, предназначенный для буксировки полуприцепов массой до 26 тонн, преимущественно военной техники.

Полноприводной КрАЗ-256

Войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-256Б1

Понтонно-мостовой парк на базе КрАЗ-255

Затем в 1969 году появился лесовоз КрАЗ-255Л, единственный полноприводной грузовик Кременчугского автозавода, предназначенный только для народного хозяйства страны. С прицепом-роспуском марки ТМ3-803 производства Тавдинского машиностроительного завода лесовоз перевозит до 40 м3 кругляка.

В том же 1969 году создали, правда, лишь опытный экземпляр КрАЗ-255БС для северян. На шасси КрАЗ-255 были созданы автоцистерна с объемом около 8000 л для перевозки топлива и тяжелый карьерный самосвал КрАЗ-256Б, выпускавшийся с 1965 по 1977 год. В основном он эксплуатировался в карьерах, а также на дорогах первой и второй категории, которые могли выдержать осевую нагрузку до десяти тонн. Самосвал оснастили пятиступенчатой механической трансмиссией, двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.

КрАЗ-256Б имел переднюю подвеску на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами, а заднюю балансирную конструкцию – на паре полуэллиптических рессор.

Тормозная система грузовика – барабанная механическая, стояночный тормоз – трансмиссионный с механическим приводом. Он был установлен на валу раздаточной коробки и воздействовал на задний привод.

Из дополнительного оборудования стоит отметить предпусковой подогреватель силового агрегата.

На автомобиль устанавливался кузов ковшевого типа, разгружавшийся назад с помощью двухцилиндровой гидравлической приводной системы.

КРАЗ 256Б1-030

В 1986 году был создан КрАЗ-256Б1-030 для перевозки радиационных отходов и радиоактивного мусора с территории Чернобыльской АЭС. Его отличием стала одноместная герметизированная кабина в виде капсулы с биологической защитой из свинца.

Самосвал со свинцовой кабиной-капсулой КрАЗ 256Б1-030, созданный для работы на Чернобыльской АЭС

Всего построили 18 машин этого типа. Все они после ликвидации последствий аварии были захоронены в одном из могильников, созданных на территории 30-километровой зоны отчуждения вокруг станции.

КРАЗ-257

С 1965 года в Кременчуге выпускали также бортовой КрАЗ-257. Как и предшественники, он имел трехместную деревянную кабину с металлической обшивкой, но ведущими были только задние мосты.

Большое распространение получили аэродромные топливозаправщики ТЦ-22 на шасси КрАЗ-258.

Не секрет, что КрАЗ создавался, прежде всего, для вооруженных сил, став базовым автомобилем для армейских инженерных служб. Спецмашины изготавливались в основном на базе КрАЗ-255Б. В частности, он стал основой понтонно-мостового парка (ПМП) и его модификации – ПМП-М. На базе КрАЗ-255 созданы пожарные краны и тягачи.

Для транспортировки зенитных ракет 9М82 и 9М83 предназначена транспортная машина 9Т82, представляющая собой автопоезд из седельного тягача КрАЗ-260В с полуприцепом МАЗ-938Б, дополненных оборудованием для установки и крепления перевозимых изделий. При этом масса машины, загруженной двумя изделиями 9М83, достигает 28 105 кг. По дорогам с асфальтовым покрытием она может передвигаться со скоростью до 75 км/ч, а по пересеченной местности 15 км/ч. Максимальный угол подъема не более 18 градусов, глубина преодолеваемого брода -1,2 м, расход топлива при скорости 50 км/ч – 48 л, а запас хода – 700 км.

Топливозаправщик ТЦ-22М на шасси КрАЗ-256Б

Северокорейская транспортно-пусковая установка зенитно-ракетной системы С-125 на шасси КрАЗ-256

Машина техпомощи

Автоцистерна для перевозки сжиженного пропана

Пожарный автомобиль на шасси КрАЗ-255Б

В вооруженных силах государств-союзников СССР на базе 255-го создавались боевые комплексы. Так, в Анголе на шасси КрАЗ-225Б были построены суррогатные бронетранспортеры, на Кубе грузовик был адаптирован под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной. А после развала Советского Союза на самостийной Украине «воспаленная инженерная мысль» создала на базе КрАЗ-6443 броневики для борьбы, прежде всего, с собственным народом.

КрАЗы можно было встретить почти в 50 странах. В вооруженных силах Северной Кореи, после удлинения рамы грузовика, на его шасси устанавливался пусковой комплекс ЗРК С-125 «Печора». Более того, в КНДР освоили производство машины под местным обозначением «Чачжоу».

В Анголе часть машин превратили в бронетранспортеры, а на Кубе их приспособили под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной.

Сегодня еще немало КрАЗов колесит по дорогам, которые делает дорожная компания СпецДорСтрой, что свидетельствует об их долголетии. Чаще всего они встречаются в Польше и Германии. После перехода вооруженных сил этих стран на технику НАТО военные КрАЗы продали частным лицам и компаниям, превратившим их в эвакуаторы автомобилей, в «автобусы» для туристов, путешествующих по горной местности. Участвуют они и в различных автошоу.

Пик выпуска автомобилей пришелся на 1981 год, когда завод в Кременчуге изготовил 5591 КрАЗ. Всего же за все время производства с конвейера Кременчугского автомобильного завода сошло 197 155 грузовиков этого семейства. Из них около 40% поставили военным.

В отличие от большинства советских грузовиков того времени, КрАЗ получил довольно широкую цветовую гамму, хотя вначале все машины окрашивались в защитный цвет. Правда, автомобили, поставлявшиеся в страны Азии и Африки, по требованию заказчика окрашивались в песочный цвет.

После развала Советского Союза последние модели КрАЗа выпускались еще около двух лет и в 1993 году машину сняли с производства.

Основные данные автомобилей Кременчугского автозавода

Н. ВАСИЛЬЕВ

Рекомендуем почитать

  • КОПЬЯ Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса…
  • Принцип работы сепаратора для дизельного топлива Сепаратор для дизельного топлива позволяет снизить содержание всех наиболее распространенных загрязнителей до безопасной допустимой концентрации. Улучшение эксплуатационных характеристик и…

Пожарный автомобиль КамАЗ 43118

На базе этой модели разработано четыре разновидности АЦ, различающихся между собой ТТХ и объемом бака:

  • АЦ 6.0/40-70;
  • АЦ 7.0/40;
  • АЦ 8.0/40;
  • АЦ 9.0/40.

Все они используются для доставки боевого расчета и веществ для тушения огня. Как самостоятельные транспортные единицы машины могут применяться для перекачки воды из одной цистерны в другую. По техническим характеристикам пожарный автомобиль КамАЗ 43118 отвечает требованиям, предъявляемым к машинам, относящимся к ПА целевого применения. Эта модель оборудована двигателем мощностью 221 л.с. и способна развивать скорость 90 км/ч. Плюсом считается эксплуатация в районах умеренного климата в температурном диапазоне -45…+40°С.

Особенность модификации 43118 – расположение насоса в задней части транспортного средства. Номинальное расстояние, на которое при помощи насоса выталкивается вода – 100 метров. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали и дополнительно утеплены. Отсек для насоса с обогревом от дизельного отопителя. Благодаря таким конструктивным решениям эту разновидность КамАЗа можно включить в число стартовых пожарных аэродромных автомобилей.

Кабина большинства машин на 43118-й базе сдвоенная, рассчитана на 7 человек, одного водителя и шестерых бойцов. Комплектация версии АЦ 9.0/40 предполагает одинарную кабину. Кузов модульного типа, состоит из трех частей: отдела для ПТВ, цистерны для воды, отсека для ПТВ и насоса.

ТТХ пожарных автомобилей КамАЗ 43118 с колесной формулой 6×6

Популярные модели

Модельный ряд машин, выпускаемых КамАЗом для тушения пожаров, обширный. В нем присутствуют модели, которыми укомплектовано большинство пожарных расчетов, обеспечивающих безопасность жилья соотечественников. Есть предназначенные для выполнения задач на крупных промпредприятиях, на объектах повышенной опасности, в аэропортах.

КамАЗ-43118

Пожарные автомобили КамАЗ-43118 самые востребованные среди потребителей. Их назначение — оперативно доставить к месту пожара боевой расчет (6 человек с водителем) и огнетушащие вещества. Машины имеют колесную формулу 6х6, представлены 3 комплектациями, отличающимися объемом автоцистерн для воды:

  • марка 6,0-40 (24АВР) емкостью 6 м³ (базовая машина);
  • 7,0-70 (62ВР) — 7;
  • 8,0-40 (24ВР) — 8;
  • 9,0-40 — 9.

  1. Силовым агрегатом мощностью 221 л. с., обеспечивающим скорость передвижения — 90 км/ч.
  2. Пожарным насосом НЦПН-70/100 с АВС01Э. Он размещен в задней части, имеет производительность 70 л/с, способен выдавать мощную струю воды на расстояние 100 м.
  3. Цистерной и баком для пенообразователя (500 л), изготовленными из нержавейки и покрытыми слоем утеплителя. Они по бокам защищены алюминиевыми листами.
  4. Просторной кабиной боевого расчета из морозостойкого пластика.

КамАЗ-43253

На базе КамАЗ-43253 выпускается 2 модели пожарных машин с 1 и 2 кабинами, в которых размещается водитель и, соответственно, 2 и 6 членов расчета. Обе имеют колесную формулу — 4х2, используются в небольших населенных пунктах, на промышленных предприятиях. Оборудованы цистернами 40/4 и 40/5, вмещающими 4 и 5 м³ воды, и баками для пенообразователя на 400 и 420 л.

  • габариты — 7,70х2,50х3,45 и 7,70х2,50х3,20 м;
  • вес — 15,50 и 14,65 т;
  • дизельные моторы мощностью 176 кВт;
  • максимальную скорость передвижения — 80 и 90 км/ч;
  • насосы марки Розенбауэр NH-30 с напором 100 м, способные за секунду подавать 40 л воды;
  • 348 м напорных рукавов;
  • 2 лафетных ствола для подачи воды и пены, 6 ручных.

КамАЗ-5387

КамАЗ-5387 пожарный — полноприводный, с повышенной проходимостью, колесной формулой 4х4. Имеет габариты 7,40х2,53х3,50 м. Отличается:

  • маневренностью, позволяющей работать в плотной застройке;
  • новым насосом с большей производительностью;
  • возможностью установки рукавной катушки со шлангом длиной 80 м;
  • насосным отсеком, который закрывается откидной дверью, служащей защитным козырьком для оператора.
  • 3200-литровой цистерной для воды;
  • 200-литровым баком под пенообразователь;
  • стационарным лафетом с поворотом по горизонту на 225°, по вертикали — 65°;
  • лебедкой с тросом длиной 25 м, с 6-тонным усилием тяги;
  • осветительной телескопической мачтой;
  • двигателем CUMMINS 6ISLe — C340 (Евро-4) на 328 л. с.

КамАЗ-65115

На шасси создано 2 пожарные машины:

  1. АП-5, предназначенная для порошкового тушения. Используется при пожарах на газовых фонтанах, при возгорании легковоспламеняющихся жидкостей. Ее ТТХ: Общий вес — 18,3 т.
  2. Боевой расчет (включая водителя) — 3 человека.
  3. Габариты — 8,60х2,50х3,60 м.
  4. Огнетушащий порошок — П-2АП, ПСБ-3 массой 5 т.
  5. Рабочий газ — азот, воздух.
  6. 1 лафетный ствол с дальностью струи до 34 м.
  7. 2 ручных порошковых ствола с дальностью струи — 15 м.
  8. Ручное управление.
  9. Возможность поворота ствола влево/вправо на 90°, вниз/вверх на -10…+45°.
  • АЛ-50 КамАЗ-65115. Это автолестница которую, как и АЛ 30, используют при тушении пожаров и эвакуации людей, но с объектов высотой до 50 м. У агрегата:
      Дизельный двигатель (280 л. с.).
  • Скорость передвижения — 80 км/ч.
  • Вылет стрелы — 20 м (она оборудована люлькой).
  • Круговой поворот стрелы.
  • Грузоподъемность люльки — 100 кг.
  • Масса — 22,0 т.
  • Габариты — 11,50х2,50х3,45.
  • Стоимость пожарных машин — 9,57-21,71 млн рублей. Имеется рынок подержанных агрегатов, которые можно купить по цене от 3,9 млн рублей.

    Автоцистерна КамАЗ-43253

    Техника для выезда по вызову в черте населенного пункта или на промышленное предприятие. Самая популярная модель этой модификации шасси – АЦ 5.0/40-22ВР с модульной кабиной. Машина представляет собой самостоятельную боевую единицу с забором ОТВ из бака пенообразователя или с забором воды из водоисточника, другого резервуара или водопроводной сети. Также эта модель может выполнять функцию перекачки воды из удаленного от места возгорания источника.

    Колесная формула машины 4×2 не предполагает эксплуатацию в сложных дорожных условиях, но при этом показывает отличную мобильность при преодолении узких проездов и разворотов. Плюсом этой модели, в отличие от 43118, стал увеличенный бак для пенообразователя, объем которого составляет 420 литров.

    Основная цистерна для воды рассчитана на 5 м3, производительность же насоса составляет 40 л/с. В базовой версии АЦ 5.0/40-22ВР укомплектована насосной установкой типа ПН-40УВ, но возможно использование и других моделей: НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100, НПЦ-60/100, НЦПЦ-70/100. Работа насоса осуществляется от центрального двигателя через карданную передачу и коробку отбора мощности. ПТВ размещается в специальных отсеках и на крыше кузова. Лафетный ствол монтируется сверху цистерны.

    Двигатель дизель, номинальная мощность, кВт176
    Боевой расчет3+2
    Цистерна, л5000
    Объем пенобака, л420
    НасосПН-40УВ
    Производительность, л/с40
    Напор, м100
    Количество напорных патрубков, шт.2
    Диаметр напорных патрубков, мм80
    Скорость, км/ч80
    Габариты, м7.8×2.5×3.1

    Кроме АЦ 5.0/40-22ВР на шасси 43253 выпускают автоцистерны АЦ 4.0-40. Объем резервуара для воды у них составляет 4000 литров.

    Машины на шасси КамАЗ-65111

    База 65111 стала основой для производства габаритных пожарных автомобилей. Это модели 7.0/40-70, 7.5-40 65ВР и 8.0-40. В зависимости от модификации машины комплектуются насосами типа НПЦ-40/100 с АВС-01Э, НЦПН-40/100, ПН-40УВ, НПЦ-60/100 и НЦПН-70/100. Автомобили работают на дизеле. Колесная база – 6×6.

    Кабина для боевого расчета у пожарных КамАЗов модульного типа, рассчитана для доставки 6 человек и водителя. Вместимость цистерны для воды варьируется в зависимости от модели, минимум это 7000 литров. Водяной резервуар поставлен на раму поперечно. Для предупреждения раскачивания бака предусмотрен демпфирующий элемент и волнолом. Последний делит цистерну на сообщающиеся резервуары по 1500 литров каждый. Вместимость пенобака – 480 литров независимо от модификации. Все резервуары отапливаются, благодаря чему эксплуатация автомобиля не зависит от погодных условий.

    Отделения для ПТВ расположены вдоль насосного отсека и между цистерной и кабиной. Дверцы у них шторного типа. Для осуществления быстрого развертывания предусмотрены откидные ступени. Каждое отделение с индивидуальной подсветкой.

    Лафетный ствол типа ЛС-С20 или С40 монтируется на крыше кабины. Сверху надстройки предусмотрена осветительная мачта, работающая в температурном диапазоне -50…+50°С. В базовой комплектации предусмотрена трехколенная лестница, расположенная посередине крыши надстройки.

    Шасси 65111 стало базой для производства пожарной автоцистерны АЦ 8.0-90. Она используется для выезда в места на значительном удалении от водоисточника или с затрудненными подъездами к нему. Также такой автомобиль востребован при тушении пожаров на объектах нефтехимической промышленности.

    Колесная формула6×6
    Боевой расчет4+2
    ДвигательДизельный
    Мощность двигателя, кВт268
    Цистерна, л8000
    Пенобак, л500
    Производительность насоса, л/мин5500
    Длина рукава, м60
    Тип лафетного стволаRM25C
    Производительность струи, л/с6
    Напор, м70

    Преимуществом всех пожарных автомобилей на базе КамАЗ считается высокая проходимость по бездорожью и возможность комплектации объемным баком для воды. Небольшие габариты машин позволяют им маневрировать в городской застройке, а повышенная грузоподъемность – подбирать полный комплект ПТВ и размещать дополнительную кабину для боевого расчета.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: