Белорусский модернизированный седельный тягач МЗКТ-742960


MZKT

В июле 1954 года на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро по разработке многоосных автомобилей высокой проходимости для Министерства обороны СССР. Знаковым автомобилем в истории МАЗа, а потом МЗКТ (еще есть российский — Курганский завод колесных тягачей) стал МАЗ-535 8х8, выпущенный в 1956 году, и затем его модернизированная версия МАЗ-537.

Многие конструктивные решения, впервые примененные на нем, используются и поныне. В 1991 году на основе производства колесной техники специального назначения МАЗа был создан Минский завод колесных тягачей. С той поры продукция предприятия выпускается под торговой маркой Volat (с белорусского «богатырь»). МЗКТ разрабатывает и производит внедорожные и транспортные автомобили колесной формулой от 4х4 до 16х16. Кроме сугубо армейского назначения шасси МЗКТ используется для монтажа оборудования для нефтяных и газовых месторождений, различного специального оборудования, подъемного оборудования грузоподъемностью до 160 тонн. В производственной программе — седельные тягачи для работы в составе автопоезда грузоподъемностью до 130 т, балластные тягачи для транспортировки грузов до 400 т, самосвалы грузоподъемностью до 45 тонн.

Кто путается под колесами у МЗКТ

Провал проекта Камcкого авто позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

На недавней встрече Александра Лукашенко с председателем Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Романом Головченко речь шла и перспективах развития Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Это предприятие — основной поставщик специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) для размещения многих видов российских вооружений.

В последнее десятилетие Россия настойчиво пытается заместить белорусские СКШТ в своих вооруженных силах на машины собственного производства. В особенности это касается Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Эйфория в российских СМИ

В конце августа на международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в Подмосковье впервые были показаны широкой публике шасси КамАЗ-7850 (колесная формула 16×16), созданные на Камском автозаводе в рамках реализации проекта «Платформа-О». Насколько можно понять, именно эта разработка должна заменить в РВСН продукцию МЗКТ.

В российских электронных и печатных СМИ это событие породило целую волну торжествующих откликов. В ряде публикаций наряду с прославлением достижений собственного ВПК содержались уничижительные высказывания в адрес МЗКТ, Беларуси и ее руководства.

Образчик такого рода публикаций — статья Сергея Ищенко «Ракетный КамАЗ переехал батьку Лукашенко» в интернет-издании «Свободная пресса». Если передать в двух абзацах содержание этого пространного опуса, то оно сводится к следующему.

Поскольку КамАЗ-7850 — это полноценная замена знаменитому белорусскому тягачу МЗКТ-79221, то теперь камазовские, а не минские ядерные «сороконожки» станут носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных комплексов и целого ряда других российских вооружений. А следовательно, и огромные деньги, которых стоит каждая такая машина, останутся в российской казне, а не перетекут в белорусскую.

Дальше автор задается вопросом: «Но что теперь будет с уникальным Минским заводом колесных тягачей, нужды в котором у России все меньше и меньше? Что будет с его персоналом, который, как утверждают, насчитывает порядка 4,5 тысячи человек и работает почти исключительно на наш рынок? Спрашивать об этом минчанам следует, очевидно, у своего не в меру хозяйственного Батьки Лукашенко».

Конфуз с шасси КамАЗа

Но, как оказалось, руководство Беларуси не очень-то встревожено шагами России в направлении замещения белорусских СКШТ на собственные.

«Мы в этом никакой трагедии не видим», — сказал Головченко, комментируя разговор c Лукашенко.

Как отметил глава ГВПК, технологический потенциал МЗКТ позволяет ему выступать на рынке в качестве не только производителя СКШТ, но и поставщика готовых вооружений на собственной колесной базе.

Речь идет о самоходных артсистемах, колесных танках и другой боевой технике. По словам Головченко, современный тренд — это уход от гусениц, перевод систем вооружения на колесный ход.

У России не получается отжать МЗКТ. Получится ли заменить минские шасси собственными?

Однако освоение новых рыночных ниш отнюдь не предполагает автоматического ухода из традиционных. Тем более что российские конкуренты, как оказалось, пока не готовы их занять.

Через несколько дней после появления статьи Ищенко, 30 августа, во время очередного демонстрационного показа шасси КамАЗ-7850 произошел сбой в бортовой электронике и несколько колес по обоим бортам повернулись в противоположном направлении.

Таким образом оправдались опасения тех экспертов, которые предупреждали о серьезных недостатках, присущих конструкции СКШТ с электромеханической трансмиссией (ЭМТ). Причем устранить эти недостатки при нынешнем состоянии науки и техники не представляется возможным.

Если даже в обстановке домашнего полигона машина военного назначения «путается» в своих колесах, то нетрудно представить, что станет с ней в реальных боевых условиях в случае применения не только старого «доброго» ядерного, но и новейшего электромагнитного оружия, порождающего убийственный для бортовой электрики и электроники электромагнитный импульс.

И это далеко не все «прелести». При движении колесной техники с ЭМТ по пересеченной местности (что обычно для военной техники) возникают большие динамические нагрузки на неподрессоренные мотор-колеса, что грозит соприкосновением обмоток мотор-колеса и неизбежным выходом из строя всего узла.

МЗКТ мешает конкурентам пилить российский оборонный заказ

Еще одна головная боль — выход ЭМТ из строя при низких температурах в случаях, если придется обесточить оборудование (например для маскировки). Через некоторое время влага начинает конденсироваться на обмотках электромоторов, что при последующей подаче электропитания может привести к замыканию со всеми вытекающими последствиями.

Отсюда же и проблематичность эксплуатации машин с ЭМТ во влажном климате. Ну, а глубокий брод такие машины вряд ли вообще смогут преодолеть: вода, являющаяся отличным проводником, быстро выведет их ходовую часть из строя.

В этот перечень следует добавить и большое излучение в инфракрасном спектре, демаскирующее ракетовоз.

Туманная перспектива «Платформы-О»

После последних «глюков» с «Платформой-О» ситуация для инициаторов проекта выглядит весьма щекотливой. Даже неспециалистам ясно, что под монтаж автономных пусковых установок (АПУ) для ядерных ракет такие шасси не годятся. И «эксперты», проталкивающие их принятие на вооружение, скорее всего, преследуют только одну цель — вывод из-под удара людей, «распиливших» немалые госсредства.

Москва потратила много денег, но альтернативу технике МЗКТ так и не создала

Между тем за два дня до этого происшествия министр обороны России Сергей Шойгу уже публично отчитался об успешном завершении государственных испытаний новейших колесных шасси марки «КамАЗ» для стратегических ракетных комплексов.

«Мы показали «Платформу-О», потому что закончили госиспытания и, я думаю, на следующей неделе, будем подписывать контрактные документы», — сообщил тогда Шойгу представителям СМИ.

Что будет с новинкой после ее аварии (видео которой разошлось по всему интернету) — неясно до сих пор. Представители российского Минобороны от комментариев на эту тему воздерживаются.

Только Владислав Полонский, советник гендиректора Камского автозавода (в прошлом замначальника автобронетанкового управления Минобороны России, которое и выступило заказчиком СКШТ), руководитель проекта «Платформа-О», сделал заявление, из которого следует: через 10-12 лет российская армия осуществит переход от СКШТ марки МЗКТ к отечественной продукции, что обеспечит «технологическую независимость стратегических ядерных сил».

При этом Полонский оговорился, что крупносерийное производство СКШТ семейства «Платформа-О», в том числе для АПУ подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс», «может начаться не раньше 2023 года, после создания необходимых производственных мощностей и выделения потребных финансовых средств».

Учитывая экономические трудности России и грядущее сокращение оборонных расходов в стране, сроки, названные Полонским, выглядят не очень реалистичными.

Напомню, что первоначально поставка СКШТ «Платформа-О» в войска была назначена на 2012 год, затем перенесена на 2014-й. Сейчас уже конец 2020 года, а ни образца СКШТ, годного к серийному производству, ни самого производства еще нет.

По словам того же Полонского, АО «Ремдизель» (дочернее предприятие КамАЗа), где предполагается производить СКШТ семейства «Платформа-О», способно выпускать не более 10 таких машин в год. При том что потребность в этих машинах оценивается примерно в 400 в год.

На вопрос, когда будут созданы необходимые производственные мощности, вразумительного ответа нет. Возможно, потому, что тогда придется признать неприятную правду: 10 лет и почти 300 млн долларов потрачено впустую, и эпопею с созданием российских СКШТ придется начинать сначала.

«Ярсы» будут, очевидно, на минских колесах

Очевидно, именно из-за шаткости перспектив проекта командование РВСН в обозримом будущем делать ставку на детище КамАЗа не собирается.

К российскому «Прометею» прикрутят все же белорусские колеса

Еще год назад командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в интервью газете «Красная Звезда» сообщил, что все ракетные дивизии, имеющие на вооружении ПГРК «Тополь», планируется до 2026 года перевооружить на ПГРК «Ярс». А те, заметим, размещаются на шасси МЗКТ-79221.

Уже заключены долгосрочные государственные контракты на поставку ракетных комплексов «Ярс».

Все это дает основание полагать, что МЗКТ еще минимум десятилетие не потеряет статус главного поставщика шасси для российских ПГРК.

mzkt_id1

Среди широкой гаммы специализированных тягачей можно выделить две наиболее универсальные модели полноприводных «четырехосников»: МЗКТ-742910 и МЗКТ-7416. Первый — в большей степени плод конверсии армейских вездеходов и потому негабаритной ширины 3180 мм. На нем можно перевозить грузы или вне дорог общего пользования, или по строго согласованным маршрутам и с автомобилями сопровождения. Ширина второго тягача МЗКТ-7416 составляет 2550 мм, что позволяет ему работать на любых дорогах.

Читать далее на сайте Рейс.РФ.

Новые тягачи МЗКТ: богатырская сила

Модификации

Серия МЗКТ 7930 включает несколько модификаций:

  • МЗКТ 7930 – базовое шасси с грузоподъемностью 22,2 тонны, двигателем ЯМЗ 846 и механической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
  • МЗКТ 7930-300 – шасси с грузоподъемностью 24,2 тонны, агрегатом ЯМЗ 846 и автоматической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
  • МЗКТ 79306 – экспортное шасси с грузоподъемностью 24 тонны, иностранные мотором Deutz BF8M1015C и автоматической трансмиссией Allison HD45P;
  • МЗКТ 7415 – седельный тягач с грузоподъемностью 17,8 тонны, мотором ЯМЗ 846 и механической коробкой передач ЯМЗ 202-04;
  • МЗКТ 7930-313 – новейшая опытная модель на базе МЗКТ 7930, используемая в качестве основы для машин В-300ТЗМ и В-300БМ (РСЗО «Полонез-М»).

На базе МЗКТ 7930 разработаны специальные машины:

  • вооруженные комплексы: БРК «Бастион», ОТРК «Искандер», БСАУ А-22 «Берег», РСЗО «Полонез», РСЗО «Ураган-1М», БРК «Бал» и другие;
  • антенный пост ЗРК С-400 «Триумф»;
  • машина маскировки и инженерного обеспечения 15М69;
  • береговой комплекс разведки «Монолит-Б»;
  • машина обеспечения РКСН «Тополь-М».

Устройство

МЗКТ 7930 оборудован жесткой рамой лонжеронного типа (швеллерное сечение лонжеронов). Базовая модель оснащается передним и задними механизмом буксирования, остальные версии – двумя буксирными вилками в передней части и буксирным устройством сзади.

Передняя и задняя подвеска автомобиля – независимая торсионного типа (используются усиленные или стандартные гидравлические амортизаторы). МЗКТ 7930 плавно трогается с места и обеспечивает комфортные ощущения даже при движении по бездорожью. Важную роль здесь играет не только подвеска, но и широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной накачки (в экспортной модели используются шины Michelin).

Управляемыми ведущими являются первая и вторая оси. В автомобиле используются центральные редукторы с межколесными и межосевыми дифференциалами и планетарные колесные редукторы. При этом блокировки для дифференциалов управляемых колес не предусмотрено, она присутствует на неуправляемых колесах. Благодаря подобной особенности техника способна преодолевать практически любые препятствия даже при полной загрузке.

В зависимости от модификации на модели используются различные версии трансмиссий:

  • МЗКТ 7930 – механическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 7415 – механическая ЯМЗ 202-04 (9 передач вперед, 1 передача назад);
  • МЗКТ 7930-300 – автоматическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 79306 – автоматическая Allison HD45P (6 передач вперед, 1 передача назад) с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковой фрикционной муфтой с гидравлическим приводом.

Независимо от модификации на МЗКТ 7930 устанавливается 2-скоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом.

Тормозная система МЗКТ 7930 включает несколько подсистем. В основной используется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. Стояночная тормозная подсистема включает пружинный энергоаккумулятор для затормаживания. Также присутствует механическое устройство, используемое для аварийного растормаживания стояночной подсистемы. Запасная тормозная подсистема представлена исправным контуром рабочей подсистемы и задействуется при проблемах в одном из контуров. Во вспомогательной подсистеме используется моторный тормоз с электропневматическим управлением.

Внешность МЗКТ 7930 внушает уважение. Брутальная кабина автомобиля выдвинута перед мотором и шасси. Подобная компоновка позволяет монтировать надстройки больших размеров без выхода за габариты. Сама кабина сделана из стеклопластика и имеет 2 двери. 3-секционное ветровое стекло обеспечивает отличную обзорность автомобиля. Салон рассчитан на 3 человек. Водительское сиденье выполнено на пневмоподвеске и имеет боковые поддержки, обеспечивающие безопасность управления. В сравнении с прежними армейскими версиями от минских производителей органы управления практически не изменились. Обновилось лишь рулевое колесо, которое стало значительно удобнее.

Двигатель

Базовым для МЗКТ 7930 является российский дизельный мотор ЯМЗ 846. V-образная «восьмерка» создана специально для данной техники. Агрегат оборудован непосредственным впрыском горючего, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха.

Характеристики двигателя ЯМЗ 846:

  • рабочий объем – 17,24 л;
  • номинальная мощность – 370 (503) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 1960 Нм;
  • диаметр цилиндра – 140 мм;
  • удельный расход топлива – 203 (149) г/кВт в час (г/л.с. в час).

Для версии МЗКТ 79306 предлагается иностранный дизель Deutz BF8M1015C. 8-цилиндровый агрегат имеет 2 турбокомпрессора, непосредственный впрыск топлива и систему жидкостного охлаждения. Среди конструктивных особенностей значатся компактные габариты, чугунный картер и чугунные головки цилиндров. Мотор отличается повышенной устойчивостью к нагрузкам.

Характеристики двигателя Deutz BF8M1015C:

  • рабочий объем – 15,87 л;
  • номинальная мощность – 400 (544) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 2350 Нм;
  • диаметр цилиндра – 132 мм;
  • степень сжатия – 16,5.

АВТОПОЕЗД МЗКТ-741351+999421+837211

Тягач седельный МЗКТ-741351

Техническая спецификация тягача седельного МЗКТ-741351:

Характеристики
Колесная формула8 х 8
Максимальная скорость, км/ч70
Максимальный преодолеваемый подъем, %30
Угол въезда, град.30
Угол съезда, град.35
Дорожный просвет, мм480
Вертикальное препятствие, мм480
Боковой уклон, %60
Радиус разворота (по колее), м14
Преодолеваемый брод/с подготовкой, м1,0/1,6
Ширина преодолеваемого рва, м2
Запас хода (тягач+полуприцеп), км900
Запас хода (тягач+полуприцеп+прицеп), км700
Диапазон температур, °С−40…+55
Емкость топливного бака, л1550
АвиатранспортабельностьС-5, А-400М, Ан-22, Ан-124
Весовые параметры
Масса снаряженного тягача (с экипажем), кг28 800
Нагрузка на ССУ, кг26 000
Полная масса тягача, кг54 800
Распределение полной массы по осям, кг: передние оси задние оси2 х 12 050 2 х 15 350
Двигатель
ТипCaterpillar С18
Число и расположение цилиндровР6
Мощность597 кВт (812 л. с.) при 2100 мин−1
Крутящий момент3300 Нм
Коробка передач
Типавтоматическая Allison М 6620 AR
Количество передач6 вперед, 2 назад
Передаточные числа4.0–0.67; R5.15, 3.46
Раздаточная коробка
Количество передач2
Передаточные числа1:1; 1:1.88
Шины
Дисковые обода с бескамерными шинами (Michelin) 23.5R25 TL XLB 188Е Code Е2 TRACTION, Beadlock (Hutchinson), система контроля давления в шинах, система центральной накачки шин (CTIS)
Кабина
Каркасная металлическая, подрессоренная, 8 мест (или 3 места + спальные), регулируемые сиденье водителя и рулевая стойка, автоматический климат-контроль, фитинги для бронирования, холодильник, стойки для винтовок, поворотный люк на крыше с креплением для пулемета
Лебедка
Двухбарабанная гидравлическая
Макс. тяговое усилие, кН2 х 250
Длина троса, м100

Полуприцеп МЗКТ-999421

Для транспортировки БМП-3 + БМП-3; или БРЭМ типа Леклерк, или ОБТ типа Леклерк + БМП-3; или ОБТ типа Леклерк, или САУ G6, или 40-футовый контейнер, или 20-футовый + 20-футовый контейнер.
Техническая спецификация полуприцепа МЗКТ-999421:

Характеристики
Ширина платформы/с уширителями, мм3650/4650
Ширина тента, мм4200
Макс. высота тента, мм5000
Погрузочная высота, мм1400
Угол свеса, град.13
Количество осей/управляемых6/4
Сдвижной тент+
Весовые параметры
Масса снаряженного полуприцепа, кг27 000
Грузоподъемность, кг76 000
Полная масса полуприцепа, кг103 000
Нагрузка на ССУ, кг26 000
Допустимые осевые нагрузки, кг6 х 12 850

Прицеп МЗКТ-837211
Для транспортировки ОБТ типа Леклерк, или БМП-3, или 20-футовый контейнер.
Техническая спецификация прицепа МЗКТ-837211:

Характеристики
Ширина платформы, мм3650
Ширина тента, мм4200
Макс. высота тента, мм5000
Погрузочная высота, мм1500
Угол свеса, град.13
Количество осей/самоустанавливающихся6/2
Сдвижной тент+
Весовые параметры
Масса снаряженного прицепа, кг18 000
Грузоподъемность, кг60 000
Полная масса прицепа, кг78 000
Допустимые осевые нагрузки, кг6 х 13 000
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: