Электрооборудование и приборы ДТ-75 (85.48.001-1)

Трактор ДТ-75 — это гусеничная машина, которая выпускалась в Советском Союзе с 1963 года. Технические характеристики трактора, позволяли ему выполнять различные производственные задачи. Второе поколение этих машин получило ещё больше мощности, что позволило значительно расширить функциональность техники. Трактора ДТ-75 выпускались в Волгограде и на территории Казахстана. Благодаря мощной силовой установке, трактора могли использоваться как бульдозер, выполнять функцию тягача и применяться для вспахивания полей. Небольшой вес и широкое гусеничное полотно, обеспечивали машинам хорошую проходимость и манёвренность. Благодаря этим особенностям, трактор ДТ-75 наиболее широко использовался для полевых работ и на лесозаготовках.

На счету Волгоградского тракторного завода много мощных и выносливых моделей, которые помогают человеку во всех сферах деятельности. Но самым выдающимся представителем концерна по праву считается трактор гусеничный ДТ 75. Сочетание мощного двигателя и гусеничной ходовой части позволяет ему без труда выполнять различные виды работ. За годы существования он породил несколько модификаций, что не удивительно – в 2013 году был отмечен полувековой юбилей. Но, несмотря на свой возраст, трактор остается популярным и востребованным на современных предприятиях.

Устройство и технические характеристики ДТ-75

На первые модели ДТ-75 устанавливались четырёхцилиндровые дизельные двигатели СМД-14. Эти агрегаты выдавали мощность в 75 лошадиных сил и обладали рабочим ресурсом в 3000 моточасов. Впоследствии силовую установку заменил усовершенствованный двигатель из этой серии СМД-14НГ. Новый мотор обладал теми же техническими характеристиками, что и его предшественник, но выдавал больше мощности – 80 лошадиных сил.

Вес5 550 кг
Параметры: длина/ширина/высота4 109/1 740/2 304 мм
Радиус разворота2 250 мм
Колея1 330 мм
Клиренс326 мм
Скоростной диапазон5,5-10,8 км/час
Вращение коленвала1 700 об/мин
Расход топлива195 г/кВт час

Показатели массы трактора зависят от типа установленного силового агрегата. Для моделей с мотором А-41 она составляет 6530 кг, а для представителей, оснащенных дизельной установкой Д-245.5S2 – 6000 кг. Техническая характеристика трактора ДТ 75, а именно эксплуатационная масса, меняется в зависимости от типа навесного оборудования.

Классифицировать гидросистемы достаточно сложно ввиду мно-жества возможных признаков классификации.

По компоновке все гидросистемы можно подразделить на: еди-ноагрегатные, раздельноагрегатные и полураздельноагрегатные.

В единоагрегатной гидросистеме все составные элементы (на-сос, распределитель, цилиндр, фильтр, масляный бак и др.) объедине-ны в один моноблок, который крепится к остову трактора и получает энергию от приводного вала (обычно от ВОМ).

К достоинствам единоагрегатной компоновки можно отнести простоту оснащения трактора гидросистемой, компактность и отсут-ствие внешних коммуникационных связей, а к недостаткам -малую унифицированность, низкий КПД, возможность агрегатирования только с одной машиной и др.

Единоагрегатные гидросистемы НС-37 и НС-52 выпускались для тракторов «Универсал-2», ДТ-24, МТЗ-2, КПД-35, ХТЗ-7 и ДТ-14. Раздельноагрегатными гидросистемами в настоящее время ос-нащены все выпускаемые в нашей стране тракторы. Эта система об-

ладает многими преимуществами по сравнению с единоагрегатной.

К числу достоинств раздельноагрегатной системы можно отне-

сти:

рациональность размещения компонентов гидросистемы на

тракторе -насос вблизи высокооборотных валов двигателя или транс-миссии, распределитель в кабине трактора, бак в защищенном месте и т.п.;

высокая унифицированность гидроагрегатов, рассчитанных на работу с максимальным давлением жидкости до 20 МПа;

простота модернизации путем встраивания в гидросистему до-полнительных гидроагрегатов, расширяющих ее возможности;

возможность раздельного управления машинами с секционной навеской;

возможность раздельного управления рабочими органами при-цепных машин;

возможность выполнения автосцепки с навесными или прицеп-ными машинами;

возможность легкой раздачи мощности внешним потребителям путем установки на тракторе гидровыводов в желательных местах;

доступность и простота обслуживания гидроагрегатов и др.

Гидросистема полураздельноагрегатного типа применяется иногда, когда часть агрегатов объединена в моноблок, а часть -выне-сена как самостоятельные узлы. Так, в самоходных шасси ДСШ-14 и ДВСШ-16 объединены в один блок насос и распределитель, блок же-стко закреплен на корпусе трансмиссии, являющимся масляным ба-ком. При этом два вынесенных гидроцилиндра служат для независи-мого управления навесными машинами, сцепленными с самоходным шасси.

Известна другая комбинация компоновки узлов гидросистемы, когда в качестве самостоятельных узлов вынесены насос и распреде-литель, а все остальные элементы (бак с маслом, фильтр и гидроци-линдр) объединяются в моноблок. Мощность гидросистемы тракто-ров разных модификаций меняется путем изменения числа установ-ленных на тракторе моноблоков и соответствующих замен насоса и распределителя.

Полураздельноагрегатные гидросистемы пока находят ограни-ченное применение, а наибольшее распространение получили раз-дельноагрегатные.

    Раздельноагрегатная гидросистема

    Унифицированная раздельноагрегатная гидравлическая навес-ная система тракторов (рис. 14.7) включает: насос 1

    с приводом и ме-ханизмом включения; распределитель
    5
    золотникового типа с меха-низмом управления; масляный бак
    2
    с фильтром
    3
    ; основной гидро-цилиндр
    8
    ; выносные гидроцилиндры; стальные трубопроводы
    4
    и эластичные рукава
    6
    ; запорные и быстросоединяемые муфты
    7
    ; про-ходные штуцера; замедлительный клапан и уплотнительные устрой-ства.

    Гидросистемы некоторых тракторов имеют гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором, силовой регулятор или систему автоматического регулирования глубины обработки почвы (САРГ), гидросистему отбора мощности (ГСОМ).

    Гидросистема построена так, чтобы обеспечить максимально широкую работу исполнительного звена -гидроцилиндра двухсто-роннего действия (или нескольких гидроцилиндров с независимым управлением).

    Рис. 14.7. Схема раздельноагрегатной гидравлической навесной системы:

    1 -насос; 2 -масляный бак; 3 -фильтр; 4 -стальной трубопровод; 5 -распределитель;

    6 -эластичный рукав; 7 -быстросоединяемая муфта; 8 -гидроцилиндр

    Гидроцилиндр может иметь четыре основных состояния: дви-жение поршня в одну сторону; движение поршня в другую сторону; фиксация поршня путем перекрытия маслу входа и выхода из гидро-цилиндра; возможность свободного перемещения поршня в обе сто-роны от внешнего усилия за счет соединения обеих полостей гидро-цилиндра между собой и со сливной магистралью. Распределитель, в который от насоса поступает поток масла под давлением, обеспечива-ет один из четырех вариантов работы гидроцилиндра. В этом случае распределитель имеет один золотник с осевым перемещением в одну из четырех позиций.

    Если трактор оснащен несколькими гидроцилиндрами с незави-симым управлением, то распределитель должен иметь столько же зо-лотников с независимым механическим, гидравлическим, электриче-ским, пневматическим или смешанным приводом к каждому из них.

    Для предохранения гидросистемы от чрезмерного повышения давления распределитель оснащается предохранительным клапаном отрегулированным на давление не выше 20,5 МПа.

    Гидронасос является наиболее ответственным элементом гидро-системы. От него в большой мере зависит эффективность работы гид-ропривода. Наибольшее распространение получили шестеренные на-сосы типа НШ

    одно-или двухсекционные. Обычно в гидросистему входит один насос, реже два или три. Производительность насоса (на-сосов) должна обеспечивать необходимую скорость перемещения поршня при совместной или раздельной (в зависимости от поставлен-ных требований) работе гидроцилиндров. Применение нескольких не-

    зависимо включаемых насосов позволяет варьировать их совместной производительностью, что целесообразно при изменении количества используемых потребителей (цилиндров или моторов) или при необ-ходимости изменения режима их работы.

    В тяжелых сельскохозяйственных и промышленных тракторах применяют так же аксиально-поршневые насосы как регулируемого, так и нерегулируемого типов.

    Насос забирает масло через всасывающую магистраль из бака, емкость которого должна составлять 0,5…0,8 минутной производи-тельности насоса. Конструкция и конфигурация бака предопределя-ются местом его установки на тракторе и дополнительными функ-циями, которые он выполняет (например, на бак могут устанавливать-ся и крепится к нему насос, рулевая колонка, распределитель и т.д.). Поэтому баки могут выполняться штампованными, сварными и ли-тыми из чугуна или легких алюминиевых сплавов.

    Очистка масла выполняется сетчатым фильтром или фильтром со сменным фильтровальным элементом, обеспечивающим удаление посторонних частиц размером от 25 мкм для жидкости, подаваемой от шестеренных насосов и распределителей с механическим управлени-ем, и от 10 мкм для поршневых насосов и электрогидравлических распределителей.

    Обычно фильтры устанавливают на сливной магистрали, а у промышленных тракторов встречается установка фильтров и на на-порной магистрали.

    Рассмотрим конкретные типовые конструкции узлов гидросис-темы.

    Гидронасосы.

    В гидросистемах тракторов МТЗ-80/82, МТЗ-100/102, ДТ-75МВ, ДТ-175С, Т-150К и др. применены шестеренные насосы типа
    НШ
    разных вариантов исполнения.

    Каждая модель насоса имеет определенное буквенно-цифровое обозначение, характеризующее его технические данные.

    Так, обозначение НШ-32-У-2Л

    расшифровывается так:

    НШ -насос шестеренный;

    32

    -объем рабочей жидкости в см3, вытесняемый из насоса за один оборот вала (теоретическая подача);

    У -унифицированная конструкция;

    2 -группа исполнения;

    Л -левое направление вращения привода насоса. Если насос правого направления вращения, то соответствующей буквы в обозна-чении нет.

    Группа исполнения характеризует номинальное давление нагне-тания насоса: 2

    – 14 МПа;
    3
    – 16 МПа;
    4
    – 20 МПа.

    В обозначении вместо буквы У

    могут присутствовать буквы
    В
    ,
    Д
    или
    Е
    , что соответствует более ранним вариантам конструкций.

    Если в обозначении насоса отсутствует буква после рабочего объема, то это указывает на то, что насос имеет конструкцию типа К

    , т.е. корпус в отличие от ранее рассмотренных вариантов выполнен круглой конфигурации.

    Для двухсекционных насосов применяется обозначение с указа-нием рабочих объемов каждой секции.

    Например, двухсекционный насос с рабочими объемами секций 32 и 10 см3 исполнения 3

    с левым направлением вращения ведущего вала имеет обозначение:
    НШ-32-10-3Л
    .

    Рассмотрим конструкцию шестеренного гидронасоса и его при-водов в тракторах. В т р а к т о р е М Т З – 1 0 0 / 1 0 2 применен на-сос НШ–32–3

    правого вращения (рис. 14.8). Нагнетание масла в насо-се осуществляется при помощи ведущей
    2
    и ведомой
    3
    шестерен, рас-положенных между подшипниковой
    1
    и поджимной
    5
    обоймами и платиками
    4
    . Подшипниковая обойма
    1
    служит единой опорой для цапф шестерен. Поджимная обойма
    5
    под давлением масла в полости манжеты (на рис. не показана, расположена в зоне нагнетательного отверстия) поджимается к наружной поверхности зубьев шестерен, обеспечивая требуемый зазор между зубьями и уплотняющей поверх-ностью обоймы.

    Платики 4

    под давлением масла в полости торцовых манжет
    16
    и
    14
    поджимаются к шестерням
    2
    и
    3
    , уплотняя их по боковым по-верхностям в зоне высокого давления. Вал ведущей шестерни
    2
    в корпусе уплотняется двумя манжетами
    19
    . Центрирование ведущего вала шестерни
    2
    относительно установочного бурта корпуса обеспе-чивается втулкой
    20
    .

    Разъем корпуса с крышкой уплотняется с помощью резинового кольца круглого сечения.

    Насос закреплен четырьмя шпильками 18

    на корпусе
    9
    гидроаг-регатов через стакан
    17
    , в котором он центрируется посадочным поя-ском корпуса. Шлицевой хвостовик ведущей шестерни
    2
    насоса вхо-дит во внутренние шлицы вала
    7
    , установленного на подшипниках
    6
    и
    10
    .

    При работающем двигателе вращение через шестерни привода независимого ВОМ и промежуточную шестерню 13

    передается на шестерню
    8
    (при включенном положении), которая через шлицы пе-редает вращение валу
    7
    и ведущей шестерне
    2
    .

    Шестерня 8

    перемещается ручным механизмом управления че-рез валик
    12
    с закрепленной на нем вилкой
    11
    и может фиксироваться ручкой управления в двух позициях: включенный привод, когда шес-терня
    8
    находится в зацеплении с шестерней
    13
    ; выключенный при-вод -шестерня
    8
    выводится из зацепления с шестерней
    13
    .

    Рис. 14.8. Масляный насос НШ-32-3:

    1 -подшипниковая обойма; 2 -ведущая шестерня; 3 -ведомая шестерня; 4 -платик;

    5 -поджимная обойма; 6, 10 — шарикоподшипники; 7 – вал; 8 – шестерня; 9 – корпус;

    11 -вилка; 12 -валик управления; 13 -промежуточная шестерня; 14 -манжета; 15 -шайба; 16 -манжета; 17 -стакан подшипника; 18 -шпилька; 19 -манжета; 20 -втулка центрирующая

    Включение или выключение привода насоса выполняется при неработающем двигателе в зависимости от потребности в гидропри-воде при работе МТА.

    Часть тракторов оснащена ГСОМ, которая предназначена для привода гидрофицированных рабочих органов сельскохозяйственных машин (льнокомбайны, разбрасыватели минеральных удобрений, ро-тационные сенокосилки и др.), требующих повышенного отбора мас-ла из гидросистемы с постоянной его циркуляцией по магистралям, связывающим трактор с машиной. Поэтому гидросистема с отбором

    мощности для этих тракторов дополнительно к основному гидронасо-су имеет еще два дополнительных: НШ-10-3Л

    и
    НШ-32-3
    , которые в сочетании с основным насосом позволяют получить необходимую максимальную суммарную производительность в 110 л/мин.

    Привод насосов ГСОМ представляет шестеренный редуктор с шариковой муфтой включения, смонтированный с левой стороны корпуса сцепления трактора.

    В т р а к т о р е Д Т – 7 5 М насос НШ-46-У

    установлен с левой стороны двигателя на корпус привода, который прикреплен к картеру распределительных шестерен дизеля. Насос приводится во вращение от шестерни
    6
    (рис. 14.9), которая находится в постоянном зацепле-нии с шестерней распределительного вала двигателя. Валик привода соединен с хвостовиком ведущей шестерни кулачковой муфтой. При включении кулачковой муфты вращение от валика
    5
    передается ве-дущей шестерне
    18
    . Насос включают и выключают через механизм с ручным приводом, состоящим из ручки с шариковым фиксатором, ус-тановленной на валике
    8
    , на шлицах которого закреплена вилка
    9
    , связанная с кулачковой муфтой. Механизм управления фиксируется в двух положениях: «привод включен» и «привод выключен». Включе-ние и выключение насоса должно выполняться только при останов-ленном двигателе.

    Распределители. Распределители тракторной навесной гидро-системы служат для распределения потока рабочей жидкости между потребителями, для автоматического переключения системы на ре-жим холостого хода (перепуск рабочей жидкости в бак) в периоды, когда все потребители отключены, и для ограничения давления в гид-росистеме при перегрузках.

    В зависимости от назначения трактора, его тягового класса, раз-витости гидросистемы применяют разные по конструкции распреде-лители, которые условно могут быть классифицированы по следую-щим конструктивным особенностям:

    по конструкции корпуса -моноблочный и секционный распре-делитель;

    по принципу управления -с ручным механическим, электроме-ханическим и электрогидромеханическим управлением;

    по количеству золотников (количеству независимо управляемых потребителей) -одно-двух-и трехзолотниковые;

    по типу золотников -с открытым центром (распределитель обеспечивает при необходимости соединение через себя насоса со сливом при минимальном гидравлическом сопротивлении) и закры-тым (золотник распределителя в позиции «нейтраль» перекрывает

    путь маслу от насоса, а избыток давления стравливается через перепу-скной клапан, заставляя гидросистему на режиме холостого хода ра-ботать на высоком давлении);

    Рис. 14.9. Масляный насос НШ-46-У:

    1, 20 -штуцера; 2, 3 -уплотнительные кольца; 4, 21 -угловые муфты; 5 -валик; 6 -шестерня привода; 7 -пробка; 8 -валик; 9 -вилка; 10 -болт; 11 -уплотнительный вкла-дыш; 12 -сальник; 13 -полость высокого давления; 14 -крышка; 15 -уплотнительная резиновая пластина; 16 -корпус насоса; 17 -бронзовая втулка; 18 -ведущая шестерня; 19 -ведомая шестерня

    по количеству позиций – трехпозиционные, обеспечивающие работу гидроцилиндров в режимах подъема, нейтральном и опуска-нии и четырехпозиционные, обеспечивающие работу гидроцилиндров в режимах подъема, нейтральном, опускании и плавающем.

    На сельскохозяйственных тракторах наибольшее распростране-ние получили моноблочные трехзолотниковые четырехпозиционные распределители типа «закрытый центр» с ручным управлением. На промышленных тракторах применяются моноблочные одно-, двух-или трехзолотниковые, а чаще трехпозиционные распределители с ручным и дистанционным управлением.

    Некоторые промышленные тракторы, имеющие более трех ис-полнительных органов (трактор-погрузчик, трелевочный трактор с гидроманипулятором и др.), оснащаются для независимого управле-ния этими органами распределительными устройствами, представ-ляющими комбинацию из двух взаимосвязанных распределителей. С этой же целью в тракторах могут применяться секционные распреде-лители, в которых количество секций (золотников) соответствует ко-личеству потребителей.

    Тракторные распределители имеют буквенно-цифровое обозна-чение типа Р75-33Р

    (трактор МТЗ-80),
    Р80-23Р
    (трактор МТЗ-100),
    Р75-В3
    (трактор ДТ-75М). Здесь буква
    Р
    -означает распределитель; две первые цифры при букве -максимальную производительность на-соса, л/мин, с которым распределитель может работать; остальные цифры и буквы -конструктивный вариант распределителя.

    Отечественная промышленность выпускает распределители: однозолотниковые (Р500-3/3-5

    и др.);

    двухзолотниковые (Р75-22; Р75-42; Р80-2/1-55; Р80-2/2-44

    и

    др.);

    др.);

    трехзолотниковые (Р75-23; Р75-33; Р75-43; Р80-23; Р150-23

    и трехпозиционные (
    Р75-43; Р80-23
    и др.);

    четырехпозиционные (Р75-22; Р75-23; Р75-33; Р150-23

    и др.). Типовой трехзолотниковый четырехпозиционный распредели-

    тель представлен на рис. 14.10.

    В корпусе 1

    с каналами
    2
    устанавливают золотники
    3
    , перепуск-ной
    7
    и предохранительный клапан
    11
    . К корпусу привернуты две крышки. В верхней крышке
    4
    шарнирно укреплены рукоятки для управления золотниками. В нижней крышке
    10
    имеется полость для слива масла в бак. К распределителю по трубопроводу подводится масло от насоса. От распределителя по шести трубопроводам масло может поступать в поршневую и штоковую полости гидроцилиндров.

    Перепускной клапан 7

    закрывает отверстие, которое соединяет нагнетательный канал
    8
    со сливной полостью
    9
    . Клапан прижимается к седлу пружиной 5.

    Предохранительный клапан 11

    сообщен каналом
    6
    с полостью над перепускным клапаном. При чрезмерном повышении давления в системе клапан
    1
    открывается и соединяет эту полость с полостью слива.

    Схема действия распределителя при различных режимах работы представлена на рис. 14.11.

    Рис. 14.10. Трехзолотниковый четырехпозиционный распределитель

    Если орудие находится в транспортном положении и золотник установлен в нейтральном положении (рис. 14.11,а

    ), то масло по ка-либрованному отверстию
    2
    перепускного клапана
    4
    поступает в от-водный канал
    9
    и далее в сливную полость
    6
    и масляный бак. Ввиду дросселирующего действия калиброванного отверстия
    2
    перепускной клапан отходит от седла
    5
    и масло поступает параллельно основному потоку через клапан в сливную полость.

    Нижняя полость гидроцилиндра 1

    сообщается трубопроводом с каналом
    8
    распределителя, а верхняя полость -с каналом
    7
    . Как видно из схемы кольцевые пояски золотника перекрывают оба канала, запи-рая масло в гидроцилиндре.

    При установке золотника в плавающее положение (рис. 14.11,б

    ) масло, поступающее от насоса, сливается в бак через перепускной клапан и отводной канал
    9
    . Обе полости гидроцилиндра сообщаются со сливной полостью распределителя. Навесное орудие под действи-ем веса опускается и рабочие органы его заглубляются (под действи-ем заглубляющего момента). Величина заглубления ограничена по-ложением опорного колеса орудия. При выполнении технологическо-

    Рис. 14.11. Схема работы распределителя раздельноагрегатной навесной системы в положениях:

    а -нейтральное; б -плавающее; в -подъем; г -опускание

    го процесса золотник остается в плавающем положении и опорные колеса орудия при этом могут свободно копировать рельеф поля.

    Подъем орудия в транспортное положение происходит при ус-тановке золотника в положение “подъем” (рис. 14.11,в

    ). В этом случае золотник перекрывает отводный канал
    9
    и одновременно открывает доступ маслу из нагнетательного канала
    3
    в канал
    8
    , который сообща-ется с нижней полостью гидроцилиндра
    1
    .

    При принудительном опускании орудия (рис. 14.11,г

    ) перепуск-ной клапан закрыт; в верхнюю полость гидроцилиндра поступает масло из нагнетательного канала
    3
    , а из нижней полости гидроцилин-дра масло вытесняется и поступает в бак. Принудительное опускание применяется при работе тракторов с ямокопателями, бульдозерами и некоторыми другими специальными машинами.

    Ручной установкой золотника в нейтральное положение можно зафиксировать поршень гидроцилиндра в любом промежуточном по-ложении.

    В заданных положениях (плавающем, нейтральном и др.) золот-ник удерживается шариковым фиксатором 12

    (см. рис. 14.10). Причем это устройство предусматривает автоматический возврат золотника из положений «подъем» и «опускание» в нейтральное положение. Из плавающего положения в нейтральное золотник переводится только вручную.

    Схема работы устройства фиксации золотника и автоматическо-го возврата показана на рис. 14.12. В нейтральном положении золот-ник удерживается пружиной. Шарики 4

    располагаются между кольце-выми выточками обоймы. В положении подъема шарики
    4
    находятся в вытачке
    10
    гильзы и прижимаются к ней конусом
    3
    под действием пружины
    2
    , фиксируя золотник в этом положении. По окончании подъема орудия поршень упрется в верхнюю крышку силового ци-линдра и остановится. Давление в нагнетательном канале
    9
    повысит-ся. Масло, находящееся во внутренней полости золотника, преодоле-вая усилие пружины
    6
    , отжимает шариковый клапан
    8
    через отверстие в толкателе
    7
    , воздействует на плунжер
    5
    . Плунжер перемещает фик-саторную втулку
    3
    вниз и золотник под действием пружины
    1
    воз-вращается в нейтральное положение. Вследствие понижения давления в системе шариковый клапан запирает осевой канал, а плунжер и тол-катель возвращаются в исходное положение. В положении «опуска-ние» шарики фиксатора находятся в выточке
    11
    обоймы. Возврат зо-лотника в нейтральное положение происходит так же, как и в поло-жении «подъем». В плавающем положении золотника шарики фикса-тора входят в другую выточку обоймы.

    Рис. 14.12. Схема работы шарикового фиксатора золотника в положениях:

    а -нейтральное; б -плавающее; в -подъем; г -опускание

    Гидроцилиндры. Гидроцилиндр (объемный гидродвигатель возвратно-поступательного движения) применяется для привода ме-ханизмов навески трактора разного типа в качестве основного гидро-цилиндра и для привода рабочих органов машин в качестве выносно-го гидроцилиндра. Выносные гидроцилиндры в отличие от основных имеют быстросъемные присоединительные устройства, облегчающие их монтаж и демонтаж.

    Для раздельноагрегатных гидросистем гидроцилиндры могут быть трех исполнений, обозначаемых цифрами 2, 3 и 4, что соответ-ствует номинальному давлению жидкости соответственно в 14, 16 и

    20 МПа. Единый типоразмерный ряд гидроцилиндров охватывает шесть марок: Ц55, Ц75, Ц80, Ц100, Ц125 и Ц140. Кроме того, выпус-каются гидроцилиндры не вошедшие в этот ряд: Ц36, Ц90, Ц110 (для сельскохозяйственных тракторов) и специальные гидроцилиндры для промышленных тракторов: Ц125.1000, Ц140х1250-33, Ц160х1250-33, Ц160х1400-33 и др.

    В обозначении гидроцилиндра буква Ц -цилиндр, а цифры при букве -внутренний диаметр цилиндра, мм. Согласно ГОСТ 8755-80 гидроцилиндр диаметром 80 мм с ходом поршня 200 мм, исполнения 4, обозначается: Ц80-200-4.

    Обычно в механизме навески трактора используется один ци-линдр: Ц75 на тракторе Т-25А; Ц90 -на Т-40АМ; Ц100 -на МТЗ-80; Ц110 -на ДТ-75М; Ц125 -на МТЗ-100, Т-150 и ДТ-175С; а на трак-

    торах К-701 и Т-130М -два гидроцилиндра Ц125, включенные па-раллельно и управляемые одним золотником-распределителем.

    В зависимости от исполнения конструкции гидроцилиндров от-личаются друг от друга.

    В исполнении 2 гидроцилиндр (рис. 14.13) имеет корпус разби-рающийся на три основные части: цилиндр 9

    , задняя крышка
    2
    и пе-редняя крышка
    23
    . Все части стягиваются четырьмя длинными шпильками или болтами. Уплотнение крышек
    2
    и
    23
    , штока
    8
    и поршня
    6
    производится резиновыми кольцами
    3
    ,
    5
    ,
    7
    ,
    10
    и
    16
    . Для предотвращения попадания грязи в гидроцилиндр установлен «чис-тик»
    13
    , состоящий из пакета стальных шайб.

    Рис. 14.13. Гидроцилиндр:

    1 -бугель; 2 -задняя крышка; 3, 5, 7, 10, 16 -уплотнительные резиновые кольца; 4 —

    кольцо; 6 —

    поршень;
    8 —
    шток;
    9 —
    цилиндр;
    11 —
    болт;
    12 —
    шайба;
    13 —
    «чистик»;
    14 —
    ба-рашковая гайка;
    15 —
    упор;
    17 —
    направляющая клапана;
    18 —
    гидромеханический клапан;
    19 —
    гнездо клапана;
    20 —
    штуцер замедлительного клапана; 21 -шайба замедлительного клапана;
    23 —
    передняя крышка,
    24 —
    гайка;
    25 —
    соединительная трубка;
    26 —
    болт;
    27 —
    штуцер;
    28 —
    гайка штока

    Для регулирования величины рабочего хода поршня 6

    служит подвижный упор
    15
    и гидромеханический клапан
    18
    , перекрывающий выход масла из цилиндра и вызывающий повышение давления в сис-теме и автоматический возврат золотника в нейтральное положение.

    Плавное опускание навесной машины обеспечивается установ-кой на выходе гидроцилиндра замедлительного клапана, состоящего из штуцера 20

    и плавающей шайбы
    21
    с калиброванным отверстием.

    В исполнении 3 корпус гидроцилиндра цилиндра состоит из двух основных частей: стакан корпуса цилиндра приворачивается к нижней крышке, а верхняя крышка крепится четырьмя короткими болтами к фланцу, приваренному к верхней части стакана. На цилин-дре отсутствует гидромеханический клапан.

    Цилиндры различаются по конструкции верхней и нижней кры-шек, мест подсоединения шлангов, уплотнений поршня и штоков и др.

    Гидролинии. Гидролинии раздельноагрегатных гидросистем имеют большую протяженность и включают трубопроводы, шланги (рукава высокого давления), соединительные и разрывные муфты с запорными клапанами и уплотнения. По назначению гидролинии де-лятся на всасывающие, напорные, сливные, дренажные и линии управления.

    Металлические трубопроводы напорных гидролиний изготов-ляют из стальных бесшовных труб, рассчитанных на давление до 32 МПа с внутренним диаметром 10, 12, 14, 16, 20, 24 и 30 мм. Их нако-нечники представляют собой ниппель, приваренный к трубе с предва-рительно надетой накидной гайкой, или приваренную полую головку под специальный полый болт с металлическими уплотнительными прокладками.

    Трубопроводы изгибаются на специальном станке, исключаю-щем образования складок и сплющиваний на местах изгиба.

    Шланги (рукава высокого давления) применяют для соединения гидроагрегатов, имеющих взаимное перемещение.

    Гибкий резинометаллический рукав состоит из резиновой каме-ры, хлопчатобумажной или капроновой оплетки, металлической оп-летки, второго слоя капроновой оплетки, наружного резинового слоя и верхнего слоя ткани (бандаж). В рукавах применяется маслостой-кая резина.

    Для давления ниже 15 МПа используются рукава с одной метал-лической оплеткой, а для давления выше 15 МПа -с двумя и тремя оплетками.

    На обоих концах рукавов смонтированы неразборные наконеч-ники, состоящие из ниппеля и накидной гайки. Ниппель закреплен в шланге с помощью надетой и завальцованной муфты.

    Рукава выпускают с внутренним диаметром 10, 12, 16, и 20 мм при длине от 400 до 2200 мм (от 400 до 800 мм с шагом 50 мм или от

    800 до 2200 мм с шагом 200 мм). При необходимости рукава соеди-няют между собой с помощью проходных штуцеров.

    Соединительные и разрывные муфты (рис. 14.14) применяют для подключения выносных гидроцилиндров и вставляются в местах соединения (разъединения) рукавов.

    Соединительная муфта состоит из двух полумуфт 1 и 8 (рис. 14.14,а), вставляемых друг в друга и стягиваемых резьбовым соеди-нением с помощью накидной гайки 6. Уплотнение осуществляется ре-зиновым кольцом 7. Два шарика 5 прижимаются друг к другу с обра-зованием кольцевого канала, через который перетекает масло. При разъединении полумуфт 1 и 8 шарики 5 под действием пружин при-жимаются к седлам полумуфт, запирая их выходные отверстия и пре-пятствуя вытеканию масла.

    Наряду с резьбовыми применяют быстросоединяемые муфты, в которых полумуфты фиксируются друг с другом шариковым замком.

    Разрывная муфта устанавливается обычно на прицепном гид-рофицированном орудии между рукавами, подводящими масло к вы-носному гидроцилиндру и служит в качестве предохранительного устройства при внезапном непредусмотренном отцеплении орудия или при отъезде трактора от отцепленного орудия, но с присоединен-ными к трактору шлангами.

    Разрывная муфта (рис. 14.14,б

    ) во многом аналогична соедини-тельной муфте, но вместо резьбового соединения имеет шариковый замок. Две полумуфты
    10
    и
    14
    вставляются друг в друга с предвари-тельно смещенной вправо запорной втулкой
    11
    . Замковые шарики
    9
    , установленные подвижно в полумуфте
    14
    , входят в кольцевой паз по-лумуфты
    10
    и фиксируются в нем втулкой
    11
    под действием пружи-ны
    12
    . Центральные запорные шарики, нажимая друг на друга, соеди-няют масляные полости полумуфт. Разрывную муфту крепят на трак-торе в специальной обойме
    13
    .

    В случае возникновения осевого усилия в стыке полумуфт более 200…250 Н замковые шарики 9

    выходят из кольцевой проточки полу-муфты
    10
    и, воздействуя на запорную втулку
    11
    , заставляют ее пере-мещаться вправо, сжимая пружину
    13
    . Происходит разъединение по-лумуфт, исключающее разрыв шлангов и вытекание масла.

    Баки и фильтры. Баки гидронавесных систем тракторов

    слу-жат резервуаром для рабочей жидкости -масла. Объем бака рассчитан на такое количество масла, которое обеспечивает нормальную работу гидросистемы в течении смены, т.е. очистку и охлаждение, пополне-ние наружных утечек, компенсацию разности объемов гидроцилинд-ров двухстороннего действия, полную компенсацию рабочего объема

    гидроцилиндров одностороннего действия, компенсацию рабочего объема гидроаккумулятора, и исключает подсос воздуха во всасы-вающую магистраль на предельных углах уклона при работе трактора (обычно до 15о).

    а)

    б)

    Рис. 14.14. Муфты:

    а -соединительная; б -разрывная

    Объем бака зависит от количества потребителей и их особенно-стей и составляет 0,5…0,8 минутной объемной подачи насоса (насо-сов).

    Конфигурацию бака определяют конкретные компоновочные условия.

    Расположение бака на тракторе выбирается таким, чтобы высота столба жидкости (масла) над всасывающим отверстием насоса была не менее 150 мм.

    Внутри бака могут устанавливаться перегородки, выполняющие функции успокоителя масла и делителя всасывающей и сливной ли-ний.

    Баки соединяются с насосом всасывающим маслопроводом, а с распределителем -сливной трубой. Они оборудуются заливными гор-ловинами с заливным фильтром, масломерными устройствами, пол-нопоточными сливными фильтрами, сапунами, спускными патрубка-ми, закрываемыми пробками с магнитами, и устройствами для креп-ления бака к остову трактора. Часто разные гидросистемы трактора имеют единую емкость рабочей жидкости.

    М а с л я н ы й б а к т р а к т о р а МТЗ-100/102 для жидкости гидронавесной системы и ГОРУ выполнен литым из чугуна объемом 24 л и установлен в передней части кабины на остове трактора. На ба-ке размещены распределитель, кронштейн рычагов управления рас-пределителем, гидроаккамулятор ГОРУ, гидронасос, привод насоса гидросистемы и его управление. Сверху бак закрыт крышкой, на ко-торой закреплены заливная горловина с пробкой, перепускной кла-пан сливного фильтра, сапун.

    Уровень масла в баке контролируется по трем меткам указателя, расположенного слева на корпусе бака: «О»

    -нижний;
    «П»
    -верхний;
    «С»
    -при работе с машинами, требующими увеличенного отбора мас-ла (стогометатель, самосвальный прицеп и др.).

    Масло фильтруется полнопоточным фильтром

    со сменным фильтрующим элементом и перепускным клапаном, перепускающим масло мимо фильтра в случае его сильного загрязнения и повышения давления до 0,25…0,35 МПа.

    Фильтрующий элемент изготовляется из специально обработан-ной фильтровальной бумаги или синтетического нетканого материа-ла.

    Масляный бак трактора МТЗ-80/82 объемом 17,5 л подобен по конструкции баку трактора МТЗ-100/102, но является автономной ем-костью только для масла гидронавесной системы. Он оборудован сливным фильтром с сетчатым фильтрующим обслуживаемым эле-ментом.

    М а с л я н ы й б а к т р а к т о р а К-701 (рис. 14.15) является резервуаром для гидросистем механизма навески и рулевого управле-

    ния. Объем бака 114 л. Он расположен за кабиной трактора рядом с топливным баком и выполнен штампованным из стального листа толщиной 2 мм. Оборудование бака аналогично описанному, но с не-которыми изменениями.

    Сливная труба 18

    , подающая масло от сливных магистралей, вварена в дно бака, проходит сквозь него и соединена с полостью сливного фильтра, закрытого сверху крышкой
    7
    .

    Масломерная линейка 1

    установлена в специальное отверстие заливной горловины.

    Параллельно спускному отверстию с магнитной пробкой 19

    ус-тановлен штуцер
    22
    с запорным шариком
    21
    , обеспечивающим при необходимости легкий отбор нужного количества жидкости.

    Рис. 14.15. Масляный бак трактора К-701:

    1 -масломерная линейка; 2 -фильтр заливной горловины; 3 -пружина; 4 -крышка за-ливной горловины; 5, 10 -фланцы; 6 -предохранительный клапан фильтра; 7 -крышка; 8, 9 -прокладки; 11, 13 -шайбы; 14 -корпус фильтра; 15 -центральная трубка; 16 -дно корпуса филь-тра; 18 -сливная труба; 19 -сливная пробка с магнитом; 20 -заборная труба; 21 -запорный шарик; 22 -штуцер; 23 -корпус масляного бака

    Крышка 4

    заливной горловины наряду со своей прямой функци-ей выполняет также функцию сапуна, обеспечивая соединение воз-душной полости бака с наружной атмосферой через установленную в

    крышке проволочную или синтетическую набивку, служащую при-точно-вытяжным фильтром.

    На тракторе Т-150 масляный бак гидронавесной системы вы-полнен штампосварным, имеет объем 35 л и установлен под кабиной, с правой стороны на двух кронштейнах, связанных с рамой трактора. На крышке заливной горловины установлены две пробки: большая для ручной заливки и малая для механизированной. Заливная горло-вина снабжена сапуном для сообщения воздушной полости бака с ат-мосферой.

    Контроль за уровнем рабочей жидкости в баке осуществляется с помощью масломерного стекла, расположенного в задней стенке бака. Для большинства других тракторов (в том числе и зарубежных) масляные баки гидронавесных систем выполняются штампосварными

    из стального листа толщиной 1,8…2,0 мм различного объема.

    содержание .. 31 32 ..

Двигатели

На трактор ДТ-75 устанавливается один из нескольких дизельных двигателей, а именно это СМД-14, СМД-14НГ, СМД-66, А-41 и А-41СИ-02. • Двигатель СМД-14 выдает максимальную мощность в 75 лошадиных сил. • Двигатель СМД-14НГ является улучшенной версией предыдущего, а именно имеет максимальную мощность в 80 лошадиных сил. • Двигатель СМД-66 имеет V-образное расположение поршней. Всего поршней шесть. Оборудован турбонаддувом. Максимальная мощность же составляет 170 лошадиных сил. Этот двигатель является самым мощным среди остальных, устанавливаемых в трактор ДТ-75. • Двигатель А-41 устанавливается лишь на модификации и обладает максимальной мощностью в 90 лошадиных сил. • Ну и последний, дизельный А-41СИ-02, который начал устанавливаться на новые образцы трактора. Мощность этого силового агрегата составляет 94 лошадиные силы. Все двигатели расходуют горючее за один час работы при средних нагрузках от 175 граммов до 190 грамм на один киловатт.

Основные неисправности и способы их устранения

Самым слабым местом ДТ-75 оказались гусеницы — они сравнительно часто повреждаются или рвутся. Устранить эту неисправность можно в некоторой степени только своевременной заменой разрушающихся элементов. Остальные неполадки достаточно легко ремонтируются.

Подушка кабины ДТ 75

Основные проблемы:

  1. Двигатель не заводится или глохнет в процессе работы.
  2. Не работают тормоза.
  3. Гидросистема не поднимает навесное оборудование.
  4. Коробка передач перегревается.

Подробные указания по ремонту указаны в руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждому трактору или его легко скачать. В целом, при устранении неполадок следует обращать внимание на следующие моменты:

При проблемах с запуском мотора:

  • проверить уровень масла или дизеля, при нехватке — произвести заправку;
  • прочистить топливную систему, заменить фильтры;
  • проверить систему зажигания и выставить необходимые параметры;
  • проверить компрессию в цилиндрах и при необходимости заменить пришедшие в негодность поршневые кольца.

При перебоях в работе мотора:

  • проверить иглу на форсунке.
  • заменить свечи зажигания на новые;

Если не функционируют тормоза:

  • отрегулировать свободный ход педали согласно заводским параметрам;
  • заменить пришедшие в негодность тормозной диск или колодку.

Если перегревается коробка передач:

  • долить или заменить масло в КПП, следя за соответствием вязкости сезону.
  • отрегулировать зазор шестерни или подшипника, если он отличается от нормы;

При проблемах с гидросистемой:

  • включить насос гидросистемы, если он случайно не был активирован;
  • проверить уровень масла в гидравлике, при необходимости произвести заправку;
  • разобрать и почистить предохранительный клапан, он часто засоряется.

Кроме того, нужно вовремя проводить профилактические работы и следить за заменой расходных жидкостей в соответствии с сезоном. В таком случае даже старый трактор будет работать долго и без простоев, многократно окупив затраченные усилия и денежные средства.

Модификаций

Гусеничный трактор ДТ-75, стал прототипом для целого модельного ряда. Машины выпускались в разное время, но в каждую версию конструкторы вносили заметные усовершенствования. Рассмотрим наиболее выдающиеся машины из этой серии.

Гусеничный трактор ДТ-75 выпускался и на колёсном ходу. Несколько таких машин сошли с конвейера Казахстанского завода. Техника выпускалась ограниченными сериями и применялась в основном в сельском хозяйстве. Колёсную базу получили машины: ДТ-75МЛК, ДТ-75ДК, ДТ-75КП и ДТ-75КПМ.

В 1998 году, тракторный завод, расположенный на территории Казахстана, объявил о своём банкротстве. В настоящее время гусеничный трактор ДТ-75 выпускается только в Волгограде под маркой «Агромаш 90ТГ». На машину устанавливается 94-сильный дизель А-41СИ-02, с частотой вращения 1 750 об/мин. Как и все предшественники, техника предназначена для многоцелевого использования.

Достоинства и недостатки

Гусеничный трактор ДТ-75 — это по-настоящему мощная и функциональная машина. Техника, изготовленная во времена Советского Союза, неплохо справляется с современными задачами. Небольшой вес машины и предельно низкое давление на грунт, позволяет использовать машину на полях, не опасаясь повреждений плодородного слоя почвы. Все модификации машины отличаются экономичным расходом топлива, надёжностью и простотой в эксплуатации. Из недостатков можно отметить частый выход из строя гидравлического насоса и некорректную работу встроенного генератора. Как и у большинства советских машин, можно наблюдать протекание масла через сальниковые уплотнители.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: