Volvo fmx 8×4 (самосвал) характеристики и цена, фотографии и обзор


Volvo FMX является семейством крупнотоннажных грузовых автомобилей, предназначенных для транспортировки каких-либо грузов по дорогам всех категорий и даже бездорожью. В основном они применяются в строительстве и различных промышленностях. Грузовики адаптированы к тяжелым условиям эксплуатации, поскольку обладают прочной и выносливой конструкцией, высокой надежностью и производительными силовыми агрегатами.

Впервые грузовики Volvo FMX были представлены широкой публике в 2010 году. Причем презентация новых моделей прошла на двух международных выставках одновременно, а именно в Мюнхене на «Bauma» и Москве на «КомТранс». Первое поколение выпускалось всего три года, после чего на замену пришли обновленные версии.

Официальная презентация второго поколения состоялась в 2013 году на международной специализированной выставке «Bauma» в Мюнхене. Новая версия отличается от своей предшествующей модели обновленным внешним видом, более комфортабельной кабиной, новыми электронными системами, ну и более мощными силовыми установками.

Модификации

Для потребителей семейство Volvo FMX предлагается во множестве вариантов исполнения, отличительными чертами которых являются:

  1. Высота шасси (средняя; высокая; сверхвысокая; с увеличенной высотой);
  2. Колесная формула (4х2; 4х4; 6х2; 6х4; 6х6; 8х2; 8х4; 8х6);
  3. Типы кабин (дневная; спальная; Globetrotter; двухрядная).

Среди готовых конфигураций следует отметить следующие версии:

Самосвал Volvo FMX 6х4

Является крупнотоннажным грузовым автомобилем, оснащенным самосвальной платформой. Данная модификация предназначена для транспортировки каких-либо сыпучих материалов. Конструктивные особенности грузовика позволяют использовать его как на дорогах общего пользования, так и в условиях бездорожья, причем достаточно серьезного.

В стандартном исполнении самосвал оснащен дневной кабиной, имеющей довольно привлекательный внешний вид и продуманный в плане эргономики интерьер. Внутри кабины установлено два удобных сидения.

Снаряженная масса такой модификации составляет 14000 килограмм. Конструкция грузовика обладает грузоподъемностью в 27000 килограмм. Что касается полной разрешенной массы, то этот параметр составляет 41000 килограмм. Из них 9000 удерживает передняя ось, когда по 16000 опирается на каждый задний мост.

На шасси установлена металлическая самосвальная платформа задней разгрузки. Объем такой платформы составляет 16 кубометров. Для эксплуатации в суровых условиях присутствует система обогрева днища отработанными газами двигателя, предотвращающая прилипания и примерзание грузов. Помимо этого кузов имеет лестницу и тент с механизмом скручивания.

В качестве силовой установки для данной модели был выбран шестицилиндровый дизельный двигатель марки D13C с рядной компоновкой цилиндров. Мотор имеет непосредственный впрыск топлива CommonRail, турбокомпрессор и охладитель нагнетаемого воздуха. Его газораспределительный механизм состоит из 12 клапанов. При рабочем объеме в 12.8 литров двигатель развивает максимальную мощность на выходе в 420 лошадиных сил и максимальный крутящий момент в 2100 Ньютон-метров.

В паре с ним работает 14-ступенчатая механическая коробка передач, снабженная двумя пониженными передачами, делителем и демультипликатором.

Сбоку грузовик имеет D-образный топливный бак, объем которого позволяет вместить 415 литров дизельного топлива.

Самосвал Volvo FMX 6х6

Является крупнотоннажным самосвалом, имеющим полноприводное трехосное шасси. Модель предназначена для транспортировки различных сыпучих и кусковых грузов по дорогам всех категорий и даже тяжелому бездорожью

В базе Volvo FMX 6х6 имеет дневную кабину, в которой отсутствует спальное место. Внутри, как и на других модификациях, установлены два удобных сидения, водительское к тому же оснащено пневматической подвеской.

Снаряженная масса грузовика достигает 14500 килограмм. Он способен взять на борт груз массой до 27000 килограмм. Максимально допустимая масса составляет 42000 килограмм, из которых 10000 опирается на фронтальную ось и 32000 на пару задних мостов. Главной особенностью такой модификации является то, что она может применяться как одиночный грузовик, так и в паре с прицепом. При этом полная масса автопоезда может достигать 100000 килограмм.

Полноприводный грузовик оснащается тем же самосвальным кузовом, что и предыдущая модификация, а именно металлической платформой задней разгрузки, объем которой составляет 16 кубометров. Здесь также присутствует тент с механизмом скручивания и обогрев днища отработанными газами двигателя.

Под кабиной располагается шестицилиндровая дизельная силовая установка марки D13C с рядным расположением цилиндров. Мотор имеет 12-клапанный газораспределительный механизм, систему непосредственного впрыска топлива CommonRail, ну и систему турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Все это позволяет ему при рабочем объеме в 12.8 литров развивать максимальную мощность на выходе в 420 лошадиных сил и крутящий момент в 2100 Ньютон-метров.

К нему устанавливается 14-скоростная механическая коробка передач, имеющая демультипликатор, делитель и две понижающие передачи.

Длительное время работы без дозаправки обеспечивает D-образный топливный бак, рассчитанный на 570 литров дизельного топлива.

Самосвал Volvo FMX 8х4

Это крупнотоннажная четырехосная модель самосвального грузовика, предназначенная для эксплуатации в суровых дорожных и климатических условиях. Грузовик применяется для перевозки различных сыпучих и кусковых материалов, как по дорогам общего пользования, так и в условиях тяжелого бездорожья.

Volvo FMX 8х4 имеет современную дневную кабину, в которой присутствуют два удобных сидения и довольно комфортабельный и эргономичный интерьер.

Снаряженная масса автомобиля составляет 15000 килограмм. Его конструкция позволяет перевозить грузы массой до 35000 килограмм. Грузовик может иметь полную массу в 50000 килограмм, из которых 18000 опирается на два передних моста и по 16000 на каждый задний.

Стандартная грузовая платформа представлена металлическим самосвальным кузовом задней разгрузки, имеющим полезный объем в 20 кубометров. Уже с завода здесь имеется обогрев днища, реализованный отработанными газами силовой установки и тент с механизмом скручивания.

В роли двигателя выступает дизельная шестицилиндровая силовая установка марки D13C, имеющая однорядную компоновку цилиндров. Этот двигатель снабжен системой турбонаддува с охладителем нагнетаемого воздуха, 12-клапанным газораспределительным механизмом и системой непосредственного впрыска топлива CommonRail. Суммарный рабочий объем всех цилиндров составляет 12.8 литров. Максимальная мощность на выходе при этом достигает отметки в 420 лошадиных сил, а крутящий момент в 2100 Ньютон-метров.

В тандеме с ним используется 14-ступенчатая механическая коробка передач, оснащенная делителем, демультипликатором и двумя понижающими передачами.

Самосвал Volvo FMX 8?4 в стандартной комплектации имеет D-образный топливный бак, объем которого составляет 415 литров.

Седельный тягач Volvo FMX 6х6

Является строительным седельным тягачом, использующим трехосное полноприводное шасси. Модель предназначена для транспортировки каких-либо строительных грузов, оборудования и техники по дорогам всех категорий, включая и суровое бездорожье.

В базе такая модификация имеет современную кабину с повышенным уровнем комфорта Globetrotter. Помимо двух сидений в ней также присутствует и пара спальных полок.

Снаряженная масса строительного седельного тягача достигает 9760 килограмм. Он может иметь полную массу в 41000 килограмм. Из них 9000 опирается на переднюю ось, когда 32000 удерживает задняя тележка. Полная масса автопоезда может доходить до 100000 килограмм.

Под кабиной установлен шестицилиндровый дизельный двигатель марки D13C, имеющий рядную компоновку цилиндров. Мотор оборудован турбокомпрессором с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, системой непосредственного впрыска топлива CommonRail, жидкостным охлаждением, а также 12-клапанным газораспределительным механизмом. Его рабочий объем составляет 12.8 литров, а максимальная мощность на выходе достигает отметки в 460 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент при этом составляет 2300 Ньютон-метров.

К этому силовому агрегату устанавливается 14-ступенчатая механическая коробка передач, имеющая демультипликатор, делитель и две понижающие передачи.

Справа рама грузовика дополнена D-образным топливным баком вместимостью в 540 литров.

Самосвал Volvo FMX 8×4 (БЦМ-51)

Патриотизм в действии

Максим Шелепенков, фото автора

Буквально месяц назад я познакомился с самосвалом Volvo FMX (6×6), а теперь представилась возможность проехать на Volvo FMX (8×4). Различий между этими машинами оказалось больше, чем подсказывала колёсная формула.

Перед вами полностью отечественный самосвал! Я говорю не только о самосвальной надстройке красногорского , но и о базовом шасси. Оно тоже собрано в России, на к Калуге.

Конечно, большинство агрегатов и компонентов шасси изготовлено за пределами нашей Родины, но по факту сборки это отечественный продукт. На мой взгляд, лучше уж так, чем никак.

Важно

А со временем, смотришь, и сами научимся производить грузовики не хуже. Впрочем, я отвлекся…

В отличие от рассматриваемого ранее полноприводного самосвала Volvo этот четырехмостовый гигант оборудован механической, а не автоматической коробкой передач.

Кроме того, самосвал 8х4 имеет самую современную самосвальную платформу БЦМ-51 и рассчитан на постоянную эксплуатацию в составе автопоезда с прицепом с аналогичной самосвальной платформой, что отразилось и на комплектации данного образца.

К тому же неожиданный сюрприз нам преподнесла короткая дневная кабина, установленная на четырёхосном грузовике.

О кабине

Не секрет, что отечественные эксплуатанты стараются приобретать самосвалы со спальными кабинами, независимо от того, где и как они их собираются использовать. Изменчивая жизнь научила не экономить на подобных вещах.

Сегодня ты занимаешься перевозками исключительно по городу, где спальная кабина не нужна, а завтра твои машины могут выйти на длинное плечо, а то и вовсе их придется перегонять за тысячу километров на новое место работы.

В таких случаях спальное место в кабине даст возможность водителям сносно отдохнуть или переночевать в машине.

В целом эти рассуждения правильные, если бы не одно «но». Длинная спальная кабина отнимает полметра полезного пространства шасси, из-за чего уменьшается объём кузова, а главное – происходит перераспределение нагрузок по осям. И не всегда в лучшую сторону.

Неожиданный выход из положения нашли в : в короткой дневной кабине предусмотрели полноценное раскладывающееся спальное место. Сама идея не нова, а вот воплощение заслуживает похвалы.

Проблема раскладывающихся спальных мест в том, что делать это в маленькой кабине неудобно, да и времени эта трансформация занимает много, так как одновременно приходится двигать и складывать основные сиденья. Особенно это проблематично, когда отдых кратковременный и есть необходимость быстро сесть за руль.

В этих случаях возня с откидыванием спальных полок только раздражает.

У Volvo основательно откидывается и закрепляется только та часть полки, которая находится над пассажирским сиденьем (его всё же придется сложить) и над моторным отсеком, а небольшое откидывающееся «крыло» над водительским сиденьем имеет фигурный вырез под спинку, поэтому перемещать или складывать его уже нет необходимости. Более того, для приведения кабины в «боевое положение» достаточно щёлкнуть замком (как у ремня безопасности) и откинуть «крыло» на основную полку – всё, можно занимать место за рулём!

Осталось только выяснить, а удобно ли лежать на полке с вырезом для спинки водительского сиденья? Проверили – удобно, если лежать головой в противоположную сторону. В общем, за организацию спального места в короткой кабине «вольвовцам» можно поставить твердую «пятёрку», а другим производителям стоит задуматься о чём-то похожем.

О ходовой части

На кабине самосвала Volvo FMX (8×4) хорошо виден шильдик с цифрами 440 л.с. Пытаясь найти этот двигатель в характеристиках на машину, я неожиданно выяснил, что такого двигателя для FMX не существует.

По крайней мере, в рекламных проспектах.

Оказалось, что в Россию пока идут машины с силовым агрегатом D13A, соответствующим экологическим нормам Euro 3 или Euro 4 (в зависимости от настройки), а в Европу поставляются машины с более совершенным двигателем D13C (Euro 5).

Этот самосвал предназначен для постоянной работы в составе автопоезда полной массой до 60 т. Поэтому заказчик сделал выбор в пользу 14-ступенчатой механической коробки передач Volvo VT с делителем и демультипликатором вместо широко рекламируемой интеллектуальной коробки I-Shift.

Совет

С одной стороны, роботизированные коробки облегчают управление машиной, сводятся ошибки «человеческого фактора» к минимуму, продлевая жизнь агрегатам и машине в целом. В то же время «автоматы» и «роботы» обычно запрограммированы на определенные режимы движения и не способны предусмотреть всю многогранность реальной эксплуатации.

Особенно в нашей стране с зимними морозами под 50°, затяжными и скользкими заснеженными подъёмами, с удалённостью сервиса за тысячи километров. В таких условиях проверенная временем «механика» ещё долго будет оставаться вне конкуренции. Тем более благодаря тросовому приводу и сервоприводу синхронизаторов работает коробка, как швейцарские часы.

Передачи включаются точно и легко – и никаких вибраций на ручке.

Всевозможных дополнительных «примочек» в кабине рассматриваемого Volvo минимум, только самые необходимые. Хорошую помощь водителю автопоезда окажет выведенный на панель приборов под правую руку «парашют» – тормозной рычаг, действующий только на систему прицепа. При таком способе торможения шансов сложить автопоезд на скользком склоне будет гораздо меньше.

Пригодится в дороге и возможность блокировки межосевого дифференциала и электроподогрева топливных магистралей при сильных морозах.

О кузове

Несколько слов о самосвальной платформе «Бецема». Подобный кузов мы уже рассматривали в журнале, тогда кузов с использованием усилителей из профиля Woest Alpina только появился в производственной программе завода. Но за прошедшее время его конструкция претерпела небольшие изменения.

Во-первых, изменилось расположение подвода выхлопных газов для обогрева кузова. Прежде оно находилось в самой нижней точке кузова, и конденсат, неизбежно образующийся в его внутренних полостях, стекал в глушитель. Теперь место подвода сделано выше и проблема исчезла.

Кабина

При изготовлении кабины производитель использует высокопрочную сталь, благодаря чему удалось добиться действительно высокого уровня безопасности, как для водителя, так и для пассажира. Причем это было доказано на множестве испытаний.

Нижняя часть бампера способна выдержать удар, и не получить повреждения при малой скорости передвижения. Но для большей эффективности производитель применил составную конструкцию бампера, поделенную на боковые и центральную часть. За счет этого также удалось снизить и затраты при ремонте, поскольку для этого потребуется заменить всего один из трех элементов, а не весь бампер целиком.

Бампер использует прочную чугунную поперечину и трехмиллиметровую сталь в боковых частях. Снизу двигатель прикрывает не менее прочный стальной поддон, пролегающий от бампера до переднего моста грузовика.

По сравнению с первыми моделями, более современные грузовики обладают видоизмененными приборами головного света. Теперь они состоят в единой блок-фаре и имеют дополнительную защиту в виде решетки. Кроме этого немного изменилось и их расположение, они стали еще выше относительно дороги, что позволило дополнительно снизить риск их поломки при эксплуатации в суровых условиях.

Стандартная комплектация имеет дневную кабину. Характерными чертами такой кабины является короткая конструкция и низкий потолок. Спальное место здесь отсутствует. Салон отличается высоким уровнем комфорта и отличной эргономикой. В нем установлены два удобных сидения.

Водительское сидение имеет пневматическую подвеску, сглаживающую дорожные неровности, а также множество параметров регулировки. В сидение был интегрирован инерционный ремень безопасности и электрический подогрев.

Рулевое колесо дополнено кнопками управления различными системами, среди которых круиз-контроль, навигационная система, телефон и аудиосистема. Грузовики обладают совершенно новой приборной панелью и информационным дисплеем, на которые выводится вся информация о текущем состоянии автомобиля.

Даже первые образцы Volvo FMX отличались исключительным комфортом салона, однако в последующих версиях производитель улучшил этот показатель. В первую очередь следует отметить, наличие более производительной отопительной системы, поддерживающей необходимую температуру внутри кабины при низкой отрицательной температуре окружающей среды. Вместе с этим появился и электрический обогрев внешних зеркал заднего вида, что гарантирует отличную обзорность в суровых условиях эксплуатации.

Тест-драйв нового Volvo FMX

Volvo FMX, безусловно является признанным лидером в ряду одноклассников-строителей. Новый FMX не стал исключением, инженеры еще больше акцентировали свое внимание на таких характеристиках, как надежность, управляемость и дизайн. Однако я забегаю вперед, давайте по-порядку…

Нас привезли в самый, что ни на есть настоящий карьер. В таких случаях наверно принято писать: обстановка была максимально приближена к реальным условиям. Шведам, в принципе не свойственно пускать пыль в глаза, практически все делается с огромным запасом прочности. Недаром эпитет шведский, превратился в синоним качества и долговечности. Так вот, карьер в Халлереде – крупнейший испытательный комплекс для проверки строительных машин во всей Северной Европе.

Перед запуском в серию, техника Volvo проходит тестирование именно здесь. Интенсивность испытаний поражает, за короткий срок автомобили успевают пройти маршрут, которой в реальной жизни грузовик проедет за несколько лет. Магазин IKEA… Вспомнили? Механизм, который выдвигает и задвигает ящики и плюхается в кресло, так вот, картинки чем-то схожи! Максимальные нагрузки позволяют выявить и устранить конструктивные недостатки. Узлы и детали притираются, можно сказать, что здесь проходят боевое крещение все самосвалы Volvo.

Перед началом работы, а то что впереди нас ждет настоящая рабочая смена сомневаться уже не приходилось, специалисты компании Volvo провели подробный инструктаж по ТБ. В сторону фотокамеры и диктофоны, каски и желтые жилеты наше всё! Журналисты, все как один, переквалифицировались в водителей самосвалов.

А тем временем на площадке нас ожидали два десятка грузовиков готовых отправиться в рейс. Были представлены различные комплектации и колесные формулы: 4х4, 6х4, 6×6, 8х4, 8х6. Был даже гигантский Volvo FMX 500 с формулой 10×4 и общей массой 66 тонн, такой способен принять в кузов до 44 тонн породы.

На Volvo удивительно относятся к планированию своих тестовых заездов, это какая-то фантастическая особенность Volvo Trucks и такого мне больше нигде не встречалось. Я бы никогда не подумал, что это возможно в принципе. За один рабочий день у меня была возможность проехать на всех (20-ти!!!) представленных на тесте грузовиках. И не просто проехать отрезок пути из точки А в точку Б, нет, это был полноценный рейс, или если хотите ходка.

Причем сначала я имел возможность проехать на порожнем самосвале, чтобы в полной мере почувствовать грузовик, его габарит и особенности колесной формулы. И лишь потом попадал на загрузку, за порцией своего щебня. Такой подход позволял мне не облажаться в подъемах и наоборот вовремя добавлять мощности моторному тормозу на спусках. Без сюрпризов, так сказать, с чувством с толком… Всего было два круга, один из которых был больше похож на стандартную строительную трассу, а второй изобиловал сложными участками, так называемый внедорожный маршрут.

А что же автомобиль, чем новый FMX отличается от своего предшественника? И первое, что бросается в глаза — дизайн, он выдержан в едином корпоративном стиле всех новых грузовиков Volvo. Кабина сделана из высокопрочной стали и прошла все испытания шведского теста на безопасность. Выдающаяся нижняя скула бампера по заверению производителей выдержит на малой скорости столкновение с препятствием без видимых последствий. Однако зная водителей и условия, в которых работает техника, бампер сделали составным из трех частей. Если не удалось избежать аварийной ситуации, то пострадавшую деталь можно будет легко поменять буквально в поле.

Поперечина бампера сделана из чугуна, а боковые составные из трехмиллиметровой стали, из такой же стали сделан и поддон картера. Он протянулся от бампера до передней оси, надежно закрывая все внутренние части. Конструкция необычайно продумана, а все крепежные болты выведены наружу. Неужели мы возвращаемся в прошлое, когда железо крепили к железу! С бампера пропали пластиковые противотуманки, которые вызывали много нареканий. Линзовые фары, так же ушли в небытие, а головной свет свели в единую блок-фару, спрятав её за решеткой. Надо сказать, что над светом нового Volvo FMX много поработали, в итоге фары поместили как можно выше над дорогой, сведя к минимуму вероятность их повреждения.

Философию нового Volvo FMX можно выразить одним простым словом — прочность. И тут ребята отвечающие за PR-кампанию нового грузовика пошли на риск и не прогадали. Они просто-напросто подвесили свой грузовик за буксирную проушину высоко над морем. В то время как президент компании Volvo Trucks Клаэс Нильссон повествует зрителям о прочности своего детища, стоя на сумасшедшей высоте. Ролик попал в цель, за пару месяцев по всему миру его посмотрело около трех миллионов зрителей.

Тестовые FMX были укомплектованы моторами рабочим объёмом 11 и 13 литров, стандарта Евро-6 и мощностью от 330 до 540 лошадиных сил. В России же будут продаваться автомобили с двигателями Евро-4 и Евро-5. Все самосвалы были с автоматическими коробками передач Volvo I-Shift. Европа отходит от ручного управления, и даже строительная техника, казалось бы — вотчина механики, сдает свои позиции. Однако стоит признаться, I-Shift позволяет водителю расслабиться и переложить часть работы на робота, раскачать застрявшую машину — легко, для этого достаточно лишь нажать кнопку и давить педаль газа! Корбка I-Shift прощает ошибки и как в мое случае, позволяет быстро втянуться в рабочий процесс, без дополнительного обучения. Плавное переключение передач снижает нагрузку на силовой привод тем самым снижая затраты на обслуживание. Потом у водителя всегда остается возможность использовать ручной режим переключения.

Возможно отвлекусь от темы, но не так давно случился у меня приватный разговор с владельцем автопарка из Москвы, в котором он мне признался: «представляешь, наступила пора обновлять подвижной состав, миллион километров, грузовики откатали свое и за все время к I-Shift ни одной серьезной претензии, кроме разве, что одной, которая случилась при продаже машины — обыватель отказывается верить в невероятную живучесть узла».

Останавливаясь на внутреннем интерьере кабины, стоит отметить, что в новом Volvo FMX был сделан упор на улучшение условий для работы водителя. Я не буду заострять свое внимание на коже и прочих благах западной цивилизации, хотя это не пустые слова, ведь интерьер нового Volvo FMX создавался с чистого листа и соответствует высшим стандартам качества Volvo. На рулевое колесо выведены кнопки управления различными функциями, включая круиз-контроль, телефон и систему навигации. Появилась новая приборная панель и информационный дисплей, а чтобы увеличить место, отведенное для ног водителя, перенесли гнездо ключа стартера ближе к приборной панели. FMX и раньше отличался повышенным комфортом, водители не жаловались на климат в салоне, но шведам показалось этого мало. Система претерпела изменения и стала более эффективной и функциональной при обогреве.

Зная условия труда самосвалов в России, нашего перевозчика больше интересует насколько легко смывается грязь и глина с модных интерьеров и обивки салона. И тут Volvo опять впереди планеты всей, а именно: все материалы и цвета салона подобраны с учетом работы в экстремальных условиях стройки. Причем это не просто жесткий бездушный пластик, нет, мягкие на ощупь материалы, которым можно легко придать первозданный вид с помощью влажной тряпки без боязни навсегда потерять товарный вид. Мыть полностью кабину из шланга я бы конечно не рискнул, но по большей части все те места, с которыми водитель будет соприкасаться грязной одеждой и обувью не боятся влаги.

Шведы, на мой взгляд, очень много внимания удели новой опции Volvo Dynamic Steering. Если не вдаваться в подробности, запатентованная технология Volvo Dynamic Steering — это примыкающий к рулевому валу электродвигатель с электронным управлением, работающий в паре с гидроусилителем рулевого управления. Его действия регулируются модулем электронного управления несколько тысяч раз в секунду. Схема приведена на фотографии. Преимущества Volvo Dynamic Steering наиболее заметны при движении автомобиля на низких скоростях по сильно пересеченной местности, как на нижнем фото.

Электродвигатель позволяет прикладывать минимум физических усилий. Водитель может расслабиться и вести автомобиль без особого напряжения. Постоянные читатели Блога Дальнобойщик наверно помнят видеоролик, когда обыкновенный хомяк управлял многотонной махиной (ссылка). На мой взгляд это лучшая иллюстрация работы системы. Если спросите меня как оно? Отвечу — не понял. Слишком мало одного дня, чтобы расставить все точки над i. Определенно — теряется обратная связь с дорогой. И если в случае прохождения сложного рельефа я со стопроцентной уверенностью могу сказать — это было круто. Но вот как автомобиль будет себя вести на гололеде, для меня пока остаётся загадкой. Однако Швеция не Африка, и снежные зимы такая же реальность как и в России и можно быть уверенным, что система прошла абсолютно все испытания.

Наше внимание акцентировали на новой задней пневматической подвеске. Сама по себе она конечно не новость, в данном случае её специально адаптировали под внедорожный грузовой сегмент. Мы видим, что все уязвимые составные части подвески, такие как амортизаторы, стабилизаторы и пневмобаллоны убраны внутрь и располагаются выше балки моста. Спросите, зачем огород городили? Отвечаю: увеличенный дорожный просвет, клиренс до 300 мм и как результат повышенная проходимость — раз. Обеспечивается превосходная продольная и поперечная устойчивость грузового автомобиля как при движении так и при выгрузке — два. Снижаются вибрации на кузов, улучшается комфорт при вождении — три.

Многие водители выражают скепсис по отношению к пневматической подвеске, но на Volvo доказывают обратное. Стабилизаторы соединены с рамой в самом жестком месте, что придает конструкции особую жесткость и компактность. Отсутствие элементов позади тележки позволило сделать задний свес короче и переместить ось опрокидывания самосвала еще ближе к задней тележке. Облегчается процесс опрокидывания кузова, самосвал более стабилен и устойчив при выгрузке. Четыре подушки на ось и мощные стабилизаторы, их можно рассмотреть на снимке, не дают и тени сомнения в выкладках инженеров Volvo Trucks. Пневматическая подвеска доступна для грузовиков с колесной формулой 4×2, 6×4 и 8×4.

В противовес традиционных четырехосных самосвалов с колесной формулой 2+2, Volvo Trucks представили на тест для сравнения несколько новых моделей с трехосной задней тележкой. Вариант, как на фото, когда сзади две ведущих оси плюс третья поворотная и поддерживающая. Такое расположение осей шведы обозвали «тридем». Плюсы, к своему удивлению, заметил даже я. Грузовик с тридемом между первой и четвертой поворотной осью имеет расстояние порядка шести метров — это и есть минимальный радиус поворота на который способен автомобиль. Грузовику с традиционной формулой 2+2 в таком случае шести метров не хватит.

Важно — при таком расположении осей, ведущие всегда будут более загруженными. При ухудшающейся дорожной обстановке самосвал с тридемом всегда будет в более выигрышном положении. Поднимаясь в крутой подъем, обратил внимание, что 2+2 шедший впереди меня был склонен к частой пробуксовке по сухому сыпучему грунту, в то же время, моя трехосная тележка не дала и намека на пробуксовку. Все дело в том, что пневмоподвеска имеет возможность перераспределения функции нагрузки по осям и в данном случае она сработала на автомате. Моя задняя ось просто разгрузилась в пользу ведущих осей, так-то! Опять же, экономию по топливу и резине никто не отменял, ведь в разгруженном состоянии задняя ось не работает.

Мои ощущения после трудовой смены сложно описать. Они двоякие, судите сами: с одной стороны самосвал, кучи щебня и карьер, а с другой: Volvo FMX, I-Shift, Volvo Dynamic Steering и «тридем» на воздушной подушке. Чувствовал себя будто только, что снял лапти на пороге карьера в шведском Халлереде, или если хотите в роли гастарбайтера приехавшего на заработки в Западную Европу. Для того, чтоб выгрузить кузов мне было достаточно снять пульт и после нехитрой комбинации с клавишами наблюдать в камеру заднего вида свежую кучу щебня. Я даже не оторвал свою пятую точку от сиденья.

Последний раз когда я профессионально работал на стройке, у меня был ЗиЛ 130, а под рукой всегда лежала монтажка и «машка». С тех пор утекло много воды. Изменились обстоятельства, изменилась техника, увидеть на стройке грузовик Volvo можно чаще, чем ЗиЛ. Однако в чем я уверен на сто процентов, так это в том, что без «машки» и монтажки не обходится ни один водитель самосвала. Стройка была и остается одним из самых тяжелых направлений для автомобильного транспорта. Конструкторы Volvo Trucks не пытыаются изменить мир, они просто меняют свои грузовики, а новый Volvo FMX еще ближе к водителю чем когда либо.

Фильм Volvo FMX снятый мной по случаю тест-драйва

Текст: Валерий Писанов

Фото: автора и Volvo Trucks

Комплектации

В стандартной комплектации все модели оборудованы массой опций, среди которых:

  1. Круиз-контроль;
  2. Водительское сидение с пневматической подвеской и электрическим обогревом;
  3. Цифровой тахограф;
  4. Электрические стеклоподъемники;
  5. Автономная отопительная система повышенной производительности;
  6. Кондиционер;
  7. Неплохая аудиосистема;
  8. Люк в крыше;
  9. Зеркала заднего вида, имеющие электрический привод регулировки и обогрев;
  10. Антиблокировочная система ABS.

Доступ к двигателю

Свободный доступ к силовой установке данного грузового автомобиля обеспечивает специальный подъемный механизм, позволяющий откинуть кабину вперед на довольно широкий угол.

Управление началом движения

Оптимизирует выбор передачи и работу функций системы EBS при маневрировании на низких скоростях. Среди прочего, выполняется контроль того, что включение системы помощи при трогании на подъеме происходит только на подъемах.

I-Roll

Автоматическое включение и выключение функции движения накатом в целях экономии топлива. Функция I-Roll используется тогда, когда не требуется ни мощность двигателя, ни торможение двигателем, например на ровных дорогах.

Адаптивный круиз-контроль

Взаимодействует с системой управления торможением автомобиля и гарантирует, что вспомогательная тормозная система не приводится в действие без необходимости. Функция наката в этом случае может быть задействована еще в большей степени.

I-See

Составляющая программного обеспечения I-Shift, которое способно хранить топографические данные и использовать их для сокращения расхода топлива и повышения комфорта во время движения. Данные сохраняются в базе данных, доступной для остальных пользователей I-See. При заказе I-See также в пакет включается система круиз-контроля I-Cruise. (I-Cruise также можно заказать отдельно).

Управление автопоездом с большой полной массой

Оптимизирует выбор передач для автопоездов с большой полной массой (85–180 т).

Технические характеристики

Двигатель

За все время серийного производства шведская компания Volvo использовала в качестве силовых установок собственные разработки, а именно двигатели марок D11С и D1ЗС.

D11С. Таким двигателем снабжались первые модели данного грузового автомобиля. Он представляет собой шестицилиндровый дизельный силовой агрегат с рядной компоновкой цилиндров. Из его оснащения следует отметить турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и непосредственный впрыск топлива.

Характеристики D11С:

  1. Рабочий объем – 10.8 л;
  2. Номинальная мощность – 410 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 152 мм;
  4. Ход поршня – 158 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.1:1;
  6. Наибольший крутящий момент – 1950 Нм (при 1600-1900 об/мин).

D1ЗС. Этот вариант появился на более современных грузовиках. Это шестицилиндровая дизельная силовая установка с однорядным расположением цилиндров. Она укомплектована системой турбонаддува с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха и системой непосредственного впрыска топлива CommonRail. В зависимости от модификации самого грузовика ее мощность может отличаться.

Характеристики D13С:

  1. Рабочий объем – 12.8 л;
  2. Номинальная мощность – 400, 420, 460 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 123 мм;
  4. Ход поршня – 131 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 17.8:1;
  6. Наибольший крутящий момент – 2100, 2300 Нм (при 1600-1900 об/мин).

Расход топлива

В зависимости от модификации и степени нагруженности грузовики Volvo FMX обладают средним расходом в пределах от 35 до 42 литров дизельного топлива на 100 километров пробега. Для этого сегмента такой показатель является довольно неплохим.

Fliegl Bau & Kommunaltechnik GmbH

Является крупным европейским производителем с широким ассортиментом сельскохозяйственной, коммунальной и прицепной техники. География поставок продукции Fliegl насчитывает 26 стран мира. В 2005 году в Германии был открыт новый завод по производству прицепной техники в городе Триптисе, рассчитанный на выпуск 5000 единиц техники в год. На сегодняшний день Fliegl – это пять крупных заводов (четыре в Германии и один в Венгрии), на которых выпускается свыше 550 моделей различной техники и оборудования.
Новый самосвальный кузов, предложенный компанией Fliegl Baucom, интересен именно тем, что для разгрузки его не требуется поднимать или опрокидывать. Поэтому автомобиль сохраняет постоянный центр масс и внешние габариты. Эти преимущества позволяют самосвалу работать с насыпными грузами в низких помещениях, например, тоннелях, вблизи линий электропередачи, он запросто разгрузится и на поперечном или продольном уклоне, и на не очень твёрдой почве. Материал кузова и гидравлически управляемого выдвижного дна – износостойкая сталь 400 НВ, толщина пола – 6 мм, бортов – 4 мм.

Задний открывающийся борт состоит из двух стальных откидывающихся шиберов, управляемых гидравликой. За характерный внешний вид создатели машины называют этот затвор «челюстями». Со стороны процесс выгрузки выглядит, как я и предполагал, необычно. Ожидаешь если не явного подъёма, то хотя бы какого-либо движения кузова, но ничего не происходит, все движения внутри. Когда открываются челюсти шиберов, то можно наблюдать лишь заслонку, выталкивающую породу в самом конце выгрузки.

Если же подойти к самосвалу в момент разгрузки сбоку, то можно увидеть отсутствие днища кузова в передней части, так как перемещается, собственно, сам портал. Вроде ничего особенного, но, как водится, всё гениальное просто. Управление порталом автоматическое с гидравлическим приводом. Когда нажимаешь кнопку выдвижения портала для выгрузки, в кабине ничего не происходит – настолько плавно и бесшумно работает система, что можно даже случайно забыть о технологическом процессе, который в это время происходит за спиной водителя.
Техническая характеристика самосвала 78501 на шасси Volvo FMX 420 HP 8×4

Допустимая полная масса, кг32 000
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-/ 4-ю оси8000/ 8000/ 9500/ 9500
Снаряжённая масса, кг14 970
Грузоподъёмность (масса, допустимая конструкцией), кг17 000
Объём кузова, м318,0
Двигатель:
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Volvo D13A, дизельный, 6 цилиндров в ряд, Euro 4 12,8 420 при 1800 мин-1 2100 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
  • передаточное число главной передачи
Механическая 14/4 4,12
СцеплениеСухое, двухдисковое
Тормозная системаПневматическая
Вместимость топливного бака, л405
Аккумуляторные батареи, А∙ч2х225
Шины315/80 R22,5
ПодвескаРессорная
Максимальная скорость, км/ч90 (ограничитель)

КПП

Многие модификации Volvo FMX оборудованы 14-ступенчатой механической коробкой передач, наделенной двумя понижающими передачами, делителем и демультипликатором.

Однако на последних версиях производитель все чаще начинает применять 12-ступенчатую автоматизированную трансмиссию марки I-Shift. Данная КПП имеет также демультипликатор и делитель. Опциональной для такой коробки передач предлагается установка компактного ретардера и коробки отбора мощности, позволяющей применять в работе различное механическое и гидравлическое оборудование.

Помимо этого грузовые автомобили могут оснащаться и более продвинутыми коробками передач марки Powertronic. Такой вариант представляет собой полностью автоматическую КПП, способную производить смену передач даже под высокими нагрузками. Она имеет гидротрансформатор и маслоохладитель. Уже с завода такая трансмиссия оборудована коробкой отбора мощности, встроенным тормозом-замедлителем и аварийным насосом гидравлического усилителя рулевого механизма. Для работы в ней предусмотрено несколько режимов, а именно это экономичный и производительный. В первом случае работа КПП подстраивается для достижения большей экономичности, когда во втором обеспечивает максимальную мощность.

Обзор модельного ряда

Вольво С303 Лапландер с колесной формулой 4х4 производился в следующих модификациях:

  • базовая версия с жесткой крышей Tgb 11 — самая распространенная модель в вооруженных силах и среди гражданских пользователей;
  • модель с мягким верхом Tgb 1111, оснащенная 90 мм противотанковым орудием Armored Guard 1110 или Robot 56 Bill без отдачи;
  • модель со стальной крышей Tgb 1112, оснащенная различным радиотелефонным оборудованием (из-за множества антенн часть крыши удалена, количество мест — 5).

Вездеход Вольво С304 с колесной формулой 6х6 производился в таких вариантах, как:

  • базовая модель с жесткой крышей Tgb 13;
  • автомобиль с жесткой крышей Tgb 1313, оснащенная еще большим количеством радиотелефонного оборудования, чем Tgb 1112;
  • модель с жесткой складной крышей Tgb 1314, предназначенная для использования в качестве скорой помощи (оснащен просторным медицинским отсеком, различным медоборудованием и местами для 4 носилок);
  • машина с жесткой крышей Tgb 1321, оснащенная радиоприемниками и радиопередатчиками для корректировщиков огня артиллерийских батарей.

Volvo C306 с колесной формулой 6х6 выпускалась в следующих вариантах:

  • десантная Tgb 21, вместимостью до 19 солдат;
  • десантная Tgb 22, вмещающая 11 человек и пусковую установку для зенитной ракеты RBS 70.

Volvo C303 Laplander

Лапландер Вольво С303 имеет следующие технические характеристики:

  • макс. скорость — 125 км/ч;
  • двигатель — бензиновый Volvo B30A;
  • тип двигателя — рядный, 6-цилиндровый, с жидкостным охлаждением;
  • макс. мощность — 125 л.с. при 4200 об/ми.;
  • макс. крутящий момент — 224 Нм при 2500 об/мин;
  • снаряженная масса — 2400 кг, полная — 3500 кг;
  • нагрузка — 900 кг;
  • мест — 7;
  • размеры — 4350х1930х2170 мм;
  • колея — 1580 мм;
  • клиренс — 380 мм;
  • объем грузового отделения — 2982 л;
  • объем топливного бака — 85 л;
  • запас хода — около 400 км.

Привод — на задние колеса с подключаемым полным приводом. Межколесные дифференциалы блокируемые, с вакуумным приводом блокировки.

Коробка передач — механическая 4-ступенчатая. Впоследствии часть автомобилей была переделана под механическую 6-ступенчатую коробку передач.

Подвеска всех колес — зависимая, на листовых рессорах спереди и сзади.

Тормозная система — двойная, полурезервированная, с двойным сервоприводом и вакуумным усилителем. Тормозные механизмы — барабанные на всех колесах.

Шины — 8,90х16 или 9,00х16 дюймов.

Volvo C 304 Laplander

В отличие от модели С303, имеет 3 оси и следующие технические характеристики:

  • снаряженная масса — 2820 кг, допустимая полная — 4700 кг;
  • нагрузка — 1500 кг;
  • размеры — 5350х1930х2170 мм;
  • макс. скорость — 110 км/ч.

Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.

Ходовая часть

Самосвальные модификации и строительный седельный тягач Volvo FMX используют спереди зависимую конструкцию подвески, снабженную параболическими продольно расположенными рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости. Для задней тележки была применена аналогичная конструкция.

Габаритные размеры

Самосвал Volvo FMX 6х4

  1. Полная длина – 7958 мм;
  2. Полная ширина – 2490 мм;
  3. Полная высота – 3123 мм;
  4. Длина колесной базы – 3400 мм;
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1370 мм;
  6. Ширина передней колеи – 2028 мм;
  7. Ширина задней колеи – 1874 мм.

Самосвал Volvo FMX 6х6

  1. Полная длина – 7958 мм;
  2. Полная ширина – 2490 мм;
  3. Полная высота – 3123 мм;
  4. Длина колесной базы – 3700 мм;
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1370 мм;
  6. Ширина передней колеи – 2028 мм;
  7. Ширина задней колеи – 1874 мм;
  8. Длина грузовой платформы – 4500 мм;
  9. Ширина грузовой платформы – 2300 мм;
  10. Высота бортов – 1500 мм.

Самосвал Volvo FMX 8х4

  1. Полная длина – 9084 мм;
  2. Полная ширина – 2490 мм;
  3. Полная высота – 3163 мм;
  4. Длина колесной базы – 4600 мм;
  5. Длина колесной базы передних мостов – 1995 мм;
  6. Длина колесной базы задней тележки – 1370 мм;
  7. Ширина передней колеи – 2028 мм;
  8. Ширина задней колеи – 1874 мм.

Седельный тягач Volvo FMX 6х6

  1. Полная длина – 7395 мм;
  2. Полная ширина – 2490 мм;
  3. Полная высота – 3183 мм;
  4. Длина колесной базы – 3700 мм;
  5. Длина колесной базы задней тележки – 1370 мм;
  6. Ширина передней колеи – 2028 мм;
  7. Ширина задней колеи – 1874 мм.

Безупречная управляемость

По словам президента компании Volvo Trucks Клаэса Нильссона, открывавшего презентацию, наиболее революционной системой нового Volvo FMX является Volvo Dynamic Steering – поистине замечательный инструмент, особенно для водителей строительных грузовых средств. Благодаря этому функционалу даже на малых скоростях полностью загруженным автомобилем можно управлять одним пальцем. В общем, водитель при управлении тяжёлым автомобилем будет прикладывать меньше физических усилий, тем самым снижая нагрузку на шею, руки и спину. При этом конструкторы обещают превосходное поведение автомобиля в любых условиях, в том числе и в условиях абсолютного бездорожья.

Компоновка бампера и переднего пространства FMX продумана великолепно: высокий клиренс, короткий свес, защищённый и быстро сменяемый бампер. Над бампером видна буксирная проушина из литейного чугуна с нагрузкой до 32 т

Способствует этому серьёзное технологическое новшество – электродвигатель с электронным управлением, который работает в паре с гидроусилителем руля. Он очень чутко и мгновенно реагирует на любые сигналы, так как его действия регулируются модулем электронного управления с частотой несколько тысяч раз в секунду. Функционал новой системы сложно описать несколькими фразами, она создавалась на основе изученных травматических ситуаций, а потому может быть полезна в самых различных условиях эксплуатации автомобиля.

Стабилизатор поперечной устойчивости теперь расположен внутри тележки, что обеспечивает ему полную безопасность от внешних повреждений и улучшенную проходимость.

По словам одного из разработчиков новой задней пневматической подвески Петера Фрлета, конструкторы не искали компромиссных решений и не оглядывались на другие секторы, и потому результат превзошёл все ожидания: благодаря задней пневматической подвеске новая модель получилась маневренной и удобной для вождения как в загруженном, так и в порожнем состоянии. Вот эту лёгкость я и заметил на презентации во время просмотра демонстрационного ролика.

Помимо общих функциональных возможностей система задней пневматической подвески позволяет регулировать высоту дорожного просвета, что в совокупности с 300 мм клиренса обеспечивает дополнительную проходимость. Пневматическая подвеска отлично работает с грузовиками колёсной формулы 4×2, 6×4 и 8×4.

Внутри задней тележки размещается стабилизатор поперечной устойчивости, за счёт чего у строительной машины просто превосходная стабильность при езде по неровному грунту. При этом все элементы подвески, расположенные за последним мостом, полностью защищены.

Если кому-то этого покажется мало, можно заказать автомобиль 8×4 с трёхосной тележкой, управляемым подруливающим мостом и гидравлическим приводом. Это заметно снизит износ шин и позволит без труда маневрировать тяжёлой машиной в узких пространствах. А если условия эксплуатации очень сложные, есть возможность поднятия подруливающего моста и повышения сцепления ведущего.

Volvo FMX 6x4 c двигателем D11K 450 л.с. Euro 6

Особенности

Самосвалы Volvo FMX имеют множество положительных отзывов. Зачастую владельцы упоминают отличную стойкость грузовика к суровым нагрузкам при эксплуатации, а также повышенную надежность и долговечность практически всех узлов и агрегатов.

Модель обладает отличной управляемостью и очень комфортабельной кабиной. Кабина уже в стандартной комплектации снабжена удобным водительским сидением с пневматической подвеской, дополнительно сглаживающей дорожные неровности. Также сидение имеет большое количество настроек положения. Этой же особенностью обладает и рулевая колонка.

Интерьер использует высококачественные материалы отделки. Не менее качественным здесь вышла и сама сборка. Как отмечают, даже при достаточно большом пробеге внутри не появляется каких-либо скрипов, дребезжаний и стуков.

Благодаря большой площади остекления водитель имеет превосходную обзорность во все стороны. Количество слепых зон было сведено к минимуму за счет больших зеркал заднего вида. Кстати, стоит отметить, что зеркала оснащены электрическим обогревом. Такая функция особо полезна при эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.

Для достижения максимально комфортных условий работы водителя в кабине были применены качественные звукоизоляционные и вибропоглощающие материалы, благодаря которым уровень посторонних шумов, включая звук работающего двигателя, были значительно снижены. То же самое касается и вибрации.

Немало лестных отзывов адресовано устанавливаемому силовому агрегату. Как отмечают владельцы, двигатель обладает отличной тягой практически во всем диапазоне. Сам же грузовик очень уверенно разгоняется до скорости в 80-90 километров в час. Расход топлива у агрегата вполне адекватный для подобного сегмента техники и не превышает 40 литров на 100 километров пробега.

Рамная конструкция грузовиков Volvo FMX отличается внушительным запасом прочности. Это позволяет использовать автомобиль даже с перегрузом, но в пределах разумного. При изготовлении кузова самосвальных модификаций применяется качественный металл и различные обработки, за счет которых весь кузов имеет высокую стойкость к коррозийным процессам.

Цена

Стоимость нового грузовика Volvo FMX в зависимости от его модификации варьируется в диапазоне от 7 миллионов и до 9.5 миллионов рублей.

Цена подержанных автомобилей находится в пределах от 2.5 миллионов и до 5.5 миллионов рублей за версии, выпущенные в период с 2010 по 2013 год. Образцы, выпущенные в период с 2013 по 2017 год, доступны на вторичном рынке по цене в пределах от 4.5 миллионов и до 6 миллионов рублей.

Стоит отметить, что помимо года выпуска на стоимости моделей сказываются и другие факторы, как например, техническое состояние, пробег, ну и оснащенность, куда можно отнести установленное оборудование.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: