Замена колёс и незначительный перепил модели пожарного МАЗ-7310 1:43 (Элекон)

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.

Военный автомобиль

Завод пожарной техники «Арктодус» Наше качество – Ваша безопасность!

Каталог пожарных машин arctodus

РУС ENG ESP

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40 (Урал NEXT 5557) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Урал NEXT 5557) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Урал NEXT 43206) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40.400 (Урал NEXT 43206) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-70 (Урал 5557) 1к высота 3м

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-40 (Урал 5557) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40 (Урал 5557) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40 (Урал 5557) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40 (Урал 5557) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Урал 43206-61) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Урал 43206-61) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40 (Урал 43206-61) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-70 (Урал 5557-82) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-40 (Урал 4320-80) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40 (Урал 4320-81) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Урал 43206-79) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40 (Урал 43206-79) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 11,0-40 (Камаз 65115) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 9,0-40 (Камаз 43118) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-70 (Камаз 43118) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-40 (Камаз 43118) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 8,0-40 (Камаз 43118) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-70 (Камаз 43118) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,0-40.400 (Камаз 43118) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,5-40 (Камаз 43253) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,0-60 (Камаз 43118RF) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,0-40.400 (Камаз 5350) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,0-40 (Камаз 5350) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,0-40 (Камаз 5350) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0-40 (Камаз 43502) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40 (Камаз 43502) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40 (ГАЗ 33086) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 1,6-40 (ГАЗ 33081) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 5,0-40.400 (Hyundai HD120) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (Hyundai HD120) 2к NEW

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (Hyundai HD120) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 6,2-40 (AVIA D120) 1к

Автоцистерна пожарная АЦ 4,2-40 (AVIA D120) 2к

Автоцистерна пожарная АЦ 3,0-40 (ЗИЛ-131)

Автоцистерна пожарная АЦ 2,5-40 (ЗИЛ-130)

Завод пожарной техники «Арктодус» | | +7(4812) 54-27-78

Сделано в РА «Секрет фирмы»

Технические характеристики

В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.

Тягач

В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.

Грузовик

Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

  • длина — 11657 мм;
  • ширина — 2975 мм;
  • база передней и задней тележки — 2200 мм;
  • расстояние между внутренними осями тележек — 3300 мм;
  • высота — 2950 мм;
  • клиренс — 400 мм;
  • грузоподъемность — 20000 кг;
  • вес в снаряженном состоянии — 23000 кг;
  • масса прицепа — 25000 кг;
  • скорость движения по шоссе — 60 км/ч;
  • запас топлива — 520 л в основных баках и 180 л в резервном;
  • расход горючего — 125 л на 100 км (по шоссе);
  • длина автопоезда с прицепом МАЗ-8385 — 20500 мм.

На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.

Пожарная модификация

Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

Замена колёс и незначительный перепил модели пожарного МАЗ-7310 1:43 (Элекон)

Недавно приобрёл вот такую модель пожарного МАЗа 7310, особенность которого, в его весе, так как рама у него то же выполнена из металла и местами довольно толстого, из-за этого модель получилась увесистой. В принципе, если не придираться, то модель практически всем устраивает. Даже этой нелепой покраской кабины, которая больше смахивает на рашпиль. Ладно я любитель, иногда крашу свои модели под апельсин, но чтобы так покрасить этот МАЗ в заводских условиях, это надо хорошо постараться :-) Единственное что очень хотелось бы заменить в этом МАЗе, так это колёса, которые больше похожи на резину от погрузчика или иной спецтехники. В общем для начала решил заменить колёса, а дальше будет видно, может перекрашу и весь МАЗ. В качестве донора для копирования покрышек, буду использовать вот этот МАЗ-537 (Автомобиль в деталях), у которого эта резина выполнена несколько лучше.

Собственно на фотке выше хорошо видно насколько лучше проработан рисунок протектора у резины МАЗ-537, в сравнении с колёсами на этой игрушке :-) На нижней фотке, уже примерка прототипа резины на пожарные диски МАЗа 7310, по моему, колесо теперь выглядит намного лучше. Так же видно что само колесо получилось несколько больше, надеюсь что из-за этого не придётся подтачивать крылья и корпус МАЗа, чтобы впихнуть колёса в арки.

Как обычно в ход пошёл старый, добрый желатин :-)

На фото ниже видно прототип резиновой покрышки с МАЗа 537, которую одел на самодельную трубку из жести, ибо ничего готового и подходящего диаметра не нашлось. Эта трубка заглушена снизу куском пластика чуть большего диаметра чем сама трубка, на фото его не видно, так как он находится внутри покрышки. Всё это для того, чтобы при формировании формочек, желатин не затекал внутрь покрышки.

Заполняя формочку смолой, делаем пробную заливку колеса. Если будете мутить нечто такое из отечественной эпоксидки, то размешивайте её очень хорошо, если мешаете вручную, то не менее 10 минут. На фото ниже остатки клея, вынутые из пластикового стаканчика вместе с тонкой хрустящей корочкой со стенок. Собственно эта корочка может служить запоздалым индикатором качественного размешивания клея, ибо результат перемешивания вы узнаете через сутки и только после того как зальёте смолу в форму или куда либо.

Так что присматривайтесь к остаткам клея в банке, если спустя сутки клей местами всё ещё липкий, то вероятно смола была плохо перемешана. Тут конечно многое зависти от соотношения смолы с отвердителем, температуры и влажности воздуха, ну и положения звёзд на небе. Вот из-за такого количества разных факторов, которые способствуют получению на выходе куска резинового или липкого гов…а, хочется отказаться от использования смолы ЭДП. Но всё буржуйское как правило дорогое, да и продают его чаще всего вёдрами.

На фото ниже один из тех случаев, когда желатин отказался нормально сниматься с отливки и полностью разорвался. Но больше всего расстроили эти 2-3 кубических сантиметра эпоксидки в центре покрышки, которые пришлось высверливать а затем дотачивать дремелем, чтобы освободить сердцевину бублика для колёсного диска.

В итоге, чтобы заново не покрываться эпоксидной пылью с ног до головы, отлил из того же желатина пробки под внутренний диаметр шины (фото ниже). При отливке помещал в центр пробок кусок литника, чтобы в последствии получилось отверстие для выдавливания через него лишней смолы наружу.

Ну а дальше всё просто, заполняем формы смолой, затем плавно погружаем пробки до самого дна формы, при этом периодически убирая лишнюю смолу вытесняемую из отверстия в центре желатиновой пробки (фото ниже).

Это уже тот самый, редкий случай когда желатин довольно легко снимается с детали. Не знаю что на это влияет, но чаще всего он прилипает намертво и при извлечении детали, просто рвётся.

Благодаря желатиновым пробкам, в середине покрышки осталась лишь тонкая прозрачная перемычка (фото ниже), которая довольно легко выламывается руками, а заусенцы подтачиваются надфилем.

Освобождаем диски от заводской резины.

На этой модели, колёсный диск состоит из двух сегментов (фото ниже, слева), но в сборе этот диск не лезет в новую эпоксидную покрышку, как по ширине, так и по глубине. Пришлось у этих половинок срезать всё лишнее по окружности, благо пластик очень мягкий. А чтобы этот диск идеально вписался по глубине, достаточно срезать выступающие рёбра заподлицо с плоскостью (фото ниже, справа).

Собственно готовые колёсики для нашего МАЗа. Кстати, при заливке смолы в формы, все воздушные пузыри, которых иногда бывает очень много, скапливаются всегда сверху, то есть одна сторона у шины будет лучше другой. Поэтому при создании желатиновых формочек для второй стороны МАЗа, а так же для того чтобы рисунок протектора (ёлочка) был симметричен, не помешает развернуть резиновый прототип на держателе.

Смывкой удалил краску с железной кабины.

На фото плохо видно, но как оказалось, оригинальная краска лежала буграми из-за неровной и шершавой поверхности самой железной кабины.

На цистерне решил сделать проволочные поручни, поэтому сточил всю выпуклую имитацию (фото ниже).

Так же немного перекроил ступеньки на корме цистерны, добавил ящики на крыше.

Оторвав с других моделей пожарных машин, клонировал из эпоксидки всякие громкоговорители, радиаторы и раструбы.

Наносим белый грунт, сушим, после чего, окрашиваем детали в красный цвет.

После нанесения на колёсные диски белой кромки, окончательно собираем их на клей (фото ниже).

На некоторых фотках с настоящим МАЗом, засветилась лесенка валяющаяся на цистерне, поэтому решил добавить её и на свою модель. Как обычно, в ход пошла медная проволока и паяльник (фото ниже).

В завершение клеим и окрашиваем по месту, всякую мелочёвку, лампочки, мигалки, зеркала, дворники, поручни, ручки люков и ступеньки.

Телефон 01 и прочие бортовые номера (фотки ниже) позаимствовал из ранее собранных конструкторов AVD-Models, ибо там частенько в коробках остаются лишние декали и запчасти.

Написать сообщение автору Автор: Nikolay Golovin — — — — — — — — 10.02.2017

Другие странички сайта

При копировании материалов с сайта, активная обратная ссылка на сайт обязательна. Автор: Nikolay Golovin / Мой хостинг-провайдер BeGet.ru 12 04 2012

Модификации

На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

  1. Первый прототип нового гражданского автомобиля был построен с бортовой цельнометаллической платформой. В дальнейшем подобные машины строились серийно под индексом 7310. Конструкция предусматривала совместную эксплуатацию с 2-осным прицепом МАЗ-8385.
  2. Для эксплуатации в качестве плетевоза и монтажа различного оборудования завод поставлял шасси модели 73101. На основе шасси строились аэродромные пожарные автомобили моделей АА-60-160 и 160-01, а также АА-70-220 и АПС-70.
  3. На основе шасси стандартной длины производился кран КС-5573, предназначенный для перемещения груза весом 25 т. Техника применялась при строительстве нефтепроводов в труднодоступных районах Западной Сибири.
  4. Доработанное шасси с увеличенной на 1000 кг грузоподъемностью получило индекс МАЗ-73131. Автомобиль серийно выпускался с начала 1983 года. Бортовой грузовик с аналогичными изменениями в конструкции обозначался как МАЗ-7313.
  5. Для монтажа специального оборудования поставлялся вариант шасси, который отличался укороченными лонжеронами рамы на заднем свесе и уменьшенной до 1700 мм базой задней тележки. Одновременно уменьшалось до 2470 мм расстояние между внутренними осями тележек. На основе шасси строился малыми сериями самосвал МАЗ-7510, рассчитанный на перевозку 11,5 м³ грунта с весом до 19000 кг. Применение укороченного шасси позволило снизить общую длину автомобиля до 10235 мм.
  6. Балластный тягач МАЗ-73132, построенный на укороченной версии машины. Использовался на армейских аэродромах для буксировки самолетов.
  7. На доработанном шасси монтировались крановые установки КС-6571, предназначенные для работы с грузом весом 40 т. Выпуск машин осуществлялся , располагавшимся в Одессе.

ГПМ-72 — премьера MILEX-2017. Пожарный танк Made in Belarus. Конструктивные особенности с исторической преамбулой

#MILEX-2017

проводили сразу по двум адресам в разных частях города — в спорткомплексе «Минск-Арена» и в аэропорту «Минск-1». Не очень удобно, конечно, но в белорусской столице действительно нет толковых площадок для выставок такого масштаба.

01.

Так вот в павильоне «Минск-Арены» на стенде
ОАО «140 ремонтный завод»
показывали этот макет. Спрашиваю:
«Перспективный проект?»
Ответ:
«Уже существующая машина, стоит в аэропорту.»
Да, ладно! Серьёзно? Скорее в аэропорт!

02.

Приезжаю. И правда, «не макет» в натуральную величину реально демонстрируют. Для меня эта машина стала самым ярким экспонатом выставки в прямом и переносном смысле.

Почему самым ярким в прямом — понятно. А почему самым ярким в переносном? Дело в том, что у меня с пожарными танками особые «отношения». Об этом Ремарочка

.
Ремарка М-Парка
Пожарную технику люблю давно, интересуюсь ей пристально, а пожарный танк для меня всегда был чем-то сакральным — труднодоступным для поисков и потому особо ценным «споттерским объектом».

03.

«На картинке» самый известный отечественный пожарный танк
ГПМ-54
я увидел еще в детстве. Увидеть и пофотографировать его «живьем» еще тогда стало чем-то вроде «хрустальной мечты».

Фото Сергея ПОПСУЕВИЧА
Объект того заслуживал. Среди своего типа спецтехники ГПМ-54

— знаковая машина. Как-никак — самый массовый пожарный танк мира! Разрабатывали его в Киеве силами 482-го конструкторско-технологического центра, а первый опытный образец был построен в 1978 году на Львовском бронетанковом заводе. Сколько в дальнейшем изготовили серийных
ГПМ-54
точно не известно, но распространены они были по всему Советскому Союзу и, вероятно, речь идет о сотнях экземпляров.

Одним своим внешним видом ГПМ-54

завораживает человека, не равнодушного к необычной спецтехнике.

04.

Основные характеристики: базовое шасси — танк
Т-54
без башни и боекомплекта, полная масса — 43 т, высота — 3,7 м, толщина передней брони — 100 мм, запас воды — 9000 л, запас пенообразователя — 1100 л, производительность насоса — 60 л/с.

В начале нулевых, еще будучи студентом, я сотрудничал с минским журналом «Служба спасения 01»

, для которого делал статьи о пожарной технике. В рамках подготовки очередной публикации, темой которой была «пожброня», по официальным каналам удалось найти
ГПМ-54
, дислоцированный в Брестской области.

05.

В идеальном состоянии
ГПМ-54
охранял (и по сей день, вероятно, охраняет) склады «46-го Арсенала ракет и боеприпасов» в поселке Бронная Гора. Именно там состоялось мое первое личное знакомство с пожарным танком. Я тогда был юн и длинноволос :)

06.

Там же в Бронной Горе я впервые познакомился и с белорусским изделием «пожбронепрома» — спецмашиной
ЛПМ-2
на базе
БПМ-1
, создателем которой является
ОАО «140 ремонтный завод»
.

07.

А следом, в рамках подготовки той же статьи, довелось побывать и на самом 140-м ремонтном заводе в Борисове, где изучил и самый первый вариант белорусской конверсионной гусеничной пожарной машины —
ЛПМ-1
.

Это была первая часть «положительно-эмоциональных» мемуаров :)

Есть и вторая. Уж сразу «прошу пардону» за обилие воспоминаний, но сегодня пост со значительной эмоциональной составляющей. Еще одна Ремарка

.

Ремарка М-Парка
140-й ремонтный завод
меня тогда поразил. Помимо
ЛПМ-1
ожидал увидеть что-то типа «большого СТО» для танков, а увидел огромное предприятие с бронетанковым производством чуть ли не полного цикла. Но еще больше в свое время меня удивил другой факт, связанный с городом Борисовом и создаваемой в нем пожарной техникой.

08.

Начиналась история так. В 2004 году в Минске проходил II Чемпионат мира по пожарно-прикладному спорту. Рядом со стадионом «Динамо» развернули солидную выставку пожарного спецтранспорта. Был на ней автомобиль первой помощи
АПП 0,5-0,8/400 (VW LT35)
.

09.

Пожарный
Volkswagen LT35
показывало «некое»
СООО «Пожснаб»
. Спрашиваю:
«Вы дилеры какой-то европейской Нет, это наше изделие. У нас производство в Борисове.»
Отчетливо помню — сказать, что я тогда был сильно удивлен — ничего не сказать…

Это сейчас отечественная пожарная надстройка на импортном шасси — обычное, нормальное явление. А тогда это было что-то новое и диковинное. К тому же, имя «Пожснаб»

стало для меня совершенно новым в списке изготовителей пожтехники.

10.

В дальнейшем тот самый
АПП 0,5-0,8/400 (LT35)
стал служить в Молодечно, а я очень подружился с «Пожснабом».

11.

«Как делают пожарные машины» я впервые увидел именно на «Пожснабе» — тогда еще небольшом производстве.

12.

Основу гаммы в те времена составляли автоцистерны на шасси Уралов и ЗИЛов, а также АЦ на шасси
АМУР
— «клонов» грузовиков
ЗИЛ
из Новоуральска.

13.

Именно на «Пожснабе» мне подарили эмблему от АМУРа. Теперь это коллекционная редкость.

Нет уж ЗИЛа, нет АМУРа… Но на трудовую биографию «Пожснаба» безвременная кончина этих производителей шасси не повлияла, благо, «Пожснаб»

вовремя стал прорабатывать тематику пожарных автомобилей на шасси
МАЗ
.

14.

Вот так выглядит самый первый «Пожснабовский»
МАЗ
. Обозначение автомобиля —
АПП-0,1-0,6/400 (МАЗ-437040)
. Служит машина в Бобруйске, а кабина здесь штатная одинарная.

15.

Но для большинства типов пожарных машин очень важна дубль-кабина и амбициозный
«Пожснаб»
научился делать такую для МАЗов. Похвастаюсь тем, что был очевидцем изготовления самой первой дубль-кабины
МАЗ
на «Пожснабе».

16.

Тема с дубль-кабинами
МАЗ
разовьётся сверхуспешно, а АЦ на шасси
МАЗ
с дубль-кабинами и кузовами
«Пожснаб»
станут абсолютными доминантами в автопарке белорусского МЧС.

17.

За 13 лет, что мы знакомы,
«Пожснаб»
из небольшого производства в арендованном маленьком цеху превратится в абсолютного лидера внутреннего белорусского рынка и станет серьезным игроком на рынке пожарной техники СНГ, освоив производство десятков моделей практически всех типов пожарной автотехники на самых разных шасси.

Приятно, когда на твоих глазах производитель проходит серьезный эволюционный путь, показывая не только количественный, но и качественный рост.

К чему все эти #Мемуары

?

На протяжении многих лет, каждый раз по приезду в Борисов, меня не покидала мысль, смысл которой сводился к следующему: «А вот бы 140-й завод и «Пожснаб»

вместе «замутили» пожарный танк…»
Эх, какая интересная могла бы получиться машина. Но относился я к этому как к наивной фантазии, в серьезность реализации которой сам не особо верил. Но мечты сбываются!
18.

Наступил
#MILEX-2017
и… эмблемы «Пожснаба» и 140-го ремзавода рядом! Вот как тут не верить в «энергетические посылы?»

19.

Во фронтальной проекции изделие двух грандов своих отраслей выглядит, как и положено, внушительно и грациозно.

20.

В основе — шасси танка
Т-72
. На
#MILEX-2017ГПМ-72
и модернизированный
Т-72
демонстрировались рядом.

21.

База одна, а внешний вид совсем разный. Боевую поворотную башню заменили на противопожарный стационарно закрепленный «ДОТ».

Надстройка ГПМ-72

— это мощный комплекс противопожарного оборудования, заключенный в едином корпусе. В «ДОТе» размещены цистерна на 10000 литров воды, 1000-литровый бак для пенообразователя, высокотехнологичные лафетные стволы, автономный дизель для привода мощного насоса и еще 23 наименования различного пожарного инвентаря.

22.

Отсеки надстройки оборудованы шторными дверьми с барабанной системой намотки.

23.

В левом отсеке размещен автономный дизель с насосом, а в правом — противопожарный инвентарь. Автономный двигатель — 177-сильный
Deutz
, а приводимый им в действие насос — немецкий
Johstadt
производительностью 4000 л/мин.

24.

В правом отсеке находится пульт управления автономным двигателем насоса.

25.

Подобраться к нему не проблема. На корпус танкового шасси можно быстро и легко забраться по специально пристроенной лестнице.

Как видим, насос, автономный двигатель, да, собсвенно, все важнейшие противопожарные комплектующие у ГПМ-72

— от серьезных мировых поставщиков. Лафетные стволы — не исключение.

26.

Передний лафетный ствол — изделие именитой в своем жанре американской фирмы
Akron Brass Company
.

27.

Конечно, выглядит не столь внушительно, как танковая пушка, но среди лафетных стволов по своей мощности и дальности этот ствол — самая настоящая «пушка».

Лафетных стволов у ГПМ-72

два. Второй лафетный ствол, тоже
Akron Brass
, смонтирован на выдвижной мачте и оснащен видеокамерой. Подъемный «всевидящий» лафетный ствол — это главное «оружие» танка.

28.

С помощью аквамачты
ГПМ-72
может тушить пожары из-за укрытий (земляных валов), не подвергая себя большому риску. Это актуально, например, на складах боеприпасов. Еще может сверху тушить что-то, к чему трудно подобраться — например, горящий вагон-цистерну, если прямой доступ перекрыт рядом стоящим поездом. Или штабеля пиломатериалов на лесобирже из-за забора. Много вариантов.

29.

Подъем аквамачты — пневматический. Сжатый воздух подается через редуктор от пневмосистемы шасси. Есть еще дополнительные ресиверы, так что мачту можно выдвинуть даже при отключенном двигателе базового танка.

30.

Бульдозерный отвал — уже традиция для пожарных танков, заложенная еще конструкторами
ГПМ-54
. У
ГПМ-72
бульдозерный отвал тоже есть.

Таков, вкратце, портрет белорусского пожарного танка ГПМ-72

. Но справедливости ради следует отметить, что в мире существует еще один пожарный танк с обозначением
ГПМ-72
— украинского производства. С учетом склонности проекта к энциклопедичности коротенькой
Ремарочкой
вспомним украинский
ГПМ-72
.

Ремарка М-Парка

Украинский
ГПМ-72
— изделие упоминавшегося выше Львовского бронетанкового завода, который функционирует и по сей день.

31.

У этого танка совсем другая конструкция и вообще инженерная концепция. Насос
Ziegler FPN 10-6000-2Н
приводится в действие от штатного двигателя танка через сложный редуктор. Запас воды — 20 000 литров, пенообразователя – 2000 л.

Да здесь запас огнетущащих средств в два раза больше, защита спецоборудования — мощнее, но общеизвестно, что не «тот танк лучше, у которого броня толще».

Белорусский ГПМ-72

и украинский
ГПМ-72
спроектированы по-разному и предназначены для совершенно разной тактики применения. Если украинский танк создан для того, что «лезть под рвущиеся снаряды», буквально идти в «штыковую атаку», то белорусский — для «снайперской» работы из укрытия.

32.

Кроме того, один из пунктов технического задания предусматривал свободный доступ к узлам, агрегатам и технологическим лючкам шасси. То есть нужно было максимально не вмешиваться в конструкцию корпуса шасси. Это условие соблюдено. У львовского
ГПМ-72
, обратим внимание, от базового шасси остались только гусеницы, а доступ ко всем агрегатам сильно усложнен.

Новые модели пожарных танков, в целом в «жанре», появляются очень редко. Хорошо если одна — раз в 2-3 года. Так что каждая новинка — событие. Поэтому белорусский ГПМ-72

— тоже событие. В историю танков-огнеборцев, берущую свое начало еще с пожарных эрзац-вариантов
Т-26
и
Т-34
, вписана новая страница.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: