Обзор технических характеристик автомобиля КрАЗ-260

КрАЗ-260

КрАЗ-260 на Викискладе

Общие данные

ПроизводительКрАЗ (Кременчуг, СССР) КрАЗ (Кременчуг, Украина)
Годы пр-ва1979—1993
СборкаКрАЗ (Кременчуг, СССР) КрАЗ (Кременчуг, Украина)

Дизайн

Платформагрузовой
Компоновкапереднемоторная, полноприводная
Колёсная формула6 × 6

Двигатели

ЯМЗ-238Л[1]

Производитель:Ярославский моторный завод
Марка:ЯМЗ-238Л[1]
Объём:14 866 см3
Максимальная мощность:300 л. с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент:1079 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация:
Цилиндров:8
Макс. скорость:80 км/ч
Диаметр цилиндра:130 мм
Ход поршня:140 мм
Степень сжатия:16,5
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8

Трансмиссия

механическая[1] 8-ступ.
Модель:ЯМЗ-238Б[1]
Тип:механическая[1]
Число ступеней:8
Передаточные отношения:
1 передача:7,73
2 передача:5,52
3 передача:3,94
4 передача:2,80
5 передача:1,96
6 передача:1,39
7 передача:1,00
8 передача:0,71
Задняя передача:11,79 и 2,99
Переключение:напольный рычаг

Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 1,31; 2 передача — 1,013. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,17.
Характеристики

Массово-габаритные

Длина9030 мм[2]
Ширина2720 мм[2]
Высота2985 (по крыше кабины)[2] 3115 мм (с тентом)
Клиренс370 мм
Колёсная база4600+1400 мм
Колея задняя2160 мм[2]
Колея передняя2160 мм[2]
Массаснаряженная 12775 кг полная 22000 кг

Динамические

Макс. скорость80[2]

На рынке

ПредшественникПредшественник
КрАЗ-255
Преемник
Преемник
КрАЗ-6322
Похожие моделиУрал-4320 КамАЗ-4310

Другое

Грузоподъёмность9000 кг[3]
Расход топлива34 л / 100 км[3]
Объём бака2×165+50

КрАЗ-260

— трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для перевозки грузов, личного состава и буксировки прицепов по бездорожью и автомобильным дорогам всех категорий.

История

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-260 началась в Кременчугского автомобильного завода в 1960-е годы под руководством главного конструктора В. В. Таболина. КрАЗ-260 стал совместной разработкой Кременчугского автозавода, НАМИ и МВТУ им. Н. Э. Баумана[2][4].

Первая опытно-промышленная партия КрАЗ-260 была изготовлена в 1979 году[3][5]. Автомобиль прошёл всесторонние испытания в НИИ-21 в Бронницах. Внедрение в производство задержалось из-за отсутствия на заводе мощностей для изготовления цельнометаллических кабин.

Серийное производство началось в 1981 году и велось параллельно с КрАЗ-255Б1. КрАЗ-260 предназначался для замены автомобиля КрАЗ-255Б. 2 декабря 1983 года Кременчугский автозавод официально объявил о переходе завода к выпуску КрАЗ-260[6]. Планы производства предусматривали постепенное прекращение производства старых моделей и переход на производство КрАЗ-250 и КрАЗ-260 во второй половине 1980-х годов (в 1987 году объём выпуска КрАЗ-250 и КрАЗ-260 должен был составлять 30 %, в 1988 году — 53 %, в 1989 году — 100 %)[7]. В 1989 году на выездном заседании коллегии Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был вынесен на рассмотрение вопрос о разработке и освоении производства новых грузовых автомашин автомобилестроительными предприятиями СССР. В ходе рассмотрения вопроса было установлено, что «объединение «АвтоКрАЗ» срывает переход на выпуск автомобилей КрАЗ-250 и КрАЗ-260 к 1990 году

«, после чего была утверждена программа необходимых к выполнению мероприятий, направленных на освоение производства автомашины в 1990 году[8].

Выпуск КрАЗ-260 продолжался до 1993 года, всего было выпущено 15 279 шт.[9] (хотя по специальному заказу их изготовление Кременчугский автозавод предлагал и в 1994 году)[10], после чего на конвейере его сменил более совершенный КрАЗ-6322.

История создания

КрАЗ-260 сменил на боевом посту старшего брата тяжёлый автомобиль-вездеход КрАЗ-255Б. 8 августа 1967 года – это дата начала серийного производства. Выпуск вездехода продолжался вплоть до конца 1994 года. В народе его называли «лаптёжник», «лапотник». С заводского конвейера за это время сошло более 82 тыс. грузовиков.

Основным заказчиком Кременчугского завода был военный сектор. Кроме этого, транспортное средство эксплуатировалось в народном хозяйстве. Машина перевозила различные грузы и людей и была популярной не только на территории бывшего СССР. Универсальную технику так же закупали зарубежные компании.

Описание

КрАЗ-260 является первой моделью Кременчугского автозавода, оснащённой двигателем, имеющим газотурбинный наддув[11] (сначала ЯМЗ-238Л[1], с 1984 года — ЯМЗ-238А). Двигатель оснащён предпусковым подогревателем и устройством «Термостарт», которое облегчает пуск двигателя при низкой температуре[2]. 80,9% деталей КрАЗ-250 и КрАЗ-260 изначально унифицированы[12].

КрАЗ-260 имеет капотную компоновку, для улучшения обзора кабина была несколько надвинута на двигатель, что позволило увеличить длину грузовой платформы[2]. В подкапотном пространстве размещены два воздухоочистителя, обеспечивающие двухступенчатую очистку поступающего воздуха[1].

Автомобиль получил новую цельнометаллическую кабину (от КрАЗ-250) с новой системой вентиляции и обогрева[13], и оперение. Сиденья регулируются по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки. На крыше кабины установлена фара-искатель. В штатную комплектацию входит радиоприёмник.

Рама автомашины лонжеронная, лестничного типа, в качестве лонжеронов используется горячекатаный швеллер № ЗОВ-1 из стали 15ХСНД[1].

Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и тентом[2]. Для увеличения проходимости применены постоянный полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах. В выпускной системе отсутствует глушитель — часть энергии отработанных газов поглощает турбина нагнетателя. Запас топлива размещён в 2 основных и 1 дополнительном топливных баках. Сцепление двухдисковое сухое.

Коробка передач ЯМЗ-238Б 4-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах кроме заднего хода. Она выполнена в блоке с двухступенчатым демультипликатором, имеющим пневмопривод переключения передач. Раздаточная коробка двухступенчатая с электропневматическим устройством переключения передач. В неё вмонтирован межосевой дифференциал. Средний мост проходного типа. Рулевой механизм (от автомобиля МАЗ-5336) оснащён гидроусилителем. Подвеска рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Рабочий тормоз барабанного типа на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами действует на тележку. Имеется вспомогательный моторный тормоз с пневмоприводом.

Под грузовой платформой установлена лебёдка для самовытаскивания (тяговое усилие 12000 кгс, длина троса 55 м).

Шины широкопрофильные, 1300х530 — 533[2].

Особенности и эксплуатация

КРАЗ 260 является по сути усовершенствованной версией предыдущих моделей. Новая, цельнометаллическая трехместная кабина с улучшенной обзорностью и обновленной системой вентиляции и обогрева существенно увеличили комфортность водителя и пассажиров. На крыше кабины штатно стал устанавливаться фароискатель – незаменимая вещи в условиях плохой видимости. В подкапотном пространстве стали устанавливаться два воздухоочистителя, а глубина преодолеваемого брода была увеличена с 1 м на КРАЗ 255 до 1,2 м.С увеличением мощности силовой установки увеличилась, и максимальная скорость до 80 км/ч. Интересной особенностью КРАЗ 260 является отсутствие глушителя в системе выпуска отработанных газов. Часть их энергии забирает на себя турбина нагнетателя двигателя, и в дальнейшем звук проходя через выхлопную трубу, на выходе приобретает вполне приемлемые показатели шума. Двигатель, оснащенный электро-факельным устройством (ЭФУ) и предпусковым подогревателем обеспечивает надежную эксплуатацию машины даже при сильных морозах. Два топливных бака по 175 л. каждый и один дополнительный бак на 50 л. обеспечивают запас хода автомобиля около 1000 км. За кабиной, со стороны водителя устанавливается закрываемый металлический ящик для ЗИПа, что достаточно удобно, при необходимости использования инструмента в дороге. Путем доработки узлов и деталей МАЗ 255 на МАЗ 260 удалось в среднем увеличить скорость на 10%, грузоподъемность на 25%, снизив при этом на 8% расход топлива. Как и большинство моделей КРАЗ грузовик отличается серьезным эксплуатационным ресурсом. На дорогах ближнего и дальнего зарубежья довольно часто встречаются 20-летние МАЗ 260 прекрасно справляющиеся со своими функциями и находящимися в хорошем техническом состоянии. Частные лица и организации с удовольствием приобретают автомобили, снятые с хранения в воинских частях и выставленные на продажу, так как цена существенно ниже современных аналогов. Да и наличие запасных частей не проблема. В случае необходимости можно заменить двигатель 238-й серии, до сих пор производящийся на Ярославском моторном заводе.

Варианты и модификации

  • КрАЗ-260
    — базовый. Выпускался с 1981 года, ресурс до первого капитального ремонта — 175 тыс. км[3].
  • КрАЗ-260А — с дизелем ЯМЗ-238Н. Отличался отсутствием центробежных бензонасосов БЦН-1 и дополнительного топливного бака.
  • КрАЗ-260В
    — седельный тягач[1].
  • КрАЗ-260Г
    — удлинённое шасси[1].
  • КрАЗ-260Д
    — опытный седельный тягач для активного автопоезда (в 1976 — 1977 гг. построены два опытных автопоезда КрАЗ-260Д-9382 с двухосным прицепом КрАЗ-9382 полезной нагрузкой 16,8 тонн; в 1979 — 1980 гг. — еще два КрАЗ-260ДМ-9382 с усиленными полуприцепами грузоподъемностью 17,6 т, всего до 1985 года было изготовлено 22 машины)[14].
  • КрАЗ-260Л
    — опытный лесовоз, созданный на основе конструкции КрАЗ-255Л1[15].
  • КрАЗ-6437
    — лесовоз грузоподъёмностью 30 т, серийное производство которого началось в 1987 году[16]
  • ЭОВ-4422 — одноковшовый войсковой гидравлический экскаватор на базе КрАЗ-260
  • КС-3576
    — армейский стреловой подъёмный кран на шасси КрАЗ-260Г[17]
  • УСМ-2
    — мостостроительная установка на шасси КрАЗ-260Г[17]
  • АТЗ-9,3-260
    — автотопливозаправщик на базе КрАЗ-260[18]
  • АЦ-10-260
    — автоцистерна для транспортировки светлых нефтепродуктов на базе КрАЗ-260[18]
  • КрАЗ-260 «Торнадо»
    — водомётная машина на шасси КрАЗ-260, разработанная в начале 2000х годов[19] и оснащённая водомётом, вспомогательной силовой установкой на базе двигателя ЗМЗ-24-01 и баком для воды. Всего было построено две машины, которые поступили во внутренние войска МВД Украины[20]
  • БМ-21К
    — 122-мм РСЗО «Град» на шасси КрАЗ-260 с четырёхдверной пятиместной кабиной, первый вариант РСЗО украинской разработки. Оснащён системой быстрого перезаряжания и спутниковой системой наведения. Разработка машины была начата в 2001 году и завершена в 2008 году[21]. Изготовление первого демонстрационного образца было завершено весной 2009 года, в дальнейшем он был представлен на военном параде в Киеве[22]
  • тяжёлый механизированный мост ТММ-3М1 на шасси КрАЗ-260
    — четыре автомашины находятся на вооружении 11-го понтонно-мостового батальона Главного управления оперативного обеспечения вооружённых сил Украины[23]

9 мая 2020 года на параде в Донецке были представлены демонстрационные образцы двух РСЗО на шасси КрАЗ-260 («Снежинка» с направляющими для запуска двух 324-мм ракет и «Чебурашка» с направляющими для запуска 64-х 217-мм ракет)[24].

  • КрАЗ-260В в составе подвижного ЗРК С-200
  • КрАЗ-260 в качестве боевой машины системы 9K51 «Град»
  • КрАЗ-260ДМ автопоезд с полуприцепом
  • КрАЗ-260 для транспортировки катера-толкача БМК-Т
  • специальный понтонный парк ППС-84

Отзывы владельцев КрАЗ-260: достоинства и недостатки

Неоднозначное мнение сложилось у водителей этого грузовика. Но необходимо помнить, что этот тяжеловес был популярен на территории постсоветского пространства и за рубежом.

Достоинства Практически все владельцы отмечают мощность грузовика и возможность его эксплуатации в сложных климатических условия. Благодарят конструкторов за наличие гидравлической системы, которая существенно облегчила управление транспортным средством. Многие хвалят систему обогрева кабины.

Водители со стажем говорят, что проблем с запасными частями в СССР не существовало. К сожалению, сегодня достать необходимые детали официально можно заплатив украинским изготовителям только валютой. Хотя в интернете есть ряд предложений по продаже устаревшей техники на территории РФ.

Недостатки Водители часто жалуются на ненадёжный электропневматический привод управления раздаточной коробкой. Часто возникают проблемы с незаменяемыми редукторами ведущих мостов. Так же есть жалобы на ненадёжность тормозной системы авто.

Береговое звено понтонно-мостового парка ППС-84 на базе автомобиля КрАЗ-260 Г.

Лесовоз с манипулятором на базе КрАЗ 260 Л.

Технические характеристики

Радиус поворота, м13
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе30000
по грунту10000
Колёсная формула6 × 6
Размер шин1300×530-533
Запас хода, км1000
Глубина преодолеваемого брода, м1,2
Максимальный преодолеваемый подъём, %58
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м17,2
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км34

Способен буксировать прицепы массой до 10 тонн[3]. На аэродромах применяется для буксировки самолётов массой до 75 т.

Карданная передача КрАЗ-260

Этот узел техники образован четырьмя карданными валами, которые соединяют коробку передач, раздаточную коробку и ведущие мосты. У модификаций машины они устроены одинаково и разнятся лишь габаритами и локализацией связанных деталей. Карданный вал привода является сплошным, шлицованным.

Карданный вал КрАЗ-260 образован системой труб с малым показателем толщины стенки. С одной стороны трубки скреплены вилкой шарнира фиксированной локализации, с другой – связаны со шлицевой частью вала, который совмещен со скользящей вилкой. Помимо этих элементов, в конструкции имеется пара шарниров с подшипниками игольчатого типа.

При динамически сбалансированной сборке вала он имеет частоту вращения 2100 об/мин.

Кроме основной модели этой машины, были выпущены еще две модификации: КрАЗ-260А с дизельным двигателем и одним баком топлива, а также КрАЗ-260Г с удлиненным шасси и увеличенной грузоподъемностью (10000 кг). Последний КрАЗ-260 был выпущен в 1993 году.

Видео по теме: КрАЗ — общий обзор данной модели

Публикации по теме

Двигатель Д-260

Автомобиль КрАЗ-255

КрАЗ 256Б

Примечания

  1. 12345678
    В. Таболин, В. Петрук, С. Малов. Новый полноприводный КрАЗ // журнал «Автомобильный транспорт», № 7, 1984. стр.48-50
  2. 1234567891011
    В. В. Таболин, С. С. Малов, С. П. Контанистов. Полноприводный КрАЗ-260 // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1981. стр.31-32
  3. 12345
    Автомобили КрАЗ // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1984. стр.30-31
  4. М. Б. Андреев. Краснознаменные коллективы отрасли на Доске почёта ВДНХ // журнал «Автомобильная промышленность», № 9, 1982. стр.31-32
  5. «Первые цельнометаллические кабины автомобилей КрАЗ начали выпускаться в 1979 году, когда с конвейера завода стали сходить армейские вездеходы КрАЗ-260
    » Олег Колесников. Кабина КРАЗ: прошлое, настоящее и будущее // «Стальной характер» (корпоративный журнал ХК «АВТОКРАЗ»), № 5, 2011. стр.20-24
  6. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1984 (вып. 28). М., «Советская энциклопедия», 1984. стр.39
  7. А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр.148-150
  8. С коллегии Минавтосельхозмаша // журнал «Автомобильная промышленность», № 9, 1989. стр.32-33
  9. Дмитрий Гладкий. Заводская коллекция. Музей КрАЗа // «ГРУЗАВТОИНФО», № 98 от 3 апреля 2012
  10. Гамма КрАЗов расширяется // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1994. стр.23-34
  11. Кременчугский автозавод им. 50-летия Советской Украины // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1984. стр.29-30
  12. канд. экон. н. А. А. Невелев, канд. тех. н. Г. Б. Кац. Унификация- важное направление повышения эффективности производства // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1978. стр.3-7
  13. А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр.143
  14. Е. Д. Кочнев. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011
  15. КрАЗ-255Б // журнал «За рулём», № 12, 1978. стр.6-7
  16. канд. техн. н. А. И. Титков. От 180-тонного БелАЗа до детского велосипеда // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1988. стр.2-5
  17. 12
    Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ: Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 17-18 травня 2020 року). Львів, НАСВ, 2020. стор.264
  18. 12
    В. В. Саган, А. В. Завгородній. Перспективи розвитку перевезення пального спецiальною вiйськовою технiкою // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ: Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 11-12 травня 2020 року). Львів, НАСВ, 2020. стор.55-56
  19. «Майор Чаус продемонстрировал также макет тяжелого специального водометного монстра под названием «Торнадо». Это сугубо украинское ноу-хау. Модель задумана на базе трехосного грузовика производства Кременчугского автозавода и представляет собой установленную на шасси 12-тонную цистерну, автономный двигатель и подающий воду насос
    » Александр Ильченко. Водомет на базе БТРа // еженедельник «2000», № 22 (74) от 1 — 7 июня 2001
  20. С. П. Мазін, С. М. Мельников. Вимоги до характеристик водометної машини для розосередження натовпу під час припинення масових безладь // «Честь i закон», № 1, 2005. стор.34-38
  21. В Харькове разработали нью-«Катюшу» // «Сегодня. UA» от 11 мая 2009
  22. Игорь Шевцов. Украинский потенциал сдерживания // еженедельник «2000», № 5 (544) от 4 — 10 февраля 2011
  23. Віталій Стечишин. Вiдновлено ще одну дорогу життя // газета «Народна армія» вiд 11 липня 2014
  24. Олег Корякин. Донецкие РСЗО «Снежинка» и «Чебурашка» впервые попали на видео // RG.RU от 9 мая 2018

На базе автомобиля был создан целый ряд спецтехники

Помимо стандартных войсковых модификаций, Кременчугский автозавод выпускал и другие версии автомобиля. Большой популярностью пользовались седельные тягачи КрАЗ 260 В. Сзади они имели более короткую раму и оснащались седельно-сцепным устройством, благодаря чему автомобиль мог буксировать полуприцепы массой до 27,5 тонн по шоссейным дорогам и до 23 тонн по грунтовым. Тягачи этой серии активно использовались войсковыми подразделениями, в том числе, и в составе автопоездов, для установки пусковых и зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций и других устройств.

Тягач КрАЗ 260

Удлиненное шасси, которое стало базовым для создания разнообразной спецтехники, получило индекс 260 Г. На его основе монтировали понтонные автомобили , мостостроительные, крановые и бурильные установки, опреснительные станции, автотопливозаправщики и пр. Конструкторами завода были разработаны и опытные образцы лесовоза КрАЗ 260 Л, во многом схожие с аналогичным спецтранспортом на базе КрАЗ 255 Л. Однако серийное производство модели налажено не было, а немного позже для нужд лесной промышленности был создан специализированный КрАЗ 6437.

Лесовоз КрАЗ 260

Серийное производство 260 семейства КрАЗов было прекращено в 1993 году. После распада Советского Союза, вооруженные силы РФ, да и многие гражданские предприятия, не спешили приобретать автомобили из отделившейся Украины, ведь платить за них нужно было валютой, а недостатков у грузовиков хватало. Правда, огромным преимуществом украинских автомобилей была их более низкая, по сравнению, с западными аналогами цена. На сегодняшний она составляет порядка 750 – 900 тыс. рублей за седельные тягачи.

Среди советских автомобилей повышенной проходимости эта модель была одной из лучших и, несмотря на то, что её производство было прекращено уже почти 20 лет назад, автомобили до сих пор успешно эксплуатируются на постсоветском пространстве. На цену КрАЗ 260 влияют год выпуска, пробег и состояние грузовика. Большинство машин, которые находились на консервации, продаются без пробега в отличном состоянии и не требуют ремонта. Запчасти на 260 модель при необходимости отыскать не так трудно – обычно, они в широком ассортименте представлены в любом специализированном магазине.

Одноковшовый экскаватор на базе КрАЗ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]