Технические особенности автокрана СМК-10
Кран СМК-10 смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-500А и имеет максимальную грузоподъемность 10 т. Используется со стреловым рабочим оборудованием со стрелами длиной 10 и 16 м. Кран также оснащен устройством для подтягивания грузов в рабочую зону. Может работать только на выносных опорах. С грузом перемещение не предусмотрено. Возможны любые совмещенные движения. Привод крана электрический от генератора ЕСС-83-6М мощностью 132,5 кВт. Вращение ротора генератора производится, от силовой дизельной установки, шасси. Каждый механизм крана приведите» в движение от индивидуального электродвигателя. Кран может быть подключен к стационарной электросети. Конструктивные особенности крана: механизм подъема стрелы оснащен двумя тормозами, шариковый опорно-поворотный круг, коническо-цилиндрический редуктор механизма вращения поворотной платформы, лебедка подтягивания грузов в зону работы-крана, выносные опоры с ручными винтовыми домкратами. Механизм подъема груза снабжен тормозом с гидротолкателем, обеспечивающим плавную посадку грузов при их опускании.
Техническая характеристика автомобильного крана СМК-10
Схема автокрана СМК-10
Кран СМК-10 (рис. 24) грузоподъемностю 10 т. индивидуальным электроприводом механизмов смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-500. Шасси оборудовано торсионным стабилизатором и поворотными выносными опорами, устанавливаемыми вручную. Опорно-поворотное устройство шариковое двухрядное. Основное стреловое оборудование включает жесткую решетчатую, а сменное — жесткую удлиненную стрелу.
Рис. 24. Кран CMK-10, графики грузоподъемности (сплошные линяй) и высоты подъема крюка (штриховые линии): 1— для основной стрелы на выносных опорах; 2 — то же, для удлиненной стрелы
Расположение различных кнопок, контрольно-измерительной аппаратуры и других устройств на пульте управления показано на рис. 25. При транспортировке крана по железной дороге с габаритом 02-Т кабину снимают v с поворотной рамы, а кронштейны под кабину закрывают брезентом.
Строительно-монтажная клемма СМК 224-101 IEK
Артикул : UKZ50-101-001
Строительно-монтажные клеммы СМК предназначены для соединения алюминиевых и медных проводников сечением до 4 мм2. Корпус клемм изготовлен из самозатухающего пластика, контактная часть: из луженой латуни, что дает возможность подсоединять как алюминиевые, так и медные проводники.
Особенности
- Низкий перегрев при пропускании номинальных токов.
- Возможность соединения/ответвления комбинаций алюминиевых и медных проводников.
- Улучшенная токовая проводимость зажимов за счет увеличения объема используемого металла.
- Имеет более компактный размер в сравнении с обычными СМК.
- Идеальны для подключения светильников.
Технические характеристики Сечение многожильного провода без наконечника 2 : 0,5 — 2,5 мм Сечение одножильного жёсткого провода 2 : 0,5 — 2,5 мм Сечение многожильного гибкого провода 2 : 0,5 — 2,5 мм Номинальный ток In : 24 А Номинальное рабочее напряжение : 400 В Тип электрического соединения : Фиксатор/защелка Тип электрического соединения 2 : Фиксатор/защелка Место соединения : Сбоку (поперечное) Рабочая температура : -25 — +105 С° Длина : 8,3 мм Цвет : Серый Номинальное рабочее напряжение переменного тока Ue : 400 В Номинальное рабочее напряжение постоянного тока Ue : 220 В Номинальное напряжение изоляции Ui : 660 В Макс поперечное сечение проводника 2 : 2,5 мм Климатическое исполнение : УХЛ3 Степень защиты : IP20 Группа механического исполнения по ГОСТ 17516_1 : М3 Ширина : 20,2 мм Высота : 14,1 мм Номинальная способность к присоединению 2 : 2,5 мм Минимальное сечение 2 : 1 мм Относительная влажность воздуха : 90 % Ремонтопригодность : Нет Срок службы : 10 лет Гарантийный срок : 3 года
СССР и СНГ
По типу ходового устройства строительные краны индексируются двумя буквами, обозначающими тип шасси, затем через дефис указывается грузоподъёмность крана.
В соответствии с ГОСТ 22827-85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия» стреловые самоходные краны в зависимости от конструкции ходового устройства обозначаются[1]:
- КА — на шасси грузового автомобиля[1].
- КГ — гусеничный[1].
- КК — на короткобазном специальном шасси[1].
- КП — пневмоколёсный[1].
- КШ — на шасси автомобильного типа[1].
В СССР в силу особенностей машиностроения через некоторое время после начала выпуска модель с одного завода передавалась на другой, поэтому одинаковые модели могли производиться на разных заводах. Существовали прецеденты, когда одни и те же модели кранов выпускались под разными марками и индексами. Причина — ведомственные («министерские») индексы для грузоподъёмной техники, выпускаемой на разных заводах, подчинённых разным министерствам, вводившим свои индексы (третья особенность машиностроения в СССР). Существовали и «универсальные» индексы: когда для кранов разного типа, использовался один и тот же индекс, например:
- Под индексом ДЭК выпускались: автомобильные[2], железнодорожные, а также гусеничные краны[3].
- Под индексом К выпускались: автомобильные[2], пневмоколёсные краны[4].
- Под индексом КС выпускались: автомобильные[2], гусеничные[3], пневмоколёсные краны[4].
- Под индексом ПК выпускались: погрузочные плавучие краны, а также краны для погрузки торфа на гусеничном ходу.
Универсальные индексы
Индекс крана | Расшифровка индекса | Индексация (Ведомственная / по ГОСТ) |
ДЭК | Дизельный Электрический Кран | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
КС | Кран Самоходный | Минстройдормаш СССР |
К | Кран | Минстройдормаш СССР |
ПК | Погрузочный Кран | ГОСТ 22827-85 |
Индекс «К» и «КС»
- Индекс «К» был утверждён Минстройдормашем для своей продукции. Предшественник индекса «КС»[5].
Краны, выпущенные до 1967 года, имеют индекс, состоящий из одной буквы и двух-трёх цифр (например, К-64). Буквенная часть обозначает принадлежность машины к группе кранов (К); цифры — грузоподъёмность крана и порядковый номер модели[6].
С 1967 года для кранов, была утверждена специальная индексация, состоящая из букв КС (согласно ГОСТ 22827-77 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия»), означающая «Кран Самоходный»[1].
Схема была утверждена для кранов, выпускаемых на заводах Минстройдормаша СССР (Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения)[7]
Наравне с заводами этого министерства, в небольших сериях, выпускались краны заводами Министерства электротехнической промышленности СССР[1].
Индекс «КС»
После букв «КС» идут четыре цифры в следующем порядке, указывающие:
- Размерную группу по грузоподъёмности (1 — 4 т; 2 — 6,3 т; 3 — 10 т; 4 — 16 т; 5 — 25 т; 6 — 40 т; 7 — 63 т; 8 — 100 т; 9 — более 100 т)[1].
- Вид ходового устройства, обозначается соответствующей цифрой (в указанном порядке):
- Гусеничное устройство (Г)[1].
- Гусеничное уширенное (ГУ)[1].
- Пневмоколёсное (П)[1].
- Специальное шасси автомобильного типа (Ш)[1].
- Шасси грузового автомобиля (А)[1].
- Шасси трактора (Тр)[1].
- Прицепное ходовое устройство (Пр)[1].
- Резервная[1].
- Резервная[1].
- Тип подвеса стрелы — канатная (цифрой 6) или жёсткая (цифрой 7)[1].
- Порядковый номер модификации базовой модели (цифрой 1 — первая, цифрой 2 — вторая и т. д.)[1].
После цифр указывается литера, показывающая текущую модернизацию (А — первая, Б — вторая и т. д.)[1].
К примеру, КС-7164 — кран самоходный грузоподъемностью 63 т, с гусеничным ходовым устройством, с канатным подвесом стрелы, четвёртой модификации[1].
Индекс «ДЭК»
Индекс «ДЭК» означает «Дизельный Электрический Кран». После букв указывается грузоподъёмность крана в тоннах, после которой приводится порядковый номер модификации[8].
«ДЭК» — является универсальным индексом, так как под этим индексом производились не только автомобильные, но и железнодорожные, а также гусеничные краны:
Примеры:
- ДЭК-50 (гусеничный) — Дизельный Электрический Кран, грузоподъемностью 50 т, базовая модель[8],[1].
- ДЭК-631 (гусеничный) — Дизельный Электрический Кран, грузоподъемностью 63 т, первая модификация[1].
Башенные краны
Индексы башенных кранов:
Список основных индексов для башенных кранов
Индекс крана | Расшифровка индекса | Индексация (Ведомственная / по ГОСТу) |
БКСМ | Башенный Кран Самомонтирующийся | Минметаллургхимстрой СССР |
МСК | Мобильный Строительный Кран | Минмонтажспецстрой СССР |
БК | Башенный Кран | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
С | Строительный Башенный кран | Минстройдормаш СССР |
КБ | Кран Башенный | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБГС | Кран Башенный для гидротехнического строительства | Министерство Энергетики и Электрификации СССР, Минстройдормаш СССР |
КБМ | Кран Башенный модульной системы | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБР | Кран Башенный для ремонтных целей | ГОСТ 7379-61 «Краны башенные строительные» |
КБСМ | Кран Башенный Самомонтирующийся | Министерство Энергетики и Электрификации СССР |
КС | Кран Стреловой | Минстройдормаш СССР |
КНЦ | Кран для Нулевых Циклов | Минстройдормаш СССР |
КП | Кран-погрузчик | Минстройдормаш СССР |
Каждая модель башенного крана (по ГОСТ 13555-79 «Краны башенные строительные») имеет свою марку, в которую входят буквы и цифры. Буквы означают[8]:
Индексы КБ-
- КБ — кран башенный
- КБМ — кран башенный модульной системы
- КБГС — кран башенный для гидротехнического строительства
- КБР — кран башенный для ремонтных целей
Следом за буквами идут три цифры в следующем порядке:
- Первая цифра — обозначает размерную группу по грузовому моменту:
- 1-я размерная группа — 25 т•м;
- 2-я размерная группа — 60 т•м;
- 3-я размерная группа — 100 т•м;
- 4-я размерная группа — 160 т•м;
- 5-я размерная группа — 250 т•м;
- 6-я размерная группа — 400 т•м;
- 7-я размерная группа — 630 т•м;
- 8-я размерная группа — 1000 т•м;
- 9-я размерная группа — более 1000 т•м.
- Вторая и третья цифры — порядковый номер регистрации кранов, различает тип башни:
- от № 01 до № 69 — означает, что кран оборудован поворотной башней[8].
- от № 71 до № 99 — означает, что кран оборудован неповоротной башней[8].
Далее после точки ставится номер исполнения крана, например «.24», отличающегося от базовой модели техническими характеристиками (в базовом исполнении номер «.0» не указывается)[8]. После номера исполнения, литерами А, Б, В,…, М, …, У указывается очередная модификация (А — первая, Б — вторая)[8]. Дальше указывают, для эксплуатации в каких климатических условиях выполнен кран — его климатическое исполнение[8]. Существуют следующая индексация (для умеренного климата индекс не ставится)[8]:
- Т — тропическое[8].
- ТВ — тропическое влажное[8].
- ХЛ — холодное (Районы Крайнего Севера, до −60 °C)[8].
Т.о, например краны:
- КБ-308 — кран башенный, третьей размерной группы грузоподъёмности (3), оборудованный поворотной башней (№ рег. 08), умеренного исполнения.
- КБ-309ХЛ — кран башенный, третьей размерной группы грузоподъёмности (3), оборудованный поворотной башней (№ рег. 09), исполнения ХЛ (Районы Крайнего Севера)[8].
- КБ-403Б — кран башенный, четвертой размерной группы грузоподъёмности (4), оборудованный поворотной башней (№ рег. 03), вторая модификация (Б)[8].
- КБ-674А — кран башенный, шестой размерной группы грузоподъёмности (6), оборудованный неповоротной башней (№ рег. 74), первая модификация (А)[8].
Некоторые марки башенных кранов индексировались по другому принципу[8]:
- Кран КБ-100 — кран башенный с грузовым моментом 100 т•м[8].
- Кран БК-300 — башенный кран с грузовым моментом 300 т•м[8].
- Кран БК-1000 — башенный кран с грузовым моментом 1000 т•м[8].
- Кран БК-1425 — башенный кран с грузовым моментом 1425 т•м[8].
- Кран АБКС-5 — автомобильный башенный кран для сельского строительства, грузоподъемностью 5 т[8].
- Кран КП-300 — кран-погрузчик с грузовым моментом 300 т•м[8].
Индекс «БКСМ»
Индекс «БКСМ» означает Башенный Кран Самомонтирующийся. Далее через дефис указывается высота подъёма (в этажах). После модернизации добавлялась буква М[8].
- Пример:
- Кран БКСМ-3-5-10 — башенный кран самомонтирующийся для 10-этажного строительства[9].
Краны с эти индексом производились в 1950-х и 1960-х годах.
Индекс «М»
Разработаны Государственной союзной проектно-технической конторой Проектстроймеханизация Главстроймеханизации Минметаллургхимстроя в период с 1947 по 1952 год[9].
После индекса через дефис указывается грузоподъёмность крана, затем через тире высота подъёма (в этажах).
- Существует два вида индексации «М». Примеры приведены ниже[5].
- М3-5-10 — башенный кран грузоподъёмностью от 3 т до 5 т для 10-этажного строительства[10].
- М5-14 — башенный кран грузоподъёмностью от 5 т для 10-этажного строительства[11].
Краны с эти индексом производились в 1950-х и до середины 1960-х годов.
Индекс «МСК»
Первые краны этого типа разработаны ЦКБ Минмонтажспецстроя СССР[9].
- Расшифровки индексации приведены в примерах[8].
- МСК-10-20 — мобильный строительный кран, грузоподъёмностью 10 т и вылетом 20 м[12].
- МСК-250 — мобильный строительный кран с грузовым моментом 250 т•м[13].
- МСК-400 — мобильный строительный кран с грузовым моментом 400 т•м[13].
Краны с эти индексом производились с конца 1960-х до 1980-х годов[8].
Индексы «КС» и «КНЦ»
Под этим индексом производились (в данном смысле) стреловые краны, использующие общие узлы с башенными кранами. Либо башенные краны, переквалифицированные Госгортехнадзором в стреловые краны[14].
Индекс «С»
Индекс означает Строительный кран. Примеры:
- С-484[5].
- С-981А[5].
Индекс «МБТК»
Индекс расшифровывается как Мобильный Башенный Трубчатый Кран. Пример:
- МБТК-80 — мобильный башенный трубчатый кран грузоподъемностью 5 т[5].
Индекс «КТС»
Индекс расшифровывается как Кран Телескопический Строительный. Пример:
- КТС-5-10 — кран телескопический строительный грузоподъемностью от 5 т до 10 т[5].
Стреловые самоходные краны рельсовые
Индексы рельсовых стреловых кранов:
Индекс «СКУ»
Индекс «СКУ» расшифровывается как «Стреловой Кран Универсальный»[5]. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, и порядковый номер модификации:
- СКУ-101 — стреловой кран универсальный, грузоподъемностью 10 т (10), первая модификация (1)[5].
Индекс «СКР»
Индекс «СКР» расшифровывается как «Стреловой Кран Рельсовый». Индексируется следующим образом: СКР-3500. После букв через дефис указан грузовой момент. Также после грузового момента могут быть указаны исполнения, определяющие отрасль применения: «АЭС», «ЭМ», «ЭП»[1]
- Первая серия этих кранов — СКР-1500 иногда именовалась СКУ-1500 (индексом «СКУ»).
Выпускались с начала 1970-х до конца 1990-х годов на заводах Министерства Энергетики и Электрификации СССР[1].
Гусеничные краны
Гусеничные краны индексируются по четырем основным индексам и обозначаются:
Индекс «МКГ»
Индекс «МКГ» означает «Монтажный Кран Гусеничный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем литера, показывающая модернизацию или другие признаки («М» — модифицированный, «Р» — раздвижное ходовое устройство, «Б» — башенно-стреловой и др.)[8]. Примеры:
- МКГ-16М — Монтажный Кран Гусеничный, грузоподъёмностью 16 т, модифицированный[8];
- МКГ-25БР — Монтажный Кран Гусеничный, грузоподъёмностью 25 т, в башенно-стреловом исполнении, с раздвижным гусеничным ходовым устройством[1].
Индекс «МКГС»
Индекс «МКГС» означает «Монтажный Кран Гусеничный Стреловой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем через точку — порядковый номер очередной модификации:
- МКГС-100.1 — Монтажный кран гусеничный стреловой, грузоподъёмностью 100 т, первой модификации[15].
Индекс «СКГ»
Индекс «СКГ» означает «Специальный Кран Гусеничный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем литерой — порядковый номер модификации[8]:
- СКГ-40А — специальный кран гусеничный, грузоподъёмностью 40 т, первой модификации[8].
Индексы торфяных кранов
Индекс «ПК»
Индекс «ПК» расшифровывается как «Погрузочный Кран». Пример:
- ПК-2М[5].
Индекс «КПТ»
Индекс «КПТ» (позднее «МТТ») расшифровывается как «Кран Погрузочный Торфяной». Далее через дефис указывается текущая модель (модификация). Пример:
- КПТ-3[5].
Пневмоколёсные краны
У кранов на пневмоколёсном ходу различают следующие индексы:
Индекс «К»
Индекс «К» обозначает Кран. Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем номер модификации. В случае, если кран выполнен в северном климатическом исполнении в конце добавляют литеру «С»[5]:
- К-161 — кран грузоподъёмностью 16 т, первой модификации[1].
- К-255С — кран грузоподъёмностью 25 т, пятой модификации, северного исполнения[1].
- К-631 — кран грузоподъемностью 63 т, первой модификации[1].
- К-1001 — кран грузоподъемностью 100 т, первой модификации[1].
Индекс «МКП»
Означает «Монтажный Кран Пневмоколесный». Далее цифрами указывается грузоподъёмность крана, а затем литера, показывающая текущую модификацию (литера «А» — первая и т. д.). Индексация аналогична кранам «МКГ».
Индекс «МКТ»
Индекс «МКТ» означает «Монтажный Кран на базе Тягача». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
- МКТ-63 — Монтажный Кран на базе Тягача, грузоподъемностью 63 т[1].
Индекс «МКТТ»
Означает «Монтажный Кран на базе Тягача с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
- МКТТ-100 — Монтажный Кран на базе Тягача с Телескопической стрелой, грузоподъемностью 100 т[1].
Автомобильные краны
Автокраны выпускались под следующими индексами (ведомственными):
- краны с индексами «К», «АК», «АБКС» производились заводами Минстройдормаша СССР[2]. Краны, выпущенные до 1967 года, имели индекс, состоящий из двух букв и двух цифр (например, К-64, АК-75). Буквенная часть обозначает принадлежность машины к группе кранов (К) или более точно — к группе автомобильных кранов (АК); цифры — грузоподъёмность крана и порядковый номер модели[6].
- краны с индексами «КБА», «МКА», «МКАС», «МКСА» и «МКАТ» производились заводами Министерства монтажных и специальных строительных работ (Минмонтажспецстрой) СССР[2].
- краны с индексами «СМК», «КСТ», «ДЭК» производились заводами Министерства энергетики и электрификации СССР[2].
Индекс «АБК»
Расшифровывается как «Автомобильный Башенный Кран». Далее цифрами указывается грузоподъемность крана и буквой текущая модификация.
Индекс «АБКС»
Расшифровывается как «Автомобильный Башенный Кран Стреловой». Индексация аналогична «АБК»[1].
Индексы «К» и «АК»
Означают соответственно «Кран» и «Автомобильный Кран». Если кран выполнен с электродвигателем — ставилась дополнительно буква Э. После букв ставятся одна цифра, означающая грузоподъёмность крана. Далее второй цифрой указывалась текущая модификация (А — первая, Б — вторая, В — третья, Г — четвертая и т. д.)[5]. Пример:
- АК-31 — Автомобильный Кран, грузоподъемность 3 т, первая модификация[5].
Индекс «КА»
Означает «Кран Автомобильный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем (иногда) через точку — тип стрелы, следом через дефис — номер модификации:
- КА-25.Т-01 — Кран Автомобильный, грузоподъемностью 25 т, с телескопической стрелой, первого исполнения.
- КА-80 — Кран Автомобильный, грузоподъемностью 80 т. Выпускался в конце 1980-х.
Индекс «КБА»
Выпускались с конца 60-х годов. Индекс расшифровывается как «Кран Башенный Автомобильный». Индексируется следующим образом:
- КБА-22-15.
Индекс «КСТ»
Выпускаются с начала 1970-х[16]. Индекс расшифровывается как «Кран Специальный Телескопический», далее через дефис указывается грузоподъёмность:
- КСТ-7.
Может ставиться буква М, указывающая, что кран является модификацией базовой модели.
Индекс «МКА»
Индекс «МКА» означает «Монтажный Кран Автомобильный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
- МКА-6,3 — Монтажный кран автомобильный, грузоподъёмностью 6,3 т[1].
Индекс «МКАС»
Выпускаются с начала 1980-х. Индекс «МКАС» расшифровывается как «Монтажный Кран Автомобильный Специальный». Далее через дефис указывается грузоподъёмность крана.[1].
Индекс «МКСА»
Выпускаются с начала 1980-х. Индекс «МКСА» расшифровывается как «Монтажный Кран Строительный Автомобильный». Индексация аналогична «МКАС».
Индекс «МКАТ»
Выпускались в конце 1980-х. Индекс «МКАТ» означает «Монтажный Кран Автомобильный с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем через точку — порядковый номер модификации:
- МКАТ-20.01 — Монтажный кран автомобильный с телескопической стрелой, грузоподъёмностью 20 т, первая модификация.
Индекс «СКАТ»
Выпускались в конце 1980-х. Индекс «СКАТ» означает «Специальный Кран Автомобильный с Телескопической стрелой». Индексировались аналогично «МКАТ».[1]
Индекс «СМК»
Индекс «СМК» означает «Специальный Монтажный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, если производилась модернизация, то в конце добавляется буква «М»[1]:
- СМК-7 — специальный монтажный кран, грузоподъёмностью 7,5 т.
- СМК-7М — специальный монтажный кран, грузоподъёмностью 7,5 т, модернизированный[1].
Экскаваторные краны (индекс «Э»)
Универсальные краны-экскаваторы проектировались и производились в СССР, согласно ГОСТ 17343-71, обладали грузоподъёмностью от 10 до 63 т. На экскаваторы вместо землеройного «экскаваторного» оборудования, устанавливалось крановое — решётчатые или телескопические стрелы с гуськами. Эти краны выпускались под индексом «Э»[1]. Индексация аналогична тем моделям экскаваторов, на базе которых создавались крановые исполнения:
- Краны-экскаваторы Э-2503, Э-2505, Э-2508 — три исполнения-модификации базовой модели экскаватора грузоподъёмностью 60 т (отличающиеся типами привода и силовой установки)[1].
Краны на базе тракторов
Краны на базе тракторов применяются при выполнении специальных видов работ, связанных с перемещением в условиях бездорожья. Краны производятся как на базе гусеничных, так и на базе пневмоколёсных тракторов. Тракторные краны подразделяются на прицепные, поворотные и краны-трубоукладчики. Их крановая часть размещается либо над шасси, либо над кабиной трактора или сбоку трактора. Основные индексы для тракторных кранов приведены ниже[17].
Индекс «БКМ»
Индекс «БКМ» означает «Бурильно-Крановая Машина на базе трактора». Индексация производится следующим образом: через дефис указывается глубина бурения, затем через косую черту («/») указывается грузоподъёмность в тоннах:
- БКМ-2,5/2 — бурильно-крановая машина, бурением до 2,5 м, грузоподъёмностью 2 т[17].
Индекс «КМТ»
Индекс «КМТ» означает «Кран Монтажный Тракторный». Индексация аналогична «МК», «МКТ». Пример:
- КМТ-8 — кран монтажный тракторный, грузоподъёмностью 8 т[17].
Индекс «КМТТС»
Индекс «КМТТС» означает «Кран Мобильный на базе Трелёвочного Трактора Строительный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТ». Пример:
- КМТТС-10 — кран мобильный на базе трелёвочного трактора строительный, грузоподъёмностью 10 т[17].
Индекс «КТ»
Индекс «КТ» означает «Кран Тракторный». Существовало два индекса «КТ»:
- Ведомственный Минстройдормаша СССР. Индексация идентична «КС»[17]. Пример:
- КТ-2671 — кран тракторный, второй группы (6,3 т), на базе трактора, с жестким подвесом стрелы, первой модели[17].
- Индекс «КТ». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТ», «КМТТС». Пример:
- КТ-16 — кран тракторный, грузоподъёмностью 16 т[17]. Выпускались «КТ» в 1980-х годах.
Индекс «КТГ»
Индекс означает «Кран Торфяной Гидравлический». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем буква, указывающая на порядковый номер модели (А — первая и т. д.)[17].
Индекс «КТП»
Индекс означает «Кран Тракторный Перегрузочный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ». Пример:
- КТП-6,5 — грузоподъёмностью 6,5 т[17].
Индекс «КТС»
Индекс означает «Кран Тракторный Строительный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ». Пример:
- КТС-5 — грузоподъёмностью 5 т[17].
Индекс «МК»
Индекс означает «Монтажный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
- МК-6 — монтажный кран, грузоподъёмностью 6 т[17].
Индекс «МКТ»
Индекс означает «Монтажный Кран Тракторный». Индексация идентична «МК». Пример:
- МКТ-6,3 — монтажный кран тракторный, грузоподъёмностью 6,3 т[17].
Индекс «МТТ»
Индекс означает «Машина Тракторная Торфяная». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах и порядковый номер модели[17].
Индекс «СМР»
Индекс означает «Строительно-Монтажный и Ремонтный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ», «ТП»:
- СМР-3,2 — строительно-монтажный и ремонтный кран, грузоподъёмностью 3,2 т[17].
Индекс «ТК»
Индекс означает «Тракторный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах, а затем порядковый номер модификации. После модернизации в конце добавлялась буква «М» (модернизированный). Пример:
- ТК-53 — тракторный кран, грузоподъёмностью 5 т, третья модификация[17].
Индекс «ТП»
Индекс означает «Трактор Путепроводный». Индексация идентична «МК», «МКТ», «КМТТС», «КТ», «КТС», «КТП», «ТК». Пример:
- ТП-75 — трактор, грузоподъёмностью 75 т[17]. Выпускались «ТП» с начала 1970-х годов.
Краны на специальном и короткобазном шасси
Индекс «КШТ»
Означает «Кран на Шасси автомобильного типа с Телескопической стрелой». Далее через дефис указывают грузоподъёмность, а затем снова через дефис порядковый номер модификации[1]:
- КШТ-80-01.
Индекс «МКШ»
Означает «Монтажный Кран на Шасси автомобильного типа». Индексируется аналогично «МКГ», «МКП», «МКА»[1].
Индекс «ККС»
Означает «Кран Короткобазный Специальный»[1]. Пример:
- ККС-55 (пример: кран НКМЗ).
Железнодорожные краны
Первые железнодорожные краны в СССР до Великой Отечественной войны выпускались в основной массе с паровыми двигателями, и только позднее, в 1950—1960-е годы стали производиться краны с карбюраторными, затем с дизельными и электрическими двигателями. Модели, имевшие ранее паровые двигатели модифицировались техническими службами МПС СССР — в этих моделях менялся двигатель, и происходила «переиндексация» (смена индекса).
Основные индексы кранов на железнодорожном ходу и их расшифровки[18]:
Индекс «Я»
Выпускались в 1930-х годах. Первые краны «Я» имели паровой двигатель, позднее стали выпускаться с карбюраторным двигателем. Индекс расшифровывался как «Январец» (по наименованию завода-изготовителя — Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания).
Существовали модели Я1, Я2, Я3, Я5, цифровой индекс которых характеризует грузоподъемность модели: 2 — 15 т; 3 — 45 т; 5 — 7,5 т. В случае установки на модель карбюраторного двигателя, далее ставилась буква М, пример: Я5М.
После Великой Отечественной войны, краны «Я3» получили индекс «Я-45», где цифровой индекс напрямую говорил о грузоподъёмности в тоннах (в данном случае — 45 т)[19].
Индекс «ПК»
Выпускались заводами с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Индекс расшифровывается как «Паровой Кран», далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах:
- «ПК-6» — паровой кран, грузоподъёмностью 6 т[19].
Индексы «МК»
Индекс означает «Моторный Кран», что говорит о наличии в качестве силовой установки моторного (бензинового карбюраторного) двигателя. Краны с этим индексом являются модификацией ПК и имеют аналогичную индексацию. Модифицировались службами МПС СССР в конце 1950-х и в 1960-е годы[19].
Индекс «-ЦУМЗ»
Индексом «-ЦУМЗ» (аббревиатура от «Центральное Управление Машиностроительными Заводами») дополнялся ряд моделей серий ПК и МК («ПК-ЦУМЗ» и «МК-ЦУМЗ», в зависимости от установленной силовой установки)[19]. Также производилась модификация, связанная с двигателем внутреннего сгорания и добавлением пневмоуправления, получившая индекс «КДВ-15п», выпускавшаяся с 1950-х годов[19].
Индексы «ПЖ», «ДЖ»
Расшифровывались соответственно как «Паровой Железнодорожный» и «Дизельный Железнодорожный». Означали исполнения одной и той же модели крана, отличавшиеся типом силовой установки. Выпускались заводами с начала 1930-х годов под индексом «ПЖ» с паровыми двигателями. Позднее, в 1960-е двигатели кранов были постепенно заменены на дизельные, в связи с этим модифицированные краны получили индекс «ДЖ». Индексация аналогична кранам серии «ПК»[19] (см. ниже).
Индекс «ЭК»
Индекс расшифровывается как «Электрический Кран». Индексация аналогична кранам с индексам «ПК», «МК», «ДК»: краны с этим индексом являются модификацией «ПК». В данных кранах используется электрический двигатель.
- Модифицировались службами МПС СССР в 1960-х годах[19].
Индекс «ДК»
Индекс обозначает «Дизельный Кран». Краны с этим индексом являются модификацией кранов МК и имеют аналогичную индексацию. В кранах ДК используется дизельный двигатель, в отличие от кранов МК, которые используют моторный (карбюраторный) двигатель. Модифицировались службами МПС СССР с начала 1970-х годов[19].
Индекс «К»
Индекс означает «Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность в тоннах и порядковый номер модификации:
- «К-103» — Кран с дизель-электрическим приводом, грузоподъёмностью 10 т, третьей модификации[19].
Индекс «КЖДЭ»
Серия «КЖДЭ» выпускалась с 1980-х годов. Индекс означает «Кран Железнодорожный Дизель-Электрический». Далее через дефис указывается грузоподъемность в тоннах:
- «КЖДЭ-16» — Кран железнодорожный с дизель-электрическим приводом, грузоподъёмностью 16 т[19].
Индексы «КЖУ», «КЖУ-О»
Серии под этими индексами выпускались с начала 1970-х годов. Индексы означают соответственно:
- «Кран Железнодорожный Узкоколейный»[19].
- «Кран Железнодорожный Узкоколейный Опытный» (из опытной партии кранов)[19].
Индекс «КДЭ»
Серия «КДЭ» выпускалась с начала 1960-х. Индекс означает «Кран Дизель-Электрический». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации[19]:
- «КДЭ-251» — Кран с дизель-электрическим приводом, грузоподъёмностью 25 т, первой модификации[19].
- «КДЭ-252» — Кран с дизель-электрическим приводом, грузоподъёмностью 25 т, второй модификации[19].
Индекс «КМ»
Индекс означает «Кран Моторный». Далее через дефис цифрами указывается грузоподъёмность крана[19].
Индекс «КЖС»
Индекс означает «Кран Железнодорожный Специальный»[19]. Серия «КЖС» выпускалась с 1990-х годов. После букв через дефис идут две цифры, которые указывают грузоподъёмность крана[19].
Индекс «КЖГ»
Индекс означает «Кран Железнодорожный Грейферный». Далее через дефис цифрами указывается грузоподъёмность крана. Серия кранов с индексом «КЖГ» выпускалась с начала 1990-х годов[19].
Портальные и плавучие краны
Ниже приведён список некоторых типов портальных и плавучих кранов[5]:
Индекс «ПК»
Означает «Перегрузочный Кран». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации:
- ПК-141 — перегрузочный кран для грузоподъёмностью 14 т, первая модификация[20].
Индекс «КПП»
Означает «Кран Портальный Перегрузочный». После букв через дефис идут цифры, которые указывают грузоподъёмность крана. Пример:
- КПП-16.
Индекс «ППК»
означает «Перегрузочный Плавучий Кран». Индексация аналогична «КПП».
Индекс «СПК»
Означает «Самоходный Плавучий Кран». После через дефис указывается цифрами грузоподъёмность крана. Затем через тире пишется высота подъёма. Пример:
- СПК-12-50[20].
Индекс «КПЛ»
означает «Кран Перегрузочный Лесосплав». Индексация аналогична «КПП».
Индекс «ЛС»
Означает «ЛесоСплав». После буквенного обозначения через дефис указывают грузоподъёмность крана в тоннах, а затем порядковый номер модификации:
- ЛС-41 — кран для лесосплава грузоподъемностью 4 т, первая модификация[20].
Индекс «ПРК»
Кран с этим индексом разработан Министерством транспортного строительства СССР и расшифровывается как «Плавучий Разборный Кран». Далее через дефис указывается грузоподъёмность крана. Пример:
- «ПРК-100»[21].
Козловые краны
Козловые краны маркировались согласно ГОСТ 7352-81: индексы этих кранов состоят из буквенной и цифровой части. Буквенная означает группу, к которой относят кран, а цифровая — его грузоподъёмность. После модернизации к индексу добавляют букву М[22].
Индекс «КК»
Индекс означает «Кран Козловой», оснащённый грузовой тележкой грузоподъёмностью 8 т; 12,5 т; 20 т; 32 т. Пример:
- КК-12,5 — обозначает козловой кран грузоподъёмностью 12,5 т[8]
Индекс «ККТ»
Индекс означает «Кран Козловой, оснащённый электрической талью». Индексация аналогична «КК»[22]. Примеры:
- ККТ-3,2 — мостовой кран с электрической талью грузоподъёмностью 3,2 т[22].
- ККТ-5 — мостовой кран с электрической талью грузоподъёмностью 5 т[22].
Примечания
- ↑ 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344
Паргаманик И. М. Грузоподъемные краны стрелового типа: Справ. пособие. — М.: Энергоатомиздат, 1992 — 141 с. - ↑ 123456
Автомобильные краны (недоступная ссылка —
история
). Архивировано 29 апреля 2012 года. - ↑ 12
Гусеничные краны (недоступная ссылка —
история
). Архивировано 29 апреля 2012 года. - ↑ 12
Пневмоколёсные краны (недоступная ссылка —
история
). Архивировано 29 апреля 2012 года. - ↑ 1234567891011121314
Подъёмно-транспортное оборудование. Под ред. Б. М. Скворцова — М.: Центральный Институт Научно-Технической Информации Машиностроения, 1962, 448с. - ↑ 12
Астахов А. И. Автомобильные краны. Учебник для проф-техн. учебных заведений — М: «Высшая Школа», 1969, 320 с. - Общие сведения о стреловых самоходных кранах: индексация (недоступная ссылка — история
). Архивировано 29 апреля 2012 года. - ↑ 123456789101112131415161718192021222324252627282930
Л. А. Невзоров, Ю. И. Гудков, М. Д. Полосин. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов. — М.: Академия, 2010, 448с. - ↑ 123
Башенный краны БКСМ-3 и БКСМ-10 - Башенные краны М3-5-5 и М3-5-10
- Башенный кран БКСМ-14
- Мобильные строительные краны МСК-8-20 и МСК-10-20
- ↑ 12
Мобильные строительные краны МСК-250 и МСК-400 - Башенные краны в стреловом исполнении (0-цикла)
- Гусеничные краны МКГС-100 и МКГС-100.1
- Специальные монтажные краны СМК-7 и СМК-7М // Techstory.ru
- ↑ 12345678910111213141516
Тракторные краны - Мужичков В. И., Редников В. А. — Краны на железнодорожном ходу: Устройство, эксплуатация и ремонт. 4е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1978. — 433с.
- ↑ 12345678910111213141516171819
Железнодорожные краны - ↑ 123
Плавучие краны - Плавучий сборно-разборный кран ПРК-100
- ↑ 1234
Александров М. П. Подъемно-транспортные машины: Учебник для машиностроительных спецвузов. 6-е изд., перераб. — М.: Высшая Школа, 1985. — 520с., ил. - Краны автомобильные «Блейхерт»
- ↑ 12345678
Bagger, Krane, Braunkohlenveredelung und Kaligranulierung - ↑ 1234567
Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев. Краны для строительства мостов. Спр-к, 3е изд., М: Транспорт, 1988 — 240c, ISBN 5-277-00091-7