Междугородние автобусы Scania OmniExpress K 340 EB6х2NI и Scania OmniExpress K 310 IB4х2NB

Scania AB
ТипПубличная компания
Основание1891
РасположениеШвеция: Сёдертелье
ОтрасльАвтомобильная промышленность
ПродукцияГрузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели
Оборот▲ SEK 94,880 млрд (2014 год)
Операционная прибыль▲ SEK 8,721 млрд (2014 год)
Чистая прибыль▼ SEK 6,009 млрд (2014 год)
Число сотрудников▲ 42,129 тыс. (2014)
Материнская компанияVolkswagen Group
Дочерние компанииScania Production Słupsk[d], SOE Busproduction Finland[d], Dansk Automobil Byggeri[d], Scania Peter[d], Scania Production Angers[d], Scania-Bussar[d], Scania IT[d], Ferruform[d], Scania-Hytter[d] и Scania Latin America[d]
Сайтwww.scania.com
Медиафайлы на Викискладе
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 9 октября 2020 года

.

Scania AB

— шведский производитель грузовых автомобилей, автобусов, промышленных и морских двигателей. Выпускает автобусы с 1920 года. Штаб-квартира располагается в городе Сёдертелье, Швеция. Производство находится в Швеции, Франции, Нидерландах, Аргентине, Бразилии, Польше и России.

Автобусы[ | ]

Этот раздел нуждается в переработке.

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Серия Century 3000[ | ]

Давняя кооперация с испанской кузовной фирмой Irizar привела к созданию комплектного автобуса Scania Century 3000, смонтированного на шасси К124 (4х2 или 6х2) и соответствующего всем нормам Западной Европы и США. Его дизайн сочетает аэродинамичную форму, свойственную стилем «улыбка», созданном на Scania. Автобус с числом посадочным мест до 57 предлагается в нескольких вариантах длины — от 10,7 до 15 м, с габаритной шириной 2550 мм и высотой 3700-3900 мм. Внутренняя высота салона — 2050 мм. Кузов оснащен периферийным поясом безопасности, а его наиболее уязвимые нижние элементы выполнены из нержавеющей стали. В задней части шасси продольно размещаются вертикальные двигатели рабочим объёмом 9, 11 и 12 л мощностью от 300 до 420 л.с. в блоке с механической 8-ступенчатой коробкой передач ZF. Шасси оборудовано всеми дисковыми тормозами, индивидуальной пневматической подвеской каждого переднего колеса, гидроприводом для управления не ведущими колёсами третьей оси.

Серия Omni[ | ]

Scania OmniExpress
В конце 90-х годов фирма выпустила серию комплектных 12-метровых многофункциональных автобусов Omni с кузовами модульной конструкции, получивших переднюю облицовку, названную «улыбающейся». От неё вскоре пошла мода на такой оригинальный стиль оформления. Городской низкорамный 3-дверный автобус OmniCity CN94 оснащён полностью алюминиевым кузовом: его основание в виде продольной силовой балки, поперечины и каркас собраны на болтах из алюминиевых П-образных профилей, крыша и боковая облицовка тоже алюминиевые, но передняя и задняя панели стеклопластиковые. В задней части кузова поперечно с наклоном 60° назад расположены двигатели объёмом 9 или 11 л мощностью 220—260 л.с. и автоматическая 4-ступенчатая коробка передач. Один из двигателей в 230 л.с. рассчитан на работу на этаноле.

Автобус укомплектован всеми дисковыми тормозами, 3-контурной тормозной системой с АБС и индикатором износа накладок, гидравлическим тормозом-замедлителем, установкой микроклимата в кабине водителя. Пригородный автобус OmniLink отличается от городского только двигателем, установленным сзади продольно с углом наклона 60°.

Близкий к ним по конструкции пригородный 2-дверный вариант OmniLine IL94, впервые показанный на салоне во Франкфурте-на-Майне осенью 2000 года, смонтирован на шасси L94IB и снабжён алюминиевым каркасным кузовом с высотой расположения пола салона 860—960 мм над поверхностью дороги. В задней части продольно с наклоном 60° установлены 9-литровые двигатели мощностью 230—300 л.с., работающие с автоматической 5-ступенчатой коробкой передач.

На основе городского одиночного автобуса выпускается сочленённый вариант OmniCity CN94UA (6х2) длиной 18 м, укомплектованный моторами в 230—260 л.с. и автоматической 4- или 5-ступенчатой трансмиссией. Его максимальная скорость достигает 102 км/ч.

Тест-драйв автобуса Scania Higer A80: третий звонок

Знал бы прикуп…

Большой Сочи раскинулся вдоль побережья и залез в горы, и во всей этой курортной зоне царила ленивая анархия. До Зимней олимпиады 2014 года жизнь на побережье начиналась в конце мая и замирала в октябре, а десант горнолыжников был и вовсе коротким. Полгода курорт сонно ожидал наступления нового сезона. Но олимпиада изменила все. Взрывной рост экономики города в 2010-2014 годах обеспечил работой всех, изменилась сама культура курорта – если раньше это был некий разрушающийся памятник Советскому Союзу, то сегодня – это полнокровный курорт европейского уровня, работающий круглый год. Олимпийский комплекс зимних видов спорта и автодром мирового уровня обеспечивают круглогодичный приток туристов, но и море тоже никуда не делось. Однако наш человек успел поездить по миру, и его уже как-то не сильно привлекает уровень отдыха «койка в сарае за сотню в сутки». Первыми это осознали владельцы отелей и понастроили гостиниц с классом обслуживания «три звезды» и выше. Понятно, что выросший уровень сервиса потребовал и качественно нового уровня пассажирских перевозок. А вот здесь-то и начали проявляться пережитки палеолита в головах местных предпринимателей.
Самое интересное, что еще три года назад весь пассажирский автопарк Сочи состоял из подержанных иностранных автобусов разлохмаченного года выпуска. Новых автобусов просто не было, от слова «совсем»! С этим надо было что-то делать. Более того, в регионе просто не было крупных пассажирских перевозчиков. Некому было планировать и развивать бизнес. Самыми дальновидными оказались строители – понятно, что ОлимпСтрой и ДорСтрой были фантастически прибыльными все эти четыре года, но наиболее дальновидные уже тогда понимали, что стройка века рано или поздно закончится, и надо будет как-то жить дальше. Вот тогда-то и появились в Сочи первые новые автобусы. Наиболее приемлемые условия предложила компания Scania, и в результате сегодня весь парк новых автобусов в регионе носит изображение грифона на радиаторной решетке, а редкие исключения с мерседесовской звездой занимают не более десятой части.

Национальный вопрос

Аэропорт Адлер. На улице +40˚С. Бледные пассажиры московского рейса, шалея от жары и яростного солнца, расхватывают минералку, колу, квас, пиво… «все равно что – лишь бы холодное и мокрое».
Белый красавец Scania Higer A80 плавно подруливает к терминалу. Вещи исчезают в багажных отсеках объемом 8,5 м3, а люди ныряют в салон. Первое, на что обращают внимание – это прохлада и кожаные кресла.

Меня, понятное дело, интересует как раз качество кожи, рельеф спинки, пространство на пассажирском сиденье и эффективность работы кондиционера – и все это на очень достойном уровне. Спинки кресел регулируются по углу наклона, сами кресла могут смещаться на 5 см в проход для увеличения пространства по ширине, а откидывающиеся подножки позволяют варьировать позу в дальней дороге.

Поглотив полсотни счастливых отпускников, автобус вливается в плотный городской поток. Адлер – Сочи – Лазаревское. Довольные отдыхающие отправились заселяться в отели и вкушать это сладкое понятие «отпуск», а мой рабочий день только начинается.

Я исследую салон на предмет его «китайскости»… И не нахожу явных огрехов: ничего не шатается и не отваливается, все 53 пассажирских кресла (посадочная формула: 51+1+1) в отличном состоянии, система воздуховодов работает, крышки багажных отсеков над сиденьями нормально открываются и не скрипят…

А межу тем оказывается, что именно этот Scania Higer – один из первых, появившихся в Сочи, ему уже три года и на одометре больше 100 тыс. км. Расспрашиваю водителя и выясняю, что он работает на этом автобусе с самого начала, и за все это время проблем с ним не возникало.

В шасси Scania я не сомневался с самого начала. Вообще-то, как и любой туристический лайнер, Scania Higer A80 существует как в трехосном (6Х2), так и в двухосном (4Х2) вариантах. Мне на тест достался 12,7-метровый двухосник практически в стоковом варианте. Стандартный набор включает: радио, CD, DVD, МР3 плеер, 2 динамика в зоне водителя, 2 TFT монитора на 17” в передней и средней части салона и динамики в пассажирском салоне. Замкнутая телевизионная система наблюдения (ССTV) позволяет контролировать, что происходит в салоне. А камера заднего вида оказывается совершенно не лишней при маневрировании задним ходом в толпе отдыхающих и вездесущих сочинских таксистов. Естественно, что на автобусе такого класса обе двери и крышки багажного отделения открываются при помощи пневмопривода, нажатием кнопки с места водителя.

В заднем свесе трудится 13-литровый турбодизель Scania DC 13 103 (400 л.с., 2100 Нм) в паре с 8-ступенчатой автоматизированной трансмиссией Opticruise. Пневмоподвеска обеспечивает комфорт, а дисковые тормоза и система курсовой устойчивости отвечают за безопасность. С теорией разобрались, самое время самому сесть за руль.

Горный катер

Скажу сразу: как и все автобусы Scania, Higer A80 с точки зрения водителя – большая легковая машина. Естественно, надо помнить об огромных свесах и о том, что сидишь далеко перед передней осью, поэтому ощущения немного непривычные – при повороте руля «морда» уплывает в сторону целиком, как на катере. А в остальном – легковая машина. Привычное водительское кресло с огромным диапазоном регулировок, привычный руль и передняя панель. Отличия от грузовика в том, что ручник находится на подоконнике под левой рукой, и обзорность как в аквариуме – реально видно все! Да еще в боковые зеркала, вынесенные перед лобовым стеклом, приходится смотреть вверх.
Поворот ключа и – тишина… С водительского места двигателя не слышно в принципе, и судить о том, что он работает, можно только по тахометру.

Правый подрулевой переключатель заведует управлением автоматизированной трансмиссией и ретардером. Переводим его в положение Drive, сбрасываем ручник и плавно трогаемся. Плавно – это ключевое слово: на машинах такого класса все надо делать сверхплавно, чтобы не тревожить пассажиров, а значит, просчитывать ситуацию на много ходов вперед, держать дистанцию и постоянно сканировать дорожную обстановку на 360˚. Горячие сочинские таксисты не дают скучать, но и под бампер не лезут – уважают. Через многоуровневую развязку выбираемся из города, автобус плавно и напористо набирает 100 км/ч и упирается в ограничитель, активируем круиз-контроль, все… Остается только рулить… Ан нет – это горы, и здесь добрым словом поминаешь разработчиков ретардера, позволяющего не пользоваться рабочими тормозами. При некоторой сноровке мне удавалась подкатывать к остановке, вообще не нажимая на педаль тормоза – исключительно комфортно.

Местная специфика и тараканы в голове

Путешествие за рулем оставило неоднозначные впечатления. С одной стороны – это очень качественное дорожное покрытие, дороги к Олимпиаде построили великолепные. А с другой – это горы и морское побережье… Погода меняется несколько раз в сутки, и если на побережье может быть солнце, то в Красной Поляне может быть и туман, и дождь, и снег. И наоборот. Несмотря на то, что самый длинный маршрут в «Большом Сочи» – около двухсот километров, на этом расстоянии можно путешествовать из зимы в лето, через несколько климатических зон. И если в Адлере было жаркое лето, то в горах нас встретил осенний моросящий дождик и плотная облачность. Очень непривычно, когда влетаешь в тоннель при ярком солнце по сухому покрытию, а выезжаешь с той стороны перевала в осеннюю хмарь со скользкими лужами.

Пока мы договаривались с охранником туристического комплекса, чтобы поснимать автобус на его территории, налетевший ветер разогнал тучи и снова наступило лето. Съемочный процесс, как водится, затянулся, и возвращались в город мы уже вечером – появился шанс протестировать светотехнику. Ближний галогеновый свет хорош, но дальний ксенон еще лучше, вот только в плотной темноте, в конце рабочего дня, смена с желтого света на белый и обратно…

Ночь в гостинице, а утром тот же самый Scania Higer A80 везет меня вместе с отдохнувшими и посвежевшими отпускниками в аэропорт – возвращение в реальную жизнь…

На моих «американских» телефоне (iPhone), компьютере (MacBook), кроссовках (Nike) и даже на экшн-камерах (GoPro) стоит клеймо: «Made in China» – я привык, и отношусь к этому, как к должному. Так почему же меня смущало шведско-китайское название Scania Higer? Видимо, потому, что очень уж ошеломительным был провал первой волны китайских грузовиков на нашем рынке. И я довольно долго считал – «в конце концов, мы, конечно же, все пересядем на «китайцев», но пока это несерьезно»…

Первой ласточкой, заставившей пересмотреть свои взгляды, стал 2,8-литровый двигатель Cummins, произведенный в Китае и установленный на Соболь 4Х4. На полноприводном Соболе я проехал в общей сложности более 10 тыс. км, и двигатель меня ни разу не подвел, вез и по трассе и фантастически тянул на бездорожье…

Вторым звоночком стал седельный тягач DongFeng KX-1, просто взорвавший международный салон коммерческой техники IAA в Ганновере в прошлом году – никто не ожидал от китайцев такого качества и уровня инженерной проработки конструкции. Союз c Volvo Trucks явно пошел китайской компании на пользу.

И вот теперь Scania Higer A80 – туристический автобус очень достойного качества и вполне европейского уровня. Видимо, пора разогнать собственных тараканов в голове и начать доверять китайскому автопрому. Вот только надо, чтобы рядом с клеймом производителя стоял известный мировой бренд – такой, например, как Scania.

Двигатели для биотоплива[ | ]

Scania начала разрабатывать двигатель для автобуса, работающий на этаноле, в середине 80-х годов. Было произведено около 600 автобусов, работающих на смеси 95 % этанола и 5 % топливной присадке. Автобусы эксплуатируются транспортной компанией Stockholm Public Transport.

Испытания автобусов, работающих на 95 % этаноле, по программе BEST (BioEthanol for Sustainable Transport) проходят в городах: La Spezia (Италия), Стокгольм, Роттердам, Дублин, Мадрид, Наньянг (Китай), Страна Басков (Испания), Сан-Пауло (Бразилия), Лондон.

Scania также производит двигатели для автобусов, потребляющие 100 % биодизель (из рапса), природный газ и биогаз. С начала 90-х годов Scania произвела около 1000 газовых автобусов.

Тот, кто за рулем

Кресло, в котором путешествует водитель… Красивое начало, но очень далекое от жизни. Труд водителя не похож на прогулку. Поэтому вся обстановка в кабине должна настраивать на рабочий лад. Решение сделать панель слева наклоненной к водителю показалось мне интересным. Символы на клавишах не исчезают в ярком солнечном свете, а рычаг ручного тормоза поставлен на горизонтальную площадку, чтобы пользоваться этим важным элементом водителю было удобно и привычно. Для подачи теплого и холодного воздуха служит пара дефлекторов в верхней части панели, другая пара подает воздух к ногам. Но кроме этого за спиной водителя установлен стандартный отопитель.

А вот к боковому окну есть претензии. Конечно, хорошо, что для его большой удобной рукоятки в пластике передней стойки есть специальная выемка. Замечательно, что его размер позволяет создать значительный приток воздуха. Но почему сдвижной сделана задняя секция стекла? Ведь при наличии кондиционера окно обычно используют курильщики для вытяжки дыма, а так он частично будет попадать в салон. Даже если учесть всемирную борьбу с курением и отсутствие кондиционера, все равно решение неразумное, так как холодный воздух вряд ли понравится пассажирам первого ряда. Намного логичнее было бы сделать открываемой переднюю часть окна.

…непосредственно щитки приборов различны

Не понравилось и размещение внутрисалонного зеркала – слишком высоко и очень близко к водителю. Чтобы что-то разглядеть, нужно основательно отвлекаться от дороги. Думаю, в повседневной эксплуатации водители сразу перенесут его слева направо и навсегда забудут об этой проблеме.

По остальным параметрам никаких вопросов. Прекрасная обзорность через большие окна, мощные и отлично работающие дефлекторы. Потоки воздуха отовсюду, даже нижнее стекло первой двери имеет свое сопло против запотевания. А среди клавиш панели удобно разместились розетки на 12 и 24 вольта.

У любого профессионального водителя в кабине всегда найдется куча нужных мелочей на все случаи жизни. И он будет очень рад, если все их удастся спрятать от посторонних глаз. Scania для этих целей предоставила пару боксов на панели и два вещевых ящика над первыми рядами кресел. Отдельная благодарность за то, что все они запираемые. Впрочем, ожидать иного вряд ли стоило, ведь забота производителей о тех, кому доверены жизни людей, всегда была не на словах, а на деле.

Scania в России[ | ]

59°53′14″ с. ш. 30°20′22″ в. д.HGЯOL
В 2002 году в Санкт-Петербурге, на промплощадке по адресу Люботинский проспект 8, компания запустила завод по сборке автобусов серий OmniLink и OmniLine для российского и европейского рынков. Инвестиции составили $8,4 млн, мощность завода позволяла выпускать до 500 автобусов в год. До 2010 года на предприятии было изготовлено более 1000 автобусов. В 2010 году из-за снижения спроса производство автобусов было приостановлено, а в 2020 году площадку продали.[2]

В ноябре 2010 года в промзоне Шушары под Санкт-Петербургом официально запущен завод по производству грузовиков «Скания-Питер». Инвестиции в строительство составили более 10 млн евро. На заводе собираются самосвалы, и грузовые шасси различного назначения, в дальнейшем к ним должны добавиться тягачи. Предприятие рассчитано на ежегодную сборку 6,5 тыс. машин. В перспективе выпуск машин планируется довести до 10 тыс. единиц в год[3].

59°48′52″ с. ш. 30°24′06″ в. д.HGЯOL

В 2020 году производство грузовиков «Скания-Питер» переехало на расположенную рядом в Шушарах производственную площадку .[2] С 2016 года обе компании эксплуатируют общую сборочную линию мощностью до 6500 грузовиков в год. Однако реальные суммарные объемы производства обеих марок около 1000 машин в год.[4]

Восьмая декада – завоевание Америки

В начале 1980-х гг. по выпуску и экспорту автобусных шасси Scania выходит на 2-е место в мире, уступая только Daimler-Benz, при этом до 90% продукции идет на экспорт. Например, в этот период немецкая фирма G. Auwärter построила 1000 автобусов Neoplan Jetliner на шасси Scania BR116. Восьмидесятые годы примечательны частыми и масштабными обновлениями модельного ряда. В 1981 г. начался выпуск переднемоторных шасси серий F и S, созданных на базе грузовиков Scania 2-го поколения, но теперь их собирали в Бразилии, и практически вся продукция шла в страны Латинской Америки на кузовные заводы Camena из Перу, бразильские Nielson, Busscar, Comil, Siferal, аргентинскую Cametal. Начались поставки шасси и в Африку (марокканские Jdidi и CIM, египетские El Nasr, Ghabbour, кенийские Labh Singh), где на них ставили упрощённые кузова, получившие в просторечии название «Джунгли-Бус».

В 1982 г. производственная программа Scania-Bussar обновилась и теперь состояла из шасси для городских автобусов серии N и шасси для междугородных автобусов серии K. Они были разработаны в содружестве с бразильским отделением и унифицированы с грузовиками Scania 2-го поколения. В 1983 г. автобус Scania CR112 был переименован и теперь выпускался как модель CN112. Годом позже появилась его сочленённая модификация CN112A. В том же 1984 г. в американском штате Коннектикут была организована сборка автобусов модели CN112 для рынка США. Шасси и двигатели для автобусов привозили из Швеции, а кузова и их оснастку собирали из американских комплектующих. Всего до 1988 г. в США собрали около 250 машин этой модели. В 1988 г. начался выпуск автобусных шасси и автобусов, унифицированных с грузовиками 3-го поколения. В их число входили шасси для городских автобусов серии N113, шасси для городских и пригородных автобусов L113 и шасси для междугородных и туристских машин серии K113. Все они предлагались в двух- и трёхосных вариантах, а в серию N входила и сочлененная модель N113A. Весь этот модельный ряд выпускали до 1996 г., а в Бразилии шасси серии K113 продержались на конвейере до 1998 г. Единственным городским автобусом в производственной программе был Scania CN113 (1988–1993 гг.).

В 1990 г. 50% всех автобусных шасси Scania реализовывалось в Южной Америке, на долю Европы без стран Скандинавии приходилось 23%, а в Швеции оставалось всего 8% выпущенных машин.

Scania CN112, собранный в США, на Гавайях, 1984 г.

Примечания[ | ]

  1. Анатолий Темкин, Надежда Зайцева
    . Scania приехала // Ведомости, 18.12.2009, 240 (2510)
  2. 12
    Scania продала производственные корпуса своего бывшего завода по выпуску автобусов в Петербурге
  3. Андрей Жуков
    . Scania готова выпускать в России до 10 тысяч грузовиков // РБК daily, № 211 (1016), 18 ноября 2010
  4. St. Petersburg — the plant
  • Медиафайлы на Викискладе

Экологическая безопасность автобусов Скания

Начиная с проектных чертежей и до момента утилизации изношенных деталей автобусов, разработчики Scania продумывают всё до мельчайших подробностей.

Scania заботится как о жизни и здоровье людей, так и об окружающей среде. Мощность автобусов сочетается с минимальным уровнем токсичных выбросов в атмосферу и минимальным вредным воздействием на окружающую экологию.

Эти принципы реализуется не только в области эксплуатации транспортного средства, но и в техническом обслуживании и ремонте автобусов Скания.

Автобусы Скания – отличный выбор для успешного бизнеса требовательных и практичных людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: