МАЗ-7310
МАЗ-7310 на Викискладе
Общие данные
Производитель | МАЗ |
Годы пр-ва | 1962 — настоящее время |
Сборка | Минский завод колёсных тягачей |
Класс | грузовой |
Иные обозначения | МАЗ-543, «Ураган» |
Дизайн
Тип(ы) кузова | 4-местная кабина перед моторным отсеком |
Колёсная формула | 8 × 8 |
Двигатели
Д12А-525А
Марка: | Д12А-525А |
Объём: | 38 800 см3 |
Максимальная мощность: | 525 л. с., при 2000 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 2206 Н·м, при 1400 об/мин |
Конфигурация: | V12 |
Цилиндров: | 12 |
Ресурс: | 55 тыс. км. |
Рекомендованное топливо: | дизельное |
Трансмиссия
3-ступенчатая ГМП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина | 8960 мм |
Ширина | 2885 мм |
Высота | 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре) |
Клиренс | 500 мм |
Колёсная база | 1700+2650+1700 мм |
Колея задняя | 2200 мм |
Колея передняя | 2200 мм |
Масса | 21,6 т |
Динамические
Макс. скорость | 55 км/ч |
Другое
Грузоподъёмность | нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т |
Расход топлива | 125 л на 100 км |
Объём бака | 2×420 л |
Колёсный редуктор без водила с сателлитами Установка дизеля между кабинами
МАЗ-543/МАЗ-7310
— советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.
Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B
). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.
Модификации
- МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъёмностью 19600 кг. Основа для пусковых установок 9П117 (ракетного комплекса 9К72) и 9П120 (9К76 «Темп-С»); аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 (1973 год);
- МАЗ-543А (1967 год) — шасси с увеличенной до 22000 кг грузоподъёмностью за счёт перекомпоновки моторного отделения. На её базе создан ряд специальных машин, в том числе 9К58 «Смерч»), специальный кран КС-5571 (середина 1970-х годов);
- МАЗ-543М (начало 1970-х годов) — вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью (дополнительный моторный отсек, демонтированная правая кабина, увеличенная площадь за кабиной экипажа, большая грузоподъёмность). На шасси была создана машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных комплексов, а также других элементов разнообразных военных комплексов;
- МАЗ-7310 (1974 год) — прототип грузовика с бортовой платформой;
- МАЗ-73101 (1976 год) — серийное шасси бортового автомобиля МАЗ-7310. Основное отличие от МАЗ-543А — отсутствие специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 20550 мм; на его базе были созданы аэродромные пожарные автомобили АА-60(7310)-160 (1976 год), АА-60(7310)-160.01 (1978 год), АА-70(7310)-220 (1979 год), АПС-70(7310)-220.01 (1979 год);[источник не указан 647 дней
] - МАЗ-7313 (шасси — МАЗ-73131, январь 1983 года) — шасси доработанной конструкции и увеличенной на 1 тонну грузоподъёмности при неизменном собственном весе;
- МАЗ-73132 — укороченный вариант шасси.
Семейство МАЗ-543
Этот транспорт разрабатывался на базе 537-й версии, получив улучшенные агрегаты, надежную колёсную базу и новую кабину. Дизельный двигатель развивал 525 лошадиных сил. Коробка имела три передачи и дополнялась автоматической трансмиссией. Для улучшения проходимости была добавлена дистанционная система контроля давления в шинах.
543 семейство было состояло из трех основных моделей: 543, 543А и 543М. Отличительной особенностью тягачей было расположение кабины с обратным наклоном стёкол: она была двойного исполнения (правая и левая). Длина колёсной базы составляла 7,7 метров, при максимальной загруженности авто развивало скорость до 60 км/ч. На 100 километров уходило 100 литров дизтоплива.
МАЗ-543
Шасси МАЗ-543 — первая версия серии с грузоподъёмностью 19,1 тонн. После удачных тестов в 1962 году массовое производство машины начали только в 1965. Кабины были изолированы друг от друга, между ними находился моторный отсек, в каждой из них располагалось по 2 человека. На свет было выпущено чуть больше 1600 машин этой версии.
Народная армия ГДР использовала это шасси в качестве мобильных ремонтно-эвакуационных модулей. На машину монтировали крытый тентом кузов, в котором могли перевозить необходимое оборудование и специалистов, защищая от плохих погодных условий.
Первые годы на этот транспорт планировали устанавливать только ракетные комплексы. Первым стал опытный образец «Темп» в 1960 году. Затем установили пусковую установку 9П117 нового комплекса 9К72. После этого приняли решение устанавливать самое разнообразное военное оборудование.
МАЗ-543А
В 1963 году было представлено шасси МАЗ-543А, грузоподъёмность которого была увеличена до 19,4 тонн. Первые экземпляры отправляли в Волгоград для оснащения ракетным комплексом «Темп-С». В 1966 году, после старта промышленного производства, на модели А стали монтировать армейские кузова и надстройки. В 1968 году стартовало серийное производство этой модификации тягача.
Отличий от базовой версии у варианта А было немного. К основным относят смещение кабин вперёд, благодаря чему увеличили рабочую часть рамы до 7 метров. Производство этой машины закончили в середине «нулевых» годов, за всё время было выпущено более 2,6 тысяч экземпляров.
Основное назначение авто была транспортировка ракетных установок «Темп». Кроме этого, перевозилось необходимое для заряжания комплекса оборудование. Реже на шасси устанавливали систему залпового огня «Смерч». Машина была универсальной, для неё использовали надстройки любого типа, создавая передвижные командные пункты, радиолокационные станции, полевые гостиницы для солдат и т.д.
МАЗ-543М
Самое лучшее шасси МАЗ-543М, которое стало основной всей серии, было разработано в 1974 году. От двух предшественников его отличало наличие одной кабины слева и увеличенная грузоподъёмность (22,2 тонн). Основная конструкция изменениями подвергнута не была.
Помимо установки военного оборудования, на заводе решили совместить автомобиль МАЗ-543 цельнометаллической платформой, которая позволяла перевозить грузы и солдат. Распространения модификация не получила.
Эта модель вошла в историю надолго. Её оснащали современным и мощным вооружением, а также многочисленными военными надстройками. Транспорт перевозил боевую установку «Смерч», береговой комплекс «Берег», ракетный комплекс «Рубеж», несколько типов зенитных установок С-300 и многое другое.
На свет было выпущено 4,5 тысячи экземпляров шасси МАЗ-543М. В годы распада СССР серийный выпуск пришлось остановить, но Минский автомобильный завод продолжал выпуск небольших партий по государственным заказам. К середине 2000-х годов было собрано свыше 11 тысяч экземпляров всего семейства.
В 1990 году на базе 543-й версии был разработан грузовик МАЗ-7930, который отличался от аналога 12-цилиндровым двигателем на 500 лошадиных сил и цельнометаллическим кузовом. Несмотря на распад Союза, в 1994 году опытные образцы этой версии прошли необходимые испытания и были запущены на конвейер под названием МЗКТ-7390. Данный транспорт используется армией России для установки различного вооружения и модулей.
Мелкосерийные версии 543-го
В разные годы на базе стандартного шасси МАЗ-543М выпускались мелкосерийные версии. Они не получили большого выпуска, но производились по специальным заказам. МАЗ-543Б использовали для модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.
Базой для версии М послужила малоизвестная модель В. Было изменено строение некоторых узлов. У транспорта осталась одна кабина слева, а грузоподъёмность была увеличена до 19,6 тонн. Машину использовали для монтажа длинной и тяжёлой техники. Всего было произведено чуть меньше 250 экземпляров.
Для выполнения различных тыловых и хозяйственных задач была выпущена модель П. Её использовали для обучения солдат, а также для транспортировки артиллерийских орудий и тяжёлых прицепов. Единичные версии: Д с многотопливным штатным дизелем и Т для использования в горной местности.
Технические характеристики
- Грузоподъёмность: 20000 кг
- Допустимая масса прицепа: 25000 кг
- Собственная масса: 23000 кг
- Полная масса: 43300 кг
- Габаритные размеры, мм: длина: 11657
- ширина: 2975
- высота: 2950
- гидротрансформатор: четырёхколёсный, одноступенчатый
- коробки передач: I-3,2; II-1,8; III-1,0; задний ход-1,6
- Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160А на шасси МАЗ-7310, аэропорт в Киргизстане
- Ракетно-пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» (SS-12 Scaleboard по классификации НАТО) на шасси МАЗ-543П в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
- РСЗО «Смерч» на шасси МАЗ-543М
- Ракетно-пусковая установка SCUD-2 (Скад-2) в Афганистане
- ТЗМ 5Т92
на шасси МАЗ-543М противоракетного комплекса А-135.
МАЗ-3650 — новый конкурент «Газели»
Материал подготовлен дружественной редакцией auto.mail.ru.
Первая новинка — микроавтобус МАЗ-281. Это заднеприводная пятидверная (две — в кабине, одна сдвижная по правому борту, две распашные сзади) цельнометаллическая модель длиной 6 000 мм при размере колёсной базы 3 570 мм. На производство поставят несколько вариантов: 9-местный грузопассажирский, а также чисто пассажирский вместимостью 13 или 16 человек.
Грузовой фургон будет носить индекс МАЗ-3650, для которого, помимо шестиметровой версии, будет предлагаться короткобазное (2 960 мм) исполнение длиной 4 900 мм. Снаряжённая масса грузовичка — от 2 400 до 2 940 кг (в заивисимости от исполнения). Допустимая максимальная масса может доходить до 4 050 кг, то есть для управления «тяжёлой» модификацией потребуются уже «грузовые» права.
И микроавтобус, и фургон будут оснащаться турбодизельным двигателем JAC рабочим объёмом 2,8 литра и отдачей 149,5 л.с. (355 Нм). Подвески: передняя — независимая пружинная; задняя — зависимая рессорная. Рулевое управление — с гидроусилителем. Тормозная система — с ABS. Тормозные механизмы: передних колес — дисковые; задних колес — барабанные.
Как отмечает ABW, прототипом новых МАЗов послужил китайский JAC Sunray, который многие считают копией Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Впрочем, в самой JAC Motors утверждают, что экстерьер этой модели был разработан итальянским дизайнерским центром JAC, а интерьер — японским дизайнерским центром JAC.
Как отмечает издание, Минский автозавод пока не готов делиться информацией об этом грузовичке: уровень локализации, маркетинговая стратегия, а также цены пока не раскрыты.
Как отмечает ABW, прототипом новых МАЗов послужил китайский JAC Sunray, который многие считают копией Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Впрочем, в самой JAC Motors утверждают, что экстерьер этой модели был разработан итальянским дизайнерским центром JAC, а интерьер — японским дизайнерским центром JAC.
В игровой и сувенирной индустрии
- Масштабная модель МАЗ-7310 в четырёх модификациях (бортовой и пожарный) производится в г. Казани на НПО «Элекон». Масштаб 1:43. Достаточно крупная и тяжёлая модель изготовлена из металла и пластика. Бортовые модели и модели с цистернами мало чем отличаются друг от друга, кроме цвета. Пожарная от модели аэрофлот отличается цветом и наличием пожарного оборудования.
- Масштабная модель боевой машины БМ-30 (9А52-2) ракетной системы залпового огня РСЗО 9К58 «Смерч» на шасси МАЗ-543М производилась фирмой GE Fabbri и вышла в журнальной серии «Русские танки» (выпуск 29, октябрь 2011 г.). Масштаб 1:72. Модель изготовлена из металла и пластика.
- Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543, а также РСЗО 9К58 «Смерч» производились фирмой Trumpeter. Масштаб 1:35.
- Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации бортовой производилась издательством «ЮТ для умелых рук». Масштаб 1:32.
- Модель для самостоятельной сборки из бумаги МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась издательством «Левша». Масштаб 1:30.
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7911 производилась фирмой Modelcollect. Масштаб 1:72
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации аэродромный пожарный производилась фирмой A&A Models. Масштаб 1:72. Набор был представлен в штандартах Киевского аэропорта Жуляны, на широком торце крышки боковины 2-х Жулянских, 1-го Жуковского и 2-х Алма-Атинских схем маркировок.
- Модель для самостоятельной сборки МАЗ-7310 в модификации Радиолокатор 30Н6Е1 производилась фирмой PST Models. Масштаб 1:72.
- Модель для самостоятельной сборки ОТРК 9К72 «Эльбрус» на шасси МАЗ-543 производилась фирмой Toxsomodel. Масштаб 1:72.
- Дальнобойщики 2 (игра) — грузовик Шторм Т2310 основан на МАЗ-7310.
- В игре SpinTires носит название «модель E-7310».
- В игре Mudrunner: A Spintires game носит название «E-7310».
- В игре Command & Conquer: Generals пусковая установка Скад, артиллерия ГАО, основана на МАЗ-7310.
- В игре Operation Flashpoint:Cold War Crisis и ArmA II: Operation Arrowhead в виде 9К72 «Эльбрус»
- В игре Grand Theft Auto V — ракетоноситель на базе МАЗ-7310.
- В игре Fallout 76 — пожарная машина.