Опытные «пятисотки»Первые образцы МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504

Седельный тягач под названием МАЗ 504 стал грузовиком «золотой серии 500». Звучит, может слишком пафосно для «старичка» выпущенного в далеком 1965 году. Однако именно этот автомобиль стал прорывом по конструктивным решениям Минского автозавода. За свою историю модель пережила немало модификаций и на сегодня не серийный выпуск давно завершен.

МАЗ 504

История

Для того времени грузовик был настоящей инновацией. Все детали, из которых он собирался, ранее никогда не применялись. Взглянуть хотя бы на кабину, совершенно нетипичную, похожую на популярные модели грузовиков европейского производства тех лет.

Намекает на копирование с иностранцев короткая по длине основа и сильный дизель, а еще гидроусилитель руля и амортизаторы. Однако здесь нет дисков для колес.

Стоит отметить, что не только 504-я, но и другие модели тягачей этой серии пользовались большим спросом несколько десятков лет. При этом нужно учитывать, что автозавод в Минске не имел производственных мощностей для изготовления всех важных узлов, таких как ДВС и трансмиссия.

МАЗ 504

Конструкторы завода разрабатывали 500-ю серию как универсальную линейку для удовлетворения всех возможных запросов. По этой причине кроме тягачей модельный ряд включал самосвалы, бортовые грузовики, лесовозы и другую спецтехнику.

МАЗ 504 пришел на замену 511-й модели (это самосвал, выпущенный в 1962 году). Он мог разгружаться в две стороны и имел грузоподъемность до 13 тонн, но для перевозок на дальние расстояния категорически не был приспособлен. В итоге инженеры решили разработать тягач, способный работать с прицепными устройствами и даже полуприцепами. Концепт получил серийный номер 504.

Не сказать, что разработчикам удалось сразу выпустить удачную модель. После нескольких неудачных образцов был создан первый МАЗ 504 с полной массой 14,4 тонн. При колесной базе в 3,4 метра, на заднюю ось допускалась нагрузка до 10 тонн. На первую модель был установлен 6-цилиндровый двигатель мощностью 180 лошадиных сил ЯМЗ-236.

«Золотая серия»

МАЗ-504 является частью «золотой пятисотой серии», которая принесла производителю популярность. Модели данной серии собирались из совершенно новых узлов и механизмов, которые раньше не использовались на предприятии. Так, они отличались конструкцией кабины, более мощным двигателем, более короткой базой, телескопическими амортизаторами и гидравлическим приводом руля. Более сорока лет модели данной серии являлись лидерами на рынке.

МАЗ-504 пришел на смену модели с рабочим индексом 511. Его основное отличие от предшественника заключалось в том, что он предназначен для дальних поездок с прицепами и полуприцепами. Самосвал МАЗ-511 не имел такой возможности.

На базе данной модели выпускалось несколько модификаций:

  • МАЗ-504Б, который имел полуприцеп-самосвал с гидроприводом. Кроме этого, других отличий от базовой версии модификация не имела.
  • МАЗ-504В. Разрабатывалась для использования при международных перевозках. Отличалась модель более мощным двигателем.

Особенности модели

Тягач имел рамную конструкцию с зависимой подвеской, оснащенной рессорами. На передней подвеске были установлены новые на то время гидравлические телескопические амортизаторы.

Сзади устанавливается вилка для буксировки при эвакуации. Над задним мостом находится седло с двумя шарнирами, дополненное автоматическим замком. Машина оснащалась двумя топливными баками, каждый из которых мог вместить по 350 литров солярки.

Двигатели

За всю историю 500-й серии устройство вне зависимости от модификации практически не менялось. Дизельный двигатель ЯМЗ-236 имел водяное охлаждение закрытого типа и раздельную топливную систему.

Выпущенная позже модификация 504 с маркировкой «В» оснащалась более мощным ДВС ЯМЗ-238. Это 8-цилиндровый дизельный силовой агрегат мощностью 240 лошадиных сил. Более мощный мотор пришелся как нельзя кстати для повышения динамики тягача с прицепом. Самое важное, это то, что грузовик перемещался преимущественно по автострадам, а еще он способен преодолевать большие дистанции.

МАЗ 504 задний мост

Силовая установка и рулевое управление

Все модификации были похожи тем, что на них устанавливалась механическая 5КПП с двухдисковым сухим сцеплением. На мосту, расположенному сзади, монтировались редукторы в ступицах.

Тормоза барабанные с пневматическим приводом, а также есть стояночный центральный. Для спуска или на скользкой дороге можно использовать торможение двигателем, который действует за счет перекрытия канала выпуска выхлопных газов.

На автомобиле применяется гидравлический усилитель рулевого управления. Угол поворота колес на передней оси составляет 38 градусов.

МАз 504 фото

Кабина

Удивительное дело, в кабине могут размещаться помимо водителя еще два пассажира, а также дополнительно имеется спальное место. Тягач не имеет капота, поэтому двигатель расположен под кабиной. Для доступа к мотору нужно откинуть кабину вперед.

От самопроизвольного опускания защищает специальный механизм. Дополнительно установлен замок для фиксации кабины в транспортном положении.

К слову этот замок вызывал массу споров у инженеров. Многие считали, что он не выдержит на частых кочках и рискует открыться. Дело дошло до того, что главный инженер МАЗа выслушивал жесткую критику в свой адрес. Но последующие испытания наглядно показали, что замок обеспечивает надежную фиксацию даже в чрезвычайных ситуациях.

Отсутствие капота позволило понизить вес грузовика и нагрузку на передний мост. Тем самым была увеличена общая грузоподъемность.

Сиденье водителя и пассажира регулируемое с амортизаторами. Стандартная комплектация включает отопитель, работающий от общей системы охлаждения. Вентиляция принудительная (вентилятор) и естественная (форточки и опускаемые боковые стекла).

МАЗ 500 кабина

Размеры и основные технические характеристики

  • длина 5 м 63 см;
  • ширина 2,6 м;
  • высота 2,65 м;
  • колесная база 3,4 м;
  • дорожный просвет 290 мм;
  • максимальный вес 24,37 т;
  • максимальная скорость с полной нагрузкой 85 км/ч;
  • тормозной путь при 40 км/ч 24 метра;
  • расход топлива 32/100.

Новый тягач был по-своему прорывным и имел неплохие технические характеристики. Он мог осуществлять перевозку грузов на средние расстояния, но условия работы были далеки от идеальных. Если сравнить грузовик иностранного производства, то он был на порядок удобнее для повседневного использования.

МАЗ 504

Ссылки

  • Автомодельное бюро: МАЗ-504
  • Бескапотные «зубры» (рус.) (недоступная ссылка — история
    ). Журнал «АВТОТРАК» (2003, № 4). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 12 февраля 2013 года.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Минский автомобильный завод
Семейство «МАЗ-200»
  • МАЗ-200
  • МАЗ-205
  • МАЗ-501
  • МАЗ-502
Карьерные автомобили
  • МАЗ-525
  • МАЗ-529
  • МАЗ-530
Армейская спецтехника
  • МАЗ-535
  • МАЗ-537
  • МАЗ-543 *МАЗ-7310
  • МАЗ-7410
  • МАЗ-7910
  • МАЗ-7912 *МАЗ-7917
  • МАЗ-547 *МАЗ-7916
  • МАЗ-7904
  • МАЗ-79221
  • МАЗ-7906
  • МАЗ-7907
Семейство «МАЗ-500»
  • МАЗ-500
  • МАЗ-503
  • МАЗ-504
  • МАЗ-505
  • МАЗ-509
  • МАЗ-511
  • МАЗ-515
  • МАЗ-516
  • МАЗ-5335
  • МАЗ-5429
  • МАЗ-5549
Современные грузовики
  • МАЗ-4370
  • МАЗ-4570
  • МАЗ-5336
  • МАЗ-5337
  • МАЗ-5432
  • МАЗ-5433
  • МАЗ-5434
  • МАЗ-5442
  • МАЗ-5516
  • МАЗ-5551
  • МАЗ-6303
  • МАЗ-6317
  • МАЗ-6417
  • МАЗ-6422
  • МАЗ-6425
  • МАЗ-6430
  • МАЗ-6440
Несерийные модели
  • МАЗ-510
  • МАЗ-541
  • МАЗ-1500
  • МАЗ-2000 «Перестройка»
  • МАЗ-5309RR
Автобусы
  • МАЗ-101
  • МАЗ-102
  • МАЗ-103
  • МАЗ-104
  • МАЗ-105
  • МАЗ-106
  • МАЗ-107
  • МАЗ-131
  • МАЗ-151
  • МАЗ-152
  • МАЗ-163
  • МАЗ-171
  • МАЗ-182
  • МАЗ-203
  • МАЗ-205
  • МАЗ-206
  • МАЗ-215
  • МАЗ-226
  • МАЗ-231
  • МАЗ-232
  • МАЗ-241
  • МАЗ-251
  • МАЗ-256
  • МАЗ-257
Троллейбусы
  • МАЗ-103Т
  • МАЗ-ЭТОН Т203

Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Центральноафриканская_Республика_на_летних_Олимпийских_играх_1996&oldid=54622042

Модификации

В 1970 году были завершены опытные работы, и начался запуск серийного производства улучшенной версии 504А. С точки зрения внешнего дизайна новинку можно было отличить по иной форме решетки радиатора. Большинство изменений пришлось на внутреннее пространство и доработки технической части:

  • Во-первых, это 240-сильный турбированный двигатель, способный повысить тяговую мощность до 20 тонн. Колесная база стала меньше на 20 сантиметров. Также произошло удлинение рессоров. Да и ход грузового автомобиля стал плавным и предсказуемым;
  • Во-вторых, в кабине есть обеденный столик, солнцезащитные козырьки. Также здесь появились шторы, которые занавешивают окна. Обшивка была заменена на более мягкую (появилась хотя бы небольшая шумоизоляция).

МАЗ 504

Даже несмотря на, казалось бы, существенные изменения, по качеству и комфорту МАЗ 504А не мог вести конкуренцию с зарубежными седельниками. Из-за этого впоследствии от Минских тягачей отказались в пользу иномарок.

Кроме серийных модификаций, выпускались еще три версии:

  • 508Г (тягач с полным приводом);
  • 515 (колесная база 6х4 и подкатной осью);
  • 520 (колесная база 6х2 и балансирной задней тележкой).

Все эти модификации проходили испытания, но до серийного выпуска не дошли, кроме версии 508В, которая успешно использовалась в качестве лесовоза за счет наличия понижающей передачи с раздаточным редуктором.

МАз 504 В

В 1977 году 504-я модель снова подверглась некоторым изменениям. Была переделана решетка радиатора, улучшилась вентиляция моторного отсека, появились двухконтурные тормоза и новые указатели поворота.

Модель получила серийный номер 5429. Окончательно история МАЗ 504 завершилась в начале 90-х. В это время МАЗ 5429 перестали выпускать даже небольшими партиями. Официально тягач перестал сходить с конвейера еще в 1982 году.

МАЗ 504 В

Кабина

На МАЗ-504 устанавливалась цельнометаллическая кабина без капота, но с двумя дверями. Она устанавливалась над двигателем. Для проведения технического обслуживания кабина откидывалась на угол до 45 градусов. Фиксировалась кабина надежными замковыми механизмами, которые не давали кабине опрокинуться даже во время аварии.

Кабина вмещала водителя и двоих пассажиров. Водительское сиденье имело несколько регулировок положения. Для отдыха имелось спальное место. Для удобного хранения вещей и инструментов предусмотрены специальные ящики.

Из дополнительных опций имелись отопление и вентиляция. Приборы на панели подсвечивались. Для освещения кабины предусмотрен верхний плафон.

Производство модели МАЗ-504 закончилось в 1970 году, когда ей на смену пришла усовершенствованная версия МАЗ-504А.

МАЗ-504В – терминатор на дороге (фото)

Увидев этот седельный тягач МАЗ-504В на трассе недалеко от Санкт-Петербурга, стражи правопорядка подумали, что попали на съемку нового блокбастера «Терминатор». Кабина с нереально высокой крышей, в центре которой на приливе красуется надпись Gatcina – в честь города Гатчина из Ленинградской области. Надпись на английском неспроста – машина в свое время выполняла дальнобойные рейсы за рубеж. К сожалению, сегодня техническое состояние тягача оказалось настолько плачевным, что его пришлось снять с маршрута, сообщает abw.by

Седельные тягачи МАЗ пятисотого семейства во времена СССР частенько работали на международных рейсах. И первенцем здесь стала модель МАЗ-504В, которая оснащалась более мощным двигателем – ЯМЗ-238. Такая машина производилась вплоть до 1990 года.

Данный МАЗ-504В, выпущенный в 1989 году, до последнего кормил своего владельца, возя металлолом. Однако настало время уйти на заслуженный отдых.

…Конец простой: пришел тягач, И там был трос, и там был врач, И МАЗ попал куда положено ему,- И он пришел – трясется весь… А там – опять далекий рейс,- Я зла не помню – я опять его возьму!

Владимир Высоцкий «Шоферская Песня»

Кстати, в сети появились архивные фотографии этой машины, когда она была еще в расцвете сил, свежевыкрашенная, с номерами советского образца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Цены и аналоги автомобиля

Стоимость тягачей МАЗ-504 В, прошедших капитальный ремонт, составляет 250-300 тыс. руб. Техника в оригинальном состоянии не встречается. Найти машины ранних выпусков или тягачи, предназначенные для работы с самосвальными полуприцепами, невозможно. Такая техника работала несколько лет и утилизировалась, вместо нее с завода поставлялась новая. Аналогами являются тягач МАЗ-5432, оснащенный 280-сильным дизелем с турбокомпрессором, или грузовик МАЗ-5429, укомплектованный 180-сильным атмосферным мотором ЯМЗ 236.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: