МАЗ показал школьный автобус: машину ждут в Беларуси и активно продвигают в России


технические характеристики, фото и отзывы

МАЗ-241 – это автобус белорусского производства для городского пользования, который используется для перевозок пассажиров на маршрутах средней категории загруженности. Модификация предназначена для внутреннего пользования, междугородних поездок, туристических передвижений и персональных выездных заказов.

Общие сведения

На автобусе установлен дизельный силовой агрегат Cummins ISF3.8 S с четырьмя цилиндрами. Двигатель отвечает требованиям экологического стандарта на уровне «Евро-4», оснащен шестиступенчатой механической коробкой передач. На каждой зависимой пневматической подвеске с парой баллонов имеется два телескопических амортизационных элемента.

Автобус МАЗ-241 оборудован тормозным блоком с защитой от пробуксовки и блокировки. Оснащение индивидуальными обдувочными панельными приборами, вентиляторами, зафиксированными на потолочной части крыши и в люке транспортного средства, способствует созданию максимально приемлемых климатических условий.

К объективным плюсам автобуса МАЗ-241 относится панорамное остекление, которое гарантирует прекрасный обзор, а также модернизированная приборная панель и удобная система размещения багажных отделений. Для запасного колеса оборудован специальный закрытый отсек, защищенный снизу. Дополнительно легкость извлечения запаски обеспечивает практичный роликовый механизм. Вместимость автобуса составляет 36 человек, сидячих мест при этом в нем насчитывается 22 штуки.

Основные технические характеристики

Ниже приведены главные конструктивные особенности и технические показатели, которыми обладает автобус МАЗ- 555102-241:

  • Максимальный показатель скорости (км/ч) – 105.
  • Наружный поворотный радиус (м) – 9.
  • База колесная (м) – 3,84.
  • Длина/ширина/высота (м) – 6,79/2,55/2,94.
  • Тип и размер шин – 245/70R19,5”.
  • Система тормозов – дисковый узел с АБС, задние элементы – барабанного типа, имеется вентиляция.
  • Мосты: ведущий передний оснащен центральным редуктором конического типа, задний – стандартный.
  • Подвеска: спереди – пневматика с парой баллонов, посредине – зависимые рессоры, задняя часть – баллонного типа с двумя телескопами.
  • КПП – механика, шесть ступеней (Feast Gear 6j70T).
  • Силовая установка – Cummins ISF,8S (EURO-4).

Кроме того, автобус оснащен багажным отделом объемом 0,7 куб. метра и топливным баком вместимостью 190 литров.

Прочие данные

МАЗ-241, технические характеристики основного плана которого представлены выше, имеет такие дополнительные показатели:

  • Максимальная нагрузка, выдерживаемая передней/средней/задней осью (т) – 4,1/5,2/5,3.
  • Предусмотренная пассажировместимость (сидя/стоя) – 22/35 человек.
  • Колея передняя/задняя (м) – 2,1/1,9.
  • Клиренс (см) – 14,2.
  • Крутящий момент мотора – 1300-1700 оборотов в минуту.
  • Охлаждение – жидкостное.
  • Наличие турбонаддува – есть.
  • Объем силовой установки (куб. см) – 3760.
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17,2.
  • Особенности двигателя – поршневой агрегат расположен рядно, работает на дизельном топливе, имеет инжекторную систему впрыска.

Салонное оснащение

Транспортное средство малой категории МАЗ-241 предназначено для различного типа пассажирских перевозок. Машина имеет длину 6800 мм, оборудована 22 комфортабельными сиденьями.

Основная вентиляция в салоне производится через люк, открывающиеся форточки, а также принудительно с использованием вентиляторов. Чтобы поддерживать соответствующие микроклиматические условия, внедрена конструкция распределенной персональной вентиляции для пассажиров.

Кресло для водителя регулируется в нескольких позициях, имеет память положений для разных шоферов. Обновленная панель управления соответствует эргономическим и дизайнерским требованиям современности. Колонка рулевого управления представляет собой проработанную конструкцию, предотвращающую возможность получения травмы в нестандартной ситуации.

Что стоит отметить?

Автобус МАЗ-241, фото которого представлено ниже, обладает рядом преимуществ по сравнению с аналогичными моделями.

Эта модификация изготовлена в компактном исполнении, кроме того, разработана удлиненная версия. В транспортном средстве имеется значительная площадь остекления пассажирского салона, есть сферическое лобовое стекло. Обзорность, как отмечают в своих отзывах владельцы этой техники, отвечает основному предназначению техники, а именно обслуживанию туристических коллективов при осмотре разных достопримечательностей. Машина имеет внушительную ширину. Гармонично дополняют общую картину основная гомофокальная оптика и задние мультикомпонентные световые элементы.

Входная дверца — в единственном числе, через нее заходят водитель и пассажиры. Плохо это или хорошо, однозначно ответить сложно. Интерьер салона оформлен в светлых тонах, что создает впечатление простора и комфорта.

Комфортабельные пассажирские сидения изготовлены немецкой компанией Vogel Sitze. Кресла размещены по классическому варианту, не считая первого одиночного сидения (для экскурсовода или кондуктора). Оно развернуто под прямым углом к остальным пассажирам и обращено к водителю.

Комплектационные варианты

Модельная линейка автобусов МАЗ-241 содержит различные комплектации, которые обозначаются посредством добавления некоторых символов после общего названия транспортного средства. Далее рассмотрим краткие характеристики каждой из модификаций.

Вариация МАЗ-241030 оснащена мотором Cummins мощностью 170 конских сил, автоматическим трансмиссионным блоком от Fast Gear с коробкой передач на шесть ступеней.

Автобус под индексом 241S30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы путешествие в подобном транспортном средстве было действительно удобным как для пассажиров, так и для водителя.

Сравнение с ближайшим конкурентом

Если сравнить автобусы МАЗ-241 и ПАЗ-320412, можно отметить, что эти машины имеют значительные различия. Белорусская модель имеет мягкий ход, у нее несущий кузов, а ПАЗ прост и надежен, но менее комфортабелен.

По своим габаритным показателям МАЗ можно сравнить с самой маленькой «пазовской» моделью. Представленный вариант кузова по внутреннему оснащению пока не тянет на междугороднюю машину. Кроме того, в ПАЗе подвеска без пневмоэлементов. Определяющим моментом в выборе основного конкурента для сравнительного тест-драйва стало схожее внутреннее оформление.

МАЗ имеет более современный дизайн. Это касается как экстерьера, так и внутреннего оснащения. Выразительная поясная линия из пластика, панорамное лобовое стекло, специфическое остекление аквариумного типа – все это удачные решения разработчиков, прекрасно внедренные в рассматриваемом автобусе. При первом взгляде складывается впечатление, что машина слегка сплюснута в верхней части. Подобный эффект достигается за счет пропорций автобуса. Его ширина – 2,55 м, при этом он имеет низкую посадку несущего кузовного элемента, высота которого составляет всего 2,78 м.

Заключение

Покупатели высоко оценили автобус МАЗ-241. Отзывы свидетельствуют, что «малыш» получился на славу. Это доказывает тот факт, что отечественные дизайнеры и конструкторы вполне способны создавать и качественные, и красивые машины. Все элементы экстерьера и внутреннего оснащения этого автобуса выполнены практично, с учетом удобства и эргономики.

Данное транспортное средство широко используется на постсоветском пространстве — как внутри регионов, так для междугородних перевозок и в корпоративном сегменте.

fb.ru

История создания и подробное описание

В 2020 году появился новый автобус среднего класса МАЗ-257. Изначально он был рожден «школьником», и только в 2020 Минский автозавод окончательно созрел для серийного выпуска пригородной модификации этой машины. Почему так долго 257-й шел в люди?

Очевидно, были сомнения – отчасти поэтому запуск пригородной версии и не форсировали. Однако в конечном счете главную роль сыграло обстоятельство, что спрос на автобус такого класса на рынке есть. Потребитель заинтересован в более современном аналоге снятого с производства в 2013 году МАЗ-256.

Автобус МАЗ-256. Фото Википедия

Конечно, у МАЗ-256, ставшего первым серийным автобусом Минского автозавода для пригородных перевозок в среднем классе, было достаточно критиков. Жаловались и на повышенный шум в салоне от мотора (плюс сильные вибрации на холостых), и слишком высокий уровень пола (пожилым людям сложно подниматься); говорили, что и управляемость у него не самая лучшая из-за высокого центра масс, и подвески рессорные якобы жестковаты.

Большинство «претензий» – из-за особенностей конструкции. МАЗ-256 был создан на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 «Зубренок» и при рождении оснащен «тракторным» двигателем ММЗ Д-245.30E2 (позже появился Deutz Евро-3), что обеспечивало автобусу известные конкурентные преимущества: доступную цену, высокую ремонтопригодность и неприхотливость. Среди других достоинств этой модели – полностью пластиковая облицовка кузова; просторный и светлый салон; комфортное (для своего времени) рабочее место водителя с доступом через отдельную дверь.

По итогу за время серийного производства с 2005 по 2012 год МАЗ-256 разошелся тиражом более 3 тыс. единиц – автобусы выпускались в вариантах для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. При этом в дальнее зарубежье таких машин было продано порядка 900 штук. Все это дает основания автозаводцам считать 256-ю модель одной из самых успешных. Тем не менее войну с «пазиками» этот МАЗ проиграл.

Продолжить пригородную тему было суждено модели МАЗ-241, хотя изначально она и нацеливалась на другой сегмент (или скорее небольшую нишу) рынка. Это был автобус уже более высокого класса: с несущим кузовом, пневматической подвеской, продвинутой эргономикой и улучшенной отделкой салона – расчет на клиентов, готовых платить за комфорт больше. Однако на деле таких покупателей оказалось не так много (возможно, просто сказался очередной экономический кризис), и эффектному МАЗ-241, создававшемуся в первую очередь для корпоративных и междугородных перевозок, пришлось осваивать пригород, а также записываться в «школьники».

Однако для новой работы компактный 241-й оказался не так хорош. Самый простой 7-метровый ПАЗ берет людей больше, а стоит меньше. Что выберет коммерческий перевозчик?

Школьная тема также не вывезла: на селе началось укрупнение классов – 22 мест стало не хватать. И хотя конструкторы говорили о том, что в базовой модели были заложены резервы дальнейшего развития модификаций с увеличенной длиной и пассажировместимостью, от выпуска МАЗ-241 было решено отказаться. В производстве эта модель продержалась всего шесть лет – с 2013 по 2018 год.

Автобус МАЗ-241. Фото МАЗ

Но еще задолго до того, как стало понятно, что МАЗ-241 сойдет с дистанции, конструкторы Минского автозавода стали разрабатывать преемника 256-й модели: почувствовали, что потребность в подобной машине существует. Решили вернуться и к той же проверенной схеме – в качестве базы использовать шасси серийного среднетоннажного грузовика. Правда, проектирование начали со школьной версии – ее создание на МАЗе считали первоочередным, так как на автобусы для перевозки детей уже был заказчик (Банк развития Республики Беларусь объявил о начале реализации программы «Школьный автобус»).

О разработке автобуса новой модели стало известно в 2020 году, а в феврале 2017-го Минский автозавод официально представил школьную модификацию модели МАЗ-257S30, рассчитанный на перевозку 31 пассажира – 29 детей и двух взрослых сопровождающих.

Основная задача перед проектировщиками стояла такая: сделать автобус безопасным. Но при этом он также должен был вписаться в определенные ценовые рамки, по максимуму использовать отечественные комплектующие, быть ремонтопригодным (даже где-то в ущерб дизайну) и достаточно комфортным.

В итоге за основу для новой модели взяли шасси среднетоннажного грузового автомобиля МАЗ-4371. С учетом другой колесной базы у автобуса было принято решение создать для него оригинальную раму с заимствованием некоторым элементов. Рама клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного профиля с переменным сечением, соединенных шестью поперечинами. Лонжероны рамы изготовлены из полосовой низколегированной стали толщиной 6 мм.

Высокий клиренс (200 мм.) и рессорная подвеска, доставшиеся в наследство от грузовика, позволяют новому автобусу свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и не бояться ни гравия, ни песка, ни луж, ни снежных переметов.

Кузов автобуса смонтирован на кронштейны шасси и представляет собой каркас, сваренный из стальных спецпрофилей и прямоугольных труб. Облицовка кузова выполнена по бесштамповой технологии с применением оцинкованного стального листа и стеклопластиковых панелей. Крыша облицована оцинкованным стальным листом, который по контуру приварен контактной сваркой к трубам каркаса, а в остальных местах приклеен. Передний (задний) буфер с интегрированными противотуманными фарами (фонарями и световозвращателями) – стеклопластиковый съемный, закреплен на кронштейнах к раме болтами. При этом у МАЗ-257 вновь появилась отдельная водительская дверь.

Школьный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Новый школьный спецавтобус успешно прошел необходимые испытания (в том числе и на боковое опрокидывание) – они показали, что MАЗ-257S30 соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы.

Оснащение МАЗ-257S30 получил согласно своему статусу: детские кресла с четырехточечными ремнями безопасности; над креслами – багажные полки для школьных рюкзаков; в дверях – выдвижные дополнительные ступеньки для облегчения входа в салон. Кроме того, автобус оборудован мультимедийной системой (чтобы было чем развлечь детей в дороге) и внешней громкой связью.

Уже на презентации школьного МАЗ-257 было видно, что эта машина может заинтересовать и более широкий круг потребителей, в том числе и тех, кто занимается коммерческими перевозками. Однако на разработку первой «гражданской» версии у МАЗа по разным причинам ушло почти два года.

Пригородная модификация получила индекс 257030. Внешние отличия от школьной модификации минимальны. На заводе решили в дизайне ничего не менять, посчитав, что для загородных (читай – сельских) дорог красота не главное. Опять же бюджет – создание «гражданской» версии шло в его жестких рамках. Да и эксплуатация полусотни школьных моделей, выпущенных за это время, подтвердила правильность большинства конструкторских и дизайнерских решений.

Но вернемся к сравнению 257S30 и 257030. Самое первое, что бросается в глаза при беглом осмотре (если не считать отсутствия проблескового маячка на крыше и надписей «Дети»), – иное расположение ступенек под дверью водителя. Теперь на рабочее место попасть проще.

Еще одно отличие – на 257030 устанавливаются пассажирские двери другого типа. На школьной модификации они поворотные, как на городских автобусах. Пригородная версия оснащена прислонно-сдвижными дверями (как на МАЗ-256), которые обеспечивают, безусловно, лучшую защиту от проникновения пыли в салон.

Оснащается МАЗ-257030 и кондиционером, который школьной версии не положен. Тем не менее конструкторами сохранены и все форточки в больших оконных проемах.

Еще одна особенность МАЗ 257030 – система отопления на электромагнитных клапанах. Водителю теперь не нужно выходить из кабины и двигать краны руками. Правда, расход топлива на отопление стал немного больше. Зато в автобусе тепло и комфортно.

Пригородный автобус МАЗ-257. Фото МАЗ

Компоновка салона на пригородной версии не претерпела изменений: за исключением того, что детские сиденья с четырехточечными ремнями безопасности заменили на «взрослые» с поясными, сидячих мест по-прежнему 31.

Общая вместимость автобуса. Вот тут, пожалуй, неожиданность: стоячих пассажиров этой модели перевозить как бы не положено. Дело в том, что при почти одинаковой полной массе у 257-й и 256-й моделей (соответственно 10.300 и 10.200 кг.) снаряженная масса нового автобуса почти на тонну больше (8030 и 7150 кг. соответственно) – такую дань пришлось заплатить за более высокую безопасность, заложенную в конструкции еще школьной версии. И получается, что задний мост у новой модели, рассчитанный на нагрузку 6300 кг. (на МАЗ 256200/270 – 6220), работает почти на пределе уже с 31 пассажиром в салоне. Впрочем, заводские конструкторы раскрыли нам небольшой секрет: в перспективе появится и более грузоподъемная модификация автобуса – мост для нее уже разрабатывается. Вот на ней можно будет перевозить еще и стоячих пассажиров.

Двигатель на МАЗ-257030 такой же, как на школьной модификации, – 168-сильный дизель Cummins ISF 3.8s 5168 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, оснащенный системой нейтрализации выхлопных газов SCR и отвечающий нормам Евро-5. Объем топливного бака – 190 л. Объем бака для жидкости AdBlue – 16 л. В систему выпуска отработавших газов встроен моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой и выключением подачи топлива. Моторный отсек облицован изнутри тепло-шумоизоляционными материалами.

Коробка передач – механическая 6-ступенчатая Fast Gear 6J70T. Максимальная кинематическая скорость МАЗ-257030 – 105 км/ч. Однако электроникой она ограничена до 85 км/ч.

Подвески на пригородном автобусе спереди и сзади – зависимые рессорные (задняя – с подрессорниками), с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости.

Рабочее место водителя частично отделено от пассажирского салона – за водительским сиденьем установлена высокая формованная панель из пластика. На ее внутренней стороне – небольшое углубление и стационарные металлические плечики, на которые можно повесить верхнюю одежду.

Панель приборов в автобусе МАЗ-257. Фото МАЗ

Щиток приборов с тахометром, спидометром, указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, давления воздуха в контурах пневмосистемы, уровня топлива в баке, напряжения в электросети и контрольными лампами.

Сиденье водителя – на пневмоподвеске, имеет регулировки подушки по высоте, продольному положению, углу наклона и дополнительную регулировку спинки по углу наклона. Вентиляция рабочего места осуществляется через форточку окна двери или фронтальным отопителем.

Ветровое стекло – травмобезопасное, трехслойное, безбликовое. Наружные боковые зеркала заднего вида – с обогревом. Предусмотрены противосолнечные шторки, верхний бокс для личных вещей, фонарь освещения рабочего места водителя.

Рулевая колонка травмобезопасная, регулируется по углу наклона и высоте, с противоугонным устройством; рулевой механизм – интегрального типа; гидроусилитель.

Система тормозов – пневматическая двухконтурная, с раздельным приводом тормозов передней оси и ведущего моста, с ABS и ASR. Тормозные механизмы – колодочные барабанного типа. Автобус оборудован рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом.

В число приборов наружной светотехники входят противотуманные фары и задние фонари; фары ближнего света; фары дальнего света; комплект указателей поворотов; габаритные фонари; стоп-сигналы; фонари заднего хода; устройство освещения номерного знака.

В базовую комплектацию входят:

  • независимый жидкостный подогреватель двигателя (30-32 кВт);
  • отечественные шины 245/70 R19,5;
  • аудиосистема с автомагнитолой;
  • преобразователь напряжения с розеткой 12 В;
  • автоматическая система пожаротушения;
  • цифровой тахограф;
  • звуковая сигнализация заднего хода;
  • тонированные стекла со сдвижными форточками;
  • аварийные люки (2 шт.);
  • сиденье водителя импортного производства (с регулировками по высоте и жесткости, на пневмоподвеске);
  • сиденья пассажирские полумягкие СМ20 с ремнями безопасности (31 шт.);
  • крышный вентилятор;
  • комплект наружных зеркал без электрорегулировок;
  • шторки в салоне;
  • полки багажные без панелей индивидуального освещения;
  • противотуманные фары, совмещенные с ходовыми огнями;
  • система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС.

За кондиционер придется доплатить – это отдельная опция.

Автобус МАЗ 241

Автобус МАЗ 241

Автобус малого класса МАЗ 241 предназначен для пригородных и междугородних перевозок, а также для корпоративных и туристических поездок. При длине 6,8 метра в салоне располагается 22 комфортабельных сидения.

Вентиляция салона осуществляется через люк в крыше, сдвижные форточки, вентиляторы. Для создания комфортного микроклимата также предусмотрена система распределенной вентиляции с индивидуальными панелями обдува для пассажиров.

Водительское сидение имеет многочисленные регулировки, включая память положений для нескольких водителей. Новая панель управления соответствует всем современным требованиям эргономики и дизайна. Рулевая колонка имеет травмобезопасную конструкцию.

Автобус оснащается 4-цилиндровым двигателем Cummins стандарта Евро-4 , механической или автоматической КПП. Подвеска передней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная, с двумя телескопическими амортизаторами. Подвеска задней оси — зависимая, рессорно-пневматическая, двухбаллонная с телескопическими амортизаторами. Тормозная система оснащена антиблокировочной и антипробуксовочной системами.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм6800/2550/2785
База, мм3800
Колея колес (передних/задних), мм2011/1824
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм380
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг3775
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг5000
Полная масса, кг8775
Количество мест для сидения22
Пассажировместимость, чел36
Максимальная скорость, км/ч100
ДвигательCummins ISF3.8s
Мощность двигателя, кВТ (л.с.)125(170)
Коробка передачмеханика Fast Gear 6J70T
Колесадисковые, 6.75×19.5
Шиныбескамерные 245/70R19.5

Фотографии

Габаритные размеры

www.gruztehnika.com

Новый пригородный автобус МАЗ — каким он получился? Эксклюзивный обзор ABW.BY

Два года прошло с момента появления нового автобуса среднего класса МАЗ 257. Изначально он был рожден «школьником», и только сейчас Минский автозавод окончательно созрел для серийного выпуска пригородной модификации этой машины. Почему так долго 257-й шел в люди?

Однозначного ответа на этот вопрос от конструкторов и маркетологов завода, мы не получили — у всех свои маленькие тайны. Очевидно, были и сомнения — отчасти поэтому запуск пригородной версии и не форсировали. Однако в конечном счете главную роль сыграло обстоятельство, что спрос на автобус такого класса на рынке есть. Потребитель заинтересован в более современном аналоге снятого с производства в 2013 году МАЗ 256.

Конечно, у МАЗ 256, ставшего первым серийным автобусом Минского автозавода для пригородных перевозок в среднем классе, было достаточно критиков. Жаловались и на повышенный шум в салоне от мотора (плюс сильные вибрации на холостых), и слишком высокий уровень пола (пожилым людям сложно подниматься); говорили, что и управляемость у него, мол, не самая лучшая из-за высокого центра масс, и подвески рессорные якобы жестковаты.

Большинство «претензий» — из-за особенностей конструкции. МАЗ 256 был создан на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 «Зубренок» и при рождении оснащен «тракторным» двигателем ММЗ Д-245.30E2 (позже появился Deutz Евро-3), что обеспечивало автобусу известные конкурентные преимущества: доступную цену, высокую ремонтопригодность и неприхотливость. Среди других достоинств этой модели — полностью пластиковая облицовка кузова; просторный и светлый салон; комфортное (для своего времени) рабочее место водителя с доступом через отдельную дверь.

По итогу за время серийного производства с 2005 по 2012 год МАЗ 256 разошелся тиражом более 3 тыс. единиц — автобусы выпускались в вариантах для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. При этом в дальнее зарубежье таких машин было продано 876 штук (большие продажи обеспечила Венесуэла — туда автобусы поставлялись в тропическом исполнении и с кондиционером). Все это дает основания автозаводцам считать 256-ю модель одной из самых успешных. Тем не менее войну с «пазиками» этот МАЗ проиграл…

Продолжить «пригородную» тему было суждено модели МАЗ 241, хотя изначально она и нацеливалась на другой сегмент (или скорее небольшую нишу) рынка. Это был автобус уже более высокого класса: с несущим кузовом, пневматической подвеской, продвинутой эргономикой и улучшенной отделкой салона — расчет на клиентов, готовых платить за комфорт больше. Однако на деле таких «толстосумов» оказалось не так много (возможно, просто сказался очередной экономический кризис), и эффектному МАЗ 241, создававшемуся в первую очередь для корпоративных и междугородных перевозок, пришлось осваивать «пригород», а также записываться в «школьники».

Однако для новой работы компактный 241-й оказался не так хорош: его длина — всего 6790 мм, поэтому число мест для сидения — только 22, а общая пассажировместимость — 35 человек. Самый простой 7-метровый «пазик» берет людей больше, а стоит меньше. Что выберет коммерческий перевозчик?

«Школьная» тема также не вывезла: на селе началось укрупнение классов — 22 мест стало не хватать… И хотя конструкторы говорили о том, что в базовой модели были заложены резервы дальнейшего развития модификаций с увеличенной длиной и пассажировместимостью, от выпуска МАЗ 241 было решено отказаться. В производстве эта модель продержалась всего шесть лет — с 2013 по 2020 год. Сколько таких машин удалось выпустить? Известно о существовании автобуса МАЗ 241030 с заводским номером 948 — возможно, это последняя собранная в Минске машина данной модели…

Но еще задолго до того, как стало понятно, что МАЗ 241 сойдет с дистанции, конструкторы Минского автозавода стали разрабатывать преемника 256-й модели: почувствовали, что потребность в подобной машине существует. Решили вернуться и к той же проверенной схеме — в качестве базы использовать шасси серийного среднетоннажного грузовика. Правда, проектирование начали со школьной версии — ее создание на МАЗе считали первоочередным, так как на автобусы для перевозки детей уже был заказчик (Банк развития Республики Беларусь объявил о начале реализации программы «Школьный автобус»).

О разработке автобуса новой модели стало известно в 2020 году, а в феврале 2017-го Минский автозавод официально представил «школьник» модели МАЗ 257S30, рассчитанный на перевозку 31 пассажира — 29 детей и двух взрослых сопровождающих.

Как рассказал ABW.BY ведущий конструктор этого проекта Александр Скакун, основная задача перед проектировщиками стояла такая: сделать автобус безопасным. Но при этом он также должен был вписаться в определенные ценовые рамки, по максимуму использовать отечественные комплектующие, быть ремонтопригодным (даже где-то в ущерб дизайну) и достаточно комфортным.

В итоге за основу для нового минского «школьника» взяли шасси среднетоннажного грузового автомобиля МАЗ-4371. С учетом другой колесной базы у автобуса было принято решение создать для него оригинальную раму с заимствованием некоторым элементов. Рама клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного профиля с переменным сечением, соединенных шестью поперечинами. Лонжероны рамы изготовлены из полосовой низколегированной стали толщиной 6 мм.

Высокий клиренс (200 мм) и рессорная подвеска, доставшиеся в наследство от грузовика, позволяют новому автобусу свободно передвигаться в сложных дорожных условиях и не бояться ни гравия, ни песка, ни луж, ни снежных переметов.

Кузов автобуса смонтирован на кронштейны шасси и представляет собой каркас, сваренный из стальных спецпрофилей и прямоугольных труб. Облицовка кузова выполнена по бесштамповой технологии с применением оцинкованного стального листа и стеклопластиковых панелей. Крыша облицована оцинкованным стальным листом, который по контуру приварен контактной сваркой к трубам каркаса, а в остальных местах приклеен. Передний (задний) буфер с интегрированными противотуманными фарами (фонарями и световозвращателями) — стеклопластиковый съемный, закреплен на кронштейнах к раме болтами. При этом у МАЗ 257 вновь появилась отдельная водительская дверь.

Новый школьный спецавтобус успешно прошел необходимые испытания (в том числе и на боковое опрокидывание) — они показали, что MАЗ 257S30 соответствует всем требованиям безопасности, которые приняты в странах СНГ и Европы.

Оснащение МАЗ 257S30 получил согласно своему статусу: детские кресла с четырехточечными ремнями безопасности; над креслами — багажные полки для школьных рюкзаков; в дверях — выдвижные дополнительные ступеньки для облегчения входа в салон. Кроме того, автобус оборудован мультимедийной системой (чтобы было чем развлечь детей в дороге) и внешней громкой связью.

Уже на презентации МАЗ 257 в версии «школьника» было видно, что эта машина может заинтересовать и более широкий круг потребителей, в том числе и тех, кто занимается коммерческими перевозками. Однако на разработку первой «гражданской» версии у МАЗа по разным причинам ушло почти два года. Посмотрим, что получилось?

Пригородная модификация получила индекс 257030. Внешние отличия от «школьника» минимальны. Возможно, вы ожидали чего-то более эффектного: все-таки при дебюте 257-й модели в адрес дизайнеров было выпущено немало критических стрел, а у мазовцев было почти два года, чтобы подкорректировать внешность своего творения. Ну вот хотя бы ветровое стекло панорамное установить?

Однако на заводе решили в дизайне ничего не менять, посчитав, что для загородных (читай — сельских) дорог красота не главное. Опять же бюджет — создание «гражданской» версии шло в его жестких рамках. Да и эксплуатация полусотни «школьников», выпущенных за это время, подтвердила правильность большинства конструкторских и дизайнерских решений.

Впрочем, это смотря что с чем сравнивать. На МАЗе одним из главных конкурентов 257-го на коммерческих перевозках видят российский ПАЗ «Вектор», который 320412. Ну и кто здесь красивее?

Но вернемся к сравнению 257S30 и 257030. Самое первое, что бросается в глаза при беглом осмотре (если не считать отсутствия проблескового маячка на крыше и надписей «Дети»), — иное расположение ступенек под дверью водителя. Теперь на рабочее место попасть будет проще.

Еще одно отличие — на 257030 установлены пассажирские двери другого типа. На «школьнике» они были поворотными, как на городских автобусах. Пригородная версия оснащена прислонно-сдвижными дверями (как на МАЗ 256), которые обеспечивают, безусловно, лучшую защиту от проникновения пыли в салон.

Получил МАЗ 257030 и кондиционер, который «школьнику» не был положен. Тем не менее конструкторы сохранили и все форточки в больших оконных проемах…

Еще одна особенность МАЗ 257030 — система отопления на электромагнитных клапанах. Водителю теперь не нужно выходить из кабины и двигать краны руками. Правда, расход топлива на отопление стал немного больше. Зато в автобусе тепло и комфортно.

Компоновка салона на пригородной версии не претерпела изменений: за исключением того, что детские сиденья с четырехточечными ремнями безопасности заменили на «взрослые» с поясными, сидячих мест по-прежнему 31. Это, правда, означает, что шаг сидений остался как на «школьнике», но конструкторы заверили, что колени у пассажиров упираться в спинки не будут.

Общая вместимость автобуса? Вот тут, пожалуй, неожиданность: стоячих пассажиров этой модели перевозить как бы не положено. Дело в том, что при почти одинаковой полной массе у 257-й и 256-й моделей (соответственно 10.300 и 10.200 кг) снаряженная масса нового «пригородника» почти на тонну больше (8050 и 7150 кг соответственно) — такую дань пришлось заплатить за более высокую безопасность, заложенную в конструкции еще «школьника». И получается, что задний мост у новой модели, рассчитанный на нагрузку 6300 кг (на МАЗ 256200/270 — 6220 кг), работает почти на пределе уже с 31 пассажиром в салоне… Впрочем, заводские конструкторы раскрыли нам небольшой секрет: в недалекой перспективе появится и более грузоподъемная модификация автобуса — мост для нее уже разрабатывается. Вот на ней можно будет перевозить еще и стоячих пассажиров.

Двигатель на МАЗ 257030 такой же, как на «школьнике», — 168-сильный дизель Cummins ISF 3.8s 5168 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, оснащенный системой нейтрализации выхлопных газов SCR и отвечающий нормам Евро-5. Объем топливного бака — 190 л. Объем бака для жидкости AdBlue — 16 л. В систему выпуска отработавших газов встроен моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой и выключением подачи топлива. Моторный отсек облицован изнутри тепло-шумоизоляционными материалами.

Коробка передач — механическая 6-ступенчатая Fast Gear 6J70T. Максимальная кинематическая скорость МАЗ 257030 — 105 км/ч. Однако электроникой она ограничена до 85 км/ч.

Подвески на пригородном автобусе спереди и сзади — зависимые рессорные (задняя — с подрессорниками), с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Почему отказались от «прогрессивной» пневматики? Учли опыт и пожелания эксплуатирующих организаций: все-таки рессорная подвеска более адаптирована к нашим сельским дорогам…

Рабочее место водителя частично отделено от пассажирского салона — за водительским сиденьем установлена высокая формованная панель из пластика. На ее внутренней стороне — небольшое углубление и стационарные металлические плечики, на которые можно повесить верхнюю одежду.

Щиток приборов с тахометром, спидометром, указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, давления воздуха в контурах пневмосистемы, уровня топлива в баке, напряжения в электросети и контрольными лампами.

Сиденье водителя — на пневмоподвеске, имеет регулировки подушки по высоте, продольному положению, углу наклона и дополнительную регулировку спинки по углу наклона. Вентиляция рабочего места осуществляется через форточку окна двери или фронтальным отопителем.

Ветровое стекло — травмобезопасное, трехслойное, безбликовое. Наружные боковые зеркала заднего вида — с обогревом. Предусмотрены противосолнечные шторки, верхний бокс для личных вещей, фонарь освещения рабочего места водителя.

Рулевая колонка травмобезопасная, регулируется по углу наклона и высоте, с противоугонным устройством; рулевой механизм — интегрального типа; гидроусилитель.

Система тормозов — пневматическая двухконтурная, с раздельным приводом тормозов передней оси и ведущего моста, с ABS и ASR. Тормозные механизмы — колодочные барабанного типа. Автобус оборудован рабочей, стояночной, резервной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом.

В число приборов наружной светотехники входят противотуманные фары и задние фонари; фары ближнего света; фары дальнего света; комплект указателей поворотов; габаритные фонари; стоп-сигналы; фонари заднего хода; устройство освещения номерного знака.

В настоящее время МАЗ 257030 завершает сертификационные испытания. Серийное производство начнется в апреле-мае. Заказы на новую модель уже, кстати, принимаются на официальном сайте ОАО «МАЗ».

Цена за автобус в базовой комплектации — 148.674 рубля с НДС для белорусского потребителя. В базовую комплектацию входят: независимый жидкостный подогреватель двигателя (30-32 кВт); отечественные шины 245/70 R19,5; аудиосистема с автомагнитолой; преобразователь напряжения с розеткой 12 В; автоматическая система пожаротушения; цифровой тахограф; звуковая сигнализация заднего хода; тонированные стекла со сдвижными форточками; аварийные люки (2 шт.); сиденье водителя импортного производства (с регулировками по высоте и жесткости, на пневмоподвеске); сиденья пассажирские полумягкие СМ20 с ремнями безопасности (31 шт.); крышный вентилятор; комплект наружных зеркал без электрорегулировок; шторки в салоне; полки багажные без панелей индивидуального освещения; противотуманные фары, совмещенные с ходовыми огнями, система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. За кондиционер придется доплатить — это отдельная опция.

Какие перспективы у нового автобуса? Хорошие. Уже заключены первые контракты на поставку МАЗ 257030 в Беларусь. Активно интересуются новинкой россияне. На этой неделе МАЗ 257030 демонстрируется на выставке в Киеве — завод рассчитывает и на украинские заказы.

Сергей ГРИЩЕНКО ABW.BY Фото автора и ОАО «МАЗ»

Маз 241

Автобус МАЗ 241 является самым «младшим» городским автобусом для транспортировки пассажиров по маршрутам средней загруженности. Выпуск автобуса начался в 2010-м году. Используется автобус не только при обслуживании городских линий, но также для пригородных, туристических и корпоративных поездок. Данный автобус маз призван составить конкуренцию таким маркам как ISUZU, Богдан — которые широко эксплуатируются на Российском рынке. Отличная обзорность для водителя и пассажиров МАЗ 241 обеспечена широкой площадью остекления автобуса, что обеспечивает высокую безопасность придвижении.

МАЗ 241 – это модель для тех, кто, в первую очередь, ценит комфорт. Разработчики предусмотрели все необходимое, для того, чтобы путешествие в таком автобусе было действительно удобным для пассажиров и водителя. Данная модель была разработа в стандартной комплектации и в комплектации предназначенной для перевозки детей.

Автобус МАЗ 241 имеет немало преимуществ:

  • Современный футуристический дизайн с «аквариумным» остеклением обеспечивает отличный обзор.
  • Большой объем салона, максимально допустимая ширина – 2550 мм.
  • Новый вариант приборной панели.
  • Удобство схем для размещения пассажиров и расположения багажных отделений.
  • Наличие специального закрытого отсека для запасного колеса, защищенного снизу, имеющего ролики для оперативности извлечения.

Комплектации автобуса МАЗ 241

МОДЕЛЬДВИГАТЕЛЬКППКОЛИЧЕСТВО МЕСТГАБАРИТЫ
241030Cumminc Евро 4МКПП Fastgear 6 ст226800/2550/2785
241000ММЗ Евро-4МКПП Fastgear 6 ст226800/2550/2785

Технические характеристики

Двигатель:Cummins ISF3.8s
Мощность двигателя, кВт (л.с.):125
Коробка передач:механическая Fast Gear 6J70T
Подвеска передней/средней/задней оси:зависимая пневматическая, 2-балонная с 2 телескопическими амортизаторами/зависимая пневматическая, 2-балонная с 2 телескопическими амортизаторами
Ведущий мост:МАЗ с центральным коническим редуктором
Колеса:дисковые 6,75х19,5
Шины:бескамерные 245/70R19,5
База, мм:3800
Габаритные размеры, мм:6800/2550/2785

Распределение массы и нагрузок

Полная масса, кг:8775
Количество мест для сидения:22
Номинальная вместимость, чел:36
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг:3775
Допустимая нагрузка на среднюю/ заднюю ось, кг:5000

Автобус МАЗ 241 — хорошая и очень интересная модель, созданная составить конкуренцию иностранным производителям данного класса автобусов. А модель для перевозки детей — это первый шаг Минского Автомобильного Завода, после вступлению в силу правил перевозки детей в Росии. А в целом, МАЗ 241 — очень интересная и перспективная модель.

xn—-7sbbce7a7an2ahn.xn--p1ai

​Обзор технических характеристик МАЗ 241

Об устройстве, особенностях модели автобуса читайте здесь. В данной статье мы рассмотрим технические характеристики МАЗ 241. Пассажирскую автотехнику оснастили двигателем Navistar Acteon 4.12TCE, который в будущем планируют собирать на заводе МАЗ. Агрегат сочетается с АКПП Allison.

В данной модели есть особенность – колпак двигателя сдвигается к водителю. Это связано с расположением мотора над передней осью со смещением, а также компоновкой автобуса вагонного типа. За счет такого решения выполнять техобслуживание намного удобнее.

За счет качественных запчастей МАЗ 241 имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Рессоры обеспечивают уверенное движение техники даже по проселочным дорогам, а пневмодемпфер — комфорт на асфальте.

Тормоза МАЗ дополнены системами антипробуксовки и антиблокировки. При скорости в 60 км/ч удельный расход топлива МАЗ 241 составляет 0,37 л на 100 км. Ремонт МАЗ 241 не вызывает особых сложностей.

Благодаря высокому уровню безопасности, оптимальным техническим характеристикам, возможности эксплуатации в сельской местности и низкому расходу топлива на 100 км, МАЗ 241 имеет широкую сферу применения. На предприятии создали отдельную модификацию для перевозки школьников. Ее отличия от базовой версии заключаются в наличии:

  • Выдвигающейся ступени;
  • Проблесковых маячков;
  • Устройств внешней громкой связи;
  • Сидений, оборудованных ремнями;
  • Полок для ранцев;
  • Места для сопровождающего.

Современные автобусы имеют лимит скорости в 60 км/ч. Убрать такое ограничение водитель не может. Модификация выпускает серийно и активно используется в Беларуси. В дальнейшем ключевым рынком планируется сделать Россию.

Интересно, что стоимость школьного автобуса МАЗ 241 для российского рынка будет существенно ниже, чем для ЕС. Однако машины будут иметь определенные различия. В России на борту будет написано «Дети», а не «Школьный», как к примеру, в Беларуси, а форточки будут более узкими. К тому же в РБ используется автобус с двигателем ММЗ, в России – Cummins.

Одно из важнейших преимуществ транспортного средства – доступность комплектующих. Запчасти МАЗ 241 имеют невысокую стоимость, но отличаются достойным качеством.

Все необходимое для прохождения технического осмотра, ремонта вы можете заказать на нашем сайте. Гарантируем самые доступные цены на детали, быструю доставку в любой город России, а также бесплатную консультацию по выбору комплектующих к белорусским автобусам.

mazprice.ru

MАЗ-257.S30 — спецавтобус для сельских школ. Конструктивные особенности

— спросит читатель. В том-то и дело, что нет. Все те многочисленные модификации строились на базе существующих серийных моделей путем внесения соответствующих изменений в конструкцию.

01.

Новоявленный
МАЗ-257.S30
— образец другого подхода к данной тематике. Эдакая квинтэссенция накопленного опыта, переосмысленная и дополненная.

О каком опыте речь? Об этом — наша первая Ремарка

.
Ремарка М-Парка
С 2013 года белорусское государство осуществляет социальную программу «Школьный автобус», по которой сельские учреждения образования обеспечиваются транспортом для подвозки к школам учеников из отдаленных деревень.

02.

В программе участвуют автобусы
ПАЗ-32053-70 РАП
, которые с присвоением белорусского VIN-кода в Борисове собирает
ООО «Русавтопром»
.

03.

Вторая модель, поставляемая по этой программе — спецверсия
МАЗ-241
. После ряда доработок ей присвоили собственный индекс
МАЗ-241.S30
. В 2013 году было отгружено 60 школьных автобусов МАЗ, в 2014-м — 19 единиц, в 2015-м еще шесть десятков. На сегодняшний день общее их число превышает две сотни.

ПАЗик хорош для сельских реалий, но все-таки не совсем «чистокровный белорус», поэтому о его участии в белорусской соцпрограмме предпочитают «дипломатично» почти не упоминать, а МАЗ-241.S30

— белорусский автобус, школьный, но… Но
не сельский
.

МАЗ-241

с несущим кузовом и оригинальной подвеской проектировался для хороших асфальтовых дорог, но в сельской местности, даже белорусской, хорошие дороги есть пока далеко не везде.

04.

Универсальным сельским скул-басом мог бы быть длиннобазный
КАвЗ-397653
на шасси капотного ГАЗона, но такие автобусы давно сняты с производства. А у
автобусов на шасси грузовика
есть некоторые свои преимущества.

На основе опыта эксплуатации «школьников» в белорусской глубинке было принято решение «с нуля» разработать совершенно новую модель, коей и стал МАЗ-257.S30

.

05.

В результате получился автобус, стилистически не похожий не на один из имеющихся или когда-либо существовавших МАЗов.

06.

Конструктивно в основе нового «школьника» — удлинённое шасси МАЗовского среднетоннажного грузовика.

МАЗ уже строил автобусы на основе рамных шасси грузовиков. И это тема для второй Ремарки

.

Ремарка М-Парка
07.
В 2000 году был представлен
МАЗ-106
— автобус на шасси среднетоннажного грузовика
МАЗ-4370
. Характерная особенность —заимствованные у магистральников семейства
МАЗ-5440
элементы кабины. Остался опытным образцом.

08.

Следующий автобус на шасси среднетоннажника
МАЗ-4370
обладал уже полностью оригинальным дизайном кузова и назывался
МАЗ-256
. Первый его опытный образец (именно он показан на фото) появился в 2004 году.

09.

Эта модель стала серийной. Сейчас с производства уже снята, но была выпущена большим тиражом. Серийные
МАЗ-256
от опытного отличались тем, что все их внешние кузовные детали (пластиковые, окрашенные «в массе») изготавливались в моно-цвете, что заметно меняло внешний облик, хотя форма деталей была ровно той же, что и у опытного.

10.

Казалось, со снятием с серии 256-й модели МАЗ уйдет от идеи использования шасси грузовиков для постройки автобусов, но в прошлом году был создан шедевр грузо-бусо-строения —
МАЗ-131 для Африки
.

А затем и шасси среднетоннажного грузовика вновь пригодилось для создания автобуса.

Зачем понадобилось именно грузовое шасси? Все банально. Причина — ремонтопригодность в сельской местности и «ходимость» по грунтовкам. У грузового шасси выше клиренс, подвеска рессорная. Для «живучести» это важнее.

11.

«Растянутая» база позволила увеличить пассажировместимость, а удлинненый задний свес рамы позволил установить вторую автоматическую дверь.

12.

Ветровое стекло, состоящее из двух «половинок» — тоже дань ремонтопригодности. Специально для
МАЗ-257
переднее остекление разработал давний стекольный партнер АМАЗа — частная могилёвская .

13.

Передняя светотехника — линзовая. «Оправа» для линз — оригинальная, разработанная специально для этого автобуса.

14.

Задняя светотехника аналогична применяемой на многих других автобусах МАЗ, но опять же оригинальная «оправа» позволяет не перепутать
МАЗ-257
ни с чем другим.

15.

Задняя стенка автобуса пока «глухая», но при необходимости сделать в ней откидной люк для доступа в салон или багажный отсек — не проблема.

16.

Отдельная водительская дверь — еще одна особенность и сельское преимущество
МАЗ-257
перед «интиллигентным» МАЗ-241, у которого отдельной водительской двери нет.

17.

Входные водительские ступеньки «утоплены» в нишах.

18.

Доступ к точкам обслуживания роднит этот автобус с базовым грузовиком. Для сельских механиков — еще одно преимущество.

19.

Водительская зона, как и весь автобус, спроектирована также «с нуля».

20.

Под люком у правого бокового стекла размещен воздушный фильтр.

21.

Люк для доступа к двигателю — небольшой. Шумоизоляция — основательная. Поставщик двигателя —
Cummins.

22.

Форма приборной панели — новая, но щиток прежде использовался на других автобусах.

23.

Водительская перегородка — глухая. За ней спинками против движения установлены кресла для сопровождающих. «Учительские» кресла легко отличить от детских по конфигурации ремней безопасности. Учителям — поясной ремень, а детям…

24.

А детям по недавно изменившимся стандартам теперь положены четырёхточечные ремни. Почти, как в автоспорте. Глядишь, такими темпами скоро для поездки в школьных автобусах станут обязательны шлемы, а за ними и несгораемые комбинезоны…

25.

Пока только два производителя в СНГ делают кресла для скул-басов с четырехточечными ремнями. Один из них — «Павловская сельхозтехника», чьи кресла и стоят на
МАЗ-257
. Таких спецкресел здесь — 28.

26.

Поскольку дети не автоспортсмены, то четырехточечные ремни будут им неудобны по ощущениям. Но задача четырехточечных ремней — удержать юных пассажиров в креслах при падении автобуса на бок.

27.

Один их макетных образцов
МАЗ-257
уже испытывали на боковое опрокидывание. Соответствие новым нормам подтвердилось.

28.

Полки для ранцев выкрашены в ярко-желтый цвет. Еще одно требование ГОСТа. Любопытно, что тот же ГОСТ разрешает перевозку портфелей под сиденьями.

29.

Выдвижная автоматическая дополнительная ступенька еще один ГОСТ-овский атрибут скул-баса. Для старшеклассников не актуально, а вот для первоклашек — полезный аксессуар.

30.

Возможно, в будущем
МАЗ-257
станет родоначальником нового семейства среднеразмерных автобусов для села, но пока
МАЗ-257
это исключительно school bus.

Еще пока идут испытания опытных образцов МАЗ-257

на соответствие многочисленным требованиям, но серийные спецавтобусы новой модели должны будут появиться на белорусских сельских дорогах в следующем учебном году. То есть уже в нынешнем календарном.

Технические характеристики МАЗ-241 ‘2010–н.в.

основные геометрия масса двигатель трансмиссия подвеска и рулевое управление электрика динамические характеристики эксплуатационные характеристики тормозная система колёса и диски

2010–
расположение руляслева
количество дверей2
количество мест
стоячих13
всего22
общая вместимость35
конструкциянесущий кузов
колёсная база3 800 мм
габариты
длина6 790 мм
ширина2 550 мм
ширина, с учётом зеркал2 812 мм
высота2 860 мм
колея
передняя2 110 мм
задняя1 908 мм
дорожный просвет
стандарт142 мм
сухая6 530 кг
снаряженная6 700 кг
полная9 300 кг
названиеCummins ISF3.8s4168
типПоршневой
расположениеспереди, продольно
система питанияинжектор
материал блокачугун
цилиндры/клапаныl4/2
степень сжатия17,2
объем3 760 см³
мощность
мощность170 л.с.
в диапазоне от2 550 об/мин
в диапазоне до2 600 об/мин
крутящий момент
крутящий момент600 Нм
в диапазоне от1 300 об/мин
в диапазоне до1 700 об/мин
топливодизель
турбонаддувесть
охлаждениежидкостное
Газораспределительный механизмOHV
приводзадний
коробка передачМКПП 6 (FastGear 6J70T)
сцеплениеDonmez MF 362
передняя подвеска
тип упругого элементапневматическая
тип направляющего аппаратазависимая с продольными рычагами с тягой Панара
амортизаторы
наличиеда
характер действиядвухсторонний
принцип действиягидравлический
стабилизатор поперечной устойчивостида
задняя подвеска
тип упругого элементапневматическая
тип направляющего аппаратазависимая
амортизаторы
наличиеда
характер действиядвухсторонний
принцип действиягидравлический
стабилизатор поперечной устойчивостида
тип рулевого управленияРулевой механизм ШНКФ 453461.400-20 (с гидроусилителем)
тип передней подвески (уст.)Зависимая, пневматическая на 2-х пневмобаллонах с двумя телескопическими амортизаторами, двумя кранами уровня пола, стабилизатором поперечной устойчивости
тип задней подвески (уст.)Зависимая, рессорно-пневматическая на 2-х продольных рессорах и 2-х пневмобаллонах с двумя телескопическими амортизаторами, одним краном уровня пола, стабилизатором поперечной устойчивости
напряжение бортовой сети24 V
максимальная скорость116 км/ч
разгон до 60 км/ч25 сек
угол въезда16 °
угол съезда11 °
объем топливного бака190 л
объём багажника
Система «старт-стоп»нет
ABSда
передние тормоза
описаниеWabco Pan 19-1
типдисковые
диаметр375 мм
толщина45 мм
материалметалл
вентилируемыеда
перфорированныенет
задние тормоза
типбарабанные
норма выбросовEuro 4
материал дисковсталь
передние6,8J × 19,5245/70 R19,5
задние6,8J × 19,5245/70 R19,5
место производстваАвтобусный , ул. Социалистическая, д. 2, г. Минск, Республика Беларусь

www.autowp.ru

МАЗ 241096. Минский коротыш | 5koleso.ru

В скором времени на МАЗе будет запущен в серийное производство достаточно интересный автобус МАЗ

© Сергей Моиссев

  • МАЗ 241096
  • ГАБАРИТНАЯ ДЛИНА: 6,8 м
  • НАЧАЛО ПРОДАЖ: ориентировочно 2012 г.
  • ЦЕНА:не установлена

В скором времени на МАЗе будет запущен в серийное производство достаточно интересный автобус МАЗ 241. Нам удалось познакомиться с предсерийной версией этого автобуса на тест-драйве, организованном представителями завода МАЗ на собственном полигоне.

© Сергей Моиссев

Давно мы не обращались к продукции Минского автомобильного завода. Тем временем МАЗ работает в полную силу, совершенствуя существующие и создавая новые модели. Взять, к примеру, автобусное производство. Каждый из его продуктов имеет продвинутый дизайн, современные комплектующие и неплохое качество сборки. С одним из таких образцов нам представилась возможность познакомиться во время визита на МАЗ. Это автобус малого класса МАЗ 241.

Прежде чем начать разговор о тестируемой модели, необходимо заметить следующее. Данный автобус является предсерийным экземпляром, к тому же еще и выставочным образцом, призванным помочь изучению спроса на данную модель у потенциальных клиентов. Попутно на нем тестируются узлы и агрегаты, которыми предполагается оснащать модель при постановке на производство. Многое в автобусе еще может поменяться, а посему отнесемся к нему с пониманием текущего момента.

© Сергей Моиссев

Выпуск МАЗ 241 является для завода новым направлением. Это первый компактный туристический автобус марки МАЗ. Обладая несущим кузовом, 241-я модель базируется полностью на автобусных агрегатах, в отличие от своего, если так можно выразиться, «предшественника» МАЗ 256, который создавался на шасси обычного грузовика. Отдельно отметим современный дизайн минской машины. Обладая небольшими габаритами, этот автобус непременно привлечет внимание стороннего наблюдателя в потоке городского транспорта.

241‑я модель, как мы уже отметили, имеет компактные размеры, но это не единственное решение для данного автобуса — предполагается наличие и удлиненной версии. Автобус имеет достаточно большую площадь остекления пассажирского салона, сферическое ветровое стекло также внушительных размеров. В общем, обзорность под стать назначению: обслуживание небольших туристических групп для осмотра местных достопримечательностей. Салон рассчитан на установку 22 кресел. Для автобуса малого класса машина имеет внушительную ширину, которая составляет 2550 мм. Дополняют общую картину головная гомофокальная оптика и многокомпонентные задние фонари.

© Сергей Моиссев

Дверь для входа в салон всего одна, через нее придется заходить и водителю, и пассажирам. Плохо это или хорошо, затрудняемся ответить. Салон выполнен в светлых тонах, что вкупе с большой шириной автобуса создает впечатление простора и комфорта.

Комфортабельные пассажирские кресла — производства Vogel Sitze (Германии). Вот уж чего никак не ожидали, так этого. Пассажирские сиденья располагаются по классической схеме, за исключением первого одиночного, для экскурсовода, которое развернуто на 90 градусов к остальным и обращено «лицом» к водителю.

© Сергей Моиссев

Но не только внешним видом готов удивлять данный автобус, под стать ему и силовой агрегат. На тестируемый автобус был установлен турбодизельный двигатель американского производства — Navistar Acteon 4.12TCE. Его появление не случайно. В настоящее время ведутся переговоры Минского моторного завода (ММЗ) с американской фирмой Navistar Inc. о создании СП, на котором будут выпускаться подобные двигатели мощностью от 180 до 400 л. с. В этот список попадает и дизель, установленный на наш автобус. Однако, как нам стало известно из разговора с заводчанами, в серию данный агрегат не пойдет. Почему? На этот вопрос инженеры дипломатично промолчали. От себя сообщим — пока не договорились о цене.

© Сергей Моиссев

Еще один момент, заслуживающий внимания, — расположение дизельного двигателя. Он находится в переднем свесе, над передней осью. 190-сильный мотор агрегатируется с автоматической трансмиссией Allisson. Подвеска зависимая, рессорно-пневматическая, на двух баллонах, как спереди, так и сзади. Автобус будет оснащаться антиблокировочной и антипробуксовочной системами.

Панель приборов имеет достаточно интересный дизайн. Есть, конечно, мелкие недочеты, но на это не будем обращать внимания по известным причинам. Единственное, что нам не понравилась, так это большое количество стрелочных указателей. За всеми не уследишь. Что-то важное может оказаться и «за бортом».

© Сергей Моиссев

Хотя автобус и небольшой, рулевое колесо у него, как у «взрослых» собратьев. Вроде бы мелочь, но в движении оказалось, что такой баранкой управляться намного сподручнее, а если учесть, что машина будет работать и на протяженных маршрутах, то это большой плюс. Привлек внимание достаточно необычный селектор АКП — он клавишный, расположен на панели приборов. Во-первых, для выбора необходимо нажать на соответствующую клавишу, но поскольку они больше похожи на индикацию, поначалу теряешься в догадках, туда ли действительно надо нажимать. Во-вторых, клавиш для выбора режима АКП только три: задний ход, N и D. Куда подевался «паркинг», осталось неизвестным. Но это еще не так болезненно, поскольку одно из основных профессиональных правил водителя — всегда оставлять автомобиль на стояночном тормозе. А вот принудительное включение 1 и 2 передачи не помешало бы, это помогло бы при трогании автобуса с места зимой или при других затруднительных обстоятельствах.

© Сергей Моиссев

В остальном управление оказалось достаточно простым. Единственное, что досаждало, — шум работающего дизеля, поскольку он находится впереди автобуса, а шумоизоляция моторного отсека была выполнена, что называется, на скорую руку. Надеемся, до начала серийного производства заводчане решат эту проблему, да и двигатель на серийных автобусах будет, скорее всего, другой.

Завершая знакомство с новинкой, отметим следующее. Инженерам и дизайнерам МАЗа удается находить интересные решения при создании как грузовой, так и автобусной техники. По всей вероятности, залогом этого служит знаменитая «Перестройка», выставленная перед заводоуправлением как напоминание о том, что ниже этого уровня опускаться никак нельзя.

Обратите внимание

© Сергей Моиссев

Рационально. Для ежедневного Тодостаточно откинуть переднию панель.

Традиционно. Управление АКП выполнено в «аллисоновском» стиле.

Благодарим за предоставленную возможность посетить Минский автомобильный завод.

Технические характеристики МАЗ 241096

5koleso.ru

Городские автобусы

Первое поколение

Сочленённый автобус МАЗ-105 87-го маршрута в Минске МАЗ-203 и МАЗ-206 МАЗ-256 МАЗ-152 принадлежащий хоккейному клубу Юность-Минск МАЗ-251 в Минске

  • МАЗ-101
    — городской низкопольный автобус вмещающий 100 человек. На нём использовались двигатели Минского моторного завода, Ярославского и французской фирмы Renault. Особенность модели — шахтное расположение двигателя в задней части салона. Он был максимально унифицирован со своим прототипом — немецким городским автобусом Neoplan-4014. Выпускался с 1992 по 1996 годы.
  • МАЗ-102
    — экспериментальная модель, выпущенная в единственном экземпляре. Был оснащён 6-цилиндровым рядным двигателем ММЗ Д260.5 мощностью в 230 л.с. В серию не пошёл, вместо него начали выпуск автобуса МАЗ-104.
  • МАЗ-103
    — удешевлённый и упрощённый вариант МАЗ-101, самый успешный автобус МАЗ. Выпускается с 1996 года и внешне мало отличается от своего предшественника. Большое количество деталей и узлов этого автобуса производится на территории Белоруссии и стран СНГ, что позволяет снизить стоимость машины. Для расширения вариантов комплектации и повышения конкурентоспособности автобусы МАЗ-103 наряду с дизелем ММЗ Д-260.5 предлагаются с двигателями Renault MIDR, Mercedes OM906 LA и Deutz BF6M1013EC.

Основные модификации МАЗ-103: 103.000 — наиболее примитивный МАЗ-103, характеризуется отсутствием электронного табло. Выпускался в 1997-1998 годах. На сегодняшний день их в природе практически не осталось. 103.002 — более усовершенствованный МАЗ-103, характеризуется наличием электронного табло. Выпускался с 1997 по 2003 год, однако мог служить не более десяти лет. На сегодняшний день их практически не сохранилось. 103.041 — улучшенный вариант МАЗ-103. Выпускался с 1998 по 2004 год. 103.060 — выпускался с 2000 по 2007 год, отличительной особенностью является решётка двигателя, занимающая часть заднего стекла. У предыдущих 103 всё заднее стекло занимает стекло. 103.065 — выпускался с 2003 по 2008 год. Главная отличительная особенность от всех предыдущих 103 — с левой стороны под двигателем люк один, а не два, как было раньше. Примечание: у всех МАЗов до 2006 года слева и справа над кабиной есть решёточка. Это относится и к 103, и к 105, и к 107. После 2006 решёточку убрали. 103.465 — выпускается с 2008 года по наше время. Наиболее усовершенствованный МАЗ-103. Главное отличие от всех предыдущих МАЗ-103 — фары заменены с прямоугольных на более современные круглые. Эти фары более удобные и выглядят изящней.

  • МАЗ-103C
    — пригородная версия МАЗ-103 с двумя дверями и увеличенным количеством посадочных мест в салоне.
  • МАЗ-104
    — в 1996 году был освоен выпуск ещё одной модели городского автобуса, у которого уровень пола на 70 мм выше, чем у МАЗ-103, о чём свидетельствуют две небольшие ступеньки в боковых дверях. Он был предназначен для эксплуатации на дорогах с ухудшенным покрытием. На МАЗ-104 устанавливались дизели ЯМЗ-236 (180 л.с.) или ММЗ Д-260.5 (230 л.с.), соответствующие нормам Euro-1. Выпуск автобуса свёрнут в 2007 году.
  • МАЗ-104C
    — пригородная версия МАЗ-104 с двумя боковыми дверями и изменённой планировкой салона.
  • МАЗ-105
    — 160-местный сочленённый городской автобус производящийся с 1998 года. На нём установлен 266-сильный двигатель Renault, расположенный в специальной шахте впереди среднего ведущего моста. Коробка передач механическая 6-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая, подвеска всех колес зависимая пневматическая, тормозная система с АБС. Выпуск автобуса свёрнут в 2014 году.
  • МАЗ-106
    — экспериментальная модель, выпущена в трёх экземплярах.
  • МАЗ-107
    — в 2001 году МАЗ представил 3-осный 15-метровый городской автобус МАЗ-107 с задней подруливающей осью и односкатной ошиновкой. Он рассчитан на перевозку 148 пассажиров, 25-31 из которых могут расположиться на сиденьях.

Второе поколение

  • МАЗ-203
    — низкопольный городской автобус второго поколения.
  • МАЗ-205
    — низкопольный сочленённый автобус.
  • МАЗ-206
    — полунизкопольный городской автобус «среднего» класса. Представлен в 2006 году.
  • МАЗ-215
    — низкопольный сочленённый автобус (выпускается, в основном, с пятью дверями)
  • МАЗ-216
    — низкопольный сочленённый автобус с двигателем в прицепе («толкающий» привод), начало выпуска планируется на конец 2018 года.[1]

Новые автобусы МАЗ-241S30 и МАЗ-257 и социальная программа «Школьный автобус»

Андрей Филиппов, фото автора

2013 год. Минский автомобильный начали совместную социальную программу «Школьный автобус». Её суть – передать школьным учреждениям Белоруссии автобусы МАЗ-241 для доставки детей из отдалённых деревень к месту учёбы. А изюминкой проекта стал тот факт, что управлять всеми автобусами должны были… женщины. Оригинальная идея осуществлена, и милые дамы за рулём школьных автобусов стали символом безопасности при перевозке детворы: сами матери, они лучше всех понимают ценность своих пассажиров…

Со старта проекта прошло три года. В 2013 году было поставлено 60 автобусов, в 2014 – 15 ед., в 2020 ещё 61 «школьник» стал перевозить маленьких пассажиров. Нынешний год позволил разменять вторую сотню – как раз на передаче партии, где находился 200-й экземпляр МАЗ-241, мы и смогли поприсутствовать. Что же поменялось за прошедшие годы?

«Старички»…

В принципе, изменений не так уж и много. В первую очередь, добавились электронные аксессуары, например, большой монитор под потолком, по которому можно развлечь детвору мультиками или фильмами во время длительных поездок – путешествие от школы до дома порой занимает до часа. Да и выезды на экскурсии никто пока не отменял.

Интерьер кабины «школьника» отличается от обычного автобуса лишь вспомогательным оборудованием: монитор на панели передает изображение с камеры, а коробка справа – пульт системы пожаротушения

Во-вторых, стоит отметить перекомпоновку моторной шахты, связанную не только с установкой двигателя Cummins вместо ММЗ, но и с улучшением её шумоизоляции, что для комфорта как водителя, так и маленьких пассажиров, несомненное благо.

Есть и ещё доработки, но перечислять их все я не буду. Тем более, что процесс модернизации вёлся постепенно, и все изменения бросаются в глаза только в сравнении с самыми первыми МАЗ-241, переданными в школы в 2013 году. Основное отличие нынешней партии – новые кресла с четырёхточечными ремнями. До этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В общем, процесс идёт.

Особенность данной партии МАЗ-241 – детские кресла с четырёх-точечными ремнями безопасности. Обратите внимание – профиль кресел и их расстановка выбраны с учётом акселерации нынешних школяров

С пассажирским приветом

Полностью низкий пол – это здорово. Особенно, когда потенциальный покупатель знает, чего хочет. Увы, с МАЗ-205 не все так гладко. Понятно, что недешевая современная машина в первую очередь была ориентирована на богатые города, среди которых Москва, естественно, была на первом месте. Именно по заказу москвичей откидную аппарель для колясок разместили напротив 2-й двери (мол, все так привыкли), а там… Правильно, «шахта» двигателя, необходимо сразу после входа повернуть на 90° и, протиснувшись через проход в 760 мм, попасть в небольшой накопитель на одну коляску. На первом экземпляре минчане показали альтернативу – 3-я дверь там тоже была с пандусом, выводящим на «танцпол» в 15 м2, но, вероятно, убедить в целесообразности такого переноса заказчика не удалось, и на второй машине, откидной трап остался только у 2-й двери. А в свете того, что единственная пара сидений не на подиумах находится именно возле 3-й двери, словосочетание «забота заказчика об инвалидах» кроме как в кавычках и написать нельзя.

Взгляд от кабины…

…и с кормы

Тем, кто помоложе, автобус понравится гораздо больше. Четыре полноценных двустворчатых двери, без каких-либо ступеней, достаточно удобные кресла с большим (от 250 до 360 мм) пространством для ног. Небольшая «разношерстица» кресел обусловлена тем, что места для пожилых людей, их шесть, снабжены подлокотниками и имеют другую расцветку. Удобные поручни по всему салону находятся под рукой, и в отличие от некоторых конкурентов их не приходится проверять на крепость собственной головой. Кнопками требования остановки, размещенными на них, может воспользоваться даже первоклашка, и при этом случайно нажать на нее почти невозможно.

В хвосте – «сидячее царство»

Полноценный накопитель в прицепе

Единственное, что не понравилось, – это упоминавшаяся компоновка задней части прицепа. Такое впечатление, что мазовцы сразу проектировали эту часть из расчета, что 4-й двери может и не быть, а ее места просто займут еще два ряда кресел. Если это так, то все логично, а если нет – то нет. Даже если нагрузка на 3-ю ось заставляет таким образом искусственно ограничить количество пассажиров, то от подиумов можно было бы частично отказаться. Лично меня не утешает мысль, что из-за укрытых под полом печек приходится преодолевать 340-мм ступеньку и, полагаю, многие со мной согласятся, ведь от низкопольного автобуса ждешь не только ровных проходов.

Зато не должно возникать вопросов о духоте в салоне, которой печально известно первое мазовское поколение автобусов. К потолочным вентиляционным люкам сейчас добавилась система принудительной вентиляции, а узкие откидные форточки-бойницы сменили большими сдвижными окошками. Да и тонированные стекла свои функции выполняют. Так что несмотря на некоторые спорные моменты, общее впечатление от автобуса положительное.

Сиденья можно сдвигать вдоль борта

Освещение – две полоски вдоль всего салона

Дотянуться до поручня можно не везде…

…а вот закинуть ногу на ногу – пожалуйста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: