Двигатель КамАЗ-740 — один из лучших грузовых моторов

КамАЗ – это советско-российское автомобилестроительное предприятие, основанное в 1976 году. Изначально специализировалось на выпуске грузовых автомобилей грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн. Первым грузовиком, сошедшим с конвейера, стал КамАЗ 5320. Двигатель КамАЗ также был разработан с нуля специально для этого грузового автомобиля. За его основу были взяты лучшие зарубежные представители.

Это интересно! Правильное написание не КАМАЗ, а именно КамАЗ, что расшифровывается как Камский (Кам) автомобильный завод (АЗ). Поскольку двигатель КамАЗ 740 стал основным для этой модели, то основа статьи будет уделена именно этой марки мотора.

Обратите внимание!

Вариантов двигателя КамАЗ 740 было множество. Они отличаются в первую очередь стандартами Евро.

Название таких моторов приблизительно такое: «Двигатель КамАЗ 740-210(260)». Числа запомнить не особо просто, поэтому в народе чаще можно услышать такое название, как «Двигатель КамАЗ Евро 2 (3,4)».

Так как двигателей на КамАЗ одного Евростандарта может быть несколько, то в таблицах с техническими характеристиками будет указано заводское название.

Эксплуатационные характеристики КамАЗ-740

Первый мотор, получивший имя КамАЗ 740, характеризовался объёмом в 10 852 «кубиков», демонстрируя мощность около 210-ти «лошадок». В ходе модернизаций и всевозможных улучшений эти параметры изменялись.

В итоге силовые установки данного семейства демонстрировали показатели мощности в диапазоне 180-360 л. с. Для грузового автотранспорта использование дизельного топлива всегда оставалось нормой. Подобное решение оправдано увеличенной мощностью силового агрегата и меньшим расходом горючего.

Принцип работы дизеля

Главной деталью, которая во многом определяет характеристики двигателя КамАЗ 740, выступает блок цилиндров. Данный конструктивный элемент является единым моноблоком, на который монтируется большинство основных деталей двигателя.

Каждый цилиндр оснащен впускным и выпускным клапаном. Коленвал размещен в центре, однако значительно сдвинут вниз к картеру, который расположен под ним. Сам картер способен вместить от 26 до 28 литров масла. В остальном, работа данного двигателя ничем не отличается от функционирования современных дизельных моторов.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238

Итак, ЯМЗ-238 представляет собой четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель, с классическим V-образным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива, воспламенением от сжатия и жидкостным охлаждением. Выпускается как в обычных «атмосферных», так и в турбированных версиях.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238

Год 2015й. На фото – двигатели ЯМЗ-238/Евро 2 Турбо

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Разновидности моторов семейства ЯМЗ-238 и их особенности

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего – количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2.

Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо – это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.

Переработке также подверглись топливный насос высокого давления и коленчатый вал. В ассортименте завода – модели ЯМЗ-238 с маховиками под установку 2х-дискового или одно-дискового сцеплений; с правосторонними органами управления (по заказу из ЮАР), и прочими конструктивными решениями, для потребностей каждой конкретной техники.

Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе.

Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления.

Устройство и компоновка основных элементов двигателей ЯМЗ-238

Восемь цилиндров ЯМЗ-238 расположены в два ряда, по V-образной схеме, под углом в 90 градусов. Впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов обеспечивают 16 клапанов.

Блок цилиндров, картер, головка цилиндров

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику.

Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Блок цилиндров, картер, головка цилиндров

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 – четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.

Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных – отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку.

Кривошип но-шатунный механизм

Поршни, изготовленные из алюминиевого эвтектического сплава, размещаются внутри гильз цилиндров, которые покрыты в ЯМЗ-238 специальным фосфатированным слоем, для укрепления износостойкости. Масло на поршень подаётся из специальной неподвижной форсунки. Канавка под верхнее (компрессионное) кольцо выполняется во вставке из жаропрочного чугуна особой марки, типа «нирезист». Количество колец, в зависимости от модификации двигателя ЯМЗ-238, – три или четыре. Поршневой палец – азотированный, с увеличенным наружным диаметром.

Стальной шатун двутаврового сечения имеет косой разъём нижней головки. Окончательной обработке шатуны подлежат после их сборки с крышкой, поэтому крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми. В нижнюю головку шатуна монтируются сменные вкладыши, а в верхнюю – запрессовывается сталебронзовая втулка 56 мм в диаметре.

Маховики на ЯМЗ-238 применяются двух видов. Марки «К», для зубчатого венца с модулем 4,25. И марки «Н», предназначенный для работы с зубчатым венцом модуля 3,75. Маховики поставляются в сборе с зубчатыми венцами, и не являются взаимозаменяемыми. К коленчатому валу чугунный маховик прикреплён болтами, под которыми установлена стальная пластина высокой прочности (одна на все болты). Относительно шеек коленвала маховик зафиксирован точно, с помощью двух специальных штифтов.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм ЯМЗ-238

Стальной коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 изготавливается методом горячей штамповки. Все поверхности коленчатого вала дополнительно обработаны и покрыты азотированным слоем толщиной не менее 0,35 мм. Коленвал снабжён пятью коренными опорами и четырьмя шатунными шейками. В систему уравновешивания коленчатого вала и сбережения (разгрузки) коренных подшипников входят, помимо противовесов на щеках коленвала, также две выносные массы на переднем и заднем концах коленвала.

Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238 серий БЕ и ДЕ снабжён конусом на переднем его конце, на котором закреплены ступица, жидкостный гаситель крутильных колебаний и специальный шкив.

Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ-238

Из каких элементов состоит газораспределительный механизм на ЯМЗ-238: это распределительный вал, снабжённый приводной шестернёй и подшипниками; толкатели со специальными осями; штанги и коромысла с регулировочными винтами; оси коромысел; клапаны с пружинами, деталями крепления и втулками- направляющими.

Распредвал стальной, штампованный, опорные шейки и кулачки которого для повышения износостойкости закаляются ТВЧ. Он установлен в верхней части картера блока цилиндров. В движение приводится от переднего конца коленчатого вала, посредством специальных косозубых шестерён. Прочие перечисленные элементы механизма газораспределения также являются штампованными, изготовленными из стали.

Из специальных жаропрочных сплавов изготавливаются впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма. Рабочие фаски клапанов дополнительно наплавлены особо жаропрочным сплавом типа «стеллит». К стержням привариваются наконечники из легированной стали.

Система смазки двигателя ЯМЗ-238

Смазочная система на ЯМЗ-238 является смешанного типа, с «мокрым» картером. Масляный насос, имеющий рабочую производительность 140 литров в минуту, через трубу-заборник всасывает масло из нижней части картера и под давлением подаёт его в жидкостно-масляный теплообменник. Откуда, через перепускной клапан, масло прогоняется по специальным каналам к подшипникам, толкателям и другим рабочим поверхностям двигателя.

При повышении давления масла свыше 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), излишки масла сливаются по масляной магистрали обратно вниз картера. Для очистки масла от продуктов отработки предусмотрено наличие масляного фильтра и дополнительного фильтра ценробежной очистки масла.

Система питания ЯМЗ-238

Топливоподающая система двигателей ЯМЗ-238 относится к разделённому типу. Составные её части следующие: топливный насос высокого давления (со встроенными регулятором и корректором); насос топливоподкачивающий; форсунки; фильтры грубой и тонкой очистки дизельного топлива; топливопроводы низкого и высокого давления.

Функционирование системы питания ЯМЗ-238 происходит следующим образом. Солярка засасывается из топливного бака топливоподкачивающим насосом, проходя при этом через первоначальный фильтр грубой очистки топлива. Далее, по топливопроводу горючее достигает фильтра тонкой очистки, проходит через него и попадает в топливный насос высокого давления.

Система питания ЯМЗ-238

Система питания ЯМЗ-238

ТНВД, как настоящая топливо-распределительная станция, в соответствии с порядком работы цилиндров, гонит топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам. Через которые оно и распыляется в полости цилиндров. Посредством перепускного клапана в топливном насосе и жиклёра в фильтре тонкой очистки, излишки солярки, вместе с попавшим в систему воздухом, отводятся по специальному топливопроводу обратно в топливный бак. Ту же функцию выполняет и топливопровод, удаляющий излишки топлива, просочившиеся в полость пружины форсунки.

Некоторые параметры ЯМЗ-238 в цифрах

  • Рабочий объём: 14,85 литров
  • Диапазон мощности: 180-420 л.с.
  • Ресурс от производителя: 800 тыс. – 1 млн км.
  • Габаритные размеры, с коробкой и сцеплением (в скобках – без них), в миллиметрах: 1796-2069 (1020-1222) х 1006 х 1195.
  • Вес сухой с вспомогательным оборудованием (в скобках – без него), в кг – 880-1070 (820-1010).
  • Масса в сборе и с узлами трансмиссии, в кг 1170-1385.
  • Рабочий объем системы смазки (без радиатора), в литрах – 24-32.
  • Литраж системы охлаждения (исключая радиатор-охладитель и отопитель) – 17-20.

Обслуживание

Сервис и ТО двигателя КамАЗ-740 не вызывают никаких трудностей. Техобслуживание предельно простое и не требует особых навыков или умений. Смену масла, согласно регламенту ТО и руководству по ремонту, следует осуществлять через каждые 15 тысяч километров пробега.

Несмотря на предписания производителей, со временем стало понятно, что каждая конкретна модификация силового агрегата подразумевает индивидуальные межсервисные интервалы. Если для классического дизеля техническое обслуживание необходимо проводить каждые 15 000 километров, то для турбированного силового агрегата (начиная с Евро-2) пробег между ТО можно смело увеличить до 20 000 км.

В обоих случаях во время проведения планового ТО обязательна замена смазки и фильтрующих элементов. Помимо этого, настоятельно рекомендуется проводить регулировку клапанов и выполнять диагностику топливной системы.

Подобный подход дает возможность увеличить ресурс ДВС на сотню тысяч километров, предотвратив преждевременный износ его конструктивных элементов, что очень выгодно, как в финансовом отношении, так и в плане проведения капремонта двигателя.

Техническое обслуживание двигателей семейства КамАЗ 740

Двигатель КамАЗ 740 является дизельным и исходя из этого в домашних условиях его ремонт производить очень сложно, однако некоторые мелкие вещи сделать возможно. Такими вещами является замена охлаждающей жидкости и масла.

Замена охлаждающей жидкости

Охлаждающую жидкость нужно заменять каждые 3-5 лет в зависимости от условий эксплуатации. Про потребность заменить охлаждающую жидкость говорит в первую очередь тот факт, что сама охлаждающая жидкость потеряла свой первоначальный цвет и стала цвета грязной воды.

В двигатель КамАЗ 740 заливают охлаждающую жидкость типа Тосол-А40 общим объёмом 25 литров.

Следить за уровнем охлаждающей жидкости нужно постоянно. Желательно проверять этот уровень при каждом старте мотора. Делается это довольно просто:

  1. Нужно всего лишь открыть специальный кран на расширительном бочке. Если тосол начал течь, значит уровень в норме. Закрываем кран и заводим мотор. Если из крана ничего не потекло, то нужно долить охлаждающую жидкость и, если при доливке ничего не происходит, нужно проверить сначала сам кран, а потом всю систему охлаждения, возможны утечки ОЖ.
  2. В случае недостачи охлаждающей жидкости нельзя ни в коем случае заводить мотор. Иначе циркулировать в системе охлаждения будет не просто тосол, а тосол с водой. Это может привести к разрушению крыльчатки и дорогостоящему ремонту в целом.
  3. Если жидкость потекла, однако её состояние оставляет желать лучшего, то надо произвести её замену. Для этого слейте жидкость с нижнего крана радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины.
  4. После этого закройте все краны и наполните систему охлаждающей жидкостью.

Замена масла

Масло, как и охлаждающая жидкость требует периодической замены. Уровень масла проверяется, как и на всех движках – специальным щупом. Уровень смазывающей жидкости должен находиться около о.

Превышение, ровно, как и меньшее количество масла не желательно. Если масла в двигателе будет слишком мало, то резко увеличится износ всех деталей мотора, так как они будут работать практически «на сухую». Мотор, у которого недостаточно масла, лучше не запускать во избежание серьёзных поломок. Лучше всего найти и долить масла.

Если это сделать невозможно, то максимально уменьшить нагрузку на него. Убрать лишний груз, отцепить прицеп. Если это тоже не представляется возможным, то лучше подождать помощи. Езда на нагруженной машине с таким уровнем масла может привести к очень серьёзным последствиям.

Если масло всё-таки необходимо заменить:

  • Прогрейте мотор до температуры 80-90 градусов Цельсия;
  • Глушим мотор;
  • Выкручиваем пробку на картере (фото ниже);
  • Ждём, пока масло полностью выльется;
  • Меняем фильтрующие элементы;
  • Промойте ротор центробежного фильтра очистки масла;
  • Заливаем масло через специальную заливную горловину до о на щупе;
  • Запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу 5-10 мин;
  • Глушим, и через 5-10 минут доливаем масло до о на измерительном щупе;
  • После этого процесс замены масла можно считать оконченным.

Повреждения и неисправности

Поломки свойственны даже самым совершенным и простым механизмам. Силовой агрегат КамАЗ-740 не является исключением. Чаще всего мотор ломается в тяжелых эксплуатационных условиях. В случае с двигателем КамАЗ-740 из строя выходит один из двух основных элементов конструкции.

  • топливный насос высокого давления, который отвечает за подачу горючего;
  • водяной насос.

Помимо этого, достаточно часты случаи поломки системы впрыска топлива, причиной чему является загрязнение форсунок.

Технические характеристики моторов класса Евро

  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 0

Двигатель КамАЗ Евро 0 считают самым первым мотором семейства. Самый известный мотор серии 740. Он хороший и надёжный. Но его проблемой является несоответствие новейшим европейским стандартам.

Таблица КамАЗ двигатель Евро 0

Скачать .xls-файл xls Скачать картинку pic Отправить на email mail

Модель движка740-210740-260
Мощность двигателя, кВт (л. с.)154(210)191(260)
Частота вращения коленчатого вала26002600
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм)667(68)765(80)
Количество и расположение цилиндров8, V-образное8, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм120/120120/120
Рабочий объем двигателя, л10.8510.85
Степень сжатия топливной смеси1716.5
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-81-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленвала по ГОСТ 22836-77правоеправое
Вес двигателя в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг750780
Заправочная емкость системы смазки, л2628
Емкость системы охлаждения (только мотор), л1818
Модель ТНВД33 ЯЗДА334 ЯЗДА
Форсунка движка271271
Давление начала впрыскивания, МПа21,3-22,322,95-23,73 (234-242)

Это интересно: Техника прохождения поворотов

  • О ДВИГАТЕЛЕ КамАЗ ЕВРО 2

Более современные и доработанные двигатели Евро 2 КамАЗ. Первый двигатель КамАЗ 740 уступает мотору евро 2, в первую очередь, современностью исполнения узлов и агрегатов, а также другим европейским требованиям.

Всего выпущено 4 модели мотора класса Евро 2. Все они вместе с подробной технической характеристикой представлены ниже в таблицах.

Таблица Двигатель КамАЗ Евро 2. Часть 1

Скачать .xls-файл xls Скачать картинку pic Отправить на email mail

Модель движка740.31-240740.30-260
Мощность, кВт (л. с.)176(240)191(260)
Частота вращения коленчатого вала22002200
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм)980(100)1078(110)
Количество и расположение цилиндров8, V-образное8, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм120/120120/120
Рабочий объем двигателя, л10.8510.85
Степень сжатия камеры сгорания1616.5
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-81-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения по ГОСТ 22836-77правоеправое
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг760885
Заправочная емкость системы смазки, л2628
Емкость системы охлаждения (только мотор), л1818
Модель ТНВД337-20 ЯЗДА337-71 ЯЗДА
Форсунка движка273-51273-51
Давление начала впрыскивания, Мпа21,3-22,521,4-22,4

Таблица Двигатель КамАЗ евро 2. Часть 2

Скачать .xls-файл xls Скачать картинку pic Отправить на email mail

Модель движка740.51-320740.50-360
Мощность движка, кВт (л.с.)235(320)265(360)
Частота вращения коленчатого вала, мин -122002200
Максимальный крутящий момент, Нм(кГм)1020(104))1147(117)
Количество и расположение цилиндров8, V-образное8, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм120/130120/130
Рабочий объем мотора, л11.7611.76
Степень сжатия камеры сгорания16.516.5
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-81-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77правоеправое
Масса мотора в комплектности (брутто) по ГОСТ 14846-81, кг885885
Заправочная емкость системы смазки, л2828
Емкость системы охлаждения (только мотор), л1818
Модель ТНВД33720-03 ЯЗДА33720-04 ЯЗДА
Форсунка движка2735027350
Давление начала впрыскивания, МПа23,34-24,5223,34-24,54
  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 3

Двигатели КамАЗ Евро 3 в основе являются переходным звеном от моторов Евро 2 и Евро 4, поэтому в статье их детальной характеристики не будет.

  • МОТОР КамАЗ ЕВРО 4

Таблица Двигатель КамАЗ Евро 4

Скачать .xls-файл xls Скачать картинку pic Отправить на email mail

Модель движка740.70-280740.71-320740.72-360740.73-400740.74-420740.75-440
Расположение и число цилиндров в мотореV-8
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм120130
Рабочий объём движка, л11.76
Степень сжатия камеры сгорания16.8
Максимальная полезная мощность мотора по Правилам ЕЭК ООН № 85-00, номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81, л. с., не менее280320360400420440
Номинальная частота вращения коленвала, мин -11900
Максимальный полезный крутящий момент мотора по Правилам ЕЭК ООН № 85-00, максимальный крутящий момент нетто по ГОСТ 14846-81, кгс*м, не менее117713731570176618642060
Частота вращения коленвала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин -11300 +/- 50
Минимальный удельный расход топлива, г/(л. с.*ч)194.5
Расход масла на угар на режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива0.06
Масса незаправленного смазкой двигателя в комплектности поставки, кг870
Размеры: Длина х Ширина х Высота, мм1260х930х1045
  • СUMMINS (КАМЕНС) ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ

Двигатели Каменс – зарубежные моторы, устанавливаемые на КамАЗы нашего производства. По мощностным характеристикам они приравниваются к Российским 740, не уступая последним ни в надёжности, ни в мощности.

На КамАЗе двигатели Каменс зарекомендовали себя как достойная, хоть и более дорогая альтернатива русскому мотору, легендарному 740-му.

Ремонт агрегата КамАЗ-740

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта ТНВД или водяного насоса, владельцы автомобилей КамАЗ очень щепетильно относятся к уходу за ДВС и бортовыми системами транспортного средства. Специалисты с опытом обслуживания данных грузовиков рекомендуют чистить форсунки не реже, чем через каждые 20 000 километров пробега. Такая высокая частотность профилактических мероприятий обусловлена низким качеством дизтоплива.

Силовые установки КамАЗ-740 давно и прочно зарекомендовали себя с хорошей стороны. Их технические характеристики и возможности известны во всем мире. К примеру, в 80-е годы минувшего тысячелетия моторами Камского автозавода агрегатировались грузовые транспортные средства знаменитого немецкого бренда «ДАФ». В конечном итоге немцы разработали и начали производить собственные дизельные двигатели, которые больше соответствовали крупнотоннажным грузовикам.

Моторы семейства КамАЗ-740 изготавливаются по сей день. Отечественный автогигант выпускает их в достаточно большом количестве, постоянно модифицируя и модернизируя двигатель. Так, руководство компании планирует в ближайшем будущем представить новую силовую установку с маркировкой 740.80-300.

Новинка представляет собой двигатель пятого поколения с экологическими нормами Евро-5. Из фундаментальных доработок можно выделить новую систему впрыска топлива, которая, по мнению конструкторов и инженеров, способна в корне изменить представление о турбодизелях для грузовиков. Ожидается, что мощность агрегата КамАЗ-740.80-300 будет варьироваться в диапазоне 500-800 л. с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: