Пожарные автоцистерны на базе урал: виды, параметры, использование


Автомобили для борьбы с возгораниями в жилых и промышленных помещениях, а также на открытом пространстве, строятся на базе грузовых автомобилей. Пожарный Урал стал выпускаться еще на базе бензинового шасси 375. Впоследствии стали использоваться 2 и 3-осные автомобили с экономичным и мощным дизельным двигателем.

Модельный ряд

Ранней моделью пожарной цистерны является Урал АЦ-40 или ПМ-102, построенный на шасси модели 375Е. Пожарный насос расположен в кабине водителя, всасывающие патрубки выведены под подножки на оба борта автомобиля. Выше имеются выходы напорных магистралей, к которым подключаются рукава. Расчет пожарной машины располагается в спаренной кабине. На крыше установлен ствол для подачи тушащего состава к месту возгорания.

Популярная модель машины

Машина АЦ 3,0 40 на Урал-43206 имеет боевой расчет, состоящий из 6 человек. Емкость стальной цистерны составляет 3000 л, дополнительно установлен бак для пенообразующего вещества, рассчитанный на 180 л жидкости. В кормовой части надстройки установлены центробежная помпа и распределительный узел.

На базе Урал-4320 производилась цистерна АЦ 8,0 40, рассчитанная на 8000 л воды и 500 л пенообразователя. Насосная станция расположена в кабине для боевого расчета, состоящего из 6 человек. Существует модификация АЦ 10,0 70, имеющая запас воды на борту 10000 л. Из-за установки увеличенных емкостей и дополнительного оборудования расчет уменьшен до 3 человек.

Пожарная автоцистерна модели АЦ 5,5-40 оснащена цельнометаллической спаренной кабиной с 4 дверями. Задняя часть салона расширена, что позволяет увеличить вместимость. Передний ряд оснащен сиденьем водителя и отдельным диваном для 2 человек. Задний рад рассчитан на 4 членов экипажа. В спинках специальных сидений есть ниши для хранения дыхательных аппаратов.

Старая модель машины

За кабиной расположен отсек для хранения 360 л пенообразующего состава и цистерна, рассчитанная на 5500 л воды. Верхняя часть надстройки обработана специальным резиновым покрытием. В конструкции применен электронный модуль, позволяющий оценивать запас жидкости и состава на борту. Сзади машины установлена насосная установка с приводом от коробки передач базового шасси. Помпа обеспечивает подачу до 40 л тушащего состава в секунду под избыточным давлением.

На базе грузовиков Урал возможна установка раздвижных лестниц. Примером такой установки является машина АЦЛ 6,0 50/4 18. На борту имеется запас воды (6000 л) и пенообразователя (400 л). Подача смеси осуществляется импортным насосом, поставляемым немецкой компанией Jonstadt. На крыше надстройки размещается лестница, состоящая из нескольких секций. Максимальная досягаемость по высоте составляет 18 м.

Противопожарный Урал Next

Сергей Суворов, фото автора и завода-изготовителя

Нижегородский освоил изготовление противопожарных машин только год назад, хотя все предпосылки к этому были уже давно: это и опыт по дооборудованию грузовых шасси, собственные 2-рядные кабины повышенной вместимости, а также, налаженные контакты с отечественными и импортными поставщиками специализированного оборудования.

Первый огнеборец от «Чайки-Сервис», построенный в 2020 году на шасси ГАЗона Next

Первой пожарной ласточкой, а точнее «Чайкой» стал специальный автомобиль на шасси ГАЗона Next, который также оказался первой пожарной машиной кем-либо созданной на базе нового нижегородского среднетоннажника. Затем последовала разработка и изготовление пожарника на шасси внедорожного грузовика Урал Next, который по некоторым агрегатам унифицировали с ранее созданным ГАЗоном. В частности у них идентичные удлиненные кабины, аналогичная фурнитура, элементы отделки и навесное оборудование пожарной надстройки. Следующим носителем пожарного оборудования от «Чайки-Сервис» должен стать КАМАЗ. Но это дело будущего, а пока, расскажем об уже выпущенной новинке на базе Урала Next.

Официальное наименование машины – автоцистерна пожарная АЦ-6,0-70 (4320) модель 2784UF – «Тайга», которая базируется на шасси грузовика Урал поколения Next. Наименование это общее для всего семейства капотных грузовиков из Миасса с кабиной типа ГАЗель Next и оригинальным оперением. В данном случае, «Чайкой-Сервис» использовано одно из наиболее распространенных шасси с заводским индексом 4320 с колесной формулой 6х6. В отличие от пожарной «Чайки» на базе ГАЗона Next, спецмашина на полноприводном шасси Урала Next не первая в своем роде. Свой вариант нового пожарного Урала раньше нижегородцев успело сделать миасское ООО «Приоритет».

Как и «Чайковская» пожарка, он сделан в соответствии с ГОСТ Р 53328-2009 «ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Общие технические требования. Методы испытаний» согласно которому спецавтомобиль оснащен необходимым набором противопожарного оборудования, инструментом и приспособлениями. Ключевое различие кроется в отсеках для боевого расчета, где на уральской машине применена заводская 2-рядная кабина, получившая у автолюбителей прозвище «фермер». На ее втором ряду хватает места лишь для размещения 4-х взрослых людей средней комплекции, но не борющихся с огненной стихией пожарных, которые всегда облачены в громоздкое и тяжелое огнезащитное обмундирование, нередко снабженное кислородными баллонами и иными приспособлениями. Для их размещения, а также беспрепятственного входа/выхода требуется закабинный отсек повышенной вместимости с широкими дверными проемами, которого просто не предлагают отечественные производители грузовиков. Зато он разработан и производится под наименованием «Тайга» и уже применяется вкупе с кабинами таких коммерческих автомобилей, как ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next, Валдай, Садко и ГАЗон Next, Урал Next, Hyundai HD, ISUZU N и P-серий и других.

Для пожарных машин этот пассажирский отсек был дополнительно удлинен и оборудован специальными сидениями, в спинках которых сделан специальный проем для кислородных баллонов. Еще одним преимуществом оригинальной «Чайковской» кабины является наличие дверей по обеим сторонам пассажирского отсека, что ускоряет выгрузку пожарной бригады, а значит, дает дополнительный шанс на спасение людям, находящимся в огне. Кроме того, кабина боевого расчета дооборудована системой навигации, пультом управления насосной установкой с индикацией необходимых параметров, автономным отопителем, поручнями и кронштейнами для оборудования, удобными подножками и многим другим.

Прокатившись в качестве пассажира на втором ряду описанной кабины, радует хорошая плавность хода уральского вездехода как на асфальте, так и на пересеченной местности. Этому способствует загруженность шасси смонтированной на нем надстройкой, а также расположение второго ряда кабины почти что по центру колесной базы – в бескапотнике бы трясло гораздо сильнее. Из других ездовых ощущений, которые удалось почувствовать в качестве пассажира пожарного Урала стоит отметить оптимальный выбор силового агрегата для спецмашины полной массой 21,6 т. Это новый 6-цилиндровый ярославский дизель ЯМЗ-536 мощностью 300 л. с. Работающий в паре с 8-ступенчатой КП. Грузовик даже с залитыми в цистерну 6 000 литров воды резво брал с места и проворно набирал скорость вплоть до 80 км/ч, а оказавшись на рыхлом песке – не напрягаясь преодолел внедорожный участок.

Но, внедорожным потенциалом Урала никого не удивишь – ведь это их стихия, а вот противопожарный арсенал требует более подробного рассказа.

Пожарная надстройка машины состоит из нескольких секций: сразу за кабиной размещен отсек для инструмента и оборудования с 360-литровым баком пенообразователя. Непосредственно над задними колесами установлена 6-кубовая цистерна для воды, и над задним свесом рамы смонтирован насосный и рукавный отсеки. Имея одинаковую ширину и выкрашенная в красный цвет, надстройка визуально выглядит одним целым со стильным закабинным отсеком грузовика.

Учитывая специфику эксплуатации пожарной спецтехники в городах, конструкторы «Чайки» гибко подошли к выбору фурнитуры надстройки. Так в частности, дверцы открывающие доступ к боковым отсекам надстройки выполнены из алюминиевых ролл-ставень, тогда как задняя дверца к насосному отсеку поднимается вверх. Казалось бы, почему не придерживаться однообразия? Ответ таков: в тесных дворах боковой подход к машине может быть ограничен и слева или справа от грузовика может просто не оказать целого метра свободного пространства, чтобы распахнуть цельную дверцу. Сзади же, габаритный параметр не столь критичен и, кроме того, там расположен главный рабочий орган – насос с пультом управления у которого постоянно должен находиться оператор, которого и прикрывает от погодных осадков поднимающаяся вверх дверца.

Также в задней части надстройки установлены две лестницы, ведущие на крышу спецмашины, где закреплены две лестницы, всасывающие рукава в защитных пеналах, а также находятся технологические люки обслуживания цистерны и бака для пенообразователя. Там же расположен лафетный ствол, который даже без специальных насадок распыляющих или направляющих струю воды, легко выстреливает 70 литров воды в секунду на расстояние 100 и более метров. В этом ему помогает насос уральской модели НЦПН-70/100 М2, высокая производительность которого обрушает всю емкость 6 000 литровую цистерны на очаг возгорания всего за 3 минуты! Благо, что запас воды можно пополнить в любом ближайшем водоеме, что и продемонстрировали представители , заправив цистерну из ближайшего к месту испытаний озерца. Кстати, еще эффективнее машина будет работать непосредственно перекачивая воду из водоема на горящий объект. Также забор воды может осуществляться от стационарного пожарного крана.

В отличие от появившегося первым «ГАЗона Next» у противопожарного Урала есть ряд преимуществ, расширяющих его функциональное применение. Речь идет о внедорожном назначении грузовика, позволяющим использовать его в труднодоступной местности (например, деревни, дачи, садовые массивы без твердых подъездных путей и в зимний период). Кроме того, у Урала в шесть раз больший запас воды, что позволяет ему потушить горящие объекты без дозаправки и без необходимости подключения к источникам воды. Такая машина определенно найдет своего потребителя, и, будем надеяться, поможет спасти множество жизней и имущества, оказавшихся в огненном плену.

Устройство

При создании пожарной машины основные элементы базового шасси Урал (двигатель, трансмиссия, ходовая часть) остаются без изменений. Некоторые элементы могут модернизироваться. Например, в систему охлаждения силового агрегата вводится дополнительный теплообменник или устанавливается новый радиатор с увеличенной площадью. Подобная доработка обеспечивает длительную работу мотора в летнее время. При постройке машин используется модульный принцип, позволяющий переоборудовать технику.

Агрегат для тушения пожара

Для подачи воды из сторонней емкости используется центробежный насос, в конструкции которого имеется газоструйный вакуумный аппарат.

Прибор работает от выхлопных газов, которые дополнительно применяются для обогрева корпуса помпы и цистерны с водой. В электрическую систему шасси вносятся многочисленные доработки, связанные с установкой дополнительной кабины, световой сигнализации и электронного управления.

К кабине базового шасси приделывается цельнометаллический отсек для дополнительных членов боевого расчета. Штатная задняя стенка кабины удаляется полностью или частично. Над задними мостами располагаются цистерны для воды и пенообразователя. Для изготовления баков используются стали со специальным покрытием, противостоящим коррозии. Вдоль емкостей имеется конструкция, образующая отсеки для установки противопожарного оборудования. На крыше надстройки также располагаются дополнительные устройства.

На коробке передач базового шасси устанавливается редуктор отбора мощности, управление которым осуществляется из кабины. Между выходным валом редуктора и центробежным насосом смонтирована карданная передача, которая может состоять из нескольких частей с промежуточными опорами. Если насосная станция расположена сзади, то туда же выводятся тяги управления сцеплением автомобиля и дроссельным узлом или рейкой ТНВД.

Модель АЦ 5,5-40

В комплект противопожарного оборудования входят генераторные установки, выдвижная осветительная мачта, переносные прожекторы. Возможно размещение аварийно-спасательного снаряжения с гидравлическим приводом.

Технические характеристики

Габариты и характеристики машин зависят от вместимости цистерны, модели базового шасси и дополнительного оборудования. На машине одной и той же модели могут устанавливаться различные силовые установки и коробки передач. Например, на машине АЦ 10,0 40, построенной на основе Урал-4320, может применяться 230-сильный дизель ЯМЗ-6565 или 285-сильный мотор ЯМЗ-536. При этом максимальная скорость установки не превышает 80 км/ч (с полной загрузкой).

Дизель ЯМЗ-656

Параметры машины АЦ-6,0-40, базирующейся на шасси Урал-5557:

  • длина — 8690 мм;
  • ширина (по боковинам покрышек) — 2500 мм;
  • высота — 3280 мм;
  • база — 3525 мм;
  • база задней тележки — 1400 мм;
  • угол въезда — 35°;
  • угол съезда — 27°;
  • длина заднего свеса — 2275 мм;
  • размерность покрышек — 425/85R21;
  • масса снаряженного автомобиля — 17485 мм.

На автомобиле применяется 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-65654 с турбокомпрессором, развивающий мощность 230 л. с. Мотор оснащается электронным блоком управления и соответствует требованиям Евро 4.

Цены и аналоги

Стоимость новых машин начинается от 4 млн рублей. Установка АЦ-6,0-40 оценивается производителем в 6,45 млн рублей. Списанные пожарные машины на базе Урал, выпущенные в 80-е годы, можно приобрести за 350-500 тыс. рублей. Техника сборки начала 2000-х годов обойдется в 0,9-1,2 млн рублей. Машины, построенные на бензиновых шасси, практически не встречаются в продаже.

Аналогичную технику монтируют на полноприводные шасси КамАЗ. Встречаются модификации, построенные на базе грузовика КамАЗ-4308, оснащенного задним ведущим мостом. До 2020 года производились пожарные машины, построенные на базе грузовых ЗиЛ. Из-за ликвидации завода поставки шасси прекратились.

Преимущества пожарной техники на шасси Урал

Шасси для пожарной машины не может быть выбрано случайно. «Урал» годится для заявленных целей благодаря ряду преимуществ:

  • Готовность к суровым условиям
    . «Урал» выпускается в регионе с суровым континентальным климатом, эта машина не боится ни жары, ни трескучих морозов, отсутствие адекватной дороги тоже не станет большой проблемой.
  • Надежность
    . Постоянное присутствие шасси на рынке на протяжении свыше сорока лет свидетельствует о полной неубиваемости основы и ее готовности служить вечно.
  • Низкая стоимость
    . «Урал» выпускается внутри страны, производство расположено сравнительно близко, потому доставка шасси на оснастку обходится дешево, раздутых таможенных пошлин тоже нет.

Миасские пожарные автомобили представляют собой тяжелые автоцистерны с обязательной телескопической лестницей. Модели отличаются друг от друга преимущественно емкостью цистерны и частично набором пожарно-технического вооружения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: