Гоночный КРАЗ с мотором от танка дал бой Мерседесам на трассе в Германии


КрАЗ: необычные автомобили Кременчугского завода

Сам завод в Кременчуге был основан в 1945 году, но до конца 50-х специализировался на сельскохозяйственной технике. Лишь в 1959-м из ворот завода выехали два первых грузовика КрАЗ-222.

Удивительно, но КрАЗ — это один из немногих советских заводов, который не только пережил все потрясения 90-х и 2000-х, но и успешно производит огромную — более сотни моделей! — гамму продукции в военном и гражданском секторах. Мы же заглянем в прошлое и посмотрим, что необычного было в КрАЗах, бороздивших необъятные пространства Советского Союза.

1959 год, КрАЗ-222 «Днепр». Первая серийная модель завода. Ничего необычного в ней нет, но мы решили начать обзор именно с неё — для истории. Потому что классика!

1961 год, дизель-троллейвоз ДТУ-10 на шасси КрАЗ-219. Построен в единственном экземпляре институтом УкрНИИпроект для легендарной троллейбусной линии Симферополь — Ялта.

1961 год, опытный КрАЗ-250. На деле модель «250» пошла в серию совершенно в другом дизайне в 1978 году. Это самая первая попытка создать новое семейство на смену 222-м. Обратите внимание на округлую цельнометаллическую кабину.

1976 год, КрАЗ-6434. Четырёхосный шарнирно-сочленённый монстр в серию так и не попал.

1982 год, КрАЗ ЧР-3120. Военная разработка в рамках проекта «Открытие». Буквы «ЧР» обозначают «чертёж разовый», то есть это по сути ходовой макет. В производство автомобиль не пошёл из-за дороговизны и сложности технических решений.

1982 год, КрАЗ ЧР-3130. Дальнейшее развитие модели 3120. Основным отличием была унификация узлов с серийным КрАЗ-260, но в серию 3130-й тоже не попал.

1989 год, КрАЗ-7Э6316 «Сибирь». Финальный аккорд проекта «Открытие», работа над семейством прекратилась с распадом СССР в 1991 году. Приятно, что один экземпляр этой модели сохранился, был отреставрирован и находится в автомобильном музее.

1967 год, BelAZ-256B. Не удивляйтесь, что написано «БелАЗ». Это чистой воды КрАЗ, который делался в Кременчуге, и от БелАЗа здесь только шильдик. Дело в том, что в странах Африки марка БелАЗ была хорошо известна как поставщик карьерных самосвалов, а вот о КрАЗе никто не знал. Поэтому на экспорт в Африку 256-е шли под маркой жодинского завода.

1986 год, КрАЗ 256Б1−030. Автомобиль, в спешном порядке созданный для работы в зоне радиоактивного заражения. Вместо кабины — одноместная свинцовая капсула. Всего было сделано 18 таких машин, по окончании ликвидации аварии на ЧАЭС все были уничтожены.

1967 год, КрАЗ-Э259Б. Думаете, это МАЗ-500? Нет, конечно. Просто с 1962 по 1967 годы, когда разрабатывалось первое семейство «кразовских» бескапотников, использовались кабины Минского автозавода.

2014 год, завершим взглядом на современную продукцию КрАЗ. Бронеавтомобиль KrAZ Shrek One TC построен на базе КрАЗ-5233 в соответствии с нормативами MRAP.

2014 год, медицинская версия KrAZ Shrek One Amb.

Технические характеристики КрАЗ-255

Недолго думая, кременчугские конструкторы снабдили новый на то время КрАЗ дизельной «восьмеркой» объемом 14.9 л. Тяговое усиление при этом достигало 883 Н.М., а мощность – 240 лошадиных сил. С такой оснасткой «кремень-авто» мог легко набрать скорость 71 км/час. Система охлаждения вмещала более 50 л жидкости, тогда как масла требовалось 32 литра.

Пожалуй, эта цифра напугает даже владельцев Dodge Nitro. Конечно же, преимущества данного тягача заключались отнюдь не в удобном салоне. Формула 6х6 значит, что у КрАЗа было три ведущих моста. Следовательно, любая, абсолютно любая трасса не представлялась для кременчугского вездехода чем-то серьезным. Помимо собственного веса, этот брутальный седельный тягач мог без проблем захватить с собой 10 тонн груза, практически не теряя при этом своих эксплуатационных характеристик.

Мотор

В роли двигателей внутреннего сгорания на автомобиле были использованы силовые агрегаты с хорошими рабочими объемами под наименованием ЯМЗ-238. Разработка шла в 1950-ом году. В качестве горючего, применяли самую стандартную солярку (дизель). Интересно то, что его качество не играло особую роль – ведь в камере сгорания в одинаковой мере неплохо горело горючее класса ЭКТО и ветхая СССР-вская солярка.

ЯМЗ-238-ой обладает такими отличительными элементами устройства:

  • Современная модификация получила оснастку турбонаддува (раньше он не устанавливался);
  • Мотор может идти с шестью либо восемью цилиндрами;
  • Число рабочих тактов – 4;
  • За систему питания отвечает топливный насос высокого давления (ТНВД) с механическим приводом;
  • Блок цилиндров выполнен из чугуна;
  • За охлаждение функционирующего мотора отвечает охлаждающая жидкость;
  • Цилиндры получили расположение к друг другу под 90 градусов (V-образный вариант);
  • Подразделение нижневального механизма – OHV, где клапаны расположились вверху;
  • Расстояние от НМТ до ВМТ составляет 140 мм.

Исходя из того, что за систему питания двигателя отвечает простой механический топливный насос высокого давления, то на каждый из цилиндров идет своя личная насосная станция. А они уже предоставляют непосредственный впрыск топлива (солярки). Благодаря этому был достигнут такой огромный крутящий момент (1765 Н/м). Объем равняется 15 литров. В самом развале блока цилиндров свое место нашли впускные магистрали. OHV поместился наряду с коленвалом. Приводит его в движение пара шестеренок, какие прикреплены впереди корпуса мотора. Было установлено количество клапанов на каждый поршень – по 2 клапана.
Характеристики двигателя

МодификацияТип двигателяОбъем двигателяМощностьКоробка передачиРазгон до 100км/час, с.Максимальная скорость км/ч
КрАЗ 255 14.9 MTДизель14860см³240 л.с.Механическая 5ст.71

Трансмиссия

Если говорить о сцеплении, то на Кременчугский грузовик, была использована ЯМЗ-238, которая обладала двумя дисками. Кроме того, были периферийнее пружины и механический привод выключения. КПП модели ЯМЗ-236Н обладала пятью скоростями, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой, и пятой скорости. Раздаточная коробка КрАз 255 имела 2 ступени, а также поставлялась с межосевым блокируемым дифференциалом заднего и среднего моста. Раздатка управлялась с помощью трех рычагов. Карданная передача заключалась из пяти валов: КП – раздатка, раздатка – передний мост, раздатка – средний мост, раздатка – задний мост (пара валов с промежуточной опорой). Главная передача ведущих мостов была двойная, в арсенал которых входили конические спиральные и цилиндрические прямозубые шестерни.

Устройства трансмиссии

  • Фрикционное подразделение сцепления;
  • Обладает двумя дисками;
  • В устройстве присутствуют цилиндрические пружины;
  • Диски функционируют без смазки и масляной ванны.

По той причине, что Кременчугский автомобильный завод разрабатывал грузовой автомобиль КрАЗ-255 вполне давно, на нем не предусмотрена возможность установки автоматической коробки передач. Исходя из этого, машина работает в паре лишь с механикой, которая следующими особенностями строения:

  1. Использованы неподвижные оси валов;
  2. Есть шестерни, какие находятся в постоянном зацеплении (убирая шестерни 1-й и задней передачи);
  3. Коробка передач – трехходовая;
  4. Наличие пяти скоростей;
  5. Присутствуют синхронизаторы, какие возмещают неимение делителя (который применяется в КамАЗе) и функционируют на 2-3 и 4-5 передачах.

Сама раздатка обладает такими особенностями и техническими характеристиками:

  • Подразделение – механическая;
  • Имеет вал для отбора мощности (применяется к лебедке);
  • Обладает парой ступеней и межосевым дифференциалом.

Карданная передача имеет несколько главных деталей:

  1. Валы открытого вида;
  2. Промежуточные опоры;
  3. Карданные валы.

В оснастку КрАЗа входят три ведущих моста, с помощью которых он известен по всему миру, как весьма проходимый грузовик. Передний мост обладает некоторой особенностью – находятся ШРУСы. Как раз они передают крутящий момент на передние колеса при повороте. Подвески грузовика КрАЗ-255 имеют такие характеристики:

  • Установленная впереди — лежит на двух полуэллиптических рессорах, которые снабжены двумя гидравлическими амортизаторами, работающими в обе стороны;
  • Помещенная сзади — опирается на пару продольных полуэллиптических рессор, которые оснащены тремя парами реактивных штанг.

Тормоза

Функционируют с барабанным устройством, где разжим осуществляется при помощи кулачка и тормозных цилиндров. Применяется двухконтурный пневматический привод, где 1-й идет на передний и средний мост, а 2-й — на задний. Стояночный тормоз является трансмиссионным, барабанным с приводом на механике. Устанавливается на выходном валу раздатки и передается на задний мост. Существует и запасная тормозная система – один из контуров функционирующего тормоза.

Вспомогательный – замедлитель, установленный в двигатель, у которого есть пневматический привод включения. Тормоз прицепа заключается в комбинировании. Более того есть влагоотделитель, которые имеет термодинамическую очистку сжатого воздуха от влажности, а также предохранитель от примерзания конденсата на спирту.

Система тормозов выполнена в стандартном типе и рознится только немалой массой. В нее входят:

  1. Колодки тормозов;
  2. Барабаны тормозов;
  3. Наличие пневматического привода и вакуумного усилителя;
  4. Вспомогательный тормозной двигатель (производит замедление).

Размер тормозного пути грузового автомобиля при скорости 40 км/ч составляет 17 метров, а при той же скорости, но с прицепом – 18.5 метра.

Вспомогательное оборудование

На КрАЗ-255 устанавливается не только военное оборудование, а и гражданское. Машина имеет:

  • Устройство для предстартового обогрева мотора;
  • Функция регулировки давления воздуха в колесах (на модификациях 255Б и 255В);
  • Конструкция лебедки (на машинах 255Б и 255Л);
  • Спецоборудование для перемещения леса;
  • Устройство для сцепки.

В 1979 году была запущено в строение усовершенствованная модификация КрАЗ-255 Б1, какая по технической начинке не сильно отличалась от стандартной версии – данная модификация имела отдельный тормозной привод. Начиная с 1970-х годов, машина претерпела изменения, которые касались внешнего облика машины – теперь фары и указатели поворотов стали помещать в прямоугольные металлические коробки. До рестайлинга они находились раздельно.

Кременчугская грузовая машина оборудовалась парой топливных баков, в каждом из которых вмещалось 165 литров солярки. При таком объеме бака запаса хода хватало на 750 километров. Расход горючего равнялся 30-40 литрам на 100 километров. Чтобы развернуться, Кразу необходимо 14.5 метров дорожного покрытия. При особых потребностях машина способна преодолеть небольшой брод, глубина которого не больше одного метра.

Исходя из того, что машина вполне габаритная, объем расходников достаточно большой. КрАЗ располагает таким перечнем расходников:

  1. Система охлаждения требует 51 литр тосола либо антифриза;
  2. Для хорошей смазки мотора во время его функционирования требуется 32 литра моторного масла;
  3. Гидроусилитель требует 3.9 литра;
  4. Для смазывания раздатки необходимо 16 литров масла;
  5. Картер руля требует 1.25 литра масла;
  6. Все 3 моста необходимо заполнять 12-ю литрами специализированного трансмиссионного масла;
  7. Для адекватной работы каждому амортизатору необходимо 0.75 литра масла.

Не обращая внимания не год производства грузового автомобиля и применение в устройстве отживших систем, он до сегодняшнего дня продолжает встречаться на дорогах. Это происходит по разным причинам:

  • Он обладает надежными качествами и характеристиками;
  • Хорошей ремонтопригодностью;
  • Все требуемые детали можно приобрести без особого труда;
  • Низкая ценовая политика, особенно, беря во внимание оппонентов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: