МАЗ-107 – инновационный трехосный автобус

Автобус МАЗ-107. Фото МАЗ

МАЗ-107 — 14-метровый трёхосный односекционный автобус особо большого класса, выпускаемый Минским автомобильным заводом с 2001 года. Относится к первому поколению автобусов МАЗ, унифицирован с МАЗ-103 и МАЗ-105, имеет сходство с Neoplan-N4016 и Neoplan-N4020, на основе которых создано семейство.

Подробное описание и устройство

МАЗ-107 выпускается с 2001 года. В течение этого времени в конструкцию автобуса было внесено большое количество усовершенствований (например, улучшенное планирование салона; подруливающая третья ось и другие). МАЗ-107 имеет ряд особенностей. МАЗ-107 является городским автобусом, который предназначен для перевозки большого количества пассажиров и работы на маршрутах с большим пассажиропотоком.

Автобус МАЗ-107, общий вид. Фото Википедия

1.Кузов. Основой кузова автобуса является жесткий каркас, изготовленный из труб из высокопрочной оцинкованной стали, на который крепятся все узлы и агрегаты. Рама интегрирована в кузов и выполняет функцию укрепления всей конструкции. Наружная обшивка выполняется листами высокопрочной оцинкованной стали, снижающей риск коррозии. Кузов имеет ресурс работы не менее 10 лет. Колесные арки изготовлены из нержавеющей стали и также полностью обработаны антикоррозионными эмалями как один из самых подверженных коррозии участков.

Автобус может иметь как классический, так и несколько видоизменённый вид передней и задней панелей (например, вместо одиночных фар несколько раздельных или замена крупного чёрного бампера на сливающийся с кузовом меньший), при этом интерьер и место водителя остаются теми же. Стандартной окраски нет.

2. Передок. Схема построения передка следующая: обшивка выполняется из листа оцинкованной стали, а позже облицовывается стеклопластиковой оболочкой. Лобовое стекло автобуса выполнено большим стеклопакетом, разделённым на две части, который, тем не менее, обеспечивает водителю высокий уровень обзорности; по бокам облицовывается профилями из резины. Лобовое стекло безосколочное: стеклопакет представляет собой два слоя стекла, склееных между собой тонким прозрачным слоем полимера, функция которого — удерживать осколки стекла в случае его повреждения.

Стеклоочистители автобуса трёхскоростные, параллелограммного типа, оснащаются большими полотно-насадками и очищают максимально возможную поверхность лобового стекла. Предусмотрена функция стеклоомывателя, когда на стекло выпрыскивается пена из бачка (или бачков), расположенного под облицовкой передка.

2.1. Фары и бампер. В классическом варианте МАЗ-107 светотехника на передке представлена двумя квадратными плафонами с несколькими фарами в каждом: противотуманными, ближнего и дальнего света. Фары оснащены линзами. В отличие от МАЗ-105, в классическом варианте МАЗ-107 противотуманные фары не встраиваются в бампер, а размещены вместе с другими в плафоне. Бампер на большинстве модификаций крупный и чёрного цвета.

В обновлённом варианте МАЗ-107.466 головная светотехника представлена восемью отдельными фарами марки Hella маленького размера и округлой формы. Фары дальнего света размещены посередине каждого блока головной оптики. Фары ближнего света с линзованной оптикой. В фарах ближнего и дальнего света, а также противотуманных применены лампы стандарта Н7. Крупный чёрный бампер заменён на компактный окрашенный в цвет кузова стальной бампер нового дизайна с интегрированными противотуманными фарами.

2.2. Прочие элементы. Эмблема Минского автомобильного завода расположена посередине передка. Во многих классических вариантах прямо под лобовым стеклом находится надпись «МАЗ 107»; у новых моделей это почти не встречается.

Рестайлинговый МАЗ-107.466, вид спереди. Фото Википедия

Иные обозначения на передке:

  • изображение человека в инвалидной коляске на синем фоне, обозначающее, что автобус оборудован необходимыми приспособлениями для перевозки пассажиров в инвалидных колясках (опция);
  • символ с человеком с тростью (редко): обозначает, что автобус приспособлен для пенсионеров и маломобильных людей.

Над лобовым стеклом автобуса размещен передний рейсоуказатель. На первых вариантах автобуса это простые таблички, на большинстве сегодняшних автобусов МАЗ-107 он электронный. Электронные рейсоуказатели могут различаться: ранний вариант — табло с раздельными ячейками для каждого символа, обновлённый — сплошное табло блинкерного типа с бледно-жёлтыми или бледно-зелёными символами. Боковые зеркала заднего вида сферического типа, оснащены электроподогревом, а также (иногда) антибликовым покрытием.

Задняя панель также изменена с рестайлингом: задние фонари теперь раздельные, округлые, вертикального расположения вместо горизонтальных и прямоугольных ранее; заднее стекло автобуса затонировано.

3. Двигатель и трансмиссия. Моторный отсек находится в заднем свесе, размещён продольно слева и занимает все пространство снизу доверху — в салоне помещается моторная шахта, известная как «шкаф».

МАЗ-107 может оснащаться различными моделями двигателей. В ранних вариантах устанавливались двигатели белорусского производства ММЗ. Устанавливался также двигатель французского производства Renault MIDR, однако он оказался слабым для этого достаточно массивного автобуса. Новые экземпляры комплектуются дизельными двигателями MAN D0826 (MAN, Германия), Mercedes-Benz OM906LA II и Mercedes-Benz OM906LA III (Mercedes-Benz, Германия); возможны и другие модели.

Все они, как правило, являются четырёхтактными, шестицилиндровыми с общим рабочим объёмом 6,37 литра и соответствуют экологическим нормам Euro-2, Euro-3 и Euro-4. Топливный бак автобуса вмещает 220 литров; крышка топливного бака находится в правой боковине. Система охлаждения двигателя состоит из основного радиатора, помпы в двигателе, гидравлического привода и импеллера прогоняющего воздух через основной радиатор. Забор воздуха осуществляется с левого борта через решётчатую крышку, за которой установлены радиатор системы охлаждения, радиатор промежуточного охлаждения воздуха питания двигателя и радиатор охлаждения масла системы охлаждения.

Автобус может оснащаться автоматической коробкой передач от Voith, механической МАЗ, а также трансмиссиями других производителей.

Рестайлинговый МАЗ-107.466, моторный отсек. Фото Википедия

4. Подвеска и рулевое управление. Автобус трёхосный. Третья ось автобуса имеет подруливающий эффект, который может блокироваться нажатием на клавишу в кабине водителя. Мосты автобуса производятся немецкой фирмой ZF; ведущий мост — центральный.

На вариантном исполнении имеется блокировка дифференциала, что облегчает старт на сложных поверхностях (гололёд, укатанный снег) и является редкостью для автобусов подобного класса даже в мировом масштабе. В основных вариантах имеется система ABS и ASR.

Подвеска передней и центральной осей независимая пневматическая; задняя подвеска — пневматическая независимая. В качестве дополнительной опции может присутствовать система автоматической централизованной смазки фирмы Lincoln (Германия), избавляющая от необходимости смазывать все детали вручную.

Рулевое управление у МАЗ-107 унифицировано с другими МАЗами первого поколения и оснащено гидроусилителем.

5. Тормозная система:

  • рабочий тормоз пневматический, двухконтурный (разбиение на контуры по оси) с приводом через ускорительные клапаны;
  • тормозные механизмы барабанного типа;
  • моторный тормоз (применяется для притормаживания на спусках). Принцип заключается в прекращении подачи топлива в
  • цилиндры двигателя с одновременным перекрытием выхода отработавших газов.
  • гидрозамедлитель в АКПП, энергия торможения превращается в тепловую и при помощи теплообменника выводится в основную систему охлаждения двигателя;
  • стояночная тормозная система представлена ручным краном, действующим на тормозные механизмы ведущего моста. Ручной кран небольшой, по форме напоминает джойстик;
  • ABS: антиблокировочная система Knorr-Bremse или WABCO;
  • ASR (антипробуксовочная система) Knorr-Bremse.

6. Салон. Доступ в салон обеспечивают три двустворчатые двери с большой площадью остекления тонированными безосколочными стеклопакетами; дверные отсеки сделаны из оцинкованной стали и покрыты антикоррозийным покрытием. Изредка МАЗ-107 могут оснащать системой, предотвращающей защемление пассажиров, и блокировкой движения автобуса при открытых дверях.

В большинстве автобусов МАЗ, включая МАЗ-107, одна из створок передней двери отгорожена от пассажирского салона и служит для доступа в водительскую кабину. В некоторых модификациях МАЗ-107 вся передняя дверь отведена для пассажиров и принадлежит пространству салона.

Салон автобуса МАЗ-107. Фото МАЗ

Автобус полунизкопольный: в большей части салона высота ступеньки составляет 33,5 сантиметра, однако от средней двери к задней части салона уровень пола увеличивается до 58 сантиметров. Система kneeling позволяет автобусу «присесть» на 6 сантиметров, облегчая вход в салон.

Пол салона застелен цельным листом линолеума серого цвета, иногда с блёстками. В отделке салона использованы негорючие материалы (например, термостойкая пластмасса), а в случае существенного повышения температуры активируются специальные аэрозольные капсулы, размещённые в боковинах. Поручни изготавливаются из стальной трубы, покрытой полимерной краской, обеспечивающей коррозионную устойчивость. Вертикальные поручни тонкие, прямые или изогнутые (иногда), крепятся к полу салона или с помощью кронштейнов к ручкам сидений. Горизонтальные перила тянутся по всей длине салона и могут оснащаться специальными подвесными ручками, сделанными из каучука, заменителя кожи или других материалов.

Боковые окна автобуса тонированные. В салоне автобуса может устанавливаться информационное табло-«бегущая строка» для отображения информации о рейсе, дате и т. п. В автобусе имеются довольно развитые системы вентиляции и отопления. Первая стандартно представлена сдвижными форточками, размещаемыми на боковых окнах; в крышу салона встроены вентиляционные люки. Опционно предлагаются электровентиляторы или кондиционер (в том числе в кабине водителя).

Система отопления связана с системой охлаждения двигателя. В салоне размещается от одного до четырёх воздушных электрических обогревателей-конвекторов, в кабине водителя устанавливается отдельный конвектор либо автономный отопитель Webasto.

МАЗ-107 оборудуется автоинформатором, однако микрофон в кабине водителя также имеется.

6.1. Сиденья для пассажиров. Сиденья могут выполняться из различных материалов. Стандартно устанавливаются сиденья, обшитые синтетической тканью различных цветов. У стандартных сидений спинка и подушка полностью обшиты синтетикой, а задняя спинка и ручка для пассажиров изготовлены из пластика. Возможны полностью пластиковые сиденья, выполненные из негорючей пластмассы.

Салон имеет трёхрядное планирование — на один ряд приходится три сидячих места, где слева от центрального прохода размещены два сиденья, а справа — одно, таким образом, количество сидячих мест не превышает 25-31. В пригородных модификациях возможен вариант четырёхрядного планирования (по два сиденья справа и слева; количество сидячих мест увеличивается до 51).

Рестайлинговый МАЗ-107.466, салон спереди. Фото Википедия

Общая пассажировместимость МАЗ-107 составляет приблизительно 150 человек, что сопоставимо с ёмкостью двухсекционного МАЗ-105 в 170 человек.

6.2. Возможности для инвалидов. Опционно автобус может комплектоваться аппарелью для обеспечения доступа в салон людям, перемещающимся в инвалидных колясках.

6.3. Кабина и место водителя. Кабина водителя полностью отделена от салона перегородкой, для входа и выхода водителю отведена передняя половинка передней двери, которая открывается автономно. В некоторых модификациях передние двери полностью отведены для пассажиров. Водительская кабина закрытого типа достаточно просторна.

Пластиковая приборная панель имеет форму дуги и выполняется в чёрном или тёмно-сером цвете. Панель предоставляет быстрый доступ ко всем органам управления. В её правой части размещен комплект клавиш, с помощью которых открываются и закрываются двери, с функцией одновременного закрытия всех дверей и двумя отдельными кнопками для открытия и закрытия створки кабины водителя. Там же размещены клавиши управления автоматической коробкой передач, выключатель света и противотуманных фар, а также тумблер моторного тормоза, кнопки управления автоинформатором и клавиша включения аварийной сигнализации. В левой секции находятся клавиши включения света в салоне и на месте водителя, отопления, ABS, ASR и других функций.

По левую руку от водителя находится дополнительная панель, где размещены джойстик стояночного тормоза и некоторые другие рычаги и кнопки.

Посередине приборной панели размещены спидометр с большим циферблатом фирмы VDO, оцифрованный до 125 км/ч с интегрированным электронным одометром. Справа от спидометра находится тахометр, оцифрованный до 30х100 оборотов коленчатого вала в минуту. Правее тахометра находятся указатели уровня топлива, манометр системы смазки двигателя и указатель температуры охлаждающей жидкости. Слева от спидометра находится два манометра контроля давления тормозной систему и вольтметр.

Имеются два подрулевых рычага: левый служит для включения и выключения сигналов поворота, правый управляет работой стеклоочистителей. Включатель приборов и стартера размещается в рулевой колонке. Водительское кресло мягкое и удобное оснащено пневмоподвеской и регулировкой по высоте. Управление движением автобуса происходит с помощью двух или трёх педалей в зависимости от оснащения его автоматической или механической коробками передач соответственно.

На автобусе применяется два 24-вольтовых автомобильных генератора, каждый из которых имеют свою контрольную лампу на панели приборов. Для отопления кабины водителя служит один воздушный конвектор, боковые зеркала заднего вида также оснащаются электроподогревом; в новых МАЗ-107 для водителя предлагается также кондиционер.

Предпусковой подогреватель жидкостного типа, соединён с системой охлаждения, питается дизельным топливом имеет мощность 30 кВт.

Третье пришествие Setra DT

Длина нового автобуса составляла 12 м, так как в то время исключений по максимально разрешенной для одиночных транспортных средств длине для автобусов еще не делали. Высота и ширина также были максимально разрешенными — 4 и 2,5 м соответственно. С точки зрения допустимой массы автобус также достиг разрешенного предела — 22 т.

Салон Setra Setra DT автобус Setra DT.jpg

Setra S 228 DT оборудовался ABS и электронной системой управления кондиционером. На автобусе был установлен самый мощный в то время двигатель Mercedes-Benz — 8-цилиндровый дизель OM 422 LA с турбонаддувом мощностью 276 кВт (375 л.с.). Двигатель агрегатировался с 8-ступенчатой коробкой передач с ручным переключением. Однако эта КП позднее была заменена на более удобный для водителя 6-ступенчатый агрегат с дополнительной ползущей передачей, сконструированный специально для автобусов с мощными моторами. Индекс Setra S 228 DT обозначал: 2 — модельную серию 200; цифры 28 — количество рядов кресел на нижнем и верхнем этажах автобуса. Однако автобусы с 14 рядами сидений, размещенными на первом и втором этажах, никогда не производили. Были доступны только версии 14+5, имеющие в общей сложности 89 посадочных мест. Буква D означала, что данная модель — двухэтажная, а буква Т — туристическая.

Руль Setra приборная панель Setra DT торпеда Setra приборная панель Setra автобус Setra DT .jpg

В 1989 г. двухэтажный автобус модернизировали. Он получил более мощный двигатель Mercedes-Benz OM 442 LA, развивающий 362 кВт (492 л.с.). Второе поколение автобусов появилось в 1993 г. Машина была построена на базе моделей Setra серии 300, производство которых было развернуто в 1991 г. Полная масса возросла до 25 т, габаритные размеры остались прежними. На двухэтажных автобусах второго поколения устанавливали моторы Mercedes-Benz OM 442 LA с мощностью до 370 кВт (503 л.с.). Двигатель агрегатировался с 8-ступенчатой коробкой передач, оснащенной системой предварительного выбора.

Передняя лестница

В 2002 г., через год после начала производства автобусов семейства Setra TopClass 400, появилась модель Setra TopClass S431DT. Габариты новой машины увеличились: длина — до 13,89 м, ширина — до 2,55 м. Возросшая длина автобуса позволила разместить дополнительный ряд сидений. Как опция для Setra TopClass 400 предлагалась остекленная крыша. Мощность нового двигателя V8 Mercedes-Benz OM 502 LA осталась прежней — 370 кВт (503 л.с.). Мотор передавал крутящий момент полностью автоматизированной 12-ступенчатой коробке передач ZF AS-Tronic.

Вид передней части 2-го этажа в автобусе Setra DT.jpg

В 2013 г. Setra провела модернизацию автобуса с целью привести его в соответствие с требованиями стандарта на выбросы уровня Eвро-6. Двухэтажные модели получили рядный 6-цилиндровый дизель OM 471 рабочим объемом 12,8 л мощностью 375 кВт (510 л.с.) с крутящим моментом 2500 Н•м, а также новую автоматизированную коробку передач GO 250-8 PowerShift.

Стеклоочиститель ветрового стекла 2-го этажа автобуса Setra DT.jpg

Двухэтажные автобусы 2020 г. построены на базе серии TopClass 500. Длина машины увеличилась до 14 м. Как и у его предшественника, высота потолка на первом этаже 180 см и 168 см — на втором. Автобус предназначен для поездки 83 пассажиров, но без удобств (хотя с туалетом и мини-кухней), с расстоянием между сиденьями, соответствующем 3-звездному уровню.

Ароматизатор автобуса Setra ароматизатор Mercedes-Benz на автобусе.jpg

С целью улучшения аэродинамических свойств внешний вид автобуса подвергся изменениям. Ветровые стекла с выраженной кривизной и большими радиусами краев облегчают обтекание воздуха. В задней части кузов получил специальные ниши и аэродинамические кромки для управления движением воздушного потока. Из-за этих приспособлений длина задней части увеличилась на 25 мм. Инженеры-разработчики уделили внимание деталям — стеклоочиститель на верхней палубе занимает вертикальное положение в положении покоя, как это сделано на спортивных автомобилях с целью уменьшения аэродинамического сопротивления. Система стеклоочистителей с двумя поводками была заменена центрально расположенным стеклоочистителем с плоским дворником. Область очистки дворником соответствует той, что была в предыдущей системе, однако обзор теперь доступен и через середину ветрового стекла.

Датчики на лобовом стекле на автобусе Setra стеклоочистители дворники на автобусе лобовое стекло автобуса.jpg

Снижению аэродинамического сопротивления способствует крышка, закрывающая переднюю часть автобуса снизу. При скорости свыше 95 км/ч кузов автобуса автоматически опускается на 20 мм. Все эти меры приводят к коэффициенту сопротивления Cd = 0,35. Аэродинамика обеспечивает основу для рекордно низкого расхода топлива, который снижен в зависимости от вариантов эксплуатации автобуса примерно на 7-10% по сравнению с предшествующей моделью. Кроме того, улучшение аэродинамики способствовало снижению уровня шума, что повысило комфорт поездки.

зеркало заднего вида на автобусе Setra обзор зеркала.jpg

Разработчики облегчили обслуживание автобуса. Панель с основными монтажными блоками и электрооборудованием находится рядом с передней дверью, что делает удобной процедуру ремонта и проверки электроцепей. Доступ к системе охлаждения, например, теперь осуществляется через большую дверцу с правой стороны. Раньше для этого использовали два люка. На противоположной стороне автобуса другая дверца открывает доступ к системе выпуска отработавших газов. Для облегчения опорожнения приемника отходов предусмотрен большой люк. Через него также обеспечивается удобный доступ для технического обслуживания сантехнической установки.

задняя оптика автобуса Setra габариты на автобусе стоп сигнал Setra DT.jpg

Ресиверы пневмосистемы, наоборот, перенесены в самые неудобные для доступа места: под рабочее место водителя и в область задних мостов. В освобожденное от ресиверов место на приподнятой платформе слева конструкторы поместили топливный бак с увеличенной с 510 до 540 л емкостью. При потребности, рядом с пространством, занимаемым отсеком хранения, может быть размещен дополнительный топливный бак емкостью 170 или 270 л. Бак для AdBlue, который имеет емкость 40 л (опционально 49 л), остался на прежнем месте — рядом с двигателем в задней левой части.

передняя оптика автобуса Setra фары на Setra DT поворотник на автобусе линзованные фары противотуманная фара автобусе омыватель фар.jpg

Также на своем прежнем месте осталось запасное колесо. Когда данное пространство требуется использовать, например, для инвалидных колясок, для оборудования в Bistro Bus (автобусах бистро) и специальных транспортных средствах, то «запаска» может быть размещена в пространстве багажного отделения. Для того чтобы водитель мог ее безопасно доставать, инженеры Setra разработали подъемное устройство.

новый Setra вид сзади.jpg

Автобус получил большие возможности по изменению архитектуры нижнего этажа, что позволяет приспособить его для всевозможных вариантов использования. Операторы могут заказать машины с задней дверью с тремя вариантами ширины. Дверь может быть оборудована пандусом для инвалидных кресел: с механическим или складным приводом типа Tri-Fold.

Салон 1 этажа автобуса Setra.jpg

Как и его предшественник, новый двухэтажный автобус предлагает два варианта расположения лестниц. В то время как задняя лестница всегда расположена за задним входом, заказчики могут выбирать положение передней лестницы. Популярным выбором является расположение лестницы позади водителя. Для автобуса, выполняющего дальние маршрутные перевозки, обычно выбирают расположение лестницы справа — непосредственно у входа, так как это позволяет ускорить посадку пассажиров. Для облегчения перемещения пассажиров конструкция лестницы была переработана.

Кухня в автобусе Setra.jpg

Непрерывные поручни сопровождают пассажиров на верхний уровень. Равномерно разнесенные широкие ступени обеспечивают удобную опору под ногами. Окантовка ступеней из высококачественного алюминия помогает пассажирам различать ступени на их пути по лестнице. Каждая ступень имеет индивидуальное освещение. Также возможно дополнительное освещение краев ступеней. На полпути по лестнице расположена площадка, позволяющая пассажирам перевести дыхание. Передняя лестница с левой стороны автобуса включает даже две площадки.

Сидения бизнес класса в салоне автобуса Setra.jpg

Благодаря ровному полу стал удобнее вход в туалетную комнату новой машины. Диагональная компоновка — это мастер-ход, который максимизирует доступное пространство для ног и свободу передвижения при использовании туалета и умывальника при сохранении той же площади, что и у предшественника. Еще одним фактором, способствующим новому ощущению пространства, является значительно увеличенный запас высоты — от 1,70 до 1,82 м. Яркое светодиодное освещение, цветные поручни и скрытая система вентиляции завершают внутреннее оборудование. Резервуар для сточных вод остается неизменным, поскольку он ранее был увеличен со 105 до 150 л в стандартной конфигурации.

Задняя лестница в автобусе Setra лестница на 2-й этаж.jpg

Кроме разнообразного оборудования салона операторы могут выбрать один из двух вариантов кокпита водителя: ComfortClass 500 или TopClass 500. Обе кабины оснащены системой CMS (Coach Media System) с 7-дюймовым дисплеем.

Обзор из кабины улучшают новые боковые зеркала. Они оснащены сферическим зеркалом, установленным над основным в одном корпусе. Как стандартное оборудование устанавливаются фары с источниками света LED.

В новом автобусе, благодаря конструктивным улучшениям, до 8,4 куб. м. увеличен багажный отсек. Водитель получил дополнительное пространство для хранения инструментов. Ящик для него размещается перед передней осью под кокпитом водителя.

шины автобуса литые диски Setra бензобак автобуса.jpg

Автобусы Setra S 531 DT комплектуется ведущими осями RO 440, используемыми на других автобусах Mercedes-Benz. Неведущая дополнительная задняя ось автобуса — с независимой подвеской. Такое решение повышает комфорт, улучшает управляемость и снижает массу транспортного средства. Для автобуса используются шины с 80% высотой профиля, а не низкопрофильные, которые ухудшают комфортабельность поездки.

Для заказа доступна такая опция как ароматизатор воздуха heaven-scent (небесный запах). Он работает, когда включено зажигание и открывается дверь или когда дверь остается открытой. Основные компоненты системы были позаимствованы у автомобилей Mercedes-Benz S-Class. Доступны шесть ароматов, флакон вставляется в специальное устройство. Аромат всегда тонкий, мягко рассеивается и быстро исчезает после выключения. Использование этого устройства не изменяет запах интерьера, равно как и молекулы аромата не оседают на текстильных поверхностях или одежде.

Новый двухэтажный автобус Setra опционально комплектуется маршрутизатором и антенной. Маршрутизатор Coach Media Router включает два слота для SIM-карт с поддержкой LTE и два порта USB для автономного предоставления медиаконтента. Для питания мобильных устройств пассажиров существуют порты USB и розетки 230 В.

Поделиться

Модификации

Пригородный низкопольный автобус МАЗ-1075. Фото МАЗ

Выпускается несколько модификаций с разными двигателями и коробками передач. В 2008 году начали выпускаться рестайлинговые модификации МАЗ-107.46*, у которых был изменен дизайн передка и задней панели. В течение производства устранялись недостатки и улучшались уже существующие преимущества.

Для МАЗ-107 предусмотрены самые разнообразные комплектации. Автобус может быть укомплектован немецкими (Mercedes-Benz или MAN) или белорусскими (ОМУ) двигателями, механической или автоматической коробкой передач. Возможно разное планирование салона и количество мест, имеется широкий список дополнительного оборудования. МАЗ-107 и другие МАЗы первого поколения выпускаются наряду с МАЗами второго поколения и претерпевают постоянные усовершенствования.

МАЗ-107 эксплуатируется в городах Белоруссии (наибольшее количество оригинальных МАЗ-107 в Гомеле), России, Украины, Румынии, Эстонии, Польши, Кубы. Был широко распространён в Москве (около 370; по состоянию на февраль 2020 года в пассажирской эксплуатации находятся единицы ПС данной модели).

На базе МАЗ-107 планировалось наладить производство троллейбусов МАЗ-107Т, однако проект не был осуществлён.

МАЗ-107 может выпускаться в пригородном варианте.

Габариты

Уникальность автобуса МАЗ-107 заключается как раз в его габаритах. Автобусы особо большого класса пользовались огромным успехам в Европейских странах, в частности в Германии, в 90-ые годы, поскольку там был постоянно высокий пассажиропоток. Эту идею позаимствовала и компания из Минска. В результате автобус получил цельнометаллический кузов несущего типа, который был укомплектован тремя дверьми сдвижного типа. Передняя половина передней двустворчатой двери для водителя.

Габариты:

  • Он может похвастаться своей длиной, которая немного не дотягивает до 15 метров и составляет 14 480 мм;
  • Автобус имеет стандартную для всех моделей линейки ширину – 2 500 мм;
  • Высота – 3 210 мм;
  • Полная масса составляет 24 100 кг. Большую часть массы на себя забирает средняя ось автобуса – 11 500 кг.

Основные сведения, характеристики

  • Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
  • Назначение. Городской.
  • Класс. Особо большой.
  • Тип кузова. Однозвенного типа, несущий, интегрированный с рамой, вагонная компоновка.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака. 220.
  • Снаряженная и полная масса, кг. 13800 и 23700.
  • Нагрузка на переднюю/среднюю/заднюю ось от снаряженной массы, кг. 3200/7050/3550.
  • Минимальный радиус разворота, м. 12,5.
  • Угол въезда передний/угол съезда задний, градусов. 9/7.
  • Рулевой механизм. РУП МАЗ.
  • Тормозная система. Пневматическая, двухконтурная.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. Daimler OM 906 LA, а также Mercedes-Benz OM 906 LAIII, Mercedes-Benz OM 906 LAII, MAN D0826, возможны другие модели.
  • Тип. Дизельный, четырехтактный.
  • Количество и расположение цилиндров. 6 рядное.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-3, Евро-4, Евро-5.
  • Рабочий объем, л. 7,2.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 240 (326).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1300.
  • Расположение двигателя. Задний свес, размещен вертикально.
  • КПП. Автоматическая Voith Diwa D851.3E (трёхступенчатая).
  • Подвеска передней-задней оси. Независимая пневматическая с 1 КУП-Независимая пневматическая с 2мя КУП.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км.
  • Максимальная скорость, км/ч. 78-94.
  • Предпусковой обогрев. Присутствует.

Самый необычный автобус в мире: Foremost Terra Bus

Мы уже писали про спецтехнику для тяжелых северных условий работы, которую выпускает канадская компания Foremost. А сегодня хотим подробнее остановится на их автобусе Terra Bus.

Он создавался для доставки персонала или туристов по льду или мягким снежным поверхностям. Например, один такой катает туристов по Ледовому Полю в Канаде. Пассажиры удивляются тому, что Terra Bus способен с легкостью забираться на гору, покрытую льдом, а также спускаться с нее.

Трехосный автобус длиной почти 15 метров рассчитан на перевозку 56 пассажиров. Его ширина — 3,61 метра, а высота — почти 4 метра. Весит такой исполин целых 25 тонн!

В движение он приводится американским дизельным двигателем Detroit Diesel Seires 50 мощностью 250 лошадиных сил, который работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Естественно, Foremost Terra Bus — это не скоростной автобус, предназначенный для езды по хайвеям. Его максимальная скорость составляет всего 40 км/ч. Зато специальные шины низкого давления обеспечивают минимальную нагрузку на поверхность, что очень важно для движения по слабонесущим грунтам.

Выпущено таких не больше 10-20 экземпляров (на 2008 год их было 7). Автобусы используют в Антарктике и Канаде.

Особенности

  • кузов из высокопрочной стали с полной антикоррозионной обработкой;
  • возможность установки электронных рейсоуказателей;
  • системы ABS и ASR;
  • подруливающая задняя ось и сравнительно небольшой радиус разворота;
  • тонированные стеклопакеты;
  • функция блокировки дифференциала;
  • повышенный уровень пожарной безопасности;
  • автоинформатор в салоне;
  • широкий выбор альтернативных и дополнительных опций;
  • система блокировки поворота третьей (подруливающей) оси для движения задним ходом.

Преимущества и недостатки

Эргономичность. Автобус способен вместить 154 человека. В число главных достоинств этой пассажирской техники также входят сниженные расходы на эксплуатацию и отсутствие уязвимых узлов сочленения. Транспортное средство отличается повышенным удобством для пассажиров (посадка и высадка), поскольку имеет низкий пол. Такое конструкционное решение косвенно позволяет уменьшить затраты времени на остановки. Число сидячих мест варьируется от 25 до 31. В салоне МАЗ раздельные кресла расположены в 2 ряда: по левой стороне – двойные, по правой – одиночные. Чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться автобусом, в нем предусмотрен откидной трап. Салон оборудован креплениями и приспособлениями для размещения одной инвалидной коляски. В кабине водителя установлен независимый воздушный отопитель (2-2,2 кВт), регулируемое пневматическое сиденье и другое оборудование для комфортной работы.

Оригинальный МАЗ-107.066, вид справа. Фото Википедия

Присутствуют и другие плюсы:

  • трёхрядное планирование, обеспечивающее широкий проход;
  • соответствие экологическим нормам;
  • возможность блокировки дифференциала;
  • системы ABS и ASR.

Стоит отметить и минусы:

  • недостаточно мощные двигатели (например, ЗМЗ, Renault) на ранних модификациях МАЗ-107;
  • недостаточно эффективная система вентиляции (кроме модификаций, оснащённых кондиционером);
  • слишком высокое расположение поручней в салоне;
  • поломки дверных кронштейнов (не часто);
  • жёсткая подвеска.
  • низкая надёжность некоторых узлов, в частности системы блокировки третьей оси, ABS, ASR
  • барабанные тормозные механизмы с классическими трещотками.

Автобус МАЗ-107

Городской низкопольный трёхосный автобус МАЗ-107 из Белоруссии имеет длину почти 15 м. По своей вместимости он равноценен сочленённому городскому автобусу. При этом отсутствие механизма сочленения и «гармошки», закрывающей разрыв между передней и задней частями, значительно увеличит ресурс кузова автобуса.

Автоубус МАЗ-107 выглядит снаружи довольно привлекательно и современно. Интерьер салона тоже смотрится очень неплохо. Кроме того, низкий пол предоставляет пассажирам в городе максимальные удобства при посадке и высадке: передняя и средняя двери не имеют ступеней вообще. Если вспомнить среднюю длину поездки пассажира в городе, то это весьма солидное преимущество низкопольной машины. Недаром в Европе уже много лет в качестве городского автобуса используются в большей степени именно подобные низкопольные автобусы.

Рабочее место водителя автобуса удобное, обзор панели приборов не затруднён, сами приборы и контрольные лампы не перекрываются ободом рулевого колеса и руками водителя. При возникновении неисправностей, способных привести к выходу из строя двигателя или отказу тормозов, кроме контрольных ламп для привлечения внимания водителя используется и звуковая сигнализация.

Автобус МАЗ-107 оборудован рядным шестицилиндровым двигателем Mercedes-Benz, cагрегатированным с автоматической лицензионной коробкой передач Voith Diva казанского производства. Плюсом является то, что коробка передач имеет встроенный гидравлический тормоз-замедлитель (ретардер). Насколько он удобен на городском автобусе, не надо говорить. Ведь режим движения машины – разгон и торможение на каждой остановке. И благодаря ретардеру ходимость тормозных колодок может вырасти с 10–15 тыс. до 110 тыс. км.

Кроме основной тормозной системы МАЗ-107 имеет ещё три запасных (аварийных) тормоза. Тормозные механизмы снабжены автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, что облегчает техническое обслуживание. Антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы при полной массе машины около 24 т и плотности движения транспортного потока в современных городах тоже не кажутся лишними.

При движении автобуса МАЗ-107 вперёд колеса задней поддерживающей оси являются самоустанавливающимися. Фактически ось работает как передний мост, не связанный с рулевым механизмом. Это значительно уменьшает сопротивление качению машины в повороте, снижает расход топлива и износ шин. Для движения задним ходом колёса поддерживающего моста блокируются от поворота с помощью гидравлики, управляемой клавишей на панели перед водителем.

Автобус нормально управляется, обзор через зеркала достаточный, ширина коридора, занимаемая машиной в поворотах, не так уж и велика, как кажется.

Двигатель Mercedes-Benz в сочетании с автоматической коробкой работает очень хорошо, моменты переключения передач подобраны удачно, а сам процесс переключения происходит плавно, без рывков. Рулевое управление в норме, усилие на руле небольшое даже при его вращении на месте. Динамические качества машины с полной нагрузкой средние, максимальная скорость для городского автобуса вполне достаточная – 80 км/ч. В целом автобус МАЗ-107 оставляет хорошее впечатление.

Комплектация

  • независимое оборудование для предпускового подогрева двигателя и отопления салона – жидкостный подогреватель (30кВт, Webasto);
  • независимый воздушный отопитель водительской кабины (2,0-2,2 кВт, Eberspacher или Webasto);
  • специальные шины (Белоруссия);
  • антиблокировочная тормозная система (ABS);
  • антипробуксовочная система (ASR);
  • система принудительного наклона кузова «Книлинг»;
  • износоустойчивое нескользящее покрытие пола «Грабиол»;
  • термоизолирующее противошумное потолочное покрытие;
  • антикоррозийное покрытие на днище и в скрытых полостях;
  • оцинкованный лист на бортах и крыше;
  • оборудование для связи (громкоговорителя, усилитель и микрофон);
  • откидывающийся трап для инвалидной коляски и оборудование для ее крепления в салоне;
  • стекла с тонировкой и клапанными форточками;
  • 4 крышных вентилятора;
  • кнопки остановки по требованию;
  • регулируемое водительское сидение на пневмоподушке (производство ОАО «МАЗ»);
  • ввинчиваемые буксирные вилки;
  • перегородка, отделяющая салон от водительской кабины, без выхода в салон.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: