Тест-драйв вездехода ГАЗ-33088 «Тайга» и двух полноприводных грузовиков Hyundai HD78

21.11.2019

Грузовые автомобили с высокой проходимостью остаются одними из самых востребованных для грузоперевозок. Они обеспечивают снабжение населенных пунктов, удаленных от шоссе. Особенно такие машины востребованы для перевозок в армии в обеспечении постоянных баз, а также в проведении военных операций и взаимодействии с фронтом.

В данном контексте грузовики различают по объемам перевозимых грузов. Применение тяжелых авто не всегда актуально, чаще всего быстрое снабжение обеспечивается небольшими грузовыми автомобилями.

ГАЗ-3308 — грузовая полноприводная машина, используемая не только в России, но и в некоторых других странах. Отличается хорошими техническими характеристиками и повышенной проходимостью на бездорожье. Востребована в армии, имеет ряд модификаций для гражданских служб.

История создания модели

Историю создания ГАЗ-3308 связывают с необходимостью замены устаревшего ГАЗ-66. Первые разработки в этом направлении начались в конце 1980-х годов. С учетом требований военных был создан перспективный грузовик ГАЗ-3301, работавший на дизельном топливе.

Последующий распад СССР и спад производства вынудил Горьковский автозавод вновь переориентироваться на производство ГАЗ-66. Однако недостатки данной модели в эргономике вынуждали конструкторов работать над новыми проектами. Итогом стало появление ГАЗ-3309П в 1995.

В серийное производство в 1997 новая машина пошла уже под индексом ГАЗ-3308 «Садко». В армии данный автомобиль заменил ГАЗ-66-40, постепенно на его базе был разработан ряд модификаций военного и гражданского назначения.

В 2003 грузовики «Садко» стали оснащаться турбодизельными двигателями ММЗ Д-245.7. В 2005 машина переведена на экологический стандарт Евро-2. С 2013 применяются модифицированные двигатели Д-2457Е4 под стандарт Евро-4, что незначительно снизило и расход топлива.

В том же 2013 появилась версия ГАЗ-33088 с турбодизельным двигателем ЯМЗ-53442, также соответствующему стандарту Евро-4. В 2014 Горьковский автомобильный завод представил новую версию грузовика — Садко-Next. Основное улучшение — повышенная грузоподъемность машины.

«Садко»

В линейке ГАЗ-3308 базовая модель, запущенная в серийное производство, получила название ГАЗ Садко. На ней использовался карбюраторный двигатель ЗМЗ-5231.10 объемом 4,67 л. Модель с дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 (4,75 л) получила индекс ГАЗ 33081.

«Егерь»

ГАЗ Егерь — модификация базовой модели, разработана . Также имеет индекс ГАЗ-3308. Ключевое отличие — двухрядная пятиместная кабина, удлиненная на 1,15 м по сравнению с базовой машиной.

Позднее появился вариант ГАЗ «Егерь-2», технические характеристики которого, прорабатывались на базе ГАЗ-33081. Машина также получила пятиместную кабину и дизельный двигатель с турбонаддувом.

4.8. Специальное оборудование (устанавливается на части автомобилей ГАЗ-33081)

Коробка отбора мощностиМеханическая. Имеет две передачи — для наматывания и разматывания троса
ЛебедкаТяговая, однобарабанная, горизонтальная. Тип редуктора — червячный, с глобоидной модифицированной передачей, с нижним расположением червяка и автоматическим тормозом. Передаточное число редуктора — 24. Длина троса — 50 м. Привод лебедки — карданным валом от коробки отбора мощности. Предельное тяговое усилие на тросе 29,4 кН (3000 кгс) при полностью намотанном тросе (верхний ряд навивки) и 39–44 кН (4000–4500 кгс) — при полностью размотанном тросе (нижний ряд навивки)

Цели и задания по применению

Основное назначение ГАЗ-33081 «Садко» и «Егерь» — грузоперевозки. Базовая модель в меньшей степени предназначена для города, основной акцент делается на снабжение по грунтовым дорогам и бездорожью. С учетом данного фактора машины в большом количестве применяются в армейской логистике для перевозки грузов и людей.

Универсальность «Садко» делает его востребованным для самых разных служб. На базе грузовика создаются вахтовые автобусы, передвижные мастерские и машины технической поддержки, малогабаритные краны, медицинские автомобили скорой помощи, пожарные цистерны. Благодаря этому грузовик уже больше 20 лет активно используется в России и за рубежом.

Конструкция и устройство

ГАЗ-3308 имеет капотную компоновку кабины, что облегчает доступ к силовому агрегату. Колесная формула — 4х4. Кузов металлический или металлодеревянный, задний борт откидывается. Имеется тент и съемный каркас к нему.

По сравнению с ГАЗ-66 значительные изменения коснулись кабины. Кресло водителя настраиваемое, хотя пассажирские места фиксированные. Панорамное ветровое стекло обеспечивает хороший обзор, имеются большие солнцезащитные козырьки.

Приборная панель стала более информативной, большой руль не закрывает показатели спицами. В кабине имеется отопление, также предусмотрен прогрев двигателя перед запуском после длительного простоя на морозе. Для удобства водителя и пассажиров были предусмотрены и другие, более мелкие, детали.

4.9. Кабина и платформа

КабинаМеталлическая, двухместная, двухдверная
ПлатформаМеталлическая или деревометаллическая, со съемными решетками и дугами, тентом, с плафоном для освещения и кнопкой для звуковой сигнализации, с задним откидывающимся бортом, с продольными боковыми откидными сиденьями, с предохранительным ремнем над задним бортом
Размеры платформы (внутренние), мм:
— длина3390
— ширина2145
— высота бортов900

Технические характеристики

Технические характеристики представлены по модели ГАЗ-33081 «Садко». С учетом модификаций и постепенной модернизации машины определенные показатели могут отличаться.

Двигатель и трансмиссия

Последние варианты грузовика ГАЗ-33081 работают на дизельном топливе и имеют двигатели с турбонаддувом ММЗ Д-245.7. Мощность — 122 л. с. с номинальной мощностью в 2400 оборотов в минуту, максимальный крутящий момент доходит до 413 Нм. Общее охлаждение жидкостное, предусмотрено также охлаждение наддувочного воздуха.

Синхронизированная коробка передач механическая, пятиступенчатая. В ГАЗ-33081 тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом. Руль имеет гидроусилитель, что обеспечивает легкость управления.

Тип подвески

Обе подвески зависимые, рессорного типа с гидравлическими амортизаторами. На мосты установлен колесный дифференциал повышенного трения, что обеспечивает движение по бездорожью. В итоге грузовик одинаково уверенно передвигается и по городским дорогам, и по лесной чаще.

Габариты и вес

Технические характеристики ГАЗ-33081 по габаритам и весу имеют следующие показатели:

  • длина — 6,25 м;
  • ширина — 2,34 м;
  • высота кабины — 2,57 м;
  • колесная база — 3,77 м;
  • дорожный просвет — 0,315 м;
  • размеры грузового отсека, длина-ширина-высота — 3,39х2,145х0,38 м;
  • снаряженная масса — 3,71 т;
  • полная масса — 5,95 т.

Грузоподъемность «Садко» доходит до 2,3 т. Номинальным считается показатель в 2 тонны.

Максимальная скорость

ГАЗ-3308 способен развивать скорость до 90 км/ч. Радиус разворота составляет 22 м. ТТХ машины позволяют преодолевать подъемы в 31 градус, барьеры в 0,4 м, рвы шириной в полметра и глубиной в метр. Запас хода — 1200 км, ресурс капремонта — 200 тыс. км.

Топливный бак и заправочные емкости

«Садко» имеет два топливных бака по 105 литров каждый. В ГАЗ-33081 расход топлива на 100 км зависит от поверхности. Контрольные значения при постоянной скорости в 40 и 60 км/ч составляют 14 и 16 литров соответственно.

Руководство по эксплуатации

Прилагаемая к автомобилю инструкция содержит следующие рекомендации:

  1. Расход топлива зависит от температуры охлаждающей жидкости. Оптимальным значением является диапазон +80…+105°С. В зимнее время моторный отсек следует закрывать чехлом.
  2. Запрещено прокручивание стартером коленчатого вала при отсутствии дизельного топлива в насосе. Предварительно следует подать горючее в магистрали при помощи ручной помпы.
  3. Не допускается высокая частота вращения вала на холодном двигателе.
  4. Запрещено заводить мотор путем разгона автомобиля буксиром.
  5. Для ведущих мостов следует использовать масло, предназначенное для гипоидных передач.
  6. Запрещено включать систему подкачки шин при закрытых колесных кранах, поскольку это приводит к поломке манометра.
  7. Не следует изменять длину продольной штанги рулевого управления, поскольку будет нарушено взаимное положение элементов.

Грузовик фирмы ГАЗ

Каждый экземпляр ГАЗ-33081 имеет руководство по эксплуатации, которое отличается в зависимости от года выпуска машины. Перед проведением технического обслуживания нужно тщательно изучить документацию.

Достоинства и недостатки

Технические характеристики «Садко» обеспечивают грузовику ряд неоспоримых преимуществ:

  • повышенная проходимость на грунтовых дорогах и бездорожье;
  • легкость управления и контроля над ходом машины;
  • комфортабельность кабины;
  • вариативность модельного ряда.

Одним из ключевых достоинств грузовика отмечают его техническую простоту и отсутствие лишних деталей. Это повышает ремонтоспособность автомобиля и удешевляет его техническое обслуживание.

Несмотря на значительные преимущества машины выделяют и ряд недостатков. Основное внимание уделяется неудобству отдельных моментов:

  • нет поручней для подъема в кабину, хотя таковые были даже у ГАЗ-66;
  • для замены или капитального ремонта двигателя приходится снимать капот и радиаторную решетку;
  • запасное колесо находится в кузове, что осложняет замену при полной загрузке машины.

Имеются и другие нарекания — руль сильно большой, фонарь заднего хода недостаточно яркий, зеркала заднего вида без нагрева. Однако подобные аспекты часто субъективны, многие исправляются модификациями или самостоятельным тюнингом грузовика.

4.7. Электрооборудование

Модель автомобиляГАЗ-33081ГАЗ-3308
Система проводкиОднопроводная, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом автомобиля
Напряжение в сети, В2412
Генератор5101.3701–01 или ГГ273В1–3 переменного тока, со встроенным выпрямителем и регулятором напряженияГ-287 переменного тока, со встроенным выпрямителем
Аккумуляторная батарея6СТ-55А3 или 6СТ-55А13 или 6СТ-55 Титан или 6СТ-55А73 (все по 4 шт.)6СТ-75А1 или 6СТ-77А (но 1 шт.)
СтартерAZJ 3381 или 6СТ 230РСТ-230-А1 или 8802.3708
Регулятор напряжения2702.3702
Система зажиганияБатарейная, бесконтактная
Катушка зажиганияБ116–03 или 4715.3705
Датчик-распределитель24.3706–10
Коммутатор131.3734 или 131.3704–01 или 90–3734 или 94–3734–01
Свечи зажиганияАИР
Стеклоочиститель711.520520.5205
Фара62.3711–1962.3711–18
Указатели поворота511.3726–1051.3726–10
Передние фонариПФ130–3712Г или ПФ130АБ-3712–01ПФ130–3712 В или ПФ 130А-3712
Задние фонари354.3716 — правый 355.3716 — левый356.3716 — правый 357.3716 — левый
Фонарь заднего ходаФП135–3716-Г или 2112.3711–02ФП135–3716-В или 2102.3711–02
Задний противотуманный фонарь2462.37162452.3716
Задние контурные фонари262.3712010263.3720010
Передние контурные фонари441.3712010 или 4612.371201044.3712010 или 4602.3712010
Боковые габаритные фонари4802.3731000–034802.3731000–02
Указатель попорота боковой551.3726010–1051.3726010–10
Блок управления Микас 11 V8 двигателем281.3763000–02
Реле электромагнитное85.3747000 или 90.3747000–10 или 113.3747010–10
Датчик абсолютного давления45.3829000 или ЛГФИ.406231.004
Датчик кислорода25.368889

Применение в боевых условиях

ГАЗ-33081 не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях. Однако его проходимость позволяет применять его в снабжении передовых участков фронта по перевозке небольших групп солдат и грузов.

Имеются фото и свидетельства средств массовой информации о частом применении грузовиков «Садко» в Сирии. Это обусловлено не только участием российских военных, но и экспортных поставках автомобилей в данную страну. Зафиксированы случаи, когда грузовики обшивались дополнительной броней и получали спаренные зенитные установки ЗУ-32-2 или устаревшие 57-миллиметровые противотанковые пушки ЗиС-2.

Одновременно с этим в Египте разработана модификация на базе шасси ГАЗ-3308 с реактивной системой залпового огня SAKR. Ожидается, что после испытаний такие машины начнут поступать на вооружение египетской армии.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

4.4. Ходовая часть

РамаШтампованная, клепаная, с передними удлинителями лонжеронов и задними бамперами
КолесаДисковые, с ободом 228Г-457, с бортовыми и разрезным замочным кольцами
ШиныПневматические, радиальные, размером 12.00 R18 модели КИ-115А
Установка передних колес:Угол развала колес — 0°45′
Угол бокового наклона шкворня — 9°
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 3°30′
Схождение колес — 2–5 мм
Передняя и задняя подвескиС продольными полуэллиптическими рессорами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, с резиновыми рессорами сжатия в задней подвеске
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: