Газ 71: технические характеристики вездехода, фото


История машины

В 60-е годы, когда советская экономика заметно восстановилась от ужасающих последствий войны, правительство СССР задумалось о создании нового автомобиля, способного преодолевать любое бездорожье. Авто планировали использовать для исследования Сибири, Дальнего Востока и других неисследованных районов для развития нефтяной и газовой отраслей.

От новой машины требовали возможность двигаться не только по бездорожью, но и плыть по воде. Транспорт должен был выдерживать суровые климатические условия (повышенная влажность и экстремально низкие температуры).

С 1954 по 1964 года Горьковский автомобильный завод выпускал вездеход ГАЗ-47, широко использовавшийся в различных отраслях и ценимый за высокую проходимость. Однако в 60-е годы стало очевидным, что старый вездеход не соответствует современным требованиям. Инженеры начали разрабатывать новую модель на базе старой, взяв от неё все удачные свойства.

С проблемой столкнулись уже на стадии производства: горьковское предприятие не могло выпускать достаточного количества машин для обеспечения потребностей всего государства. В 1973 году сборочную линию вездеходов полностью перенесли на специализированный Заволжский завод гусеничных тягачей (ЗЗГТ).

Применение вездехода

Первый опытный образец гусеничной машины нового поколения был собран в 1968 году. Модель назвали ГТ-СМ. За 17 лет производства 71-я версия выполнила огромное количество хозяйственных и военных задач. Потребитель ценил эту машину за технические характеристики и высокую проходимость.

Некоторые ГАЗ-71 сохранились до нашего времени и продолжают нести регулярную службу. Их используют в основном на Севере. Долгий срок службы машины объясняется ее простой конструкцией, недорогим обслуживанием и распространенностью запчастей.

Вездеход доставляет людей и грузы разной категории в труднодоступные уголки страны, преодолевая бездорожье, водные преграды и низкие температуры. В военной отрасли ГАЗ-71 использовали для транспортировки солдат и амуниции, поддержки научных экспедиций, эвакуации раненных и так далее. 71-й способен буксировать прицепы массой до 2 тысяч килограмм.

Езда по бездорожью дополняется функцией самовытаскивания в случае застревания. Вездеход может передвигаться по сугробам, пустыне, болоту и плавать по воде. Максимальная длительность заплыва — полтора километра, за счёт вращения гусениц ГАЗ-71 может развивать скорость до 6 км/ч.

Для плавания требуется установка быстросъёмных гидродинамических кожухов. Выйти из воды машина может по наклону не более 20 градусов. Специалисты рекомендуют использовать транспорт на спокойных реках, быстрое течение может затопить автомобиль.

Модификации вездехода

На протяжении долгой истории ГАЗ-71 его не уставали модернизировать и улучшать. В результате характеристики надежности и автономности заметно выросли. О каждой модификации можно написать отдельную статью, поэтому рассмотрим их коротко.

3403:

  • увеличенная грузоподъёмность до 1250 кг;
  • усиленные торсионы;
  • двойные лобовые стёкла;
  • увеличенные до 93 л топливные баки;
  • повышенная износостойкость тормозных лент.

34032:

  • версия для поисково-спасательных работ;
  • грузовая платформа сзади;
  • возможность брать груз на плаву.

34033:

  • версия для пограничной службы;
  • два генератора;
  • две аккумуляторные группы.

34036/34037:

  • повышенная плавучесть;
  • дизельный двигатель;
  • дополнительный задний каток.

Кроме того, существуют модификации с разными типами кузова: северный со спальными местами и жесткий. Также на некоторых моделях устанавливали автономный отопитель кузова, что позволяло использовать машину для кратковременного проживания. Также выпускались варианты санитарной машины с лебёдкой для вытаскивания раненых, артиллерийский тягач, химическая разведка и пр.

Технические характеристики

При движении по дорогам вездеход ГАЗ-71 показывает отличную манёвренность, развивает хорошую для своей массы и мощности скорость — до 50 км/ч. Значение максимальной скорости было увеличено по сравнению с ГАЗ-47. По болотистой местности и снегу машина разгоняется до 18 км/ч.

Технические характеристики:

  • Длина — 5 390 мм;
  • Ширина — 2 582 мм;
  • Высота — 1 740 мм;
  • Клиренс — 380 мм;
  • Мощность силового агрегата — 115 лошадиных сил;
  • Расход топлива — 100 литров на 100 км.

Расход топлива

При движении с максимальной скоростью или по бездорожью может потребоваться до 150 литров на 100 километров. Среднее значение расхода — 100 литров. Вездеход имеет 4 бака: три по 232,5 литра каждый и один на 77,5 литров. Полной заправки хватит на преодоление 400-500 километров без дозаправок.

Двигатель и КПП

Силовой агрегат объёмом 4,25 литра — ЗМЗ-41 — работает на бензине вкупе с карбюратором, имеет восемь цилиндров. Мощность — 115 лошадиных сил. Двигательный отсек оснащён системой, которая одновременно активирует мотор, коробку передач, дополнительную скорость и сцепление.

Силовая установка закрыта металлическими пластинами со всех сторон. Они легко снимаются, поэтому обеспечен свободный доступ к двигателю со стороны кабины и кузова. Дизельный мотор появился только в транспорте нового поколения — ГАЗ-3403.

Механическая коробка передач имеет пять скоростей — 4 передние и 1 заднюю. Раздатка оснащена двойной передачей. Сцепление сделано по сухому типу с одним диском. Конструкция дополняется бортовыми редукторами и ленточной тормозной системой.

Ходовая часть

В основе ходовой части лежат двенадцать катков с гусеницами. Они покрыты резиной и работают совместно с двухвенечными колёсами. На задник катки установлены гидравлические амортизаторы.

Каждая гусеница ГАЗ-71 состоит из 83 элементов, соединенных стальными креплениями. Для продления срока службы гусениц предусмотрены съёмные снегоочистители. Они не дают образовываться наледи и скоплению снега.

Трансмиссия

Некоторые технические данные транспортера:

  • коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
  • коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
  • главная передача — конические шестерни в алюминиевом картере;
  • карданная передача — вал на игольчатых подшипниках;
  • фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
  • тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана — 294 мм, ширина прижимной ленты — 120 мм;
  • передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.

Устройство кузова и кабины

Грузовая платформа машины сделана из стали. Для перевозки людей в условиях низких температур предусмотрены отопительная система кузова и возможность установки тента. Тент монтируется на каркас, вентиляцию обеспечивает специальный рукав. В кузове есть санитарное оборудование для эвакуации раненных людей. Платформа предусмотрена на 10 пассажиров, для их комфорта есть откидные полумягкие сиденья.

Кабина выполнена по цельнометаллической технологии. Она имеет две двери и вмещает двух человек — пассажира и водителя. Герметизация кабины выполнена на высоком уровне — после преодоления водных преград глубиной до 1,2 метров в салоне сохраняется полная сухость. Вентиляцию обеспечивают два люка в крыше отсека. Термо- и шумоизоляция кабины выполнены хорошо. Для сохранения комфортной температуры в ней установлен отопительный механизм. Аккумулятор находится за водительским сиденьем, его закрывает металлическая пластина, которая легко снимается.

Армейская модификация

Бронированный гусеничный вездеход (толщина брони — 6 мм) ГАЗ-71 авиадесантируемый, подвижный, высокоманевренный, обладающий минимальными габаритами, как нельзя лучше подходит для эксплуатации в военных условиях. Транспортер обладает только одним относительным недостатком: у него быстро изнашиваются гусеницы, при этом отдельные траки приходится менять. В остальном машина считается технически совершенной, запчасти ГАЗ-71 требуются не часто.

В кабине оборудованы два места — для механика-водителя и офицера, сопровождающего транспортное средство. В кузове могут разместиться 10 человек личного состава.

Корпус транспортёра не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а только как надежный перевозчик грузов в условиях бездорожья.

Вывод

Гусеничный вездеходный транспорт ГАЗ-71 — настоящая легенда советского машиностроения. Выпуск этой модели был закончен в 1985 году, но некоторые экземпляры работают кое-где и в наши дни, как правило, в регионах с холодным климатом.

Приобрести этот автомобиль можно на вторичном рынке. Стоимость вездехода зависит от его технического и внешнего состояния. Машины в отличном состоянии предлагаются за 700-1300 тысяч рублей, в зависимости от года выпуска. Требующие ремонта грузовики обойдутся покупателю в 200-700 тысяч рублей.

Новые запчасти есть в специализированных магазинах, имеется много предложений и на вторичном рынке. Можно использовать комплектующие от следующего поколения вездеходов — ГАЗ-3403.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вездеход ГАЗ-71. Прошлое и настоящее

Если Вы пожелаете купить вездеход ГАЗ-71, то следует учесть, что можно рассчитывать на агрегат возрастом от 28 до 45 лет, так как эти машины выпускались с 1968 до 1985 годов прошлого века. Их собирали на Заволжском заводе, производившем тягачи. Машина представляет собой транспортер на гусеничном ходу, который может пройти по болотистым и заснеженным местностям и сманеврировать с радиусом поворота 2,2 метра. Собственная грузоподъемность составляет одну тонну (или две тонны для прицепа).

В течение долгой истории своего существования ГАЗ-71 перевозил войска, людей, различные народохозяйственные грузы. Он проходил и проходит там, где нет дороги, переплывает водные преграды (до 1,5 км) со скоростью 5-6 км\час при небольшой волне и разумной силе ветра. Его отличительной особенностью является то, что он может стоять вне гаража при температуре от минус 40 до плюс 50 градусов длительное время, без потери ходовых качеств. Он также способен работать на высоте до трех километров над уровнем моря .

В последние десятилетия эта машина принимает активное участие в буровых работах, помогая в монтаже установок соответствующего класса. Ее масса составляет около 3,8 -4,3 тонн в зависимости от загрузки, кабина вмещает двух человек, для которых есть два спальных места. Некоторые ГАЗ-71 специально оборудуются для перевозки персонала (10 человек), включая обустройство печного отопления внутри защищенного кузова.

Такое возможно благодаря солидным габаритам — вездеход имеет в длину почти 6 метров, ширину около 2,5 м и высоту 1,83 — 2 метра.

Колея между гусеницами составляет 2,1 метра, а давление на грунт — 0,19 кгс на квадратный сантиметр, что не предполагает активное использование этого транспорта на городских дорогах. А вот препятствия ГАЗ-71 преодолевает замечательно. Машина взбирается в гору под углом до 35 градусов и выдерживает боковой крен до двадцати пяти градусов на сухих почвах. С запасом топлива А-76 около 400 литров (4 бака по 75 или 93 литра) тягач может пройти по шоссе 500 километров.

Современные вездеходы гусеничные, которые продолжают линейку вышеуказанной модели, обладают рядом новых характеристик. Например, ГАЗ-34029, который выпускают в наши дни на том же заводе, имеет грузоподъемность на полтонны больше, дизельный двигатель с турбонадувом, большую мощность, автономный отопитель кузова.

Такая машина более надежная, но и более тяжелая – вес агрегата может достигать 5,3 тонн.

ГАЗ-71 был первым вездеходом, выпущенным на Заволжском заводе. С тех пор было создано около 20 модификаций этих машин. Первые из них работали в условиях Крайнего Севера и тайги, где участвовали в развитии нефтяной и газовой промышленности СССР. Также предприятие за годы функционирования выпустило бронетранспортер ГАЗ-73, машину с повышенной плавучестью (ГАЗ-34036), а также ГАЗ-3403 с грузоподъемностью 1,25 тонны, оборудованный тентами и гусеницами различной конфигурации.

Купить ГАЗ-71 сегодня можно по цене от 0,65 до 1,2 млн. рублей. Большинство вариантов предлагается в восточных регионах России в хорошем состоянии, что обуславливается небольшим пробегом и повышенной устойчивостью машины к воздействию внешней среды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: