Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития


Российский рынок коммерческого транспорта

Рынок коммерческого транспорта, как и любой другой, всегда зависел и будет зависеть от развития современных технологий. Автоперевозчики и рядовые владельцы транспорта традиционно становятся одними из первых, кто примеряет на себе достижения прогресса. В случае с коммерческими автомобилями основным трендом последних лет является транспортная телематика, в частности системы спутникового мониторинга, которые помогают повышать безопасность перевозок и улучшать качество работы. Для транспортно-логистических компаний решения на основе спутникового контроля стали неотъемлемым инструментом повышения эффективности бизнеса.

Также с недавнего времени развивается направление «подключенных» автомобилей в рамках концепции «Интернета вещей». В данном случае тоже применяются телематические технологии для достижения максимально функционального и, главное, безопасного управления транспортом.

Ещё один фактор, меняющий привычный взгляд на вещи — это развитие мобильных технологий. На их основе сегодня активно внедряются каршеринг (поминутная аренда авто) и райдшеринг (совершение совместных поездок). Эти ноу-хау уже оказывают влияние на традиционные бизнес-модели в сегменте легкового коммерческого транспорта.

Также мобильные и интернет-технологии сделали возможным появление платформ, связывающих напрямую заказчиков и перевозчиков. Так называемая «уберизация» коммерческих перевозок позволяет без посредников размещать/получать заказы, упрощает документооборот и расчеты между контрагентами с помощью автоматизации рутинных задач.

Рынок новых грузовых автомобилей

В 2020 г. самый значительный рост средневзвешенной цены из ТОР-10 брендов показали ISUZU (+15,3%) и MAZ (+11,7%).

Среди ТОР-10 брендов грузовых автомобилей по показателю финансовой емкости лидером по итогам 2020 г. стал KAMAZ – 128 045 млн. руб., при этом рост емкости рынка этого бренда составил 4,3%. Два бренда — MERCEDES-BENZ и DAF — показали отрицательную динамику финансовой емкости (-6,8% и -17,2% соответственно), что связано с сокращением продаж новых автомобилей этих брендов более чем на 13%

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 брендов, январь-декабрь 2020 г.

Бренд Средневзвешенная цена, руб. Динамика средневзвешенной цены, январь-декабрь 2018/2017 гг., % Емкость, млн. руб. Динамика емкости, январь-декабрь 2018/2017 гг., %
KAMAZ 4 749 083 8,7 128 045 4,3
SCANIA 9 419 454 5,1 63 044 23,4
VOLVO 9 580 569 9,2 61 095 16,7
MERCEDES-BENZ 9 735 363 7,5 47 100 -6,8
MAN 7 836 614 5,9 39 692 13,0
DAF 7 676 633 5,7 21 502 -17,2
GAZ 2 356 365 6,1 21 497 10,6
MAZ 4 213 305 11,7 17 822 21,5
ISUZU 4 442 935 15,3 14 506 21,9
URAL 3 812 915 5,7 11 420 5,7

Источник:
RussianAutomotiveMarketResearch
По итогам 2020 г. среди ТОР-10 регионов самый значительный рост средневзвешенных цен на новые грузовые автомобили был зафиксирован в Республике Татарстан (+17,5%).

Лидером по емкости рынка среди российских регионов является Московская область. За январь-декабрь 2020 г. в регионе реализовано новых грузовых автомобилей на 57 684 млн. руб. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также входят в тройку лидеров по этому показателю, составляет 40 882 млн. руб. и 34 561 млн. руб. соответственно.

Динамика ТОР-10 региональных рынков по показателю финансовой емкости за отчетный период была положительной, за исключением четырех регионов – Санкт-Петербурга (-12,1%), Смоленской области (-6,1%), Ханты-Мансийского автономного округа (-16,5%) и Краснодарского края (-2,1%). Сокращение финансовых результатов в данных регионах вызвано снижением продаж новых грузовых автомобилей больше чем на 9%.

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 регионов, январь-декабрь 2020 г.

Регион Средневзвешенная цена, руб. Динамика средневзвешенной цены, январь-декабрь 2018/2017 гг., % Емкость, млн. руб. Динамика емкости, январь-декабрь 2018/2017 гг., %
Московская область 6 644 905 15,6 57 684 28,4
Москва 5 968 136 12,2 40 882 23,0
Татарстан 7 040 430 17,5 34 561 17,5
Санкт-Петербург 6 557 610 5,2 23 234 -12,1
Смоленская область 8 517 515 7,7 20 084 -6,1
Ханты-Мансийский АО 4 936 393 7,2 17 692 -16,5
Челябинская область 5 067 071 2,2 15 333 12,6
Нижегородская область 5 074 518 5,8 14 630 34,6
Краснодарский край 5 209 009 8,1 11 496 -2,1
Свердловская область 5 834 067 9,5 10 694 15,3

Источник:
RussianAutomotiveMarketResearch

Рынок подержанных грузовых автомобилей

По итогам 2020 г. все бренды из ТОР-10 показали рост средневзвешенной цены.

Среди ТОР-10 брендов наибольшая емкость рынка в 2020 г. отмечена у KAMAZ – 157 721 млн руб., при этом рост емкости рынка этого бренда составил 8,9%. Также в ТОР-3 по этому показателю вошли SCANIA и VOLVO, рост емкости рынка которых составил 12,1% и 8,8% соответственно.

Финансовые результаты продаж MAZ, напротив, сократились, что связано с существенным снижением спроса на данный бренд на рынке подержанных грузовых автомобилей (-12,1%).

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка подержанных грузовых автомобилей, ТОР-10 брендов, январь-декабрь 2020 г.

Бренд Средневзвешенная цена, руб. Динамика средневзвешенной цены, январь-декабрь 2018/2017 гг., % Емкость, млн. руб. Динамика емкости, январь-декабрь 2018/2017 гг., %
KAMAZ 2 218 583 14,0 157 721 8,9
SCANIA 3 562 279 10,5 47 004 12,1
VOLVO 3 062 855 6,9 46 852 8,8
MAN 3 267 232 5,8 45 428 7,9
MERCEDES-BENZ 3 386 941 8,8 37 378 15,6
MAZ 1 275 966 9,6 28 474 -3,6
GAZ 710 689 10,9 21 867 3,5
DAF 3 073 171 9,8 19 902 7,0
URAL 1 850 077 9,6 19 100 1,9
HYUNDAI 1 854 441 8,3 14 170 5,4

Источник:
RussianAutomotiveMarketResearch
Наиболее высокие средневзвешенные цены на подержанные грузовые автомобили среди ТОР-10 регионов зафиксированы в Санкт-Петербурге (2 516 363 руб.), Москве (2 451 109 руб.) и Московской области (2 379 293 руб.).

Лидером по емкости рынка подержанных грузовых автомобилей среди российских регионов является Московская область. В регионе по итогам 2020 г. было продано подержанных грузовых автомобилей на 40 248 млн. руб. Емкость рынков Краснодарского края и Москвы, которые также входят в тройку лидеров по этому показателю, составляет 30 643 млн. руб. и 26 033 млн. руб. соответственно.

Отрицательная динамика емкости по отдельным региональным рынкам на фоне роста средневзвешенной цены объясняется снижением продаж подержанных грузовых автомобилей более чем на 5% в этих регионах.

Сколько произвели и сколько продали?

По данным агентств «АСМ-холдинг» и «Автостат Инфо», всего в 2018 году грузового транспорта было выпущено меньше на 2,6%, чем в 2017 (156,7 тыс. против 160,8 тыс. шт.). В сегменте российских марок, падение еще более значительное: -3,5%, 127,4 тыс. шт. При этом иностранные бренды нарастили производство на 1,6% (29,3 тыс. шт.), а их доля в общем объеме выросла с 17,9% до 18,7%.

Если говорить о продажах, то здесь доступны данные по отгрузкам с местных заводов и по общим объемам поставок грузовиков (категория N1 при этом не упоминается). Результат в первом случае — 157,1 тыс. шт.(-0,1%). Во втором отчете говорится о 80 702 шт. (+3%). Спрос на иномарки увеличился на 7,5%, на российскую продукцию — снизился на 1% (их доля сократилась до 51,5%).

Возим грузы: обзор рынка малотоннажных коммерческих автомобилей

Последние три года в России выживал и стремился к лучшему не только рынок легковых автомобилей, но и как-то существовал сектор легкого коммерческого транспорта LCV, который, между прочим, призван «поддерживать и развивать» в стране малый и средний бизнес. Если рассматривать «народный» сегмент грузовых и грузопассажирских автомобилей полной массой до 3,5 тонны (категория В), принципиальных изменений в модельной структуре мы не найдем. Но есть определенные потери, связанные с экономической ситуацией и новыми правилами сертификации — с внедрением ЭРА-ГЛОНАСС. Однако здесь все же ожидаются и свои эволюционные события.

Для начала немного статистики. Официальный российский рынок LCV в 2020 году хоть и сокращался, но динамика падения (около 6%) все же не такая крутая, как на авторынке в целом (минус 11%). Причем если одни бренды (Fiat, Peugeot, Mercedes-Benz) просели, то другие , Ford и VW) даже показали рост, а некоторые и весьма значительный. Совокупная доля отечественных марок подросла и составила около 75%, а лидером всего сегмента остается группа ГАЗ с долей около 45%. Вместе с тем в грузоперевозках надо отметить возросшее влияние «АвтоВАЗа», который с пятого места (в 2020 году) переместился на третье, что вполне логично на фоне подорожавших «каблучков» зарубежного производства.

Рейтинг некоторых марок за 2020 год по продажам в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) полной массой до 3,5 т на рынке РФ (по данным «Автостата»):

ПроизводительПродажи в 2020 году, шт.Показатель к 2020 году, %
ГАЗ41 796+8,8
УАЗ18 849–7,2
«АвтоВАЗ»7747+10,6
Mercedes-Benz6605–25,8
Ford5003+17
Volkswagen4614+51,4
Fiat2073–44
Hyundai1561+29,5
Peugeot1189–16
Iveco1137+9,3

Отечественные

Продукция «АвтоВАЗа» ныне остается наиболее доступной в начальном секторе LCV на базе компактных легковых моделей. Первым делом за счет коммерческой версии Lada Largus грузоподъемностью 750 кг с полезным объемом фургона 2,5 кубометра. Это сравнительно небольшая вместимость, к тому же у Largus нет вариантов удлиненных и (или) с высокой крышей. Зато цены — заметно ниже «европейских», хотя и они тоже подросли. Базовый двигатель теперь «вазовский» (1,6 л, 87 л.с.), а стартовая версия за 500 тысяч рублей совершенно «пустая»: у нее есть фронтальная подушка безопасности для водителя и обязательная ABS, но нет даже усилителя руля (с ним цена вырастает еще на 15 тысяч).

Лучше оснащенная версия «Норма» имеет в своем арсенале дистанционный ключ, электростеклоподъемники, подогрев сидений, кондиционер, пластиковое покрытие пола в грузовом отсеке и стоит уже от 557 тысяч рублей (при этом пассажир все так же остается без подушки безопасности). Уровень «Норма» можно укомплектовать и более мощным французским двигателем 1,6 л (102 л.с.), но цена сразу увеличится до 595 тысяч рублей.

Также отечественный грузовой мини-сектор продолжает обеспечивать мелкосерийная продукция дочернего подразделения «АвтоВАЗа» — . Там сейчас строят «полурамные» модификации под бортовой кузов и различные фургоны на базе Lada Granta и Lada 4×4. В итоге получаются одни из самых доступных средств перевозки грузоподъемностью около 700 кг. Переднеприводный ВИС-2349 использует базовый для Lada Granta двигатель 1,6 л (87 л.с.), и в зависимости от исполнения предлагается по ценам от 570 до 630 тысяч рублей. Полноприводные ВИС-2346 и ВИС-23461 строятся на шасси классической «Нивы» (ныне Lada 4×4), с двигателем 1,7 л (81 л.с.), различаются длиной колесной базы и кабиной (на 2 или 5 мест), хотя дверей в обоих случаях предусмотрено только две. Цены — от 600 тысяч рублей.

Специфичную нишу легких грузовых внедорожников традиционно занимают коммерческие модели УАЗ. В последнее время продажи падают, но о конце карьеры речи еще не идет. В 2020 году Ульяновский автозавод провел очередной сеанс модернизации, который на этот раз коснулся и бортовиков, и фургонов.

В первую очередь стоит отметить флагман коммерческой линейки UAZ-Cargo, созданный на базе «Патриота» и представляющий собой бортовую модель грузоподъемностью 725 кг с двухместной кабиной. Обновление машины прошло в ключе Patriot: измененное оформление передней части кузова, новая передняя панель и рулевая колонка (с регулировкой в двух плоскостях), единый топливный бак. Цены — от 759 тысяч рублей, что дороже прежнего на 29 тысяч. Двигатель один — бензиновый 2,7 л (135 л.с.), а вариантов оснащения у автомобиля два. Более дорогой из них включает в себя ABS, передние «противотуманки» и аудиосистему с MP3 и USB.

Впрочем, обновленный УАЗ-Карго можно считать моделью 2020 года — он только начинает свое вхождение в торговую сеть, тогда как у дилеров в продаже еще имеются модели предыдущего «поколения». Вместе с тем известно о намерениях УАЗа до конца 2020 года провести дополнительную работу по выводу «Карго» в отдельное семейство. С оригинальными новшествами и расширением линейки за счет новых модификаций, в том числе с увеличенной до 1,5 тонны грузоподъемностью (как у «ГАЗелей»). Причем в этом случае привод будет задним, а двигатель — более мощным (речь идет о доработанном ЗМЗ-409).

Классическое грузопассажирское семейство УАЗ (с кабиной над двигателем) в основе своей хоть и относится к «глубокому ретро», но в последние годы здесь тоже не обошлось без вмешательства в конструкцию. «Уазики» обзавелось гидроусилителем руля, дисковыми тормозами, ABS (правда, не все), более современным 16-клапанным двигателем ЗМЗ (4091.10) объемом 2,7 л и мощностью 112 л.с., коробкой передач китайской фирмы Baic, новой рулевой колонкой и приборами, а также подогревом сидений. Не бесспорным «вмешательством» в свое время стал упрощенный передний мост — с постоянным зацеплением, то есть без ступичных муфт отключения. За установку таковых теперь приходится нести дополнительные расходы.

Однако есть и новое прогрессивное решение 2020 года: по примеру модернизированного Patriot для классических УАЗов тоже предложили принудительную блокировку дифференциала заднего моста. В этом случае вместо обычного для семейства моста с разъемным картером («Тимкен») устанавливают «спайсеровский» мост, как у «Патриотов». Немаловажно, что устанавливают по желанию клиента, поскольку такие версии — с учетом оборудования фирмы Eaton — выходят дороже на 32,5 тысячи рублей. Так, если обычный бортовой УАЗ с двухместной кабиной и грузоподъемностью 1225 кг в базовом исполнении стоит 599 тысяч рублей, то вариант с блокировкой — 631,5 тысячи рублей. Еще дороже обойдется бортовой вариант с двухрядной 5-местной кабиной (от 659 тысяч). Грузопассажирские модели с цельнометаллическим кузовом стоят от 610 тысяч рублей. Кстати, по статистике, среди всей уазовской «классики» наибольшим спросом пользуется именно грузопассажирский 7-местный фургон (УАЗ-3909).

Коммерческие автомобили группы ГАЗ, как уже отмечалось, находятся в лидерах рынка. «Паровозом» здесь выступает семейство ГАЗель-Next: на него в 2020 году пришелся не только наибольший объем реализации, но и заметный рост продаж — 40 %. Модель дебютировала весной 2013 года с небольшим выбором версий. После (не такими скорыми темпами, как хотелось бы, например, цельнометаллические фургоны появились на рынке только в 2020 году) «поголовье» выросло, а цены в условиях «новой экономической реальности» стали выгодно отличаться от зарубежных конкурентов. Однако потребительские оценки остаются неоднозначными, что в первую очередь связано с вопросом не самого оптимального выбора двигателей.

Первым и основным для семейства ГАЗель-Next стал достаточно дорогой дизель Cummins китайского производства (2,8 л, 120 л.с.), а в качестве альтернативы с осени 2014 года предлагается отечественный бензиновый двигатель УМЗ-А274, он же — EvoTech. За этим интригующим обозначением скрывается изрядно доработанный (с привлечением иностранных специалистов и комплектующих) старенький УМЗ-4216, чья родословная ведется еще с 50-х годов. Поршневая группа, головка блока и различные системы претерпели заметные изменения, но это по-прежнему агрегат с нижним расположением распредвала и двумя клапанами на цилиндр. За счет уменьшения диаметра цилиндров рабочий объем сократили с 2,9 до 2,7 литра, а степень сжатия повысили до 10,5. В показателях максимальной мощности (107 л.с.) и крутящего момента (220,7 Нм) добились почти тех же результатов, правда, пик момента теперь достигается все же при более высоких оборотах — 2350 против 2200 у «донора».

Основной же задачей модернизации было увеличение ресурса, снижение расхода топлива и соответствие нынешним нормам токсичности при относительно невысокой цене двигателя. Действительно, с таким мотором машины получаются на 140 тысяч рублей дешевле, нежели с китайским Cummins. Кроме того, внедрение EvoTech предполагало и его «битопливные» версии, то есть работу на бензине и газе (такие варианты обходятся на 40 тысяч рублей дороже). В 2020 году Группа ГАЗ представила новые версии двигателей: турбированный битопливный EvoTech CNG (бензин и сжатый природный газ) мощностью 120 л.с. и дизель Cummins мощностью в 150 сил. Новинки будут внедряться постепенно, а пока основной движущей силой все же остаются прежние варианты. Также в прошлом году вышла «опытная» версия электрической ГАЗели-Next, но цена машины в 9 миллионов рублей при ограниченных эксплуатационных способностях (прежде всего по запасу хода) не позволяет рассматривать ее как реальную новинку рынка в ближайшей перспективе.

Бортовые модели ГАЗель Next грузоподъемностью до 1,5 тонны, выпускаемые в двух версиях по колесной базе и с двумя вариантами кабины (3 и 7 мест), предлагаются от 980 тысяч рублей с двигателем УМЗ EvoTech и от 1 120 тысяч рублей с дизелем Cummins. Варианты с 7-местной кабиной дороже на 125 тысяч рублей. Цельнометаллические фургоны тоже выпускаются в двух версиях по колесной базе и с высокой крышей (объем грузового отсека до 13,5 кубов) — от 1 140 и от 1 280 тысяч рублей с учетом той же пары двигателей. Есть и грузопассажирские варианты (7 мест), которые дороже на 75 тысяч рублей. В базовое оснащение входят борткомпьютер, электростеклоподъемники и аудиоподготовка.

Отличительными особенностями семейства ГАЗель Next являются передняя независимая подвеска (рычажная на пружинах) и только задний привод. Семейство же «полуторатонников» ГАЗель-Бизнес обладает некоторым преимуществом, поскольку имеет востребованные модификации с подключаемым полным приводом. Цены на «Бизнес» пониже, особенно при использовании традиционного двигателя УМЗ 2,9 л (107 л.с.): с ним бортовые модели ГАЗель-Бизнес предлагаются от 850 тысяч рублей, тогда как с дизелем Cummins — от 1 090 тысяч рублей. Версии с удлиненной колесной базой и 6-местной кабиной дороже на 50 тысяч рублей, а полноприводные модификации — на 40 тысяч рублей.

Цельнометаллические фургоны ГАЗель-Бизнес предлагаются только с одной колесной базой (с объемом грузового отсека до 9 кубов), но с двумя вариантами кабины — на 3 и 7 мест. Цены — от 855 тысяч рублей с бензиновым УМЗ и от 1 097 тысяч с дизелем Cummins. Кроме того, предлагаются битопливные двигатели УМЗ. Существует два варианта газобаллонного оборудования: версии на пропане (LPG) дороже на 40 тысяч рублей, а вот цена модификации для работы на сжатом природном метане (CNG) увеличивается уже на 150 тысяч. Фургоны «комби» (7-местные), а также полноприводные модификации дороже на 40 тысяч рублей. Кроме того, «ГАЗели» обоих поколений выпускаются в виде шасси под установку различных фургонов, и конечная стоимость зависит от назначения (конструкции) и производителей таких фургонов.

Особая линейка ГАЗ — автомобили «Соболь»-Бизнес. Семейство с укороченной колесной базой на основе традиционной ГАЗели располагает примерно теми же вариациями по шасси, кузову и двигателям. Модернизация семейства тоже протекает в схожем ключе. Однако есть оригинальные признаки: передняя независимая (рычажная) подвеска, односкатные задние шины, меньшая грузоподъемность (900 кг) и отсутствие вариаций колесной базы. Полноприводные версии также имеют передний мост со своими конструктивными особенностями. В зависимости от двигателя бортовые модели с трехместной кабиной предлагаются от 730 (с УМЗ) и от 972 (Cummins) тысяч рублей. Цельнометаллические фургоны (с грузовым отсеком объемом до 6,4 куба), соответственно, от 750 и от 1027 тысяч рублей. Полноприводные версии представлены по тем же ценам. Есть и варианты «комби», в том числе бортовые модели с 6-местной кабиной и полным приводом по цене от 805 тысяч рублей. Фургоны в 7-местном исполнении предлагаются от 800 тысяч рублей.

«Соболь» — рамный автомобиль, поэтому в классе цельнометаллических фургонов грузоподъемностью до тонны — это уникальное предложение (другие используют несущий кузов). Если принять во внимание односкатные задние колеса и меньшие по сравнению с ГАЗелью размеры и массу, то «Соболь» с подключаемым полным приводом и неразрезным в этом случае передним мостом можно рассматривать как грузовой и грузопассажирский «внедорожник». В народном техническом творчестве даже существуют примеры соответствующего тюнинга, правда, особого распространения (по сравнению с теми же УАЗами) это явление не получило.

Зарубежные

Теоретически сегодня можно стать владельцем продвинутого средства грузоперевозок в виде модели на чистой электротяге, кои для Европы уже не в диковинку. Например, Renault Kangoo Z.E. — фургончик грузоподъемностью 625 кг с объемом грузового отсека 3,5 куба, с электродвигателем мощностью 60 л.с., литий-ионной батареей номинальной емкостью 22 кВт/ч, временем зарядки от бытовой сети 11 часов и запасом хода в смешанных условиях 170 км. Но цена такого решения — от 2 289 тысяч рублей, что подрывает живой интерес к автомобилю.

Что и говорить, если даже традиционные европейские «каблучки» весьма кусаются своей стоимостью. Машины 2020 года со скидками еще можно встретить по «вменяемой» цене, но прайсы на 2020 выглядят неутешительно — свыше миллиона рублей за базовые версии. Причем стандартное оснащение, как правило, без излишеств: одна (для водителя) подушка безопасности, обязательная ABS, недорогой интерьер, грузовой отсек без «капитальной» отделки и только с одной боковой дверью. Все остальные радости (подушка для пассажира, борткомпьютер, аудиосистема, кондиционер и тому подобное) представлены опционально. Базовое оснащение может быть и богаче, но и цены в таком случае вырастут.

Так, семейство компактных грузовых фургонов VW Caddy Kasten, прошедшее модернизацию в 2020 году, по новым расценкам предлагается от 1 158 тысяч рублей даже с учетом появившегося в линейке самого доступного двигателя — бензинового «атмосферника» 1,6 л в 110 сил. При этом в базовом оснащении присутствует ESP, ассистент при старте на подъеме, контроль давления в шинах и электропакет с подогревом форсунок омывателя и зеркал. Объем стандартного грузового отсека составляет 3,2 м³. Caddy Kasten предоставляет также выбор дизельных двигателей (1,6 и 2,0 л — от 75 до 110 л.с.), варианты с автоматической трансмиссией DSG-7, с полноприводной 4 Motion, а также версию Alltrack, оформленную во «внедорожном» стиле.

Цены на Mercedes-Benz Citan и вовсе начинаются с отметки 1 524 тысячи рублей. По сути, этот автомобиль с 2013 года является перелицованным фургончиком Renault Kangoo. Это один из плодов сотрудничества французской и немецкой компаний, благодаря чему Mercedes теперь тоже представлен в компактном коммерческом классе. В базовое оснащение входят ESP, система помощи при старте на подъеме и передние «противотуманки». Дизельные двигатели 1,5 л (от 75 до 110 л.с.), новый бензиновый турбомотор 1,2 л (114 л.с.) и другие характеристики (грузоподъемность 760 кг, объем отсека 3,1 «куба») аналогичны французскому фургончику, они и выпускаются на одном заводе.

Фургоны постарше (кои принято относить к «тонникам») отличаются грузоподъемностью от 800 до 1300 кг, вмещают от 5 до 7 кубометров груза, имеют свои варианты «комби» и лучше оснащены в базе. Однако этот сектор импортных развозных автомобилей и раньше не был особо востребован, а в нынешних условиях спрос тем более сдержан. Типичный пример в данном классе — переднеприводный Ford Transit Custom. Стандартный объем грузового отсека 5,9 м³, дизель 2,2 л мощностью 100 или 125 л.с., в базовом оснащении одна подушка безопасности, но имеются ESP, борткомпьютер, подогрев сидений и лобового стекла, электростеклоподъемники, дистанционный ключ, предпусковой топливный подогреватель, а также система ЭРА-ГЛОНАСС. Цены от — 1 749 тысяч рублей.

Одноклассник VW Transporter, обновленный в 2020 году, предлагается от 1 816 тысяч рублей в базовой версии с дизелем 2,0 л (102 л.с.), ESP, системой контроля давления в шинах, обогревом форсунок и зеркал. Выбор модификаций в семействе Transporter традиционно широк: можно купить автомобиль с более мощными турбодизелями (140 и 180 л.с.), бензиновым 2,0-литровым двигателем TSI (149 или 204 л.с.), автоматической трансмиссией DSG-7, а также с полным приводом 4 Motion. Кроме того, предлагаются версии с бортовой платформой заводского исполнения, с 3- или 6-местными кабинами. Цены — от 1 714 тысяч рублей.

В этом же сегменте представлены цельнометаллические фургоны Mercedes-Benz Vito нового поколения (с 2020 года). С дизельными двигателями 1,6 л (88 и 114 л.с.) и 2,1 л (136–190 л.с.), а также с бензиновым 2,0-литровым турбомотором в 211 сил, с «механикой» или «автоматом», в конфигурациях с передним, задним или полным приводом, тремя вариантами по длине кузова с объемом грузового отсека от 5,8 до 6,9 м³. В базовое оснащение входят две фронтальные подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах и система контроля усталости водителя. Цены с дизельными двигателями — от 1 800 тысяч рублей, с бензиновым — от 2 447 тысяч рублей.

Что есть подоступнее? Соплатформенные фургоны предыдущего поколения Peugeot Expert и Citroen Jumpy предлагаются по цене от 1 400 тысяч рублей с учетом дизельных двигателей 1,6 л (90 л.с.) и 2,0 л (120 л.с.), с объемом грузовых отсеков от 5 до 7 кубометров. И это цены «уходящего поезда», поскольку на рынок Европы в 2016 году данная «семейная пара» вышла уже в новой генерации, на иной модульной платформе EMP2, что обеспечивает функционал и эксплуатационные качества другого уровня. Возросла вместимость и грузоподъемность (до 1400 кг), дизели 1,6 л и 2,0 л стали более мощными (95–180 л.с.) и экономичными, а в качестве автоматической трансмиссии предлагается как роботизированная коробка передач, так и традиционный «автомат».

В списке возможного оборудования теперь присутствует система «Старт-стоп», автоматическое переключение дальнего и ближнего света, системы автоторможения и контроля разметки, адаптивный круиз-контроль и прочие новинки. Новое поколение фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy попробует себя и на российском рынке, для чего французы тратятся на сертификацию по требованиям ЭРА-ГЛОНАСС. Машины планируют вывести на наш рынок в первой половине 2020 года. Если «угадают» с ценами, то не исключено, смогут частично отбить покупателей у моделей «старшего» сегмента.

Если говорить о цельнометаллических фургонах, то — c учетом вариантов по грузоподъемности и возможных скидок — предложение начинается примерно от 1 560–1 780 тысяч рублей (базовые Fiat Ducato, Citroen Jumper, Peugeot Boxer) с полезным объемом грузовых отсеков от 8 м³.

Fiat Ducato, Citroen Jumper и Peugeot Boxer

У компании Mercedes-Benz представлены сразу два поколения соответствующей модели: Sprinter Classic (2000-го модельного года, выпускаемый ныне в РФ) — от 1 605 тысяч рублей, и Sprinter позднего образца — от 2 457 тысяч рублей. Соплатформенный с ним «старый» VW Crafter Kasten стоит от 2 125 тысяч рублей. В обоих случаях предусмотрен широкий выбор двигателей, дифференцированный по мощности и крутящему моменту.

Но в 2020 году выпустили совершенно новый VW Crafter, созданный на модульной платформе MQB-A/B. На российский рынок он тоже должен прийти, но о сроках пока точно не известно. Кстати, на данном этапе «дружба» Crafter и Sprinter заканчивается. Как известно, Mercedes самостоятельно готовит преемника для Sprinter, в том числе эволюционные версии на электротяге и с автопилотом, правда, появление новинки ожидается только в 2020 году, а в РФ и того позже.

Фургон Renault Master с передним приводом предлагается от 1 780 тысяч рублей, а с приводом на заднюю ось — от 2 066 тысяч рублей (двигатель один — турбодизель 2,3 л, 125 л.с.).

Впрочем, не в диковинку и выбор из трех типов привода, как у Ford Transit, представленном в новом обличии в 2020 году (рост продаж в 2020 году — 28%). Семейство фургонов объединяет версии с передним приводом — от 1 906 тысяч рублей, задним (для сверхдлинной базы) — от 2 151 тысячи рублей, и полным — от 2 306 тысяч.

В отдельных случаях полноприводные LCV — это отнюдь не «белоручки» с «улучшенными сцепными качествами», а прицельное оружие для бездорожья. Например, семейство рамных моделей Iveco Daily включает поставляемую на заказ версию Daily 4×4 с очень серьезным потенциалом. Дизель 3,0 л (146–206 л.с.), неразрезные мосты, постоянный полный привод с принудительной блокировкой центрального и межколесных дифференциалов, понижающий ряд в раздаточной коробке, приличный «лифт» кузова и внедорожные шины большого диаметра (до 36 дюймов). Правда, цена на такой вездеход кусается — не менее 4 миллионов рублей.

Европейский сегмент LCV любит машины более безопасной капотной компоновки с расположением кабины за моторным отсеком. Но «азиатский мир» и «легковесы» вовсю еще используют бескапотные рамные модели с «кабиной над двигателем». И это отнюдь не вымирающий для нас вид транспорта. Так, в 2020 году компания Hyundai расширила линейку коммерческих автомобилей на российском рынке как раз новым легким «бескапотником» — моделью Hyundai HD35 полной массой до 3,5 тонны. Дизель объемом 2,5 л (136 л.с.) известен и по «однотоннику» Hyundai Porter, но, в отличие от него, Hyundai HD35 с бортовым кузовом рассчитан на перевозку 1,5 тонны груза и предоставляет больше места в кабине. Сборка HD35 организована на «Автоторе», что является частью программы компании Hyundai по локализации коммерческого транспорта на российском рынке.

Конкурент в том же классе — Isuzu NLR 85A (с дизелем 3,0 л, 124 л.с.). Из «бескапотников» полегче хорошо известен Kia Bongo III грузоподъемностью до тонны (соплатформенный с Hyundai Porter). Причем повышенный спрос всегда имели версии с двухрядной кабиной и подключаемым полным приводом с понижающей передачей. Сейчас такие варианты реализуются по ценам примерно от 1 450 тысяч рублей, то есть дороже полноприводных «Соболей» и УАЗов. Но среди импортных LCV с 4WD эти автомобили сохраняют статус наиболее доступных и «внедорожных».

Еще одна альтернатива — пришедшие еще до ЭРА-ГЛОНАСС на российский рынок многочисленные китайские производители, в том числе бескапотные модели полной массой до 3,5 тонны (BAW Fenix, FAW 1041, Foton Aumark BJ и другие). Интересно также отметить пробы китайских сил в компактном формате с «полукапотной» компоновкой кабины и классическим (задним) приводом, грузоподъемностью до 900 кг. Изначально такие машинки рассматривались конкурентами для тех же ВИСов и частично для «Соболей». Подобными параметрами обладает линейка GAC Way M/V, в которую входят бортовые варианты с одинарной и двойной кабинами, а также цельнометаллический фургон. На всех один скромный двигатель — бензиновый 1,0 л (56 л.с.). Продажи в России начались в 2020 году, цены — от 750 тысяч рублей. Есть и другая семейка заднеприводных микро-«полукапотников» — Dong Feng DFSK V с бензиновым двигателем 1,3 л в 78 сил. Его цельнометаллический фургончик длиной всего 3,9 метра способен вместить 650 кг груза. Также имеются бортовые варианты с 2- и 5-местными кабинами. Цены — от 550 тысяч рублей. Но и это, как выясняется, не предел «сжатия» коммерческого предложения.

Dong Feng V25, GAC Way M1 и GAC Way M2

Еще в конце 2020 года появилась новость, которую и вовсе можно считать символом нынешнего времени. Многие помнят трехколесный грузовой мотороллер «Муравей» советского производства. Так вот, весной 2020 года на рынке РФ могут начаться официальные поставки индийского аналога «Муравья» — трицикла Bajaj Maxima C. Это будет вариант с бортовым кузовком и крытой кабиной, с японским дизелем объемом 0,45 л и мощностью 9 л.с., грузоподъемностью до 500 кг (примерно такова и собственная масса транспортера). Предполагается, что цена составит примерно 300 тысяч рублей. Действительно, нынешние импортные грузовички класса UTV стоят дороже, однако представить Bajaj Maxima C в качестве городского развозного грузовичка все же трудно. Да и применение в приусадебном хозяйстве, наверное, вряд ли способно обеспечить массовый спрос.

Предложение некоторых моделей и модификаций LCV (полной массой до 3,5 т), ориентировочные цены:

Марка/модельТип кузоваТип приводаДвигатель, л/л.с.Цены, тыс. руб.
ВИС-Lada GrantaБортовойПередний1,6/87от 570
ВИС-Lada 4×4БортовойПолный1,7/81от 600
Соболь-БизнесБортовой/фургонЗадний/полный2,9/107от 730
Соболь-БизнесБортовой/фургонЗадний/полный2,8/120от 972
Газель-БизнесБортовой/фургонЗадний/полный2,9/107от 850
Газель-БизнесБортовой/фургонЗадний/полный2,8/120от 1090
Газель-NextБортовой/фургонЗадний2,7/107от 980/1140
Газель-NextБортовой/фургонЗадний2,8/120от 1120/1280
УАЗ «классика»Бортовой/фургонПолный2,7/112от 599/610
УАЗ CargoБортовойПолный2,7/135от 759
Citroen BerlingoФургонПередний1,6/75–90от 933
Citroen JumpyФургонПередний1,6/90от 1423
Citroen JumpyФургонПередний2,0/125от 1533
Citroen JumperФургонПередний2,2/130от 1755
Fiat DucatoШассиПередний2,3/130от 1575
Fiat DucatoФургонПередний2,3/130от 1660
Ford Transit CustomФургонПередний2,2/100–125от 1749
Ford TransitШассиЗадний2,2/125–155от 1590
Ford TransitФургонПер./задн./полн.2,2/125–155от 1906
Foton BJ 1039БортовойЗадний2,8/92от 825
GAC Way M1/2БортовойЗадний1,0/56от 750
GAC Way V1ФургонЗадний1,0/56от 785
Hyundai HD35БортовойЗадний2,5/136от 1990
Isuzu NLR85ШассиЗадний3,0/124от 2100
Kia Bongo IIIБортовойЗадний/полный2,5/133от 1280
Lada LargusФургонПередний1,6/87от 500
Lada LargusФургонПередний1,6/102от 595
Mercedes CitanФургонПередний1,5/75–110от 1524
Mercedes CitanФургонПередний1,2/114от 1531
Mercedes VitoФургонПередний1,6/88–114от 1800
Mercedes VitoФургонЗадний/полный2,1/136–190от 2037
Mercedes Sprinter ClassicФургонЗадний2,1/109–136от 1605
Mercedes SprinterШассиЗадний2,1/95–163от 1937
Mercedes SprinterФургонЗадний/полный2,1/95–163от 2454
Peugeot Partner VUФургонПередний1,6/90–110от 1079
Peugeot Expert VUФургонПередний1,6/90от 1369
Peugeot Expert VUФургонПередний2,0/120от 1399
Peugeot BoxerШассиПередний2,2/130от 1745
Peugeot BoxerФургонПередний2,2/130от 1759
Renault MasterФургонПередний2,3/125от 1780
Renault MasterФургонЗадний2,3/125от 2066
VW CaddyФургонПередний1,6/110от 1158
VW CaddyФургонПередний/полный2,0/110–140от 1402
VW TransporterБортовойПередний/полный2,0/102–180от 1714
VW Transporter KastenФургонПередний/полный2,0/102–180от 1816
VW CrafterБортовойЗадний2,0/109–163от 2040
VW CrafterФургонЗадний2,0/109–163от 2124

LCV: разрыв между производством и продажами увеличился

За 12 месяцев прошлого года произошел рост производства легких коммерческих автомобилей на 7,7% (131,8 тыс. ед. против 122,3 тыс. ед. в 2017-м). В течение года на российском рынке было реализовано 105 379 LCV (-0,7%), из которых 68 709 единиц — отечественной сборки, а 36 670 — зарубежной. При этом в сегменте импортной техники произошел рост продаж на 16,6%, а поставки местных предприятий сократились на 8%.

В случае с автобусами статистика производства и продаж также приводится с учетом разных категорий техники. Выпуск (включая автобусы М2): 47,8 тыс., +12,5% в сравнении с 42,5 тыс. в 2017-м. Отгрузки с заводов: 47,2 тыс. шт., +11,4%. Продажи (кроме М2): 14 119, +16,6%. Большая часть в общем объеме производства — это российские марки (38,9 тыс. шт.), их доля в сравнении с прошлым годом увеличилась.

По материалам сайта Грузовой. Ру

Производители об итогах работы и будущем отрасли

Несмотря на существующие противоречия, в 2020 году производителям придется работать по-новому. Уже известно, что госсподержка спроса на автомобили не превысит 10,4 млрд. Более того, уже рассматривался вариант не продлевать на текущий год действие существующих программ, в число которых входят «Русский тягач» и «Свое дело». Для сравнения: в 2020 году на эти цели было направлено 30,4 млрд руб. По мнению экспертов, сокращение размеров финансирования скажется на сегменте коммерческого транспорта, а выделенные средства могут быть исчерпаны уже по итогам I квартала.

Еще один вопрос, по поводу которого продолжаются споры, — расширение местного производства. Тем более что локализация и льготные условия работы находятся в непосредственной связи между собой. Как показывает статистика, большинство реализуемых сегодня машин выпускаются непосредственно в России, но локализация при этом не превышает 40%. И это несмотря на то, что речь о 60% шла еще в 2012 году. Как итог, привлечь в страну необходимое количество производителей компонентов (в частности, двигателей и коробок передач) до сих пор не удалось.

В свою очередь производители говорят, что они не против использования компонентов российской сборки. Однако, существует проблема несоответствия продукции местных заводов корпоративным требованиям по качеству, утвержденным зарубежными брендами. И компаниям далеко не всегда выгодно развивать в России собственное производство сразу нескольких групп комплектующих (например, более целесообразно увеличить выпуск двигателей вместо параллельной организации сборки коробок передач). На первый план здесь выходит экономическая целесообразность.

Непосредственное влияние на рынок оказывает повышение таможенных пошлин, акцизов и налогов. Так, с 1 января был повышен НДС (теперь он составляет 20%), и, как показывает практика, рост цен на товары не всегда происходит сразу, а может растянуться во времени. К негативным фактам можно отнести и то, что в 2020 году были завершены крупные инвестпроекты (Керченский мост, ЧМ-2018), поддерживающие продажи техники, и в настоящий момент рынок только ждет известий о старте следующих. А дополнительным стимулом к наращиванию объемов поставок может стать, например, ограничение предельного возраста эксплуатации коммерческой техники.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: