Американский тягач Kenworth T2000 — новый стандарт стиля и аэродинамики


Kenworth Truck Company
ТипДочернее общество
Листинг на биржеNASDAQ: PCAR
Основание1923
ОснователиHarry W. KentEdgar K. Worthington
РасположениеСША, Канада, Австралия, Мексика
ОтрасльАвтомобилестроение
ПродукцияГрузовые автомобили
Материнская компанияPaccar Inc.
СайтPACCAR Inc.
Kenworth на Викискладе

Kenworth
(МФА: [kěn wɜːrθ]) — торговая марка автомобилестроительной компании, специализирующейся на производстве средних и тяжелых грузовиков, седельных тягачей, грузовых шасси и самосвалов.

Предприятия Kenworth расположены в США, Канаде, Австралии и Мексике, являются дочерними компаниями транснациональной корпорации Paccar Inc[1].

Предыстория

Уборка мусора конным экипажем. Сиэтл штат Вашингтон. 1915
Pike Place Market Сиэтл. 1919 год

В 1910-х годах бизнесмен Эдгар Уортингтон (англ. Edgar K. Worthington) из Сиэтла управлял гаражом — ангаром, арендованным у небольшой авторемонтной мастерской «Gerlinger Motor Car Company».

В те годы бизнес автомастерской переживал тяжёлые времена. Бывший механик компании вспоминал:

В те времена количество машин на дорогах можно было пересчитать по пальцам. Помню, я целыми днями слонялся возле гаража без дела, ожидая заказа на работу. Иногда я зарабатывал всего $5 в неделю, а иногда и нет. Едва удавалось сводить концы с концами. Частенько приходилось наниматься на соседнюю лесопилку, там хоть что-то платили. До сих пор не могу понять, как нам вообще удалось собрать свой первый грузовик.

Ed Hahn (Gerlinger Motor Car Co.)

[2][1].

Пытаясь «остаться на плаву», Эдгар Уортингтон вместе с единомышленниками принимает решение о строительстве своего собственного грузовика.

И вот, в 1915 году, предприимчивым механикам удалось построить свой первый автомобиль — грузовик. Это была грузовая платформа с шестицилиндровым двигателем и рамой из прочного металла. Грузовой автомобиль был назван «Gersix», построен он был смелыми предпринимателями всего за один год[2][1][3].

К 1917 году компанию всё же пришлось выставить на продажу, и это несмотря на то, что к этому времени имелось несколько офисов и площадок для продаж грузовиков, — в Сиэтле и Портленде. В тот же год Уортингтону, вместе со своим деловым партнёром Фредериком Кентом (англ. Captain Frederick Kent) удалось приобрести «Gerlinger Motor Car Co.». Сразу же после приобретения компанию было решено переименовать в «Gersix Motor Company».

В 1919 году Фредерик Кент ушёл из бизнеса и его сын Гарри Кент (англ. Harry W. Kent) становится новым партнёром Эдгара.

К 1922 году было собрано и продано 53 грузовика. Это было неплохим результатом для небольшой автосборочной мастерской и партнёры решили вложить деньги в акции различных компаний. Довольно успешно играя на биржах, к 1923 году, компаньонам удалось привлечь $ 60 000 (по тем временам огромная сумма), и это положило начало новой эры в истории предприятия. Гарри Кент и Эдгар Уортингтон принимают решение о реинкорпорации «Gersix Motor Co.»[4][2][1].

Внешний вид

В мире данный седельный тягач более известен как «Микки Маус». Это название он получил в первую очередь из-за своего оригинального, броского дизайна, который не позволяет автомобилю остаться на дороге незамеченным.

Поскольку большинство дорог в Америке чрезвычайно загружены автомобилями, разработчики постарались создать в салоне «Кенворт Т2000» оптимальную аэродинамику. В результате автомобиль получил наклон капота в 32°, выпуклую конструкцию бампера и дополнительные антикрылья. Данные нововведения сыграли существенную роль в уменьшении расхода топлива при езде на высокой скорости, в сравнении с большинством других популярных грузовых автомобилей. Кроме того, грузовик «Кенворт Т2000» имеет незначительно сдвинутую назад переднюю ось, благодаря чему вес распределяется по ней равномерно.

История

Инженерная машина Kenworth 572 времён Второй мировой войны
Пожарный автомобиль Kenworth 1250-GPM Pumper
Туристический автобус Kenworth образца 1937 года
Сортиментовоз Kenworth серии «К» 2007 в Новой Зеландии
Автобус Kenworth T-216 1955 года выпуска
Седельный тягач Kenworth W900 на дорогах Германии
Восстановительно-эвакуационная машина на базе Kenworth T650
Городской грузовик-фургон Kenworth K370 2013
Грузовик Kenworth Т-460 на улицах Мехико
Перевозка негабаритного груза. Австралия

Kenworth Truck, оборудованный для перевозки живой рыбы на озере Веначи штат Вашингтон 1940-е годы.
«Kenworth Motor Truck Company» была основана в 1923 году на производственной базе «Gersix Motor Co.» как акционерное общество американскими предпринимателями Гарри Кентом и Эдгаром Уортингтоном в городе Сиэтл штат Вашингтон[5][6].

На заводе сразу же приступили к производству грузовиков под маркой «Kenworth». В 1924 году было построено и продано 80 автомашин небольшой грузоподъемности, через год после основания на линии собирали уже по два грузовика в неделю[4][2][1].

В 1926 году «Kenworth Motor Truck Company» открывает мастерскую (линию) по производству шасси для пассажирских автобусов.

В 1929 году Гарри Кент сменил Эдгара Уортингтона на посту президента «Kenworth Motor Truck Co.». К тому времени продажи шли не плохо, спрос превышал предложение и компания испытывала необходимость в расширении своих производственных площадей.

В 1930 году удалось построить и запустить полный цикл производства на новом заводе по сборке грузовиков в городе Сиэтл.

Мировой экономический кризис конца 1920-х годов и Великая депрессия в США притормозили устойчивый рост компании. Падал спрос на продукцию, банки требовали возвращения процентов по кредитам. Тем не менее, менеджерам «Kenworth», благодаря постоянной модернизации производственных цепочек и политике агрессивного маркетинга удалось получить «муниципальные заказы» на проектирование и постройку пожарных машин и автобусов[3].

Каждый начальник пожарной части чувствовал себя ведущим дизайнером пожарных машин, и он хотел, чтобы его идеи были немедленно воплощены в жизнь. И мы делали это, а другие производители не смогли.

Murray Aitken (Kenworth)

.

В 1933 году «Kenworth» стала первой американской компанией, которая начала устанавливать дизельные двигатели на свою серийную продукцию[7]. Поскольку дизельное топливо в те времена, в США, стоило значительнее дешевле[2]бензина, «дизеля́» компании пользовались устойчивым спросом и стали лидером продаж на автомобильном рынке Америки. Дела в компании пошли в гору и это положило начало разработке и производству известной линейки грузовиков, автобусов и специальной техники «Kenworth» с дизельным двигателем.

В 1936 году «Kenworth Motor Truck Co.». проектирует и выпускает свой первый бескапотный грузовик (англ. Cab Over Engine). Эти грузовики оказались чрезвычайно эффективными и были в состоянии нести максимальное количество груза в минимальной общей длине.

В 1937 году Фил Джонсон (англ. Phil Johnson) стал президентом «Kenworth», заменив внезапно скончавшегося Гарри Кента.

Производство продолжало расти, и в 1940 году было построено и продано уже 226 автомобилей.

Сразу же, после вступления США во Вторую Мировую войну, в 1941 году, «Kenworth» переоборудует свои сборочные линии под военные нужды. В кратчайшие сроки был спроектирован и запущен в серийное производство грузовик повышенной проходимости с колёсной формулой 6Х6. По заказу армии США компания производит 430 грузовиков M-1 «Wreckers», оборудованных лебедками, кранами, принадлежностями для газосварки и ремонта в полевых условиях[8].

К концу войны «Kenworth» получает дополнительный заказ на производство ещё 1500 единиц М1 различных модификаций[9][10].

Военные грузовики и ремонтно-эвакуационная машина Kenworth М1 на шасси 6×6, наряду с легендарным Studebaker US6 задали направление развития всех подобных разработок в этой области на многие годы вперёд после войны во всём мире[11].

В 1944 году вдовы владельцев приняли решение о продаже контрольного пакета акций «Kenworth Motor Truck Co.». В результате торгов контрольный пакет выкупил президент «Pacific Car and Foundry» Поль Пигот (англ. Paul Pigott)[1]. С тех пор «Kenworth» является частью транснациональной корпорации «Paccar»[10].

Проверка боем для М-1 состоялась 20 октября 1944 года, когда после 40-дневного морского перехода наши войска были переброшены на Филиппины. День за днем наши Kenworth пробирались через липкую грязь аж по самые верхушки колес, эвакуируя с поля боя подбитые танки под плотным минометным огнем японцев. Машины запросто преодолевали непроходимые дороги, рвы и реки.

Cpt. Christofferson of the 780th Amphibious Tank Battalion

.

В 1980-х годах «Paccar Inc.» открыла предприятия по производству грузовиков под торговой маркой «Kenworth» в Мексике и Австралии[12].

С начала 1990-х годов производятся грузовики небольшой грузоподъемности «Kenworth» серии «К» и DAF серии «LF»[10].

История американского автомобилестроения.Kenworth Truck Company

Вернуться назад

В начале 90-х годов, отмеченных резким ростом объема грузоперевозок, Сиэтлский бизнесмен Эдгар Уортингтон (Edgar Worthington) управлял зданием, арендованным компанией Gerlinger Motor Car Company. На протяжении этого времени Эдгар имел возможность наблюдать, как именно происходит ремонт автомобилей. Эдгару и в голову не могло придти то, что вскоре Gerlinger станет его собственностью. Известно, что компания была достаточно популярна в своем регионе и благополучно просуществовала еще пару лет. В 1917 году Gerlinger неожиданно объявил о своей финансовой несостоятельности и Эдгар Уортингтон решает приобрести компанию. Вместе со своим партнером по бизнесу капитаном Фредериком Кентом (Frederick Kent) он покупает Gerlinger и переименовывает ее в Gersix Motor Company (первый грузовик, собранный компанией в 1915 году назывался Gersix). В 1919 году Фредерик Кент выходит из бизнеса и передает свои права управления своему сыну. Гарри Кент (Harry Kent) становится новым партнером Эдгара. Компании удается заключить несколько выгодных контрактов и к 1922 году продается 53 грузовика Gersix — компания зарабатывает 60 тысяч долларов. В течение 1924 года Kenworth продает 80 грузовиков, а в 1925 выходит на уровень продаж до двух грузовиков в неделю. С первых же дней своего существования компания собирает модели с учетом пожеланий заказчика. Благодаря усилиям начальника департамента продаж Верона Смита (Vernon Smith), Kenworth получает известность как фирма, изготавливающая машины по специальному заказу. В годы Великой Депрессии на заводе стабильно строится по 3 грузовика в неделю. С расширением возникла необходимость снижения производственных издержек. С целью снижения налогового бремени Kenworth принимает решение о строительстве новой сборочной линии в Канаде. В 1929 году на общем собрании акционеров Гарри Кент избирается президентом. В 1932 году Kenworth получает государственный заказ на производство пожарных машин. В 1933 году Kenworth становится первым Американским производителем, серийно устанавливающим на свою технику дизельные двигатели. Грузовики Kenworth сразу становятся лидером продаж. Дело в том, что цена на галлон дизельного топлива составляло всего одну третью от стоимости галлона бензина, а перевозчики были крайне заинтересованы в сокращении своих текущих расходов. Серийная установка дизелей была не единственным нововведением. В этом же, в 33-м году, по специальному заказу выпускается и продается в Вашингтон первый в мире тягач со спальным отсеком для водителя. В 1935 году в Америке вступает в силу новый законодательный акт, устанавливающий жесткие ограничения по весу и размеру грузовиков. Инженеры Kenworth разрабатывают и активно вносят в конструкцию новые узлы и компоненты. Создается облегченная алюминиевая кабина и капот. Этот период отмечен созданием гидравлических тормозов, пружинной подвески и колесной формулы 6х6. Kenworth в 1936 году строит модель «bubble-nose», т.е. прототип современного варианта с кабиной над двигателем. Считалось, что эксплуатация таких тягачей, способных при минимальной длине состава перевозить максимальный груз являлась наиболее эффективной в штатах, где существуют ограничения по длине состава и весу. Однако, выпуск моделей COE (cab over engine) не стал приоритетом производственной программы Kenworth. В 1937 году Гарри Кент умирает от острого сердечного приступа, и новым президентом компании становится Фил Джонсон. Производство набирает обороты. Зарегистрировано, что в 1940 году было построено 226 машин. Военные годы США, потерпевшие поражение в Пирл-Харборе срочно готовятся к войне. Буквально через месяц после объявления войны Kenworth перестраивает свои линии под нужды армии и производит 430 знаменитых 4-х тонных грузовиков M-1 «Wreckers», оборудованных лебедками, кранами, принадлежностями для газосварки. К концу войны компания получает дополнительный заказ на производство еще 1500 единиц. В связи с производственной необходимостью, Kenworth автоматизирует линии и модернизирует конвейер. В 1943 году происходит еще одно знаменательное событие: на заводах начинается выпуск компонентов для бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость» и В-29. Правительство посчитало, что Сиэтл больше не является абсолютно безопасным в случае нападения врага с моря, и потребовало от Kenworth переноса основного производства M-1 вглубь страны, в штат Вашингтон. Когда президент компании Фил Джонсон умер в 1944 году, вдовы бывших владельцев компании выразили желание продать контрольный пакет акций своим служащим. Нужно сказать, что активы компании были такими огромными, что сотрудники Kenworth были попросту не в состоянии выкупить даже небольшую часть собственности компании. Однако, покупатель быстро нашелся. Им оказался президент корпорации Pacific Car and Foundry Поль Пиготт (Paul Pigott). Сделка состоялась и с тех пор Kenworth является частью PACCAR. Несмотря на то, что к концу войны общее количество армейских заказов существенно сократилось, Kenworth продолжал ежегодно производить 427 магистральных тягачей и 484 единиц техники военного предназначения. В этот период компания получает самый большой за всю свою историю заказ на постройку грузовиков под перевозку гавайского сахарного тростника. 1946 год отмечен своеобразным рекордом — было произведено 706 грузовиков специального назначения. Руководством компании принимается решение о консолидации бизнеса, и все производственные мощности переносятся обратно в Сиэтл. К 1950 году техника под маркой Kenworth поставляется уже в 27 стран, а продажи вне США достигают 40% от общего объема. В 1951 году по заказу Arabian American Oil Co (ARAMCO) разрабатывается модель 853. Конструкция машины оказывается настолько удачной, что Kenworth получает невероятно большой заказ на постройку еще 1700 единиц. Практически в любой точке Ближнего Востока, на всех нефтяных месторождениях работали 853-е модели. В то время как техника завоевывала Азию, в конструкторском бюро компании разрабатывалась совершенно новая 801 модель- самосвал с емкостью кузова 11 кубических ярдов. Активно завоевывается рынок Канады, где в 1955 году строится очередной завод Canadian Kenworth Limited в Бурнаби (Burnaby), Британская Колумбия. В 1956 году, согласно соглашению о вступлении PACCAR в права собственности, Kenworth полностью теряет право быть независимым производителем и переходит под внешнее управление. С тех пор Kenworth официально получает новое название — Kenworth Motor Truck Company и становится одним из подразделений PACCAR Результатом организации явилось появление «визитной карточки» Kenworth — тягачей 900 серии. Конструкторам удалось создать крепкое, но одновременно легкое шасси с применением новых сплавов. Большой парк 923-х моделей активно использовались поисковыми экспедициями в полярной части Юкона для разведки и бурения нефтяных скважин. Специально для условий Арктики, конструкторы предусмотрительно оснастили 923 модели двигателями Cummins NH 200 с турбиной и автономной системой подогрева. Модель стала известна благодаря своей фантастической проходимости. В начале 1957 была представлена модель COE, конструкция которой обеспечивала водителю не только великолепный обзор, но и легкий доступ к двигателю и элементам трансмиссии. 1959-1965 Kenworth строит новый завод и представляет две новых модели. Для компании настает второй период расширения бизнеса, но на этот раз наступление ведется на юг. Мексика, один из основных торговых партнеров США вводит добавочные таможенные пошлины на импортную технику. В связи с этим, Kenworth строит в Мексике региональное производство. В 1961 представляется сразу две модели: W900 Conventional — c удлиненным спальным отсеком и обновленной приборной панелью и K100 — вариант COE, созданный для работы на территориях западного побережья, где существуют жесткие ограничения по длине состава. Обе модели становятся чрезвычайно популярными и хорошо продаются. Kenworth вынужден строить очередной завод в Канзас-Сити, Миссури (Kansas City, Missouri). К концу года компания ставит свой очередной рекорд — с конвейера выходят 2037 машин. К 1966 году по всей территории США на Kenworth работают 46 региональных дилерских центра. По всему миру в этот год продано 3900 машин, что явилось очередным рекордом. В 1967, Kenworth разработал для собственных нужд некое подобие ЭВМ, что упростило работу центрального офиса с дилерскими и сервисными центрами. Очередное повышение налогов и тарифов приводит управленцев компании к мысли о переносе части своих производств на другие континенты. В 1968 году Kenworth строит завод вблизи Мельбурна в Австралии (Melbourne, Australia), где в течение 2-х лет производятся капотные и бескапотные модели грузовиков с правым рулем. В годовщину своего 50-летия, общее количество проданных в этот год автомобилей впервые превышает пятизначную цифру. В ознаменование юбилея, и с тех пор на капоте красуется золотой орнамент «Kenworth Bug». Открывается новый завод в местечке Чилликос в Огайо и к 1974 компания выпускает до 16000 единиц техники ежегодно. Kenworth отпраздновал 200 -летие США грандиозным шоу, где впервые была представлена VIT (Very Important Trucker) серия. Уже существующие модели W900 Conventional и K100 COE были отделаны с особым шиком. Просторные спальные отсеки были дополнены двухъярусными диванами, изысканной отделкой салона, встроенными шкафами, холодильниками, кухонными плитами и вспомогательными системами очистки и кондиционирования воздуха. Каждый тягач имел свою окраску, внешнюю и внутреннюю отделку и гордо носил на капоте название своего штата. Однако Kenworth не только преподнес покупателям изящества и украшательства, но и серьезные конструктивные изменения рамы и трансмиссии. Так, специально созданный для тундры вариант Аляска Arctic Transporter (ATX) имел колесную формулу 6Х6 и новую, идеальную для Севера торсионную подвеску. В 1974 году произошло примечательное событие — Kenworth получает ответственный заказ на транспортировку из Иллинойса в Калифорнию самого большого в мире Магнитного Спектрометра, способного вырабатывать магнитное поле в 36.000 раз превышающее естественное поле Земли. Компании выдается специальное разовое разрешение на перевозку груза весом 107 тонн, длиной 140 футов и 13.5 футов высотой. Для сравнения: это параметры подводной лодки. Для выполнения этого ответственейшего задания Kenworth конструирует и специально создает супер — мощный тягач с двигателем Caterpillar 3408 мощностью 450 л.с. и 24-х скоростной трансмиссией. Одновременно проектируется трейлер с системой многочисленных подкатных тележек. Процесс следования состава освещался по телевидению, а на многочисленных остановках специалисты Kenworth охотно давали интервью прессе. Одним из сложнейших участков маршрута было преодоление хребта Ламари, высотой 8500 футов при порывах ветра до 80 км.ч. Kenworth модифицирует и ставит на линию версию W900, переименовав ее в W900B. Исследования в области аэродинамика и структурной прочности силовых элементов рамы легли в основу создания бескапотной версии K100E. В 1984 году K100E установил своеобразный рекорд среди тягачей аналогичного класса в сравнении аэродинамических показателей и экономии топлива. В 1985 году выпускается модель, которая на долгие годы задает моду всему автомобилестроению. Из сборочного цеха вышел знаменитый Kenworth T600A, тягач со скошенным аэродинамическим капотом со сдвинутой назад передней осью. Новая модель объединяла в себе комфорт и стиль капотной модели с маневренностью версии COE с кабиной над двигателем. Коэффициент лобового сопротивления тягача был настолько низким, что иной раз водителю удавалось сократить расходы на топливо на 22%. T600A резал набегающий воздушный поток как ни один когда-либо созданный до этого тягач. Продувка в аэродинамической трубе подтвердила увеличение аэродинамических показателей сразу на 40% по сравнению с капотными моделями W900 (в России их будут называть «ракетами»). Радикальные нововведения не явились препятствием для успешных продаж Т600А. Тягач различных модификаций активно применяется в системе перевозок и на протяжение нескольких лет является самой распространенной моделью Kenworth. В 1986 году создается более мощная капотная модель T800, тягач с уменьшенным радиусом разворота для транспортировки особо тяжелых грузов. Т800 и по сегодняшний день выпускается в варианте магистрального тягача и самосвала. В целях завоевания американского строительного рынка Kenworth пополняет свой ряд мощной моделью самосвала C500B, обладающего надежностью своего предшественника C510, с кабиной, аналогичной модели T800. Весной 1988 на ежегодной выставке представляется модель тягача T400A. Следующим нововведением Kenworth стала установка на самосвалах небольших спальных отсеков. В 1989 году выходит в серию Kenworth T450, вариант мощного самосвала с кабиной длиной 112 дюймов от бампера до задней стенки кабины, и одновременно представляется новая модификация T600A которая значительно превосходит своих предшественников в экономии топлива. В 1990 году на континентальной гонке «Tour America» Kenworth выставил сразу 3 модели Т600а c различными двигателями. В процессе гонки шел непрерывный анализ показателей расхода топлива из расчета галлон на милю. Результаты были следующими: двигатель Cummins L10 мощностью 330 л.с. — 8.21 миля/галлон; Cummins N14 370 л.с. — 7.99 миля/галлон; Cummins N14 460 л.с. — 7.68 миля/галлон. В 1990 году представляются капотная модель W900L с длиной кабины в 130 дюймов», а вниманию водителей — индивидуалов предлагается версия с удлиненным капотом. В 1991 компания по специальному заказу разрабатывает модель T884 с двойным рулевым управлением и со всеми ведущими осями. Грузовик обладал невероятной маневренностью и с успехом применялся для работы в карьерах, шахтах, туннелях и строительстве. В этом же году Kenworth получает нестандартный заказ — перевезти старый самолет — разведчик SR71 Blackbird c территории военной базы в пустыне Мояв в Сиэтл, в Музей Авиации. Kenworth при участии своего давнего заказчика, компании Schmitt Lowbed Services сумел выполнить труднейшую поставленную задачу. Дело в том, что SR71 Blackbird имел 98 футов в длину и 23 фута в ширину. Вопрос: возможна ли транспортировка самолета в Сиэтл? Ответ: Да. Хотя и не без проблем. Ширина дорожного полотна всего 12 футов и это означает, что SR71 будет перекрывать собой и встречное движение. Согласно Американскому Дорожному Законодательству должно получаться специальное разрешение на перевозку грузов шире 8.5 футов и тяжелее 80.000 фунтов. Компании удается получить такое разовое разрешение, но по его условиям, крылья самолета должны были быть демонтированы и перевозится отдельно от фюзеляжа. Для проведения операции потребовалось 5 тягачей Kenworth Т800 с двигателями 460 л.с. и специально созданный низкорамный для этой операции трейлер Trail King длиной 73 фута. Один тягач тянул фюзеляж, а 4 — крылья и двигатели. Через 20 дней колонна благополучно прибыла в Сиэтл, где SR71 установлен в Музее Авиации и до настоящего времени служит как аттракцион. В Июне 1992 года компания объявила о начале выпуска модели тягача 7 класса К300 в версии с кабиной над двигателем. Примечательно, что производство машин 7 класса переносится из Бразилии в США, а часть сервисных служб, отвечающих за поставку запасных частей, переводится в Квебек. Через месяц Kenworth представил серию «В» с шумонепроницаемой кабиной, интерьер которой предлагал водителю уровень комфорта, граничащим с роскошью. Впервые были применены особые полимерные амортизаторы, способные не только гасить вибрацию, но и частично сохранять горизонтальное положение кабины при сильных продольных перемещениях рамы. 1993 70-летний юбилей компании 4 Июня происходит торжественная церемония по поводу открытия нового производства в городе Рентон, штат Вашингтон (Renton, Washington). Первым грузовиком, сошедшим в тот день с конвейера, был модернизированный магистральный тягач Т600B. Большую партию этих машин заказала транспортная компания Stevens Transport из Далласа (Dallas, Texas). Открывается производство в Огайо (Ohio). Постройка завода была вызвана стратегическими планами PACCAR продемонстрировать свое присутствие во всех уголках США. Через месяц после открытия завод приступил к производству тягачей Т600 со спальным отсеком повышенной комфортности AeroCab. В начале 1994 года выпускает капотный тягач среднего класса для региональных перевозок Т300 со спальным отсеком от модели T600. T300 полностью соответствовал стандарту 7-го класса по весу — 30.000 GVW (gross vehicle weight), т.е. массы в снаряженном состоянии, но зато запросто мог тянуть трейлер весом до 65.000 фунтов. Чтобы повысить структурную прочность рымы, в процессе производства применялась новая технология клепки металлических компонентов. Для того чтобы упростить периодическое техническое обслуживание, грузовик условно был разделен на отдельные компоненты, которые было достаточно заменить. Конструкторы продолжают экспериментировать с кабиной AeroCab и в 1994 на международном Trucking Show представляются сразу две версии кабин с низкой и плоской крышей (Flat-top) длиной 62 и 72 дюйма. Однако высота кабины оказывается достаточной, чтобы человек высокого роста чувствовал себя весьма комфортно. Тягачи, оборудование кабинами flat-top хорошо покупаются транснациональными компаниями с большим парком машин.

1996 год ознаменован новым модельным рядом Kenworth. Самым знаменательным событием было появление в Мае линии Т2000. Было представлено сразу две версии: с кабиной 112 и 120 дюйма (в данном случае расстояние от бампера до крайней точки кресла водителя) с 75-дюймовым спальным отсеком AERODYNE. Отмечается, что T2000 не похож ни на одну из предыдущих моделей Kenworth и тягач создавался инженерами с нуля, принимая во внимание основную концепцию: потенциальный покупатель не водитель, не механик и не владелец, а одно лицо в трех ипостасях. При создании Т2000 учитывалось требование рынка — создать универсальный многоцелевой тягач, готовый к работе в любых условиях и любых областях индустрии. На T2000 выдавалась 3-х летняя гарантия на все основные компоненты. На узлы и детали, не указанные в гарантийном договоре существовала гарантия на 350.000 миль пробега. Но самое главное достижение- это отсутствие необходимости проведения частых периодических осмотров. По паспорту транспортного средства инспекция узлов проводилась через каждые 25.000 миль пробега (при старых нормативах 10-15.000 миль). Kenworth ввел понятие «Extended Service Interval» (ESI), т.е. систему сборки, гарантии и регистрации параметров, позволяющую проводить осмотры через более долгие периоды времени. Факты налицо: статистически, у Кенвортов вероятность появления неисправности несколько ниже, чем у других производителей.

На сегодняшний день компания Kenworth Truck, входящая в корпорация PACCAR, — признанный лидер инновационных дизайнерских концепций в области грузовых автомобилей, всегда использующая самые передовые инженерные технологии. Руководство компании находится в Киркленде, штат Вашингтон, а производство размещено в Чиликоте (Огайо, США), С.Тересе (Квебек, Канада) и Рентоне (Вашингтон, США). Компания устанавливает высочайшие стандарты качества при производстве автомобилей. Они хорошо спроектированы, способны удовлетворять потребностям самых взыскательных клиентов и продаются в самых дорогих сегментах рынков грузовых автомобилей, где имеют очень высокую репутацию и являются предметом гордости их владельцев.

Другие статьи

Sterling и Kenworth в России. Журнал «Автотрак» N 4 2004 г.

Kenworth по прозвищу «Муравьед» (Журнал Автопрофи N22 1998 г.)

Kenworth Kenworth Truck Company, P.O. Box 1000, Kirkland, WA 98083, USA

Грузовой Паккар(д)

Грузовая Америка. («Автогазета» N 32(291) от 20 сентября 2000 г.)

Freightliner Coronado, объемное изображение интерьера кабины.

Полуприцепы-рефрижераторы производства США

Билет в один конец. Журнал «За рулем» N3(885) 2005г.

Производство автобусов

В первые годы существования компании, производство автобусов было одним из прибыльных направлений развития бизнеса. Ещё во времена «Gersix Motor Co.» было собрано два автобуса на базе шасси грузовика «Gersix» .

К 1926 году «Kenworth» разработал шасси специально для школьных и междугородних автобусов, известных под индексом «BU». Модель имела колесную базу 212 дюймов (5,400 мм), которая была увеличена ещё на два дюйма в 1927 году, что позволило увеличить число посадочных мест для пассажиров до 29-ти. Шасси оснащались шестицилиндровым двигателем.

Модель стала популярной, хорошо продавалась и её производство возросло к 1930 году до 230 единиц в год. Основная масса произведённых к тому времени шасси были заказаны и проданы мастерским по сборке автобусов. Большая часть готовых автобусов была продана в штате Вашингтон.

«Kenworth Motor Truck Co.» продолжала расширяться. В годы Великой депрессии, в 1932 году, была разработана модель собственного автобуса «KHC-22» (Kenworth — Heiser — City), вызвавшая интерес покупателей на рынке.

После доработки (колёсная база расширена до 5700 мм) на рынок выходит «KHC-33». Все автобусы этой марки были проданы «Spokane, Portland and Seattle Railway» (англ.)русск. и крупным муниципальным перевозчикам в город Портленд штат Орегон.

В 1933 году Kenworth выпустила, пожалуй, самую популярную свою модель междугороднего автобуса на основе шасси индекса 86. Автобус оснащался двигателями «Hercules» JXCM 870 и 871.

В годы Второй Мировой войны доля производства автобусов несколько упала. После покупки «Kenworth Motor Truck Co.» корпорацией «Paccar Inc.» в 1944 году, школьные и междугородние автобусы разрабатывались и выпускались до 1957 года.

В конце 1957 года «Paccar Inc.» продала все права, инструменты и оборудование для производства автобусов корпорации «Gillig Brothers» (англ.)русск..

Общий обзор Kenworth T800

В серийном производстве две основные модели: Aerodyne II и облегченная версия Vocation. Первый вариант оборудуется движками 14-16 литров, мощностью до 610 л/с, вторая версия оснащается дизельным агрегатом до 12 л, имеющим до 415 л/с. В зависимости от колесной основы, возможно исполнение автомобиля с разным количеством осей (от 2 до 4-х). Фактический вес транспортера составляет от 16 до 41 тонны, а в автопоездах достигает 113 т.

Салон Kenworth T800 отличается функциональным оснащением и повышенным комфортом. Чего только стоит система «Старт Вил», расположенная в ступице руля, который регулируется по высоте, углу наклона. С ее помощью водитель может, не отвлекаясь от движения, осуществлять контроль работы силового агрегата и всех его узлов, включая внешнее освещение. Сверху ветрового стекла находится комплект сигнальных датчиков, оповещающих о состоянии определенных систем машины и автомобильного состава.

Кресло водителя может перемещаться в разных направлениях, оснащено устройствами трансформации спинки и сиденья, пневматической подвеской, гидравлическим амортизатором. Отличную обзорность передает панорамное лобовое стекло и объемные окна. Магистральные варианты оборудуются одним из девяти возможных спальных отсеков.

Модификации

Стандартная комплектация Kenworth T800 включает в себя дизельный мотор объемом 8,2-15,9 литра от производителей Кумминс, Катерпиллар, Diesel Detroit, силой в 308-610 лошадей. Тяговый агрегат взаимодействует с механическими КПП Spicer, Eaton, Fuller (9-18 ступеней). Мостовой блок, осевая конструкция, тележки, изготовлены компаниями Eaton и Mentor. Рессорная подвеска или комбинированный вариант оборудован пневматическими элементами на заднем мостовом блоке. Пневматика позволяет поднимать секции при движении порожнего автомобиля.

Ещё по теме: БАУ Феникс: доступные китайские грузовики

Баки для горючего выполнены из алюминиевых сплавов и вмещают в себя от 1 тысячи литров топлива. Тормозная система состоит из следующих элементов:

  • Пневматика с барабанным или дисковым устройством тормозов;
  • Система АБС;
  • Колодочные механизмы тормоза с пневмоприводным исполнением;
  • Цельные ведущие и ведомые оси.

Следующие две специальные комплектации на основе Kenworth T800 V2, имеющие шасси 4*2 (Citi Cab) и 6*4 (Work Cab), оснащаются моторами объемом до 12 литров и мощностью 435 лошадок. Полная масса этих разновидностей составляет от 16 до 30 тонн.

В линейке грузовиков Т800В предусмотрены уникальные шасси Heavy Duty, которые рассчитаны на работу в сложных условиях. Седельные тягачи в данной комплектации используются для транспортировок на любые расстояния.

Образцы серии имеют колесные базы от 4*2 до 8*4. Вес транспортного средства варьируется до 48 тонн в одиночном исполнении либо до 160 – в составе автопоезда. В конструктивном плане, Kenworth Т800 тягач имеет сходство с предшественником Т600. Основными отличиями является усиленное шасси и его размер. Под заказ, автомобиль может оснащаться заниженной кабиной и угловатым капотом с облегченными обтекателями.

Новинка

– дока мирового уровня по производству грузовых автомобилей в плане технологических улучшений. Компания стала призером конкурса «J.D Power and Associates 2007», как получившая наибольшее признание покупателей грузовиков класса «8». Это стало возможным после выпуска нового автомобиля Kenworth T800 Long (LGN), который оснащен уникальной системой топливоподачи Westport ISX-LNG. Секрет в том, что конструкция функционирует на природном сжиженном газе.

Новый топливный узел дает возможность функционировать грузовику в пределах мощностей до 410-460 конских сил. Благодаря высокой аэродинамике модель достаточно экономна в своем классе. Универсальные качества автомобиля позволяют использовать его для внутренних и междугородних перевозок. Тягач доступен для эксплуатации с крановым оборудованием, миксером или может использоваться, как самосвал.

Ещё по теме: Форд Карго: турецкий долгожитель

Модельный ряд Kenworth

Производимые модели (США, Канада)
На начало 2020 года, «Kenworth» предлагает потребителю следующие модели грузовиков и седельных тягачей, производимых серийно[1]:

моделькласс грузовиковтип
Kenworth T-170Class 6грузовая платформа, шасси
Kenworth T-270Class 6
Kenworth T-370Class 7
Kenworth K-270Class 6
Kenworth K-370Class 7
Kenworth T-440Class 8седельные тягачи и самосвалы, шасси
Kenworth T-470Class 8
Kenworth T-680Class 8седельные тягачи
Kenworth T-800Class 8седельные тягачи и самосвалы, шасси
Kenworth T-880Class 8седельные тягачи и самосвалы, шасси
Kenworth W-900Class 8седельные тягачи, шасси
Kenworth C-500Class 8седельные тягачи повышенной проходимости, шасси 6Х6, 8Х8

Снятые с производства

  • Т 2000 (он же «Микки Маус»): седельный тягач американского типа. Имеет очень приятный интерьер кабины и наиболее высокую шумоизоляцию.
  • 700-я серия: седельные тягачи американского типа, являются развитием Т2000, — производился в 2000-х годах.
  • К 500: Лесовоз, собранный в Австралии с кабиной от DAF «XF» и шасси .
  • Так же есть модели средних самосвалов от трёх до шести мостов, бетономиксеры и городские малотоннажные грузовики модели DAF.

Военные машины «Kenworth», как правило, являются носителями РСЗО, а также радаров и комплексов ПВО и просто военно-транспортными машинами армии США и других стран, несмотря на все большее распространение квадроциклов.

T680 появился в 2012 году как флагман «Kenworth».

Гибридные модели

В конце 2010 года была представлена гибридная версия тягача этой марки. Сама гибридная трансмиссия фирмы Eaton уже использовалась на автомобиле Peterbilt 386, 387 и других моделях этой марки, но «Kenworth» получил более морозостойкие аккумуляторы.

Технические характеристики Kenworth T800

Силовой агрегат:

  • Cummins (Кумминс) Euro ISX – 15 литров (мощностью от 300 до 600 конских сил);
  • Caterpillar – 16 л (430-500 л.с);
  • Westport – 15 л (400-450 л.с).

Ходовая часть:

  • Предельная осевая нагрузка – 10 т (передняя), 9,5 т (задняя одиночная), 32 т (тройная ось);
  • Колесная оснастка – 4*2, 6*4, 6*6, 6*8, 8*4;
  • Подвеска – фронтальная и задняя рессорного типа.

КПП:

  • Fuller 13A – 13-ступенчатая механика;
  • Fuller – механическая (от 9 до 18 ступеней);
  • Allison – автомат (5-7 ступеней).

Прочие характеристики Kenworth T800:

  • Тормозная система – барабанного типа с АБС;
  • Масса авто – от 15 до 30 т;
  • Различные модификации капота и шасси;
  • Кабина – дневная или со спальниками: Студио Аэро (2, 18м), Аэрокэб (1,83 м), Модулар (1,52 м);
  • Норма токсичности – Euro 3.

Тягач с прицепом–платформой с экскаватором

Кенворт Т800 — отзывы

Несмотря на то, что рассматриваемая модель редко используется на отечественных дорогах, своей надежностью и комфортом она порадовала многих водителей. Наибольший восторг вызвало удобное управление, оснащенность салона и стабильная мощность. Ниже представлены некоторые впечатления и отзывы владельцев и водителей Kenworth T800:

  1. Алексей из Санкт-Петербурга: «Сразу после покупки я был обеспокоен большим расходом топлива. Подумал, что дело в прошивке, которая досталась от производителя. Обращался ко многим диагностам и электронщикам, которые уверяли, что легко справятся с проблемой. Однако, после очередных программирований, машина то не хотела ехать в гору, то наоборот, набирала газ в реактивном темпе. Оказалось, что проблема в прошивке 77 форсунки, производимая от 515-лошадного авто на 76. У меня мотор на 430, следовательно, не получалось протолкнуть равномерно излишки топлива. Стоило всего лишь обратить внимание на клапанную крышку, где прописана вся информация».
  2. Анатолий из Челябинска: «Кабина просторная, практически квартира на колесах с двумя спальными местами. На скорости более 80 км/ч, автомобиль движется уверенно и плавно. Техобслуживание сравнимо с эксплуатацией других заграничных тягачей. Шины через год активной работы стираются, причем, независимо от их стоимости производителя. В общем, Kenworth T800 оставляет положительные впечатления».

Общая эксплуатационно-техническая информация

В настоящее время «Kenworth» оснащает свои тягачи, грузовые платформы и шасси дизельными двигателями производства «Paccar Inc.»[13]:

моделькласс грузовиковмощность (л.с)объемкрутящий момент (lb-ft)гарантия производителя
Paccar PX-7Class 7, 6 & 5200-3606.7 Liters520-8002 года без учёта пробега
Paccar PX-9Class 8, 7 & 6260-4508.9 Liters720-1,2502 года или 250 000 пробега
Paccar MX-11Class 8335-43010.8 Liters1,150-1,6502 года или 250 000 пробега
(1 Million Miles B10 Design Life)
Paccar MX-13Class 8405-51012.9 Liters1,450-1,8502 года или 250 000 пробега
(1 Million Miles B10 Design Life)

Двигатели и навесное оборудование производятся на заводах в городах Колумбус (Мисисипи) (англ.)русск. (США) и Эйндховене (Нидерланды)[14].

Как и многие другие производители грузовиков в США, Kenworth

устанавливает на свои модели тягачей и грузовых платформ двигатели корпорации «Cummins» различной мощности и оснащённости.

С 2020 года Kenworth предлагает модели T680 и T880 (двигатели МХ-11 и МХ-13) с обновлённой системой круиз-контроля (Predictive Cruise Control), работающей со спутниками GPS, что позволяет водителю на сложных участках трассы экономить топливо, так как компьютер выбирает оптимальный режим работы силового агрегата в зависимости от рельефа и погодных условий. Инженеры Kenworth уверены, что эта система повысит безопасность вождения, уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу и даст возможность водителю экономить топливо[15].

Улучшение управляемости и экономия топлива достигаются благодаря тонкой настройке двигателя, системы которого модулируют скорость и крутящий момент в широком спектре реальных условий вождения.[16]

Коробка передач, как правило, фирмы EATON или Allison, ходовая часть: «Meritor», DANA (англ.)русск. или «Fabco».

С 2020 года на серийные модели магистральных тягачей и самосвалы устанавливается силовой агрегат «Powertrain» со сдвоенным ведущим тандемом (ведущие мосты) собственного производства, — «40K tandem axle»[17].

Удобная и доступная компоновка «Kenworth» даёт возможность опытному водителю, с минимальными затратами произвести ремонт либо замену вышедших из строя узлов и агрегатов. Для самостоятельного ремонта необходимо иметь «дюймовые» ключи, которые можно найти в «американских» сервисных центрах или сантехнических магазинах. Впрочем, для замены колес подойдет и простой разводной ключ. Колеса, разумеется, американского стандарта.

Так как у американских тягачей система электроснабжения 12-вольтовая, для того чтоб прицепить полуприцеп «европейского типа», ставится преобразователь напряжения (инвертор) с 12 на 24 В.

Тип узлаПроизводительСтранаУнификация
Силовой агрегат
Дизельный двигательPaccar (PX, MX)США, НидерландыPeterbilt, DAF, Ginaf, Bova
Cummins (ISX)СШАдругие марки
КПП (АКПП)Eaton
Allison
Трансмиссия
Дифференциалы (ведущие мосты)
PaccarСШАдругие марки
Meritor (англ.)русск.
DANA
Передние и другие не ведущие мосты
DANA
Meritor
Fabco
Колесные дискиAlcoaПроизводятся в нескольких странах мира
Тормозная система и рулевое управление
Пневматический привод
Bendix (англ.)русск.СШАдругие марки
PAI
ГидроусилительS&S
Тормозные колодкиHoneywell
Прочее оборудование
Стояночный отопительWebastoГерманияБолее чем на 200 марках автомобилей в мире
ЛампочкиNarvaГерманияПрактически во всех автомобилях мира

Конструктивные особенности

Дополнительное преимущество «Кенворт Т2000» состоит в том, что конструкция бампера предусматривает его разборку на 3 отдельные составляющие, что существенно упрощает процедуру его замены.

Шасси «Т2000» выполнено по стандартному типу 6х4, благодаря чему расстояние от бампера до задней стенки кабины в зависимости от модификации тягача может составлять от 2845 мм до 3048 мм.

На качество технических характеристик «Т2000» оказывает влияние и его пневмоподвеска. Она укомплектована восемью баллонами от AirGlide, которые не только улучшают сцепление колёс с трассой, но и повышают управляемость автомобилем.

Kenworth в России

Прозвища: «Кеша», «Кент», «Микки Маус» (актуально только для «T2000» ввиду его внешности). Машин этой марки на территории РФ зарегистрировано около 3,5 тысяч, эта численность неуклонно росла до 2011 года.

По отзывам владельцев очень удобные машины, но всё же, как и все «американцы», требуют наличия специального инструмента «дюймового» размера. Грузовики Kenworth мексиканской сборки, изготовленные для эксплуатации в условиях высоких температур, как правило не приспособлены к работе в условиях зимы и требуют доработки.

По состоянию на 2020 год подавляющая часть автомобилей марки Kenworth в России — это седельные тягачи с пробегом более 1 000 000 километров, тем не менее российские перевозчики охотно используют Kenworth и на рынке подержанных грузовиков довольно трудно найти достойное предложение[18].

Автопоезда с тягачами Kenworth можно встретить в самых отдалённых частях России и на территории всего постсоветского пространства. Стоимость новых тягачей и грузовиков Kenworth в России довольно высока и предложений на рынке крайне мало, ввиду определённых экономических ограничений и полного отсутствия специальных кредитных и лизинговых программ финансирования, поддерживаемых производителем[19].

Достоинства

  • Оригинальный интерьер кабины, возможность быстрого оснащения места отдыха водителя системами жизнеобеспечения и сервиса (наличие запасных разъёмов источников питания в базовых комплектациях);
  • Качественная шумоизоляция кабины;
  • Продуманная компоновка рабочего места и места отдыха водителя, доступность к узлам и агрегатам;
  • Надёжность и выносливость силового агрегата;
  • Относительная простота конструкции и ремонтопригодность в «условиях дороги»;
  • Качество материалов, используемых при изготовлении рамы и кабины, а также оригинальных запасных частей и расходных материалов.
  • Многообразие предложений новой техники и довольно невысокая цена на подержанные грузовики и седельные тягачи Kenworth на рынке США, наличие многочисленных кредитных и лизинговых программ, поддерживаемых производителем на территории США и Канады, сезонные скидки и распродажи[20][21].

Недостатки

  • Неповоротливость и бо́льшая длина автопоезда;
  • Высокая цена оригинальных запасных частей и расходных материалов;
  • Отсутствие специализированных дилерских центров и авторизованных производителем мастерских по ремонту в России;
  • Высокая цена транспортировки из США и полного таможенного оформления с учётом утилизационного сбора;
  • Отсутствие одобрения типа транспортного средства[22] на многие модели Kenworth, ввозимые на территорию Таможенного союза.

Кабина

Конструкция салона сделана таким образом, что водитель чувствует себя максимально комфортно даже при необходимости много времени проводить за рулём.

На сегодняшний день для «Кенворт Т2000» выпускается две модификации кабины:

  • стандартная — 60 дюймов;
  • усовершенствованная — 75 дюймов. Это позволяет разместить спальное место, холодильник и шкафчик для одежды.

Благодаря конструктивным особенностям водитель может настроить даже угол, под которым будут находиться спинки сидений. Кроме того, при необходимости их можно сдвигать как по длине, так и ширине, что позволяет свободно размещаться за рулём человеку любого роста и комплекции.

В комплекте к автомобилю идут ещё и 7 подушек, которые позволят пассажиру и водителю чувствовать себя максимально комфортно. При этом потолок в кабине настолько высокий, что при необходимости можно свободно передвигаться.

Приборная панель вмещает все основные кнопки управления. Кроме того, к ней примыкает ряд ящиков, в которых удобно хранить всю необходимую документацию на груз и автомобиль.

Руль тягача оснащён не только сигнальными кнопками, но и кнопками управления системой контроля работы фар и моторного тормоза.

Отдохнуть в салоне можно на специально оборудованной одноместной кровати. Предусмотрен ряд отделений, в которых можно разместить телевизор, холодильник и прочие бытовые принадлежности, позволяющие водителю не испытывать в дороге особых неудобств. При необходимости можно даже разделить пространство на кабину и зону отдыха, звукоизоляция автомобиля выполнена настолько качественно, что посторонний шум не помешает хорошо отдохнуть. Водителю больше не требуется принимать участие в процессе закрепления или отцепления груза. В «Т2000» данный процесс можно осуществлять не выходя из кабины, что достаточно удобно.

В игровой и сувенирной индустрии

  • Масштабная модель 1:43 Kenworth W900 производится под маркой производителя New Ray.
  • Модели W900 и T680 используются в игре American Truck Simulator.

Сувенирные модели Kenworth

Масштабная модель седельного тягача Kenworth с удлинённой базой и большим «спальником» от Christian Chapson

Масштабная модель седельного тягача Kenworth 552 «Cabover Tractor» (1958) от Christian Chapson

Масштабная модель седельного тягача Kenworth с полуприцепом от Christian Chapson

«Кенворт Т2000»: технические характеристики

Основные данные

Длина815 см
Ширина250 см
Высота340 см
Колёсная база480 см
Мощность430–600 л/с
Количество осей3
КППМеханическая
Класс экологической безопасностиЕвро-3
Модель двигателяCummins EURO3 ISX, Catterpilar C
Объем двигателя12000–15000 см3
Количество мест в кабине2
Нагрузка на передний мост7000 кг
Нагрузка на задний мост23000кг
Двухостный задний мост18200–20100 кг
Одноосный задний мост11800–18200 кг

Примечания

  1. 1234567
    PACCAR History.
  2. 12345
    Worthington Family History.
  3. 12
    A quick look at an important part of Kenworth’s history, 2017.
  4. 12
    Kenworth, 2020..
  5. Creating a legend, 2007.
  6. Kenworth Motor Truck Corporation incorporates in Seattle in January 1923, 2001.
  7. Kenworth History
    . KenworthTruckCo. 30 октября 2020. 6:10 минут.
  8. TM 9-1796 Crane For Heavy Wrecking Truck M1A1 (Ward La France And Kenworth), 1944
  9. Michael Franz, 2013.
  10. 123
    Photo timeline: Kenworth celebrates 90 years, 2013.
  11. Doug Siefkes, 1998.
  12. Greg Smith, 2009.
  13. Paccar Engimes (2017)
  14. Manufacturing & Testing
  15. Kenworth updates predictive cruise for engines, 2020.
  16. Там же
  17. The PACCAR 40K tandem axle
  18. Предложения по продаже грузовиков Kenworth на торговой площадке Auto.ru
  19. И проснулся дьявол: тест-драйв Kenworth Т800, 2020.
  20. Предложения на торговой площадке Truck Paper
  21. Предложения на торговой площадке CommercialTruckTrader
  22. Подборка наиболее важных документов по запросу Одобрение типа транспортного средства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов).

Литература

  • Michael Franz.
    U.S. WW II M1 & M1A1: Ward Lafrance & Kenworth ; M1 & M1A1h Heavy Wreckers. — Tankograd technical manual series (Выпуск 6029): Vollert Tankograd Pub, 2013. — 48 с.
  • Ronald G. Adams.
    Big Rigs of the’60s. — St Paul, MN: MotorBooks International, 2004. — С. 95-100. — 170 с. — ISBN 9781610605755.
  • Doug Siefkes.
    Kenworth: The First 75 Years. — Seattle: Documentary Book Publishers, 1998. — 160 с. — ISBN 9780935503210.
  • Edwin (Ed) Cameron.
    First Custom-Built Trucks for Australia: The Kenworth and Ed Cameron Story. — USA: Orangehammer, 2014. — 98 с. — ISBN 9780994230805.
  • Ron Adams.
    Kenworth Trucks: 1950-1979. — Hudson, Wis.: Enthusiast Books, 2005. — 128 с. — ISBN 9781583881477.
  • Greg Smith.
    Kenworth Semi Trucks. — Minneapolis, MN: Motorbooks, 2009. — 98 с. — ISBN 9780760333945.

Ссылки

  • paccar.com
    (англ.) — официальный сайт автомобилестроительной корпорации Paccar Inc.
  • Kenworth в России : [рус.] : информационный сайт. — 2020. — 7 февраля. — Дата обращения: 07.02.2017.
  • American Truck Historical Society : портал. — 2020. — 20 October. — Дата обращения: 07.02.2017.
  • TM 9-1796 Crane For Heavy Wrecking Truck M1A1 (Ward La France And Kenworth), 1944
  • Buses (trucks) KENWORTH Vancouver B.C. U.S.A (англ.) (site). Myn Transport Blog. Проверено 28 февраля 2020.
  • Gerlinger, Gersix, Kenworth Motor Company and PACCAR (англ.). Worthington Park by contacting the Quilcene Historical Museum
    (2012). Проверено 23 января 2020.
  • History of Kenworth Trucks (англ.). Dieter’s
    (2015). Проверено 23 января 2020.
  • PACCAR History (англ.). PACCAR. inc
    (2017). Проверено 23 января 2020.
  • Одобрение типа транспортного средства. Подборка наиболее важных документов по запросу Одобрение типа транспортного средства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов) (рус.). Официальный сайт
    . КонсультантПлюс (2017). Проверено 8 декабря 2020.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: