МАЗ-МАН представил новый сортиментовоз


Грузовики Маз – легендарные грузовики из Белорусии. Летом 1944 года началась история первого автомобилестроительного завода Белоруссии – для поднятия экономики страны требовались собственные грузовые автомобили большей тоннажности. По началу на мощностях будущего белорусского авто гиганта производилась крупно узловая сборка американских грузовиков GMC и Studebeker. Но уже в 1947 году минские машиностроители выпускают первые МаЗ-200. Эти машины стали родоначальниками автомобилестроения Республики Беларусь.

С 1948 по 1950 годы идет масштабное строительство и развитие производства, и уже в 1951 году завод перевыполняет возложенные на него задачи по выпуску грузовиков. Не только сверхплановое производство, но разработка и создание совершенно новых в мировой практике грузовых автомобилей (грузоподъемностью 40 тонн) – вот достижения Минского автомобильного завода в 50-е годы. Грузовик МаЗ-500 и его собрат МаЗ-503 приходят на смену легендарному МаЗ-200.

Грузовик бортовой МАЗ-500 Годы пр-ва: 1963—1977 Двигатель – ЯМЗ-236 дизельные, с турбонаддувом, V-образный, шестицилиндровый Мощность двигателя: 150-300 л.с. при 1700-2100 об/мин | Объем двигателя: 11150см3 Трансмиссия – механическая 5-ступ. Длина: 7140 мм | Ширина: 2500 мм | Высота: 2650 мм | Клиренс: 270 мм Колёсная база: 3850 мм | Колея задняя: 1865 мм | Колея передняя: 1970 мм Масса без нагрузки – 6500 кг | Полная масса – 14825 кг Грузоподъёмность: 7500 кг | Прицеп общей массой 12000 кг Максимальная скорость – 75 км\ч | Расход топлива – 25л\100км Объем топливного бака – 200 л

В 1976 году Минский завод выпустил первый самосвал МаЗ-5549, а уже в 1981 году с конвейера авто предприятия сошел первый седельный тягач МаЗ-5432. Выпущен миллионный автомобиль МаЗ – это событие произошло в 1989 году и ним стал седельный тягач МаЗ-64221.

В конце 90-х уровень качества сборки автомобилей МаЗ позволил уверенно выходить предприятию на внешний рынок, так как полностью отвечал европейским и мировым требованиям к большегрузам предназначенным для международных перевозок. Услугами МаЗ пользуется не один десяток стран и это говорит о многом.

Тягачи Маз

Седельные тягачи для перевозки больших объемов грузов – это МаЗ-5433, МаЗ-5440 (А3, А5, А8, А9, 19, Е9), МаЗ-447131, МаЗ-6430 (А5, А8, А9, 18), Маз-643019-1420-010 (011,012), Маз-643019-1420-020 (021) и МаЗ-5440Е9-551-030.

Надежный тягач Маз-643019-1420-012 оборудован комфортабельной кабиной с двумя спальными местами, кондиционером и круиз-контролем. Дизельный двигатель производства MERSEDES мощностью 435 л.с. дает возможность развивать скорость до 100 километров в час. Этот грузовик способен работать в составе автопоезда, его грузоподъемность составляет 20 тонн. Колесная формула – 6х4 и рессорная подвеска позволяет водителю чувствовать полную уверенность на дороге.

Устройство

МАЗ 6440 получил колесную формулу 6 на 4. Особой гордостью Минского автозавода было то, что новинка на 75% состояла из белорусских комплектующих.

В плане дизайна тягач выглядел необычно. Ранее минские продукты имели исключительно бескапотную компоновку, потому МАЗ 6440 стал первопроходцев в сегменте капотных грузовых автомобилей бренда. Машина получила броскую внешность. Капот придавал кабине габаритный и массивный вид. Спереди красовались большие «жабры» воздухозабора и объемная радиаторная решетка. Капот изготавливался из пластика, а бампером автомобиль напоминал рестайлинговый МАЗ 5440. По бокам располагалась широкая «юбка», закрывающая топливные баки. Разработчики сделали уникальный продукт, который сразу бросался в глаза на дороге.

Конструктивных новшеств было не так много. В передней и задней части использовалась зависимая подвеска. Рулевые колеса крепились на балке, их управление осуществлялось при помощи шкворневых втулок. Подобная схема была весьма архаичной, но надежной. На ведущих мостах присутствовали пневматические баллоны, но собирались и версии с более дешевой ходовой частью (использовались рессорная и рессорно-балансирная подвески). Дополнительно машина оснащалась стабилизатором поперечной устойчивости. Ходовая часть отличалась высоким запасом прочности и позволяла перевозить массивные и негабаритные грузы. Отказ от пневматической подвески в передней части был продиктован стремлением удешевить производство и увеличить ресурс работы машины с учетом ее использования на плохих дорогах.

Базовые трансмиссии, применяемые Минским автозаводом, не подошли к агрегату ММЗ Д-283.4. Российские и белорусские заводы предложить коробку передач, соответствующую новому двигателю, не смогли, потому пришлось использовать гидромеханическую КПП Allison 4500R американского производства. 6-ступенчатая трансмиссия передавала усилие мотора на обе задние оси с блокируемым дифференциалом. Следует отметить, что коробки передач Allison ранее применялись на российских автобусах, где хорошо проявили себя в плане выносливости.

МАЗ 6440 оснащался широкой кабиной капотного типа. Сверху над лобовым стеклом устанавливался солнцезащитный козырек. На кабине размещался аэродинамический спойлер, увеличивающий топливную экономичность и дополняющий облик автомобиля.

При создании новинки особое внимание уделялось комфорту водителя. В салоне автомобиля появилась улучшенная передняя панель с центральной консолью закругленной формы и информативной панелью приборов. Для нажатия на кнопку водителю не требовалось подниматься с кресла. Рулевая колонка имела 4-спицевое рулевое колесо и несколько регулировок. На сиденье и дверных картах присутствовали удобные ручки-подлокотники. Водительское кресло регулировалось в разных направлениях и имело пневмопривод. Для пассажирского сиденья предусматривалась ручная регулировка. В салоне присутствовал кондиционер и яркое освещение.

Капотная компоновка позволила сделать в МАЗ 6440 ровный пол, который покрывался износостойким линолеумом. Посадка в автомобиль упрощалась, поскольку модель была ниже, чем большинство аналогов. Другой особенностью кабины стало широкое спальное место с возможностью установки холодильника и TV-тюнера.

Опционально МАЗ 6440 оснащался:

  • системой курсовой устойчивости;
  • круиз-контролем;
  • DVD-проигрывателем;
  • электрозеркалами с подогревом;
  • климат-системой с электроприводом заслонок;
  • дополнительным спальным местом в верхней части.

Капотная компоновка упростила регламентные работы, которые теперь можно выполнять без поднятия кабины, просто отстегнув боковые защелки и отбросив капот.

Полноприводные грузовики МаЗ

Полноприводные грузовики – МаЗ-6425 (05, 08), МаЗ-5309, МаЗ-6317 (05, 08, 09) и МаЗ-6517. Благодаря своей трансмиссии и широкопрофильным шинам они имеют высокую проходимость, их отличает мощность и выносливость. Полноприводные авто грузовики МаЗ могут быть оборудованы автокранами, гидроманипуляторами, всевозможными фургонами и прицепами. Выпускаются грузовики в виде шасси и бортовой платформы с колесной формулой 4х4 и 6х6. Их грузоподъемность достигает 19 тонн. Армейский грузовик МаЗ-6317 с бортовым кузовом оснащен силовым агрегатом ЯМЗ-238ДЕ2 (ЕВРО-3) мощностью 330 л.с., его грузоподъемность – 11 тонн. Автомобиль оборудован двумя топливными баками на 200 и 350 литров.

МаЗ-4370, МаЗ-4371, МаЗ-5340 (19, А3, А8, А5, Е9), МаЗ-6310, МаЗ-6312 (А5, А8, А9), новинки Маз-4381 Р2-422-000 и Маз-4381 Р2-428-000 – это бортовые грузовики МаЗ. Грузовик МаЗ “Зубренок” – 4371 создан по аналогу MAN L 2000 и может быть с открытой или тентованной платформой. Его низкая рама позволяет перевозить объемные грузы массой до 5 тонн. Благодаря колесной формуле 4х2 и небольшим габаритам этот автомобиль маневрен и отлично чувствует себя на городских улицах.

Самосвалы МаЗ

Грузовики самосвалы МаЗ представлены следующими моделями: МаЗ-6501 (А3), МаЗ-4570, МаЗ-5516 (А8), МаЗ-5551 (А5, 45), МаЗ-6501, МаЗ-6501 автопоезд, МаЗ-6516 и новинками МаЗ-6501, В9-8420-000, МаЗ-6501, В9-8420-031, МаЗ-4581, Р2-420-020, МаЗ-6517, Х5-480-050, МаЗ-6517, Х9-410-051. Без самосвалов не может обойтись ни строительная, ни сельскохозяйственная отрасль. МаЗ-6501 – этот автопоезд дает возможность значительно сэкономить средства при транспортировке грузов. Трехосный самосвал грузоподъемностью до 20 тонн с дизельным двигателем ЯМЗ-6582.10 (ЕВРО-3) мощностью 330 л.с. В стеснённых городских условиях грузовик удобен своей трехсторонней разгрузкой.

Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии

Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.

Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах и относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопластика – вот основные преимущества этого грузовика.

Статьи / Военная техника Автомобиль с тысячью лиц: военные профессии тягачей МАЗ В предыдущей статье мы выяснили, что четырехосные седельные машины серии МАЗ-537 конструкции минского СКБ-1, производством которых занимался Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), заслужи… 21020 2 3 29.09.2016

Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.

К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).

Семейство МАЗ-543

По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.

Первое армейское шасси МАЗ-543 с ракетной системой 9К72 (фото автора)

Мощная система залпового огня «Смерч-М» на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Революционная зенитная система С-300 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы. Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты. Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.

МАЗ-543

Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский для монтажа ракетной системы. Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров. Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.

Прототип шасси МАЗ-543 для ракетного комплекса 9К72 (из архива НИИЦ АТ)

Шасси МАЗ-543 позднего выпуска для вспомогательного оснащения (из проспекта МЗКТ)

В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.

Бортовой автомобиль-тягач на шасси МАЗ-543 в Народной армии ГДР

На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.

Передовой оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 на шасси МАЗ-543

Пусковая установка 9П117М мобильного ракетного комплекса 9К72 (фото автора)

Самоходная ракетная пусковая установка 9П117М в боевой готовности

На этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.

МАЗ-543А

В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.

Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.

Серийное шасси МАЗ-543А с монтажной длиной рамы более 7 метров (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания шасси МАЗ-543А с двумя сдвинутыми вперед кабинами

Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».

Оперативно-тактический комплекс «Темп-С» на базе МАЗ-543А (фото автора)

Самоходная пусковая установка 9П120 ракетной системы «Темп-С» (фото автора)

На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.

Оборудование установочной спецмашины ТУАН на шасси МАЗ-543А

Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543

В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.

Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М. В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком. Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.

Опытное шасси МАЗ-543В с одной передней кабиной (из архива НИИЦ АТ)

Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.

Бортовое шасси МАЗ-543П в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.

МАЗ-543М

В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство. От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м). При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.

Полигонные испытания 525-сильного шасси МАЗ-543М с одной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

Готовое спецшасси МАЗ-543М на территории Минского автозавода

К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.

Оригинальный вариант шасси МАЗ-543М с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.

Серийная самоходная многозарядная система залпового огня «Смерч-М» (фото автора)

Транспортная машина противоракетного комплекса «Амур» (фото Р. Белозерского)

Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.

Машина боевого дежурства в обитаемом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Мобильная 24-местная полевая гостиница 15Т118 на автомобиле МАЗ-543М

Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.

Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.

В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.

Прототип многоцелевого автомобиля-шасси МАЗ-7930 (из архива НИИЦ АТ)

Опытный грузовик МАЗ-7930 с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.

Предсерийный вариант 500-сильного автомобиля МЗКТ-7930 (фото автора)

До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.

Грузовые шасси МаЗ

Грузовые шасси МаЗ широко используются для установки на них специального оборудования при транспортировке разнообразных грузов. МаЗ-4370, МаЗ-4371, МаЗ-4380, МаЗ-4570, МаЗ-5336, МаЗ-5337, МаЗ-5340 (А2, А3), МаЗ-5516, МаЗ-5551, МаЗ-6303, МаЗ-6310, МаЗ-6312, МаЗ-6516 – выпускаемое шасси на которые возможна установка цистерн, фургонов разного назначения, автолифтов, эвакуаторов, автовышек и др. МаЗ-6303 – многофункциональное грузовое шасси с высокими техническими показателями: грузоподъемность – 12,7 т.; двигатель – ЯМЗ-6563.10 мощностью 250 л.с.; колесная формула – 6х4.

Минский автомобильный завод отличается исключительным качеством, универсальностью и комфортабельностью выпускаемых автомобилей. Они соответствуют заявленным техническим особенностям по доступным ценам. МаЗ – грузовик, который завоевал своего покупателя высоким качеством сборки и надежностью. Покупка МаЗ – это выгодное вложение капиталов. МаЗ остается “на плаву” и уверенно идет вперед выпуская хорошие тяжеловесы. Успешно реализует их на рынке СНГ и за его пределами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: