ЗиЛ-131 — брутальный грузовой «проходимец» советской армии


Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший ЗИЛ-157. А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у ЗИЛ-5301 этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах – Камаз каратель.

Описание

Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

ЗИЛ 131 для перевозки людей
ЗИЛ 131 для перевозки людей

На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

Армейские бортовые машины снабжались:

  • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
  • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
  • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
  • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

  • строевые гнезда для оружия,
  • прибор ночного видения,
  • бокс для документов и карт,
  • дозиметры;
  • инструмент для инженерно-земляных работ;
  • противопожарные средства и аптечка.

Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

содержание .. 31 32 ..

Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-131Н

(рис. 52) — балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста).

Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля из коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами. 4

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Рис. 52. Задняя подвеска: 1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — стяжная шпилька; 6 — пробка; 7 —стяжной болт; 8 — крышка ступиц; 9—разрезная гайка; 10 — ось; 11 — ступица; 12 — кронштейн оси; 13 — реактивная штанга; 14 —кронштейн крепления задней подвески к раме; 15— нижний реактивный рычаг; 16 — резиновый буфер; 17 — верхняя реактивная штанга; 13 — верхний рычаг

Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12 и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами 14.

Обслуживание подвески заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности листов графитной смазкой УСс-А. Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками. Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок и болтов крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме: болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось . нужно завернуть до отказа разрезную гайку, отвернуть на 1/4—1/6 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки.

При необходимости надо отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и при ремонтных работах могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки ступиц оси балансирного устройства следует ремонтировать, шлифуя шейки оси и заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется тщательно очищать их от грязи и заменять свежим загрязненный смазочный материал под чехлами.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов и их герметичность.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа маслоотражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУП (АУ).

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем, подготовить 0,45 л жидкости и заполнить

ею рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиле».

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

содержание .. 31 32 ..

Технические характеристики

Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

ЗИЛ 131 с лебедкой

ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

Рекомендуем также ознакомиться с техническими характеристиками ГАЗ-3307

В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

Двигатель

На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

  • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
  • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
  • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
  • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

Двигатель ЗИЛа 131

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

  • трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • управление.

Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

  • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами.

    Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

    Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

  • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
  • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
  • двойной главной передачей;
  • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
  • 4-мя карданными валами;
  • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.

Шасси ЗИЛа 131

Ходовая часть

Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

  • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
  • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
  • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

Тормозная система

Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

Завод Камаз – самый известный производитель грузовой техники в России. О контейнеровозах Камаз можно прочитать здесь.

Описание основных моделей завода Камаз также можно найти на нашем сайте.

И прочитать историю развития завода – тут.

ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

ЗИЛ-131. Последний герой завода имени Лихачева

Крепкий хозяйственник

Если в поисковой строке любого интернет-браузера ввести ЗИЛ-131, то после трех-четырех фотографий обычного бортового грузовика обязательно обнаружится машина с «кузовом универсальным нормальных габаритов» (КУНГ). Первоначально на ЗИЛы монтировались подобные кузова от предшественника с индексом 157, но с середины 60-х в серию (разработчик – 38-й опытный завод) пошли обитаемые К-131 и КМ-131. Если говорить современным языком, то это были производственные модули, которые можно было монтировать как на грузовики, так и на прицепы. Основная задача кунгов заключалась в обеспечении более или менее сносных условий жизни и работы нескольких членов экипажа в тяжелых климатических условиях. Диапазон рабочих «забортных» температур составлял 1000 С (от +50 до -50), а максимальная высота над уровнем моря, куда мог забраться ЗИЛ-131 с таким кузовом, – более 4,5 км. Естественно, модуль был защищен от радиоактивной пыли фильтровентиляционными установками серии ФВУА, для отопления над кабиной располагались отопители типа ОВ, а панели герметичного кузова представляли собой сэндвичи из алюминия, фанеры и армированного пенопласта.

Интересно, что, кроме 38-го завода, разработкой модификаций кунгов занимались в кузовном отделе Всесоюзного (сейчас он Всероссийский) проектно-конструкторского и технологического института мебели, который относился к Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Во многом это был дом на колесах, которых в Советском Союзе для гражданских не делали, способный на какое-то время защитить жителей от последствий ядерной или химической войны. О том, сколько модификаций пережили фургоны типа К-131 и КМ-131 за 40 лет выпуска, какое оборудование в них монтировалось и где они выпускались, писать решительно невозможно, так как формат статьи по объему перейдет в книжную главу. Упомяну лишь, что кунги стали основами для техники радистов, зенитчиков, и, конечно, армейских инженеров с ремонтниками. Системы подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ включали в себя ЗИЛ-131 с мастерскими технического обслуживания МТО-70 и МТО-80, которые со временем обзавелись множеством узких специальностей. К примеру, МТО-4ОС предназначался для ремонта тяжелой 4-осной техники, а артиллеристам с танкистами полагались, соответственно, МТО-АР и МТО-БТ.

Один из вариантов модернизации ЗИЛ-131 с интегральным оперением и плоским остеклением

Среди экзотики можно выделить машину МЭС, служащую для ремонта электрики, инфракрасной и навигационной техники бронетанковых войск. В комплексах ПАРМ также были и традиционные бортовые ЗИЛ-131 с двухосными прицепами ПТ-1 и ПТ-2, получившими общее имя АТ-1. В общем, ЗИЛ-131 стал базой для бесчисленного множество ремонтных машин, занятых в восстановлении всей без исключения гаммы вооружений советской армии.

Класс грузоподъемности ЗИЛ-131 позволил разместить достаточно объемные топливные цистерны, самой крупной из которых стала машина АТЗ-4,4-131, в которую входило 4400 литров солярки, керосина или бензина. В общей сложности такая цистерна на колесах позволяла обслуживать одновременно четыре потребителя. Родственные функции машины РХБЗ, только в цистернах у таких ЗИЛ-131 были жидкости для дегазации, дезактивации и дезинфекции. Примечательно, что многие кузова изготавливались на предприятиях, подведомственных Министерству здравоохранения. Для войск химзащиты выпускали обмывочно-нейтрализационную 8Т311М, дезинфекционно-душевую ДДА-3, авторазливочную АРС-14 и дегазационно-воздушный комплекс АГВ-3У на базе сразу четырех ЗИЛ-131.

Опытная техника

В материале «Капотный ЗИЛ-131: история и поиски идеала» уже упоминались экспериментальные образцы техники на базе ЗИЛ-131, но для полноты картины не хватает нескольких штрихов.
Пожалуй, одним из немногих родов войск, где 131-й получил ограниченное применение, стали инженерные войска. Во многом это обусловливалось относительно небольшой грузовой платформой и умеренной грузоподъемностью. Все-таки для военных инженеров требовалась техника посерьезнее, поэтому многие ЗИЛ-131 не вышли из разряда опытных. Таким был эвакуатор легкой техники 38М2, способный тянуть за собой в полупогруженном состоянии неисправный «уазик». А вот об одном интересном эксперименте стоит рассказать подробнее. В 1969 году стартовала секретная программа «Разработка навесного автомобильного оборудования для отрытия котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля», которую курировали одновременно министерства обороны и автомобильной промышленности. В этом же году на заводе ЗИЛ изготовили три опытные машины, получившие шифр «Периметр».

Опытный ЗИЛ-131П за работой

На таких ЗИЛ-131 к раме сзади крепился нож бульдозерного типа, который на трех машинах различался толщиной: 10, 12 и 14 мм. Для подъема-опускания отвала была предусмотрена гидравлическая система. Естественно, вся эта конструкция весила немало и сразу на полтонны снижала грузоподъемность машины. Особенностью конструкции был прорезиненный фартук, который крепился к ножу. Механика работы «Периметра» была следующая: нож опускался на грунт, и машина медленно двигалась вперед, соскребая верхний слой почвы, который, в свою очередь, оказывался на фартуке, волочащимся за ЗИЛом. Когда необходимый слой был снят, водитель поднимал нож, а с ним и фартук, тем самым стряхивая собранный грунт. Испытания на базе инженерного ЦНИИ №15 показали, что машина, конечно, оригинальная, но её трансмиссия не была приспособлена к таким тяжелым нагрузкам и часто выходила из строя. При этом ЗИЛ-131П «Периметр» должен был работать не только для самоокапывания, но и над созданием укрытий для бронированной техники и артиллерии. Анализ доступной литературы по этому проекту говорит о высоком уровне секретности разработки (а может быть, забвения): авторы приводят разные даты испытаний, а фотографии машины до сих пор непросто найти.

Также без перспективы серийного производства осталось машина ЗИЛ-131Г, разработанная в 1968 году для боевой работы в условиях зараженной местности. Сложности в этом проекте начались, естественно, с герметизации кабины грузовика – защитить фактически гражданскую модель от пыли и газов оказалось непросто. Все отверстия закрыли чехлами-гармониками, а открывающиеся части дополнительно оборудовали резиновыми уплотнителями. Сварные швы промазали герметиками. От опускаемых стекол пришлось отказаться – на их место встали съемные оконные щитки, а для поддержания избыточного давления предполагалось установить фильтровентиляционную машину ФВУ-75.

Металлический полунаплавной мост «Пролет», установка которого планировалась на несколько сантиметров ниже уровня воды, должен был в конце 60-х годов перейти на базу машин ЗИЛ-131. Его приняли на вооружение, и в составе парка было 42 грузовика, но сложность и дороговизна изготовления поставила крест на армейских перспективах техники. С темой переправы связан ЗИЛ-131 модели КМС (комплекс мостостроительных средств), которая перевозила за кабиной одну из пяти частей сваебойного понтона тяжелого парка ТПП. В боевых условиях расчет парома (а это 47 человек) приводил технику в рабочее состояние за 15-20 минут и возводил сваи на водном объекте со скоростью 3-5 штуки в час.

ЗИЛ-133

Теперь немного о гражданских экспериментах Завода имени Лихачева. Самым парадоксальным автомобилем серии ЗИЛ-131 стал… ЗИЛ-133. Во-первых, непонятно, почему у самосвала индекс оказался вдруг 133, а, во-вторых, сама концепция самосвала, задирающего свой кузов на несколько метров вверх, уже вызывает вопросы. Несмотря на то, что использовалась база полноприводного грузовика, передний мост был лишен карданного вала, а сама машина получила мудреное наименование «самосвал с предварительным подъёмом платформы». Неизвестно, о чем размышляли в начале 60-х годов инженеры ЗИЛа, когда заявляли для такой машины грузоподъемность сразу в 7 тонн! Представьте себе, насколько поднимется центр тяжести машины, опрокидывающей полный кузов в железнодорожный вагон – тут для заваливания всего грузовика хватит пары неловких движений. Это, в общем, и стало причиной списания разработки в разряд неудачных.

Много ЗИЛ-131 осталось захороненными в окрестностях Чернобыля

В 1971 году в Конаковском лесном хозяйстве на испытания вышел опытный лесовоз ЗИЛ-131Л с прицепом-роспуском ГКБ-Э9335, отличающийся от серийных машин коробкой отбора мощности для привода лебедки. Грузовик предполагалось нагружать пятью-семью тоннами леса, что оказалось неподъёмным для экспериментального прицепа. Он постоянно выходил из строя и требовал усиления конструкции. Да и сам ЗИЛ-131, честно говоря, был слабоват для такой работы. Поэтому тему под индексом Л оставили, а выход нашли в увеличении выпуска минских лесовозов на основе МАЗ-509.

С оружием за кабиной

Чтобы понять, насколько ЗИЛ-131 древний, просто представьте, что на его базу устанавливали вариант легендарной «Катюши» БМ-12НММ. Случилось это в 1966 году, и до начала 90-х годов реактивная установка применялась в армии в качестве средства пристрелки учебных полков. Это была последняя модификация легендарного оружия Победы. Позже на ЗИЛ-131 появились привычные нам «Грады» с 36-ю направляющими, которые, однако не получили особого распространения в армии. Все-таки платформа тяжелого «Урала» была крепче и лучше выдерживала залповые перегрузки.
Еще одной стезей ЗИЛ-131 в Советской Армии стала транспортировка ракет для многочисленных комплексов ПВО – С-125М «Нева-М», С-75М3 «Волхов», 2К12 «Куб-М1» и их модификаций.

Машины для праздника

Вьетнамский гантрак для войны

С Афганистана пошло веяние установки на шасси 23-мм автоматической пушки ЗУ-23-2, которые получило новое дыхание в Чечне, на Украине и во множестве локальных конфликтов на Ближнем Востоке. Но настоящее чудо показали в 2020 году украинские инженеры, одев старенький ЗИЛ-131 в стальной панцирь. Так родился MRAP «Варта 6х6» со всеми атрибутами современного бронированного транспортного средства – V-образным днищем и взрывозащищенными сиденьями для 12 пассажиров и 2 членов экипажа. О дальнейшей судьбе разработки ничего не известно, скорее всего она так и осталась в единственном экземпляре.

Та самая «Катюша» на ЗИЛ-131

Украинская «Варта» — еще одно прочтение ЗИЛ-131

Еще немного экзотики. Пожарный ЗИЛ-131 АГВТ100. Реактивный двигатель ВК-IА создавал мощную газовую струю, которая смешивалась с водой и достаточно эффективно тушила горящие месторождения углеводородов
Даже в цикле статей невозможно детально рассказать обо всех нюансах истории легендарного капотного ЗИЛ-131. За рамками осталась пожарная техника, передвижные кухни, доставщики хлеба и еще много чего. 131-я машина постепенно уходит в историю, а вместе с ним и память о некогда великом автомобильном заводе имени Лихачева, который на излете карьеры машины предпринимал робкие попытки создания преемника.

Сферы применения

Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и МАЗ-5551).

Армейский ЗИЛ 131 фургон

Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

История создания и развития

При разработке автомобиля ЗИЛ 131 вес и проходимость вышли на определяющие позиции. Тем не менее конструкторы завода имени Лихачева успешно справились с поставленной задачей. В результате получился недорогой в производстве, простой в обслуживании и максимально унифицированный военный грузовик, во многом схожий со своим гражданским аналогом под индексом 130.

Стоит отметить, что первым в серию пошел вариант для народного хозяйства. И только через три года вышла армейская версия. Она оснащалась соответствующими узлами, требуемыми для военной специфики. Однако уже через пять лет машина начала позиционироваться как упрощенный грузовик для гражданского хозяйства. Классический 131-й выпускался серийно до 1986 года на протяжении 20-ти лет. Затем был разработан аналог с повышенным весом ЗИЛ 131 Н. Кроме того, указанная версия получила усовершенствованный мотор, лучшие параметры экономичности, тент из синтетики и модернизированную оптику. Тем не менее эта модификация широкого распространения не получила, невзирая на то, что она также выпускалась на УАЗе.

Авторазливочная станция АРС-14

АРС-14 – авторазливочная станция – одна из сфер применения шасси ЗИЛ-131. Это комплекс специализированного оборудования, предназначенного для:

  • транспортировки активных химических веществ;
  • дезактивации газов и ядовитых соединений;
  • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

  • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
  • трубопровода,
  • рукавов, переходников и коллекторов.

В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

Авторазливочная станция АРС-14

Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

Топливозаправщики и автоцистерны

На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

ЗИЛ 131 автоцистерна

Особенности

На базе универсального шасси указанного грузового автомобиля выпускались различные модификации специального транспорта. Среди них:

  1. Пожарные авто.
  2. Бензовозы и топливозаправщики.
  3. Заправщики масла.
  4. Автоцистерны.
  5. Аэродромные тягачи с повышенным показателем массы.

Для военных лабораторий, мастерских, радиостанций, штабных версий использовались стандартные кузова универсальные, герметизированные. Они оборудовались специальными фильтрационными системами, которые выполняют забор воздушных масс снаружи и поставляют их в фургон, одновременно обеззараживая салон.

КУНГ от ЗИЛ 131, размеры и вес:

  • длина — 4,8 м;
  • высота — 1,95 м;
  • ширина — 2,2 м;
  • масса (сухая/снаряженная) — 1,5/1,8 т.

Как показала многолетняя практика, автомобиль ЗИЛ 131 проявил себя как надежный, выносливый и простой в обслуживании грузовик. Основным его преимуществом является высокий показатель проходимости, что гарантирует прохождение с полной загрузкой размытых и глинистых участков. Дополнительный бонус — наличие понижающей передачи, а механическая подкачка шин позволяет регулировать давление в колесах, в зависимости от дорожного покрытия и нагрузки на оси.

Кроме того, водители отмечают относительно комфортную кабину, облегченный доступ к основным деталям, что повышает ремонтопригодность машины. Несмотря на то что серийный выпуск этого транспортного средства завершен много лет назад, его можно встретить в различных отраслях хозяйства до сих пор.

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

КУнГ ЗИЛ 131

Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

ЗИЛ 131 КУНГ

Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

ЗиЛ-131: особенности и модификации грузовика

Работа по созданию массового грузовика началась ещё в начале 50-х годов прошлого столетия. А первый опытный образец был представлен в 1956 году. Вот только сразу запустить производство автомобиля не получилось, хотя он успешно прошел необходимые испытания. Поначалу «верхи» назначили выпуск нового ЗиЛа на 1961 год, но не получилось. И первая партия машин сошла с конвейера лишь в 1966 году. ЗиЛ-131 был разработан на базе «сто тридцатого» и должен был своим появлением отправить на «пенсию» 157-ю модель, которая уже сильно устарела. Новый грузовик превосходил своего предшественника по всем параметрам: комфорту, грузоподъемности, проходимости и скорости.

ЗиЛ-131 получил универсальное шасси, которое способствовало, скажем так, творческому полету мысли. Поэтому «сто тридцать первый» быстро получил несколько модификаций. Во-первых, традиционная — бортовая. Классический грузовой автомобиль с деревянным кузовом и металлическим каркасом. Вдоль боковых сторон кузова находились складывающиеся скамейки, на которых могли разместиться 16 человек. Во-вторых, Зил-131 манипулятор. Поскольку в основе конструкции использовалась углеродная сталь, грузовик можно было безбоязненно оснащать краны или какое-либо другое специальное оборудование. В-третьих, самосвал. Но вот эта вариация, что называется, не прижилась. Сложно сказать, чем это было обусловлено, но, выпустив несколько экземпляров, производство самосвалов свернули.

Вне зависимости от модификации все ЗиЛы-131 поражали своими возможностями на бездорожье. Грузовики получили инновационный мост, 8-слойные шины с особенным рисунком протектора и межосевой дифференциал. Благодаря этому «арсеналу» автомобиль на бездорожье мог посоревноваться даже с гусеничной техникой. Возможности грузовика по достоинству оценили военные. Поэтому ЗиЛ-131 использовали для установки различного вооружения. Например, «Катюши». Кроме этого, грузовик хорошо подходил для перевозки станций, точек радиосвязи и так далее. Использовался «сто тридцать первый» и в обслуживании авиации. На «гражданке» грузовик был задействован в уборке улиц, перевозке цистерн с бензином, а также не пожарной службе.

Мастерская технического обслуживания

Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

  • шасси ЗИЛ-131;
  • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
  • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
  • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.

Технические характеристики ЗИЛ-130 читайте в данной статье.

Характеристики и вес автомобиля ЗИЛ 131

Параметры рассматриваемого грузовика:

  • длина/ширина/высота (мм) — 7040/2500/2510;
  • база колес (мм) — 3350/1250;
  • клиренс (под фронтальным мостом/в районе промежуточного и заднего привода) (мм) — 330/355;
  • колея колес спереди и сзади (мм) — 1820;
  • радиус поворота по минимуму (мм) — 1002;
  • шины — 12.00/20;
  • габариты грузовой платформы (мм) — 3600/2320/569;
  • высота погрузки (мм) — 1430;
  • вес пустого ЗИЛ 131 (снаряженный) (кг) — 5275 (6135);
  • показатель грузоподъемности (по шоссе/грунтовой дороге) (т) — 5,0/3,5;
  • полный вес грузовика с лебедкой (кг) — 10425.

Нагрузка на дорогу от массы транспортного средства распределяется следующим образом: передний мост — 2750/3045 кгс, задняя тележка — 3385/3330 кгс.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: