Самосвал Комацу НМ400–1 с шарнирно — сочлененной рамой

Сфера эффективного применения автомобилей-самосвалов кончается там, где заканчивается хоть какое-то подобие дороги. Там, где существуют лишь направления, в полной мере раскрывают свои уникальные качества шарнирно-сочлененные самосвалы, или Articulated Dump Truck (ADT) в зарубежной терминологии.

Настоящий прорыв в покорении бездорожья совершила в 1966 г. фирма Bolinder-Munktell (сегодня — Volvo Construction Equipment), запустив в серию первый в мире шарнирно-сочлененный самосвал модели DR 631 (4х4). Пусть это был, по сути, обычный трактор без передней оси, шарнирно соединенный с прицепом-самосвалом, но революционная концепция прижилась и получила всемирное признание тиражом более 50 000 единиц за 40 лет производства.

Уже через два года, в 1968 г., появилась трехосная модель DR 860 (6х4) с привычной сегодня нам компоновкой. Полку «шарнирников» прибыло в 1970 г.: к шведам подключились норвежцы из Moxy (сегодня это Doosan). В 1974 г. выпустили первые модели англичане из DJB (сегодня это Caterpillar). Объем этого сегмента мирового рынка постоянно растет как за счет увеличения производства, так и за счет новых фирм- Volvo DR860, 1968 г., г/п 12,3 т

Volvo A40F, 2010 г., г/п 39 т

В чем же секрет популярности ADT? Пожалуй, в их незаменимости. Шарнирно-сочлененные самосвалы показывают наилучшие результаты в сложных дорожных условиях и условиях полного бездорожья: на грунтах с низкой несущей способностью, крутых склонах.

Их эксплуатация экономически обоснована и наиболее эффективна при разработке месторождений, строительстве и ремонте дорог, возведении гидротехнических объектов, причем в различных климатических условиях.

Многолетний опыт эксплуатации машин в экстремальных условиях постепенно «выкристаллизовал» конструкцию современного ADT.

Рама.

Состоит из двух сварных полурам, соединенных шарниром с двумя степенями свободы. Такая рама исключает вывешивание или разгрузку одного из колес при преодолении неровностей дороги, способствует полному использованию сцепной массы машины, что улучшает проходимость. В то же время шарнир повышает долговечность рамы, предотвращая ее скручивание.

Рулевое управление.

Гидромеханическая система с двумя исполнительными гидроцилиндрами поворачивает полурамы на большой (до 45°) угол, обеспечивая высокую маневренность. Упрощается схема поворотного механизма по причине отсутствия рулевой трапеции, карданных шарниров равных угловых скоростей и поворотных цапф. Так как колеса передней оси неповоротные, появляется свободное пространство для установки широкопрофильных шин большого размера, что очень важно для увеличения проходимости машины.

Подвеска.

Классический вариант — передняя зависимая подвеска: цельная балка моста крепится к раме продольными рычагами и поперечной тягой, в качестве упругих элементов используются гидропневматические цилиндры; мосты задней тележки также выполнены цельными, связаны с рамой продольными А-образными рычагами и поперечными тягами, а между собой — балансирами, которые опираются на мосты через резинометаллические подушки.

Задняя тележка «грейдерного» типа

Подвеска задней тележки на резинометаллических (Terex TA300) и гидропневматических (БелАЗ-75281) упругих элементах

Из общего ряда выделяются Doosan и Hydrema. Их задние тележки выполнены по «грейдерному» типу: крутящий момент передается через шестерни внутри полых балансиров, а оси мостов могут качаться с большой амплитудой.

Terex применяет переднюю независимую рычажно-пружинную подвеску фирмы Timoney Mobility Systems of Navan (Ирландия) для модели TA300 — стандартно, для модели TA250 — по заказу.

Все модели Komatsu имеют переднюю полунезависимую гидропневматическую подвеску типа «Де Дион», балансиры задней тележки взаимодействуют со вторым мостом через резиновые подушки, а с третьим — через гидропневматические элементы.

Volvo внедрила собственную систему FS (Full Suspension). Балансиры и резиновые подушки были заменены гидравлическими стойками, которые в сочетании с гидроаккумуляторами и блоком управления образуют полностью гидравлическую подвеску с функцией выравнивания крена. Благодаря изменяемым характеристикам обеспечивается комфортная езда как с грузом, так и на порожней машине. Максимальная скорость моделей A35F, A40F — 57 км/ч!

Двигатель.

Планомерное ужесточение экологических норм заставляет двигателестроителей постоянно совершенствовать конструкции силовых агрегатов. В 2006 г. вступили в силу нормы Stage IIIa (Tier 3), в 2011г. — Stage IIIb (Tier 4i), в 2014 г. вступят Stage IV (Tier 4f). Машины комплектуются рядными 5-, 6-цилиндровыми или V-образными 6-, 8-цилиндровыми дизельными двигателями с турбонаддувом и интеркулером рабочим объемом от 6 до 16 л, мощностью от 230 до 517 л.с. «Родные двигатели» ставят Caterpillar, Komatsu, Liebherr и Volvo. Astra использует , Bell — Mercedes-Benz; Doosan и Terex — Scania; Hydrema, JCB — Cummins; БелАЗ-МоАЗ — Cummins и MTU.

Astra ADT35: хорошо виден шарнир, гидроцилиндр поворота и система обогрева платформы выхлопными газами

Bell B50D г/п 45,4 т — с ним может «тягаться» только Doosan MT51 г/п 46,3 т

Красивое решение для удобства доступа к двигателю от Volvo

Высокие нагрузки при низкой скорости движения по бездорожью обуславливают применение мощной системы охлаждения с гидроприводом вентилятора. Для улучшения обзорности и уменьшения капота радиатор системы охлаждения двигателя зачастую размещается сбоку от двигателя или вообще за кабиной. Трансмиссия.

Планетарная коробка передач с гидротрансформатором и ретардером полностью автоматическая с возможностью ручного переключения. Количество передач «вперед» — 6-9, «назад» — 1-4. Caterpillar, Komatsu и Volvo изготавливают собственные коробки передач, остальные производители используют ZF и Allison.

«Рентген» трансмиссии и фирменной подвески Volvo Full Suspension

Ведущие мосты с колесными планетарными редукторами если не собственные, то от именитых производителей: ZF, Naf, Kessler. Межосевые и межколесные дифференциалы: самоблокирующиеся повышенного трения и с принудительной блокировкой. Гидравлическая тормозная система с полностью закрытыми многодисковыми тормозными механизмами в масляной ванне. Согласование режимов работы трансмиссии и двигателя выполняет электронная система, что обеспечивает плавное движение и долговечность. Так, на самосвалах Volvo серии F система ATC автоматически на ходу выбирает оптимальную комбинацию блокировок дифференциалов, позволяя оператору сконцентрироваться на работе.

Управление.

Расположение места оператора в центре кабины и отличный круговой обзор невольно вызывают ассоциации с кокпитом самолета. Только нет россыпи приборов: вся информация отображается на многофункциональном цветном дисплее. Туда же выводится изображение камеры заднего вида и предупреждения системы диагностики машины. Органы управления располагаются на круговой панели приборов и находятся в пределах доступа оператора. Как правило, это панель с кнопками типа «touch pad» и два рычага: управление коробкой передач и подъемом платформы. Каркас кабины обеспечивает защиту оператора от падающих предметов и при опрокидывании машины (ROPS/FOPS). Для удобства доступа к агрегатам трансмиссии кабина может наклоняться в сторону или назад.

Рабочее место «пилота» самосвала

Caterpillar Ejector — альтернативная система разгрузки платформы «скреперного» типа

Дополнительное оборудование.

С учетом суровых климатических условий ряда регионов России, машины оснащаются предпусковым подогревателем двигателя, системой подогрева топлива в баке, топливным фильтром с подогревом и водоотоделителем, автономным отопителем кабины, системой подогрева кузова выхлопными газами.

Также предусмотрены опции: навесной задний борт, дополнительные борта для легких объемных грузов, износостойкая защита днища кузова, система взвешивания груза, система централизованной смазки, запуск двигателя без ключа зажигания, электронный климат-контроль, зеркала с обогревом и электроуправлением, дополнительные прожекторы и т.д.

Модельные ряды и производители. На сегодняшний день ADT выпускаются в диапазоне грузоподъемностей от 18 до 46 т и занимают нишу между думперами и карьерными самосвалами. Как правило, каждая фирма насчитывает 4-5 моделей с шагом грузоподъемности 5 т. Помимо самосвалов, предлагаются и другие варианты, зачастую с удлиненной рамой: лесовозы, трубовозы, контейнеровозы, надстройки со сменными кузовами, аэродромные уборочные машины, седельные тягачи и даже артиллерийские системы.

Выпуском ADT занимаются следующие производители: Terex, JCB из Великобритании, немецкий Liebherr, датская компания Hydrema, итальянская Astra, Caterpillar из США и Bell из ЮАР/Германии. Bell сегодня можно встретить также под брэндами Hitachi в странах Азии и в Австралии и John Deere в Америке. Серьезнейшие игроки рынка шарнирно-сочлененных самосвалов — это Volvo (Швеция) и Doosan (Ю.Корея, Норвегия), а также Komatsu (Япония). Пробует свои силы на этом рынке и белорусский тандем БелАЗ-МоАЗ.

Шарнирно-сочлененные самосвалы давно перестали быть в диковинку, их сегодня можно встретить в самых разных регионах планеты. Они гармонично вписались в технологические процессы строительства и в то же время позволили более эффективно вести работы в самых сложных дорожных и климатических условиях.

Проведение определенных видов работ в строительной, горнодобывающей отраслях, или в щебеночной промышленности предполагает использование различной спецтехники. А поскольку работа на строительных или карьерных площадках происходит в достаточно непростых условиях, то и спецтехника там должна применяться надежная и безотказная, обладающая повышенной проходимостью и маневренностью.

Воплощая в жизнь идею создания подобного безотказного оборудования, в 1966 году шведская компания Volvo выпустила первый шарнирно-сочлененный самосвал (хотя сама концепция соединить трактор-тягач с полуприцепом появилась задолго до этого). В настоящее время производством таких универсальных машин занимается несколько компаний специализирующихся, как правило, на выпуске строительной и дорожно-строительной техники.

Область применения шарнирно-сочлененных самосвалов

Наиболее часто самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой применяются при транспортировке сыпучих грузов по сложной или пересеченной местности, а также в районах с суровым климатом. Тем не менее, перемещение грунта не является основной функцией данного вида спецтехники, поскольку специально оборудованные грузовики отлично зарекомендовали себя и при выполнении других работ: при перевозке контейнеров, длинномеров, вахтовых домиков и прочего оборудования, в экстремальных условиях. Особым спросом пользуется эта спецтехника и при добыче песка или другого сырья в карьерах и шахтах, поскольку ее использование зачастую рентабельнее, чем использование обычных самосвалов, бульдозеров или экскаваторов.

Преимущество шарнирно-сочлененного самосвала перед обычным автосамосвалом очевидно, поскольку в сочлененной машине лучше соотношение грузоподъемности и массы машины, а это напрямую влияет на срок эксплуатации техники и ее маневренность. Конструктивные особенности данной спецтехники предохраняют ее от перегрузок, обеспечивают надежное сцепление на сложных участках дороги, гарантируют безопасное опрокидывание кузова. Современные самосвалы обеспечивают оптимальные условия труда за счет системы кондиционирования, пониженного уровня шума в кабине, хорошего обзора и жесткой трехточечной передней подвеске.

Думперы: самосвал на минималках

Думперы, появившиеся спустя несколько десятилетий после своих старших собратьев — классических самосвалов, стали привычным атрибутом многих отраслей экономики.

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Думперы (англ. dumper, от dump — сваливать) оказались незаменимым средством для выполнения земляных работ на ограниченных площадках при перемещении сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1–2 км). Благодаря высокой удельной мощности двигателя, короткой колесной базе, большим углам поворота управляемых колес, реверсивной коробке передач, дублированному или поворотному посту управления, быстроразгружающемуся самосвальному кузову, думперы по производительности заметно превосходят обычные самосвалы. За счет наличия одинарных шин на колесах, широкой колее, большому дорожному просвету, применению полноприводной трансмиссии и блокировки дифференциалов, думперы обладают высокой проходимостью. Клиентам импонируют простота управления машиной, ее нетребовательность к специальной подготовке оператора, приспособленность для работы в сложных условиях.

При работе на расстоянии до одного километра думперы значительно выгодней автомобилей-самосвалов, поскольку разгружают грунт в 2–3 раза быстрее традиционных соперников. На многих стройках эти машины успешно конкурируют и с классическими самосвалами грузоподъемностью 4‑6 тонн при перевозке грунта на плече до 5 км.

Думперы, успешно работают в условиях, где дорожный грузовой автотранспорт бессилен (транспортировка по строительной площадке насыпных, жидких и блочных грузов). Они показали свою пригодность в дорожном и промышленном строительстве, на ландшафтных работах, при благоустройстве территории, при демонтаже зданий, на асфальто-бетонных заводах для внутренних перевозок, в подземном строительстве, в фермерских хозяйствах и т. д. Высокие эксплуатационные качества думперов делают их востребованными и на вторичном рынке.

Сегодня российским заказчикам машины данного типа предлагает большое число компаний. Среди зарубежных фирм можно отметить Terex, Fiori, Benford, Ausa, JCB, Hermann Paus, Aveling-Barford, Thwaites, Hydrema, Wacker, Bergmann, Neuson, Carmix, Piquersa, WCM, M.Z.Imer, Dieci, Piccini, Lifton, Belle Group, Winget, Messersi, Muck-Truck, Uromac и др. Достаточно слабую конкуренцию им оказывают отечественные и «Феллер», да и то в младших по грузоподъемности классах.

Современные модели думперов можно условно разделить на 4 группы: особо малого класса (микро-думперы), малотоннажные (мини-думперы), средней грузоподъемности (миди-думперы) и образцы с наибольшей полезной нагрузкой (макси-думперы).

МИКРО И МИНИ

Грузоподъемность микро-думперов — не более 500 кг, объем кузова — до 0,2 куба. Каждая машина представляет легкую самоходную трех- или четырехколесную тележку с самосвальным кузовом. У трехколесных образцов ведущими выполнены два передних колеса, а заднее колесо управляется оператором или сделано самоустанавливающимся. У четырехколесных машин ведущими являются два или все колеса. На неполноприводных образцах задние колеса — самоустанавливающиеся. Используются одноцилиндровые двигатели мощностью до 6 л. с. и механические 2–5‑ступенчатые коробки передач. На моделях 4х4 привод колес каждого борта выполняют обрезиненные ролики. Управление с помощью рукояток мотоциклетного типа выполняет оператор, идущий за самосвалом. Тормоза — барабанные или дисковые. Наклоняют кузов вручную, с помощью рычажной или тросовой системы, а также специальной рампы.

Думперы: самосвал на минималках

4-колесная модель MT-300.ZH российской способна везти до 300 кг груза.

Наращивается выпуск трех- и четырехколесных микро-думперов с электроприводом, причем заряда батарей хватает на 6–8 часов, то есть на целую рабочую смену. Мини-думперы обладают грузоподъемностью от 0,5 до 2 т и объемом кузова от 0,35 м3 (с шапкой 0,6 м3) до 0,9 м3 (с шапкой 1,5 м3). У самых простых моделей передние ведущие колеса жестко прикреплены к раме, а задние управляемые, с колесами меньшего диаметра, они подвешены на рессорах или на горизонтальной оси с углом качания в вертикальной поперечной плоскости ±6–10°. Сиденье водителя находится над двигателем или сбоку от него. По заказу появятся регулируемая по углу наклона рулевая колонка, складывающаяся дуга безопасности для выполнения норм ROPS по защите оператора при опрокидывании машины.

Думперы: самосвал на минималках

Электрический микро-думпер Jansen MSK-350 с полезной нагрузкой 500 кг.

На мини-думперах применяются бензиновые, но чаще дизельные одно-, двух- или трехцилиндровые двигатели мощностью 10–35 л. с., механические 3‑ или 4‑ступенчатые коробки передач с одинаковыми скоростями переднего и заднего хода. Тормозные механизмы — барабанные или дисковые у ряда образцов, работающие в масляной ванне.

Думперы: самосвал на минималках

Мини-думпер отечественного производства «Челнок-300» грузоподъемностью 800 кг с механизмом самопогрузки.

Кузов посредством гидроцилиндров может опрокидываться вперед или на любую из трех сторон, если он установлен на поворотном основании (столе), вращение которого вокруг вертикальной оси на 180° обеспечивает гидропривод. Для разгрузки в бункеры или дорожные самосвалы на мини-думперы монтируется устройство предварительного подъема кузова, выполненное в виде стрелы или ножничного механизма с гидроприводом. Максимальная высота разгрузки — 1,8 м. Распространены самосвалы, у которых подъемник расположен на вращающемся столе. Самые компактные модели могут проезжать в проемы шириной не более метра.

Думперы: самосвал на минималках

Трехколесный микро-думпер грузоподъемностью 150 кг.

Самая высокая проходимость у машин 4х4 с шинами повышенной проходимости. В механической трансмиссии усилие на ведущие мосты передает раздаточная коробка, а блокировка дифференциала исключает буксование колес. Лучшими показателями обладает одно- или двухрежимная гидростатическая трансмиссия. Для увеличения тягового усилия служат планетарные редукторы, монтируемые в ступицах ведущих колес.

Думперы: самосвал на минималках

Модель D150 RM фирмы AUSA с передними ведущими колесами и фронтальной разгрузкой может транспортировать 1,5 тонны.

Маневренность у части моделей обеспечивают все управляемые колеса, причем передние и задние поворачиваются в противоположные стороны. Иное решение — шарнирно-сочлененная конструкция, в которой несущая рама состоит из двух частей, связанных между собой вертикальной осью. Спереди расположен самосвальный кузов, сзади — двигатель, трансмиссия и рабочее место водителя. Поворот передней части относительно задней в горизонтальной плоскости на угол ±30–40° осуществляет гидропривод. Для постоянного контакта колес с дорогой передний мост имеет возможность качаться в вертикальной поперечной плоскости на угол ±10–12°. Кузов и механизмы его перемещения такие же как и у описанных выше образцов. Есть модели, у которых кузов выполняет функции экскаваторного ковша. Рычажный механизм позволяет опустить кузов непосредственно на грунт, чтобы обеспечить его заполнение сыпучим материалом.

Думперы: самосвал на минималках

У мини-думпера MZ-1200 компании M.Z.Imer кузов, установленный на поворотном столе, позволяет разгружать груз на любую сторону.

Появились шестиколесные мини-думперы, которые легко преодолевают неровности грунта и взбираются на возвышенности. Управляют ими при помощи двух джойстиков, воздействующих на два гидромотора, которые приводят в движение колеса правой и левой стороны. В задней части машины находится платформа для оператора.

Думперы: самосвал на минималках

Полнопривод­ный однотонный Wacker Neuson 1001 с шарнирно-сочлененной рамой и стреловым подъемником кузова.

Своих клиентов находят трех- и четырехколесные мини-электродумперы с аккумуляторными батареями, которые способны непрерывно работать 6‑8 часов, то есть в течение рабочей смены.

Думперы: самосвал на минималках

Шестиколес­ный полноприводный мини-думпер BY-600‑6 фирмы ANT с полезной нагрузкой 600 кг.

Думперы: самосвал на минималках

Трехколесная электрическая модель Ecovolve ED1000 грузоподъемностью 1 тонна.

Думперы: самосвал на минималках

Мини-думпер Thwaites грузоподъемностью 1,5 тонны с ножничным подъемником кузова, установленном на поворотном основании.

МИДИ И МАКСИ

Весьма популярны миди-думперы грузоподъемностью от 2,3 до 7 т с кузовами объемом от 0,9 м3 (с шапкой 1,2 м3) до 3,7 м3 (с шапкой 4,9 м3). Эти машины оборудуются 3‑ и 4‑цилиндровыми дизелями мощностью от 33 до 90 л. с. и механическими 3‑ и 4‑ступенчатыми коробками передач. Альтернативой служат гидростатические двух- и четырехрежимные трансмиссии, работающие в тандеме с одно- или двухступенчатой раздаточной коробкой. Широко используются также гидромеханические 2‑ и 3‑ступенчатые коробки передач.

У некоторых моделей с неразрезной несущей рамой управляемыми выполнены все колеса, что уменьшает радиус поворота и позволяет двигаться крабовым ходом.

Думперы: самосвал на минималках

Миди-думпер Uromac VH-2500 на 2,5 тонны груза, оборудованный механизмом самопогрузки.

На миди-думперах монтируются кузова с фронтальной и трехсторонней разгрузкой, а также предварительным подъемом. Выпускаются самосвалы, оборудованные гидроманипулятором с грейферным ковшом для погрузки сыпучих материалов. Вместо самосвального кузова могут устанавливаться специализированные надстройки. Свою узкую нишу занимают модели с комбинированным ходом, которые могут двигаться по грунту и железной дороге.

Думперы: самосвал на минималках

Среднетон­наж­ный сочлененный думпер TA 6S грузоподъемностью 6 тонн фирмы Terex с поворотным кузовом и закрытой кабиной.

Кабины отвечают как нормам ROPS, так и стандартам FOPS — защита от падения предметов сверху. При необходимости сиденье водителя с органами управления может поворачиваться на 180°, что избавляет от необходимости разворота и позволяет двигаться от места погрузки или разгрузки задним ходом. Точное управление кузовом выполняется джойстиком. При желании установят приборы наружной светотехники или кабину укомплектуют передним и задним стеклами, стеклоочистителем, омывателем, боковыми сдвигаемыми стеклами и пр.

Думперы: самосвал на минималках

Пятитонная модель Gyranter 5000 с комбинированным ходом.

На вершине модельного ряда находятся макси-думперы. Их полезная нагрузка — от 8 до 12 т, объем кузова — от 3,5 м3 (с шапкой 4,5 м3) до 6,3 м3 (с шапкой 8 м3). Наиболее популярны машины с сочлененной рамой, центральный шарнир которой позволяет секциям поворачиваться как в горизонтальной, так и в поперечной вертикальной плоскостях. Это повышает проходимость благодаря постоянному контакту движителей с грунтом в любых условиях. Разгрузка кузова — задняя или трехсторонняя.

Думперы: самосвал на минималках

Шарнирно-сочлененный макси-думпер Hydrema 912НМ с шинами увеличенного профиля способен транспортировать 10 тонн.

Четырех- и шестицилиндровые дизельные двигатели мощностью 80–170 л. с. размещены сбоку от сиденья водителя, под ним или за кабиной. В этом классе вне конкуренции — бесступенчатые гидростатические трансмиссии, а также их гидромеханические аналоги с 4‑мя передачами переднего и заднего хода или разновидности с 6‑ю ступенями переднего и 3‑мя — заднего хода. Ведущие мосты имеют двойную главную передачу или планетарные редукторы в ступицах колес и оборудованы самоблокирующимися дифференциалами или устройствами принудительной блокировки. Герметичные дисковые тормоза с двухконтурным приводом работают в масляной ванне. Хорошим подспорьем на бездорожье являются вездеходные шины увеличенного диаметра. Однако на мягких грунтах их превосходят движители с резиновыми гусеницами, имеющими треугольный обвод.

Думперы: самосвал на минималках

У 10‑тонного Barford Big-trax колеса для повышения проходимости заменили гусеничными движителями с треугольным обводом.

Наиболее продвинутые модели макси оснащены комфортабельными закрытыми кабинами (ROPS и FOPS) с круговым обзором, эффективной подвеской, климатической установкой, регулируемым сиденьем водителя на пневмоподвеске, мощной наружной светотехникой для работы в темное время, ЖК-дисплеями, системой бортовой диагностики, электронной педалью акселератора, автоматом постоянной скорости и т. д. Управление переключением передач (в ручном или контролируемым электроникой автоматическим режиме), задним ходом и опрокидыванием кузова сосредоточено на одном джойстике, встроенном в правый подлокотник. Уровень шума в кабине не превышает 78 дБ(А). Области применения макси-думперов: строительство, энергетика, жилищно-коммунальная сфера, сельское хозяйство, ландшафтный дизайн, горная промышленность, вооруженные силы. Шасси самосвалов весьма популярны и как транспортная база для монтажа бетоносмесительных установок.

Думперы: самосвал на минималках

Полезная нагрузка Bergmann 3012 R PLUS достигает 12 тонн.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Конструкция и основные характеристики шарнирно-сочлененных самосвалов

С момента выпуска первого образца конструкция сочлененного самосвала существенно не изменилась: рама выполняется из двух секций, соединенных между собой шарнирами. Такая шарнирная конструкция сочленения позволяет секциям двигаться относительно друг друга, что уменьшает нагрузку на механизм и обеспечивает постоянный и надежный контакт колес с дорогой.

Грузоподъемность данной техники варьируется от 10 до 50 тонн, но самым большим спросом пользуются автомобили грузоподъемностью до 30 тонн. Производители предлагают трехосные (реже двухосные) автомобили с колесными формулами 6х4 и 6х6. Шарнирно-сочлененные самосвалы могут быть прицепными, идущими в связке с тракторами, многоосными тягачами или же автоземлевозами, которые идут вместе с одноосным транспортом.

На разные модели самосвалов устанавливаются кузова, приспособленные под различные виды разгрузки (опрокидывание, сваливание, выгрузка с помощью дозатора распределения). Скомпонованы машины примерно одинаково: гидромеханическая трансмиссия, привод только на передний мост, маслопогружные тормозные механизмы, процессоры, механизмы блокировки осевых и межосевых дифференциалов. Двигатели на спецтехнику устанавливаются дизельные (рядные и V-образные).

Стоимость шарнирно-сочлененных самосвалов зависит от производителя, модели, грузоподъемности, комплектации и многих других нюансов.

Сочлененный самосвал, или землевоз, — мощная спецтехника повышенной проходимости, предназначенная для транспортировки больших объемов сыпучих материалов в условиях бездорожья. Она превосходит стандартные модели по ряду параметров. Ключевой особенностью шарнирно-сочлененного самосвала является оптимальный баланс массы и грузоподъемности, благодаря которому техника демонстрирует превосходную маневренность и исключительную надежность. Эти машины способны выполнять сложные задачи при минимальных временных затратах.

Как и в случае с большинством новых моделей спецтехники сегодняшнего дня выпуск самосвала HM300 вызван необходимостью обеспечить чистоту выхлопа на уровне новейшего экостандарта Tier 4 Final.

Грузоподъемность новинки равняется 28 т, а максимальная ее масса с грузом – 53,47 т.

Самосвал HM300 агрегатируется фирменным двигателем Komatsu SAA6D125E-7 полезной мощностью 325 л.с. (242 кВт). В состав экообвязки этого двигателя входит система избирательной каталитической нейтрализации окислов азота (SCR) с впрыском раствора мочевины (жидкость AdBlue). На двигателе используется новейшая электронная система регулирования, которая управляет подачей воздуха в цилиндры, моментом впрыска топлива и параметрами процесса сгорания. Также осуществляется контроль за процессом вторичной подачи выхлопных газов в цилиндры, что сокращает выбросы вредных веществ, и ведется мониторинг технического состояния и диагностика причин неисправностей. В составе двигателя имеется фирменный механизм изменения угла установки лопаток соплового аппарата турбины турбокомпрессора и клапан перепуска выпускных газов для их рециркуляции.

Новый самосвал оснащается передовой версией телематической системы KOMTRAX, которая может передавать данные на мобильный телефон или планшет владельца. Помимо стандартных параметров (моточасы, расход топлива и пр.) система теперь следит и за уровнем раствора мочевины, температурой наружного воздуха и барометрического давления. Предусмотрена система доступа для нескольких операторов с личным идентификационным ключом для каждого. Двигатель переводится на обороты холостого хода при уменьшенном времени работы без нагрузки.

Сочлененный самосвал HM300 оборудуется фирменной системой управления тяговым усилием Komatsu Traction Control System (K-TCS), которая автоматически включает блокировку межосевого дифференциала при пробуксовке колес. Сама пробуксовка определяется специальными датчиками, установленными на каждом колесе. При продолжении пробуксовки включаются независимые тормоза на соответствующих колесах.

Новая машина оснащается новейшей коробкой передач K-ATOMiCS Komatsu Advanced Transmission with Optimum Modulation Control System, в состав которой входит система автоматического определения момента переключения передачи. K-ATOMiCS имеет шесть передач. Коробка полностью автоматическая. С помощью электроники исключается жесткое переключение передач, что повышает комфортность работы оператора и улучшает к.п.д. двигателя.

На самосвале предусмотрен мощный автоматический тормоз-замедлитель, что позволяет оператору поддерживать оптимальную скорость при движении машины на спусках.

Область применения

Повышенная проходимость позволяет использовать сочлененные самосвалы для перевозки насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Также эта спецтехника оптимальна в местах со сложными климатическими условиями. Наиболее широкое применение шарнирно-сочлененные самосвалы получили в горнодобывающей отрасли. Их используют при разработке карьерных месторождений и шахт. Также эти машины активно применяются в строительной сфере — на неподготовленных стройплощадках при отсыпке грунта в процессе вскрышных работ. В нефтяной отрасли самосвалы данного типа используются при обустройстве месторождений и прокладке трубопроводов. Возможности техники не ограничиваются транспортировкой грунта и сыпучих материалов. С помощью таких грузовиков можно перевозить длинномерные грузы, контейнеры, вахтовые домики и прочее оборудование.

Преимущества

Самосвал с шарнирно-сочлененной рамой имеет определенные достоинства в сравнении с шоссейными моделями. В частности, он более эффективно справляется с различными транспортными задачами на местности с плохой проходимостью. Также он выигрывает за счет способности быстро и безопасно преодолевать крутые подъемы. Маневренность и малый радиус разворота дают ему возможность выполнять задачи на ограниченной площади: на строительных площадках, горных выработках, в густых лесных зарослях. Он способен совершать круговой разворот практически на месте и без набора скорости. При этом компактность позволяет ему перемещаться и по асфальтированным дорогам общего назначения. Особенности конструкции также обеспечивают эти машины способностью выдерживать большие нагрузки и защищают от опрокидывания.

Классификация

Шарнирно-сочлененный самосвал имеет классическую конструкцию, которая практически не изменилась с момента создания первой модели. Основной элемент — подвижная двухсекционная рама, части которой соединены шарнирами. Стандартный набор шасси включает дизельные двигатели, гидромеханическую трансмиссию, блокировки межосевых и осевых дифференциалов, передний привод и маслопогруженные тормоза. Также в состав конструкции входит вместительный v-образный кузов и просторная кабина.

Классификация сочлененных самосвалов производится по следующим критериям:

  • по грузоподъемности:
    малая (10-30 т), средняя (30-50 т), большая (более 50 т);
  • количеству осей:
    двух- или трехосное шасси;
  • способу разгрузки кузова:
    сваливание, опрокидывание, принудительная разгрузка.

Технические характеристики

Разнообразие модельного ряда сочлененных самосвалов требует ответственного подхода к выбору машины. Грузовик должен полностью соответствовать типу выполняемых работ и условиям эксплуатации. Для этого особое внимание нужно уделить следующим техническим характеристикам:

  • количеству осей и колесной формуле,
  • модели и мощности двигателя,
  • полезной нагрузке,
  • диаметру разворота,
  • способу выгрузки,
  • общей массе,
  • вместительности кузова,
  • скорости передвижения.

Самосвал KOMATSU HM400-1

03.06.2014

HM400-1 – одна из самых производительных машин в линейке строительной техники KOMATSU. Двигатель SAA6D140E-3 обеспечивает быстрое ускорение и более высокие скорости передвижений. В самосвалах этой серии используются последние разработки компании: такие, как система подачи топлива из гидроаккумулятора высокого давления (CRI), последовательный воздушный охладитель и эффективный турбонагнетатель. Высокий крутящий момент при низкой скорости и низкий расход топлива обеспечивают максимальную производительность самосвала.

Самосвал оснащен системой привода на шесть колес, что уменьшает пробуксовку. Для большой эффективности многодисковая муфта блокировки межосевого дифференциала мокрого типа одновременно блокирует три моста. При этом блокировка может включаться и выключаться прямо во время движения, что улучшает проходимость машины.

На самосвалах этой серии используется коробка передач K-ATOMiCS. Централизованная система контроля управляет работой двигателя и коробки передач с учетом состояния машины.

Вместимость HM400-1 – 19,8 м3, одна из самых высоких в этом классе. Малая высота погрузки — 2840 мм. Кузов выполнен из толстой прочной стали. Форма кузова делает ее более устойчивой к нагрузкам.

В этой модели используются многодисковые тормоза мокрого типа, которые уже хорошо зарекомендовали себя на самосвалах и колесных погрузчиках Komatsu. Полностью гидравлическое сочлененное рулевое управление упрощает выполнение операций и повышает маневренность самосвала. Минимальный радиус поворота равен всего 8,4 метра.

Особо стоит отметить просторную комфортабельную кабину с низким уровнем шума и вибрации. Рабочее место оператора удобное, большие стекла с электроприводом обеспечивают превосходную обзорность. Сиденье можно отрегулировать под необходимую высоту. Панель приборов проста в использовании и облегчает контроль важных функций машины. Сигнальная лампа предупредит оператора о возможных проблемах. Все неисправности регистрируются в блоке системы контроля и отображаются в виде кодов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: