Трактор ДТ-54. Обзор модификаций, устройство, отзывы


Назначение

Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:

  • уборка зерна и других культур;
  • вспашка;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • планирование полей;
  • боронование;
  • культивация;
  • различные виды землеройных работ.

А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.

Легендарный трактор дт-54

5:02 / 20.11.18 О производстве тракторов в России. Глава 1. Трактор, его предназначение, особенности конструкции и классификация

Одной из разновидностей машин, созданных человеком для облегчения и повышения эффективности труда, является трактор. Предлагается читателям рассмотреть в данной статье историю его создания; назначение трактора и его производство.

Что такое «трактор»?

В википедии даётся определение этому понятию: «
Трактор
(англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными…» [1]

История появления и применения тракторов.

Самый первый трактор в мире, по крайней мере его подобие, появился еще в 19-м веке и работал, разумеется, на паровом двигателе. [2]

К примеру, английский ученый и изобретатель Уильям Говард использовал в 1850 году локомобиль для вспашки сельскохозяйственных угодий. Уже к концу 19 века, на землях Великобритании трудилось около двух тысяч подобных агрегатов.

Инженер Джон Фролих, родом из штата Айова (округ Клейтон, США), в 1892 году сконструировал и запатентовал первый трактор, двигатель которого работал на нефтепродуктах.

Первый трактор в мире на гусеничном ходу и работающий от парового двигателя изобрел англичанин Джон Гиткот, к тому же являвшийся изобретателем промышленного ткацкого станка.

В 1832 году он запатентовал свое изобретение, а в 1837 году появился рабочий экземпляр трактора, предназначенный для пахоты и осушения болотистых местностей.

Американец W. P. Miller в 1858 году придумал и сконструировал гусеничный трактор, принявший участие в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, штат Калифорния, за что получил премию и признание за невероятное изобретение.

К сожалению, изобретения Миллера и Гиткота не получили дальнейшего развития.

В 1901 году изобретатель Alvin Orlando Lombard построил первый признанный практичным гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler.

Гусеничный трактор Lombard Steam Log Hauler (1901 год) / Фото: tractor-server.ru

В 1896 году изобретатели Чарльз Парр и Чарльз В. Харт сконструировали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их компания произвела 15 единиц тракторов.

Построенный ими шеститонный трактор является одним из самых старых тракторов в США и в настоящее время находится на хранении в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.

В качестве силовой установки на тракторе применялся двухцилиндровый бензиновый двигатель с отвратительной на то время системой зажигания. Мощность двигателя на холостом ходу составляла 30 л.с., а при выполнении работ — 18 л.с.

Одним из самых первых тракторов, пригодных для работы, был трактор Ivel, разработанный Дэном Элборном в 1902 году.

Дэн Элбон с его прототипом Ivel Agricultural Motor. Фото из North Bedfordshire Gazette, 23 января 1903 / Изображение: ru.wikipedia.org

За время производства было выпущено около 500 мощных и легких машин.

Трактор IVEL / Фото: tractor-server.ru

Самый первый русский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем был сконструирован крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым из села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии.

Паровой трактор крестьянина Саратовской губернии механика-самоучки Фёдора Абрамовича Блинова (годы жизни 1827-1902) / Изображение: interesnyjfakt.ru

В 1879 году он получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».() Первый рабочий прототип трактора появился в 1888 году.

Позже он изготовил второй экземпляр паровой установки, выдававшая порядка 40 оборотов в минуту и мощностью 10-12 л.с. Скорость трактора не превышала скорости движения быков — три версты в час. Принцип работы трактора заключался в том, что на нём использовались две паровые установки — по одной на каждую гусеницу. Блинов демонстрировал свой трактор на Нижегородской ярмарке (1897 г.) и в Саратове (1889 г.), однако трактор так и не вызвал интереса у промышленников и не получил последующего развития конструкции.

Механик-самоучка Фёдор Абрамович Блинов (годы жизни 1827-1902) / Изображение: interesnyjfakt.ru

В дальнейшем, после Великой Октябрьской Социалистической революции, в 1917 году Советское правительство обратило внимание на важность применения сельскохозяйственных тракторов и выделило деньги на их постройку, не смотря на трудные годы.

По указанию В. И. Ленина, в 1918 году Советское правительство начинает осуществляться подготовка к серийному производству тракторов.

В 1919 году конструктор Я. В. Мамин построил трактор «Гном» с нефтяным силовым агрегатом мощностью 11,8 кВт.

Трактор «Гном» / Фото: www.i-kiss.ru

В 1922 году начинают производство тракторов «Коломенец-1» разработанный Е. Д. Львовым.

Модель трактора «Коломенец-1» / Фото: unomag.ru

Производство трактора «Коломенец-1» / Фото: Scalebay.ru

Испытания трактора «Коломенец-1» / Фото: yandex.ru

Три поекции трактора «Коломенец-1» и основные ТТХ / Изображение: Nacekomie.ru

Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922-23 годах создается трактор «Запорожец».

Трактор «Запорожец» / Фото: Nauka-mixt.ru

Три проекции трактора «Запорожец» и оснлвные ТТХ / Изображение: Carakoom.com

В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», являвшимся копией германского трактора Hanomag WD Z 50.

Трактор «Коммунар» / Фото: Topwar.ru

1.1_Ганомаг.jpg

Германский трактор Hanomag WD Z 50 / Фото: Topwar.ru

Кроме того, в 1924 году начинают производство тракторов «Карлик» по конструкции Я. В. Мамина. Трактор выпускался в двух вариантах:

  1. трактор «Карлик-1» – трехколесный и с одной передачей вперед.
  2. трактор «Карлик-2» – четырехколесный, с одной передачей вперед и реверсом

Трактор «Карлик-1» / Фото: static-eu.insales.ru

Три проекции трактора «Карлик-2» и основные ТТХ / Изображение: Carakoom.com

Трактор «Универсал» был первым советским трактором, экспортируемый за границу. Это — сельскохозяйственный трактор, выпускавшийся на Ленинградском с 1934 по 1940 гг. и на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 годы.

Прототипом для этого трактора послужил американский трактор Farmall F-20.

Трактор «Универсал» / Фото: Carakoom.com

ТТХ советского трактора Универсал. [3]

Выпускался, годы1934-1955
Экземпляры211 500
Назначениедля междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами
Тип движителяколесный
Полная масса, т2,108
Расположение двигателя:переднее
Мощность двигателя, л.с. (кВт)22 (16.2)

Каковы отличия трактора от других видов транспорта?

Исходя из назначения тракторов, на них необходимо развивать большую силу тяги при сравнительно малой скорости. Поэтому в качестве силовой установки наиболее распространено применение предпочтительно дизельных двигателей в том числе и потому, что эти двигатели, по сравнению с другими, способны выдавать большой по величине крутящий момент при относительно низкой частоте вращения коленчатого вала; они приспособлены к длительной работе при постоянной высокой нагрузке при малых оборотах.

Коробки передач трактора обычно имеет большое количество передач для того, чтобы обеспечивать работу двигателя в оптимальном диапазоне оборотов при различных нагрузках и скоростях движения. Также на тракторах могут применяться гидротрансформаторы или даже электрические трансмиссии.

Необходимость реализации большой силы тяги требует применения движителя соответствующего решению этой задачи. В большинстве случаев тракторы предназначены для движения по поверхностям, не приспособленным для движения другого транспорта, и могут быть не рассчитаны на движение по дорогам общего пользования.

Наиболее распространены колёсные тракторы, в которых ведущие колёса имеют большую площадь контакта с поверхностью и развитые грунтозацепы на протекторе шины, а также гусеничные и полугусеничные движители. Для увеличения силы тяги, зачастую, применяется балластный груз.

Общее устройство трактора

. Основные элементы трактора:

  • двигатель
  • трансмиссия
  • ходовая часть
  • механизмы управления
  • рабочее и вспомогательное оборудование

Вне зависимости от типа, силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше на ряду с дизелями применялись в том числе и бензиновые, керосиновые, газогенераторные и нефтяные двигатели внутреннего сгорания). В качестве руля применяются колёса. Рулевой механизм и привод руля колёсных тракторов аналогичны автомобильным. На гусеничных тракторах в качестве рулей применяются гусеничные ленты. Поворот трактора осуществляется за счёт затормаживания одной из гусениц бортовым фрикционом, который приводится в действие рычагом управления с рабочего места тракториста.
Рабочее оборудование

: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Также на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов.

Классификация тракторов:

По типу движителя:

Колёсные тракторы.

Современные колёсные тракторы можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать относительно большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, значит ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать, а при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными и даже строенными колёсами; смотрите фото).

Пахотный трактор. На каждую ось установлено по 6 колёс / Фото: ru.wikipedia.org

Некоторые колёсные тракторы имеют возможность перехода на полугусеничный ход, а также шины низкого давления для работы на переувлажнённых и рыхлых почвах.

Гусеничные тракторы.

Гусеничные тракторы имеют большую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия. Исключение составляют тракторы с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (5-40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом гусеничной ленты, при той же массе, что и у колёсного трактора.

Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75 / Фото: ru.wikipedia.org

Классификация тракторов по типу силовой конструкции платформы:

  • рамные
  • полурамные
  • безрамные (узлы и агрегаты напрямую скрепляются между собой своими корпусами)

Рамный остов
образуют основные продольные балки (лонжероны), которые связываются поперечинами, выполняющими роль опор для отдельных агрегатов. Такой остов имеет хорошую жесткость и прочность, облегчает доступ к отдельным механизмам и их замену, но имеет большую массу, чем полурамный. К рамным конструкциям относятся, например, все гусеничные тракторы.

Полурамный остов

характерен для шарнирно-сочленённых рам, которые состоят из двух полурам: передней и задней, соединенных между собой шарнирным устройством. Шарнирное устройство состоит из двух шарниров — вертикального и горизонтального. Вертикальный шарнир позволяет полурамам поворачиваться относительно друг друга на угол до 35°, обеспечивая тем самым поворот трактора. Горизонтальный шарнир, обеспечивая поворот полурам относительно друг друга на угол до 16°, служит для приспособления колес к рельефу местности и разгрузки рамы от дополнительных скручивающих нагрузок при движении трактора по пересеченной местности. Примером такого трактора служат машины Т-150К и «Кировцы» (К-700, К-701, к-702, К-703, К-704).

Трактор Т-150К с полурамным остовом / Фото: www.agroxxi.ru

Габаритные размеры / Изображение:zazsila.ru

Безрамный остов

образуют жестко соединенные друг с другом картеры силовой передачи и двигателя. Преимущества такого остова – высокая жесткость и компактность. Недостаток — труднодоступность ремонта отдельных агрегатов и механизмов, связанная с отсоединением соответствующих картеров, худшие условия для навески оборудования, чем у полурамного и рамного остовов. Такой остов применялся на универсально-пропашном тракторе ДТ-20.

Безрамный остов трактора ДТ-20 / Фото: Kargoteka.info

Классификация тракторов по предназначению:

  • сельскохозяйственный трактор
  • промышленный трактор
  • трелёвочный трактор (лесопромышленный)
  • армейский трактор

Рассмотрим эти категории более подробно.
Сельскохозяйственный трактор.

Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на пропашные и общего назначения.

Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:

  • возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования
  • возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении способности работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях
  • необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин
  • возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях

Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:

  • двигатель с повышенным числом оборотов
  • многоступенчатая коробка передач
  • возможность установки ходоуменьшителя
  • подрессоренная подвеска
  • унифицированная задняя навесная система (маятниковая, рычажно-маятниковая, рычажная)

Пропашные тракторы
предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку лёгких почв в садах и теплицах. Отличительной особенностью пропашного трактора является проходимость в междурядьях. Различаются несколько схем междурядной обработки, определяющие компоновку пропашного трактора.

Узкогабаритные пропашные тракторы имеют габаритную ширину меньше ширины междурядья и большой клиренс. К узкогабаритным пропашным тракторам относятся например садоводческие и виноградниковые модификации тракторов Т-38 и Т-70. Мотоблоки и мотокультиваторы также являются разновидностью узкогабаритных пропашных тракторов.

Узкогабаритный пропашной трактор Т-38 / Фото: traktorwork.ru

Узкогабаритный пропашной трактор Т-70С / Фото: traktorwork.ru

Высококлиренсные пропашные тракторы имеют высоко поднятый остов, движущийся над рядами растений. Ходовая часть таких тракторов узкая, что позволяет уменьшить ширину междурядий. В зависимости от количества рядков растений, находящихся под остовом трактора, различают однорядную, двухрядную и многорядную обработку. Для возделывания большинства культур вполне достаточна величина дорожного просвета 450 мм. С другой стороны, при таком дорожном просвете трактор всё ещё обладает достаточной устойчивостью, что позволяет использовать его и на других работах.

Пропашные тракторы с дорожным просветом порядка 450 мм получили название универсально-пропашных. Универсальность подразумевает как возможность возделывания различных культур, так и выполнение различных работ. Важной особенностью универсально-пропашных тракторов является возможность регулирования ширины колеи.() Кроме универсально-пропашных тракторов выпускаются и специализированные высококлиренсные пропашные тракторы. В частности, хлопководческие тракторы имеют трёхколёсную ходовую часть и дорожный просвет от 650 мм до 1500 мм.

Универсально-пропашные тракторы могут использоваться для выполнения других работ, для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы — в основном колёсные. Энергоёмкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги трактора.

Тракторы общего назначения

подразделяются на пахотные и транспортные.

Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели тяговый класс от 3 до 10 тонно-сил и энергоёмкость от 25 до 30 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колёсные — 10-20 км/ч.

Пахотные тракторы имеют смещённый вперёд центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.

Транспортные тракторы

бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч. Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъёмности. Колёсные тракторы общего назначения сочетают в себе функции пахотных и транспортных. Тракторы общего назначения имеют меньший дорожный просвет по сравнению с пропашными.

В СССР получили распространение пахотно-пропашные тракторы, ходовая часть которых допускает установку узких колёс для пропашных работ, широких колёс для транспортных работ и спаренных — для пахоты.

Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами лёгких строительных бульдозеров и коммунальной техники.

Промышленный трактор.

Промышленный трактор

предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:

  • эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования
  • работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части
  • возможность работы на твёрдых (в том числе скальных) грунтах
  • возможность работы на переувлажнённых грунтах
  • необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта
  • доставка к месту проведения работ на спецтранспорте

Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:

  • малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом
  • применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше
  • коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением
  • жёсткая (или полужёсткая) подвеска
  • ходовая часть и рама усиленной конструкции
  • бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал
  • наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров
  • гидравлическое оборудование повышенной энергоёмкости
  • улучшенная обзорность из кабины вперёд
  • возможность работы при низких температурах

Отличительной особенностью промышленных тракторов является смещённый назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20 % веса трактора) распределение веса на всю длину гусениц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.
Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоёмкость — порядка 15 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги.

Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М, ДЭТ-320).

В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).

Промышленные тракторы — преимущественно гусеничные.

Трелёвочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования

.

Трелёвочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу с лебёдкой для чокерной трелевки леса (например, ТДТ-55, ТТ-4) или гидравлический захват для бесчокерной трелевки леса (например, ЛТ-187 на шасси ТТ-4М).

Армейский трактор

предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марше, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. Армейские тракторы представляли собой, как правило, модификации сельскохозяйственных и трелёвочных.

БМ-13-16 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ (Новомосковск, у входа в Новомосковский историко-художественный музей) / Фото: ru.wikipedia.org

В современных условиях применяются крайне редко, поскольку по тактико-техническим характеристикам уступают современным автомобилям-тягачам повышенной проходимости. В армии СССР, начиная с 50-х годов, и в ВС РФ тракторы применялись только в инженерных войсках, хотя в армиях стран НАТО все ещё ограниченно используются для транспортировки артиллерийских орудий в условиях труднопроходимой местности.

Колёсная дорожная машина бронированная (КДМБ) / Фото: Виталий Кузьмин

Бронебульдозер Б-12, созданный на базе гусеничного трактора Т12.6020 / Фото: Sdelanounas.ru

В качестве примера применения в ВС РФ тракторов можно указать колёсную дорожную машину бронированную (КДМБ) [4] и бронебульдозер Б-12, созданный на базе гусеничного трактора Т12.6020. [5]

Классификация тракторов по тяговому классу.

Типаж тракторов — это минимальный технически обоснованный ряд выпускаемых промышленностью или намеченных к выпуску тракторов, необходимых народному хозяйству. Классификационный показатель типажа тракторов — тяговый класс.

Каждый класс содержит одну основную (базовую) модель трактора и несколько ее разновидностей (модификации), которые используют для выполнения специальных работ. Любая модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные сборочные единицы, т. е. имеющую высокую степень унификации, что позволяет быстро, с наименьшими затратами создавать машины, которые дешевле и проще в эксплуатации. Типаж сельскохозяйственных тракторов включает в себя десять тяговых классов, которым соответствуют номинальные тяговые усилия. Тяговые классы нормализованы по ГОСТ 27021-86, последние изменения в который внесены 16.01.2015 г.[6]

Непосредственно определение тяговых показателей устанавливается ГОСТ-ом 30745-2001. При этом определяются: номинальное тяговое усилие и максимальное тяговое усилие.[7]

Номинальные тяговые усилия — тяговое усилие: сила, приложенная к сцепному устройству движущегося трактора в горизонтальной плоскости в направлении его продольной оси, поддерживаемая в течение не менее 20 с или времени, необходимого для прохождения расстояния не менее 20 м, в зависимости от того, какое время больше.

Кроме номинального существует ещё определение максимального тягового усилия: наибольшее горизонтальное усилие в точке соединения со сцепным устройством, ограниченное началом неустойчивой работы двигателя или предельным буксованием движителей.

Условия проведения испытаний: Тип грунта – стерня колосовых культур. Влажность грунта – 20-30%. Твердость грунта – нормальная. Буксование: 16% – для колесных 4х2; 14% – для колесных 4х4; 3% – для гусеничных аппаратов.

На сегодняшний день выделяют 17 классов тяги, охватывающих всю технику, начиная с мелких мотоблоков и заканчивая тракторами рекордной мощности. Актуальные модели машин для сельского хозяйства находятся в первых восьми классах. Еще три класса отведены для мотоблоков и мини-тракторов. За последние годы появились также мощные сельскохозяйственные аппараты 7 класса. А ранее в данный класс входили только промышленные тракторы. [8]

Наличие такого многообразия тракторов объясняется, во-первых, размерами суши земного шара, приходящейся на долю нашей страны, и, во-вторых, гигантским объёмом народно-хозяйственных задач, которые стране приходится решать за всю историю своего существования.() Так Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии. СССР на момент распада занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли с населением в 294 млн человек. Площадь России равна примерно 17,1 миллионов квадратных километров, что составляет около 1/8 площади суши всего земного шара. Площадь территории, занимаемая Россией сравнима с площадями материков, так, например, площади Антарктиды и Австралии меньше площади России, а площадь Южной Америки лишь немногим больше.

В СССР пришлось строить массу заводов, электростанций, строить и восстанавливать города, развивать дорожную сеть, которой, например, в Сибири не существовало, осваивать целинные и залежные земли, создавать различные оборонительные сооружения. Эти задачи было не мыслимо решать без спецтехники и тракторов.

В результате начиная с 1918 года в стране была создана мощная тракторная индустрия. В Википедии, в статье «Трактор», указанной выше, приводится перечень разнообразных тракторов только сельскохозяйственного назначения, созданных в СССР: «Сельскохозяйственные тракторы, выпускавшиеся в СССР, в зависимости от силы тяги на крюке (в тонно-силах) разделялись на классы: 0,2 («Риони»); 0,6 (Т-25); 0,9 (Т-28Х4, Т-40); 1,4 (МТЗ-50, ЮМЗ-6, МТЗ-80, МТЗ-82); 2,0 (Т-54С); 3,0 (ДТ-75, ДТ-75М, Т-150, Т-150К); 4,0 (Т-4А); 5,0 (К-700, К-701); 6,0 (Т-130)».

Выводы по главе:

1.

Россия – одна из первых в мире стран, приступивших к созданию тракторов.

2.

В СССР была создана громадная отрасль народного хозяйства – тракторостроение.

3.

Без создания и производства тракторов широкого типажа было бы не возможным победить в войнах и решать народнохозяйственные задачи по строительству страны.

4.

В современной России продолжается разработка и строительство новых тракторов.

Автор: Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Трактор».

2. Редакционная статья «Самый первый трактор в мире» в издании TRACTOR-SERVER.RU Ремонт, эксплуатация, характеристики?

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Универсал(трактор)». 4. Статья Анатолия Черкашина Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 2, окончание) в издании информационного агентства Оружие России от 15.11.17 года.

5. Статья Анатолия Черкашина Бронебульдозер для Минобороны России, созданный на Челябинском тракторном заводе в издании информационного агентства Оружие России от 19.12.17 года.

6. ГОСТ 27021-86. Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Тяговые классы

7. ГОСТ 30745-2001. Тракторы сельскохозяйственные. Определение тяговых показателей.

8. Публикация «Тяговый класс трактора: таблица, особенности».

Источник: ИА «Оружие России», Анатолий Черкашин,
12
Теги: Трактор, изобретатель, классификация, сельскохозяйственный, промышленный, трелёвочный, армейский, колёсный, гусеничный, движитель, рамный, полурамный, безрамный, тяговый класс, пропашной, общего назначения

Технические характеристики

Техника обладает следующими показателями:

  • габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
  • удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
  • размер колеи – 1,435 м;
  • дорожный просвет – 0,26 м;
  • промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
  • вес – 5,4 т.

Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.

Характеристики двигателя

При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:

  • частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
  • наибольший крутящий момент – 35 кГм;
  • вес 1,1 т;
  • число опор крепления – 3 шт;
  • мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
  • система охлаждения – водяная;
  • тип редуктора – двухступенчатый.

Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с. Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы. Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида. На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида. Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.

Трактор ДТ 54

Кабина ДТ 54 закрытого вида. Внутри находится мягкое сиденье и система управления, включающая органы управления, щиток приборов. В дальнейшем на новые модели устанавливали отопитель, бачок для воды. Когда торможение было отделено от бортовых фрикционов, установили две педали торможения.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.

Содержание

  • 1 Технические характеристики 1.1 Двигатель
  • 1.2 Силовая передача
  • 1.3 Ходовая система и рулевое управление
  • 1.4 Раздельно — агрегатная гидравлическая система
  • 1.5 Электрооборудование
  • 2 Модификации
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • После окончания Великой Отечественной войны в СССР полным ходом шло восстановление и модернизация промышленности и сельского хозяйства. В начале 1950-х годов принимаются решения о вводе в сельскохозяйственный оборот обширных целинных земель в Казахстане, Поволжье, Урале, и на Дальнем Востоке. Народное хозяйство страны остро нуждалось в новых образцах надёжной и неприхотливой техники[2].

    Весной 1958 года экспериментальный цех Минского тракторного завода им. Ленина представил на рассмотрение научно-технического совета Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний конструкция была одобрена и трактор был рекомендован к серийному производству как колёсный универсальный, класса 1,4 т[3]. Трактор оснащался атмосферным рядным дизельным двигателем, мощностью не менее 55 л. с.

    Трансмиссия трактора оснащалась 9-ступенчатой коробкой передач + 2 передачи заднего хода, что обеспечивало выбор потребных режимов движения при скоростях от 1,65 до 25,5 км/ч[3].

    В 1959 году были закончены государственные испытания, по результатам которых конструкция была доработана, выпущена необходимая документация и сдана в производство. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация высокой проходимости с двумя ведущими мостами — МТЗ-52[3].

    Трактор строился по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра[4].

    Устройство

    Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое. Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты. Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.

    Трактор дт-54

    Модификации

    За годы выпуска, конструкция трактора неоднократно модернизировалась[5]. Для нужд народного хозяйства выпускались специальные модификации:

    • МТЗ-60 и МТЗ-62 — с двигателем СМД-12, мощностью 65 л. с. — (выпускалась в основном на экспорт)
    • МТЗ-50Х — высококлиренсная хлопководческая, с одним передним колесом или двумя сближенными колёсами (выпускалась совместно с Ташкентским тракторным заводом)
    • МТЗ-50К (Т-50К) — крутосклонная колёсная, выпускалась в Тбилиси.
    • Т-50В и Т-54В — гусеничная, для работы в виноградниках.
    • МТЗ-50Р — полугусеничная, для работы на рисовых чеках.
    • МТЗ-52Н — низкоклиренсная, (задние колёса уменьшенного размера, балочный передний мост вместо портального).
    • МТЗ-50Л — отличался от МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.

    За годы выпуска менялся внешний вид и конструкция кабины, хотя индексация оставалась без изменений[5]:

    • В начале 1960-х годов с полукруглой решёткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей
    • С конца 1960-х годов с прямоугольной решёткой радиатора
    • В 1970-х годах — с изменённым внешним видом капота
    • В конце 1970-х годов — с каркасной кабиной увеличенного размера и стеклопластиковой крышей.

    МТЗ-50 и его модификации

    МТЗ-52 «Супер»
    Армии ГДР
    МТЗ-52 на сельхозработах

    МТЗ-60 первых модификаций

    МТЗ-60 последних модификаций

    Беларусь МТЗ-60

    Преимущества и недостатки

    Модель обладает многими положительными качествами:

    • упрощенная конструкция;
    • ремонтопригодность;
    • надежность силового агрегата;
    • хорошие тяговые качества;
    • возможность длительной эксплуатации;
    • увеличенный топливный бак.

    Среди недостатков трактора можно выделить:

    • некомфортность кабины;
    • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
    • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

    Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: