Экскаватор ЭО-3322: технические характеристики, особенности и отзывы


Об истории модели и её производителей

Экскаватор «ЭО-3322» стал самым первым из выпускаемых серийно в Советском Союзе экскаваторов, оснащённых системами гидравлического привода. Конструкция, разработанная для «ЭО-3322», была предельно проста, что позволяло значительно снизить себестоимость машины при её производстве. При этом разработчикам удалось добиться очень высокого уровня производительности.

Первоначально, с 1970 по 1987 годы экскаваторы данной марки делали на Ленинградском экскаваторном заводе (ЛЭЗ), а с 1970-го по 2001-й годы – в Калинине (ныне город Тверь), на Калининском экскаваторном заводе (КЭЗ).

Ленинградский экскаваторный завод, закрытый в 1987 году, вёл свою историю с 1913-го года. Сначала – как оружейное предприятие «Пулемёт», по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов к нему. После Первой мировой и гражданской войн – как Ремонтно-механический завод (по обслуживанию и ремонту техники импортного производства, в том числе и экскаваторов). В 1937 году завод дал первую собственную продукцию: краны грузоподъёмностью 5 тонн на автомобильном шасси и экскаваторы на шасси тракторном (СТЗ и ХТЗ).

Об истории модели и её производителей-01

В годы Великой Отечественной завод был эвакуирован в Нижний Тагил. На оставшихся производственных мощностях работало танкоремонтное предприятие. В послевоенные годы производство экскаваторов на ЛЭЗе было возобновлено, и продолжалось вплоть до ноября 1987-го года. В общей сложности, за это время завод выпустил 33 тысячи экскаваторов разных марок.

Калининский экскаваторный завод был заложен в 1939 году, но завершить строительство его цехов помешала Великая Отечественная война. Достройка предприятия началась в январе 1943-го года. Ещё не будучи законченным, завод уже числился в списках действующих и давал, пока ещё не свою профильную, но нужную стране продукцию – запасные части к различной технике. Рабочие жили в армейских палатках и работали частично вообще под открытым небом.

Об истории модели и её производителей

Первые экскаваторы, марки «Д-107», были выпущены предприятием в 1946-м году. В дальнейшем, все модели экскаваторов выпускались в тесной кооперации с Ленинградским экскаваторным заводом. Во второй половине 70-х годов основной серией и визитной карточкой завода на многие годы стал «ЭО-3322». В десятки стран мира экспортировалась эта техника. «ЭО-3322» в 1978-м году был отмечен Всесоюзным Знаком качества. В 1981-м году, по случаю выпуска 50-тысячного экскаватора, Калининский завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

В 90-е годы предприятие, как и всю отечественную экономику, «лихорадило». Однако завод выжил, во многом благодаря наличию ряда экспортных контрактов. Вплоть до 2001-го года «задержался» на конвейере экскаватор «ЭО-3322».

Сегодня, под наименованием «ОАО «Тверской экскаватор», предприятие выпускает широкий спектр современной техники под брендами «Твэкс» и «Terex». Конечно, о прежних объёмах производства речь не идёт, но всё-таки завод работает стабильно, на нём трудятся более шестисот человек (по данным на 2020 год).

Об истории модели и её производителей

В цеху Тверского экскаваторного, 2020 год.

Колёсный полноповоротный экскаватор «ЭО-3322» серийно выпускался Ленинградским и Калининским экскаваторными заводами со сменным рабочим оборудованием (обратной лопатой, грейфером и погрузчиком). У данных экскаваторов ранних выпусков постоянным (не демонтируемым) узлом рабочего оборудования являлась нижняя (основная) часть стрелы и гидроцилиндры подъема. Впоследствии стрела на «ЭО-3322» стала моноблочная.

Отличить экскаваторы двух заводов можно по одному характерному признаку: сзади на противовесе ленинградских экскаваторов была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», а на калининских не было ничего. Впрочем, можно предположить, что до современности экскаваторы, произведённые на ЛЭЗе (закрытом в 1987-м году) практически не сохранились.

Историческая справка

Экскаватор ЭО-3322 является самым первым экскаватором в СССР, который был оснащен системами следящего гидропривода. Конструкция машины была настолько продумана и эффективна, что ее себестоимость была значительно снижена. Параллельно с этим разработчики смогли наладить очень высокий уровень производства агрегата.

Вам будет интересно:Какие бывают двери — виды, особенности конструкции и фото

Изначально экскаватор ЭО-3322 выпускался на Ленинградском экскаваторном заводе в период с 1970 по 1987 год. Однако, начиная все с того же 1970 года, машина сходила с конвейера и Калининского экскаваторного завода. Причем последний экземпляр сошел со сборочной линии в 2001 году.

В 1978 году ЭО-3322 получил Всесоюзный Знак качества. А спустя три года, когда был выпущен пятидесятитысячный экскаватор описываемой модели, Калининской завод по решению руководства страны наградили Орденом Трудового Красного Знамени.

Стоит заметить, что экскаваторы, выпускаемые указанными двумя заводами, все же несколько отличались друг от друга. На ленинградских машинах сзади на противовесе была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», в то время как на калининских ничего подобного не было.

Сфера применения

Экскаватор «ЭО-3322» получил широкое распространение во многом благодаря своей универсальности. Данная техника может эффективно применяться в дорожных, строительных, коммунально-ремонтных работах; для рытья котлованов, траншей, колодцев, бурения скважин, забивания свай; на мелиоративных работах; при рыхлении грунта, взламывании верхней мёрзлой корки земли и старых дорожных покрытий, дроблении камней (с применением гидромолота), укладке бетонных плит.

Сфера применения

Экскаватор демонстрирует хорошую работоспособность при любых температурах от плюс 40 до минус 40 градусов; его можно использовать и на скальных породах (предварительно разрыхлённых), и на расползающихся влажных грунтах, а также глинистых и сыпучих.

Производителем установлено что экскаватор «ЭО-3322» может разрабатывать без предварительной обработки грунты I- IV категорий; после рыхления – грунты более тяжёлых категорий. (I: Песок-супесок, растительный грунт и торф; II – лессовый суглинок, рыхлый влажный лесс, гравий размером до 15 мм; III – жирная глина, тяжёлый суглинок, крупный гравий, лесс естественной влажности; IV – ломовая глина, суглинок со щебнем; V – отвердевший лесс, мягкий мергель, опока, трепел; VI – крепкий мергель, мягкий трещиноватый скальный грунт; VII – скальный грунт и руда.

Модификации «ЭО-3322»

Все рабочие операции экскаватора и его передвижение производятся при помощи системы гидравлического привода, сдвоенный насос которой вращается от основного дизельного двигателя. СМД. Экскаватор может работать с ковшами объёмом от 0,4 до 0,8 кубометров, в зависимости от категории грунта.

Дальнейшее развитие модели базовая модель экскаватора «ЭО-3322А» получила в модификациях: «ЭО-3322Б» и «ЭО-3322Б-1» (с сервоприводом); «ЭО-3322В» (с полуавтоматической системой управления, которая позволяет механизировать зачистку дна разрабатываемого земляного сооружения до проектных о, «ЭО-3322Е» и «ЭО-3322И».

Модификации

Все рабочие операции экскаватора и его передвижение производятся при помощи системы гидравлического привода, сдвоенный насос которой вращается от основного дизельного двигателя. СМД. Экскаватор может работать с ковшами объёмом от 0,4 до 0,8 кубометров, в зависимости от категории грунта.

Дальнейшее развитие модели базовая модель экскаватора «ЭО-3322А» получила в модификациях: «ЭО-3322Б» и «ЭО-3322Б-1» (с сервоприводом); «ЭО-3322В» (с полуавтоматической системой управления, которая позволяет механизировать зачистку дна разрабатываемого земляного сооружения до проектных о, «ЭО-3322Е» и «ЭО-3322И».

Модификации

Особенности конструкции

Экскаватор «ЭО-3322» отличается оригинальной конструкцией, позволяющей гидравлическому оборудованию и кабине с водителем осуществлять свободное вращение вокруг оси, установленной на платформе, что минимизирует количество лишних передвижений в рамках погрузочных и прочих работ. Эта возможность дает оператору наилучший обзор выполняемых операций, увеличивает охват работ и повышает производительность экскаватора. Техника производит захват грунта в пределах досягаемости своей стрелы и поворачивается в требуемом направлении, после чего высыпает его.

Особенности конструкции

Экскаватор передвигается на пневматическом колесном ходу. При этом показатель удельного давления на грунт равняется 0,04 МПа. Экскаватор «ЭО-3322» способен свободно преодолевать уклоны с 20-градусной крутизной.

Другие характерные особенности экскаваторов «ЭО-3322». Гидравлическое усиление рулевого механизма, облегчающее управление; недемонтируемые гидроцилиндры подъёма и нижняя часть стрелы. «ЭО-3322» ещё называют «гидравлическим экскаватором», так как не только весь комплекс рабочих операций, но и даже само передвижение данной техники обеспечивается системой гидроприводов.

Особенности

Экскаватор на пневмоходу ЭО-3322 имеет существенный конструктивный нюанс, за счет которого гидравлическое оборудование и водительская кабина могут свободно вращаться вокруг собственной оси, установленной на платформе, а это, в свою очередь, минимизирует число манипуляций в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ. В конечном счете все это позволяет оператору иметь оптимальный обзор и расширяет перечень выполняемых работ, а также производительность машины. Немаловажно и то, что ЭО-3322 без проблем преодолевает уклоны с показателем 20 градусов.

Нельзя обойти вниманием и факт того, что машина использует гидропривод не только для приведения в действие рабочего органа, но и для собственного перемещения в пространстве.

Описание устройства экскаватора «ЭО-3322»

Одноковшовый экскаватор «ЭО-3322» состоит из следующих основных составных частей и сиcтем: пневмоколёсного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.

Пневмоколёсное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает скорость передвижения до 20-ти км/ч на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост – управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме.

Задний мост — неуправляемый, имеющий двойные шины, жёстко соединённый с ходовой рамой.

Описание устройства экскаватора «ЭО-3322»

Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы. Во время произведения земляных работ для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры и опору-отвал.

Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе установлены: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидравлическое оборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка), элементы электрооборудования и пневмооборудования, контр-груз. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.

Конструкция

Экскаватор ЭО-3322, вес которого равен 14 тонн, выполнен из следующих основных узлов и частей:

  • Платформы поворотной.
  • Пневмоколесного ходового устройства.
  • Гидросистемы.
  • Пневматической системы управления.
  • Рабочего оборудования.
  • Электрических компонентов.

Ходовое устройство пневматического типа выполнено на двух мостах и обеспечивает машине скорость перемещения до 20 км/ч. Передний мост является управляемым, задний – оснащен двойными шинами и жестко крепится к рамебез использования рессор.

Мосты приводятся в движение низкомоментным гидромотором, сопряженным с коробкой переключения передач. Во время выполнения работ с грунтом экскаватор в качестве собственной опоры использует откидные элементы и опору-отвал.

Поворотная платформа смонтирована на опорно-поворотном устройстве, расположенном на ходовой раме. На платформе расположился двигатель дизельного типа, бак для горючего, кабина, система вентиляции и отопления, гидрооборудование и электросистема, контр-груз.

Возможности шасси и поворотной платформы экскаватора «ЭО-3322»

Шасси и ходовая часть экскаватора «ЭО-3322» отличаются предельной простотой конструкции. В качестве опорно-поворотного устройства на экскаваторе применена поворотная роликовая однорядная опора подшипникового типа с зубьями внутреннего зацепления. Поворот платформы осуществляется низкомоментным аксиально-поршневым гидромотором с двухступенчатым планетарным редуктором, увеличивающим крутящий момент и уменьшающим частоту вращения поворотной платформы.

Возможности шасси и поворотной платформы экскаватора «ЭО-3322»

Установленный на два зависимых моста, экскаватор способен разгоняться до 20 километров в час. Между соседними рабочими площадками может передвигаться своим ходом. Однако транспортировку на значительные расстояния рекомендуется производить, установив экскаватор на специальный прицеп или платформу («шаланду»).

При перемещении по району работ шасси и ходовая «ЭО-3322» обеспечивают высокий уровень проходимости техники. Благодаря элементарности своей конструкции, шасси без особенных проблем может ремонтироваться даже в полевых условиях.

Гидравлика

Используемые в системе гидропривода «ЭО-3322» сдвоенные насосы – регулируемые, аксиально-поршневые. Они способны создать максимальное давление в 250 килограммов на квадратный сантиметр. Этого достаточно «с запасом» для того, чтобы обеспечить стабильную работу стрелы и вспомогательных систем.

Гидравлика «ЭО-3322» надёжна, и, при регулярном контроле уровня рабочей жидкости, её эксплуатация не представляет проблемы. Стоит отметить, что даже при Советском Союзе в гидравлической системе «ЭО-3322» использовались качественные и долговечные комплектующие импортного производства.

Гидросистема

В гидравлической системе экскаватора ЭО-3322, отвечающей за все органы управления, используются регулируемые сдвоенные насосы аксиально-поршневого типа. Согласно паспортной характеристике, они создают номинальное давление в 160 кг/см2 и максимальное – 250 кг/см2, что позволяет стабильно работать стреле и вспомогательным устройствам. Гидроцилиндры подъема установлены стационарного типа.

Гидравлика ЭО-3322 характеризуется как надежная, и при поддержании необходимого уровня рабочей жидкости функционирует безотказно.

Рабочее оборудование «ЭО-3322»

Экскаватор «ЭО-3322» оборудован стандартным ковшом в 0,5 кубометра, зафиксированным на обратной лопате. Помимо данного ковша «штатного» размера с этим экскаватором используется ковши объемом в 0,2; 0,4, 0,65 и 0,8 кубометра, что облегчает работы по погрузке сыпучих материалов или взрыхленного грунта. Опора-отвал существенно расширяет технологические возможности экскаватора «ЭО-3322», обеспечивая ему возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.

Рабочее оборудование «ЭО-3322»

«ЭО-3322» с гидромолотом.

Также экскаватор совмещается и с другими типами навесного оборудования, а именно:

  • с различными моделями рыхлителей, относящихся к статическому типу – для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных);
  • с гидравлическим молотом «СП-71» и аналогичными;
  • с 5-ти челюстным ковшом в 0,5 или 0,35 кубометра;
  • с удлинённой рукоятью;
  • с 2-х челюстным грейферным ковшом объёмом в 0,5 или 0,32 кубометра.

Сохранившиеся на данный момент на вторичном рынке спецтехники экскаваторы «ЭО-3322» зачастую могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами конструкции, гораздо более новых выпусков; а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные нововведения, в совокупности с изначальной крепостью, надёжностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность не уступать, а иногда даже превосходить по производительности новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.

Технические характеристики

ЭО-3322 может оборудоваться двигателями с разными параметрами и различным навесным рабочим оборудованием, в зависимости от чего его характеристики изменяются в указанных в таблице диапазонах:

ПараметрыЕд. измеренияВеличина
ширина (общая/по колее)мм2700/2040
ширина по вращениюмм2660
высотамм3140
вес (общий)кг14000
мощность двигателял.с.75-100
максимально возможная скоростькм/час20
расход горючегол/час12,5
глубина копаниям2-6
ковшм30,2-0,8

Двигатель

Двигатель на экскаваторы ЭО-3322 устанавливается дизельный четырехцилиндровый СМД-14 мощностью 75 л.с. либо СМД-17Н мощностью 100 л.с. Они имеют своей основой двигатели Белорусских тракторов МТЗ и являются их улучшенными удачными модификациями. И тот, и другой работают от непосредственного впрыска топлива с усилением турбонаддувом и охлаждением жидкостным методом. Объём используемых двигателей составляет 6,3 л при диаметре цилиндров 120-130 мм и ходом поршня 140 мм.

Гидравлическая система

Гидравлика ЭО-3322 является ведущей системой управления экскаватором. В ней применяются аксиально-поршневые регулируемые насосы сдвоенного типа, создающие давление в системе до 250 кгс/см2.

Система гидравлики работает с производительностью 18 л/мин.

Ее обслуживание производится достаточно просто, нужен лишь регулярный контроль уровня рабочих жидкостей по минимальной отметке. Гидравлическая схема экскаватора ЭО-3322

Гидросистема экскаватора ЭО-3322

Кабина

Кабина экскаватора имеет максимальную площадь застекления, опускающуюся даже ниже уровня сидения оператора. Это дает отличный обзор для точности выполняемых действий.

В кабине расположены все рычаги управления и контрольные приборы для быстрого реагирования на любые изменения в работе систем. Улучшенная шумоизоляция увеличивает комфорт деятельности водителя, а система обогрева салона в виде автономного отопителя позволяет нормально работать даже в морозную погоду.

Рабочее оборудование

Стандартная комплектация экскаваторов ЭО-3322 включает стрелу и ковш, закрепленный на обратной лопате, объёмом 0,5 м3.

Для ковша возможны сменные группы в следующих вариантах:

  • Ковши другого объёма – 0,2 м3 для рытья ям небольшой площади (колодцев), 0,63 м3, 0,8 м3 для траншей под фундамент и котлованов;
  • Двухчелюстной для повышения качества захвата сыпучих продуктов и жидких грунтов;
  • Пятичелюстной объемом 0,35 и 0,5 м3 для удобства погрузочных работ на крупногабаритных грузах;
  • Грейферные модели объемом 0,32 м3.

Сменное рабочее оборудование экскаватора ЭО-3322

Обзор рабочего оборудования гидравлического экскаватора ЭО-3322

Также на машине могут использоваться разрыхлители разных видов и размеров статического типа, применяемые для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных), и гидромолот типа СП-71.

Имеющиеся на данный момент на рынке спецтехники экскаваторы ЭО-3322 могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами новейших выпусков – более мощное гидравлическое оборудование и т.п.

Эти новшества в совокупности с изначальной надежностью машины дают ей возможность не уступать, а иногда даже превосходить новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.

На видео возможности экскаватора ЭО-3322:

Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики в цифрах

  • длина – 8,35 м.
  • ширина: общая – 2,7 м; по колее – 2,04 м; по вращению – 2,66 м.
  • высота – 3,14 м.
  • частота вращения поворотной платформы – 9 оборотов в минуту.
  • максимальная скорость 19,68 км/ч.
  • масса – 14 т.
  • мощность двигателя – от 75 до 100 л.с.(в зависимости от модификации);
  • штатный расход дизтоплива – 12,54 л в час.
  • контрольный расход дизтоплива при работе на грунтах II-III категорий на 1000 м3 грунта – 175 литров на 1000 кубических метров грунта.
  • вместимость гидросистемы экскаватора – 285 л.
  • производительность гидравлической системы – 18 л/мин.
  • мощность насосной установки – 51,5 кВт, или 70 л.с.
  • напряжение в электросистеме – 12В.
  • глубина копания – до 6-ти метров.
  • радиус копания на уровне стоянки – 7,98 м.
  • высота выгрузки – 5,63 м.

Экскаватор ЭО-3322Б производства Калининского экскаваторного завода предназначен для разработки грунта I-IV групп, отрывки колодцев и других местных выемок, погрузки предварительно разрыхленного грунта V и VI групп и мерзлого грунта, а также погрузки различных сыпучих материалов из штабеля и других работ в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от -40 до +40°С.
Техническая характеристика
Наибольшая скорость передвижения, км/ч
19,68
Наибольший преодолеваемый подъем, град. 22
Номинальная мощность, л.с. 75
Номинальный расход гидрожидкости, л/мин 330
Номинальное давление в гидросистеме, МПа 16

Экскаватор поставляется потребителям, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 0,5 м3. По заказам потребителей заводом-изготовителем могут быть поставлены следующие виды смежных рабочих органов. К оборудованию обратная лопата (с моноблочной или составной стрелой): ковши емкостью 0,4; 0,63 и 0,2 м3; ковш профильный емкостью 0,5 м3; гидромолот СП-71; рыхлитель статического действия; удлиненная рукоять.

Схема экскаватора ЭО-3322Б

R —радиус вращения хвостовой части, м2,8
Б —ширина поворотной платформы (по кабине), м2,66
В —высота по кабине, м3,14
Г —высота оси пяты стрелы, м1,96
А —расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, м0,45
Е —база, м2,8
Ж —колея, м2,04
К —ширина ходовой части, м2,7
Л —расстояние от оси вращения экскаватора до оси задних колес, м1
М —ширина при работе на выносных опорах, м1,3

К грейферному оборудованию: грейферные ковши двухчелюстные емкостью 0,32 и 0,5 м3; грейферный ковш пятичелюстной емкостью 0,35/0,5 м3. К оборудованию прямого копания — ковши емкостью 0,57 и 1 м3.

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б

Наименование (к рис. 2) Нормальная рукоять при ковше объемом, м3 Удлиненная рукоять при ковше объемом, м3
0,5 0,63 0,2 0,4 0,2
R
1 — радиус, описываемый кромкой зуба ковша, м
1,1 1,3 1,2 1 1,2
R
к,с — наибольший радиус копания на уровне стоянки, м
7,5 7,6 7,5 8,2 8,2
Н
к — наибольшая глубина копания, м
4,2 4,3 4,3 5 5,2
H
в — наибольшая высота выгрузки, м
4,8 4,8 4,9 5,2 5,3
R
в — радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м
6,2 6,2 6,3 7,1 7,2

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с обратной лопатой и зубом-рыхлителем

R
к.с —
наибольший радиус копания на уровне стоянки, м8,1
Н
к —
наибольшая допустимая глубина забоя, м0,4
R
1 —
радиус, описываемый режущей кромкой зуба, м0,6

Схема закрепления гидромолота СП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б

Н
высота гидромолота с клином, мм2530
b
ширина гидромолота, мм640
l
к —
длина клина, мм500

Схема работы гидромолота CП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б

Нр —наибольшая глубина рыхления, м5,3
R —наименьший радиус рыхления на уровне стоянки, м3,5
R —наибольший радиус рыхления на уровне стоянки, м7,6
Rp.c —Ширина забоя (рациональная), м5

Техническая характеристика

Энергия удара, Дж2940
Частота ударов (не более), уд./мин120
Начальное давление в пневмоаккумуляторе, МПа0,7-0,8
Масса, кг750

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с грейферным оборудованием

Rк.с —наибольший радиус копания на уровне стоянки, м9,35
R —наименьший радиус копания на уровне стоянки, м2,36
Rв —радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м5,00
Нк —наибольшая глубина копания, м7,5
Hв —наибольшая высота нагрузки, м6,35

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с погрузочным оборудованием

R
к.с —
наибольший радиус копания на уровне стоянки, м5,59
R
в —
радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м4,04
H
в —
наибольшая высота выгрузки, м3,2
L
длина планируемого участка, м2,02

Двигатель и коробка перемены передач; тормоза

На экскаваторы «ЭО-3322» устанавливались четырёхцилиндровые четырёхтактные жидкостного охлаждения дизельные двигатели харьковского и белгородского производства – «СМД-14» мощностью 75 л.с., либо «СМД-17Н» мощностью 100 л.с.

Общие характеристики данных моторов:

  • рабочий объём – 6,3 л.
  • диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 140 мм.
  • порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу – не более 600 об/мин.
  • максимальная частота вращения на холостом ходу – не более 1950 об/мин.
  • система пуска – стартер электрический 561.3708.

Двигатели экскаваторов «ЭО-3322» комплектовались топливными насосами высокого давления чехословацкого производства «Моторпал» PP4M10P1F-4214. Общая масса дизельного двигателя «СМД-14» / «СМД-17Н» составляет 735 / 880 кг.

Двигатель и коробка перемены передач; тормоза

Капот экскаватора состоит из съёмных блоков, имеющих откидные дверцы и панели – для облегчения доступа к агрегатам и механизмам на поворотной платформе при техническом обслуживании и текущем ремонте.

Коробка перемены передач (КПП) предназначена для передачи крутящего момента к колёсам, для включения и выключения пеpеднего моста и предотвращения самопроизвольного начала движения экскаватора (стояночный тормоз). Стояночный тормоз экскаватора – постоянно замкнутого типа, с пневматическим управлением из кабины.

В состав коробки перемены передач «ЭО-3322» входят: гидромотор, двухступенчатая зубчатая передача, механизм переключения передач, стояночный тормоз. В мостах экскаватора применены пневматические колодочные тормоза.

Пpи буксиpовке экскаватора тягачом для предотвращения поломки коробка перемены передач должна быть выставлена в нейтpальное положение, пpи котоpом полумуфта не находится в зацеплении с шестернями. Переключение передач, во избежание выхода из строя КПП, необходимо производить только после полной остановки экскаватора.

Кабина «ЭО-3322»

На экскаваторе установлена цельнометаллическая кабина с большой площадью остекления, которое располагается, в том числе и ниже сиденья механизатора. Кабина экскаваторов «ЭО-3322» более поздних годов выпуска оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.

Переднее стекло кабины может быть откинуто и зафиксировано в этом положении.

Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком из прочной резины.

Кабина «ЭО-3322»

Для обеспечения нормальных условий работы механизатора в кабине смонтирована отопительно-вентиляционная установка. Обогрев воздуха в кабине осуществляется благодаря циркуляции горячей воды от системы охлаждения двигателя к теплообменнику отопителя и обратно по рукавам. При включении вентилятора, воздух, находящийся в кабине, продувается через теплообменник. В тёплое время года поступление горячей воды в теплообменник прекращается с помощью запорного крана.

Для обеспечения доступа в кабину наружного воздуха необходимо с помощью рукоятки открыть заслонку отопителя. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины «ЭО-3322» можно использовать как обычный вентилятоp.

Отзывы об экскаваторах «ЭО-3322»

Немногочисленные отзывы механизаторов и владельцев, в парке спецтехники которых имеется экскаватор «ЭО-3322», позволяют судить о нём как о чрезвычайно надёжной, выносливой и простой в обслуживании технике. «В нашем парке спецтехники, обслуживающим речной порт, находится такой экскаватор, то ли А, толи Б модификации. Примечательно то, что современная техника (в том числе и импортная) ломается чаще, чем эта! Хотя работает в условиях невысокой загруженности».

«ЭО-3322» хорош в управлении – как при копании, так и при погрузке обеспечивается высокая точность всех движений. Проблем практически не доставляет, «так, по мелочи»: «уплотнительные колечки на гидравлическом распределителе периодически приходилось менять, бывало, что и гидравлические шланги». действительно хорошая техника для стройки, на которой приятно работать. Что называется, «классика жанра»!

Отзывы об экскаваторах «ЭО-3322»

Механизаторы предостерегают от превышения скорости 20 км/ч при передвижении от одной рабочей площадки к другой своим ходом: «задний мост экскаваторов жёстко крепится к раме, т.е. они являются не подрессоренными. И в связи с этим их нельзя таскать более 40 км/ч . Все истории из жизни, как кто-то где-то пёр экскаватор с большей скоростью – это до поры до времени, пока не развалится, прямо на трассе».

Но вот чем «ЭО-3322» не может похвастать – это, конечно, комфортом для работы. Его кабина, нормально смотрящаяся в 1970-м году, сейчас выглядит как диковинный «скворечник», или «сарай» (по определениям владельцев), предлагающий механизатору очень спартанские условия труда. В современных «потомках» «ЭО-3322» – колёсных экскаваторах тверского завода это исправлено: их кабины снабжены соответствующим актуальным представлениям о минимальном комфорте опциями, в том числе и кондиционером. Но в кабине «ЭО-3322» ничего этого нет и ещё не могло быть по определению.

Экскаватор эо-3322б

ЭКСКАВАТОР ЭО-3322Б (рис.9) предназначен для разработки грунта 1-4 групп, отрывки колодцев и других местных выемок, погрузки предварительно разрыхленного грунта 4 5 групп мёрзлого грунта, а также сыпучих материалов из штабеля и других работ в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 °С.

Техническая характеристика

Наибольшая скорость передвижения, км/ч …………………19,66

Наибольший преодолеваемый подъем, град………………….22

Номинальная, мощность, л.с………………………………………..75

Номинальный расход гидрожидкости, л/мин………………….330

Номинальное давление в гидросистеме, МПа………………….16

Экскаватор поставляется потребителям, оборудованный обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,5 м.

По заказам потребителей заводом-изготовителем могут быть поставлены следующие виды сменных рабочих органов. К оборудованию обратная лопата: ковши емкостью 0,4; 0,63 и 0,2 м; ковш профильной емкостью е 0,5 м; гидромолот СП-71; рыхлитель статического действия; удлиненная рукоять.

Рис.9. Схема экскаватора ЭО-3322Б:

R — радиус вращения хвостовой части, м………………………………2,8

Б — ширина поворотной платформы (по кабине) ,м………………..2,66

В — высота по кабине, м…………………………………………………….3,14

Г — высота оси пяти стрелы, м……………,…………………………….1,96

A — расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, м……….0,45

Е — база, м………………………………………………………………………..2,8

Ж — колея, м………………………………………………………………………2,04

К — ширина ходовой части, м………………………………………………..2,7

Л — от оси вращения экскаватора до оси задних колес, м…..……1

М — ширина при работе на выносных опорах, м……………………..1,3

К грейферному оборудованию: грейферные ковши двухчелюстные емкостью 0,32 ми 0,5 м; грейферный ковш емкостью 0,35/0,5 м.

К оборудованию прямого копания — ковши емкостью 0,57 и 1 м.

Схемы и кинематические параметры рабочей зоны экскаватора ЭО-3322Б с оборудованием обратная лопата, грейферным оборудованием, оборудованием прямого копания и различными рабочими органами приведены на рис.10-15.

Рис.10. Схема работы экскаватора ЭО-3322Б

Экскаватор ЭО-3322Б производства Калининского экскаваторного завода предназначен для разработки грунта I-IV групп, отрывки колодцев и других местных выемок, погрузки предварительно разрыхленного грунта V и VI групп и мерзлого грунта, а также погрузки различных сыпучих материалов из штабеля и других работ в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от -40 до +40°С.
Техническая характеристика
Наибольшая скорость передвижения, км/ч
Наибольший преодолеваемый подъем, град.
Номинальная мощность, л.с.
Номинальный расход гидрожидкости, л/мин
Номинальное давление в гидросистеме, МПа

Экскаватор поставляется потребителям, оборудованный обратной лопатой с ковшом емкостью 0,5 м3. По заказам потребителей заводом-изготовителем могут быть поставлены следующие виды смежных рабочих органов. К оборудованию обратная лопата (с моноблочной или составной стрелой): ковши емкостью 0,4; 0,63 и 0,2 м3; ковш профильный емкостью 0,5 м3; гидромолот СП-71; рыхлитель статического действия; удлиненная рукоять.

Схема экскаватора ЭО-3322Б

R —радиус вращения хвостовой части, м2,8
Б —ширина поворотной платформы (по кабине), м2,66
В —высота по кабине, м3,14
Г —высота оси пяты стрелы, м1,96
А —расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, м0,45
Е —база, м2,8
Ж —колея, м2,04
К —ширина ходовой части, м2,7
Л —расстояние от оси вращения экскаватора до оси задних колес, м1
М —ширина при работе на выносных опорах, м1,3

К грейферному оборудованию: грейферные ковши двухчелюстные емкостью 0,32 и 0,5 м3; грейферный ковш пятичелюстной емкостью 0,35/0,5 м3. К оборудованию прямого копания — ковши емкостью 0,57 и 1 м3.

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б

Наименование (к рис. 2) Нормальная рукоять при ковше объемом, м3 Удлиненная рукоять при ковше объемом, м3
R1 — радиус, описываемый кромкой зуба ковша, м
Rк,с — наибольший радиус копания на уровне стоянки, м
Нк — наибольшая глубина копания, м
Hв — наибольшая высота выгрузки, м
Rв — радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с обратной лопатой и зубом-рыхлителем

Rк.с —наибольший радиус копания на уровне стоянки, м8,1
Нк —наибольшая допустимая глубина забоя, м0,4
R1 —радиус, описываемый режущей кромкой зуба, м0,6

Схема закрепления гидромолота СП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б

Н —высота гидромолота с клином, мм2530
b —ширина гидромолота, мм640
lк —длина клина, мм500

Схема работы гидромолота CП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б

Нр —наибольшая глубина рыхления, м5,3
R —наименьший радиус рыхления на уровне стоянки, м3,5
R —наибольший радиус рыхления на уровне стоянки, м7,6
Rp.c —Ширина забоя (рациональная), м5

Техническая характеристика

Энергия удара, Дж2940
Частота ударов (не более), уд./мин120
Начальное давление в пневмоаккумуляторе, МПа0,7-0,8
Масса, кг750

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с грейферным оборудованием

Rк.с —наибольший радиус копания на уровне стоянки, м9,35
R —наименьший радиус копания на уровне стоянки, м2,36
Rв —радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м5,00
Нк —наибольшая глубина копания, м7,5
Hв —наибольшая высота нагрузки, м6,35

Схема работы экскаватора ЭО-3322Б с погрузочным оборудованием

Rк.с —наибольший радиус копания на уровне стоянки, м5,59
Rв —радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м4,04
Hв —наибольшая высота выгрузки, м3,2
L —длина планируемого участка, м2,02
Наименование (к рис 10) Нормальная рукоять при ковше объемом м Удлиненная рукоять при ковше объемом м
R- радиус, описываемый кромкой зуба кома, м
R- наибольший радиус копания на уровне стоянки, м
Н- наибольшая глубина копания, м
Н-наибольшая высота выгрузки, м
R- радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м

Рис.11. Схема работ экскаватора ЭО-3322Б с обратной лопатой и зубом рыхлителем

R- наибольший радиус копания на уроне стоянки, м…………8,1

Н- наибольшая допустимая глубина забоя, м……………………..0,4

R- радиус, описываемый режущей кромкой зуба, м………………0,6

Рис.12. Схема закрепления гидромолота СП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б

Н- высота гидромолота с клином, мм…………………………2530

в — ширина гидромолота, мм ………………………………………640

l- длина клина, мм……………………………………………………500

Рис.13. Схема работы гидромолота СП-71 на экскаваторе ЭО-3322Б:

Н- наибольшая глубина рыхления, м………………………….5,3

R -наименьший радиус рыхления на уровне стоянки, м 3,5

R- наибольший радиус рыхления на уровне стоянки, м 7,6

Ширина забоя (рациональная), м……………………………….5

studfiles.net

Стоимость подержанного экскаватора «ЭО-3322»

Стоимость подержанного экскаватора «ЭО-3322»

На вторичном рынке спецтехники не так много предложений о продаже экскаваторов «ЭО-3322», но в ряде регионов России и СНГ они есть. За экскаватор конца 70-х/середины 80-х годов выпуска просят от 150 до 230 тысяч рублей (самый старый из выставленных в данное время на продажу – 1978 года выпуска). За «ЭО-3322» конца 80-х/рубежа 90-х-2000-х годов хотят получить от 200 до 400 тысяч рублей.

Экскаватор ЭО-3322: мощность двигателя другие рабочие параметры

Данная модель экскаватора оснащается четырехтактным дизельным силовым агрегатом СМД-17Н, оборудованным турбонаддувом и системой водяного охлаждения. Мощность описываемого мотора составляет 75 лошадиных сил при рабочих оборотах 1800 оборотов за минуту.

Вес экскаватора ЭО-3322 составляет 14 тонн. Машина способна развивать максимальную скорость перемещения в 19,68 км/ч. Также экскаватор ЭО-3322, несмотря на внушительный вес способен преодолевать подъем с максимальным уклоном в 22 градуса.

Гидросистема обеспечивает номинальное давление жидкости в 16 МПа. При этом номинальный расход жидкости достигает 330 л за минуту. При помощи гидросистемы осуществляется также поворот экскаватора. Напомним, что данная модель является полноповоротной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: