Группа грузовиков МАЗ 6312 выпускается Минским автозаводом с 2007 года. Эти машины с колесной формулой 6х4 пришли на смену линейке МАЗ 6303. Автомобили стали очень популярны из-за следующих достоинств:
- неприхотливость;
- сравнительная топливная экономичность;
- большая грузоподъемность;
- высокая скорость.
Водители отдавали предпочтение грузовикам и спецтехнике именно этого семейства. Это связано с тем, что базовая модель была бортовой тентованной. К тому же, на ее основе были созданы десятки модификаций спецтехники, начиная от лесовозов, и заканчивая цистернами. А позднее пошли в серию модификации с новыми, более экологичными двигателями.
Надо признать, что грузовик МАЗ 6312 прекрасно зарекомендовал себя в качестве тягача в составе автопоезда.
Основные характеристики
Важной характеристикой является грузоподъемность, которая составляет 14050 кг. При аккуратной езде и по хорошим дорогам допускается превышение на 10 %. Ниже приведены технические характеристики:
- габариты 7300х2540х2480 мм;
- снаряженная масса грузовика 12300 кг;
- полная масса автомобиля 26350 кг;
- полная масса автопоезда 48000 кг;
- распределение нагрузки по осям у загруженного автомобиля 7350х19000 кг;
- объем тентованного кузова 46 кубометров;
- мощность силового агрегата 400 лошадиных сил;
- рабочий объем двигателя 14.86 литров;
- колесная база 4400 мм;
- радиус разворота 10.6 метров;
- площадь грузовой платформы 20 квадратных метров;
- объем системы смазки силового агрегата 32 литра;
- объем системы охлаждения 50 литров;
- наибольшая скорость с ограничителем 85 км в час, без него 100 км в час;
- тормозная система с ABS;
- противобуксовочная система ASR;
- 9 ступенчатая коробка перемены передач.
Хотелось бы добавить, что топливный бак вмещает в себя 500 литров. Причем расход топлива пустого автомобиля 30 л/100 км. А если под нагрузкой, то до 50 л/100 км. Для этого тягача рекомендуются следующие марки прицепов: МАЗ 870100-1010, 870110-1010 или 837810-014.
Вообще, в машину может устанавливаться двигатель с разной маркировкой. Например, ЯМЗ с серийным номером 6581.10-04, 10-06 или 10-07. Для сведения желающих купить эту модель, подходящий размер шин 315/80R22,5.
На Сургут?!
Традиционного обобщения сегодня не будет. Просто расскажу, что «первопроходцы» Севера, получив аналогичный МАЗ 6514Н9 с увеличенной до 32 000 кг нагрузкой на тележку и погоняв его «в хвост и в гриву», а потом изучив МАЗ 6502H9, попросили минчан… никому больше машину не показывать. Как выяснилось, по совокупности потребительских качеств конструкторы МАЗа попали в цель на 100 %, и грамотные представители края снегов и мороза быстро поняли, что при хорошем спросе до них машинка может и не добраться – полноприводные самосвалы всё же не основная продукция Минского автозавода.
Что ж, в нынешней ситуации 6402H9 сможет стать палочкой-выручалочкой для завода, которому на российском рынке всё труднее удерживать свои позиции. Главное – чтобы качество серийных машин осталось на том же уровне, что и у опытных образцов, а то хвалебная ода может закончиться, едва начавшись. Там, где эксплуатируют полноприводную технику, ошибок обычно не прощают, но и надёжность ценят на вес золота…
Автомобиль на тест предоставила
Кабина и рабочее место водителя
Конструкторы как следует потрудились над кабиной. Она получилась стильной, современной и очень удобной для водителя. В ней стало заметно тише по сравнению с предыдущими моделями кабины. К тому же кабина защищена от брызг. А еще она имеет автономный отопитель, магнитолу и кондиционер.
Хочется также отметить, что в салоне оборудовано два места (водитель и экспедитор), а еще устроено два места для отдыха. Сиденье водителя имеет амортизацию и подогрев. Также сиденье характеризуется наличием настройки в трех направлениях:
- вверх/вниз;
- вперед/назад;
- угол наклона спинки.
Особенности шасси
МАЗ-501 стал первым отечественным автомобилем с постоянным приводом на все колеса, поскольку штатным для него планировался именно режим бездорожья. Конструкторы завода во главе с ведущим по «полноприводникам» А.Х. Лефаровым в дополнение к 5-ступенчатой КП от МАЗ-200 оснастили «501-й» 2-ступенчатой раздаточной коробкой (РК) с обеими понижающими передачами.
Оригинальным был и передний мост, представляющий собой несущую двутавровую стальную балку, впереди которой смонтирован специальный малогабаритный центральный редуктор (пара конических шестерен со спиральными зубьями и межколесный дифференциал типа ЗИС-150), который сместили влево относительно продольной оси машины, чтобы компактно разместить между лонжероном рамы и картером двигателя. От редуктора полуоси в тонкостенных защитных трубах шли на бортовые передачи (цилиндрические пары прямозубых шестерен), располагавшиеся за рессорными площадками. Такая нетрадиционная конструкция диктовалась ограничением высоты тягача, так как при установке переднего ведущего моста с двойным редуктором (аналогичным заднему) «501-й» «подрос» бы по сравнению с МАЗ-200 на 400 мм, что было нежелательно (высокий центр тяжести и погрузочная высота), здесь же ее прирост удалось снизить до 170–200 мм. Кстати, увеличение зазора между колесами и крыльями к тому же облегчало доступ к рулевому механизму, тягам и амортизаторам.
Общее передаточное число переднего моста (как и главной передачи заднего от МАЗ-200В и 200Г) составляло 9,81. Для поворота передних колес использовались достаточно надежные шарниры типа «двойной кардан» и шкворни на конических роликовых подшипниках. Задний мост почти без изменений достался от МАЗ-200.
Цилиндрический межосевой несимметричный дифференциал планетарного типа передавал на задний мост 2/3, а на передний – 1/3 крутящего момента, компенсируя его разброс при маневрировании. Для преодоления скользких участков имелся режим полной механической блокировки дифференциала (двух типов – ручной или с самовыключением).
Двигатель вместе со сцеплением и КП заимствован у МАЗ-200. Рама же по сравнению с «200-м» была значительно усилена. Подняв ее на 170 мм, пришлось изменить кронштейны задних рессор. В переднюю подвеску кроме усиленных рессор (по 11 листов в каждой) ввели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.
Рулевое управление тоже от «200-го», но с введением подшипников качения, облегчавших управляемость. Штампованные дисковые колеса с пятью маленькими окнами были идентичны минским и ярославским грузовикам. Самым распространенным рисунком протектора для шин 12,00-20 с номинальным давлением 4,5 атм для МАЗ-501 был «прямая елка» («граунд-грип»). Две «запаски» крепились за кабиной на стальных держателях, а их спуск-подъем осуществлялся специальным тросовым устройством.
Топливный бак на 225 л (тоже от МАЗ-200), располагавшийся на раме справа, снизу был закрыт металлический решеткой, а сверху – настилом грузовой площадки, поэтому при заправке для доступа к горловине бака нужно было сначала открыть люк настила.
Вдобавок к штатному электрооборудованию МАЗ-200 «501-й» оснастили поворотной фарой для освещения места погрузки, ее расположили на заднем левом ребре кабины. Установленная на оцинкованной стойке, она могла подниматься на высоту 0,5 м, поворачиваться на 360° и наклоняться. Задний фонарь и номерной знак устанавливали рядом с ней, под крышей кабины.
В задней части рамы монтировалась тяговая балка с системой отверстий в лапах для крепления возможной крестовой сцепки роспуска. Коник 2400х1150 мм с откидными стойками, смещенный на 250 мм вперед от задней оси (для лучшей развесовки по мостам), поворачивался на собственной раме на 35° в каждую сторону, а в нерабочем положении фиксировался несколько наискось для уменьшения габаритной ширины. Кроме того, за кабиной устанавливалось решетчатое защитное ограждение из углового железа, закрепленное на раме.
Образцы МАЗ-501 проходили испытания в Червенском леспромхозе (ЛПХ) ЦНИИМЭ. Автомобиль уверенно передвигался по дорогам всех типов, бездорожью, снегу до 0,5 м. По итогам испытаний межведомственная комиссия сделала вывод, что по грузоподъемности, проходимости и тяговым качествам МАЗ-501 вполне отвечает предъявляемым требованиям, а по экономичности значительно превосходит все автомобили, применявшиеся до тех пор. Первый серийный лесовоз МАЗ-501 в составе опытно-промышленной партии сошел с главного конвейера завода 18 декабря 1955 г., а в следующем году началось серийное производство, продолжавшееся почти 10 лет.
Особенности
Кроме вышеупомянутых достоинств, владельцы отмечали в МАЗ 6312 следующие плюсы:
- высокую скорость погрузки и разгрузки — не более 60 минут;
- неплохую проходимость, в том числе и зимой (зависит от резины);
- умеренную цену.
Что касается недостатков, то по отзывам водителей, они таковы:
- высоковата погрузочная высота. Поэтому с земли грузить машину тяжело;
- слабый отопитель. Для тех, кто эксплуатирует грузовик на Севере, предлагается автономная печка «вебасто»;
- негерметичные фары;
- непрочные борта. Из-за этого опытные владельцы советуют сразу укреплять борта.
Модификации
У всех моделей есть общие характеристики. Это круиз контроль и электроподогрев зеркал. Рассмотрим каждую модель более подробно.
МАЗ 6312А8
Усовершенствованный вариант базового грузовика. Но по сегодняшним меркам он устарел, так как относится к классу Евро 3.
Такие модели понемногу вытесняются. Это связано с тем, что их не пускают в центральную часть ряда городов и со временем безусловно запретят. Однако уже выпущенные автомобили разрешены к эксплуатации.
Грузовик оснащен экономичным дизелем ЯМЗ-6581.510. Причем двигатель отвечает требованиям TIR и подходит к движению в колонне. Главным преимуществом модификации А8 является более низкая цена. В продаже на вторичном рынке огромное количество грузовиков и спецтехники семейства А8. Их стоимость невысока, хотя они неприхотливы и выгодны в экономическом плане.
МАЗ 6312В9
Семейство автомобилей с индексом 6312В9 представляет собой модернизацию основной модели 6312.
Основное отличие — применение более современного двигателя ЯМЗ 651.10. Переход на этот силовой агрегат обусловлен тем, что старые грузовики экологического класса Евро 3 и ниже повсеместно уходят с рынка. А в ряде стран их эксплуатация попросту ограничена.
Например, в России автомобили класса Евро 3 и ниже уже не могут ездить по некоторым дорогам и улицам отдельных городов. Хотя эксплуатация выпущенных ранее моделей в целом пока еще не запрещена.
Новые грузовики, выпускаемые в России или ввозимые в Россию, должны соответствовать Евро 4. Получается, что МАЗ 6312В9 полностью соответствует требованиям Евро 4, на его базе создано большое количество модификаций. В основном это специализированные автомобили — сортиментовоз, бетономешалка, контейнеровоз, автомобиль с манипулятором, автоцистерны и т.п.
Модификации МАЗ 6312В9 обозначаются двумя трехзначными индексами, записанными через дефис. Например, МАЗ-6312В9-426-012 оборудован гидравлическим манипулятором VM 10L74 от по лицензии фирмы Palfinger.
Также предусмотрена установка различных двигателей. В том числе разрабатываются перспективные, еще более экологичные и экономичные моторы. Все это ради повышения конкурентоспособности.
МАЗ 6312В9 420 015
Усовершенствованная модификация основной модели. Она соответствует экологическому классу Евро 4. Основное отличие — здесь используется немецкий силовой агрегат Mercedes OM501LA. Краткие конструктивные данные:
- три оси;
- шесть колес, четыре из которых ведущие;
- масса перевозимого груза 14750 кг;
- длина, ширина, высота кузова, мм 7300x2480x660;
- полная масса грузовика, кг 26500;
- масса грузовика с прицепом, кг 56500;
- марка силового агрегата ЯМЗ-651.10;
- мощность 412 л.с.;
- запас топлива, л 500;
- наибольшая скорость 90 км/час;
- кузов бортовой;
- кабина двухместная, с двумя спальными местами.
Гарантийный пробег 100 000 километров для обычного грузовика или 40 000 километров для специализированного автомобиля. Заводская гарантия 24 месяца.
Другие модификации грузовика
- МАЗ 6312А9 — тентованный экземпляр для междугородних перевозок. Экологический класс Евро 3. Сюда встроен силовой агрегат ЯМЗ-650-10 с особой системой размещения цилиндров. Система позволяет экономить до 3 процентов топлива. Объем кузова увеличен на 15 процентов;
- МАЗ 6312В3 — автомобиль с мультилифтом. Он применяется, например, для перевозки контейнеров;
- Шасси для работы со специализированным оборудованием под номером 6312В5. Подходит для монтажных и аварийных бригад. Прекрасно подходит для установки коммунальной, пожарной и другой техники;
- МАЗ 6312С9 — шасси для монтажа строительных установок. Этот автомобиль имеет систему ограничения скорости для защиты от опрокидывания.
Технические характеристики
Параметр | Показатель |
Колесная формула | 6х6 |
Допустимая полная масса автомобиля, кг | 28900 |
Допустимая полная масса автопоезда | 55000 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 6900 |
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 22000 |
Допустимая нагрузка на седло, кгс | 17450 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 11300 |
Высота седла, мм | 1550 |
Двигатель | ЯМЗ-7511.10(E-2) |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 294 (400) |
Коробка передач | ЯМЗ-239 |
Число передач КП | 9 |
Число передач раздаточной коробки | 1 |
Передаточное число раздаточной коробки | 1,107 |
Передаточное число ведущих мостов | 6,59 |
Подвеска | рессорная |
Размер шин | 12,00R20 |
Топливный бак, л | 350 |
Тип кабины | Большая, с двумя спальными местами, подрессоренная |
Технические характеристики
Параметр | Показатель |
Двигатель | ЯМЗ, 400 л.с. |
Э.К. | Е-2 |
КПП | ЯМЗ, 9 ст. |
Бак, л | 500 |
Подв. | рессора |
Выс. ССУ | 1550 |
Описание | двускатная |
Copyright © 2010 ООО «Торговый дом Евротранс»
(347) 246-42-80, 246-40-91, 8-927-23-68-123 — зап. части
(347) 266-30-46, 8-927-236-30-46 — автотехника
Эксплуатация
На базе МАЗ 6312 создано и успешно эксплуатируется большое число высокоэффективных пожарных автоцистерн АЦ-8.0. Они имеют боевой пожарный расчет 6 человек. Объем цистерны 8000 литров, класс Евро 4.
Вообще автомобили семейства МАЗ 6312 успешно экспортируются в Россию, Украину, Казахстан, Армению и еще десятки стран мира. Дальнейшая экспансия сдерживается только высокими таможенными пошлинами. Последние доходят до 47 процентов (Латинская Америка) и 30 процентов в Евросоюзе. Однако ведутся переговоры о возможностях сборки на местах.