Двигатель ИВЕКО 821042M TCA — 470 лс — Евротракер, Евростар


«Ивеко Стралис»: путь в Россию

Главное из которых – большинство магистральных грузовиков европейского производства попали в Россию не в новом, а в подержанном виде. И в те годы, когда подержанные «немцы» и «шведы» массово приобретались нашими потребителями, «Iveco Stralis» первого поколения были ещё молодыми, а, следовательно, дорогими. плюс к тому, и в последующие годы ездить за подержанными машинами данной марки нужно было не в Германию, а в Италию либо в Испанию, где они достаточно хорошо распространены. А это было не принято – для чего, если всего в 2-х днях пути находится Германия?

К качеству «Стралисов» первых двух поколений выпуска у потенциальных потребителей из России сложилось недоверчивое отношение, на фоне безупречной репутации хорошо знакомых и испытанных «Вольво», «Мерседесов», «МАН», «ДАФ».Тем не менее, спустя несколько лет даже довольно крупные транспортные предприятия стали приобретать магистральные тягачи «Iveco Stralis» не в единичных случаях, а целыми партиями, формируя свой автопарк преимущественно из них. Более привлекательная цена и, в целом, удачный опыт эксплуатации всё же сыграли свою роль.

Что говорят об «Iveco Stralis» руководители автотранспортных предприятий

Кстати, существенная доля от общероссийского автопарка «Ивеко Стралис», по тем же данным «Автостата» принадлежит Северо-Западному округу – две тысячи тягачей. Из этого, как и из отзывов питерских владельцев «Stralis», можно сделать вывод, что «итальянец» может успешно работать и в суровом северном климате. Данные опросов руководителей автотранспортных предприятий свидетельствуют, что те, кто близко познакомился с магистральными тягачами от «Iveco» ещё в середине 2000-х годов, далее остаются верными данной модели. Это говорит о многом.

ООО «АТК–Северная столица», Петербург

В частности, генеральный директор ООО «АТК–Северная столица», Санкт­-Петербург, Сергей Лысый рассказал, что они с партнёрами впервые познакомились с машинами модели «Iveco Stralis» в 2006-2007 году. Это были приобретённые в Европе подержанные грузовики с роботизированными коробками передач.

На сегодняшний день пробеги этих, самых старших в уже превысили миллион километров. И пока ни на одном из них капремонта после естественного износа не потребовалось. Хотя были отдельные случаи выхода силового агрегата из строя из-за масляного голодания, причиной которого был пресловутый «человеческий фактор».

ООО АТК Северная столица

Оценив новую модель, спустя пару лет компания приобрела партию новых «Iveco Stralis», уже у официального дилера корпорации. Большинство из них также находятся «в строю» и приносит стабильную прибыль, не требуя крупного ремонта. Год назад были куплены три тягача нового поколения – «Iveco Stralis Hi-Way».

Все названные грузовые тягачи работают с полуприцепами-контейнеровозами, доставляя грузы по всей России. Расход дизтоплива умеренный, от 28 литров на 100 км. Сцепления на некоторых машинах прослужили по 700 тыс. км пробег. Не доставляют никаких проблем коробки передач и ведущие мосты – ремонтировать эти узлы приходится очень редко, как правило, при пробеге более 500 тыс. км.

Из слабых мест в конструкции Сергей указывает на четырёхконтурный защитный клапан пневмосистемы, который начинает травить воздух и периодически нуждается в замене.

ООО «РусТрансЛайн», Петербург

Дмитрий Бесчастнов, директор питерского ООО «РусТрансЛайн» рассказал, что «Ивеко Стралис» постепенно стали основной транспортной единицей в автопарке их фирмы: из сорока пяти магистральных двухосных тягачей с трёхосными тентованными полуприцепами 35 – это «Iveco Stralis». Основные маршруты – в Финляндию и обратно, но есть также и грузоперевозки по России.

Первоначально выбор марки, как отмечает Дмитрий, был продиктован привлекательной ценой, по сравнению сравнении со стоимостью тягачей «МАН», которым владельцы компании отдавали предпочтение ранее.

Теперь пробеги самых старших в «РусТрансЛайне» достигли 800 тысяч километров. Есть и «свежие»: шесть самых новых в компании машин – это последняя модель «Stralis Hi-Way». В целом, показателями надёжности и долговечности тягачей «Ивеко Стралис» Дмитрий с коллегами довольны – «проблемы с двигателем имели место лишь на машинах, приобретённых в 2007-2008 гг.»

На пробеге порядка 150-ти тысяч километров существенно увеличивался расход масла на угар, из-за износа поршневой группы. Причиной стало применение заводом деталей поршневой группы от варианта двигателя «Евро-5» в силовых агрегатах класса «Евро-3». Характерно, что после обращения к дилеру исправила свою ошибку, заменив поршневые группы на грузовиках на детали от версии «Евро-3».

Сцепление, по словам Дмитрия, «ходит» по 500-550 тысяч километров. Столько же на «Стралисе» служит турбокомпрессор. Большая часть других замен деталей – плановая: фильтра, колодки, тормозные диски, ремкомплекты шкворневых узлов, и т.п. расходники.

Были внеплановые мелкие ремонты электрооборудования – случается, зимой корродируют контакты, выходят датчики из строя. Также приходилось заменять шарнир рычага переключения передач, когда вследствие износа появился заметный люфт.

Шины на ведущие оси тягачей и на полуприцепы в фирме ставятся дешёвые китайские (к примеру, «Aeolus»). На передней оси используются более дорогие – «Continental» или «Dunlop».

ОАО «СовИнтер­АвтоСервис», Москва

Директор по логистике столичного ОАО «СовИнтер­АвтоСервис» Сергей Логунов поделился следующей информацией. Всего в автопарке компании около семидесяти крупнотоннажных магистральных тягачей (сцепки с тентованными и изотермическими полуприцепами). И большинство из них (36 единиц) занимают автомобили «Iveco Stralis» 2008-2011 годов выпуска.

Все эти машины укомплектованы двигателями «Cursor-10» экологических стандартов от «Евро-3» до «Евро-5», c различными настройками мощности, оборудованные топливной аппаратурой с насос-форсунками. Задействуются автомобили на грузоперевозках самых разнообразных грузов, по всей территории России и СНГ.

Средний расход дизтоплива «Стралисов» Сергей определяет в 30-32 литра на 100 км, в зависимости от конкретных величин загрузки. Проблемные узлы данной модели он не выделил, отметив, что при надлежащем уходе «Iveco Stralis» трудится годами, не требуя серьёзного ремонта.

Также отмечает износостойкость и долговечность расходных деталей. К примеру, сцепление служит не менее 250-ти тысяч километров. А у аккуратных водителей «ходит» и на гораздо бо́льшие пробеги). Диски передних тормозов служат около 300-т тысяч км, шкворневые узлы – приблизительно 400 тыс. км.

Всегда в наличии в Минске турбины Ивеко (Iveco) ЕвроТех, Стралис Курсор 8-10-13 (Евро 3-5), турбины в обмен на Вашу.

А также предлагаем оперативный, профессиональный (высококвалифицированный) ремонт турбин Ивеко (Cursor 8-10-13).
Обращайтесь по телефону +375 29 6816000 без выходных.

Имеем возможность принять Вашу турбину в ремонт (ремонт 1 день) или заменить на готовую в Гомеле, Могилёве, Витебске, Гродно, Бресте и в близлежащих районах, или встретить, например, автобусом, или маршрутным такси.

Подробно о причинах поломок турбин Ивеко ЕвроТех (Курсор), Стралис (Курсор) и стоимости ремонта (по пунктам) в г.Минске читайте в нашей специальной статье.

Турбокомпрессор для автомобиля ИВЕКО КУРСОР 8 ( IVECO CURSOR 8 )

Каталожный номер товара: 504108308/ 504108310/ 504025637/ 500341336/ 500355858/ 504014308/ 504017225/ 504032322/ 504108311/ 504108312/ 504108309/ 500393559/ 504025637 Номер производителя: 4043387/ 4046928/ 3591880/ 3594948/ 3596821/ 3598517/ 3598518/ 4036479/ 4038396/ 3595923/ 4041640/ 4042532/ 4039900/ 4041644/ 4043388/ 4042543/ 4039378/ 4039899/ 4043389/ 4041643/ 4042540/ 4042537/ 4041642/ 4038401/ 4037609/ 3598519/ 3596794/ 3595022/ 4043390/ 3595021 Производитель товара: Holset Страна производитель: Англия Производитель техники: IVECO Модель техники: Cursor 8 Astra/Cursor 8 Bus/ Тип мотора техники: CURSOR 8 Цена турбины или профремонта от 500 до 1600 бел. руб.

Турбокомпрессор для а/м Ивеко(IVECO) Стралис(Stralis) двигатель Курсор-10 (CURSOR 10) Евро 3-4
Номер производителя: 4043378/ 4046943/ 3593832/ 3592100/ 3594875/ 3597276/ 4031400/ 3598516/ 4036283/ 3594557/ 4042550/ 4038393/ (4046945/ 3773772/ 3773773/……) Каталожный номер турбины: 500370592/ 504000453/ 504003367/ 504044516/ (4033101/ 504252142/…..) Тип турбины: HX55V/ (HY55V) Производитель: Holset Страна производитель: Англия Производитель а/м: IVECO Модель а/м: STRALIS/Ивеко ЕвроТех Тип мотора а/м: Cursor 10 Евро 3-4 Замену турбокомпрессора Ивеко Курсор 10 необходимо обязательно производить с заменой моторного масла и фильтров (в т.ч. фильтра сапуна). Цена турбины и профремонта от 500 до 1700 бел. руб.

Турбокомпрессор для а/м Ивеко(IVECO) Стралис(Stralis) двигатель Курсор-10 (CURSOR 10) Евро 5

Номер производителя: 4046958RX-4046958/ 4041261/ 4046959/ 4046961/ 4041259/ 4043499 Каталожный номер турбины: 504139769/504182849/ 504269261(504269260)/504182849/2996384 Тип турбины: HE531V Производитель: Holset Страна производитель: Англия Производитель а/м: IVECO Модель а/м: STRALIS/ ЕвроТех Тип мотора а/м: Курсор 10 Евро 5 Замену турбокомпрессора Ивеко Курсор 10 необходимо обязательно производить с заменой моторного масла и фильтров (в т.ч. фильтра сапуна). Цена турбины или профремонта от 500 до 1600 бел. руб.

Турбокомпрессор для а/м Ивеко(IVECO) Стралис(Stralis) двигатель Курсор-13 (CURSOR 13) Евро 3

Каталожный номер турбины: 504004854/ 504004853 Номер производителя: 4043267/ 4046945/3595671/ 3594712/ 3598515/ 4031404/ 4042547/ 4043267/ 4036282/ 4038389 Производитель турбины: Holset Страна производитель: Англия Производитель а/м: IVECO Модель а/м: STRALIS Тип мотора а/м: Cursor 13 EURO 3 Цена турбины или профремонта от 500 до 1600 бел. руб.

Турбокомпрессор для а/м Ивеко(IVECO) Стралис(Stralis) двигатель Курсор-13 (CURSOR 13) Евро 5

Каталожный номер турбины: 504269230/ Номер производителя: 4046962/ Тип турбины: HE551V Производитель турбины: Holset Страна производитель: Англия Производитель а/м: IVECO Модель а/м: STRALIS Тип мотора а/м: Cursor 13 EURO 5 Замену турбокомпрессора Ивеко Курсор 13 необходимо обязательно производить с заменой моторного масла и фильтров (в т.ч. фильтра сапуна). Цена турбины или профремонта от 500 до 1700 бел. руб.

В нашем каталоге вы найдете турбины на все модели Ивеко: в наличии турбины для микроавтобусов и турбины на грузовые а/м.

Постоянно покупаем и берём в зачёт турбины в любом техническом состоянии и в любых количествах

Об истории модели. Виды и модификации «Iveco Stralis»

Дебютировал магистральный тягач «Ивеко Стралис» первого поколения в 2002 году, и первый год выпускался только в «дальнобойном» исполнении – с большой двуспальной кабиной «Active Space». Позднее семейство было расширено вариантами для региональных и местных перевозок. С более узкими, короткими, с низкими крышами и без спального места кабинами типа «Active Day». А также типа «Active Time» (со спальным местом, но низкой или средней высотой крыши. Шасси у них такое же, как и у «дальнобойных» тягачей.

«Iveco Stralis» первого поколения.

Но, расширяя возможности этого шасси под надстройки различными кузовами, потенциальным потребителям стали предлагать различные варианты колёсных формул – кроме 4х2, также 6х2 и 6х4. Сборочные производства «Iveco Stralis» были развёрнуты на заводах компании вУльме (Германия) и Мадриде (Испания).

Черёд второго поколения «Ивеко Стралис» пришёл в 2007-м году. Рестайлинг и модернизация тогда затронула в основном дизайн и интерьер. Кабина «Active Space» получила дополнительное имя «Cube» и стала гораздо просторнее. Также были учтены недостатки в конструкции основных систем и узлов – «Stralis» образца 2007-го года был частично избавлен от «детских болезней».

«Iveco Stralis» второго поколения.

Третье поколение было представлено в 2012 году. Снова основным объектом улучшения стали кабины, получившие иные имена: «Hi-Way» – вместо «Active Space», «Hi-Road» – для региональных перевозок, и «Hi-Street» – для совсем ближних маршрутов. В конфигурации шасси стала предлагаться масса вариантов, в том числе и четырёхосные версии колёсной формулы 8х2, с разным расположения мостов. Конечно, всё это изобилие мало интересует отечественных перевозчиков, которые по-прежнему выбирают простой и незатейливый тягач «Stralis» с колёсной формулой 4х2.

«Iveco Stralis» третьего поколения (Hi-way).

Параллельно модернизации оснащения автомобилей происходила также и эволюция силовых агрегатов – дизельных двигателях семейства «Cursor», которые производит предприятие в Бурбон-Ланси (Франция), принадлежащее «Iveco». Подробнее об этих моторах – в соответсвующем разделе статьи.

Iveco EuroStar / Ивеко ЕвроСтар — запчасти бу на разборке в наличии

В 1999 году добавился двигатель Cursor 13, 6-цилиндров, 12.9 л, мощность: 460-480 л.с. (338-353 кВт) и началась установка новой коробки передач EuroTronic с возможностью работы в полуавтоматическом режиме. До этого на Ивеко ЕвроСтар стояли коробки передач от двух разных производителей Eaton и Zahnradfabrik.

Грузовики оборудуются подвесками разных типов: рессорной (механической), смешанной (механической спереди и пневматической сзади), а также полной пневматической подвеской. Автомобили с пневматической подвеской оснащены параболлическими рессорами и консольной подвеской. По заказу имелась возможность установить полуэллиптические рессоры. Автомобили с пневматической подвеской оснащены 2 воздушными сильфонами типа «Full Pnevmatic».

Iveco EuroStar оснащены дисковыми и барабанными тормозами, оборудованы системой АВС фирмы Wabco типа C2 и C3. Длина колёсной базы колеблется от 2800-6400 мм, поэтому грузовики могут комплектоваться различными вариантами кабин. С 2000 года кабины стала выполняться из оцинкованной стали, что значительно повысило их долговечность, особенно в условиях российских дорог.

В салоне грузовика все продуманно и предельно эргономично. Приборная панель лаконична и функциональна. Все данные отлично считываются. По сравнению с предыдущей моделью, Ивеко ЕвроСтар получил более комфортную кабину, оборудованную всеми необходимыми устройствами.

В зависимости от назначения и выполняемых функций, Ивеко ЕвроСтар предлагался в различных модификациях и выпускался в разные годы. Окончательно был снят с производства в 2002 году.

Различные модификации Ивеко ЕвроСтар с кратким описанием представлены ниже.

МОДИФИКАЦИИ Iveco EuroStar

Наименование модификации Годы производства KW PS Двигатель, см3 Буквы двигателя Вид сборки
IVECO EuroStar LD 190 E 38 P 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 39 P 11/1999 — 02/2002 287 390 10300 F3AE0681E Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 40 09/2000 — 02/2002 294 400 10300 F3AE0681B Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 42 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L.400 Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 43 P 11/1999 — 02/2002 316 430 10300 F3AE0681D Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 47 01/1993 — 02/2002 345 469 13798 8210.42M. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 190 E 52 01/1993 — 02/2002 378 514 17173 8280.42S. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 240 E 38 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L.5020 Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 240 E 42 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L.400 Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 240 E 47 P 01/1993 — 02/2002 345 469 13798 8210.42M. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 240 E 52 P 01/1993 — 02/2002 378 514 17173 8280.42S. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 38 P 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 39 P 11/1999 — 02/2002 287 390 10300 F3AE0681E Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 40 09/2000 — 02/2002 294 400 10300 F3AE0681B Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 42 P 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L. Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 43 Y/PS 01/1993 — 02/2002 316 430 10300 F3AE0681D Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 47 01/1993 — 02/2002 345 469 13798 8210.42M. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 260 E 52 01/1993 — 02/2002 378 514 17173 8280.42S. TCA Грузовик c бортовой платформой/шасси
IVECO EuroStar LD 400 E 38 TXP,LD 440 E 38 TXP 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L.5020, 8460.41N, 8460.41L TCA Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 400 E 42 TXP,LD 440 E 42 TXP 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L. Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 01/2001 — 02/2002 294 400 10300 F3AE0681B Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 38 T 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L TCA, 8460.41N Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 38 TZ 01/1993 — 02/2002 276 375 9500 8460.41L TCA, 8460.41N Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 39 T 11/1999 — 02/2002 287 390 10300 F3AE0681E Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 40 T 09/2000 — 02/2002 294 400 10300 F3AE0681B Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 42 T 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L. Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 42 TZ 01/1993 — 02/2002 309 420 13798 8210.42L. Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 43 TP 01/1993 — 02/2002 316 430 10300 F3AE0681D Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 43 TX/P 11/1999 — 02/2002 316 430 10300 F3AE0681D Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 47 T 01/1993 — 02/2002 345 469 13798 8210.42M. TCA Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 47 TZ 01/1993 — 02/2002 345 469 13798 8210.42M. TCA Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 48 01/2001 — 02/2002 353 480 12880 F3BE0681E Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 52 T 01/1993 — 02/2002 378 514 17173 8280.42S. TCA Седельный тягач
IVECO EuroStar LD 440 E 52 TZ 01/1993 — 02/2002 378 514 17173 8280.42S. TCA Седельный тягач

Двигатели «Ивеко Стралис»

Моторы «Iveco Stralis» – это шестицилиндровые рядные 24-х клапанные двигатели, с общей для всех цилиндров головкой блока, задним расположением шестерён привода распределительного вала и штанговым приводом клапанов.

Предусматривается три варианта рабочего объёма двигателей «Cursor»: 7,8, 10,3 и 12,9 л – соответственно, с индексами -8, -10 и -13. Одна из особенностей их конструкции – это «мокрые» гильзы цилиндров, что существенно упрощает ремонт, в особенности – преждевременный, после аварийных случаев выхода из строя.

Система питания моторов «Cursor» – с насос-форсунками в комплекте с управляющей электроникой компрании «Бош». Семейство «Cursor» первым среди серийных двигателей для тяжёлых грузовиков получило турбокомпрессоры с изменяемой геометрией и сопутствующие этому передовому узлу проблемы. А именно: механизм регулировки положения лопаток может заклинивать при отложении нагара – это подтверждает опыт эксплуатации грузовиков «Ивеко Стралис» отечетсвенными перевозчиками.

В первом своём поколении двигатели «Cursor» первого производились в исполнении «Евро-3», а затем, в 2005 году, для автомобилей европейского рынка поставлялись «Евро-4»- версии, уже снабжённые системами впрыска раствора мочевины. Введение «Евро-5» на модификации тех же моторов тоже не заставило себя долго ждать. После этого «Ивеко Стралис» начал пользоваться спросом и в Германии, и ещё в ряде стран Европы, из-за действующих там льготных дорожных сборов.

В нашей стране до 2010 года «Ивеко Стралис» официально был представлен только с двигателями стандарта «Евро-3». А после этого срока пошёл сразу же с моторами «Евро-5». Однако остатки машин с двигателями «Евро-3», не требующими заправки мочевиной, дилеры продавали до середины 2013 года, когда в России стартовали продажи новой модели «Hi-Way».

Двигатели этого поколения «Стралисов» уже отвечали нормам EEV, более строгим, чем «Евро-5». На европейском же рынке ещё в 2012 году перевела все моторы «Iveco Stralis» на стандарт «Евро-6» (хотя официальное вступление в действие этих норм, в ЕЭС наметили только на 2020 год).

На новых дизелях «Cursor» вместо традиционных насос-форсунок была применена система топливоподачи «CommonRail». Были запущены в производство совершенно новые силовые агрегаты: «Cursor-9» с необычной размерностью цилиндров – диаметр 117 мм, при диаметре кривошипа коленвала 135 мм, и «Cursor-11», с не менее оригинальным соотношением 128 на 144 мм.

Российское представительство корпорации «Iveco» также объявило о старте продаж с «Евро-6»-ми двигателями, не дожидаясь введения данных стандартов в обиход. Одна из

причин этого решения – отсутствие на новых моторах «Cursor» системы рециркуляции отработавших газов и, как следствие – опасности кислотной коррозии цилиндров при работе на высокосернистом отечественном дизтопливе. Ещё одно интересное предложение – версия тягача «Stralis» на газовом топливе, с двигателем «Cursor-8».

Все силовые агрегаты «Cursor», кроме газового «Cursor-8» – это 6-ти цилиндровые 24-х клапанные дизели с непосредственным впрыском топлива, с задним расположением привода распредвала и штанговым приводом клапанов. Мощность двигателей «Cursor-8» составляет от 310 до 360 л.с. (рабочий объём 7,8 л); «Cursor-9» – от 310 до 400 л.с. (рабочий объём 8,7 л); «Cursor-10» – от 420 до 450 л.с. (рабочий объём 10,3 л); «Cursor-11» – от 420 до 480 л.с. (рабочий объём 11,1 л); «Cursor-13» – от 510 до 570 л.с. (рабочий объём 12,9 л).

Технические характеристики и габариты

К основным техническим характеристикам Ивеко Стралис относятся:

привод6х2, 4х2;
вес19 т;
грузоподъемность12,14 т;
вес в составе автопоезда50 т;
предельная скорость90 км/ч;
предельная скорость90 км/ч;
высота седельного устройства150 мм.

При этом техника отличается габаритами:

длина8,81м, 9,04 м, 9,44 м, 10,61 м, 11,65 м;
длина колесной базы4,2 м, 4,5 м, 4,8 м, 5,1 м, 5,7 м, 6,3 м, 6,7 м;
ширина2,55 м;
клиренс0,25 м;
ширина колеи впереди/сзади2,05/1,82 м.

Двигатели

Моторы «Iveco Stralis» – это шестицилиндровые рядные 24-х клапанные двигатели, с общей для всех цилиндров головкой блока, задним расположением шестерён привода распределительного вала и штанговым приводом клапанов.

Предусматривается три варианта рабочего объёма двигателей «Cursor»: 7,8, 10,3 и 12,9 л – соответственно, с индексами -8, -10 и -13. Одна из особенностей их конструкции – это «мокрые» гильзы цилиндров, что существенно упрощает ремонт, в особенности – преждевременный, после аварийных случаев выхода из строя.

Система питания моторов «Cursor» – с насос-форсунками в комплекте с управляющей электроникой компрании «Бош». Семейство «Cursor» первым среди серийных двигателей для тяжёлых грузовиков получило турбокомпрессоры с изменяемой геометрией и сопутствующие этому передовому узлу проблемы. А именно: механизм регулировки положения лопаток может заклинивать при отложении нагара – это подтверждает опыт эксплуатации грузовиков «Ивеко Стралис» отечетсвенными перевозчиками.

В первом своём поколении двигатели «Cursor» первого производились в исполнении «Евро-3», а затем, в 2005 году, для автомобилей европейского рынка поставлялись «Евро-4»- версии, уже снабжённые системами впрыска раствора мочевины. Введение «Евро-5» на модификации тех же моторов тоже не заставило себя долго ждать. После этого «Ивеко Стралис» начал пользоваться спросом и в Германии, и ещё в ряде стран Европы, из-за действующих там льготных дорожных сборов.

В нашей стране до 2010 года «Ивеко Стралис» официально был представлен только с двигателями стандарта «Евро-3». А после этого срока пошёл сразу же с моторами «Евро-5». Однако остатки машин с двигателями «Евро-3», не требующими заправки мочевиной, дилеры продавали до середины 2013 года, когда в России стартовали продажи новой модели «Hi-Way».

Двигатели этого поколения «Стралисов» уже отвечали нормам EEV, более строгим, чем «Евро-5». На европейском же рынке ещё в 2012 году перевела все моторы «Iveco Stralis» на стандарт «Евро-6» (хотя официальное вступление в действие этих норм, в ЕЭС наметили только на 2020 год).

На новых дизелях «Cursor» вместо традиционных насос-форсунок была применена система топливоподачи «CommonRail». Были запущены в производство совершенно новые силовые агрегаты: «Cursor-9» с необычной размерностью цилиндров – диаметр 117 мм, при диаметре кривошипа коленвала 135 мм, и «Cursor-11», с не менее оригинальным соотношением 128 на 144 мм.

Российское представительство корпорации «Iveco» также объявило о старте продаж с «Евро-6»-ми двигателями, не дожидаясь введения данных стандартов в обиход. Одна из

причин этого решения – отсутствие на новых моторах «Cursor» системы рециркуляции отработавших газов и, как следствие – опасности кислотной коррозии цилиндров при работе на высокосернистом отечественном дизтопливе. Ещё одно интересное предложение – версия тягача «Stralis» на газовом топливе, с двигателем «Cursor-8».

Все силовые агрегаты «Cursor», кроме газового «Cursor-8» – это 6-ти цилиндровые 24-х клапанные дизели с непосредственным впрыском топлива, с задним расположением привода распредвала и штанговым приводом клапанов. Мощность двигателей «Cursor-8» составляет от 310 до 360 л.с. (рабочий объём 7,8 л); «Cursor-9» – от 310 до 400 л.с. (рабочий объём 8,7 л); «Cursor-10» – от 420 до 450 л.с. (рабочий объём 10,3 л); «Cursor-11» – от 420 до 480 л.с. (рабочий объём 11,1 л); «Cursor-13» – от 510 до 570 л.с. (рабочий объём 12,9 л).

Расход топлива

Расход топлива Ивеко Стралис летом составляет порядка 29 л на 100 км пути, зимой – 35 л на то же расстояние. В зависимости от модификации могут устанавливаться емкости для горючего вместительностью 765 л и 390 л.

Трансмиссия

Коробки передач на «Iveco Stralis» всегда применялись только от . В большинстве случаев, на тягачах установлена 16-ступенчатая механическая коробка перключения передач с двухступенчатым делителем и двухдиапазонным планетарным демультипликатором. На меньшей части машин, ввезённых подержанными из европейских стран, встречаются роботизированные 12-ти ступенчатые КПП.

Шасси

Шасси отличается простотой монтажа и низкой стоимостью эксплуатации. Несущая конструкция выполняется из высокопрочной стали, подвеска – пневматическая или механическая. На технику может устанавливаться полная или задняя пневмоподвеска, управляемая посредством системы ECAS, а также автоматика, отвечающая за нивелировку и регулировку высоты. Она характеризуется как эластичная и высокоподвижная система, способная обеспечить требуемый клиренс, независимо от степени загруженности.

Задняя ось седельного тягача Iveco Stralis оборудована одинарной главной передачей, при этом можно выбрать передаточное число. Для снижения раскачивания при езде предусмотрена установка четырех настраиваемых пневматических рессор.

На тягач может устанавливаться рама толщиной 6,7 мм или 7,7 мм, что обеспечивает качественную работу в сложных условиях.

Подвеска и тормозная система

Передняя подвеска магистральных тягачей «Iveco Stralis» выполнена, как правило, на малолистовых рессорах, а задняя – пневматическая четырёхбаллоная. Для различных модификаций седельных тягачей высота сцепного устройства «Ивеко Стралис» изменяется в пределах от 950 до 1250 мм. В семейство «Stralis» также входят низкие шасси для специального применения, оснащенные пневмоподвеской и низкопрофильными шинами. Разновидность автомобиля с обозначением «CT», с колёсной базой 550 мм, имеет сильно изогнутую балку переднего моста – из-за низкого расположения рамы. Тормоза всех колёс – дисковые, вентилируемые, с антиблокировочной системой.

Подвеска. Тормозная система

Передняя подвеска магистральных тягачей «Iveco Stralis» выполнена, как правило, на малолистовых рессорах, а задняя – пневматическая четырёхбаллоная. Для различных модификаций седельных тягачей высота сцепного устройства «Ивеко Стралис» изменяется в пределах от 950 до 1250 мм. В семейство «Stralis» также входят низкие шасси для специального применения, оснащенные пневмоподвеской и низкопрофильными шинами. Разновидность автомобиля с обозначением «CT», с колёсной базой 550 мм, имеет сильно изогнутую балку переднего моста – из-за низкого расположения рамы. Тормоза всех колёс – дисковые, вентилируемые, с антиблокировочной системой.

Система обозначения модификации автомобиля

Прочитать её сравнительно несложно. К примеру, модификация «AT440S46 T/P RR» – это значит: двухосный тягач «Stralis Hi-Road», предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой до 44-х тонн, с двигателем «Cursor-10» мощностью в 460 лошадиных сил, с задней пневмоподвеской и в исполнении «для России» (с усиленными рамой и задним мостом). По порядку. Первые две буквы обозначают тип кабины: AT (Active Time). Далее приводится полная масса автопоезда (в центнерах). Буква S, стоящая далее, означает «Stralis». Указанные после неё две цифры – это мощность двигателя в десятках лошадиных сил. В пятой группе символов стоит буква «T» (седельный тягач), а далее – буква P, обозначающая пневмоподвеску сзади. И в конце RR – обозначение особо прочного исполнения, усиленной рамы для плохих дорог и регулярных перегрузов.

В VIN-номере тягачей «Ивеко Стралис» первыми тремя буквами всегда являются «WJM». Это код, зарегистрированный за немецким предприятием – «Magirus AG». Место сборки машины можно определить по знаку на 11-й позиции VIN-номера – немецкому заводу в Ульме соответствует цифра 4, а испанскому в Мадриде – буква С.

До 2013 года большинство тягачей «Iveco Stralis» производилось в Германии, но далее крупнотоннажные грузовики данной марки стали собирать только в Испании. Их производство сосредоточили на единственном заводе в Мадриде.

Типичные проблемы и поломки «Стралисов»

Больше всего жалоб отмечено на дорестайлинговые машины первого поколения, и прежде всего они касаются сбоев в работе электрооборудования. Как правило, ремонт сводится к замене повреждённых коррозией контактов и разъёмов проводки, но также бывают случаи и выхода из строя дорогостоящего электронного блока управления (ЭБУ).

Другая характерная проблема первого поколения грузовиков «Iveco Stralis» – это поломка кронштейна задней опоры силового агрегата. По двигателям негативные отзывы имели место, в основном, касательно 8-литровых моторов: сначала российские перевозчики предпочитали машины именно с такими агрегатами – из соображений экономии. Но регулярная работа в режимах практически максимальной мощности долговечности мотора не способствовала, и отдавать его в «капиталку» приходилось при пробегах примерно втрое меньших заявленного миллиона километров. Впоследствии «восьмые» двигатели почти перестали пользоваться спросом, и почти каждый «Stralis», продаваемый в России, был укомплектован мотором «Cursor-10».

На рестайлинговых автомобилях второго и третьего поколения (т.е., на всех после 2007 года выпуска) электропроводка стала гораздо надёжнее. И былые мучения владельцев в промозглую зимнюю пору ушли в прошлое. Однако многие владельцы новых машин столкнулись с более серьёзным дефектом – ускоренным износом поршневой группы двигателя. О нём уже рассказано в данной статье выше, со слов Дмитрия Бесчастного, «РусТрансЛайн». Когда эта проблема приобрела массовый характер, завод двигателей во Франции принял меры. Однако по-прежнему владельцы «Stralis»ов сетуют на турбокомпрессоры – менять их приходится чаще, чем на тягачах прочих европейских марок. Причина тому – закоксовываение подвижного кольца, из-за попадания масла при его большом расходе на угар, и, как следствие, отказ механизма регулирования производительности.

Были случаи, когда замена турбины в гаражных условиях порой заканчивается плачевно – «самодеятельные» механики могут забыть удалить масло из интеркулера и пустить мотор вразнос – попробуй тогда его заглуши, когда у него есть ничем не перекрываемый запас «альтернативного» топлива! В лучшем случае, при таком раскладе немного впечатает клапаны в головки поршней, в худшем – размолотит всё подряд с убытком под миллион рублей.

А вот ремонты топливной аппаратуры требуются довольно-таки редко – «бошевские» насос-форсунки моторов «Cursor» продемонстрировали устойчивость к солярке любого качества, в том числе и к той, что продают в российской глубинке. То же самое – трансмиссия. Неисправности коробки передач «ZF» – очень редкие и прямо-таки вопиющие случаи. Эта 16-ступенчатая КПП работает безотказно, обещая легко «пережить» сам автомобиль.

На автоматах «EuroTronic» – с такими КПП пригнали немало б/у-шных «Стралисов» из Европы – после значительных пробегов выходит из строя навесное оборудование, в частности, пневматические клапаны. Единственным разумным выходом в этом случае, если уж так крупно не повезло, является самостоятельный поиск мастеров по трансмиссии, отмечают владельцы подержанных «Iveco Stralis». Поскольку замена комплекта клапанов или любой другой крупный ремонт КПП «EuroTronic» на дилерском сервисе «съест» всю прибыль от перевозок на год вперёд.

Нет питания на блок управления

Далее из практики, один из подобных случаев диагностики и ремонта. Одна из бригад с утра отправилась в г. Краснозаводск, Сергиево-Посадского района. Там предстояла встреча с ИВЕКО ЕВРОТЕХ 1996 года выпуска, которая не заводилась. Автовладелец рассказал о последних часах жизнеспособности своего авто. Машина на ходу глохла несколько раз, но при быстром выключении, а затем включении зажигания всё-таки продолжала движение, пока однажды не заглохла, уже окончательно. Автоэлектрики, оперативно, этому способствовал выходной день, добрались до пункта назначения и проведя диагностические исследования выяснили, что отсутствует питание на электронный блок управления двигателем. Предстоял ремонт моторного жгута, требовалось восстановить недостающее питание. Было принято решение снять жгут электропроводки и капитально его отремонтировать. После ремонта проводки, автомобиль завелся и продемонстрировал прекрасную работу, не смотря на свой, достаточно, преклонный возраст. Все остались довольны результатом, а мастера, с чувством удовлетворения своей работой, отправились на базу.

Что говорят об «Iveco Stralis» руководители дилерских в России

Представитель , одного из крупнейших дилеров «Iveco» по объёму продаж машин и оригинальных запчастей в России отмечает, что грузовики «Ивеко» они обслуживают и ремонтируют с 1991 года. Двигатели семейства «Cursor», по его словам, отличаются серьёзной выносливостью, рассчитаны на очень большие годовые пробеги и обладают реальным рабочим ресурсом в миллион километров до капитального ремонта.

Ремонтировать силовые агрегаты «Cursor» приходится крайне редко и, чаще всего, это бывают случаи преждевременного выхода из строя из-за неграмотных действий владельцев или водителей машин. Систематическое применение солярки сомнительного качества он называет «фактором риска»: может в итоге пострадать топливная аппаратура (насос-форсунки). Неисправные насос-форсунки специалист советует только заменять новыми. Желание сэкономить, поставив восстановленные насос-форсунки – это как участие в лотерее, чреватое высокой вероятностью повторного ремонта. А значит – повторных затрат и повторного простоя техники.

«Iveco Stralis» последнего поколения, после 2013 года – с двигателями «Евро-6» и электронной системой впрыска «Коммон Рэйл» вместо насос-форсунок – в России и СНГ пока редкость. В сервис-центре ещё не было случаев поступления на диагностику или ремонт такой машины. Но теоретически специалисты к этому готовы: опыт работы с «КоммонРэйл», на двигателях «Tector» грузовиков «Ивеко ЕвроКарго», имеется.

Если возникла необходимость снять аккумулятор с автомобиля экологического класса «Евро-5», советуют ни в коем случае не отсоединять его от бортовой сети раньше, чем через три минуты после остановки двигателя: насосу системы SCR этого времени хватит на перекачку раствора мочевины обратно в бак и последующую продувку трубопроводов и форсунки.

Отмечается выносливость передней подвески, которая даже при регулярном использовании на разбитых дорогах Поволжья или Зауралья выдерживает без ремонта 500 тысяч километров. Однако сайлентблоки и подушки стабилизатора – детали «расходные», и они требуют замены чаще. А регулярная проверка исправности суппортов сбережёт тормозные диски.

Кабина

Грузовики «Iveco Stralis» комплектуются четырьмя типами кабин:

  • «AD» («Active Day») – узкая кабина без спальника с низкой крышей;
  • «AT» («Active Time») – кабина с компактным спальным местом, с низкой либо высокой крышей;
  • «AS» («Active Space») – просторная кабина, с высокой крышей и увеличенным внутренним объёмом, для междугородных и международных перевозок.
  • «ES» – кабина «Active Space» в люксовой комплектации, с повышенным уровнем комфорта.

В кабинах «Active Space» водитель больше похож на оператора электронных систем: мультиплексная схема проводки построена по принципу «эргономики вытянутой руки». Сиденье водителя комфортное и подрессоренное, сидение пассажира – поворотное. Рулевая колонка регулируется по вертикали и углу наклона. В салоне масса отделений для личных вещей. Пластиковые детали интерьера с точностью подогнаны друг к другу, а надежность дверей вещевых отсеков обеспечивают «мебельные» петли.

Для удобства перемещения по кабине напольный рычаг переключения КПП можно развернуть на 180 градусов. Моторный тоннель располагается достаточно низко, что также не затрудняет движение по салону. Электронная система управления проверяет правильность установки передачи при запуске мотора.

Если машина оснащена роботизированной коробкой переключения передач «EuroTronic», то переключение скоростей производится посредством кнопки на джойстике. Номер переключаемой передачи отображается на жидкокристаллическом дисплее, установленном на щитке приборов.

В кабине всё продумано не только для работы, но и для отдыха. Путем несложных манипуляций с нижней полкой кабину можно превратить в купе с удобным столиком. В базовую комплектацию «Стралиса» также входит комплект регулируемых спойлеров, которые не только стильно смотрятся, но помогают сэкономить топливо за счет улучшения аэродинамики автомобиля. В базе же поставляются кондиционер и электрические стеклоподъемники (которые на ряде автомобилей данного класса устанавливаются за дополнительную плату).

Кроме того, тягачи «Iveco Stralis» поставляются с центральным замком с иммобилайзером, системой централизованной смазки, зеркалами с электроуправлением и подогревом, топливным фильтром-водоотделителем с подогревом, подогреваемым топливным баком, кондиционером с ручным управлением, аудиосистемой с 6-ю колонками и решетками на фарах.

Технические характеристики в цифрах

  • Размеры колёсной базы «Iveco Stralis» – от 4,2 м до 6,7 м.
  • Длина – от 7,823 до 11,648 м.
  • Ширина автомобиля – 2,55 м.
  • Дорожный просвет – 245 мм.
  • Колея задняя – 1,818 м, передняя – 2,049 м.
  • Полная масса одиночного автомобиля – от 18-ти до 26-х т;
  • Полная масса автопоезда – «AD/AT» – до 44 тонн, «AS» – до 50 тонн;
  • Объём топливных баков – 300, 400, 450, 700, 950 литров;
  • Средний расход дизтоплива на 100 км пути – летом 28-29 л, зимой до 35 л;

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)

где — нормативный расход топлива фургона Iveco, л; S — пробег фургона, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег фургона в снаряженном состоянии без груза;

Для фургонов Iveco, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Нормы расхода топлива на фургоны Iveco

Модель, марка, модификация фургонаНорма расхода топлива на 100 кмТоплива
123
Iveco 50.9, -60.11 (4L-3,908-100-5M)13,8Д
Iveco 65.10 (4L-3,908-100-5M)14,6Д
Iveco 79.12 (4L-3,908-115-5M)14,7Д
Iveco Daily 49.10 (4L-2,5-103-5M)13,0Д
Iveco Euro Cargo (6L-5,861-143-6M)19,4Д
Iveco Euro Cargo ML 150 E 18 (брон., 6L-5,861-177-9M)23,0Д
Iveco MT-190 E 30 (брон., 6L-9,5-345-16M)28,0Д
Фургоны Iveco с 2008 года выпуска
Модель, марка, модификация автомобиляМощность двигателя, л.с.Рабочий объем, лНорма расхода топлива, л/100 км
1234
Iveco 50C15VH1462,99812,8D
Iveco Daily C15D3.0TD1462,99819,4D
Iveco Euro Cargo ML120E212095,8824,5D
Iveco Euro Cargo ML90E181825,8819,4D

Норма расхода топлива Iveco необходимы для работы АТП и организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей (ИП), использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей Iveco для расчетов нормативного значения норм расхода топлива Iveco по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности.

Что говорят водители о работе на «Ивеко Стралис»

Негативные отзывы можно водителей можно встретить только об «Iveco Stralis» первого поколения. Кроме проблем с электропроводкой, есть свидетельства о поломке передних амортизаторов; турбине двигателя; о перерасходе моторного масла. Отмечается, что шумоизоляция кабины в «Ивеко» хуже, чем в «Мерседесах», «Вольво» и «ДАФах».

Однако в следующих поколениях «Ивеко Стралис», по отзывам водителей, уже не уступает другим «европейцам» ни в надёжности, ни в комфортности работы. Многие водители отмечают комфортную и мягкую подвеску, надёжный задний мост и более полную комплектацию, в сравнении с конкурентами.

Приборная панель и центральная консоль расположены рядом, все необходимые элементы управления расположены удобно и всегда под рукой. Ручка переключения КПП эргономична, а управление «ручником» осуществляется с передней консоли. Большое количество отсеков для вещей позволяет комфортно себя чувствовать в салоне, где каждой вещи можно подобрать своё место.

«Прицеп шторка, поэтому порой перегружаем авто до 25-27 тонн без особенной щепетильности. Расход на круг получается 32-34 литра. 35 литров на сотню жрёт только при перегрузе свыше 30 тонн, но машинку не насилуем, постоянно систематически с перегрузом не ходим».

« ZF»-ская коробка по разгону до 60-ти удивит многие легковушки, и к тому же очень надёжная и удобная. Переживал по поводу зимней эксплуатации, но блокировка работает отменно, да и по карельским засыпанным дорогам машина ведёт себя превосходно».

«На данный момент «Стралис» пробежал уже 332 000 км. На одометре 790 тысяч км и вероятно, скоро потребуется замена распылителей на форсунках, так как двигатель стал заметно грубее работать. Проблемы с проводкой вообще отсутствовали, хотя многие и твердят, что она вам вот-вот задаст, но грузовик эксплуатируется и ничего не происходит. Единственное, что было, это после того как мы покатались 60 тыс. и пробег был немногим больше 500 тыс. км, отказал датчик скорости – заменили самостоятельно, сам датчик стоил 8 600 рублей. Тормозные колодки меняли один раз, после пробега 280 тысяч км. Цена вопроса – 5 тысяч рублей за ось».

Ивеко Евростар: Регулировка клапанов двигателя Магирус 8210

Далее, полез под двигатель и в лючек расположения метки на маховике, стал проворачивать двигатель в обратную сторону. Совместив метки, вылез и стал проверять коромысла первого цилиндра. Они были свободны. Это редкая удача, обычно с первого раза на впрыск еще и не попадешь.

Сразу приступил к регулировке клапанов по универсальному методу:

  1. Выставляем первый цилиндр в момент впрыска топлива и приступаем к регулировке впускных клапанов 3-го, 5-го и 6-го цилиндров, а также выпускных клапанов 2-го, 4-го и 6-го цилиндров;
  2. На переднем противовесе и передней крышке, делаем метки впрыска первого цилиндра. Проворачиваем коленвал на 1 оборот и получаем начало впрыска в 6-ом цилиндре. После этого, начинаем регулировать впускные клапана 1-го, 2-го и 4-го цилиндров, а также выпускные клапана 1-го, 3-го и 5-го цилиндров;
  3. Операция по регулировке клапанов закончена.

Следующим шагом, можно проверить регулировку клапанов поцилиндрово. Для этого, рулеткой замеряем длину переднего гасителя крутильных колебаний и делим на три. От метки впрыска первого цилиндра влево и вправо набиваем еще по метке (длина окружности противовеса/3), но так, чтобы не спутать с меткой впрыска первого цилиндра.
Приступаем к проверке произведенной регулировки:

  1. Прокручиваем коленчатый вал на 1 оборот и получаем начало впрыска в первом цилиндре. Проверяем зазоры клапанов;
  2. Прокручиваем коленчатый вал на треть оборота по нашей метке и получаем впрыск в 5-м цилиндре. Проверяем зазоры клапанов;
  3. Прокручиваем коленчатый вал еще на треть по нашей метке и получаем начало впрыска в 3-м цилиндре. Проверяем зазоры клапанов;
  4. Прокручиваем коленчатый вал на треть оборота к нашей первоначальной метке и получаем начало впрыска в 6-м цилиндре. Проверяем зазоры клапанов;
  5. Прокручиваем коленчатый вал на треть оборота по метке и получаем начало впрыска во 2-м цилиндре. Проверяем зазоры клапанов;
  6. И наконец, прокручиваем коленчатый вал в последний раз на треть по метке и получаем начало впрыска в 4-м цилиндре. Проверяем зазоры клапанов.

Когда я в первый раз регулировал клапана на двигателе Магирус 8210, делал все именно так и проверял свою работу поцилиндрово. Вам решать, каким способом будете делать это вы. Может возникнуть вопрос, а почему при регулировке клапанов поцилиндрово нужно проворачивать коленчатый вал на 1/3 оборота?
Последовательность срабатывания всех цилиндров двигателя происходит за два оборота коленчатого вала. Значит 2 оборота * 360 градусов = 720 градусов. Сейчас, 720 градусов делим на 6 цилиндров и получаем 120 градусов. Коленвал имеет расположение шатунных шеек в виде трех лучей по 120 градусов.

Так считается последовательность работы цилиндров на любом четырехтактном двигателе внутреннего сгорания.

Таблица работы шестицилиндрового двигателя

Автор: Эдуард Залуцкий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: