На СП ЗАО «МАЗ-МАН» разработан новый полноприводный сортиментовоз повышенной грузоподъемности

Сортиментовоз MAN TGS 33.480 (6×6). Немец для российских особенностей скандинавской технологии лесозаготовки. Детальный обзор

Знакомились мы с ним на III Чемпионате «Лесоруб XXI века» близ деревни Кононовская Устьянского района Архангельской области. Суть Чемпионата — соревнования по искусному управлению лесозатовительными машинами. Представительное мероприятие — 42 команды, 1500 участников и гостей первенства из России, Бельгии, Германии, Канады, Норвегии, США, Финляндии c солидным призовым фондом.

01.

И места красивейшие! Так выглядит площадка чемпионата. Картинка — хоть на заставку рабочего стола ставь. Кликните по изображению и будет вам wallpaper 1920х1080 ;)

02.

При чемпионате — выставка техники. Среди участников — многие именитые бренды, но в автомобильной части экспозиции всех перещеголял
MAN
.

03.

Внедорожный сортиментовоз с ярко-желтой кабиной
MAN TGS 33.480
, безусловно, был звездой показа. Машину, предназначенную для работы по скандинавской технологии, мы и изучаем.

Что такое «скандинавская технология», специалисты отрасли прекрасно знают. Но, поскольку нас читают не только профессиональные лесорубы, то раскроем ее суть подробной Ремаркой

.
Ремарка М-Парка
Главные постулаты скандинавской технологии — максимальное сокращение ручного труда, первичная обработка древесины прямо на месте вырубки и быстрая ее транспортировка. Обеспечивается все это благодаря применению комплекса из трех типов машин — харвестеров, форвардеров и сортиментовозов.

04.

Знакомьтесь, это харвестер. Он же «железный дровосек», он же лесной комбайн, он же валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина манипуляторного типа (мамочки, словосочетание-то какое… Джеку-потрошителю термин точно бы понравился).

По сути, харвестер — это «хитрый» высокопроходимый трактор со специальным манипулятором для механизированной валки и разделки деревьев.

05.

Существуют различные компоновочные схемы шасси харвестеров — двух-, трех-, четырехосные, с шарнирно-сочлененной рамой.

06.

Манипуляторы монтируют как на удалении от кабины, так и рядом с ней. У наиболее «продвинутых» моделей кабина может быть подъемной, с собственной системой выравнивания и горизонтирования.

Но, каким бы ни было шасси лесного комбайна, главный рабочий орган у всех «железных дровосеков» один — харвестерная головка — технологически сложное и дорогое изделие, управление которым требует высочайшей квалификации.

07.

Харвестерная головка это захватный механизм, срезающее устройство для валки и раскряжевки дерева, механизм обрезки сучьев и механизм замера длин, скомпонованные в едином агрегате.

08.

Харвестер орудует бревном, как мастер кунг-фу шестом, — вращает во все стороны, прогоняет туда-сюда, срубая сучья, и, словно шеф-повар морковку, нарезает на части. Все происходит так быстро, что кажется: глаз не успевает заметить все движения режущих элементов харвестерной головки. Честь и хвала искусству оператора! Да, это даже не работа, а искусство.

Один харвестер заменяет несколько бригад суровых мужиков с бензопилами, но без форвардера харвестер все равно, что Дон Кихот без Санчо Панса.

09.

Работа форвардера — собрать сортименты, которые нарезал и разбросал харвестер, и отвезти их на загрузочную площадку для сортиментовоза. Вместо харвестерной головки манипуляторы форвардеров оборудованы грейферным захватом для погрузки сортиментов. Грузовой отсек форвардера сформирован кониками и решетчатой передней стенкой.

10.

Ползают форвардеры там, куда ни один грузовик не проберется. Для того они и созданы. Собрав «урожай», который «накосил» коллега-харвестер, форвардер вывозит сортименты с делянки. Расстояние от делянки до погрузочной площадки, как правило, относительно небольшое.

11.

Вблизи относительно хороших дорог форвардеры формируют аккуратно сложенные штабеля сортиментов, за которыми и приезжает автомобиль / автопоезд — сортиментовоз. Сортимент, кстати, это обработанное бревно фиксированной длины.

12.

Штабеля, сформированные форвардером, сортиментовоз перегружает на себя. Операторы осуществляют погрузку настолько ловко, точно и быстро, что кажется, я рассыпанную коробку карандашей буду собирать дольше, чем опытный оператор загрузит сортиментовоз.

13.

Пусть вас не смущает МАЗовская кабина показанного сортиментовоза. Душой и, особенно, «сердцем» этот грузовик —
MAN
. Это
МАЗ-MAN 632559
— первый сортиментовоз марки
МАЗ-MAN
. Двигатель у него —
MAN
. Об этой машине, придет время, расскажем отдельно.

Именно «орудование» манипулятором сортиментовоза было самым, если так можно выразиться, зрелищным упражнением на соревнованиях чемпионата «Лесоруб XXI века».

14.

Для этой дисциплины
MAN
предоставил два спецавтомобиля-сортиментовоза —
MAN TGS 33.480 6×6 BB-WW
c гидроманипуляторами
Palfinger Epsilon M100L
и
Kesla 2009sT
.

15.

Здесь нужно за 10 минут собрать сруб из 12 шестиметровых бревен диаметром 160-200 мм и разобрать его, уложив все бревна в кузов сортиментовоза. Словом, управление манипулятором сортиментовоза — не только искусство, но теперь и спортивная дисциплина.

16.

Но вернёмся в работу. Загрузившись, обычный сортиментовоз доставляет первично-обработанные бревна на основную базу или напрямую заказчику по хорошим дорогам, а в Европе, так просто по асфальтовому шоссе. Полный привод таким машинам не нужен…

Но мы же с вами в России ;)

Так мы плавно подобрались к «российским особенностям скандинавской технологии», вынесенным в заголовок.

Российские лесные просторы огромны. Погрузочная площадки сортиментовоза запросто может быть не у хорошей дороги, а 20 километрах от нее.

17.

Тогда водителю сортиментовоза из кабины будет открываться такой, или еще более экстремальный вид.

18.

Потому в России популярны внедорожные сортиментовозы. Лидер рыночного сегмента — «наше грузовое все» —
КАМАЗ
, сортиментовозные надстройки для которого делают десятки «бодибилдеров».

19.

И вот
MAN
предложил свой сортиментовоз-внедорожник. Дождливое лето нынешнего года только подчеркнуло актуальность такой техники и теперь на труднопроходимых лесовозных тропах появилось новое «лицо».

20.

Индекс базового грузовика —
MAN TGS 33.480 6×6 BB-WW
. Двигатель — 480-сильный
MAN D2676LF20
, КПП — ZF. По сути — серийное шасси из стандартной программы MAN (а это преимущество для скорости выполнения заказа на подобную машину) с необычной комплектацией.

Внедорожные МАНы — интересная тема. Буквально небольшая, краткая Ремарка

о них.

Ремарка М-Парка
21.
Внедорожные
MAN
6×6 у нас популярны, в основном, у нефтяников. Вот, например, «суровый сургутский дальнобой» еще поколения
TGA
в корпоративной окраске «Сургутнефтегаза».

22.

Это тоже «нефтянка», цементеровочный агрегат для укрепления фундаментных оснований в процессе освоения скважин. В данном случае насосная установка
SJS PCT-611A
изготовлена в Китае, смонтирована в России, а базовым шасси служит полноприводный
MAN TGS 33.430
.

23.

А еще внедорожники
MAN
колесной формулы 6х6 очень популярны у ралли-рейдовых команд в качестве «техничек».
MAN
— чуть ли не самая массовая марка мира среди раллийных техничек.

А еще — противопожарная и военная сферы — все это вотчина MAN

6×6.

Но вернемся на нашему красавцу-сортиментовозу.

24.

Как раз от раллийных техничек сортиментовоз унаследовал диодную «люстру» на крыше.

25.

Самое интересное в этом варианте — шины и аксессуары для них.

26.

Рядом с каждым колесом размещен специальный пенал, где хранится выносной шланг подкачки воздуха.

27.

Собственную подкачку можно подключить к каждому колесу. При необходимости можно снизить давление в шинах для преодоления особо труднопроходимого участка, а затем быстро восстановить его.

28.

Система регулирования давления в шинах — изделие немецкой фирмы
ti.systems GmbH
, одного из мировых лидеров в этой области. Называется система
STIS
, что расшифровывается как
S
emi-automatic
T
ire
I
nflation
S
ystem.

29.

Работает
STIS
следующим образом. Распределительный блок соединяется с пневмосистемой шасси, а от него уже осуществляется пневморазводка к каждой шине.
STIS
позволяет регулировать давление в диапазоне от 0 до 10 бар. Можно настроить 8 предустановленных режимов. Процесс регулирования происходит очень быстро, но автомобиль нужно остановить. Для работы в движении система не предназначена.

30.

Использована очень интересная модель шин. Это
Michelin 14.00/R20 XML
.

31.

Главная особенность шин — особо развитые боковые грунтозацепы. Такие шины в сочетании с системой
STIS
— гарант особо высокой проходимости.

32.

Теперь рассмотрим особенности спецнадстройки.

33.

Использована краноманипуляторная установка
Kesla 2009sT
.

34.

КМУ оснащена довольно интересной и нечасто встречающейся опцией — дополнительной системой охлаждения гидравлической жидкости, которая точно не позволит маслу перегреться.

35.

А гидравличекого масла здесь много. Объем гидробака (серебристый, слева) — около трети от топливного. Между гидробаком и топливным баком размещены дополнительный инструментальный ящик и бак для мочевины.

Поставщик сортиментовозной надстройки — финская компания Alucar

, которую профессионалы называют «лучшей среди равных». Само название фирмы намекает на материал, с которым она работает — алюминий.

36.

Именно из крылатого металла
Alucar
изготавливает надрамник в сборе, передний щит и лесовозные коники — основные элементы лесонакопительной надстройки. Алюминий втрое легче стали. Благодаря использованию этого материала лесонакопитель весит в среднем около полутонны. Стало быть, полезная нагрузка возрастает.

37.

Именно оборудование
Alucar
установлено на этом грузовике, а «бодибилдером» выступила питерская , о чем и говорит соответствующий логотип.

38.

В итоге в этом сортиментовозе сосредочились самые передовые немецкие (шасси), французские (шины) и финские (надстройка) технологии, скомпонованные российскими специалистами для российских условий.

Интересная получилась машина и для таких лесозаготовителей, чья техника работает на бездорожье и чьи (а такие есть), теперь появился интересный вариант.

Виды спецтехники MAN

Спецтехника МАН рассчитана на длительную эксплуатацию в сложных климатических условиях.

Самосвалы
MAN.
Выпускаются модели различной грузоподъемности: малотоннажные (до 7,5 т), среднетоннажные (до 25 т) и крупнотоннажные (до 70 т). Это позволяет подбирать самосвалы МАН для решения широкого спектра задач: компактную маневренную спецтехнику используют коммунальные службы, тяжелые агрегаты предназначены для работы в карьерах, среднетоннажные самосвалы активно применяются в строительстве.

Автобетоносмесители
MAN.
Предлагается спецтехника с двумя вариантами питания миксера – от силового агрегата шасси МАН или автономного дизельного двигателя. Бак для воды утеплен.

Лесовозы (сортаментовозы)
MAN
. Лесовоз МАН на базе тяжелого грузовика оснащается гидроманипулятором. Спецтехника применяется для погрузки, разгрузки и транспортировки леса (сортамента) длиной до 6 м по дорогам и в условиях бездорожья.

Мусоровозы
MAN
. Коммунальная спецтехника представлена моделями с объемом бака 7,15 и 22,79 м3. Мусоровозы МАН характеризуются маневренностью и мощным прессующим механизмом, что позволяет повысить эффективность работ по вывозу мусора.

Краны-манипуляторы
MAN
. Манипуляторы z-образной конструкции или с тросовой подвеской крюка устанавливаются на бортовые платформы МАН подходящей грузоподъемности. Спецтехника применяется для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки объектов различного типа.

Автоэвакуаторы
MAN
. Эвакуаторы МАН с частичной погрузкой, оснащенные стрелой с гидроприводом, предназначены для транспортировки автобусов и большегрузных автомобилей. Спецтехника с удлиненной сдвижной платформой и лебедкой подходит для эвакуации крупногабаритных автомобилей с небольшой массой.

Бензовозы
MAN
. Сосуд эллиптического сечения установлен на колесной базе МАН. Конструктивно спецтехника защищена от разлива нефтепродуктов в результате аварии и от угрозы взрыва.

Спецтехника MAN зарекомендовала себя с лучшей стороны на мировом рынке и в российских условиях эксплуатации. Финансовые вложения в покупку продукции MAN окупятся за счет ее надежности, долговечности и экономичности. Спецтехника отличается усиленной конструкцией шасси, внедрением электронных систем, позволяющих оптимизировать управление и сократить расход топлива.

Сортиментовоз МАЗ-МАН 732559

Полный привод для жестоких условий

Владимир Чехута, фото автора

Белорусское СП «ЗАО «МАЗ-МАН» не часто удивляет новинками. Из самых значимых событий последних 10 лет запомнился лишь окончательный переход на кабины МАЗ четвёртого поколения и презентация сортиментовоза МАЗ-МАН 632559 с колёсной формулой 6х4 в декабре 2020 г.

Ход событий развивался по мере пробуждающегося у специалистов лесной отрасли интереса к белорусской марке. Венцом творения служит полноприводный сортиментовоз МАЗ-МАН 736559 («ГП» № 11, 2020 г.), который дебютировал осенью прошлого года.

Надо сказать, что история тяжёлой лесовозной серии начиналась ещё 15 лет назад. В 2014 году предприятие освоило выпуск 41-тонных самосвалов с колёсными формулами 6х4 и 6х6. Их оснащали 440-сильным двигателем MAN и 16-ступенчатой механической КП ZF 16S2220 TO. А в декабре 2018-го появилось интересное дополнение – сортиментовоз МАЗ-МАН 732559 с колёсной формулой 6х4. Он оснащён турбодизелем MAN D2676LF09 мощностью 480 л.с. (крутящий момент 2300 Н·м) и усиленной трансмиссией ZF 16S2520 TO.

Полноприводное шасси МАЗ-МАН 736559 с прицепом РК

Новинка получила большой ряд опций: климат-контроль (ранее не применялся в серийных кабинах МАЗ-МАН), электростеклоподъёмники, обогреваемые зеркала заднего вида с электроприводом, а также сиденья повышенной комфортности фирмы Grammer. Шасси МАЗ-МАН 732559 было доработано в сортиментовоз (грузоподъёмность 25 т) на вологодской . Этот лесной транспортёр может работать в составе автопоезда и буксировать прицеп МАЗ-МАН 890001, при этом полная массой такой сцепки будет достигать 77 т.

В целом новинка 2020 года подобна прошлогодней, но есть ряд существенных отличий, которые делают её заметным событием. Заказ на этот тяжеловоз был получен от российской из Братска. Будущий сортиментовоз должен работать в тандеме с 4-осным вологодским прицепом РГ (на заставке с тягачом МАЗ-МАН 732559), и полная масса автопоезда достигает 90 т! Эксплуатация транспортного средства будет жёсткой, если не сказать жестокой: большая масса груза (перевозка лиственницы), плохие дороги, движение по холмистым участкам с затяжными подъёмами и спусками и несравненные сибирские морозы.

Тягово-сцепное устройство Rockinger

Исходя из этих требований новое шасси МАЗ-МАН 736559 получило полный привод, двигатель MAN D2676LF09 (Euro 5) мощностью 480 л.с. и механическую 16-ступенчатую коробку передач ZF 16S2531 TO со встроенным трансмиссионным тормозом-замедлителем (интардером). Наличие последнего устройства позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях, что особенно важно в горных условиях на длительных спусках. Вместо привычной для грузовиков МАЗ-МАН раздаточной коробки ZF была применена мюнхенская «раздатка» MAN G 253. Такой выбор обусловлен большой массой автопоезда и увеличенным крутящим моментом в работающей трансмиссии тяжеловоза.

Очень важным элементом стал так называемый «северный пакет», полностью отработанный на предприятии МАЗ-МАН при создании полноприводных самосвалов для ПАО «Сургутнефтегаз». Он включает подогрев АКБ, топливопроводов, топливозаборной аппаратуры и др. Поскольку сортиментовозы эксплуатируются вдали на технологических дорогах, то пневмоподвеска кабины будет не лучшим выбором, решили в службе заказчика. На передней оси и задней тележке установлены многолистовые рессоры, а сами мосты автомобиля изготовлены по лицензии MAN.

С особым внимаем был осуществлён подбор высоты шасси. Перевозчик нуждался в солидном объёме и массе транспортируемого груза (леса), но в то же время необходимо было учитывать плохое качество дорог. Здесь оптимальным решением оказалась установка колёс сравнительно небольшого диаметра, при помощи которых удалось сохранить клиренс в 300 мм. На передней оси применили шины Continental HSC-1 размерностью 385/65 R22.5, а на задней тележке – Bridgestone L355 315/80 R22.5. Размер грузовой площадки тягача и прицепа составляет 8 м.

Сзади установлены шины Bridgestone L355 315/80 R22.5, рассчитанные для условий «дорога–бездорожье»

Интересной деталью стала установка ТСУ Rockinger. Оно втрое дороже аналогов, но позволяет грузовику вытягивать, а не терять на бездорожье тяжелогружёные прицепы.

Таким образом, МАЗ-МАН создал уникальный грузовой автомобиль специального назначения, в котором сочетаются высококачественные импортные узлы, обеспечивающие высокую производительность транспортного средства, а также отечественные компоненты, подтверждающие прагматичный подход к комфорту работы водителя и приспособленности машины к суровым условиям эксплуатации.

Кабина со спальным отсеком и креслом водителя Grammer

Лесовозы и сортиментовозы

Каталог грузовой техники Man | Ман Центр Сургут

МАН Центр Сургут

Седельные тягачи Самосвалы Спецтехника нефтепромысловая Автокраны, автомобили с КМУ Автобусы вахтовые и грузопассажирские Автофургоны и мастерские Автоцистерны Лесовозы и сортиментовозы Автобетоносмесители Мусоровозы

Контакты

Адрес:
628407, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, ул. Рационализаторов, д.14

Отдел продаж, сервис, запасные части:

Часы работы:

пн-пт 08:30—17:30

Служба эвакуации:

+7 (3462) 696-696 (круглосуточно)

Электронная почта:

Услуги

  • Гарантия
  • Сервисные контракты MAN
  • Ремонт грузовиков MAN
  • Послегарантийное обслуживание
  • Кузовной ремонт
  • Эвакуатор
  • Интернет магазин

Соцсети

  • MAN Truck and Bus Russia
  • MAN Truck and Bus Russia
  • MAN Truck and Bus Russia
  • MAN Truck and Bus Russia
  • MAN Truck and Bus Russia

Контакты

  • Отзывы и предложения
  • Отдел продаж
  • Сервис
  • Запасные части
  • Служба эвакуации

Общие указания

Система кондиционирования наших автомобилей содержит фторированные парниковые газы (R134a/GWP 1430 до 1,15 кг, эквивалент CO2 1,6445 т).

Поделитесь с друзьями или сохраните ссылку:

© МАН Центр Сургут 2020 Политика конфиденциальности Согласие на обработку персональных данных Распечатать страницу

Обслуживание сайта — Интернет-лаборатория «Делиссимо»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: