Автобетоносмеситель 10DO на шасси Mercedes-Benz Actros 4141B


Напарник

Александр Трохачёв, фото автора

Любители кино, расслабьтесь: речь не о одноименной комедии Леонида Гайдая, а о строительном грузовике, самом востребованном на европейском рынке. Вот теперь вы угадали: конечно же, в поле зрения – Actros Bau. Это он олицетворяет собой вершину инноваций, престижа и комфорта, это его владельцам завидуют прямые и косвенные конкуренты и это он является героем статистической отчетности и восторженных репортажей. Мы уже дважды писали о пробах руля этого носителя хромированной звезды (см. «Король в спецовке»; «Эталон строительной робы?»), но сегодня случай особый: в нашем распоряжении Mercedes-Benz Actros 4148 АК c колесной формулой 8х8/4. И с полной загрузкой ездить ему предстоит не только по пересеченной местности, но и по автобану: как он себя покажет?

Восемь на восемь

Эта схема сегодня – одна из самых редких для грузовиков строительного сектора полной массой более 18 т. По крайней мере, данное утверждение справедливо в отношении семи стран Европы.

Например, во Франции сегмент машин с колесной формулой 8х4 вдвое больше сегмента грузовиков 6х4, а схемы вроде 8х6 или 8х8 – там вообще экзотика. В Италии доминирование 8х4 настолько очевидно, что остальные сектора на его фоне просто меркнут, а 6х6 отсутствует как класс. В Великобритании тоже в большом почете «строители» 8х4, а вот 8х6 и 8х8 фактически никак не представлены. Даже в Нидерландах, где нет дискриминации тяжелых самосвалов и бетоносмесителей, грузовиков 8х4 больше, чем техники остальных приводных формул (кроме 4х2) вместе взятых. Кстати, Нидерланды на первом месте по количеству самосвалов 8х8/4.

В Бельгии число большегрузов с двумя ведущими мостами при четырехосной схеме идентично количеству машин 6х4, и это на фоне скромной доли 6х6 и практически ничтожной прослойки 8х6 и 8х8. В Испании и Германии картина симметричная: там сегменты 8х4, 6х4 и 6х6 равновелики, а вот 8х8 составляют маленькую прослойку. Неудивительно, что Actros 4148 AK (8×8/4) в России пока не сертифицирован.

Дудки пневмосигнала, увы, не самогудки, а вот металлический поручень – зачетный!

Тест-драйв Mercedes-Benz Actros SLT: сверхтяжелая звезда

По европейским правилам перевозка сверхтяжелого и негабаритного груза должна производиться в ночное время, чтобы не тормозить движение на магистралях, так что передвижение конвоя выглядит феерично: сквозь ночь в сиянии мигалок и с кучей дополнительного освещения. Вживую зрелище величественное и завораживающее, а поскольку крейсерская скорость всего 30 км/ч, то и вовсе возникают мысли о замедленной съемке.

Зачем

Не каждый день появляется необходимость в перевозке сверхтяжелого негабарита – это облегчает работу водителя, максимум он в удачный год проезжает 10-12 тысяч километров. Но многократно усложняет работу менеджеров проекта и отделения логистики.

Разработка и согласование маршрута могут продолжаться долгие месяцы. Известен случай, когда для того, чтобы перевезти турбину для электростанции, по пути следования автопоезда не только переносили линии электропередач, но даже разобрали железнодорожный мост… Понятно, что стоимость подобных проектов заоблачная, поэтому мало кого смущает цена самого транспорта (от полумиллиона евро за тягач без учета налогов плюс совсем недешевый многоосный трал).

В России с задачами такого уровня принято справляться при помощи военной техники, выпускаемой на белорусском МЗКТ и отечественном БАЗе. Но и тут не без проблем: большинство отечественных тяжелых транспортеров и автопоездов – это военные машины, и они не вписываются в привычные 2,55 м по ширине. Правда, и российские дороги шире европейских.

Технически создать такой транспорт для передвижения по дорогам общего пользования очень сложно – слишком много взаимоисключающих требований. Но… Когда разработчикам выдали техзадание на новый Мерседес SLT, то главным лозунгом стало: «нет ничего невозможного!».

Концерн Daimler AG выпускает сверхтяжелые версии грузовиков Mercedes не первое десятилетие. Новая сверхтяжелая серия SLT на базе Mercedes MP4 – это совершенно другой подход к созданию тягачей такого класса.

Начнем с того, что Daimler пошел навстречу пожеланиям трудящихся и постарался удовлетворить максимум потребностей. Но потребности оказались настолько разными, что в результате получились две разные машины: Arocs и Actros. Mercedes Arocs с подвеской на листовых рессорах, средней кабиной BigSpace и барабанными тормозами способен работать в самых тяжелых условиях, даже в карьерах. А вот роскошный Аctros с пневмоподвеской, самой большой кабиной GigaSpace и дисковыми тормозами рассчитан на эксплуатацию на хороших дорогах.

Как

Выпуск подобных монстров никогда не станет массовым – в планах Daimler AG выпускать по 100-120 Mercedes SLT в год, из которых треть придется на бескомпромиссные Arocs, а две трети на комфортабельные Actros. Большинство мировых производителей использует для подобных заказов сторонних , и до недавнего времени и тяжелыми сериями грузовиков Mercedes занимались компании Titan и Paul NFZ. Теперь им на откуп оставили только совсем нестандартную технику, а в остальном перевели в ранг поставщиков, и для производства семейства задействовали собственные мощности.
Технологически все не так уж и сложно. С конвейера в немецком Вёрте берется стандартное шасси с самой мощной рамой из строительной линейки. Рама стандартная от 30-тонного строительного грузовика, высота лонжеронов – 300 мм, толщина – 9 мм, плюс 5 мм – это усиливающие вкладыши. Двигатель ОМ473 (Евро-6) – рядная «шестерка» с турбокомпаундом и системой рециркуляции. Объем 15,6 л, максимальная мощность – 625 л.с. (3000 Нм).

1 / 2

2 / 2

Кабина, тип подвески и тормозов тоже определяются заранее. Потом практически комплектный грузовик привозят на сборочное предприятие во французском Мёльсхайме, где его частично разбирают и, если необходимо, добавляют оси либо ведущие мосты. Машину можно заказать в любой конфигурации – от 6Х4 до 8Х8. Но сами разработчики основной упор делают на машины с колесной формулой 8Х4 с двумя передними поворотными осями.

Понятно, что если бы все было так просто, то незачем было и огород городить, ведь и так стандартный Mercedes Arocs 4156 в исполнении Havy Duty может таскать автопоезд полной массой 120 тонн. Однако Mercedes SLT таскает вдвое больше – 250 тонн, а вот это уже совсем другой разговор. И самое сложное для сверхтяжелого транспорта – это стронуться с места, а потом еще и затормозить. Вот здесь и кроется секрет.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Преодоление инерции

Раньше для трогания с места использовался обычный «автомат» с гидротрансформатором. Но сейчас мерседесовцы предлагают некий симбиоз из автоматизированной 16-ступенчатой коробки PowerShift 3 и сцепления двойного действия. Вот на этом агрегате стоит остановиться подробнее.
На соосном валу стоит диск обычного «сухого сцепления» и урезанный гидротрансформатор. В отличие от привычного нам «бублика» в нем всего два колеса – ведущее и ведомое, а вот реакторного нет. В момент трогания с места сухое сцепление разомкнуто, и автопоезд трогается, используя гидротрансформатор, способный развивать за счет разницы скоростей вращения ведущего и ведомого колес до 3000 Нм. А как только скорости колес выравниваются, сухое сцепление замыкается – так обеспечивается экономия топлива. Естественно, что всем процессом управляет электроника. Производительность регулируется количеством поступающей жидкости, которая забирается из собственного резервуара-теплообменника объемом 11 л.

1 / 2

2 / 2

Такое сцепление имеет два режима работы. Normal используется при полной массе автопоезда 60-80 т. Режим Heavy – для самого большого веса, в этом режиме автоматизированная коробка PowerShift 3 последовательно переключает передачи, не пропуская ни одной ступени.

Замедлить или остановить 250-тонный автопоезд еще сложнее. Для этого используется аж три системы: моторный тормоз, эффективность которого подняли с 375 кВт до 450 кВт, ретардер и турбозамедлитель сцепления от компании Voith – общее тормозное усилие более 1000 кВт! И это не задействуя штатных тормозов.

Вторая часть «секретного оружия» SLT заметна сразу – это отдельный модуль, установленный позади кабины и выпускаемый в турецком Аксарае. Сами разработчики его называют «башней охлаждения» или «градирней». Понятно, что двигателю в таких экстремальных условиях работы приходится несладко. И чтобы облегчить ему жизнь, в «башне охлаждения» смонтировали дополнительный радиатор с отдельным вентилятором. Ну а для оптимизации процесса доработки автомобиля в этот же модуль вынесли топливный бак на 900 л, бак для синтетической мочевины на 75 л и всю гидравлическую систему, необходимую для управления навесным оборудованием, с отдельным баком для масла на 135 л.

Когда я стану капитаном…

Водители Mercedes SLT – парни не со стальными нервами, а как будто и вовсе без них. Это крайне спокойные мужики с огромным опытом вождения (обычно более 20 лет), прошедшие специальное обучение и получивших разрешение на вождение подобных монстров. Реальная работа, как у капитанов ледоколов, занимает два-три месяца в год. И зарплаты тоже капитанские – одни из самых высоких в отрасли. Кроме ответственности за сверхдорогой груз, на их плечах лежит соблюдение графика передвижения… Плюс понимание, что если 200-тонный генератор сорвется или просто что-то пойдет не так, то выжить будет крайне сложно.

Вооруженный всеми этими знаниями, забираешься в привычную и очень удобную кабину Mercedes Actros GigaSpace. Интерьер ничем не отличается от такого же у стандартных автомобилей, правда при такой высокой стоимости автомобиля на комплектации обычно не экономят. Подгоняешь под себя сиденье (одно из лучших в классе, к слову) и ждешь отмашки на старт. Адреналин зашкаливает… И совершенно зря! Никакого драматизма в самом процессе вождения просто нет. Выбираешь правым подрулевым рычагом «силовой» режим переключения передач, сбрасываешь тормоз и… Все происходит, как во сне.

Фото: Максим Сергеев

Меееедленно и плаааавно Mercedes Actros SLT трогается с места. Вот из темноты появляется корма сопровождающего Opel с надписью Polizei и горящим транспарантом Folgen Sie/Follow me, и тут же трогается с места, стараясь не сильно убежать вперед. Здесь уже начинаешь чувствовать себя пилотом пассажирского авиалайнера, который, кстати, и весит приблизительно столько же.

Выезжаем на трассу… А дальше все прозаично донельзя: четыре часа со скоростью 30-32 км/ч, смена водителя и еще два часа. Заезд на промежуточную стоянку, все. Пройдено лишь 154 км, а рабочая ночь уже закончилась.

В пути есть время подумать над тем, что Мерседес SLT вне зависимости от того, Arocs это или Actros, были и остаются невероятной экзотикой. Вопрос о поставках даже не ставится – заказчик, если ему это потребуется, напрямую свяжется с мерседесовским руководством, и ему построят именно ту машину, которая будет отвечать его специфическим целям и задачам…

В компании Daimler AG гордятся не только тем, что могут создавать уникальные сверхтяжелые грузовики, но и тем, что вся линейка Мерседес SLT сохраняет фирменную гарантию и их можно обслужить в любом техцентре Mercedes-Benz Trucks.

Хотя преимущество это сомнительное. При том ажиотаже, который возникает с любым появлением Mercedes SLT на дорогах, обслуживать его приходится не так уж и часто. Кстати, расчет ТО идет, как у любой спецтехники, не по километражу, а по моточасам. И обслуживание это совсем не дешевое!

Что еще смущает? Да как раз то, что даже при наличии денег и желания готовую машину придется ждать от девяти месяцев до года. Сверхтяжелым звездам Mercedes SLT при жизни обеспечено всеобщее внимание, но появляются на свет они долго и стоят соответствующе.

Контрольный осмотр

В спецификации тестового Actros Bau я насчитал 46 кодов стандартного и 69 кодов дополнительного оборудования. Если учесть, что один код порой включает до 5 элементов, то можете себе представить уровень оснащения данного самосвала.

Первым делом я обратил внимание на угловые дефлекторы. Что-то не припомню таких аэродинамических устройств на прежних версиях Actros Bau. А дело в том, что новый автомобиль рассчитан не только на ползучую работу в карьере, но и на передвижение по дорогам общего пользования. Наверное, отсюда шоссейный рисунок шин. Для асфальтовых дорог он – то, что надо. А вот на песке, боюсь, как бы не пожалеть об отсутствии развитых грунтозацепов. Впрочем, не покупаю же я эту машину в личное пользование и не сезон же мне крутиться на стройплощадке…

Под брюхом элитного «строителя» только слепой не заметит сверкающую белым металлом защиту радиатора, масляного картера двигателя и элементов рулевого управления. Для Actros Bau в версии самосвала это стандартное оснащение, для остальных модификаций – опция. Три миллиметра нержавеющей стали – хороший задел прочности: он и передок утяжеляет не критично, и дорогую матчасть бережет как мать родное дитя.

Двойная «губа» – это откидная подножка и стационарная защита радиатора

Защитный противень есть и под топливным баком. Это дополнительное оборудование для всех моделей с 280-литровым резервуаром из алюминия и стальной «бочкой» на 300 или 400 л. Стальной щит крепится так, что его можно без труда очищать от грязи под пузом. А вот набравшийся балласт между ним и топливным баком удалить непросто – слишком маленький просвет: в такое «ущелье» можно пробраться разве что струей моечного аппарата высокого давления.

Резиновые держатели нижней подножки только для дилетанта представляются хлипкими и «неубедительными». На самом деле они и слона выдержат. Но главное – не их грузоподъемность, а способность менять положение без повреждения при встрече с препятствием. Кроме того, «растяжки» не боятся коррозии. В целях экономии и привлекательности для клиентов качающееся «стремя» выполнено взаимозаменяемым со ступеньками Actros предыдущего поколения.

Новое решение оцениваешь без задержки и сразу понимаешь, удачное оно или нет. Вот рифленые накладные ступеньки с объемными дырочками по всей поверхности – решение мудрое. В комбинации с удлиненными поручнями они облегчают вход и выход из машины. Водителю отныне не нужно быть акробатом при выходе на помост перед кузовом, и за это спасибо тем, кто опоясал периметр кабины стальным поручнем. Пере­мещаться теперь удобнее, быстрее и без­опаснее.

На тыльной стенке кабины установлен фонарь-прожектор, судя по виду – довольно мощный. Включаю его, но определить «дальнобойность» не могу – солнечно. Инструктор уговаривает сесть в кабину, уверяя, что фонарь обеспечивает надлежащую видимость в темное время. По крайней мере, груз в кузове разглядеть можно. Хорошо, а то верить таким округленным параметрам, как световое пятно на площади 5х10 м, не хочется.

Топливный бак закрыт стальным поддоном, а пластмассовый бак с AdBlue почему-то нет

Защитные решетки передних фар у Actros Bau стальные, окрашенные черной матовой краской. Смотрятся они монолитами, навека неразлучными с фарами. Но это обман зрения: быстросъемные фиксаторы позволяют получить доступ к рассеивателям без отвертки и других инструментов. Они просто откидываются вниз и не мешают мыть стекло водой или протирать влажной тряпкой. Задние фонари тоже закрыты горизонтальной сеткой, которая легко отодвигатеся в сторону.

Что по-настоящему впечатляет – так это вертикально установленная, регулируемая по высоте и направлению выхлопа труба. Стыковочная часть включает концевую и промежуточную секции с двумя стальными хомутами. Они изготовлены из нержавейки и позволяют поднимать макушку трубы до максимально разрешенных 4 м. При необходимости можно выставить практически любой уровень, подогнав его под устанавливаемый кузов.

Из базовых устройств отмечу отключаемую ABS, систему компенсации нагрузки передних осей, многофункциональное рулевое колесо, лампу освещения лестницы кабины, антимоскитную сетку перед радиатором.

В числе важных опций – усиленная для установки дополнительного оборудования передняя часть рамы, запираемый отсек с малообслуживаемыми аккумуляторми, подготовка для установки радиостанции. Интерес представляют усиленное сцепление, датчик дождя с автоматическим включением света фар, солнцезащитная шторка на окне двери водителя, запираемый 400-литровый топливный бак и др.

Фары у Actros Bau дорогие, их надо беречь. Для этого и придумали стальную решетку

Инструкция по ремонту Mercedes Actros

Инструкция по ремонту Mercedes Actros

+7

Как заказать? Обратная связь

Корзина пуста

Корзина (0 тов., 0 руб) Оформить заказ

г. Москва, метро Пражская, улица Подольских Курсантов, дом 3, офис 327

×

  • Наш склад
  • Главная
  • Оплата и Доставка
  • Регионы
  • Новинки
  • Хиты
  • Партнерская программа
  • Прочие товары
  • Abarth
  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Audi
  • Avia
  • BAW
  • BMW
  • BYD
  • Beifang Benchi
  • Brilliance
  • Buick
  • Cadillac
  • Chana
  • Changan
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • DAF
  • Dacia
  • Dadi
  • Daewoo
  • Daihatsu
  • Datsun
  • Derways
  • Dodge
  • Dong Feng
  • Eagle
  • FAW
  • Fiat
  • Ford
  • Foton
  • Freightliner
  • GMC
  • Geely
  • Great Wall
  • Groz
  • Hafei
  • Hania
  • Hino
  • Holden
  • Honda
  • Howo
  • Hummer
  • Hyundai
  • Infiniti
  • International
  • Iran Khodro
  • Isuzu
  • Iveco
  • JAC
  • Jaguar
  • Jeep
  • Kenworth
  • Kia
  • LDV
  • Lancia
  • Land Rover / Range Rover
  • Lexus
  • Lifan
  • Lincoln
  • MAN
  • MG Cars
  • Maserati
  • Mazda
  • Mercedes-Benz
  • Mercury
  • Mini
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Oldsmobile
  • Opel
  • Peterbilt
  • Peugeot
  • Plymouth
  • Pontiac
  • Porsche
  • Ravon
  • Renault
  • Rover
  • SEAT
  • Saab
  • Samsung
  • Saturn
  • Scania
  • Scion
  • Setra
  • Shaanxi
  • Shacman
  • Skoda
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
  • Tata
  • Tatra
  • Tianye
  • Toyota
  • Vauxhall
  • Volkswagen
  • Volvo
  • ZhongXing
  • Zotye
  • АЗЛК (Москвич)
  • БелАЗ
  • Богдан
  • ВАЗ (Лада)
  • ГАЗ
  • Донинвест
  • ЗАЗ
  • ЗИЛ
  • ИЖ
  • КамАЗ
  • КрАЗ
  • ЛуАЗ
  • МАЗ
  • МоАЗ
  • ПАЗ
  • ТагАЗ
  • УАЗ
  • Урал
  • Автобусы
  • Грузовые импортные
  • Грузовые отечественные
  • Двигатели импортные
  • Двигатели отечественные
  • Карбюраторы
  • Мотоциклы, Мопеды, Квадроциклы, Велосипеды
  • Скутеры
  • Спецтехника
  • Тракторы
  • Автокаталоги
  • Автонаклейки
  • Атласы
  • Военная литература
  • Профессиональная автолитература
  • Прочая литература
  • Словари
  • Справочники
  • Учебная литература, CD, DVD
  • Учебные плакаты
  • Фильмы автомобильные
  1. Содержания книг
  2. Инструкция по ремонту Mercedes Actros

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ MERCEDES-BENZ ACTROS 1996-2003 дизель
ВСТУПЛЕНИЕ 3 1. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ MERCEDES-BENZ ACTROS 4 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ АКТРОС 28 1. Замена масляного фильтра и моторного масла 28 2. Замена сепаратора для очистки масла 28 3. Регулировка зазора клапанов 28 3.1. Регулировка зазора клапанов 28 3.2. Регулировка моста клапанов 29 4. Топливный предфильтр с сепаратором воды 30 5. Замена топливного фильтра 30 6. Проверка износа тормозных накладок на дисплее системы технического обслуживания 30 7. Точки смазки 31 8. Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра 32 9. Замена масла в МКПП 33 10. Замена фильтра коробки отбора мощности 33 11. Замена масла в замедлителе 33 12. Замена масла в редукторе передней оси 730.1 34 13. Замена масла в редукторе задней оси 748.2 34 14. Замена масла в редукторе задней оси 748.59 35 15. Проверка и регулировка уровня охлаждающей жидкости 35 16. Проверка и регулировка уровня жидкости в бачке гидропривода сцепления 35 17. Замена гранулированного картриджа осушителя воздуха 35 18. Проверка и регулировка угла наклона света фар 36 19. Память неисправностей (список кодов неисправностей) системы техобслуживания WS (FSS) 37 3. ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОМ 501 V6 12.0 л и ОМ 502 V8 16.0 л 39 1. Проверка цилиндров с помощью зонда 39 2. Проверка компрессии 39 3. Снятие и установка двигателя 40 4. Снятие и установка крышки головки блока цилиндров 41 5. Снятие и установка головки блока цилиндров 41 6. Измерение диаметра цилиндров 42 7. Измерение выступания гильзы 42 8. Передний сальник коленчатого вала 43 9. Крышка кожуха ГРМ 43 10. Поддон двигателя 44 11. Постоянный дроссель 44 12. Кожух ГРМ 45 13. Проверка и замена шатуна 45 14. Поршни 46 15. Поршневые кольца 47 16. Размеры коленчатого вала 47 17. Снятие и установка шкива/вибрационного демпфера 48 18. Распределительный вал 49 19. Притирка колец седел клапанов 49 20. Направляющие втулки клапанов 51 21. Притирка клапанов 52 22. Снятие и установка поликлинового ремня 52 23. Снятие и установка коллектора распределения сжатого воздуха 53 24. Снятие и установка турбокомпрессора 53 25. Снятие и установка выпускного коллектора 54 26. Камера повышенного давления отработавших газов 54 27. Тормозная заслонка двигателя 55 28. Снятие и установка насоса системы охлаждения 56 29. Снятие и установка термостатов 58 30. Снятие и установка радиатора системы охлаждения 58 31. Датчик уровня охлаждающей жидкости 59 32. Вентилятор радиатора 59 33. Снятие и установка масляного насоса 59 34. Разборка и сборка масляного насоса 60 35. Снятие и установка перепускного клапана 60 36. Снятие и установка корпуса масляного фильтра 61 37. Снятие и установка масляного радиатора 61 38. Снятие и установка топливного фильтра 62 39. Снятие и установка топливоподкачивающего насоса/насоса усилителя рулевого управления 62 40. Снятие и установка подогревателя топлива 63 41. Снятие и установка стартера 63 42. Снятие и установка генератора 64 43. Диагностика электрофакельного подогревателя воздуха (FLA) 64 Система впрыска топлива 65 44. Снятие и установка форсунки 65 45. Расположение компонентов системы управления двигателем MR 66 46. Снятие и установка топливопроводов высокого давления 67 47. Снятие и установка насоса высокого давления 67 48. Снятие, установка и регулировка кронштейна датчика угла поворота коленчатого вала 68 49. Снятие и установка блока управления впрыском топлива 68 50. Поиск неисправностей в системе MR (PLD) 69 51 Память неисправностей (список кодов неисправностей) системы управления двигателем MR (PLD) 69 52. Поиск неисправностей системы управления двигателем MR (PLD) 74 53. Моменты затяжки 75 4. ТРАНСМИССИЯ 76 Сцепление и гидротрансформатор 76 1. Снятие и установка сцепления 76 2. Снятие и установка рычага выключения сцепления 76 3. Снятие и установка защитного клапана сцепления 77 4. Снятие и установка главного цилиндра сцепления 77 5. Снятие и установка главного цилиндра гидропривода сцепления 77 6. Снятие и установка усилителя гидропривода сцепления 78 7. Снятие и установка гидротрансформатора (ГТР) 78 8. Снятие и установка гидротрансформатора с коробки передач 78 9. Снятие и установка блока управления ГТР 79 10. Снятие и установка индуктивного генератора импульсов ГТР 80 11. Разборка и сборка масляного фильтра на ГТР 80 12. Маслонагнетающий фланец 80 13. Масляный насос для ГТР 81 14. Клапан управления замедлителем 81 15. Усилитель привода сцепления электронной системы управления трансмиссией 81 16. Датчик усилителя привода сцепления электронной системы управления трансмиссией 82 Механические коробки передач 715.500/510/520/540 82 17. Снятие и установка МКПП 82 18. Снятие и установка цилиндра переключения демультипликатора 83 19. Снятие и установка цилиндра переключения передач 84 20. Разборка и сборка цилиндра переключения демультипликатора 84 21. Разборка и сборка цилиндра переключения передач 85 22. Выключатель фонарей заднего хода 85 23. Датчик нейтральной передачи 85 24. Датчик скорости автомобиля 85 25. Датчик температуры масла 85 26. Демультипликатор 85 27. Снятие и установка выходного фланца коробки передач 88 28. Разборка и сборка вторичного вала 88 29. Определение толщины прокладки для вторичного вала 90 30. Первичный вал 91 31. Проверка износа между конусным кольцом и муфтой синхронизатора 91 32. Промежуточный вал 92 33. Цилиндр гидропривода переключения передач (коробки передач 715.500/510/520/540 с кодом GS3 «Гидравлическое переключение передач») 92 34. Механизм переключения передач (коробки передач 715.500/510/520/540 с кодом GS1 «Механическое переключение передач») 92 35. Вилки и штоки переключения передач (коробки передач 715.520/540 с кодом GS1 «Механическое переключение передач» и кодом GS3 «Гидравлическое переключение передач») 93 36. Вилки и штоки переключения передач (коробки передач 715.500/510 с кодом GS1 «Механическое переключение передач» и кодом GS3 «Гидравлическое переключение передач» и коробки передач 715.500/510/520/540 с кодом GS2 «Система управления переключением передач») 93 37. Рычаг переключения передач (коробки передач 715.500/510/520/540 с кодом GS3 «Гидравлическое переключение передач») 93 38. Моменты затяжки 94 5. ПОДВЕСКА 95 Передняя подвеска 95 95 1. Снятие и установка рессоры 95 2. Амортизатор 95 3. Стабилизатор поперечной устойчивости 96 Передняя ось 739.5 96 4. Снятие и установка передней оси 96 4.1. Снятие и установка передней оси (автомобили с кодами AN8 и AN9 «Гидропривод рулевого управления») 96 4.2. Снятие и установка передней оси (автомобили без кодов AN8 и AN9 «Гидропривод рулевого управления») 96 5. Ступица (передняя ось с барабанными тормозными механизмами) 97 6. Ступица (передняя ось с дисковыми тормозными механизмами) 98 7. Снятие и установка поворотного кулака 98 7.1. Передние оси с барабанными тормозными механизмами 98 7.2. Передние оси с дисковыми тормозными механизмами 99 8. Регулировка осевого зазора поворотного кулака 99 Передняя ось 730.1 (полноприводные автомобили) 99 9. Снятие и установка передней оси 99 10. Проверка биения ступицы колеса 100 11. Ступица 100 12. Поворотный кулак 101 13. Фланец редуктора переднего моста 101 14. Редуктор переднего моста 102 15. Коронная шестерня с дифференциалом 102 Задняя подвеска 103 16. Снятие и установка рессоры 103 17. Амортизатор 103 18. Стабилизатор поперечной устойчивости 104 19. Пневмобаллоны 104 Задняя ось 748.2 104 20. Снятие и установка задней оси (задняя ось 748.21 без промежуточного привода и с пневмоподвеской) 104 21. Ступица 105 22. Снятие и установка коронной шестерни и шестерен редуктора задней оси (задняя ось с промежуточным приводом) 106 23. Снятие и установка коронной шестерни и шестерен редуктора задней оси (задняя ось без промежуточного привода) 106 24. Снятие и установка коронной шестерни с дифференциалом 107 25. Разборка и сборка дифференциала 107 26. Разборка и сборка ведущей шестерни редуктора задней оси (без промежуточного привода) 108 27. Снятие и установка приводного вала промежуточного привода 109 28. Снятие и установка блокировки дифференциала (межосевая блокировка) 109 29. Цилиндр управления блокировкой дифференциала (без промежуточного привода) 110 Задняя ось 748.59 110 30. Снятие и установка задней оси 110 31. Ступица 111 32. Сальник ведущей шестерни задней оси 111 33. Редуктор задней оси 112 34. Механическая блокировка дифференциала 112 35. Моменты затяжки 113 6. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕРСЕДЕС АКТРОС 114 1. Общие сведения 114 1.1. Одноканальное рулевое управление 114 1.2. Двухканальное рулевое управление 116 2. Снятие и установка контактной катушки 118 3. Нижний рулевой вал 118 — 4. Кронштейн рулевой колонки 119 5. Рулевое колесо 119 6. Проверка и регулировка среднего положения рулевого механизма 120 7. Снятие и установка рулевого механизма 120 7.1. Рулевой механизм 765.889 (LS 8) на моделях 950, 952, 953, 954 120 7.2. Рулевой механизм 765.82 на моделях 950.0/1/2, 952.0/1/2, 953.1, 954.0/1/2 121 8. Насос усилителя рулевого управления/топливо подкачивающий насос 122 9. Моменты затяжки 122 7. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ 123 Рабочая тормозная система 123 1. Механический выключатель стоп-сигналов (950.0/1/2/3, 952.0/1/2/3, 953.1/3, 954.0/1/2 кроме кода 8В8 «Электропневматический тормоз (ЕРВ) 123 2. Снятие и установка тормозных колодок 124 2.1. Модели 950, 952, 953, 954 с дисковыми тормозными механизмами SB 7000, SN 7000 124 2.2. Модели 950, «952, 953, 954 с передней осью 739.54 124 2.3. Модели 950, 952, 953, 954 с задней осью 748.2 124 3. Опора тормозного механизма 125 3.1. Модели 950, 952, 953, 954 с задней осью 748.21 с дисковыми тормозными механизмами, с задней осью 748.22 с дисковыми тормозными механизмами, с задней осью 748.590 с дисковыми тормозными механизмами, с задней осью 749.011 с дисковыми тормозными механизмами, с задней осью 749.108 с дисковыми тормозными механизмами 125 3.2. Модели 950, 952, 953, 954 с передней осью 739.54 125 3.3. Модели 950, 952, 953, 954 с задней осью 748.2 с дисковыми тормозными механизмами 125 4. Тормозной суппорт 126 4.1. Модели 950, 952, 953, 954 с дисковыми тормозными механизмами 126 4.2. Модели 950, 952, 953, 954 с задней осью 748.23 126 5. Диафраграгменный тормозной цилиндр 126 6. Тормозной барабан (модели 950, 952, 953, 954 с передними осями 739.541 и 730.1, задними осями 748.23 и 748.24) 128 7. Тормозной диск (модели 950, 952, 953, 954 с задними осями 748.21, 749.732/733 и 748.22) 128 8. Датчик конденсата 128 9. Датчик износа тормозной накладки (модели 950, 952, 953, 954 с передними осями 739.541 и 730.1, задними осями 748.23 и 748.24 с регулятором зазора Haldex) 129 10. Кулачковый вал с опорным кронштейном 129 11. Клапан рабочей тормозной системы 130 12. Клапан стояночной тормозной системы 130 Замедлитель Telma Focal F 3300 130 13. Снятие и установка замедлителя Telma Focal F 3300 130 14. Опора статора замедлителя Telma 131 Замедлитель Voith R115 131 15. Снятие и установка замедлителя Voith R115 131 16. Пропорционирующий клапан 131 17. Датчик температуры масла 132 18. Масляный резервуар 132 19. Теплообменник замедлителя 132 20. Датчик температуры охлаждающей жидкости замедлителя 133 4-канальная антиблокировочная тормозная система ABS 133 21. Коды неисправностей ABS 133 22. Моменты затяжки 134 8. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ 135 1. Снятие и установка фары (модели 950.5/6, 952.5/6, 953.6, 954.5 с кабиной 940.899, модели 950.0/1/2/3, 952.0/1/2/3, 953.1/3. 954.0/1/2 с кабиной 942.899) 135 2. Снятие и установка заднего фонаря 135 3. Выключатель наружного освещения 136 4. Преобразователь напряжения 136 5. Главный выключатель питания (модели 950.0/1/2/3, 952.0/1/2/3, 953.1/3, 954.0/1/2) 136 6. Аварийный выключатель на раме 136 7. Бачок стеклоомывателей 137 8. Электродвигатель стеклоочистителей 137 система отопления и кондиционер 137 9. Элементы кондиционера 137 10. Снятие и установка радиатора отопителя 138 11. Снятие и установка отопителя 137 12. Электромагнитная муфта компрессора кондиционера 139 9. КУЗОВ MERCEDES ACTROS 140 1. Снятие и установка кабины (кузов 942.899) 140 2. Пневмобаллоны подвески кабины (кабина 942.899 с кодом FL2 «Пневматическая подвеска кабины») 141 3. Стабилизатор кабины 141 4. Цилиндр подъема кабины 142 5. Пружинная стойка опоры кабины 142 6. Снятие и установка центральной части панели приборов 143 7. Верхняя крышка панели приборов 143 8. Крышка в пространстве для ног 143 9. Фиксатор двери (модели 950.0/1/2/3, 952.0/1/2/3, 953.1/3, 954.0/1/2) 144 10. Наружная ручка открывания двери 144 11. Снятие и установка двери 144 12. Стеклоподъемники (модели 950.0/1/2/3, 952.0/1/2/3, 953.1/3, 954.0/1/2) 145 13. Зеркало заднего вида 145 14. Снятие и установка переднего бампера 146 15. Моменты затяжки 146 СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (ЭЛЕКТРОСХЕМЫ) MERCEDES-BENZ ACTROS 147

КУПИТЬ КНИГУ ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ АКТРОС 1996-2003 дизель

Уникальная серия автокниг — Ремонт без проблем. Пошаговый ремонт автомобиля, более 3000 цветных фотографий

© Все права защищены. Автолитература

  • Главная
  • Доставка
  • Регионы
  • Новинки
  • Хиты

Разработка сайта — SmartDesign.by

Выберите город

Страна:

Город:

Дорожный пакет

Признаться, прежде с этим словосочетанием у меня ассоциировался набор еды в поездах дальнего следования: печенье, сыр, копченая колбаса, йогурт, чай, кофе и т. п. Но у владельцев строительной техники и тех, кто на ней работает, это определение говорит о полезных опциях для миксеров и самосвалов.

В случае с Actros Bau усовершенствованный дорожный пакет включает укороченные брызговики со складными противогрязевыми створками, съемные металлические решетки на задних фонарях, боковые пластмассовые дефлекторы и складной задний противоподкатный брус. Он предусматривает и высокое расположение зад­них фонарей, что бережет их от повреждений при погрузке, разгрузке и маневрировании на стройплощадке.

Дополнительная защита компонентов позволяет избежать ремонтных издержек и сокращает простой грузовиков. Таким образом, наряду с эстетической функцией она выполняет и роль стража функциональности.

Передний брызговик предусмотрительно закреплен на тросовой растяжке

Малогабаритка

Работу на стройке даже за рулем современного самосвала легкой не назовешь. Она требует от водителя постоянной концентрации, напряжения умственных и физических сил. Именно поэтому серийная кабина Actros Bau сделана с максимально возможным уровнем комфорта.

Конечно, сравнивать кабину с малогабаритной квартирой кажется глупо. Но ничего поделать не могу: я сам не один год провел в чрезвычайно стесненных условиях, потому жизненное пространство и его пригодность для жилья и работы лично для меня – не пустой звук.

На полу лежат «долгоиграющие» коврики из маслостойкой резины. Это, конечно, опция, но без нее представить интерьер немецкого «строителя» я при всем желании не могу. На передней панели есть розетка для подключения к магистрали со сжатым воздухом и, естественно, пневмопистолет. Вот это дело! Любую пыль и лишнюю воду можно продувочным способом выгнать на улицу. А стоя рядом с кабиной можно очистить испачканную обувь.

Слева и справа по ходу движения находятся новые противосолнечные козырьки. Они настолько практичны и удобны, что представить нечто более совершенное очень трудно. С водительского кресла я могу регулировать высоту установки, защищая глаза от ослепительных лучей солнца. Козырьки не создают бликов и что особенно важно – не перекрывают обзор в верхней части наружных зеркал зад­него вида.

Сравнение с малогабариткой усиливается, когда сидящий справа от меня инструктор раскладывает небольшой столик и кладет на него бумаги. Перед тест-драйвом нужно заполнить водительскую ведомость, расписаться за меры безопасности, и только потом можно приступать к вождению. Складной столик исчез так же быстро, как появился, и мне оставалось только мечтать о том моменте, как я смогу протестировать это «движимое имущество» в обеденный перерыв. Столик меня не разочаровал.

Ступенька в рифленых «таблетках» обеспечивает надежное сцепление с подошвой

Кузов Meiller

На всех тест-драйвах строительного флагмана Mercedes-Benz мне доводилось иметь дело исключительно с самосвальными кузовами марки Meiller. Бренд достойный, один из лучших, но почему именно он?

Ответ на этот вопрос охотно дал немецкий инструктор. Оказывается, привилегированные клиенты предпочитают иметь дело с проверенными поставщиками и не привыкли метаться от одного бренда к другому. Сказываются и наработки по обслуживанию и ремонту, сервисные контракты с фирменными СТО, опыт эксплуатации и многое другое. Кроме того, новая продукция Meiller отличается не только окраской и цифровым индексом изделия. В конструкции самосвальной платформы для трехсторонней разгрузки внутренними размерами 6000х2300х900 мм внедрено несколько улучшений.

Например, задний борт, как и боковые, высотой 1100 мм стал прилегать к кромке кузова плотнее, а значит, риск попасть на штраф из-за просыпанного на асфальт грунта существенно снизился. Что-что, а штрафы в Европе внушительные. Борт стал более износостойким и прежде всего в точках сопряжения с основным «совком», удлиненным на 100 мм: просто так его не потеряешь. Борта толщиной 4 мм получили усиление профилем из стали марки VS 100.

Инженеры добились того, что самосвальный кузов с днищем толщиной 8 мм поднимается на бо́льший угол. Это гарантирует лучшую самоочищаемость поверхности от перевозимых сыпучих грузов. Вместе с тем ссыпной лоток стал шире. А чтобы не было соблазна перегружать автомобиль, высоту бортов понизили на 40 мм. Таким образом, габариты нового кузова стали оптимизированными по всем направлениям.

Такие крены груженому «немцу» нипочем

Не забыли разработчики Meiller и о системе Bordmatic: с 2009 года усилие закрытия увеличено вдвое. Это актуально для плохих погодных условий, в которых нередко работают строительные грузовики. На изделии улучшено скатывание брезента у переднего борта. Вроде мелочь, но уже меньше отвлекает водителя. Специалисты отмечают и облегченное обслуживание кузова при опущенной задней панели. Сам я проверить это не смог, поскольку высыпать слежавшийся щебень было просто некуда.

В моем случае самосвал был оборудован кабиной М с прямой задней стенкой и большим тыльным окном. Смысл в нем, наверное, есть. Но в карьере на этой машине я не работал, а передний борт кузова высотой 1300 мм закрывал весь обзор.

Кузов самосвала установлен специалистами по строительным надстройкам прямо на заводе в Вёрте-на-Рейне. Его место «свадьбы» – гибкая на кручение и жесткая на изгиб рама. Она собрана из продольных и поперечных стальных балок и, по словам инженеров, выдерживает недюжинные нагрузки.

Кстати, при изготовлении рамы кроме сварки используются довольно прочные резьбовые соединения. Это результат анализа опыта эксплуатации в различных странах.

Благодаря резиновому креплению нижняя подножка сложится, а не сломается

ПервоклАctros: до нас добрался тягач Mercedes поколения MP4

Дети в семь лет идут в школу. А Mercedes Actros MP4, которому минувшим летом исполнилось семь годиков, только вышел на российский рынок! Ну как, не перезрел?

Мы даже не припомним, чтобы европейские тягачи появлялись у нас с таким опозданием! В Европе Actros MP4 дебютировал в версии Евро-6 еще в 2011 году, а наши перевозчики все ждали, ждали… Официальная версия — не были готовы двигатели Евро-5. Но, видимо, дело и в политике концерна Daimler: случайно ли российская презентация состоялась лишь за пару недель до того, как в Германии было объявлено о дебюте Актроса следующего поколения?

Впрочем, MP4 с его звездолетной внешностью еще вовсю выпускается в Германии (в чем я убедился, побывав на заводе Mercedes в Вёрте) — и для многих наших перевозчиков будет действительно космическим. Я водил его в Европе неоднократно — и по Германии (в том числе когда он одним из первых обзавелся круиз-контролем PPC, который «видит» рельеф местности), и по Словакии, и в прошлом году по Португалии (после небольших улучшений, связанных с экономией топлива).

Actros MP4 очень неплох, разве что интерьер типично немецкий — практичный, но холодноватый. Именно такие тягачи достанутся нам — со всеми умными ассистентами наподобие того же PPC в качестве опции (карты для него, по словам мерседесовцев, прописаны до Урала) и системы аварийного торможения. Изначально она, как и предписано в Евросоюзе, лишь замедляет машину перед препятствием, а по заказу тормозит до полной остановки даже перед пешеходом. Все это было продемонстрировано на гоночном кольце, где проходила презентация, а сам я под руководством инструктора останавливал автопоезд (конечно, негруженый) педалью в пол с 80 км/ч — впечатлило!

У нас Actros MP4 будет предлагаться прежде всего в комплектации White Storm, «Белый шторм», — с кабиной BigSpace c ровным полом, 450-сильным мотором и двумя баками на 1250 л солярки. Цена у дилеров — 98 тысяч евро, что примерно на десять тысяч дороже предшественника MP3 со схожими характеристиками и всего на тысячу евро дороже Volvo FH калужского производства. Похоже, с ним и будет биться на нашем рынке MP4! Тем более что Volvo сейчас на первом месте по продажам грузовиков-иномарок, а Mercedes — на третьем.

Можно заказать и любые другие версии MP4 — с различными кабинами вплоть до самой крупной GigaSpace и, например, более комфортным матрасом (у «Белого шторма» он показался мне мягковатым).

Одновременно к нам пришла аналогичная внедорожная серия Arocs — самосвалы, шасси, строительные тягачи. У них есть и блокировки дифференциалов, и режим «A offroad» для бездорожья — правда, у тягача Arocs 6×6, которым я управлял, в один момент «робот» отказался переключаться из ручного режима в автоматический и вышел из ступора только через несколько минут. Случайное явление?

И вот еще что. Как известно, двигатели у MP4 не такие, как у MP3, — рядные, а не V-образные. В исполнении Евро-6 (которого в России и не будет) они нам не подходят, поскольку требуют очень чистой солярки. В ней должно быть не более 10 ppm (частиц на миллион) серы, а у нас зачастую порядка 500 ppm — в пятьдесят раз больше! Известно, что Актросы MP4 зарубежных перевозчиков, которые заправлялись в нашей стране, даже вставали из-за неисправностей топливной системы.

Под кабинами машин Actros MP4 и Arocs — рядные «шестерки»

У вариантов Евро-5, которые пришли к нам, ликвидирован сажевый фильтр (DPF), стоят другие форсунки и изменены настройки, однако сохранилась не только мочевинная нейтрализация (SCR), но и чувствительная к сере рециркуляция выхлопных газов (EGR), которой боятся наши перевозчики. Как эти моторы будут переваривать российское дизтопливо?

Кстати, по словам немецкого специалиста, с которым я общался на презентации, рядные моторы Евро-5 не испытывались в нашей стране — только в самой Германии. «Мы заказывали специальное топливо Евро-5 на нефтеперерабатывающих заводах», — сказали мне. Но одно дело — дизтопливо, выпущенное с соблюдением евростандартов, и совсем другое — солярка, залитая на АЗС в России!

Новые Мерседесы по осени считают: их сборка уже началась в Набережных Челнах, на заводе совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус». В течение следующего года этот завод должен полностью перейти на выпуск нынешнего поколения, а еще будущей весной в Челнах ожидается открытие производства мерседесовских кабин с мощностью 75 тысяч единиц в год: всему ­КАМАЗу хватит — и еще останется, не говоря про сборочное производство «ДК Рус».

Тем временем на выставке IAA 2020 в Ганновере дебютировал Actros следующего поколения — практически такой же с виду, но с многочисленными изменениями в конструкции, в числе которых — планшеты вместо дисплеев в кабине и видеокамеры (серийные!) вместо зеркал заднего вида. Заявлено, что такой Actros будет экономичнее обычного MP4 на 3%, а на дальних дистанциях на все 5%. Но для нас пока никаких камер заднего вида — старые добрые зеркала. Наверное, и к лучшему.

Actros MP4 без зеркал начнут выпускать с апреля 2020 года, но на конвейере останется и прежняя версия

Компенсация нагрузки

Большой проблемой для строительных четырехосников является увеличение нагрузки на переднюю ось при движении по неровной местности. Это снижает ресурс деталей и часто приводит к преждевременному ремонту ходовой части. Но у Actros Bau эта проблема нашла решение. Автомобиль получил функцию компенсации нагрузки на переднюю ось.

До недавних пор каждая неровность или препятствие на пути следования означали уменьшение нагрузки на одну ось с одновременным увеличением нагрузки на остальные. И если для ведущих задних мостов это было не критично, то для второй передней оси представляло проблему. В Actros Bau система компенсации осевой нагрузки исключает такую несправедливость. Правда, происходит это в том случае, если высота неровности не превышает 100 мм. В этом случае нагрузка на обе передних оси распределяется равномерно, что обеспечивает адекватный контакт с поверхностью.

Лаконичная схема управления кузовом Meiller в расшифровке и переводе не нуждается

Услуги сервисного центра

В нашем автосервисе проводится ремонт седельных тягачей и грузовиков Мерседес Актрос с различными вариантами кузова, также мы работаем с бензонасосами и другими видами коммерческой техники. Клиентам предлагаются следующие услуги:

  • Компьютерная диагностика для точного выявления и локализации неисправностей. Автосервис оснащен передовым оборудованием, с помощью которого механик установит проблему и определит пути устранения неполадки.
  • Продажа запчастей. В нашем магазине представлены качественные оригинальные детали, также предлагается подбор доступных по стоимости аналогов.
  • Техобслуживание. Регулярная замена технических жидкостей и расходных материалов обойдется дешевле, чем при обращении к официальным дилерам. Мы гарантируем качество обслуживания, соответствующее стандартам производителя.
  • Замена изношенных и поврежденных деталей. В нашем автосервисе проводится ремонт двигателя, КПП, ходовой части, тормозов, электрооборудования и не только.
  • Восстановление после аварии. Если машина побывала в ДТП, мастера нашего сервиса устранят вмятины, восстановят геометрию кабины, заменят стекла.

Владельцам тяжелых грузовиков предоставляются услуги по эвакуации после поломки или аварии. В нашем автопарке представлена специальная техника для эвакуации тяжеловозов после любых происшествий.

Надежный «ОМ»

Во время теста я смог поочередно сравнить две модификации четырехосных Actros Bau: 3244 (8х4) и 4148 (8х8/4).

На первом я проехал всего несколько десятков километров, и потому речь пойдет в основном о втором, оснащенном 6-цилиндровым V-образным двигателем OM 501 LA рабочим объемом 11,9 л и мощностью 476 л.с. Мотор отвечает экологическим требованиям Euro 5, достигнутым благодаря технологии BlueTec. Представители фирмы утверждают, что в сравнении с технологией рециркуляции отработавших газов EGR, используемой конкурентами, можно достичь экономии топлива до 7 %. И хотя это подтверждено результатами тестов европейских специализированных изданий, я не готов подписаться под таким утверждением. Тем более, что расход топлива с грузом 32 т на маршруте по автобану оказался не маленьким…

В то же время мерседесовский двигатель достоин самых положительных отзывов. Он тяговитый, малошумный, надежный. Судя по рассказам испытателей, не было случая, чтобы во время контрольных пробегов силовой агрегат создавал критичные проблемы. Навесное оборудование подводило, электроника давала сбои, даже «чихание» имело место при заправке некачественным дизтопливом. Но чтобы мотор начал «глючить» ни с того ни с сего – такого в многолетней практике испытателей не было. Даже перевозчики, имевшие дело с OM 501 LA на других моделях флагмана, не ругают двигатель почем зря.

Особо стоит отметить работу мотора в паре с 16-ступенчатой механической КП G230-16. Они работают хорошо, претензий к данному тандему нет. Устройство включения передач Telligent EPS переключает их быстро и просто, а главное – без ошибок и «закусываний».

Когда управляешь 40-тонной машиной, сидя в кресле Grammer на пневмоподвеске, за рулем чувствуешь себя почти как дома

Тест-драйв MercedesActros 4141К 8×4

Трехосный самосвал Mercedes-Benz Actros уже становился участником нашего тест-знакомства и, признаться, произвел очень сильное впечатление как наисовременнейший грузовик. Что, в общем-то, было предсказуемо – незадолго до этого Actros был выбран «Грузовиком 2009 года». Внешне это обычный современный грузовик, но благодаря современнейшей электронике, объединенной в новаторскую систему мониторинга и диагностики, аккуратной сборке и богатому базовому оснащению он — как ни смотри — в числе лидеров рынка по уровню исполнения.

В нынешнем тесте приняли участие сразу два грузовика Actros: трехосный вездеход — с колесной формулой 6х6, более выносливыми шинами и двигателем 360 л.с., и четырехосный — с 408-сильным мотором. Эти современные грузовики также стали «нашими, российскими» — они собраны на совместном предприятии в Набережных Челнах, созданном в результате подписания соглашения между Daimler AG и ОАО КАМАЗ. Машины были предоставлены на тест-знакомство официальным дилером данной марки – .

4-осная машина с колесной формулой 8х4, обладает грузоподъёмностью 26 тонн и выглядит массивно, но при этом элегантно. Благодаря четырем осям она может повысить эффективность перевозок, загружая больше — при этом укладываясь в допустимые осевые нагрузки.

Силовой агрегат грузовика – турбодизель V6 мощностью 408 л.с. Максимальный крутящий момент 2 000 Нм достигается уже при 1080 об/мин. Передачи 16-ступенчатой автоматизированной КПП, с электро-пневмоуправлением, переключаются с помощью покачивания джойстика, расположенного на правом откидном подлокотнике. Отклоняя его вперед или назад, можно включать повышенную или пониженную передачи. При этом номер включенной скорости отображается на приборном щитке.

Кабины двух осмотренных нами машин идентичны по размерам и форме, а также по приборному оснащению и деталям интерьера. Здесь все выполнено основательно и со знанием всех мелочей. Вход в кабину удобен благодаря расположению ступеней и поручней. Нижняя ступенька расположена достаточно низко и выполнена подвижной, на гибких шарнирах — чтобы исключить её повреждение на плохих дорогах.

Рулевая колонка регулируется по наклону и вылету, а сиденье Isringhausen с пневмоподвеской и массой регулировок позволяют водителю без проблем подобрать удобное положение и с комфортом преодолевать любые неровности дорог и бездорожья. Приборный щиток обладает легкочитаемыми пиктограммами и надписями. То же самое можно сказать и о клавишах на боковой панели справа. Здесь можно найти клавиши и переключатели, управляющие очень полезными функциями – противооткатной системой, блокировкой дифференциалов, отключением АБС и ряд других. В частности, для освещения кабины здесь можно задействовать несколько режимов – для чтения либо освещения различной интенсивности. С помощью кнопок управления на двери можно задействовать электростеклоподъёмники, а также электрорегулировки и подогрев зеркал. Некоторые операции задействуются с помощью кнопок на многофункциональном рулевом колесе.

В центре приборного щитка – между тахометром и спидометром — расположен оптимальный по размерам дисплей. На него выводится информация со всех систем и агрегатов автомобиля, благодаря интегрирующей системе Telligent.

В предыдущем тест-знакомстве с участием «Актроса» было подробно рассказано об этой замечательной системе, которая способна учитывать огромное количество показателей температуры, нагрузок и ускорений при движении автомобиля. Исходя из этих данных, бортовой компьютер способен высчитывать фактическое состояние деталей, масел и рабочих жидкостей и выводить на дисплей данные об их состоянии и остатке пробега до очередного техобслуживания.

Подобная система может сэкономить немало средств — в сравнении с ТО исходя только из пробега — если машина эксплуатируется в малонагруженном режиме и наоборот, предотвратить внезапные поломки и простои при крайне интенсивной эксплуатации. Данная система охватывает все узлы и агрегаты, которые способны нарушить работоспособность грузовика: двигатель, КПП, тормозную систему, мосты. Даже состояние аккумуляторов постоянно проверяется, чтобы при очередном холодном пуске машина гарантированно завелась. Также для облегчения холодных пусков двигателя предназначен подогрев топлива.

Есть здесь и средство снижения нагрузок на водителя при движении по трассе – в грузовике установлен круиз-контроль. А при движении по бездорожью или насыпным щебеночным дорогам в районе стройки неплохим подспорьем станут защитные решетки на фарах и задних фонарях.

При необходимости очистки светотехники эти защитные каркасы можно открутить, используя спецключ. Чтобы очистить переднее стекло кабины, водитель может использовать ступеньки в переднем бампере, а также нижнюю, откидную ступень. Также на переднем бампере — под откидной пластиной — расположена буксировочная проушина.

Кузов самосвала поднимается гидроцилиндром, расположенным в передней части кузова. Если возникнет необходимость заглянуть в кузов — сбоку расположена раскладная лестница. Кроме того, над кузовом расположен тент, который можно сдвигать с помощью длинной вращающейся рукоятки, оснащенной карданным механизмом.

Чтобы откинуть кабину и добраться до двигателя и агрегатов, расположенных под кабиной, необходимо произвести определенное количество качков вверх-вниз с помощью механического устройства в виде воротка и специального торцевого ключа.

Подобная система надёжнее в условиях низких температур. Электропроводка и шланги, расположенные под кабиной, покрыты защитной оплеткой и аккуратно закреплены на раме. В системе подвески использованы рессоры особого профиля, позволяющие ощутимо снизить уровень шума.В целом грузовики, отвечающие самым современным требованиям, производят впечатление совершенных кораблей, в которых водитель может управлять практически любыми функциями. Часть из них задействуется автоматически — с помощью современной электроники. С учетом огромного количества опций грузовики Actros остаются на лидирующих позициях грузового автомобилестроения.

Текст: В. Медведев

Автоклуб-Казань

Просчеты или недочеты?

С первых минут пребывания за рулем Actros Bau машину хочется хвалить и хвалить, но длится это только до первого подъема. Замерев на пригорке в ожидании окна на главной дороге, я был неприятно удивлен, как скоротечно время срабатывания так называемой противооткатной системы. «Мерседесовцы» говорили мне о трех секундах, в течение которых при нажатии на педаль тормоза и снятии с нее ноги в магистрали поддерживается рабочее давление. На деле же помощь автоматики длилась не более секунды. И потому при выезде на главную дорогу с крутого примыкания я допустил небольшое скатывание назад. В строительном карьере это не имело бы никакого значения. Но мы-то не в карьере!

Двигатель раскручивается мягко, послушно, а новая КП не создает никаких толчков. При разгоне стрелка тахометра привычно плавно поднимается вверх и стремительно кланяется вниз, отсчитывая передачу за передачей. Но уже в крейсерском режиме 50 км / ч, разрешенных для населенного пункта, обороты кажутся низкими. Делюсь своими соображениями с инструктором, и он поясняет: все дело в оптимизации трансмиссии. Благодаря новым, так называемым длинным передаточным числам ведущего моста удалось добиться снижения маршевых оборотов. Крутящий момент стал больше, и при сохранении ходовых характеристик расход топлива снизился.

Стрелочные указатели хорошо сочетаются с электронным одометром (слева), компактными часами и термометром

Плавность хода у груженого самосвала отменная. Только при движении не внатяг из-под задней тележки раздается посторонний неприятный металлический звук. Возможно, тестовому автомобилю уже досталось от непрофессионализма сидевших за рулем драйверов. А может, из-за интенсивной эксплуатации с максимальной нагрузкой капитулировала какая-то «железка». Во всяком случае, это «соло» мимо ушей не пропустишь.

В то же время не будем забывать о преимуществах пневмоподвески с электронной системой регулировки уровня Telligent, которой, увы, не был оснащен наш подопечный. Кстати, панель управления пневмоподвеской теперь снабжена новым освещением. Надо полагать, белые светодиоды хорошо видны на черном фоне дисплея в ночное время. Но поскольку тест проходил днем, порадоваться эффективности светодиодных ламп даже на других машинах я не смог.

К новым сферическим зеркалам претензий нет: показывают все, что нужно водителю для безопасных маневров. Об устойчивости пластиковых обтекателей к возникновению царапин судить не берусь, и разве это так важно для того, кто каждый день имеет дело с песком, гравием и щебнем?..

Telligent – «интеллигент»

Еще первое поколение Actros приучило нас к мудреному слову Telligent. Оно и сегодня ассоциируется с бортовой электроникой, в частности с системой управления тормозами. На обеих осях самосвала я обнаружил традиционные барабаны. Электронные мозги нужны машине для того, чтобы обеспечивать кратчайшее время срабатывания и равномерный износ накладок. Это гарантирует безопасность на дороге и сокращает число вынужденных обращений в дилерскую мастерскую.

Как оказалось, у Telligent есть и функция подсказчика. Когда на затяжном спуске я переусердствовал с использованием рабочих тормозов, система активировала сигнализацию о чрезмерной нагрузке. Так электроника как бы рекомендовала изменить стиль управления, что я и сделал.

Заруливая на площадку, с которой начинался мой тест-драйв по автобану, я поймал себя на мысли, что готов пересесть на другой грузовик и повторить пройденный маршрут. Да что там повторить – я был готов отправиться и по неизвестному пути. Главное – чтобы надежный напарник Actros Bau был рядом.
Техническая характеристика Mercedes-Benz Actros 4148 AK (8×8/4)

Собственная масса*, кг16 447
Грузоподъемность шасси, кг15 553
Полная масса: асфальт/ грунт, кг41000/ 44000
Допустимая нагрузка: передняя/ задняя ось, кг2х9000/ 2х13000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3 мощность, кВт/л.с.
  • макс. крутящий момент, Н.м
OM 501 LA Euro 5 11946 350/476 при 1800 мин-1 2300 при 1080 мин-1
СцеплениеMFZ 430
Коробка передач/пер. числаG 230-16/ 14,2-0,83
Передняя ось: 1-я/ 2-яAL5/ AD7-9,0
Задняя ось: 1-я/ 2-яHD7-13/ HL7-13
Размер шинBridgestone 13 R22,5
Передат. отношение гл. пер.3,436
Рулевое управлениеLS 8/ 2
Подвеска: спереди/ сзадирессорная/ рессорная
Тормоза: спереди/ сзадибарабан/ барабан
Объем топливного бака, л400
Отопитель воздушныйWebasto Air Top 2000
Максимальная скорость, км/ч105

* Масса автомобиля приведена с водителем (75 кг), инструментом (34 кг), запасным колесом (118 кг), полностью заправленным топливным баком (402 кг). Дополнительное оборудование в весовой калькуляции не учитывается.

Технические характеристики машины

Автомобиль-самосвал Actros 4141 K – это мощный автомобиль, позволяющий с легкостью перевозить грузы в различных условиях. Обусловлено это современным высокотехнологичным устройством автомобиля.Машина оснащена двигателем V6 мощностью 408 л.с. и объемом 11,95 л. Колесная формула 8х4/4.Технические характеристики самосвала имеют следующие величины:

  • полная масса – 48 т;
  • грузоподъемность шасси – 36,7 т;
  • нагрузка на первую ось – 9 т;
  • нагрузка на вторую ось – 9 т;
  • нагрузка на третью ось – 16 т;
  • нагрузка на четвертую ось – 16 т;
  • размер колесной базы – 4500 мм;
  • объем топливного бака – 300 л.

На самосвал установлена тормозная система Telligent, в которой имеются ABS и ASR. Тормоза, установленные на передние и задние оси, относятся к барабанному типу (подобными системами обрудован сидельный тягач IVECO-AMT 733910).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: