Технические характеристики грузовика ЗИЛ-431410 и руководство по эксплуатации

ЗИЛ 431410 – среднетоннажная грузовая модель с колесной формулой 4 на 2, выпуск которой начался в 1986-ом году. Оптимальный выбор характеристик позволил автомобилю просуществовать до 2014 года. Машину нельзя рассматривать отдельно от ЗИЛ 130, поскольку данная модель всегда была частью легендарной серии. ЗИЛ 431410 практически не отличался от ЗИЛ 130, а новое название появилось согласно ОСТ 37.001.269-83, введенному в 1986 году. Примечательно, что автомобиль в итоге пережил предприятие-изготовитель, где его выпуск официально завершился в 1994 году. В Новоуральске производство модели продолжалось до 2014 года.

Для ЗИЛ 431410 была свойственна высокая проходимость, позволявшая использовать модель в местах с полным отсутствием дорог. Конструкция машины сочетала опыт зарубежных компаний и лучшие характеристики советских продуктов. ЗИЛ 431410 пользуется спросом и сегодня. Дешевизна обслуживания, простота конструкции и неприхотливость делают автомобиль востребованным у потребителей. При этом по уровню комфорта и маневренности модель заметно уступает современным аналогам, потому ее эксплуатация в больших городах нерентабельна.

НАЗНАЧЕНИЕ

ЗИЛ 431410 позиционировался как универсальный грузовой автомобиль, предназначенный для применения в сельском хозяйстве и армии. Военные версии оснащались кабиной цвета хаки, гражданские модификации окрашивались в классический голубой цвет и имели белые вставки.

Армейские версии была выполнены в формате шасси с КУНГами, шасси со специальными надстройками и бортовых машин. В гражданской сфере ЗИЛ 431410 получил даже большее распространение. Наиболее популярными считались бортовые грузовики и самосвалы, нашедшие активное применение у строительных организаций и в колхозах. Была даже специальная версия «Сельхозник», разработанная для сельских районов. Автомобиль также использовался коммунальными службами. Предлагались и специальные модификации для работы в аэропортах.

ИСТОРИЯ

История ЗИЛ 431410 тесно связана с другой популярной моделью завода имени Лихачева – ЗИЛ 130. Последний оказался настолько удачным, что его модернизация проходила крайне медленно в формате небольших преобразований. В дизайне автомобиля длительное время не наблюдалось изменений, улучшению подвергалась исключительно конструкция. Раз в 3 года, начиная с 1970-х годов, ЗИЛ 130 проходил аттестацию, которая предполагала наличие нововведений и модернизаций. Модель должна была продемонстрировать увеличение грузоподъемности, улучшение динамики, точности управления или других параметров.

В 1986 году состоялась очередная аттестация автомобиля. Машина получила новый двигатель, ряд доработок и прежнюю внешность. Параллельно модель поменяла название на ЗИЛ 431410. Связано это было с введением в действие ОСТ 37.001.269-83. На заводе имени Лихачева автомобиль собирали с января 1986 года в течение 9 лет. Серия несколько раз подвергалась модернизации.

С 1991 года производство ЗИЛ 431410 осуществлялось на автомоторном заводе города Новоуральск (Свердловская область). Ранее на предприятии собирали исключительно армейские версии ЗИЛ 131. Масштабы выпуска в сравнении с заводом имени Лихачева были значительно меньше, но превосходили средние отметки (ежегодно завод выпускал порядка 20000 грузовиков). В Новоуральске производили все узлы для сборки ЗИЛ 431410, кроме ведущих мостов, которые поставлялись другими предприятиями. При этом модели, выпускаемые в Свердловской области, отличались от классических версий дизайном. Оперение и передняя часть уральских модификаций ЗИЛ 431410 была позаимствована у ЗИЛ 131, потому автомобиль выглядел как некий гибрид двух серий.

В 2000-х годах автомоторный завод переименовали в . Вскоре серия ЗИЛ 431410 стала выпускаться под новым индексом – АМУР 53131. Прежнее название двигателя ЗИЛ 508.10 изменили на АМУР 456.10.

Морально устаревать ЗИЛ 431410 начал еще в 1990-х годах. При этом свои основные достоинства (простоту эксплуатации, дешевизну обслуживания и неприхотливость) модель сохранила. Благодаря этому спрос на автомобиль сохранялся стабильным до 2010-х годов. Однако затем популярность серии начала падать, потому в 2014 году от производства ЗИЛ 431410 решили отказаться. В настоящее время доступны исключительно подержанные версии модели.

Описание бортового автомобиля

Представленная модель бортового авто была сконструирована на основе технических характеристик семейства грузовых автомобилей ЗИЛ 130, отличающихся новомодным дизайном и мощнейшим 8-цилиндровым двигателем в 60-е годы прошлого столетия.

Зил 130

Главной обязанностью обновлённой техники стала замена основного модельного ряда полноприводных армейских машин ЗИС-151 и его универсальную модификацию ЗИЛ 157, которые своими основными характеристиками отдалённо напоминали конструкцию и дизайн военных американских прототипов.

Они выпускались Соединёнными Штатами и Советским Союзом в рамках союзнической поддержки в борьбе с нацистской Германией. К середине XIX грузовая техника окончательно устарела и перестала отвечать всем необходимым требованиям вооружённых сил СССР.

На видео – история Зил-130 на основании характеристик которого создан ЗИЛ-431410.

Вопрос о разработке, конструировании и последующем выпуске в масштабных объёмах на универсальных мощностях ЗИЛа линейки унифицированных грузовиков для армейских нужд и разрешения различного рода гражданских вопросов пришёлся на конец 50-х годов прошлого столетия. На удивление, работа по производству новой модели техники пошла полным ходом.

Объяснением высокоэффективности работы послужили успешно пройденные испытания определённых элементов экспериментальных автомобилей ЗИЛ 128. И, наконец, под конец 56 года того же столетия был разработан первый образец грузовой машины ЗИЛ 431410, который был оснащён рядным 6-цилиндровым мощнейшим двигателем.

Спустя 3 года нововведённое устройство отечественного автопрома успешно преодолел ряд испытаний на заводском и государственном уровнях и проявил себя только с лучшей стороны.

По этой причине старт выпуска серийного производства в больших объёмах был назначен на середину 1961 года, но по определённым причинам технологического характера пуск заводского конвейера пришёлся лишь к концу 1967 года.

Полноприводный грузовой автомобильотличается капотной компоновкой стандартного типа с V-образным карбюраторным 8-цилиндровым двигателем. Также конструкторы оснастили механизм специальным устройством, позволяющим отключить функционирование переднего моста. Задний мост при этом оставался же рабочим.

%-ти ступенчатая коробка передач

Характерными чертами для машины является пеномасленная воздушная система фильтрации, пятиступенчатая коробка передач, оснащённая специальным синхронизатором и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также однодисковым сцеплением сухого типа. Управление грузовым автомобилем предусмотрено при помощи гидроусилителя.

Спустя некоторое время после выпуска первой партии ЗИЛа 431410 был произведён ряд модификаций автомобиля, касающихся электрооборудования без мониторов, улучшены седельные тягачи, произведены существенные изменения по улучшению производительности дизельного двигателя.

Большего внимания заслуживает использование представленной модели техники и её различных видоизменений в армейских целях.

На базе машины была сконструирована и поставлена на вооружение целая линейка боевых и спецмашин, среди которых встречаются боевые прототипы, оснащённые реактивной артиллерией, минные заградители стандартного образца, ЗРК, топливно-автомобильные заправщики, пожарная машина, а также иные устройства.

Если говорить о масштабе выпуска грузовых автомобилей ЗИЛ 131 с момента их производства по сей день, то на настоящее время имеется свыше 1 миллиона единиц данной техники со всевозможными её модификациями.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века по начало 00-х годов нынешнего столетия, выпуск машин был перенаправлен на конвейерские мощности Уральского автомобильного завода (УАЗ).

Сейчас же представленная модель устройства не выпускается и вовсе. Но на улицах практически каждого города, в особенности, деревень, сёл и посёлков городского типа, нередко можно увидеть этот грузовой автомобиль, символически ставший некогда отличительной чертой эпохи Советского Союза.

Основные модификации ЗИЛ 431410:

  • ЗИЛ 431410 – базовая модель;
  • ЗИЛ 431510 – тягач, предназначенный для транспортировки длинномерных грузов и грузов малой плотности. От стандартного исполнения отличается размерами платформы и увеличенной колесной базой;
  • ЗИЛ 431610/ЗИЛ 431710 – версии с газобаллонным оборудованием (сжиженный газ). Предназначение данных автомобилей не отличается от бензиновых модификаций. Машины также имеют бензиновую систему питания в качестве резерва;
  • ЗИЛ 431810 – газобаллонная модель, работающая на природном газе;
  • ЗИЛ 441510 – седельный тягач для эксплуатации в составе автопоезда. Модель имеет уменьшенную колесную базу, 2 топливных бака по 250 л каждый и 1 карданный вал;
  • ЗИЛ 43411 – версия в исполнении «ХЛ» для районов с холодным климатом (выдерживает температуру до -60 градусов);
  • ЗИЛ 431416 – базовая экспортная версия для стран с умеренным климатом;
  • ЗИЛ 431417 – экспортный автомобиль для тропических государств;
  • ЗИЛ 432317/ЗИЛ 431917 – модели с экранированным электрооборудованием, поставляемые в страны с умеренным и тропическим климатом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры:

  • полная длина – 6675 мм;
  • ширина (по кузову) – 2500 мм;
  • высота – 2400 мм;
  • колесная база – 3800 мм;
  • минимальный радиус разворота – 8900 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 4175 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2005 кг;
  • нагрузка на заднюю ось – 2170 кг;
  • грузоподъемность – 6000 кг;
  • полная масса – 10400 кг;
  • масса буксируемого прицепа – 8000 кг.

Показатели динамики:

  • максимальная скорость (одиночный автомобиль/в составе автопоезда) – 90/80 км/час;
  • длительность разгона до 60 км/час – 37 сек;
  • выбег со скорости 50 км/час – 750 м;
  • тормозной путь на скорости 50 км/час (одиночный автомобиль/в составе автопоезда) – 25/26,5 м.

Прочие показатели:

  • предельный преодолеваемый подъем (одиночный автомобиль/в составе автопоезда) – 31/16%;
  • средний расход топлива на скорости 60 км/час (одиночный автомобиль/в составе автопоезда) – 25,8/33 л в час;
  • средний расход топлива на скорости 80 км/час (одиночный автомобиль/в составе автопоезда) – 32,2/43 л в час;
  • емкость топливного бака – 170 л.

ДВИГАТЕЛЬ

Серия ЗИЛ 431410 комплектовалась модернизированным 4-тактным карбюраторным мотором ЗИЛ 508.10 с винтовыми впускными каналами и сокращенным объемом камер сгорания. Рекомендуемый тип топлива остался прежним – бензин А-76.

Силовая установка получила новые воздушные фильтры типа ВМ-21, распределители зажигания 46.3706 и карбюраторы К-88АТ. Некоторые версии ЗИЛ 431410 комплектовались карбюраторами К-90, дополненными устройством САУ ЭПХХ. В них подача горючего регулировалась посредством блока управления. Также агрегат получил замкнутую вентиляционную систему картера, исключающую выброс в атмосферу картерных газов.

Мотор ЗИЛ 508.10 имел комбинированную систему смазки (смазка под давлением и смазка разбрызгиванием). Очистка выполнялась с использованием фильтров тонкой и грубой очистки, установленных в одном корпусе.

Характеристики агрегата ЗИЛ 431410:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • количество цилиндров – 8 (расположение под углом 90 градусов);
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • степень сжатия – 7.1.

Отдельные версии ЗИЛ 431410 комплектовались дизельными двигателями, но их число в общем объеме серии было минимальным.

ЗИЛ-431410ЗИЛ-431510
Грузоподъемность, кг60006000
Снаряженная масса, кг41754550
В том числе:
на переднюю ось20052140
на заднюю ось21702410
Полная масса, кг1040010775
В том числе:
на переднюю ось25102845
на заднюю ось78907930
Полная масса прицепа, кг8000180001
Макс. скорость автомобиля, км/ч9090
То же, автопоезда8080
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с3737
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, %3131
То же, автопоездом1616
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м750750
Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м2525
То же, автопоезда26,526,5
Контрольный расход топлива, л/ 100 км, автомобиля:
при 60 км/ч25,825,8
при 80 км/ч32,232,2
То же, автопоезда:
при 60 км/ч3333
при 80 км/ч4343
Радиус поворота, м:
по внешнему колесу8,39,5
габаритный8,910,1

Двигатель.

Мод. ЗИЛ-508.10, бензиновый, V-обр. (900), 8-цил., 100×95 мм, 6,0 л, степень сжатия 7,1, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 110 кВт (150 л.с.) при 3200 об/мин, крутящий момент 402 Н-м (41 кгс-м), топливный насос Б10 — диафрагменный, карбюратор К-90 с экономайзером принудительного холостого хода или К-96, К-88АТ, К-88АМ, воздушный фильтр — инерционно-масляный ВМ-16 или ВМ-21.

Трансмиссия.

Сцепление — однодисковое, с периферийными нажимными пружинами, привод выключения — механический. Коробка передач — 5-ступ. с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат. числа: I-7,44; II-4,10; III-2,29; IV-1,47; V-1,00; ЗХ-7,09. Карданная передача-два последовательных вала с промежуточной опорой. Главная передача — одинарная гипоидная, передат. число 6,33. Может устанавливаться ведущий мост с двойной коническо-цилиндрической главной передачей с передат. числом 6,32.

Колеса и шины.

Колеса — дисковые, обод 7,0-20, крепление на 8 шпильках. Шины 9.00R20 (260R508) мод. И-Н142Б-1 или 0-40БМ-1, Допускается установка шин мод. И-252Б или ВИ-244. Давление воздуха, кгс/см. кв.: ЗИЛ-431410 — шины И-Н142Б-1 и О-40БМ-1 — передние — 4,0, задние — 6,3; шины И-252Б и ВИ-244 — передние — 3,0, задние — 5,8; ЗИЛ-431510 — шины И-Н142Б-1 и О-40БМ-1 — передние — 4,5, задние — 5,3; шины И-252Б и ВИ-244 — передние — 3,5, задние — 5,8. Число колос 6+1.

Подвеска.

Передняя — на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами; задняя — на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.

Тормоза.

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина передних накладок 70, задних — 140 мм, разжим кулачковый) с двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Тормозные камеры: передние — типа 16, задние — типа 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз — на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод — пневматический. Запасная тормозная система — совмещена со стояночной. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и однопроводный). По заказу на автомобилях может устанавливаться тормозной привод без разделения по осям и однопроводным приводом тормозов прицепа (тормоза автомобиля ЗИЛ-130-80). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление.

Рулевой механизм — винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, гидроусилитель — встроенный, передат, число 20, давление масла в усилителе 65-75 кгс/см. кв.

Электрооборудование.

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-90ЭМ, генератор 32.3701 с регулятором напряжения 201.3702, стартер СТ230-К1, распределитель зажигания 46.3706 с центробежным и вакуумным регуляторами, катушка зажигания Б114-Б, транзисторный коммутатор ТК102-А, свечи зажигания А11. На часть автомобилей может устанавливаться бесконтактная система зажигания.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Топливный бак — 170л, бензин А-76; система охлаждения — 26л, вода или тосол — А40, А65; система смазки двигателя — 8,5 л, всесезонно до минус 30°С масло М-6/ 10В (ДВ-АСЗп-10В) и М-8В, при температурах ниже минус 30°С — масло АСЗп-6 (М-4/6В); гидроусилитель рулевого управления — 2,75 л, всесезонно масло марки Р; коробка передач — 5,1 л, всесезонно масло ТСп-15К, заменитель — масло ТАП-15В, при температурах ниже минус 30°С масло ТСп-10; картер гипоидной главной передачи — 10,5 л, масло для гипоидных передач всесезонно ТСп-14 гип, при температурах ниже минус 30°С масло ТСз-9гип; картер двухступенчатой главной передачи — 4,5 л, масло для коробки передач; амортизаторы — 2×0,41 л, жидкость АЖ-12Т; бачок омывателя ветрового стекла — 2,7 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой; предохранитель против замерзания конденсата — 0,2 л, этиловый спирт.

Массы агрегатов автомобиля ЗИЛ-431410

(в кг). Силовой агрегат в сборе — 640; двигатель — 500; коробка передач (без тормозного механизма стояночного тормоза) — 98; радиатор системы охлаждения — 20; карданный вал — 36; задний мост в сборе с тормозными механизмами — 477; передний мост в сборе с тормозными механизмами — 243; рессоры: передняя — 37; задняя — 70; дополнительная — 25; колесо с шиной — 93; рама с буфером и буксирным устройством — 430; кабина — 280; оперение (облицовка с крыльями и брызговиками, капот) — 70; платформа — 580.

Ходовая часть

В передней части подвеска устанавливалась на 2 полуэллиптических рессорах, имеющих скользящие задние концы. Дополняли элемент 2 гидравлических амортизатора двойного действия. Для того периода аналогичная конструкция использовалась практически на всех советских грузовых автомобилях. Задняя подвеска имела иную конструкцию. Для ее установки использовали несколько видов рессор (основные и дополнительные рессоры) без амортизаторов.

В стоковом варианте автомобиль комплектовался дисковыми колесами с 8 шпильками и шинами размерностью 260R508.

МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ

в сводной табличке заводских данных, которая крепится в кабине справа, на подставе сиденья пассажира (рис. 114). Буквы ХТ2 в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе изготовителе: Х — географическую зону страны; Т — страну; 2 —завод-изготовитель. Шесть последующих цифр обозначают модель автомобиля, далее — номер шасси и двигателя.

Латинская буква перед номером шасси обозначает закодированный год изготовления автомобиля.

Кроме того номер шасси нанесен краской на правом лонжероне рамы автомобиля, а номер двигателя (рис. 115) выбит на верхней передней части блока цилиндров двигателя (средняя строчка) на горизонтальной площадке возле рым—болта. Там же выбит номер модели двигателя(верхняя строчка) и год его выпуска (нижняя строчка).

Маркировка автомобиля ЗИЛ

Трансмиссия

Основной для серии ЗИЛ 431410 была механическая 5-скоростная трансмиссия (5 передних передач, 1 задняя передача) с синхронизаторами на всех передачах, за исключением первой и задней. Фрикционное однодисковое сцепление оснащалось периферийными пружинами и механическим приводом выключения. Привод на задние колеса спаренного типа выполнялся посредством 2 карданных валов, расположенных последовательно, с опорным подшипником (ведущий мост – задний). В зависимости от модификации исполнение главной передачи различалось. Существовали следующие варианты: двойная с косозубой и прямой парой или одинарная с гипоидной конструкцией.

Технические данные

Характеристика ЗиЛ-431410 весьма специфична. В качестве силового агрегата установлен 8-ми цилиндровый мотор, работающий исключительно на бензине. Мощность двигателя составляет 150 лошадей. Для подачи топливного материала установлен карбюратор марки К-90 с экономайзером. Для передачи вращения от мотора к ходовому оборудованию используется однодисковое сцепление с механической трансмиссией и пятиступенчатой КПП. Карданная передача обладает дополнительной опорой, которая служит для стабилизации вращения вала, при передаче вращения на ведущий мост.

Тормозная система

С 1986 года линейка ЗИЛ 431410 получила многоконтурную тормозную систему. Для модели был разработан новый тормозной привод. Другим отличием стал усиленный суппорт задних тормозов. В задней части появились чашки дифференциала, выполненные из высокопрочного ферритного чугуна, выделяющегося повышенными механическими свойствами.

Рабочая тормозная система строилась на барабанных элементах с диаметром 420 мм. Стояночная тормозная система оказывала воздействие на задние колеса и имела пневматический привод. Запасная тормозная система совмещалась со стояночной. Опционально был доступен тормозной привод, не имевший разделения по осям. В состав тормозной системы также входил спиртовой предохранитель, препятствующий замерзанию тормозов.

Кабина

ЗИЛ 431410 комплектовался цельнометаллической кабиной, доставшейся от серии ЗИЛ 130. В новую модель она «перекочевала» практически без изменений. Салон автомобиля вмещал до 3 человек (1-местное водительское сиденье и 2-местный диван для пассажиров), а уровень комфорта был минимальным. Интерьер поражал брутальностью. Пластика, используемого на современных машинах, здесь не было, поскольку предпочтение отдавалось металлу. Рабочая зона имела минимум удобств, но обеспечивала основные потребности водителя в комфорте (эргономичное расположение приборов, теплое место и высокая посадка). Обзорность у моделей ЗИЛ 431410 оказалась не самой лучшей, ее затрудняли объемные крылья и массивный бампер.

Автомобиль получил новый приборный щиток. Рулевое управление имело гидравлический усилитель. На крыше некоторых версий находилось отверстие для люков вентиляции.

Кабина оснащалась большим панорамным окном с 2 стеклоочистителями и омывателем. Водительское кресло имело несколько настроек и позволяло выбрать одну из трех позиций. Для транспортировки инструментов для ремонта и запчастей использовался металлический ящик, размещенный под кузовом в задней части. Недалеко от него устанавливалась розетка для подключения светотехники прицепа.

Номер рамы ЗИЛ-130

Номер рамы до 91 года набивался краской. После 91г набивали на раме цифры набивкой по железу, в конце рамы или перед кабиной, с правой сторны лонжерона. Инспекторы отлично об этом знают, их цель утилизировать все старе авто. Сейчас они нас не трогают, но только дойдет дело до регистрационных действий сразу возникнут проблемы с регистрацией автомобиля. Они знают каждую модель, в каком году и где нанесен номер рамы их этому обучают. Можно сделать кое что, с номером который рисовали краской.

номер рамы краской

Найдите то место где он был нанесен, хоть одну цифру. Посмотрите какой был шрифт. Наберите на компьютере такой же шрифт, вырежьте трафарет с вашим номером и на тоже место только краской с баллончика белой нанесите его. Наша задача сделать максимально приближенно к заводскому оригиналу и у инспекторов к вам не будет вопросов. Со временем краска поблекнет и будет выглядеть как заводской номер.

номер рамы ЗИЛ набитый рама ЗИЛ

Кузов

В качестве основы кузова использовалась деревянная платформа. Для повышения прочности она оснащалась поперечными брусьями, выполненными из металла. Кузов имел задний и боковые откидные борта, облегчающие разгрузку. Опционально предусматривалась установка каркаса с тентом, было доступно увеличение высоты бортов посредством специальных приспособлений.

Помимо бортовой платформы, для серии ЗИЛ 431410 предлагались специальные надстройки и дополнительное оборудование.

Для сцепления с прицепом применялось седельное устройство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: