Парк грузовых автомобилей в России: ключевые цифры

ГлавнаяРастаможкаГрузовиков

Растаможка грузовиков

Наша выполняет растаможку грузовиков и запасных частей к ним на любых акцизных таможнях России.

Работаем со всеми участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД):

  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Грузовик

– это транспортное средство (ТС), автомобиль, предназначенный для транспортировки грузов в кузове, либо на грузовой платформе. По большей части это большегрузные ТС, конструктивно сочлененные с кузовом, который крепится к несущей раме автомобиля. К грузовикам относятся совершенно разные виды ТС. Одну группу составляют бортовые грузовые автомобили, другую – фургоны. Это деление по конструктивному признаку. Также грузовики различаются по виду ходовой части (на колесном ходу, на гусеничном ходу), по виду силовой установки (карбюраторные (с бензиновым двигателем), дизельные (с дизельным двигателем), по объему двигателя, по типу рамы (шарнирно-сочлененная, цельная), по массе, по массе полезного перевозимого груза. Выделяют грузовики-самосвалы, рефрижераторы, лесовозы, ТС для транспортировки высокорадиоактивных материалов, для передвижения в бездорожье, «новые» (до 3 лет) и «с пробегом». Последние «бывшие в эксплуатации» делятся на грузовые автомобили от 3 до 5 лет, не старше 7 лет и все прочие. При растаможке они требуют применения разных ставок ввозных таможенных пошлин. По такому же принципу дифференцируются разные меры таможенного контроля для грузовиков разного возраста. Кроме того на все ввозимые в РФ грузовики распространяются требования ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования».

Документы для растаможки грузовиков в таможне

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Особенности растаможки грузовых автомобилей в России

При ввозе в Россию грузовые автомобили проходят процедуру растаможки — декларируются в таможне. При растаможке грузовиков полагается оплата таможенных пошлин, НДС, акцизов и сборов.

Только юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право ввозить и осуществлять растаможку грузовиков в России. Физические лица не могут производить растаможку грузовиков.

Важно! Растаможка грузовиков и седельных тягачей, экологический класс которых ниже стандарта Евро 4 не производится!

Сведения об экологическом классе содержатся в:

  • Одобрении типа транспортного средства (ОТТС);
  • Сертификате соответствия;
  • Индивидуальном номере автотранспорта (т.н. VIN-номер, присваивается изготовителем);
  • Документах на ТС, в частности в ПТС;
  • Справочниках, базах данных и иных источниках.

Растаможка грузовиков предполагает предоставление следующих документов на таможню:

  • Таможенной декларации;
  • Внешнеторгового контракта;
  • Инвойса (счета от продавца);
  • Документации, подтверждающей факт оплаты за товар (платежных документов, выписки из банка);
  • Документации, подтверждающей соблюдение установленных запретов и ограничений (например, документов, подтверждающих, что ввозимый грузовик не является товаром военного назначения);
  • ОТТС или СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства категории N1);
  • Документации, подтверждающей соответствие ТС к выбросам – консолидированный перечень (потребуется предоставить Сертификат на соответствие техрегламенту ТР ТС 010/2011, – документ выдается российским аккредитованным органом);
  • Технических документов, имеющих информацию о марке, модели, дате выпуска грузовика, рабочем объеме двигателя, его типе, экологическом классе, количестве мест сидения кроме места водителя, другую необходимую информацию;
  • Также при ввозе грузовиков или их запчастей могут потребоваться документы, подтверждающие соблюдение требований интеллектуальной собственности: письменное разрешение (доверенность) от правообладателя товарного знака или его представителя. Прежде чем выполнять растаможку грузовика необходимо выяснить внесена ли данная торговая марка в Реестр объектов интеллектуальной собственности (РОИС) ФТС России.

Реестр объектов интеллектуальной собственности (РОИС)

Справка

ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Данный документ необходим при растаможке коммерческой партии грузовиков. ОТТС подтверждает, что декларируемые автомобили соответствуют требованиям «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов». Декларанту необходимо заранее получить документ на каждое декларируемое транспортное средство, чтобы успеть подать вместе с таможенной декларацией. Срок действия одобрения, как правило, не превышает 3 лет. ОТТС является основанием для выдачи ПТС и постановки на учет.

СБКТС – свидетельство безопасности конструкции транспортного средства. Данный документ необходим при растаможке импортных транспортных средств «с пробегом», и тоже подается в таможенный орган вместе с таможенной декларацией. При растаможке грузовиков потребуется СКБТС категории N1. При растаможке прицепов и полуприцепов – категории О. Как правило, оформляется СБКТС в комплекте с сертификатом соответствия экологическому классу. Требуемые документы: копия документа, удостоверяющего личность декларанта; ПТС; копия документов, подтверждающих право владения ТС; сертификат соответствия экологическому классу; копия ОТТС.

Каждый второй грузовик в России – КАМАЗ

Челнинский автогигант выпустил более 2 миллионов автомобилей и 3 миллионов двигателей.

  • Каждый второй грузовик – КАМАЗ

Водители грузовиков КАМАЗ неоднократно становились победителями международного ралли «Дакар» . Известно, что в России эксплуатируют большое количество грузовых автомобилей. Но не все знают, что каждый второй грузовик в стране – это КАМАЗ.

Первый грузовик КАМАЗ сошёл с конвейера в 1976 году. С тех пор выпущено более 2 млн автомобилей и около 3 млн двигателей. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

В 60-х годах прошлого века в стране увеличился грузооборот. Назрела необходимость создания крупного парка отечественных большегрузных автомобилей. Тогда вопрос увеличения объемов производства грузовиков встал особенно остро. Даже повысив мощности существовавших тогда предприятий, не удалось бы решить поставленную задачу.

Должен был появиться принципиально новый и качественный грузовик, при этом прибыльный и конкурентоспособный. Кроме того, автомобиль должен был выдерживать климатические условия любой точки мира и быть надежным, несмотря на дорожные особенности местности. На тот момент с предъявленными требованиями не мог справиться ни один завод в Советском Союзе.

В 1969 году было подписано постановление о строительстве комплекса предприятий по производству грузовых автомобилей. Площадку для размещения столь масштабного производства выбирали из 70 возможных вариантов, пока не остановили выбор на городе Набережные Челны, расположенном на реке Кама.

Преимущества местоположения заключались в том, что наличие судоходных рек и железнодорожного сообщения с крупными центрами решали проблему доставки стройматериалов. Оборудование и комплектующие для сборки автомобилей также можно было получать без особых трудностей. Эти факторы и сегодня облегчают логистику предприятия.

К строительству Камского автозавода приступили в декабре 1969 года. На стройку приехали более 100 тысяч человек, и более 2000 предприятий были задействованы в создании автогиганта.

Строительство жилья для работников КАМАЗа велось параллельно. За два года построили и сдали в эксплуатацию первый в Набережных Челнах двенадцатиэтажный жилой дом. В городе появилась трамвайная линия. Через некоторое время Челны стали мощным научно-промышленным центром. Численность города увеличивалась на 30-40 тысяч человек ежегодно. По статистическим данным, численность населения составила около 520 тысяч в 2013 году. До строительства завода в Набережных Челнах проживало 27 тысяч человек.

Вскоре на заводе установили самое современное технологическое оборудование. В оснащении Камского автозавода принимали участие более 700 иностранных компаний, в том числе известные всему миру Hitachi, Komatsu, Liebherr, Morando, Renault, Sandvik и другие.

В 1976 году с конвейера автозавода сошел первый грузовик. КАМАЗ выпустил 22 тысячи автомобилей в течение первого года. Уже к 1980 году было выпущено более 150 тысяч грузовиков.

КАМАЗ развивался быстро и стал специализироваться не только на производстве грузовиков, но и на выпуске микролитражек. В 1987 году с конвейера сошла первая Ока-ВАЗ-1111. Уже в 1994 году завод собирает порядка 75 000 микролитражек «Ока» в год.

В 1990 году на базе имущества производственного объединения было создано Акционерное общество КАМАЗ, которое стало одним из первых АО в СССР. Развивая международное сотрудничество, в 2010 году КАМАЗ передал 11% уставного капитала немецкому концерну Daimler AG. Одновременно с Daimler, 4% ценных бумаг КАМАЗа приобрёл Европейский банк реконструкции и развития.

Кроме того, КАМАЗ и Daimler подписали договоры о создании двух совместных предприятий – «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Также согласно соглашению с немецким концерном, «Mерседес-Бенц» предоставил КАМАЗу технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовых автомобилей, которые российская компания устанавливает на свои автомобили нового поколения.

На сегодняшний день, объединяя 12 крупнейших специализированных заводов, КАМАЗ продолжает свое развитие. Автопроизводитель признан одним из ведущих производителей грузовой техники в мире, соответствуя всем современным мировым требованиям к техническим характеристикам и критериям качества. Так, был создан двигатель «Евро-2». Сейчас уже готов и испытан двигатель «Евро-3», а также начали устанавливаться двигатели, которые могут работать как на топливе, так и на газе.

Сегодня каждый четвертый автомобиль, сошедший с конвейера КАМАЗа, отправляется на экспорт. Обладая одной из крупнейших дилерских сетей по всей территории России, автопроизводитель открыл около 350 фирменных центров по сервисному обслуживанию более чем в 60 странах по всему миру.

Автогигантом выпускаются более 30 видов грузовиков, а число модификаций доходит до 400. Среди них и самосвалы, бортовые и седельные тягачи, автопоезда, автомобили военного назначения и многое другое. Корпорация определила для себя стратегическую цель: увеличить ежегодный объем продаж к 2020 году до 100 тысяч грузовиков.

О чем необходимо помнить при растаможке грузовика?

Растаможка одного грузовика. Согласно Постановлению Совета Министров от 18.05.1993 №477 «О введении паспортов транспортных средств», грузовики с двигателем, рабочий объем которых выше 50 см³, подлежат обязательному учету. Растаможка грузовиков завершается после выдачи декларанту паспорта (ПТС).

Растаможка коммерческой партии грузовиков. Вместе с таможенной декларацией на таможню подается ОТТС. Одобрение типа транспортного средства необходимо оформить на каждый декларируемый автомобиль.

Растаможка грузового автомобиля «с пробегом». Таможенная декларация подается вместе со Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства – СБКТС категории N1. При растаможке прицепов (полуприцепов) – СБКТС категории О.

Сколько стоит растаможка грузовика?

Стоимость растаможки грузовика, как правило, определяется величиной начисленных таможенных платежей: пошлин, акцизных сборов, НДС.

Таможенная пошлина на грузовики при ввозе. Величина ввозной таможенной пошлины на грузовик устанавливается с учетом кода ЕТН ВЭД. Код устанавливает декларант на основании Основных правил интерпретации (ОПИ). Согласно ЕТН ВЭД, величина таможенных пошлин устанавливается с учетом массы грузовика, возраста, а также типа и рабочего объема силовой установки. Чем старше грузовик, чем мощнее его двигатель и чем выше его масса, тем выше ставка таможенной пошлины.

Анализ ЕТН ВЭД (ЕТТ ЕАЭС) дает нам следующую градацию возраста грузовых автомобилей:

  • Грузовики новые 0-3 лет;
  • Грузовики бу 3-5 лет;
  • Грузовики бу 5-7 лет;
  • Грузовые бу автомобили старше 7 лет.
Схема вариативности ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от массы автомобиля, его возраста, типа и объема двигателя
Масса транспортных средствНовые 0 — 3 летБывшие в эксплуатации 3 — 5 летБывшие в эксплуатации 5 — 7 летБывшие в эксплуатации старше 7 лет
Дизельные и полудизельные двигатели
Масса – до 5 тонн (объем двигателя – не выше 2500 см³)пошлина 10% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДСпошлина 10%, но не менее (либо равно) 0,13 евро/см³ + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
Масса – не более 5 тонн (объем двигателя – более 2500 см³)пошлина 10% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
Масса – от 5 до 20 тоннпошлина 15% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДСпошлина 10%, но не менее (либо равно) 0,18 евро/см³ + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
Масса – свыше 20 тоннпошлина 5% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДСпошлина 10% + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
C бензиновым двигателем
Масса — не более 5 тонн (объем двигателя – более 2800 см³)пошлина 12,5% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
Масса – не более 5 тонн (объем двигателя – не выше 2800 см³)пошлина 15% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС
Масса – более 5 тоннпошлина 15% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДСпошлина 15% + 20% НДС1 евро/см³ + 20% НДС

Акцизный налог на ввозимые грузовики. Напомним, грузовые автомобили являются акцизным товаром, то есть при ввозе облагаются не только таможенной пошлиной, но и акцизным сбором. Величина акциза не постоянна, она зависит от кода товара в ЕТН ВЭД, и взимается в рублях за каждую единицу лошадиной силы. Размер акцизного сбора может составлять 1302 руб., 714 руб., 45 руб. за лошадиную силу, а на некоторые группы товаров акцизный сбор может вовсе отсутствовать (например, на грузовики для транспортировки высокорадиоактивных материалов).

НДС на ввозимые грузовики. НДС – обязательный налог, взимаемый при растаможке грузовика. Собранные средства поступают напрямую в бюджет страны. До 2020 года при растаможке грузовиков применялась ставка НДС равная 18%. Сегодня она составляет 20%.

Кроме указанных платежей на таможне необходимо будет оплатить таможенные сборы. Это денежная выплата, взимаемая таможенным органом, выполнившим растаможку грузовика.

Также на стоимость растаможки грузовика влияют такие «не таможенные» расходы, как оплата услуг СВХ и услуги таможенного представителя.

Во всемирной паутине можно без проблем отыскать ресурсы, которые предлагают посчитать размер таможенных пошлин с помощью калькулятора растаможки грузовиков. Но, как правило, предлагаемый ими инструмент подсчета не является калькулятором таможенных платежей в полном смысле этого слова. Главная цель таких ресурсов – выманить ваши контактные данные. Более точный расчет размера таможенных платежей может дать только таможенный декларант когда ознакомится с полным пакетом необходимых документов.

Оставить заявку на консультацию профессионального декларанта Вы всегда сможете на нашем сайте, либо позвонив по телефону +7(495)2815088.

Грузовики

«Автостат» констатировал, что в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м, по данным RAMR — на 1,7%.

При этом на фоне роста продаж грузовых автомобилей отечественных марок упал спрос на технику ведущих зарубежных брендов. Это естественный процесс, который наблюдается уже не один год. Плохо на рынке — берут что подешевле, ситуация изменилась к лучшему — можно приобрести машину и «побогаче» (на самом деле — понадежней).

Традиционно первенство в этом сегменте рынка коммерческой техники удерживает КАМАЗ, на долю которого в 2020 году пришлось порядка 35% от общего объема реализованных автомобилей. Вторую строчку рейтинга также без изменений занимает другой отечественный бренд — ГАЗ, показатель которого составил 8,9 тыс. машин (+5,9%). В первую тройку по итогам прошлого года вошла и компания Volvo Trucks (5,7 тыс. штук; –11%).

В модельной структуре рейтинга лидирует, как и в 2020 году, КАМАЗ-43118, показатель которого составил 6,8 тыс. экземпляров (+3,3%). Следом идут «ГАЗон Next» (6 тыс. штук; +4,6%), КАМАЗ-65115 (5,3 тыс. шт.; +10,9%).

Лидирующие позиции по объему продаж новых грузовых автомобилей заняли Московская область, Москва и Республика Татарстан.

Утилизационный сбор (утильсбор) при растаможке грузовиков

При растаможке грузовиков взимается утилизационный сбор. Величина утильсбора зависит от величины базовой ставки сбора и коэффициента (k), определяемого согласно техническим параметрам растамаживаемого грузовика.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
Виды и категории транспортных средствКоэффициент расчета утилизационного сбора / сумма в рублях
Новые транспортные средства Транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет Транспортные св-ва, произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска
kсумма, руб.kсумма, руб.kсумма, руб.
Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализи­рован­ные транспортные средства указанных категорий.Грузовые автомобили Базовая ставка равна 150000 руб.
Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны0,95142500 руб.1,01151500 руб.0,83124500 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны2,00300000 руб.2,88432000 руб.1,32198000 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн1,90285000 руб.3,04456000 руб.1,65247500 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн2,09313500 руб.5,24786000 руб.1,82273000 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн2,54381000 руб.7,951192500 руб.2,21331500 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн2,79418500 руб.11,571735500 руб.2,43364500 руб.
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн2,79418500 руб.11,571735500 руб.2,43364500 руб.
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн2,79418500 руб.11,571735500 руб.2,43364500 руб.
Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн5,50825000 руб.13,572035500 руб.4,79718500 руб.
Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн5,50825000 руб.13,572035500 руб.4,79718500 руб.
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн5,50825000 руб.13,572035500 руб.4,79718500 руб.
Примечание к п. 9, 10, 13 и 14: ввезенные в РФ и помещенные под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 1470,2537500 руб.0,2537500 руб.0,2537500 руб.
Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн3,40510000 руб.23,133469500 руб.2,43364500 руб.
Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн5,50825000 руб.13,572035500 руб.4,79718500 руб.

Рынок легких коммерческих автомобилей

Легкие коммерческие автомобили (LCV) – это сектор грузовиков, имеющих вес до 3,5 тонн. Этот рынок показал свои объемы и за последнее время они были 58,4 тыс. единиц, что на 18,3 больше, чем в прошлом году. Кризис затронул и этот сектор – показатели упали. Но в 2020 году рынок стабилизировался, а в прошлом году его показатели начали значительно подниматься. Аналитики сообщают, что позитивное направление, при имеющихся обстоятельствах в области экономики, должно сохраняться и в дальнейшем.

Лидером сектора LCV также продолжает оставаться ГАЗ, на который приходится 25,6 тыс. единиц товара, что на 19,6% больше, чем показывал этот бренд в предыдущем году. На втором и третьем месте стоят автомобили марки «УАЗ» (12,4 тыс. ед.) и LADA (5,5 тыс. ед.). Всем трем разработчикам относится 75% рынка LCV в стране. Что касается других членов, то в ТОП-10 вошли зарубежные бренды Mercedes, Ford, VW, Hyundai, Fiat, Peugeot, Citroen. Почти все марки продолжают расти, кроме автомобиля из Италии — Fiat, который упал на 28%.

Где производится растаможка грузовиков в России?

Растаможка грузовых автомобилей осуществляется на акцизных таможенных постах, подведомственных акцизной таможне. От обычных таможенных постов, акцизные таможенные посты отличаются тем, что уполномочены осуществлять таможенное оформление товаров, облагающихся акцизным сбором (автомобили, нефтепродукты, алкоголь, табачные изделия).

Сроки растаможки грузовых автомобилей. Согласно положениям статьи 119 ТК ЕАЭС растаможка грузовых авто в России завершается таможенным органом в течение 4 часов. Если таможенный пост не успевает завершить данную операцию до конца рабочего дня, то процедура растаможки грузовых автомобилей может быть перенесена на следующий рабочий день.

Наши услуги по растаможке грузовиков

  • Бесплатные консультации по вопросам растаможки грузового автомобиля и растаможки грузового прицепа;
  • Сбор и подготовка пакета документов для подачи в таможенный орган;
  • Расчет таможенных платежей;
  • Услуги таможенного брокера — таможенного представителя по растаможке грузовиков;
  • Услуги декларанта по оперативной растаможке грузовиков;
  • Оплата таможенных платежей в режиме онлайн с помощью систем “Раунд” и “Таможенная карта”;
  • Помощь при размещении товаров на СВХ: разгрузка, взвешивание, хранение, погрузка;
  • Проведение осмотров или таможенных досмотров (в случае необходимости);
  • Представление интересов клиентов на СВХ;
  • Оформление и выдача сертификатов на товары (деклараций и сертификатов ТР ТС).

Мы производим растаможку грузовиков:

  • Разных производителей:BAW, Daewoo, DAF, Daihatsu, Dongfeng, Faw, Ford, Foton, Freightliner, Hyundai, Isuzu, Iveco, Man, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Scania, Suzuki, Tatra, Volkswagen, Volvo и любые др.;
  • Из разных стран:Германии, Италии, Китая, Швеции, Франции, Голландии, Японии, а также любых других стран;
  • Любых типов и видов:седельные тягачи, самосвалы, рефрижераторы, грузовые микроавтобусы, грузовые прицепы, автовозы, а также запасные части к ним;
  • И другие не указанные в этом списке.

Срок и стоимость растаможки грузовиков

Срок растаможки грузовиков в таможне составляет несколько часов!

Цена или стоимость «растаможки» грузовиков в нашей компании является одной из самых минимальных по рынку и в среднем составляет от 15000 до 30000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера по растаможке грузового авто в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество оказываемых нами услуг Вас приятно удивят!

Едем вниз: что ждёт российский рынок коммерческих автомобилей

В рамках деловой программы выставки Comtrans 2020 маркетинговое автомобильное агентство Russian Automotive Market Research и аналитическое агентство «Автостат» представили свои прогнозы развития российского рынка коммерческих автомобилей.

Выставка «Комтранс» сегодня не столько смотр видимых достижений производителей грузовой техники, сколько прогноз перспектив их приживаемости в нашей стране. Санкции, утилизационный сбор, падение цен на нефть, спад в собственной экономике, общая политическая ситуация в мире — сопутствующих факторов, влияющих на производство и продажу грузовиков в России, целое море. Вот почему большого смысла в долгосрочных прогнозах аналитики не видят, высказывая осторожные прикидки на ближайшие три-пять лет. Своими изысканиями в этой области поделились два уважаемых института.

Едем вниз: что ждёт российский рынок коммерческих автомобилей

Глава Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи, предваряя свое выступление, заметила, что ее прогноз построен на общемировых трендах, которые, как в зеркале, нашли свое отражение в нашей стране. Вначале о текущей ситуации с грузовыми автоьмобилями в России. Она такова, что сегодня на один новый проданный грузовик приходится шесть подержанных. Традиционный лидер рынка — КАМАЗ. За рассматриваемый период, январь-август 2020 года, реализовано 17,93 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 7,9% больше, чем в прошлом году. Однако на фоне роста продаж грузовых автомобилей отечественных марок наблюдается падение спроса на технику европейских брендов. Особенно заметно это у большой семерки. Марка VolvoTrucks с января по август этого года в России просела на 13,5% по отношению к 2020 году. Чуть хуже дела у Mercedes-Benz — 19,6%. Несколько лучше у Scania — 15,3%. Но есть результаты вообще печальные: DAF с его проданными 1235 грузовиками откатился аж на 26,7% по продажам, если сравнивать его нынешние успехи с прошлым годом. Напомню, что в лучшие времена, в 2013 году, на каждый новый проданный грузовик в России приходилось всего три подержанных. Зато сейчас у нас вырос спрос на импортные шасси — все больше самосвалов, коммунальной техники и других специализированных надстроек отечественного производства базируется на импортной базе. По мнению госпожи Арабаджи, особенно в этом деле преуспели те же Volvo и Mercedes.

Едем вниз: что ждёт российский рынок коммерческих автомобилей

Теперь о так сказать приживаемости новой грузовой техники в российских регионах. Первое место держит Московская область. За январь-август этого года здесь было приобретено почти 4,5 тыс. грузовиков. Результат по сегодняшнему дню солидный, однако в прошлом году область, взявшая Москву в кольцо, была еще щедрее на закупки — 5,3 тысячи машин. На втором месте столица с результатом 4,1 тыс. грузовиков — спасибо реновации и бесконечному сериалу «расширение дорожной сети Москвы в целях повышения пропускной способности и т. д.». Третье место — за северянами, Ханты-Мансийский автономный округ. Там приобрели 2,38 тыс. единиц техники. Затем следуют Поволжье, Урал и Сибирь с финишем в Тюменской области, где с января по август грузовое «поголовье» увеличилось на 720 новых грузовиков.

А вот где ситуация более-менее стабильная, так это в стане автобусов. За вышеозначенный период рынок новых машин для пассажирских перевозок вырос на 7%! В передовиках — наши бренды. Павловский автобусный завод реализовал за прошедшие 8 месяцев более 5 тысяч единиц техники, динамика продаж составляет 16% к прошлому году. Второе и третье места тоже российские — ЛиАЗ и НефАЗ. Иностранцы лишь на 4‑м месте, это китайский Yutong. Бренд хотя и показывает минус 12,2% по сравнению с отчетным периодом прошлого года, однако ведет агрессивную маркетинговую политику. (Yutong буквально завалил эту выставку своими моделями в разных классах, одну из которых возвел даже в разряд мировой премьеры.)

По итогам своего обзора глава Russian Automotive Market Research спрогнозировала три варианта развития событий к 2024 году: оптимистический, базовый и пессимистический. Разлет от плохого (52,16 шт.) до хорошего (63,51 шт.) небольшой, всего чуть более 11 тыс. грузовиков, что позволяет говорить об очень сдержанном оптимизме в деле наращивания производства. Напомним, что в 2013 году в России грузовиков всех марок было произведено почти 80 тыс. штук.

Едем вниз: что ждёт российский рынок коммерческих автомобилей

«Автостат» в своих исследованиях «заглянул» в будущее всего лишь до 2021 года. Виктор Пушкарев, замначальника отдела аналитики, тоже начал с нынешней ситуации. Рынок коммерческих автомобилей во всех сегментах в минусе: у легких (LCV) — 1,3%, среднетоннажных (MCV) — 5% и у тяжелых грузовиков падение 0,5% по отношению к прошлому году. Аналитики «Автостата» связывают грядущие улучшения в наращивании производства легкой коммерческой техники и грузовиков лишь с усилением роли государства, ставя в пример пока немногочисленные программы помощи и другие субсидирования при покупке. Хотя за скобками явно читалось, что, по версии «Автостата», в ближайшем будущем главный покупатель — государство, а не частный бизнес. Он не борец из-за общей экономической нестабильности, а как следствие — снижение спроса. Да и откуда взяться росту рынка LCV в нашей стране, если по статистике в России годовая численность малых предприятий неуклонно снижается? Средний возраст машины среди тяжелых грузовиков у нас равняется 20,6 годам с тенденцией к его увеличению. Прибавьте к этому все возрастающую цену на автомобильное топливо, и получается, что нынешний бизнес покупать новые грузовые автомобили не готов в принципе. Аналитики подсчитали, что с 2014 по 2020 годы снижение доли численности потенциальных покупателей новых автомобилей среди MCV и HCV снизилось на 24%. На рынке автобусов этот показатель еще плачевнее. За прошедшее десятилетие, с 2008 по 2020 годы, доля потенциальных покупателей сократилась на 54%! Прогноз по всем грузовым сегментам специалист «Автостата» тоже разделил на три: оптимистический, средний и плохой. Если все пойдет хорошо, то к 2022 году легких коммерческих фургонов произведут 123 тысячи штук. Если нас накроет низкая цена на нефть, плюс доллар и прочие санкции, то мы получим всего 106 тысяч авто. По среднетоннажным грузовикам расклад такой: отлично — 22 тыс. штук, плохо — 18,5 тысяч. Тяжелые грузовики к 2021 году: оптимистичный прогноз — 66 тысяч, пессимистичный — 58 тыс. штук.

Расклады у аналитических агентств практически одинаковы — самые радужные перспективы не выходят за рубеж в 66 тыс. грузовиков ежегодно. Выводы аналитической бухгалтерии, кстати, полностью совпали с представленными экспонатами нынешней выставки. По большому счету новинка была лишь одна — «ГАЗель NN», которая, кстати, попадет в серию как раз к 2020–2021 году. Все остальные производители показали машины, уже так или иначе засвеченные специалистам по другим выставкам и пресс-показам. Какие новинки? Продать бы то, что сейчас на конвейере. (Подробный отчет о выставке читайте в этом номере.) В этой связи отчеты и прогнозы напомнили известную советскую шутку: пессимист — это хорошо информированный оптимист. Но надеемся, конечно, на оптимистический сценарий.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: