В то время ЗИЛ уже начал изготавливать небольшие партии V-образных восьмицилиндровых двигателей “ЗИЛ-375”, видоизмененная модификация которого предназначалась для нового грузовика. “ЗИЛ-130” получил под капот V-образный карбюраторный силовой агрегат мощностью 150 л.с. при 3200 об/мин, который обеспечивал машине максимальную скорость 90 км/ч и прекрасную приемистость, вполне сопоставимую с легковыми автомобилями. Соответственно возросла и средняя скорость. Простые и надежные тормоза с пневматическим приводом, гидроусилитель рулевого управления, впервые использованный на отечественном грузовике, эффективная система отопления и вентиляции, хорошая обзорность через гнутое панорамное ветровое стекло, система освещения и сигнализации обеспечивали удобство управления автомобилем. “ЗИЛ-130” оказался достаточно экономичной машиной: контрольный расход топлива без прицепа с нагрузкой 5000 кг составлял 28 л 76-го бензина на 100 км. Переход на эксплуатацию таких принципиально новых машин предъявлял повышенные требования к водителям и оснащению ремонтных мастерских и автотранспортных предприятий.
Первые партии грузовиков “ЗИЛ-130” отличались невысоким качеством сборки, а низкая надежность электрооборудования и частые поломки двигателей портили, в общем-то, неплохие отзывы об автомобиле. Настоящим бедствием стали недолговечные карданные шарниры. Это отпугивало старых опытных водителей. Но, несмотря на неудачи, производство новых грузовиков возрастало и машина все больше и больше нравилась автотранспортникам.
В дополнительное оснащение входила светомаскировка для военных версий, канистры, топор, лопата.
Перед началом проектирования “ЗИЛ-130” рассматривался как базис для целого семейства унифицированных машин, предназначенных для самых разнообразных транспортных операций. Первым в этом семействе стал “ЗИЛ-130 А” — бортовой автомобиль-тягач с двухскоростным задним мостом для постоянной работы с прицепом общей массой в 8000 кг. Затем следовал седельный тягач “ЗИЛ-130 В” для буксировки полуприцепов общей массой до 12 500 кг. “ЗИЛ-130 Г” имел колесную базу, удлиненную до 4500 мм, и соответственно более вместительную грузовую платформу с двухсекционными боковыми бортами. Также выпускались шасси для строительных и сельскохозяйственных самосвалов, кузова и гидросистемы которых строились Мытищинским машиностроительным заводом.
Тем временем конструкция “ЗИЛ-130” совершенствовалась, улучшалось качество сборки, отрабатывались технологии, и в результате удалось значительно увеличить межремонтный пробег машин. Их охотно стали покупать за рубежом. В результате, идя навстречу ВО “Автоэкспорт”, завод создал специальные экспортные модификации машины как для стран с умеренным климатом, так и для тропиков. По особым заказам грузовики “ЗИЛ-130” оснащались английскими дизельными двигателями Perkins, а финское дочернее предприятие “Автоэкспорта” — объединение “Конела” — подводило под двухосный автомобиль поддерживающую неведущую ось, что повышало грузоподъемность машины до 8 т. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные автобусные шасси на основе удлиненного варианта “ЗИЛ-130 Г”, на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова оригинальной конструкции.
Огромной популярностью пользовались шасси “ЗИЛ-130” у изготовителей специализированных и специальных автомобилей. Фургоны, автоцистерны, топливозаправщики, буровые установки, автокраны, передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины — различных моделей спецмашин на шасси “ЗИЛ-130” существовало огромное количество. Один только Мытищинский машиностроительный завод для “ЗИЛ-130” разработал несколько вариантов самосвалов. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю “ЗИЛ-130” был присвоен Знак качества. Почетный пятиугольник наносили белой краской с правой стороны кабины. В 1974 году была выпущена небольшая партия “ЗИЛ-130” с измененной передней облицовкой радиатора, а в конце того же года завод освоил производство шасси “ЗИЛ-130 АН” для самосвалов, которые предполагалось оснащать рядным шестицилиндровым двигателем “ЗИЛ-157 Д”. Тот год оказался для грузовика юбилейным: летом был изготовлен миллионный длиннобазный “ЗИЛ-130 Г”.
В торжественной обстановке новенький ярко-красный грузовик преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината Главмосавтотранса А. Бесчастному. А через восемь лет — в 1982 году — был собран двухмиллионный “ЗИЛ-130 Г”, который также был закреплен за Бесчастновым, не совершившим за этот период на миллионном “ЗИЛ-130 Г” ни одной аварии.
12 августа 1974 года начался выпуск северных модификаций — “ЗИЛ-130 С” — на Читинском автосборочном заводе, которые имели отличия от серийной модели, позволявшие эксплуатировать ее в суровых условиях Крайнего Севера. Спустя два года грузовику присвоили индекс “ЗИЛ-130-76” и повысили грузоподъемность до 6 т. В 1977 году пошли в серию модификации “ЗИЛ-130 ГУ” с особо длинной колесной базой в 5600 мм, предназначавшиеся для транспортировки легковесных грузов. Год 1978 принес всем грузовикам ЗИЛ новую облицовку радиатора, главным изменением которой был перенос подфарников вверх, а основных фар вниз, что улучшило освещение дороги. В начале восьмидесятых всем в стране стало окончательно ясно, что эксплуатация 5 — 6-тонных грузовиков, оснащенных бензиновыми двигателями, крайне нерентабельна, поэтому была разработана целая гамма машин, работающих на сжиженных и сжатых газах. В 1980 году коллектив конструкторов ЗИЛа получил срочное задание разработать “ЗИЛ-130” с дизельным двигателем и интегральным оперением. Работу выполнили, и в 1981 году появились два опытных образца “ЗИЛ-130 ГМД”, однако дальше их дело не пошло. Все силы были сосредоточены на совершенствовании и поставке на производство нового грузовика “ЗИЛ-169”, получившего к этому времени новый отраслевой индекс “ЗИЛ-4331”.
«ЗИЛ-130», вплоть до конца 80-х годов ХХ века,обладал хорошим экспортным потенциалом. Его поставляли более чем в сорок стран мира. Причём, по желанию заказчика, машину комплектовали экономичным английским 140-сильным дизелем «Перкинс». Завод разработал адаптированные для стран с тропическим климатом версии всех популярных модификаций «ЗИЛ-130».
С 1986 года Московский автозавод имени Лихачева модернизировал всю программу своих грузовиков, которые получили новую тормозную систему, измененное электрооборудование и панель приборов, а также новые индексы: бортовой — “ЗИЛ-432410”, длиннобазный — “ЗИЛ-431510”, газобаллонный — “ЗИЛ-431810”, седельный тягач — “ЗИЛ-441510” и так далее. Ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составлял теперь 400 000 км. Машины пользовались хорошим спросом, и любой руководитель автотранспортного предприятия стремился заполучить как можно больше грузовиков с маркой ЗИЛ. Находился на подъеме и сам завод. Однако новые экономические условия, сложившиеся в стране в начале девяностых, сделали такой привычный и нужный среднетоннажный грузовик анахронизмом. Устарелость конструкции, значительные эксплуатационные расходы, плохая надежность и полное падение спроса на автомобили средней грузоподъемности вынудили свернуть в декабре 1994 года в Москве производство грузовиков “ЗИЛ-130”. Их выпуск был переведен на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) под Екатеринбургом.
Финское дочернее предприятие советского «Автоэкспорта» – – подводила под двухосный автомобиль поддерживающую не ведущую ось, что повышало грузоподъёмность машины до 8 т. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные шасси на основе удлиненного варианта «ЗИЛ-130Г», на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова грузовиков и автобусов своих оригинальных, подчас весьма причудливых, конструкций.
Конструкционные особенности
Оснащался данный грузович 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³.
На грузовик ЗИЛ-130 устанавливался гидроусилитель руля, синхронизированная 5-ти ступенчатая коробка передач, трёхместная кабина с омывателем ветрового стекла. На часть устанавливался предпусковой подогреватель двигателя. Затем стали устанавливать транзисторное зажигание, генератор переменного тока, изменённый щиток приборов. Затем были применены изменённая конструкция шарниров карданной передачи и другие нововведения. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Затем этот лючок был удалён и конструкции. В семидесятых годах перестали ставить сначала левый вентиляционный люк, а потом и правый. До 1970 года бортовые грузовики имели высоту бортов 685 мм, в дальнейшем высота бортов была уменьшена до 575 мм.
ЗИЛ-137-137Б
9Т226 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К11 «Круг» средней дальности войск ПВО. С 1963 года устанавливалась и испытывалась на шасси активного автопоезда ЗИЛ-137 с полуприцепом ЗИЛ-137Б, в ноябре 1964 года принята на вооружение. Использовалась также как транспортная машина модернизированных систем «Круг-М» и «Круг-М1», принятых на вооружение в 1971 и 1974 годах соответственно.
9Т227 – транспортная машина самоходного ЗРК 2К12 «Куб» средней дальности системы ПВО на специальном гусеничном шасси ММЗ. В 1964 году была смонтирована на полуприцепе ЗИЛ-137Б, испытана и в январе 1967 года поступила на вооружение, заменив модель 9Т22 с тягачом ЗИЛ-157КВ. Служила для одновременной доставки шести ракет на ложементах или в контейнерах, закрывавшихся сверху маскировочными и теплозащитными тентами-чехлами.
9Т222 – транспортная машина ТРК 9К79 «Точка» на активном полуприцепе ЗИЛ-137А для доставки двух полностью снаряженных ракет в специальных герметизированных теплоизолированных металлических контейнерах 9Я234 или четырех головных частей (боеголовок) в контейнерах 9Я236 с теплозащитными чехлами. Опытный образец был собран и испытан в 1971 году, в вооруженные силы поступал с 1976 года.
АХБ-2,5 – автомобильный хлебопекарный блок с суточной производительностью 2,5 т. хлеба, смонтированный в кузове-фургоне К-137Б2 на активном полуприцепе ЗИЛ-137Б. Разработан Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Министерства обороны СССР и служил для выпекания хлеба и хлебобулочных изделий в процессе движения автопоезда или на стоянке в полевых условиях. На вооружение принят в 1970 году и с 1975 года выпускался брянским военным заводом № 111. В кузове размещалось хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор и просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также ёмкости для топлива и воды с электронасосами. В разных условиях работы все они получали энергию от автономной бензоэлектрической установки АБ-8-Т/230М или электростанции ЭСД-20-ВС/230, а также от внешней электросети напряжением 220 или 380 В. Длина автопоезда составляла 14 820 мм, снаряженная масса – 19 150 кг, полная – 19 450 кг.
На автопоездах ЗИЛ-137-137Б перевозили части серийных понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы. На них предполагалось устанавливать также оборудование модернизированного специального понтонного парка ППС-2 тяжелого класса. Его проект под шифром 140М был разработан в 1968 – 1969 годах как развитие прежнего парка ППС, но так и не был реализован.
На конверсионном ЗИЛ-137-137Б Черниговским заводом специального автотранспорта (ЧЗСА) был построен опытный пожарный лесопатрульный автомобиль АЦЛ-20(137)-ПК-1.
Технические характеристики
Тип автомобиля | Грузовой |
Тип двигателя | карбюраторный четырехтактный |
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Пассажировместимость мест | 3 |
Собственная масса, кг | 4980 |
Полная масса, кг | 10980 |
Габарит, мм | |
длинна | 6675 |
ширина | 2500 |
высота | 2350 |
база, мм | 3800 |
Колея, мм | |
передних колес | 1800 |
задних колес | 1790 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 270 |
Автомобиль ЗИЛ-130 изначально комплектовался восьмицилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 148 лошадиных сил (3000 оборотов в минуту). Рабочий объем при этом достигал 6 л. Система смазки мотора была комбинированной, с разбрызгиванием и давлением. Система питания движка принудительная, система охлаждения – жидкостная.
Подвеска зависимая, рама состояла из стальных лонжеронов с пятью поперечинами. Стартер мощностью 1,5 л.с. включался посредством тягового реле. Известный всем, грузовой автомобиль ЗИЛ-130 стал прорывным в советском машиностроении. Вместе с ним, появились трехместные кабины, гидравлический усилитель на рулевое колесо, КП, в которую входили косозубые шестерни и синхронизаторы, предпусковой подогреватель мотора, омыватели стекла и другое.
В 1974 году было решено использовать более экономный тип двигателя для некоторых моделей. Благодаря такой замене также повысилась экономичность грузовика. Данным агрегатом являлся ЗИЛ-157 с 6 цилиндрами, расположенными рядно, мощность равно 110 лошадиным силам. Питаться мотор продолжал бензином А-72.
Технические характеристики дизельных вариаций ЗИЛ
Модель | ЗИЛ-ММЗ-554 | ЗИЛ-ММЗ-555(А) | ЗИЛ-ММЗ-555К |
Базовое шасси | ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 | ЗИЛ-130Д(ЗИЛ-130Д1) | ЗИЛ-130К |
Двигатель | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-157 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 | 150 | 110 |
Мощность двигателя в киловаттах | 110,4 | 110,4 | 80,9 |
Максимальный крутящий момент(Ньютон метры) | 401,8 | 401,8 | 343 |
Максимальная скорость | 90 | 90 | 90 |
Расход топлива N литров на 100 километров | 37 | 37 | 37 |
Тип КПП | 5-ти ступенчатая механика | ||
Габариты | |||
Колесная база | 3 800 мм. | 3 300 мм. | 3 300 мм. |
Размеры автомобиля | |||
Длинна | 6 675 мм. | 5 475 мм. | 5 475 мм. |
Ширина | 2 500 мм. | 2 420 мм. | 2 420 мм. |
Высота | 2 400 мм. | 2 510 мм. | 2 510 мм. |
Размеры платформы | |||
Длинна | 3 752 мм. | ||
Ширина | 2 325 мм. | ||
Высота | 575 мм. | ||
Площадь | 8,7 м3 | ||
Объем кузова м3 | 5 | 3 | 3 |
Угол подъема кузова | 50о | 55о | 55о |
Колесная формула | 4*2 | 4*2 | 4*2 |
Размер шин | 260-508Р | 260-508Р | 260-508Р |
Технические размеры автокранов ЗИЛ-130 КС-2561Д и КС-2561ДА | |||
База | ЗИЛ-130 | ||
Тип стрелочной установки | Основная | Не выдвижная стрела | |
Сменная | С удлинённой стрелой, с удлиненной стрелой и гуськом | ||
Длинна основной стрелы | 8 м. | ||
Вылет | 3,3 – 7 м. | ||
Грузоподъёмность системы | 1,6 | ||
Скорость подъема/спуска | 02 – 5,3 м/с | ||
Максимальная высота подъема | 15 метров | ||
Габариты при опущенной стреле | |||
Длинна | 10 600 мм. | ||
Высота | 3 650 мм. | ||
Ширина | 2 500 мм. | ||
Вес | 8,8 тонн |
Габаритные размеры
Двигатель
Оснащался грузовик «ЗИЛ-130» карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – «ЗИЛ-130».
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V образное |
Порядок работы | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Литраж л | 6,0 |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность квт (л,с) | 110 (150) |
Число оборотов в минуту при максимальной мощности | 3100 |
- Рабочий объём – 5969 см³.
- Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем).
- Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня в цилиндре – 95 мм.
- Степень сжатия — 6,5.
- Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. – 401,8Нм (41кгс-м).
- Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.
- Расположение цилиндров в данном моторе – под углом в 90 градусов.
Блок цилиндров — с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части. Головок цилиндров две, они выполнены из алюминиевого сплава со вставными сёдлами и направляющими клапанов. Поршни сделаны из того же алюминиевого сплава. Поршневых компрессионных колец – три. 2 верхних – хромированные чугунные, и одно маслосъёмное – стальное, составное, хромированное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые.
Шатуны выполнены из стали, двутаврового сечения, со смазыванием пальца поршневого. Шатунные и коренные подшипники – тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — стале-алюминиевые (лента стальная, и алюминиевый сплав).Коленчатый вал – стальной, кованый, пяти-опорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, снабжённый стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера.
Распределительный вал — стальной, пяти-опорный. Клапаны двигателя«ЗИЛ-130» имеют следующую конструкцию.
Впускные – расположены в головках блока цилиндров. Они приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные – пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы. Толкатели – механические, выполненные из стали, с наплавкой из специального чугуна. Коромысла клапанов –стальные, с бронзовыми втулками.
Газопроводы двигателя «ЗИЛ-130» следующие: впускной – из алюминиевого сплава, общий для каждого из рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположенный между головками блока; выпускные – из чугуна; по одному с каждой стороны блока цилиндров.
Топливный бак автомобиля «ЗИЛ-130» установлен под платформой на левом лонжероне и имеет объём 170 литров. В системе питания использован принцип принудительной подачи топлива, топливным насосом«Б-10» –диафрагменным, с рычагом для ручной подкачки бензина. Подогрев топливной смеси — во впускном газопроводе, имеющем специальную жидкостную полость для подогрева, производится подогрев топливной смеси.
В 1974 году было решено использовать более экономный тип двигателя для некоторых моделей. Благодаря такой замене также повысилась экономичность грузовика. Данным агрегатом являлся ЗИЛ-157 с 6 цилиндрами, расположенными рядно, мощность равно 110 лошадиным силам. Питаться мотор продолжал бензином А-72.
Система охлаждения мотора«ЗИЛ-130» – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Установлен трубчато-ленточный радиатор, змейковый, трёхрядный. Термостат (с твёрдым наполнителем) установлен в выпускном патрубке жидкостной полости. Жалюзи – створчатые, вертикальные, управляемые из кабины водителя. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнём от шкива коленвала, совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.
Коробка переключения передач
На автомобилях «ЗИЛ-130» установлена механическая пятиступенчатая коробка передач. КПП оборудована двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача – двойная, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями, с передаточным числом – 6,32.
Сцепление – сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. Число пар трущихся поверхностей – 2. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось – рулевая.
Карданных валов два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме. Карданных шарниров – три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала. Картер заднего моста – стальной, штампованный, сварной. Установлен конический дифференциал, симметричный, с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные. Стандартный размер шин – 260х508.
Тормозная система
1 — компрессор; 2 — манометр; 3 — баллоны для сжатого воздуха; 4 — тормозные камеры; 5 — соединительная головка с разобщительным крахом; 6 — шланг; 7 — тормозной кран (кран управления); 8 — тормозная педаль;
Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанных механизмах. Рабочая система тормоза является колодочной, барабанного типа; действует на все колёса, привод её – пневматический. Стояночная система тормоза также барабанного типа, действующая на трансмиссию; её привод – механический. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор, с жидкостным охлаждением головки и блока.
Поршни воздушного компрессора изготовлены из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами. Привод компрессора осуществляется ремнём от шкива водяного насоса; смазывание компрессора происходит от смазочной системы двигателя, под давлением и разбрызгиванием.
Расчет объема кузова для перевозки песка
При загрузке машины следует учитывать плотность материала. Песок тяжелый. Технические характеристики ЗИЛ 130 позволяют загружать объем кузова самосвала максимально до 5 тонн. Иногда водители допускают загрузку до 6.5 тонны, зная о наличии такой технической возможности у своей машины.
Какой объем кузова ЗИЛ займет песок весом 5 тонн?
Плотность песчаной массы составляет от 1400 до 1800 кг/м3. Для расчета обычно берут среднее значение, равное 1600 кг/м3.
Чтобы не допустить перегруза машины, нужно определить, сколько кубов песка содержится в пяти тоннах. Для этого необходимо выполнить несложное вычисление:
5000:1600 = 3,125 м³, или предельную загрузку:
6500:1600 = 4,063 м³.
Плотность песка можно определить точнее экспериментальным методом. Для этого нужно:
- взять обычное ведро, емкостью 10 литров, наполнить его песком и взвесить;
- взвесить ведро без песка;
- вычесть вес тары из общего веса;
- разделить полученное значение на 10 — это будет плотность песка в т/м³.
Чтобы не ошибиться в подсчетах количества песка, избежать перегруза машины, рекомендуется делать расчет с поправочным коэффициентом. Рекомендуемая величина коэффициента — 1.1–1.3.
Кабина
Кабина автомобилей ЗИЛ-433360 — цельнометаллическая, трёхместная, с целым панорамным неоткрывающимся стеклом ветрового окна типа «Триплекс».
Двери кабины имеют спускающиеся стекла и поворотные стекла форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Двери кабины, левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи.
Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку. Стеклоочиститель ветрового окна кабины с электроприводом. Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водитель перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.
Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Отопитель кабины предназначен для подачи тёплого воздуха в Кабину и обогрева стекла ветрового окна в случае его замерзания. Оперение автомобиля — интегрального типа, откидывается в перед.
Стандартное оборудование ЗИЛ-433110
Сцепление
- Однодисковое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных пружин.
- Диаметр ведомого диска 340 мм.
- Привод гидравлический с пневмоусилителем.
Коробка передач
- Пятиступенчатая.
- Передаточные числа коробки передач: первой — 7,44
- второй — 4,10
- третьей — 2,29
- четвертой — 1,47
- пятой — 1,00
- заднего хода — 7,09
Ведущий мост
- Одноступенчатый, гипоидный.
- Передаточное число — 6,33.
Карданная передача
- Два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточной опорой и шлицевым соединением.
- Шарниры на игольчатых подшипниках.
Колеса и шины ЗИЛ 433110
- Колеса дисковые, 7,0 — 20.
- Шины радиальные, камерные, 260R508.
Рулевое управление
- Рулевой механизм с гидравлическим усилителем.
- Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число — 20.
Тормозная система
- Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колесах.
- Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами на заднем мосту.
- Тормозной привод пневматический, раздельный на тормозные механизмы переднего и заднего мостов, на последнем — автоматическое регулирование тормозных сил.
Система электрооборудования
- Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
- Система зажигания контактно-транзисторная.
- Стартер напряжением 12 В, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
- Аккумуляторная батарея одна, напряжением 12 В.
- Генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Кабина ЗИЛ-433110
- Трехместная, двухдверная.
- Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания с регулируемой жесткостью в зависимости от массы водителя. Кроме того, регулируется положение в продольном направлении, а также наклон спинки и подушки.
- Пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое.
- Стеклоочиститель трехщеточный с электрическим приводом.
- Омыватель ветрового стекла — насос с электроприводом.
Платформа
- Металлическая с откидными бортами.
Салон
1 – рычаг стояночного тормоза; 2 – ручка управления жалюзи радиатора; 3 – рычаг переключения передач; 4 – переключатель указателей поворота; 5 – форсунка обмыва ветрового стекла; 6 – щиток приборов; 7 – педаль обмыва ветрового стекла; 8 – педаль сцепления; 9 – ножной переключатель света фар; 10 – педаль тормоза; 11 – педаль управления дроссельной заслонкой.
Рулевой механизм ЗИЛа-130 представлял собой винт со специальной гайкой шарообразной формы плюс поршень-рейку. Гидроусилитель был встроенным. Трехместная кабина располагается сразу за двигателем. Сиденье при этом регулируется по длине, по высоте и наклону спинки. Из основных опций в кабине присутствовал отопитель, стеклоочиститель с двумя щетками, устройство для обмыва стекла. Для 60-х годов эргономика кабины на высшем уровне. Приборная панель и функциональные приборы расположены очень удобно в отношении водителя. В крыше кабины конструкторы предусмотрели два вентиляционных люка. Решетка радиатора стала запоминающимся элементом. Кабина выполнялась из цельного метала и рассчитывалась на три посадочных места. Инженерный состав потрудился на славу, ведь автомобиль был комфортабельным и сильно рознился от многих советских грузовых машин. Водители получали улучшенные условия для выполнения своего труда.
Сидеть внутри было намного удобнее, ведь изменения коснулись и ширину – она была увеличена на 1.2 метра, если сравнивать с моделью ЗиЛ-164. В просторной кабине были оптимально расположены приборы и органы управления. К тому же появились мягкие сидения – для водителя и для пассажиров (сдвоенное). Сидение шофера теперь могло регулироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Еще можно было менять угол наклона спинки кресла и подушки. Именно на ЗиЛ-130 дебютировал гидравлический усилитель рулевого колеса. Благодаря этому повысилась не только простота управления грузовым автомобилем, а и его безопасность – если переднее колесо разрывалось, грузовик было легче удержать на дорожном участке.