КАМАЗ завершает испытания вездехода, созданного для освоения Арктики


Общая информация о вездеходах КамАЗ

Потребность в транспортных средствах повышенной проходимости велика. В нашей стране инициатором выпуска подобной техники выступает армия и министерство чрезвычайных ситуаций. Ведомства чаще других сталкиваются с необходимостью форсировать неприступные преграды, не удивительно, что первые экземпляры машин тестируются сотрудниками этих учреждений. Позже, когда устраняются недочёты, автомобили дорабатываются и применяются в штатских нуждах.

Унифицированная армейская техника относится к стратегической продукции, поэтому конструированием и производством занимаются несколько предприятий. Заводы в Миассе и Набережных Челнах, лидеры этой сферы. Однако ассортимент и ряд моделей КамАЗ превосходит ближайшего конкурента, качество продукции тоже в пользу производителя.

Сегодня, налажен выпуск вездеходов, которые используются для военных и бытовых целей с 2-мя, 3-мя, 4-мя осями, с колёсной базой «четыре на четыре», 6х6, «восемь на восемь».

Продукция, пользующаяся спросом:

  • КамАЗ вездеход 4х4: 4326;
  • Вездеход (6 на 6): 43118 (базовая модификация), 43(10, 114) 44108, 65(225, 222, 221, 111), «Арктика»;
  • Вездеход (8 на 8): 6560, 63501, 65228.

Ассортимент выпускаемой техники КамАЗ не ограничивается выше перечисленной продукцией. Завод в Набережных Челнах делает и другие модификации с полным приводом и повышенной проходимостью, просто эти модели не позиционируются, как вездеходы. Так же можете прочитать про ТНВД КамАЗ Евро 2.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Камский автозавод активно расширяет рамки своего присутствия в транспортной сфере России. Свежий пример — создание семейства вездеходов-тяжеловозов «КАМАЗ Арктика». Заняться совершенно новой для себя темой челнинских автостроителей подвигло участие в комплексном проекте создания высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения арктических зон России, а также федеральная целевая программа исследований и разработок по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса.

Арктическому семейству предписано одинаково успешно передвигаться по дорогам общего пользования и непроходимой местности (снежной целине, тундре, сыпучему песку и другим слабонесущим грунтам) без нанесения ущерба растительному покрову и почве. Помимо этого, вездеходы станут заделом для создания дистанционно управляемых, роботизированных транспортных средств.

ДЛЯ ШТУРМА СЕВЕРНЫХ ШИРОТ

Если посмотреть на российский рынок внедорожной техники, то легко обнаружить, что здесь в основном представлены машины, пригодные для использования в средней полосе и совсем не приспособленные для эксплуатации в экстремальных условиях. Особенно ощущается дефицит тяжелых моделей грузоподъемностью 10 тонн и выше, в том числе для работы в арктической зоне. На снегоболотоходы-большегрузы, способные работать при температуре до –60°С, и сделали ставку.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

«Складываю­ща­яся» рама — гарант маневренности вездехода.

В альянс, который возглавил КАМАЗ, вошли Московский Политех, НТЦ «Промышленный дизайн», МГТУ им. Баумана и . У руля проекта встал главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ «КАМАЗ» Сергей Назаренко. Ядром проекта станут машины с колесными формулами 6х6 и 8х8. Они будут использоваться преимущественно для перевозки грузов, буксировки прицепов, монтажа спецоборудования и инженерных установок народно-хозяйственного назначения. Ходовые качества вездеходов позволяют им выступать в роли транспортных средств, которые будут прокладывать путь колонне общетранспортных автомобилей.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

«КАМАЗ Арк­тика» строился с использованием немалого числа серийных агрегатов.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Сзади установили тросовую лебедку.

Надо сказать, что КАМАЗ и его партнеры машинами такого типа прежде не занимались. Поэтому им пришлось решать ряд новых сложных задач. По замыслу создание единого семейства трех- и четырехосных вездеходов, базирующихся на агрегатах серийных КАМАЗов, которые дополнены оригинальными системами и устройствами, обеспечивающими сверхвысокую проходимость, обеспечивает снижение затрат на производство и значительно облегчает проведение ТО и ремонта, в том числе в отдалении от ремонтных баз.

«ОБУВЬ» НА ЗАКАЗ

Компоновку и многие инженерные решения вездеходов во многом определил выбор движителей. Изучив отечественный и зарубежный опыт, разработчики остановились на колесах предельно возможного для данного случая размера. За решение этого вопроса взялся МГТУ им. Баумана. Поскольку к колесам для работы на бездорожье предъявляются весьма противоречивые требования — минимальное давление на подстилающую поверхность, высокие сцепные свойства и возможность движения вездехода по дорогам общего пользования — конструкторы пошли по пути создания двух видов движителей: «Габарит» и «Негабарит».

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Снизу двигатель защищает специальная панель.

Версия «Габарит» обеспечивает незначительное давление на грунт и возможность движения вездехода по дорогам общего пользования. Поскольку внешняя ширина грузовика должна укладываться в 2,55 м, для размещения шин остается не много места. При этом необходимо, чтобы опорная поверхность движителей была максимально возможной. В соответствии с этими условиями наружный диаметр шины определили величиной 1960 мм, а ширину — 716 мм. Максимальная нагрузка на шину — 5,3 тонны. Максимальная скорость — 60 км/ч.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Изюминка машины — узел сочленения.

У варианта «Негабарит» меньший диаметр широкопрофильной шины — 1650 мм, но зато увеличенная до 1050 мм ширина. За счет сниженного удельного давления улучшается проходимость на мягких грунтах, но нельзя двигаться по дорогам общего пользования. Скорость ограничена 50 км/ч. После установки этих колес на машину монтируются расширители крыльев, защищающие кабину от грязи.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Неразрезной передний мост с рессорной подвеской.

Не дожидаясь, пока освоят выпуск новых шин, внедорожники «обули» в наиболее близкие серийные аналоги. Самой подходящей в рамках варианта «Габарит» оказалась радиальная шина Nortec TA-01 710/70R38 (наружный диаметр — 1920 мм, ширина профиля — 710 мм), применяемая на сельхозтракторах. Для версии «Негабарит» лучшей оказалась модель 66х43.00R25 SB-1, используемая на тракторах «Кировец» К-700 и К-701. Ее наружный диаметр составляет 1650 мм, ширина профиля — 1052 мм. Серийные шины не приспособлены для работы при очень низких температурах, но для проверки ходовых качеств опытной машины это оправданно.

«ЛОМАТЬСЯ», НО НЕ СДАВАТЬСЯ

Как и предполагалось, первенцем стала модель КАМАЗ-6345‑3101 с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 13 тонн. Внушительные размеры колес заставили создателей реализовать шарнирно-сочлененную схему. Для этого лонжеронную раму разрезали на две части, соединив между собой механизмом, обеспечивающим их взаимный поворот в горизонтальной плоскости на угол ±45°. Узел сочленения представляет собой две коробчатые конструкции, связанные парой шаровых шарниров. Перемещение секций вокруг вертикальной оси выполняют гидроцилиндры, размещенные внутри рамы. Это позволило защитить штоки гидроцилиндров от грязи и механических повреждений, использовать в качестве заднего упора стандартную поперечину рамы, сделать унифицированными точки крепления гидроцилиндров для трех- и четырехосных моделей. «Ломающаяся» рама обеспечила трехоснику длиной 11 м минимальный радиус поворота (по наружному переднему колесу) 12 или 14 м в зависимости от типа установленных шин.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Неповтори­мый колорит вездеходу придают перелицованная кабина, оригинальный бампер, масса поручней и лестниц.

Энергетику КАМАЗ-6345‑3101 полной массой 30 тонн обеспечивает дизель КАМАЗ-740.37‑400 (V8, 11,76 л) мощностью 400 л. с. В силовую цепочку входят однодисковое диафрагменное сцепление MFZ 430 с дистанционным пневмогидравлическим приводом, механическая 16‑ступенчатая коробка передач ZF 16S 1822, двухступенчатая раздаточная коробка КАМАЗ-633‑1800020, оснащенная блокируемым межосевым дифференциалом, и заимствованные у КАМАЗ-6520 ведущие мосты с колесными редукторами. Причем к передним колесам подводится 27,5% мощности мотора, к задним — 72,5%.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

На всех мостах установлены стабилизаторы поперечной устойчивости.

Передняя подвеска рессорная. В ней используются упругие элементы от задней подвески КАМАЗ-5460, тогда как амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости со стойками, буферы и другие детали достались от КАМАЗ-65225. Задняя подвеска — это пара жестких балансиров, которые связаны ведущими мостами с помощью четырех упругих опор. В ходовой части использованы реактивные тяги и стабилизаторы поперечной устойчивости.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

3. Брутальность дизайна КАМАЗ-6345‑3101 трудно отрицать.

Дорожный просвет вездехода с шинами «Габарит» достигает 677 мм, а угол переднего въезда — 27°. Запас топлива хранится в двух баках объемом по 350 л каждый. На задней секции вездехода разместили грузовую платформу длиной около 5 м с откидными бортами и тяговое устройство. При этом погрузочная высота составляет 2,2 м. Под кузовом в задней части рамы закрепили гидроприводную лебедку с тяговым усилием 22,5 тонны.

К УСЛУГАМ ЭКИПАЖА

Над внешней архитектурой и интерьером «КАМАЗ Арктики» трудились сотрудники НТЦ «Промышленный дизайн», а их челнинские партнеры из изготовили жилой модуль, силовые и каркасные элементы, композитные детали нижнего пояса. В процессе поисковых работ решили, что главными визуальными элементами станут «облагороженная» камазовская кабина и отдельно расположенный бытовой отсек. Кабину дополнительно утеплили, оборудовали поручнями и боковыми лесенками, сверху установили проблесковые маячки. Удачно вписался в общую композицию массивный бампер, в котором под защитными решетками притаились основные фары, размещенные в два яруса по высоте. Бытовой отсек представляет собой каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями, внутренние полости межу которыми заполнены теплоизолирующим материалом. Объем жизненного пространства и внутреннее оснащение позволяют путешествовать трем членам экипажа, которые в случае ЧП могут ожидать помощь извне минимум трое суток. Для отдыха служат широкие и мягкие спальные полки, расположенные в два яруса у передней стенки и одна в кабине. Рядом находятся откидной стол и платяной шкаф. Под нижней полкой устроен вместительный отсек для багажа и холодильника. У противоположной стенки находятся еще одно сиденье и кухонный блок, который включает варочную панель, микроволновую печь, раковину, вытяжку, ящики для хранения продуктов, 200‑литровый бак для воды. Автономный отопитель поддерживает нужный микроклимат при температуре окружающего воздуха до –50° С. Летом действует кондиционер. В штатную комплектацию входит санузел. В бытовой отсек можно попасть только снаружи, с помощью лестницы, которая в походном положении задвигается под его дно. Для удобства экипажа — площадки, дополнительные ступеньки, поручни и лестницы. Модуль можно в любой момент демонтировать, сделав из него отдельное компактное жилище со всеми удобствами.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Штатное оснащение включает кухонный блок и санузел.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

К услугам экипажа — удобные спальные места и откидной столик.

КАМАЗ-6345‑3101 прошел все лабораторные испытания, после чего в Набережных Челнах машина выполнила цикл тестовых заездов. Вездеход ждут холодные регионы страны, где он пройдет серьезную проверку.

Продолжаются работы по четырехосной модели, которую планируют построить в конце текущего года. Грузоподъемность машины достигает 16 тонн, полная масса — 40 тонн. Возросшая грузовместимость позволяет разместить увеличенный по объему жилой модуль и более внушительные надстройки. Внедорожник оснастят дизелем КАМАЗ-910.12 (450 л. с.) и 6‑ступенчатой АКП Allisоn. Ресурс мотора, выпуск которого помогает осваивать компания Liebherr, будет составлять 1,5 млн км.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

КамАЗ-4326

Автомобиль с полным приводом КамАЗ-4326 разработан по заказу Министерства обороны. Машина оборудована двумя осями, применяемая колёсная схема 4х4, транспорт используют для передвижения по пересечённой местности. Вездеход перебрасывает военных, преодолевает преграды, прокладывает маршруты в лесу.

КамАЗ-4326 нашёл предназначение в мирной сфере. На базе модели выпускают несколько модификаций, укомплектованных, как: госпиталь, аварийная служба, КамАЗ бортовой вездеход и др. Эти и подобные модификации базы мобильны и отличаются высокой маневренностью. Транспорт показал себя на участках без дорожного покрытия, при разливе рек, аномальной погоде и др.

Военный КамАЗ-4326:

Внедорожник российских дорог

Понятие «внедорожник» обычно применяется к полулегковым автомобилям, которые теоретически должны обладать хорошей проходимостью. Зачастую это бывает иначе, а к грузовым или фургонам это обычно не относят. Но именно таким является седельный тягач КамАЗ 44108. Полный привод по колесной формуле 6х6, добавим сюда еще возможность блокировки межосевого дифференциала и получаем тягач, который сможет доставить прицепы в районы с самыми сложными дорожными условиями. Если учесть, что прообразом этой машины стал 44118 — КамАЗ, разработанный специально для нужд обороны и МЧС, то такая машина найдет своего покупателя.

Неудивительно, что КамАЗ 44108 заинтересовал как гражданские, так и военные организации. Машина обладает хорошими возможностями, унаследованными от прототипа, двумя топливными баками, удобным, переработанным управлением и широким спектром возможных прицепов, так как в виде основного рабочего органа, поддерживаемого двумя задними осями, выступает обычная седловина. Если же на топливные баки машины установить навесную защиту и добавить проблесковые маяки на крышу, то такой автомобиль сможет возить и цистерны с горючим. Не обошлось и без недостатков, отмеченных многими владельцами. Если на иностранном грузовике ручка КПП сама ложится в ладонь, то здесь к ней приходится тянуться.

Эксплуатационные показатели КамАЗ-4326

Характерная особенность автомобиля, надёжность и пониженные требования в эксплуатации. Изделие с упрощенной конструкцией, подающей солярку, исключена электроника, что помогает запускать мотор в условиях пониженных температур без потери энергии. Силовая установка «740», развивает двести сорок лошадей, соответствует экологическим Евро 2 стандартам. При пробуксовке колёс, между осями предусмотрен дифференциал. Механика с десятью скоростями, отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни – 6,53. Грузоподъёмность автомобиля 5,5 тон, возможна буксировка прицепа, массой 2 тонны. Вездеход оборудован двумя ёмкостями для солярки 210 литров каждая, запас хода 800 километров.

Характеристики вездехода-4326:

РазъяснениеПоказатель
Мотор вездехода:
Модификация мотора740
Тип мотораДизель с турбиной
Мощь мотора, лошадей165
Импульс кручения мотора, Нм912 (1050-1400мин-1)
Размещение камеры мотора, штукV 8
Объём мотора, л.10,85
Сечение поперечника, мм120
Поршень мотора, ход мм120
Отношение камеры сгорания к полному объёму16,5
Трансмиссия вездехода:
Тип коробки вездеходамеханика
Количество ступеней10
Управление при переключении«джойстик»
Отвод мощи вездеходаРаздаточный механизм, 2 ступени, механика
Муфта вездеходаДисковое, сухое, фрикционное
Габариты вездехода:
ДхШхВ, мм7625Х2470Х3230
Колёса, база, мм4200
Платформа по бортам, мм730
Весовые характеристики вездехода:
Снаряжённый вес, кг7220
Передние колёса, загруженность, кг4500
Задние колёса, загруженность, кг2720
Общий вес машины с надстройкой, кг12600
Допуск веса прицепного устройства, кг5000
Общий вес поезда, кг17600

Мотор КамАЗ-740:

КамАЗ-43118

КамАЗ-43118, это вездеход с колёсной формулой 6х6. Изделие взяло за основу машину модификации «4310», унаследовала востребованные качества, результат – многочисленные награды и кубки. Так, в 17 году транспорт получил первое место, как востребованный грузовик России. Спрос объясняется техническими характеристиками продукта, и эксплуатационными показателями при работе в мороз. Технику заказывают предприятия, задействованные в отраслях добычи нефти и газа.

КамАЗ-43118:

Эксплуатационные показатели КамАЗ-43118

Автомобиль эксплуатируется в условиях бездорожья, полный привод, углы въезда, коробка с пониженными передачами – эти показатели помогают преодолевать преграды. Машина оснащена функцией регулировки давления воздуха в шинах, функционирующей в движении. Показатель облегчает работу, делая шесть колёс пригодными для работы даже при наличии прокола. Раздаточная коробка способна блокировать дифференциалы между осями, помогая преодолеть сложные препятствия.

Показатели вездехода-43118:

РазъяснениеПоказатель
Силовая установка вездехода:
Модификация мотора740.662-300/740.30-260
Тип мотораДизель, турбина
Мощь мотора, лошадей300/260
Импульс кручения мотора, Нм1275/1060
Размещение камеры, штукV 8
Объём мотора, л.11,76/10,85
Сечение поперечника, мм120/120
Поршень мотора, ход, мм130/120
Отношение камеры сгорания к полному объёму17/16,5
Трансмиссия вездехода:
Марка и модификация коробкиКамАЗ/ZF 9S 131
Коробка передач, типмеханика
Количество ступеней10/9
Габариты вездехода:
ДхШхВ, мм8600Х2500Х3500
Колёса, база, мм2700
Клиренс, мм385
Массовые показатели вездехода:
Снаряжённая масса, кг10300
Передняя пара колёс, загруженность, кг4780
Задняя пара колёс, загруженность, кг5520
Масса машины полная, кг21600
Масса поезда полная, кг33600

Мотор КамАЗ-740.30-260:

  • КамАЗ-43118 – база, которую взяли за основу следующих модификаций:
  • 44180 – седельный тягач, выпускается с 2009 года;
  • 3455 – машина с капотом, выпускается с 2003 года;
  • КС-55713-5К – кран, выпускается с 2005 года, поднимает до 25 тонн;
  • КС-35719-7-02 – кран, выпускается с 2006 года, поднимает до 16 тонн;
  • 45141 – КамАЗ самосвал вездеход, 2009 год;
  • ЕТ-4322 – экскаватор, выпускается с 2010 года;
  • ГрАЗ АЦ-56141-45 – перевозчик нефтепродуктов;
  • KM-100 – автомобиль, на который установлен манипулятор;
  • АЦ-10 – цистерна;
  • ПП-91 – автомобиль для перевозки понтонов.

КамАЗ с капотом:

Бархан

“Камазовский ответ Хаммеру? Лихо!” – восклицают одни. “Зачем КамАЗ построил такого крокодила? Генералов возить?” – морщатся оппоненты. Между тем неправы и те и другие: хотя этот внедорожник – большой (почти три метра в высоту) и тяжеленный (семь тонн) – называется Бархан-КамАЗ, построен он не на КамАЗе, а на соседнем Камском заводе тормозной аппаратуры. До сих пор этот завод автомобилями не занимался… Грузовик, шасси которого было взято за основу, носит прозвище “погранец”: он появился совсем недавно и предназначен для замены армейских ГАЗ-66. Впрочем, КамАЗ-43501 не только “погранец”, но и “десантник”, поскольку его, как и древнюю “шишигу”, удобно сбрасывать на парашюте. У этой модели (ее грузоподъемность – три тонны, как у Бычка) полный привод, 240-сильный двигатель, централизованная подкачка шин…

А главное – очень короткая база, всего 3,7 метра. В самый раз для агрессивного внедорожника! Но поскольку в задачи Бархана не входит десантирование с самолетов, создатели изменили компоновку, сделав ее капотной. Голь на выдумки хитра: кто бы мог подумать, что из двух камазовских кабин, сваренных вместе, получится вполне приличный салон? А двери, распахивающиеся “в противофазе” (кабины-то состыкованы спинами друг к другу), позволяют перебраться с переднего ряда сидений на задний по подножке, не запачкав ног, даже если Бархан стоит в грязи. Между прочим, подножка и бамперы сделаны из обычных водопроводных труб!

Двери – серийные, только подрезанные снизу, крылья сделаны из стандартных; прочие панели, включая капот, выгнуты из 1,2-миллиметрового металла вручную, без каких-либо шаблонов и оправок… В задних окошках безошибочно узнаются окошки от все той же камазовской кабины; модные фары позаимствованы у тюнингованной вазовской “десятки”, задние фонари – у МАЗа. И ведь получилось не только аккуратно, но и красиво: вот что бывает, когда автомобиль сделан с любовью! Прежде всего на машине появились более скоростные редукторы (их заказали на КамАЗе вместе с шасси) и шины от “сельскохозяйственного” Урала (правда, сами конструкторы признают, что это не оптимальный вариант).

Чтобы улучшить плавность хода, создатели ограничили грузоподъемность двумя тоннами и доработали подвеску, убрав из нее “лишние” листы. Поменяли тормозные камеры и энергетические аккумуляторы (не зря же машина построена на заводе тормозной аппаратуры). Слегка изменили рулевое управление – из-за капотной компоновки. Кстати, о капоте: чтобы не повторять ошибок самого КамАЗа, конструкторы сделали его не стекло-пластиковым, а стальным, снабдив 25-ти миллиметровой шумоизоляцией. Открывается капот с помощью гидроподъемника, стоящего у переднего бампера, а закрывается под собственным весом, на газовых пружинах. Сложновато, конечно, и фиксатора явно не хватает, зато механизм работает исправно, а зазоры между капотом и кузовом вполне приемлемые. Продуман даже доступ в подкапотное пространство: по обеим сторонам кузова смонтированы подножки.

Молодцы! Есть перемены в самом моторном отсеке: туда переехал воздушный фильтр, бачок системы охлаждения позаимствован у Бычка, а привод ТНВД – тросиковый. Появилась система подогрева топлива: заборник в баке снабжен электроподогревом, а “обратка” проходит через теплообменник, включенный в систему охлаждения у самого горячего места – “рубашки” охлаждения компрессора. Вместо штатного предпускового подогревателя смонтирован более современный – с программным управлением, а в салоне за сиденьями стоит еще и воздушный отопитель. Двигатель и коробка остались серийными, только вместо привычного механизма переключения КПП проявился электропневматический, с джойстиком, производства челнинской фирмы Кора (причем уже нового образца – с отдельным индикатором передач).

Не ожидали увидеть здесь эту систему! В интерьере максимально использованы камазовские детали, но водитель чувствует себя здесь иначе, нежели в грузовике. Прежде всего посадка получилась более “легковой” и, увы, менее удачной. Задранные колени почти упираются в руль, а его регулировка не помогает. Сиденья (производства фирмы РИАТ, аж по 6000 рублей за штуку), несмотря на высокую спинку и регулировку жесткости, регулируются отвратительно… В общем, с эргономикой пока не все гладко. Есть нарекания и к “оформлению” водительского места: часть лампочек-сигнализаторов (включая индикаторы блокировки дифференциалов) расположена слева под рулем, так что на ходу их не увидишь при всем желании! Индикатор включения передач перекрывается ступицей баранки даже при небольших углах поворота, а поскольку для тахометра отдельного места не нашлось, пришлось ставить ненужный здесь тахограф (где тахометр объединен со спидометром).

Кроме того, по давней камазовской традиции большинство кнопок и рычажков управления остались безымянными. Мол, водители и так догадаются. Явно нуждается в переделке и электрическая цепь внутреннего освещения: каждый плафон в салоне включается отдельно, а единой кнопки на панели для их включения/выключения нет. Бархан весьма неплохо для своих габаритов разгоняется, но джойстик, увы, портит всю картину. При попытке быстрого переключения электропневматика постоянно давала сбой или как минимум сильно задумывалась, прежде чем выполнить команду. При этом выяснилось, что удобнее переключаться “в обратном порядке”: сначала передвигаем “джойстик” в нужный паз, потом выжимаем сцепление (до конца, иначе система не поймет, что от нее хотят!) и некоторое время держим его выжатым. Тогда есть шанс, что передача включится как надо…

Кроме того, 10-ти ступенчатая КПП с делителем, которая стоит здесь, Бархану просто не нужна: машине с лихвой хватает пяти передач. “Скоростные” редукторы позволили разогнаться аж до 118 км/ч – при том, что максимальная скорость КамАЗа, на шасси которого построен Бархан, не превышает 90 км/ч. Но идти на полной скорости уже не очень приятно – донимает шум трансмиссии. Совсем не понравились тормоза: АБС здесь нет, и при резком торможении машина идет юзом, да еще и стремится развернуться. С маневрированием тоже не все гладко. С одной стороны, при резких маневрах (поворот, “переставка”) Бархан почти не кренится: этакий крепыш на жестких колесах!

Однако “ватный” руль и плохая курсовая устойчивость заставляют водителя напрягаться: в один прекрасный момент мы чуть не слетели с дороги… Зато плавность хода на высоте: подвеска позволяет вполне комфортно идти по булыжнику со скоростью 80-90 км/ч. Но это на дороге. А как Бархан будет вести себя в своей стихии – на холмах и барханах? Вначале мы решили проверить, гору какой крутизны сможет преодолеть Бархан: специально для этих целей на Дмитровском полигоне есть несколько подъемов – один круче другого. На гору с уклоном 30% Бархан забрался без труда. На 40-ка и 50-ти процентные – тоже.

А если взобраться на 60-ти процентный уклон? Подняться пешком по нему вообще нереально – и, насколько нам известно, более крутых испытательных подъемов для колесной техники не существует! Вдыхаем поглубже, блокируем межколесный дифференциал, включаем понижающую передачу в “роздатке”, первую – в коробке… Тело вдавливается в спинку сиденья, колени устремляются вверх, а в лобовом стекле виден только краешек капота – и голубое, в легких облачках небо. Вспомнился даже памятник Юрию Гагарину, который виден из окна нашей редакции: “Десять секунд, полет нормальный”, – и еще что-то насчет отделения первой ступени. К счастью, за время подъема (а для уверенности мы повторили упражнение несколько раз) ни одна ступень нашего “пассажироносителя не отделилась. Но когда мы заглянули в топливный бак, по спине пробежал холодок: в азарте мы и не заметили, что солярка уже едва закрывает днище бака. Стоило двигателю глотнуть воздух – и мы бы заглохли на подъеме… Спасибо камазовским конструкторам: топливозаборник установлен грамотно!

Итак, Бархан лихо взобрался на самый крутой подъем, продемонстрировал хорошую динамику, приемлемую управляемость и даже неплохую плавность хода. Но как только мы попали в песчаный карьер, с погон дебютанта мгновенно слетели засиявшие было звезды. Нет-нет, к камазовскому шасси претензий нет, да и препятствия средней сложности Бархан преодолевает уверенно. Но как только дело дошло до “внедорожного экстрима”, наружу мгновенно вылезли все недочеты получившейся конструкции… Во-первых, окончательно стало ясно, что электропневматическому приводу КПП здесь делать нечего. Когда нужно срочно “подоткнуть” передачу, а система размышляет (то ли выполнить команду, то ли еще подумать), недолго и застрять! Во-вторых, “ручник” стоит в неудачном месте: когда пользуешься им часто, рука устает. “Сельскохозяйственные” шины быстро забиваются глиной, “замыливаются” – и машина начинает буксовать. Но главное – проверки бездорожьем не выдержал кузов. При попытке диагонального вывешивания мостов его перекосило так, что капот отстегнулся и приподнялся, а дверные замки открылись. Да еще и переднее колесо уперлось в арку. В общем, продолжать испытания мы не стали…

Увы, пока Бархан при всей его оригинальности никак не генерал, а скорее лейтенант. Может быть, даже младший. И, чтобы машина “выросла в звании”, конструкторам придется сделать многое. Повысить “живучесть” кузова (это наиболее сложная задача). Увеличить колесные арки (не уменьшать же ход подвески!). Заменить КПП (и тем более ее привод), перенести “ручник” в более удобное место. Заменить фары: их пучок освещает не дорогу, а соседний лес. Наконец, в один прекрасный момент мы не смогли открыть камазовские дверные замки, и в салон пришлось забираться через багажный люк! Что и говорить, солидный набор проблем даже для первого образца… Последуют ли за ним другие? Трудно сказать, тем более что машина оценивается аж в $105000. Но ведь за эту сумму можно купить новенький Hummer или же два Grand Cherokee! Впрочем, разработчики надеются, что внедорожником заинтересуется армия..

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

  • Автор: Евгений Смольников
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(2 голоса, среднее: 3.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

УльЗИС-253

171

КамАЗ-65225

КамАЗ 65225, это большегрузный тягач, технические характеристики которого славятся надёжностью, а колёсная база 6х6 делает вездеход проходимым и маневренным. Устройство сцепки тягача с тремя уровнями свободы, узел расположен на высоте 1,8-1,9 метров. Нагрузка, прикладываемая к устройству сцепки 22000 килограмм, масса автопоезда 38 тон.

Благодаря характеристикам, машина используется в условиях отсутствия дорог. Востребована машина для эксплуатации, как: лесовоз, перевозчик труб, строительный буксир. Плюс в том, что КамАЗ работает в сильный мороз, укомплектован АБС и отоплением в кабине. Кроме того, при работе автопоездом на технику ставят дополнительные фонари, защищают баки от пробоин, а мотор от попадания воды и влаги.

КамАЗ-65225:

Характеристики вездехода-65225:

РазъяснениеПоказатель
Силовая установка вездехода:
Марка мотораКамАЗ 740.60-360 (Евро-3)
Тип мотораДизель с турбонаддувом
Мощь мотора, л.с.360
Импульс кручения мотора, Нм1570
Размещение камеры мотора, штукV 8
Объём мотора, л.11,76
Сечение поперечника, мм120
Поршень мотора, ход, мм130
Отношение камеры сгорания к полному объёму16,8
Трансмиссия вездехода:
Марка и модификация коробкиZF 16S 151
Тип коробкимеханика
Количество ступеней16
Массовые параметры вездехода:
Снаряжённая масса, кг11150
Полная масса автомобиля, кг11000
Полная масса поезда, кг59000
Габариты: ДхШхВ, мм7300Х2500Х3100

Силовая линия

На двухгодовалой трёхосной «Арктике» был установлен камазовский двигатель V8 модели КАМАЗ-40.37-400, рабочим объёмом 11,76 л и мощностью 400 л.с. Это глубокая модернизация классического семейства двигателей КАМАЗ-740 (см. «Компромисс бюджета и технологичности»). У нашего КАМАЗ-6355 2020 года выпуска самый современный на сегодняшний день опять же камазовский двигатель модели 910.12-450, рабочим объёмом 11,95 л. Эта рядная «шестёрка» пятого экологического класса с настройкой мощности 450 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 2058 Н·м при 1300 об/мин. Все уже конечно же знают, но я повторюсь для тех, кто не в курсе – новый двигатель разработан при участии компании Liebherr, и его расчётный ресурс до капремонта составляет 1,5 млн км. Арктическая адаптация мотора потребовала применить морозостойкие РТИ выдерживающие до –80 °С, концентрированный антифриз, синтетические масла и смазки, установить топливные фильтры с дополнительным электрообогревом. Картер двигателя снизу имеет мощную защиту из поддона армированного защитными дугами.

Двигатель занял всё свободное пространство под кабиной. Обращают внимание воздушные трубопроводы турбонаддува

Предыдущий трёхосный КАМАЗ-6345-3101 6х6 был оснащён 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16 S1822. Новейший КАМАЗ-6355 8х8 укомплектовали 6-ступенчатой АКП Allison 4500 с электронным управлением, использующим CAN-шину.

Крутящий момент распределяет 2-ступенчатая раздаточная коробка КАМАЗ-633-1800020 с понижающей передачей, пневматическим управлением и блокируемым межосевым дифференциалом. К передним колёсам «Арктики» передаётся 27,5% номинальной мощности двигателя, 72,5% – к задним. На машине используются оригинальные ведущие мосты КАМАЗ-6355 с тройной передачей и колёсными редукторами передаточным отношением главной пары 15,239.
Техническая характеристика КАМАЗ-6355 8х8 «Арктика»

Полная/ снаряжённая масса, кг41 480/ 26 580
Грузоподъёмность, кг14 900
Распределение нагрузки по передним осям, кг9160/10 000/11 160/11 160
Максимальный преодолеваемый подъём, %60
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
КАМАЗ-910.12-450, турбодизель, I-6, Euro 5 11 946 450 при 1900 мин-1 450 при 1900 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперед/ назад
Автоматическая, Allison 4500 6/1
Ведущие мостыКАМАЗ-6355
Передаточное число главной передачи15,239
ШиныHENAN 66х43.00-25
Радиус поворота, м16
Вместимость топливных баков, л400+400
Максимальная скорость, км/ч60

КамАЗ-63501

Машина «63501», это вездеход с полным приводом, колёсная база которого 8х8. Дополнительная ось увеличивает грузоподъёмность автомобиля, однако проходимость техники падает. Для решения штатных задач машина используется редко, главное применение, военная и специальная сферы. На шасси устанавливают такое оборудование: ракеты, бурильную технику, командные пункты и др. Использование машины напрямую связано с отсутствием способа перевезти груз по частям. Кроме того, дополнительная ось увеличивает тяговое усилие автомобиля, что даёт дополнительное преимущество.

Модификация КамАЗ-63501, главная техника Камского завода, на которой установлено четыре оси. Грузовик весом 10 тон, грузоподъёмность 16 тон. Это единственный вездеход, способный перебросить буровые установки и строительную технику в условиях бездорожья.

КамАЗ 63501 «Мустанг»:

Характеристики вездехода-63501:

РазъяснениеПоказатель
Силовая установка, марка740.50-360 (Евро-2)
Марка и модификация коробкиZF 16S 151
Массовые параметры вездехода:
Снаряжённая масса, кг10750
Полная масса машины, кг26900
Полная масса поезда, кг37900
Передние колёса, загруженность, кг11100
Задние колёса, загруженность, кг15800
Габариты машины: ДхШхВ, мм10500х2550х3115
Габариты помоста: ДхШхВ, мм4012х2470х720
Клиренс, мм390
Брод преодоления мм1,75
Подъём преодоления, °31

Автомобили специального назначения

На Камском автомобильном заводе выпускаются автомобили специального назначения. Характерная особенность техники – малый тираж, ввиду узкой направленности выполняемых заданий.

КамАЗ – 4326 «Мастер»:

Например, таким изделием является спортивная модификация «4326-9» («Мастер»), предназначенная для участия в гонках «Дакар». На машину установлена силовая установка, объёмом 18,4 литра, мощь 625 лошадей, а так же мотор на 700 лошадей с охлаждением и способностью работать на солярке с добавлением метана. Главное преимущество автомобиля, преодоление бездорожья на скорости, свыше 100 километров в час.

Ещё одним представитель специальной техники – автомобиль «Арктика», работающий в условиях севера. Цель создания машины, развитие и освоение Арктической зоны. Это транспорт с полным приводом и колёсной схемой 6х6. Машина оснащена силовой установкой V8 с турбиной и механической коробкой. Особенность конструкции – шарнирная рама, ломающаяся при преодолении тяжёлых участков, заболоченных территорий, снежного покрытия с рыхлой поверхностью. Машина оснащена пассажирским отсеком, который используется для жизни в суровых климатических условиях, кабина содержит: кондиционер, туалет, душ и др.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: